Как применяется лечение музыкотерапией и что это за техника

Музыкотерапия – это методика, помогающая пациентам в процессах реабилитации или восстановления после перенесенных заболеваний. Она помогает корректировать поведенческий фактор при многих отклонениях в психике. Например, избавиться от депрессивного состояния, адаптироваться людям с нарушениями аутистического спектра, зрения, слуха. Нередки случаи, когда отмечается положительная динамика у детей с задержкой развития, как физической, так и умственной, вплоть до тех, кому диагностирован синдром Дауна.


Музыкотерапия — методика реабилитации после перенесенных заболеваний.

Музыкотерапия – что это такое

Возможность воздействовать на организм с помощью звуков не всеми оценивается как правильное решение. Большинство людей воспринимает медицину как врачебное вмешательство, хирургическое или медикаментозное. До сих пор некоторые с цинизмом относятся к гипнозу и помощи психологов.

Однако сегодня эта методика завоевывает свой авторитет у пациентов и их близких. Излечить с помощью правильно выстроенных звуков отравление или заражение крови невозможно. Но врачи всего мира рассматривают музыкотерапию как метод психологической коррекции физиологических и психосоциальных аспектов расстройств личности.

Этот способ воздействия на человека позволяет повлиять на такие процессы, как память, мышление, внимание, душевное равновесие личности, активировать ее творческий потенциал.

История и происхождение

Лечение музыкой началось очень давно. Первое упоминание о том, что с ее помощью удалось достичь душевного успокоения человека, есть в Библии. Притча рассказывает о том, как пастух Давид, услаждая слух царя Саула игрой на гуслях, сумел «изгнать» тревожащий его «злой дух».


Аристотель с успехом использовал эту методику.

Исторические документы доказывают, что еще Аристотель, Платон, а также Пифагор с успехом использовали эту методику в целительных процессах. Их практику оценил и продолжил развивать в XII в. врачеватель Мхитар Гераци из Армении.

В начале XIX в. музыкотерапия оформилась в несколько школ:

  • шведскую (основатель – А. Потнвик);
  • немецкую (Кениг, Келер, Швабе);
  • французскую (А. Томатис);
  • американскую.

Российские ученые стали изучать это направление в медицине в конце XIX в. – начале XX в. Самыми яркими представителями его были:

  • Р. Блаво;
  • В. Бехтерев;
  • С Шушарджан;
  • И. Сеченов;
  • В. Петрушин;
  • И. Догель;
  • В. Элькин;
  • И. Тарханов;
  • М. Люшер.


Российский ученый Р. Блаво стал изучать музыкотерапию в медицине.

Чем объясняется влияние на человека

Звуковые волны, издаваемые инструментом или голосом, посылают импульсы в мозг живого существа. Вследствие этого нервная система активизируется, приходят в тонус мышцы и органы организма, увеличивается выброс гормонов в кровь.

Ритм музыкального произведения стимулирует физиологические процессы, успокаивает либо раздражает, тонизирует, блокирует либо нормализует некоторые функции органов.

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, используемый для восстановления, поддержания психического и физического здоровья и содействия его укреплению [1]. Особенно большое место этот метод занимает при немедикаментозном лечении хронических соматических болезней и заболеваний нервной системы.

В настоящее время музыкотерапия развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, рефлексологии, психологии, музыковедения. В европейских странах, в частности в Германии, активно изучается теоретический аспект музыкотерапии, в то время как в США этот метод развивается больше в практическом аспекте [2]. Определенный вклад в развитие музыкотерапии внесли и отечественные ученые. Напомним, что на рубеже XIX—XX вв.еков в исследованиях В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова были приведены данные о благотворном действии музыки на ЦНС и функцию других систем организма.

Большое значение придается воздействию музыки на психику человека. Предполагается, что под влиянием музыкотерапии пациент должен приобрести возможность свободней и эффективней функционировать в окружающем мире, а также достичь большей психической и физической стабильности [3].

При реализации описанного эффекта квалифицированный музыкотерапевт решает терапевтические задачи совместно с лечащим врачом при участии пациента. Музыкотерапия в этом случае является как частью психотерапевтического процесса, так и самостоятельным методом.

Музыкотерапию разделяют на три основные формы: рецептивную, активную, интегративную [4].

Рецептивная (пассивная) музыкотерапия. В ходе такой формы терапии пациент не принимает активного участия в процессе музыкотерапевтического сеанса, занимая позицию слушателя. В зависимости от этапа лечения или психического состояния пациента ему предлагают прослушать те или иные музыкальные композиции, созвучия, звуки [1]. Существует три вида рецептивной музыкотерапии: коммуникативная (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия); реактивная (направленная на достижения катарсиса); регулятивная (способствует снижению нервно-психического напряжения).

Активная музыкотерапия основывается на активной музыкальной деятельности пациента: воспроизведении, фантазировании, импровизации. Для этого могут быть использованы как различные инструменты, так и человеческий голос. Известно, что пение эффективно при лечении нарушений речи, в том числе для управления дыханием и ритмом речи пациента, улучшения артикуляции [5], в то время как для восстановления координации движений используется музицирование на инструментах, в том числе игра в ансамбле.

Интегративная музыкотерапия сочетает музыку с другими видами искусства. Пациентам предлагаются создание стихов и рассказов после прослушивания музыки; пантомима, пластическая драматизация под музыку, музыкально-подвижные игры; рисование и лепка, песочная терапия под музыку [6].

Различают следующие основные направления лечебного действия музыкотерапии: 1. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы; 2. Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); 3. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; 4. Повышение эстетических потребностей.

Физиологическое воздействие музыки на организм человека обосновывают тем, что нервная система, а с ней и мускулатура способны усваивать ритм. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сферах. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Согласно данным исследований, отдельные элементы музыки (ритм, тональность) способны вызывать состояния, адекватные характеру раздражителя: минорные тональности оказывают депрессивный эффект; быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, вызывают отрицательные эмоции; мягкие ритмы, консонансы успокаивают; диссонансы возбуждают [3].

Во многих источниках отмечается, что музыка может быть использована в целях коррекции личностного развития, в том числе для регуляции психосоматических и психоэмоциональных процессов [7].

Психологическими механизмами благоприятного воздействия музыкотерапии считаются: релаксация, катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния, избавление от гнетущих чувств), облегчение осознания собственных переживаний, конфронтация с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок. Седативная (релаксационная) функция достигается посредствам специально организованной музыкальной деятельности, благодаря чему снимается мышечное и эмоциональное напряжение, восстанавливаются физические и эмоциональные силы. Для достижения стимулирующей функции используется мажорная ритмичная танцевальная музыка, в результате происходит мобилизация и активизация физических и эмоциональных возможностей человека [8].

Широкое распространение получили групповые формы музыкотерапии. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. В ходе занятия группа прослушивает специально подобранные музыкальные произведения, после чего обсуждает собственные переживания, воспоминания, фантазии, возникшие в ходе прослушивания. Программы музыкальных произведений разрабатываются по принципу постепенного изменения настроения, динамики и темпа композиций, с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Активный вариант музыкотерапии также используется в групповой работе. Он представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность, в ходе которой участники терапии могут играть на различных музыкальных инструментах (вступать в музыкальный диалог друг с другом, проигрывать определенные ситуации и темы) или петь хором [1, 2].

Перечисленные выше виды музыкотерапии не имеют ограничений по возрасту и не зависят от музыкальных способностей. Могут применяться при коррекции эмоциональных нарушений, осложнений, связанных с возрастным развитием, в том числе при работе с преодолением поведенческих проблем у детей с умственными или физическими отклонениями [5]. Так, например, во многих зарубежных реабилитационных программах предусмотрены программы, направленные на реабилитацию детей с ранним детским аутизмом (РДА) [9—12]. Описываются также случаи применения музыкотерапии как средства педагогического регулирования эмоционального состояния детей — как младших школьников с проблемами в развитии, так и подростков с девиантным поведением [10].

Данные литературы [13] свидетельствуют также о том, что применение музыкотерапии способствует положительной динамике при лечении и реабилитации взрослых с острыми и хроническими неврологическими заболеваниями, в том числе демиелинизирующими [13].

В одном из первых больших исследований на обсуждаемую тему, опубликованном в 1989 г., авторы оценивали эффективность групповой музыкальной терапии при рассеянном склерозе (РС) на протяжении 2 лет у 225 пациентов, которые принимали участие в групповой музыкальной терапии в течение 4—6 нед [14]. Основными темами групповых курсов были проблемы, связанные с РС, например недееспособность, неуверенность, тревожность, депрессия, низкая самооценка и т. д. Полученные в ходе исследования данные указывают на то, что групповая музыкальная терапия может применяться не только в качестве метода психологической поддержки, но и как самостоятельная стратегия преодоления стресса и бытовых проблем, вызванных основным заболеванием. В другом исследовании [15] оценивали влияние музыкотерапии на силу дыхательной мускулатуры у тяжело больных РС, имеющих риск развития пневмонии из-за слабости дыхания. Обсуждаются результаты наблюдения за 20 больными (10 пациентов в активной группе, 10 — в контрольной). Отмечено повышение силы дыхательных мышц у 8 из 10 больных в активной группе, хотя статистически достоверного отличия от группы сравнения получено не было из-за малого числа наблюдений [15].

Еще в одном исследовании, проведенном в Германии, эффективность активной музыкальной терапии при лечении РС изучали по влиянию на депрессию и тревожность, динамике по шкалам самооценки и оценки качества жизни, а также по когнитивным и функциональным параметрам. Включены результаты наблюдения за 20 больными РС в возрасте от 29 до 47 лет (10 больных в активной группе, которые получали 3 блока музыкотерапии в течение 1 года по 8—10 сеансов, 10 пациентов составили контрольную группу). Показатели нейропсихологического тестирования оценивали до и через 3 мес после курса. С течением времени в активной группе, получавшей музыкотерапию, авторы наблюдали существенные улучшения по показателям самооценки, выраженности депрессии и тревожных состояний [16].

В опубликованном в 2006 г. обзоре [17] были обобщены результаты 7 опубликованных к тому времени контролируемых исследований использования музыкотерапии при Р.С. Авторы отметили, что все исследования тогда носили предварительный, пилотный характер. Тем не менее результаты всех исследований однозначно указывают на уменьшение депрессии и тревожности. Бо́льшая польза музыкотерапии в психосоциальном и эмоциональном плане отмечена именно при комплексном ведении пациентов с РС.

Проведен ряд контролируемых исследований по применению музыкотерапии у больных РС. В США была проведена серия исследований [18, 19] влияния музыкотерапии как мнемонического приема на когнитивные функции больных Р.С. Первое исследование показало, что музыкальные мнемотехники могут облегчить обучение пациентов [18]. В другом исследовании сравнивали эффекты запоминания у 38 больных, причем 20 из них запоминали с использованием музыки, а 18 — только речи. Корреляционный анализ показал, что у пациентов с РС музыкальная поддержка запоминания оказалась более эффективной, чем речевая [19]. В одном из последних исследований [20] изучали музыкальную идентичность пациентов с РС для оценки психологического состояния больных. Авторы описывают метод «музыкальной автобиографии», который представляет собой эффективный терапевтический инструмент, с помощью которого пациенты описывают себя. Использование этой техники помогает в восстановлении самоидентичности и повышает качество жизни пациентов с Р.С. Восемь взрослых пациентов были опрошены после выбора 10—15 музыкальных произведений, наиболее значимых для них. Было установлено, что по музыкальным предпочтениям больных характеризуют личные, социальные, временны́е и межличностные особенности. Показано также [21], что напоминание пациентам с РС музыкальной истории улучшает их самочувствие и осведомленность, а также обеспечивает альтернативный путь самовыражения, активизируя и улучшая аффективную память и способствуя достижению чувства целостности.

На практике доказано, что музыкальная терапия может способствовать облегчению болевого синдрома и уменьшению нервного напряжения больного. Так, исследование австрийских ученых [22] показывает, что использование музыкотерапии в сочетании с расслабляющими упражнениями эффективно влияет на процесс выздоровления. Больные (65 человек в возрасте от 21 года до 68 лет), страдающие хроническими болями после операции, прослушивали определенную музыку по 25 мин в день в течение 3 нед. По окончании исследования пациенты отметили улучшение сна и снижение болевых ощущений.

Известно, что прослушивание музыки позволяет снять напряжение, что может способствовать облегчению болевых ощущений. В одном из последних исследований [23], проведенном авторами из Германии и Великобритании, изучалось влияние музыкотерапии на состояние женщин с синдромом фибромиалгии. В исследовании принимали участие 30 женщин, средний возраст которых составлял 50 лет. Испытуемые прослушивали определенную музыку 5 раз в день в течение 2 нед. Результаты исследования подтвердили, что прослушивание музыки с целью активации или расслабления увеличивает контроль над восприятием боли. Авторы утверждают, что для достижения большего эффекта необходимы не только пассивное прослушивание музыки, но и музицирование, хоровое пение [23].

Методики музыкотерапии достаточно разнообразны и могут включать в различные программы, предусматривающие использование музыки не только в комплексной терапии, но и отдельно в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование).

Для каких целей применяется

Чаще всего к такой методике прибегают в психотерапии для борьбы с неврозами, психозами, шизофренией, неврастенией, бессонницей. Иногда музыкальная терапия помогает снизить симптомы бронхита, гастрита, язвы, болезней сердца, мочеполовой системы.

Отвлечение от болей

Расслабляющее действие музыки позволяет пациентам забыть о плохом, настраивает его на позитивный лад. Любое психологическое отвлечение от происходящего обладает временным обезболивающим эффектом. Он не настолько силен, как медикаменты, но иногда необходим. Особенно это важно для аллергиков.


Действие музыки отвлекает от боли и настраивает на позитивный лад.

При болезнях нервной системы

Певица, музыкант, поэт, композитор Алиса Апрелева утверждает, что музыка способна творить чудеса. Она помогает людям восстанавливаться при:

  • коме;
  • инсультах;
  • черепно-мозговых травмах.

Врачи отмечают, что правильные звуки положительно влияют на состояние пациентов с болезнями Альцгеймера, Хантингтона, Паркинсона, с боковым амиотрофическим склерозом, ДЦП.

Психотерапия и психологическая коррекция

Звуковые волны, выстроенные гармонично, нормализуют эмоциональный фон, помогают формировать новые навыки общения. Таким образом пациент определяет для себя иные жизненные ориентиры, социализируется.


Звуковые волны нормализуют эмоциональный фон.

Этот процесс очень индивидуален. Некоторые душевнобольные при звуках их любимых мелодий сразу же успокаиваются, становятся послушными. Иные любят засыпать под трансляцию выступлений симфонического оркестра. Но иногда наблюдается противоположная реакция, когда пациент испытывает негативные эмоции.

Этот вид терапии – лишь дополнительный способ борьбы с заболеваниями. Отказ от основного лечения может сильно ухудшить ситуацию.

Цель проведения музыкотерапии

Некоторые жанры музыки оказывают успокоительное действие, дают расслабляющий и умиротворяющий эффект – это уже давно не вызывает сомнений. Кроме того, мелодия, применяемая в музыкотерапии, влияет на общий фон настроения. Это не зависит от способностей слушателя, и происходит само по себе.

В целом, курс коррекции с помощью такой терапии может включить в себя следующие цели:

  • Эмоциональная разрядка.
  • Регулирование эмоционального состояния.
  • Борьба с личными неурядицами.
  • Уменьшение уровня стресса.

Также считается, что некоторые композиции способны помочь в борьбе с некоторыми физическими недугами.

Виды музыкотерапии

Вкусы у людей разные. Одному нравятся фуги Баха, другому – сонаты Бетховена, а третий предпочитает вальсы Шопена. Кто-то любит слушать музыку в одиночку, другому предпочтительно в этот момент видеть лица других слушателей, чтобы наблюдать, насколько их реакция отличается от его. Важно верно подобрать вид произведения, форму воздействия на пациента, число участников во время сеанса, способ взаимодействия с музыкой.

Музицирование

Этот вид самовыражения помогает в стрессовых ситуациях, в состоянии депрессии. Никто не знает, какие бури бушуют внутри внешне спокойного замкнутого человека, привыкшего подавлять свои эмоции. Накапливающиеся внутри чувства могут спровоцировать тяжелый нервный срыв.


Музицирование помогает в стрессовых ситуациях.

И если позволить такому пациенту выразить негативные эмоции во время исполнения музыкального произведения, то легко избежать негативных последствий.

Очень хорошо подходят в таких случаях прелюдии Скрябина, 2-я часть «Полонеза» Огинского, некоторые сонаты Бетховена и Моцарта.

Клиническая терапия

Такая терапия применяется в профилактических и лечебных целях. В основном это пассивное слушание разноплановых произведений, во время которого врачи производят замеры кровяного давления, мышечного тонуса, дыхания, сопоставляют результаты и составляют план дальнейшего лечения пациента.

Интегративная

У некоторых людей слуховое восприятие развито лишь на практическом уровне. Музыка оказывает слабое воздействие на их эмоции и чувства. В качестве дополнительных способов усиления эффекта звуки произведения сопровождаются визуальными образами: картинами, цветовыми пятнами, танцами.


Для усиления эффекта музыку сочетают с просмотром картин.

Это сочетание музыкального сопровождения с визуальным и образным восприятием, т. е. другими видами творчества, например изобразительным искусством или танцем. На сеансах психотерапевты иногда предлагают пациентам самим нарисовать то, что они чувствуют, либо показать эмоции с помощью движений телом.

Тематическая

Этот вид воздействия на пациента включает в себя не только произведения какого-то автора или певца, но и рассказ о его творчестве, биографии.

Терапия подходит людям, не утратившим коммуникативных функций и умеющим воспринимать информацию.

Фоновая

Негромкая умиротворяющая музыка, правильно подобранная терапевтом, способна вернуть пациента к привычному жизненному укладу. Научные исследования доказали, что и на здоровых людей этот вид терапии оказывает положительное воздействие. Многие специалисты отмечают, что во время звучания любимых произведений у человека поднимается производительность труда, активируется мозговая деятельность.


Хирурги часто работают с включенной тихой музыкой.

Хирурги часто работают, включив в операционной тихую, спокойную музыку, утверждая, что так операция проходит слаженнее.

Музыкотерапия для детей

Достоинства музыкотерапии дают возможность использовать ее в работе с детьми. Безвредность, доступность и простота применения делают ее хорошим решением для многих семей. Родители обычно просят специалиста подобрать комплекс произведений, помогающий справится с возникшими проблемами. Чаще музыкотерапию предпочитают проводить дома, в естественных для ребенка условиях. Даже если необходимы иные методы коррекции, музыкотерапия остается хорошим подспорьем, так как обычно более выгодна и доступна, и финансово и по временным затратам.

Структура детского мозга чувствительна к любым воздействиям. Вибрация и ритмика оказывает воздействие на физическом и эмоциональном уровне, внося гармонию во множество процессов, происходящих в организме.

Чувствительность ребенка дает возможность следить за очагами неправильной деятельности органов, эмоциональным состоянием. При неверном выборе композиций или их однотипности, может возникнуть нежелательный эффект.

Музыкотерапия применяется с самого раннего возраста. Особенно это полезно для детей, которые пострадали от нехватки кислорода. Особенности структуры их мозга не обеспечивают необходимую выработку ферментов, однако терапия музыкой способствует повышению активности их выработки. Это обстоятельство подтверждено множеством исследователей. Наблюдается улучшение в работе сердечно-сосудистой системы, а также дыхательной. Ребенок становится более спокойным, лучше засыпает.

Ранее предполагалось, что воздействие имеет ритм, а не мелодия, однако потом эти теории опровергли – ритмичные звуки угнетающе действовали на клеточную деятельность, затормаживая развитие. Важно это учесть, выбирая музыкальные композиции для младенца. Предпочтительней выбирать классические произведения, но следите за индивидуальными реакциями малыша.

Древнейший вид музыкотерапии – колыбельные. Много столетий назад было замечено благотворное влияние определенных песен на младенцев. Колыбельные объединили в себя сразу несколько факторов развития: интуитивная коррекция мелодии, контакт с матерью. Наличие слов в убаюкивающих композициях оказывает гармонизирующее влияние – они полезней бессловесных мелодий. Колыбельные – отражения культуры, в которой ребенок был рожден, и это на бессознательном уровне оказывает на него успокаивающий эффект.

Терапия применяется в детских коллективах не только, как корректирующий нарушения метод, но и как средство развития. Мелодии положительно влияют на интеллект и творческое воображение, внутреннее формирование эстетического.

Если в семье ребенка принято слушать хорошую музыку, то ему удается лучше социализироваться и находить выход из непростых положений. Таким методом можно расширить детское восприятие окружающего мира, где имеется множество возможностей и путей. Ребенку становится проще демонстрировать чувства, ставить и выполнять задачи.

Формы музыкотерапии

Во время терапии пациент либо сам принимает в ней участие, либо является пассивным слушателем. Исходя из этого различают 2 формы лечения.

Активная

Сюда относятся:

  • музицирование;
  • пение;
  • отбивание ритма (постукивание предметами, притопывание, хлопки в ладоши);
  • дирижирование;
  • движения под музыку (танец, занятие аэробикой, сценическое изображение мимикой или телом мысленных образов);
  • рисование;
  • лепка.


Во время терапии пациент может петь сам.
Активная форма используется только людьми, у которых не отсутствуют двигательные функции. Но даже парализованные пациенты могут, например, постукивать карандашом или покачиваться в такт звучанию.

Рецептивная

Иначе этот вид музыкотерапии может называться пассивным. Его могут использовать все без исключения. Важным фактором здесь является правильно подобранное для прослушивания произведение.

Если мелодия вызывает у пациента излишнее возбуждение, активирует проявление агрессии, злобы или заставляет его плакать, то занятия временно прекращаются.

В таких случаях следует пересмотреть используемый для лечения репертуар.

Формы

Ориентируясь на индивидуальные особенности клиента, психолог выбирает ту или иную форму музыкотерапии:

  • Активная форма предполагает игру клиента на музыкальных инструментах. Активная музыкотерапия включает в себя все, кроме исполнения человеком заученных музыкальных произведений по нотам. Музыкальная импровизация позволяет трансформировать негативные эмоции в положительные переживания. Активная музыкотерапия может выражаться в форме импровизированной игры на барабанах, дудочке, маракасах, бубне, ложках, колокольчиках, трещотках.
  • Рецептивная форма предполагает прослушивание специально подобранных аудиозаписей. Данная форма арт-терапевтической работы сочетается с вопросами психолога, заставляющими клиента обратиться к своему внутреннему миру: «Что вы чувствуете?», «Что происходит с вашим дыханием?», «Какие телесные ощущения вызывает эта музыка?»

Рецептивная форма музыкотерапии распадается на следующие разновидности:

  1. Успокаивающая форма – способствует восстановлению баланса между возбуждением и торможением в нервной системе. Для этой цели используются релаксационные композиции, аудиозаписи звуков леса и моря.
  2. Активизирующая форма – стимулирует активность и инициативность клиента. Предполагает использование маршевых композиций, рок-музыки.

В зависимости от количества участников, музыкальная терапия может быть организована в групповой или индивидуальной форме.

Как применяется музыкотерапия

Большинство приемов являются общими для людей всех возрастов. Но есть такие виды терапии, которые используются только для дошкольников или подростков, зрелых или пожилых людей.

Для детей

Дошкольный возраст насыщен впечатлениями, жаждой познания. Воздействовать на ребенка эмоционально, научить чувствовать музыку, самовыражаться с ее помощью – задача взрослых. И помогает в этом кинезитерапия, когда детям предлагают жестами и движениями изобразить то, что они мысленно видят во время слушания произведения. Такие занятия развивают воображение, убирают внутренние зажимы эмоций и их выражения, снимают стресс.


Ребенок самовыражается с помощью музыки.

Показательным в этом виде музыкотерапии можно назвать упражнение «Полет шмеля» под музыку Римского-Корсакова. Перед его началом ведущий сообщает, что композитор хотел показать несколько минут жизни насекомого, которое питается нектаром, перелетая с цветка на цветок. Далее включается произведение, а детям предлагается движениями показать все, что им представляется в это время.

Взрослые могут тоже принимать участие в процессе, чтобы повысить активность дошкольников.

Упражнение полезно всем детям без исключения, даже тем, у которых нет проблем с психическим состоянием или умственным развитием.

Часто при общении с младенцами или аутистами используется замена речевой способности на коммуникацию с помощью песен. К таковому можно отнести колыбельные. Если ребенок не понимает речи, он запомнит мелодию и при первых ее звуках будет понимать, что надо спать. Для детей можно включать одну и ту же музыку перед едой, прогулкой, умыванием. Так, даже при отсутствии возможности вербального общения в связи с психическими нарушениями, ребенок научится понимать, что от него требуют взрослые.

Для взрослых

Чаще всего зрелые люди страдают от неврозов, депрессии, неврастении. Симптомы этих заболеваний снимаются не только медикаментозно, но и с помощью разных видов специальных музыкальных упражнений. Используются как активные формы, так и рецессивные.


Зрелые люди часто страдают от депрессии и неврозов.

Программа занятий составляется с учетом музыкального вкуса пациента, его образовательного уровня, образа жизни. Вряд ли сельский житель сразу же проникнется классикой, а человеку образованному могут быть неприятны популярная эстрада, рэп, народные и застольные песни.

Среди взрослых людей используют эту форму терапии к пациентам с психическими отклонениями, отставаниями в развитии. Их паспортный возраст часто может не соответствовать физическому. Поэтому лечебные сеансы для такого контингента часто идентичны тем, которые рассчитаны на детей.

Для пожилых людей

Музыкотерапия дает положительные результаты у пациентов с болезнями Паркинсона, Альцгеймера, деменцией и слабоумием, страдающих неврозами, маниакальной депрессией, бредовым расстройством. Упражнения действуют успокаивающе на нервную систему, поднимают настроение. Произведения, связанные с приятными событиями из прошлого, воздействуют на процессы памяти, активируя ее.

Для реабилитации пациента с потерей коммуникативных навыков используют метод заменяемости речевой способности на общение с помощью музыки. Здесь можно обращаться не только к простым детским песням, но и к классическим произведениям.

Музыкотерапия для пожилых людей

Ранее музыкотерапия не слишком применялась с пациентами пожилого возраста, однако потом все же были оценены его положительные моменты – это оказалось настоящим открытием.

Прослушивание музыки стало одновременно способом контакта с окружающим миром и способом его восприятия. Параллельно происходит коррекция имеющихся нарушений. На чем базируется процесс воздействия? Все просто: вибрации музыки резонируют с вибрациями, исходящими от человеческого тела, а также его отдельными системами и клетками. Когда гармония нарушается, вибрации организма меняются – мелодии могут вновь настроить в правильный и привычный ритм. Это заметно при деятельности отдельных систем. Пример: некоторые композиции улучшают память, другие – приводят в норму давление.

С годами гармония организма перестает быть данностью – ей требуется забота и поддержка. Игнорировать эту необходимость нельзя – это грозит заболеваниями тела. Кроме того, психика, ранее справляющаяся с множеством эмоциональных нагрузок, с возрастом более чувствительна, на поверхность всплывают давние психологические травмы.

Популярнейшая сфера использования психотерапии среди пожилых людей: нормализация давления, седативный эффект. Первые сеанс способен продемонстрировать положительные результаты. Нередки случаи, когда эффективность лечения мелодиями была замечена при реабилитации после инсультов, различных осложнений. Из-за повышения активности клеток, процесс восстановления ускоряется.

Лечение доказало свою эффективность в стимуляции интеллектуальных способностей, улучшении мозговой деятельности. В пожилом возрасте это профилактика старческой деменции, любых нарушений памяти. Как известно, показателем молодости организма можно назвать способность поиска новых путей адаптации к окружающим условиям. Это действительно так. Замечено, что если жизнь пожилого человека наполнена разнообразными музыкальными мелодиями, они успешнее адаптируются, находятся в постоянном развитии, осваивают ранее незнакомые отрасли. Важно помнить: этого эффекта нет при прослушивании однотипной музыки. Происходит обратное: человек деградирует в развитии. Это относится не только к пожилому возрасту, но и к любому другому.

При возрастных кризисах музыкотерапия очень важна. Считается, что самый сложный – кризис среднего возраста, но за ним следует не менее важный период, когда меняются цели, мировоззрение, приоритеты. Человек теряет все больше близких людей, возможности тела меняются, как и общий жизненный уклад.

Об этих изменениях говорят нечасто, но по своей силе они не уступают подростковому периоду – их воздействия не менее интенсивны. Человек не знает, как ему адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, чего ждать от себя, от окружающих.

Музыкотерапия дает возможность по-новому выпускать эмоции на свободу, пересматривать отношение к разным событиям. Рекомендуется внимательно вслушиваться в ритм произведений – благодаря этому человеку проще обрести новые стратегии построения дальнейшей жизни. Многие перестают паниковать из-за стремительно бегущего времени. Они будто «замедляются», учатся наслаждаться настоящим, ищут новые возможности для реализации.

Как проводится сеанс терапии музыкой

Очень важно, чтобы во время занятия окружающая обстановка не раздражала, а, напротив, была уютной, располагала к спокойствию и умиротворению.

Обязательно надо обращать внимание на процесс слухового восприятия пациентом. Есть люди с повышенной чувствительностью к звукам. Для них громкость следует снизить, чтобы они ощущали себя комфортно.


Сеанс терапии музыкой должен иметь уютную обстановку.

Примеры упражнений

Отмечают 3 направления в практическом применении музыкотерапии. Во время них используются:

  • кинезитерапия (движения под музыку);
  • способ мысленного перевоплощения с целью переживания негативных моментов и выхода из стрессовой ситуации;
  • рисование во время прослушивания.

Все они дают возможность выброса негативных эмоций изнутри без вреда для себя и окружающих, помогают пережить стрессовую ситуацию и выйти из нее успокоенным и обновленным.

Первый способ основан на том, что участник танцует, занимается аэробикой либо изображает с помощью движений то, что он чувствует.

«Океан»

Это упражнение относится ко 2-му направлению. Оно состоит из таких этапов:

  1. Участник принимает расслабленную позу, чаще полулежа.
  2. Пациент закрывает глаза и старается мысленно увидеть то, о чем просит ведущий.
  3. Включается музыкальное произведение.
  4. Ведущий читает текст.
  5. Участник воображает то, что озвучивает чтец.
  6. По окончании звучания произведения ведущий задает вопросы о состоянии участника, о пережитых им эмоциях.

В тексте на фоне музыкального сопровождения ведущий сначала описывает разбушевавшуюся стихию: «Небо свинцовое, дует сильный ветер. Он поднимает волны, бросает их на скалы».

Затем он сравнивает шторм с неприятностями, которые пришлось испытать участнику в жизни и которые не отпускают его.

Методы, техники и упражнения

Техники и упражнения музыкальной арт-терапии опираются на йогу, дыхательные упражнения, психоанализ, гештальт-терапию, танцевально-двигательную коррекцию, музыкальную импровизацию. Упражнения применяются в виде группового тренингового занятия или же в виде индивидуальной аутогенной тренировки.

Приведу примеры упражнений музыкотерапии:

  1. Упражнение «Океан». Цель упражнения – снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста. Психолог включает аудизапись шума волн, плеска воды, а дети двигаются под эти звуки. Раскачивание из стороны в сторону успокаивает нервную систему, помогает детям научиться чувствовать границы своего тела, обрести чувство комфорта. Ведущий наблюдает за техникой выполнения движений детьми, напоминает, что движения должны быть плавными. Если дети затрудняются в самостоятельном подборе нужных движений, психолог демонстрирует их и просит детей повторять за ним.
  2. Упражнение «Рисуем звуки». Цель упражнения – научить подростков дифференцировать эмоции. Для проведения упражнения понадобятся фрагменты разных аудиозаписей. Психолог включает детям ту или другую композицию. Во время звучания музыки ребята прислушиваются к своим эмоциям. После того, как фрагмент закончился, психолог предлагает участникам нарисовать те чувства, которые вызвала у них данная аудиозапись. Когда рисунки готовы, организуется групповое обсуждение получившихся шедевров.

Показания и противопоказания музыкотерапии

Основными заболеваниями, при которых назначают лечебные сеансы, являются:

  • депрессии;
  • аутизм;
  • спинномозговые травмы;
  • стойкая бессонница;
  • повышенная тревожность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • сниженный иммунитет;
  • когнитивные нарушения;
  • сенсорный дефицит;
  • умственная отсталость и задержка в развитии;
  • неврозы;
  • афазия;
  • возрастные изменения.

Противопоказания могут быть для пациентов с эпилепсией или при полной глухоте. Хотя современная медицина научилась бороться со слуховыми отклонениями.

Однако нельзя этот метод лечения использовать как основной, исключая медикаментозное, хирургическое и другие виды воздействия на организм.

Как работает музыкотерапия

Занятия музыкотерапией оказывают комплексное воздействие на человека. С точки зрения физиологии, курс занятий работает следующим образом:

  • стимулирует в организме выработку серотонина, выравнивая гормональный фон;
  • нормализует сердечный ритм, снижая артериальное давление;
  • нормализует кровообращение и дыхание;
  • формирует выносливость;
  • сочетание музыкотерапии с другими направлениями арт-терапии нормализует работу жизненно важных органов человека.

Коррекционные занятия с использованием музыкальных методов оказывают положительное действие на психические структуры личности:

  • устраняют депрессивные переживания, снижают выраженность панических атак;
  • устраняют девиации в поведении;
  • снижают возбудимость нервной системы.

Общее положительное воздействие музыкальных форм арт-терапии проявляется в:

  • стабильности эмоционального фона человека;
  • отсутствии навязчивых мыслей и действий;
  • нормализации режима дня;
  • улучшении памяти и произвольного внимания;
  • высокой работоспособности;
  • успешной социализации.

Эффект Моцарта и музыкотерапия

Заговорили о нем в начале 90-х гг. прошлого столетия. Ученые из Калифорнийского университета в 1993 г. поведали миру о результатах своих опытов. Испытуемые после прослушивания произведений композитора лучше справлялись с логическими задачами в тестах.

Еще активнее стали обсуждать лечебный эффект классики после заявления Жерара Депардье. Он объявил, что по совету своего психотерапевта по 2 часа ежедневно в течение нескольких недель слушал произведения Моцарта. Благодаря этим занятиям он избавился от заикания.

Эти факты породили слухи и домыслы, которые стали муссироваться в прессе. Корреспонденты утверждали, что классика способна повысить IQ, излечить практически все болезни, даже разгладить возрастные морщины. Но другие исследования доказали, что одного только воздействия классических произведений на мозг для его развития недостаточно. Повышение интеллектуальных способностей после прослушивания наблюдается в течение четверти часа, а потом показатели снова возвращаются на прежний уровень.

При более глубоком изучении этого эффекта ученые сделали вывод, что сила воздействия музыки Моцарта на интеллект обусловлена частотой звуковых колебаний, совпадающих по фазе с биоритмами мозга. Но самым главным в музыкотерапии является все-таки то, что она улучшает настроение. Из-за этого наблюдается снятие стресса, уходит тревожность, появляются умиротворение и желание жить активно.

Применение музыкотерапии

Музыкотерапия – это технология, которая сегодня применяется не только в психологии, но и в спорте. Занятия музыкотерапией организуются в психологических центрах, больницах, детских садах, школах.

Разным возрастным группам данная методика позволяет успешно решать разнообразные задачи.

Для детей

Организация занятий по музыкотерапии в образовательном учреждении способствует личностному росту и успешной социализации детей, помогает снять нервное напряжение. Эта технология является эффективной профилактикой девиантного поведения.

Использование музыкотерапии в работе с детьми требует соблюдения следующих правил:

  1. Сочетание музыки с ритмическими движениями позволяет быстрее решить поставленные задачи психокоррекции. Музыкальная ритмика применяется в работе с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста. Методика облегчает социализацию для детей с ЗПР.
  2. Программа занятий по музыкотерапии для детей должна включать в себя разные жанры музыкальных произведений. Использование однотипных мелодий приводит к потере интереса ребенка к занятиям.
  3. При организации музыкальной психотерапевтической работы с детьми следует отдать предпочтение коротким произведениям, фрагментам классических произведений, аудиозаписям со звуками природы.
  4. Для достижения положительного эффекта музыкотерапии нужно, чтобы музыка звучала не только в кабинете психолога. Родители могут самостоятельно оказывать влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка, включая ему классическую музыку днем, когда он занят конструированием, рисованием или лепкой. Классика способствует интеллектуальному развитию детей, дисциплинирует. Перед сном можно петь ребенку колыбельные – такие песенки не только успокаивающе действуют на нервную систему малыша, но и усиливают его эмоциональную связь с матерью.
  5. Опыт применения рецептивной музыкотерапии разными народами свидетельствует, что наиболее восприимчивы к данному виду психокоррекции дети 5–7 лет. В работе с детьми 8–15 лет арт-терапевты отдают предпочтение активным формам музыкальной коррекции.
  6. С детьми среднего и старшего школьного возраста полезно обсуждать музыкальные произведения. Это развивает эмоциональную сферу подростков, помогает им научиться понимать свои и чужие переживания.

Музыкотерапия повышает эффективность психолого-педагогического сопровождения детей-аутистов. Такие занятия помогают детям с данным диагнозом поверить в себя, научиться выстраивать диалог с окружающим миром.

Для взрослых

При затяжных депрессиях, панических атаках, апатии, высокой личностной тревожности одной из рекомендаций психотерапевтов для взрослых является музыкотерапия. Данная технология помогает закрепить эффект от курсового приема нейролептиков и антидепрессантов.

Кроме того, на консультации психолог составляет для клиента список музыкальных произведений, которые способствуют расслаблению после тяжелого трудового дня.

Занятия музыкальной терапией способствуют развитию креативности, активные методы работы создают предпосылки для самовыражения.

Для пожилых людей

Настоящим открытием для арт-терапевтов стал тот факт, что с помощью музыкальных методов психокоррекции можно изменять артериальное давление пожилых людей. Аудиозаписи для пенсионеров являются аналогами седативных препаратов.

В многих центрах дневного пребывания пожилых людей разработаны программы занятий музыкотерапией для пожилых людей. Курсы таких занятий способствуют реабилитации бабушек и дедушек после сердечного приступа. Для данной категории людей психологи подбирают ретро-мелодии, которые переносят стариков в их давно ушедшую юность. Воспоминания о молодости, первой любви наполняют их сердца нежностью. Систематические занятия не дают угасать интеллектуальным функциям пенсионеров.

Людям, пережившим инсульт, назначают интонационно-музыкальную терапию, которая способствует регенерации тканей головного мозга.

Музыкотерапия для пожилых людей – это доступное средство улучшения психофизиологического состояния, профилактика кризиса личностного развития, обретения гармонии с собой и с миром. Такие занятия позволяют пенсионерам чувствовать себя полноценными членами общества, облегчают адаптацию к новым социальным условиям.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]