Сколько существует человечество, столько его волнует вопрос эмоций – что же это за явление, почему они возникают и почему с таким трудом поддаются контролю, какой смысл в них заложен и сколько всего их существует. Множество художественных книг посвящено эмоциям, чувствам и переживаниям души, либо так или иначе затрагивает эту тему, и не меньшее число академических статей и исследований написано о них. На данный момент существует около сотни научных определений эмоций, десятки классификаций и ряд теорий касательно этого животрепещущего феномена.
В данной статье мы хотим рассмотреть адаптационную модель эмоций, которую разработал американский психолог Роберт Плутчик. Исследованиям природы эмоций, а также их эволюционных предпосылок и механизмов, особенностей и причин защитных психических реакций, как и психодиагностическим деталям человеческих типов, Плутчик посвятил многие десятилетия. Плодом всех этих научных изысканий и явилась адаптационная (или психоэволюционная) модель эмоций и так называемое Колесо эмоций, которые мы и рассмотрим.
Давайте разберемся в эволюционной подоплеке наших эмоций получше и познакомимся с моделью Плутчика детально.
Психоэволюционная модель эмоций
В основе теории Плутчика лежит понимание эмоций как эволюционных механизмов, призванных обеспечивать наилучшую адаптацию к внешним условиям и эффективное выживание. В этой парадигме каждая эмоция играет свою роль как стимулятор адаптивного поведения, и за каждой эмоцией стоит естественный импульс, который должен находить свое выражение. Эти механизмы генетически обусловлены и работают автоматически, двигая нами и помогая реагировать на внешние обстоятельства.
Так, выделяется 8 первичных, базовых (или прототипных) эмоций:
- гнев;
- страх;
- печаль;
- радость;
- отвращение;
- удивление;
- предвкушение (также называемое ожиданием, причем это радостное ожидание);
- доверие.
Одновременно с этим, все их можно соединить в пары противоположностей (биполярных пар): гнев – страх, печаль – радость, отвращение – удивление, предвкушение (ожидание)– доверие.
Плутчик отмечает, что все эти эмоции наблюдаются и у животных по тем же эволюционным причинам. То есть тот факт, что эмоции присущи не только хомо сапиенс, но и другим биологическим видам, подтверждает, что они обладают глубинным витальным смыслом. Базовые эмоции и стимулы движут животными, так же, как и нами, подталкивая к наиболее целесообразному поведению с точки зрения адаптации к жизни.
Чтобы лучше понять, в чем именно заключается роль каждой из базовых эмоций, давайте рассмотрим их подробнее. Плутчик разложил возможные явления, вовлеченные в развитие базовых эмоций, в своеобразные цепочки. В них внешнее явление (стимул) влечет за собой определенное восприятие, вывод о нем (когницию). Это включает определенное переживание (собственно эмоцию), которая влечет соответствующее поведение. И венчает все это эффект или цель, которую преследует индивид в этой психоадаптационной модели. Плутчик представил все элементы этой системы в виде таблицы в своей книге «Теории эмоций», вышедшей в 1980 году. Из нее мы видим, что:
- Страх (ужас) характерен для ситуации угрозы (сигнал: «Опасность!»), и его значение лежит в самосохранении.
- Эмоция гнева (злости, ярости) – это ответ на препятствие («Враг»), и имеет целью разрушение, устранение этого препятствия.
- Радость(экстаз) возникает при виде потенциального партнера, и порождает желание целью воспроизводства потомства.
- Потеря значимого индивида вызывает печаль, горе, сигнализируя о заброшенности, и сподвигает людей к реинтеграции (воссоединению с людьми, обществом).
- Принятие, доверие характерны для ситуаций, где мы встречаемся с членом нашей группы, «своим»(опознавая его как «друга»), и стремимся к присоединению, более тесной связи с ним.
- Если мы сталкиваемся с отвратительным объектом, естественной будет реакция отторжения и эмоция отвращения(ненависть). Цель этого процесса заключается в том, чтобы отторгнуть, отвергнуть то, что может навредить, отравить или убить.
- Предвкушение (радостное ожидание) свойственно ситуациям, где мы сталкиваемся с чем-то новым, неизвестным нам, новой территорией. Нами движет интерес и желание познать терра инкогнита: «Что там?» Следовательно, наши последующие действия исходят из посыла исследовать.
- И, наконец, удивление – это ответная реакция на какой-то новый, неожиданный или неизведанный объект(«Что это?») В такой ситуации мы движимы целью определить свое место относительно этого объекта, найти ориентиры и понимание ситуации так, чтобы знать, что мы в безопасности относительно этого объекта и можем быть спокойны.
Таким образом, получается, что главная роль эмоций адаптивная. Они развились в процессе эволюции как у животных, так и у людей для того, чтобы помогать наилучшим образом справляться с возникающими ситуациями. В зависимости от того, какая это ситуация и каково её значение для индивида, эмоция позволяет действовать из подходящего импульса, сохраняя целостность тела и благополучие.
Здесь можно провести любопытную аналогию с другой точкой зрения на основные эмоции, свойственные всем людям. Давайте рассмотрим ее поподробнее.
Адаптационная теория
Клинический психиатр, психолог Роберт Плутчик (США) стал автором адаптационной теории эмоций.
Научный труд увидел свет в виде монографии, вышедшей в 1962 году и получившей мировое признание.
Плутчику удалось воссоздать четкую картину внутриличностых процессов и связанных с ними психзащит человека.
Основные тезисы теории эмоций:
- В основе возникновения эмоций лежит генетика, эволюционная адаптация человека.
- Именно эволюционный отбор обеспечил формирование наиболее эффективных механизмов — поведенческих реакций (всего их 8), позволяющих людям выживать и коммуницировать с окружающим миром.
- Эмоция трансформируется в поведенческую реакцию, мгновенно соединяющую сложную цепь человеческого восприятия от стимула к конкретному действию.
Например, при распознании угрозы и опасности, человек немедленно чувствует страх и ужас, что побуждает его отстраниться, сбежать, повинуясь инстинкту самосохранения. - Взаимосвязи между эмоциями Плутчик представил в виде «колеса» — схемы, в структуре которой цепочки определений соединены общностью понятий. Например, вертикальный вектор колеса демонстрирует интенсивность нарастания чувства: печаль — грусть — горе, принятие — доверие — восхищение.
- Эмоции соотносятся с чертами характера человека: страх свойственен робости, радость — дружелюбию, а ожидание — любопытству в характере. Крайние выражения чувств определяют в дальнейшем клиническую картину психических расстройств: состояние печали субъекта в крайней степени превращается в депрессию, гнев — в агрессию, а отвращение — в параноидальное состояние.
Базовые человеческие реакции соответствуют 8 основным эмоциям:
- принятие — в физиологии это процесс приема пищи, в более широком смысле — принятие того, что человек определяет, как нужное и хорошее для себя (благоприятное);
- отторжение, отвращение — так индивид избавляется от неприятного, непригодного для выживания;
- избегание как реакция на опасность, угрозу;
- разрушение преград на пути к желаемому;
- приближение, ухаживание с целью воспроизводства;
- печаль от потери значимого человека вместе с поиском нового объекта опеки (реинтеграция);
- распознавание, ориентация при контакте с новым и неизвестным;
- изучение, исследование событий и фактов среды, в которой живет человек.
В дальнейшем теория Плутчика дорабатывалась им в соавторстве с другими учеными. Совместно с Генри Келлерманом Плутчик разработал рабочую модель механизмов психзащит, структурную теорию личности.
Защитный механизм абсолютно незаметно для самого индивида искажает травмирующие, неприятные и опасные знания об окружающей среде, взаимодействии с социумом, прямо на пути к сознанию.
В результате психзащиты в голове человека реальность искажается удобным ему способом: игнорируется, забывается или интерпретируется во что-то кажущееся безопасным и «удобоваримым».
Базовые эмоции по Экману и как их опознать
Базовыми или основными эмоциями называют и семь эмоций, которые описал Пол Экман. Этот американский психолог и исследователь приобрел большую известность благодаря своим работам, в которых показал, что мимические выражения различных эмоций являются универсальными для всех людей, независимо от их культурной, расовой и прочей принадлежности. Опубликованная в 1978 году «Система кодирования лицевых движений» (FACS) наглядно и исчерпывающе демонстрирует, как выглядят микродвижения и выражения лица и предлагает своеобразный код прочтения эмоций.
7 универсальных эмоций, описанных Экманом, включают:
- удивление;
- страх;
- отвращение;
- гнев;
- радость;
- печаль;
- презрение.
Каждая из 7 универсальных эмоций отличается присущими лишь ей специфичными микродвижениями и микровыражениями мимики, по которым и возможно ее точно распознать. Детально изучить этот аспект вы можете в статье «Микровыражения»,но лучше разобраться во всей системе,ознакомившись с книгами Пола Экмана «Психология эмоций» и «Психология лжи».
Также обращаем внимание на то, что для тех, кто хочет пойти еще дальше в умении понимать и «читать» людей, существует онлайн-программа по обучению профайлингу. Она призвана научить узнавать человека лучше, в том числе оставлять психологический портрет и понимать реальные эмоции, распознавая истинные и фальшивые. Кроме того, программа обучает навыкам выявлять ложь, пресекать манипуляции и влиять на людей. Но продолжим.
Как мы легко можем заметить, вышеперечисленные эмоции практически совпадают со всеми базовыми эмоциями, выделяемыми Плутчиком. Исключение составляют радостное ожидание (предвкушение, интерес) и доверие, которые присутствуют в системе Плутчика, но отсутствуют у Экмана, и презрение. Однако же данный факт не обесценивает ни ту, ну другую теорию.
Таким образом, теория эмоций Роберта Плутчика во многом пересекается с другими теориями базовых эмоций, в частности с системой базовых эмоций, мимические микровыражения которых четко описаны в работах Пола Экмана.
LiveInternetLiveInternet
Адаптационная теория эмоций Роберта
разрабатывалась в виде монографии в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась для раскрытия структуры групповых процессов, позволила сформировать представление о внутриличностных процессах и механизмах психологических защит. В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ИЗЛОЖЕНЫ ШЕСТЬЮ ПОСТУЛАТАМИ 1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций: Инкорпорация — поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей внутрь организма. Этот психологический механизм ещё известен как интроекция. Отвержение — избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее. Протекция — поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда относится бегство и любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности. Разрушение — поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности. Воспроизводство — репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов. Реинтеграция — поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки. Ориентация — поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом. Исследование — поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде. 2. Эмоции имеют генетическую основу. 3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов. Гипотетические модели приведены в таблице 1: Таблица 1. Cтимул — эффект
Угроза[/td]
Стимульное событие | Подразумеваемая когниция | Переживание | Поведение | Эффект |
«Опасность» | Страх, ужас | Бегство | Самосохранение | |
Препятствие | «Враг» | Гнев, ярость | Нападение, кусание | Разрушение |
Потенциальный партнер | «Обладать» | Радость, экстаз | Ухаживание спаривание | Воспроизводство |
Потеря значимого индивида | «Заброшенность» | Печаль, горе | Призыв к помощи и воссоединению | Реинтеграция |
Член группы | «Друг» | Принятие, доверие | Ухаживание, содействие | Аффиляция, присоединение |
Отвратительный объект | «Отрава» | Отвращение, ненависть | Извержение, отталкивание | Отвержение |
Новая территория | «Что там?» | Ожидание | Обследование, организация | Исследование |
Неожиданный новый | «Что это?» | Удивление | Остановка, тревога | Ориентация |
4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул 5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели. Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, слева направо — вектор сходства эмоций, а ось спереди назад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными. 6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (таблица 2). Таблица 2. Эмоции и их производные
Биологические регулятивные процессы | Поведение экспрессия | Адаптивная функция | Субъективныесостояния | Черты характера | Диагнозы |
Избегание | Бегство | Самосохранение | Страх | Робкий | Пассивность, тревожность |
Приближение | Атака | Разрушение | Гнев | Скандальный, сварливый | Агрессивность |
Объединение | Спаривание | Воспроизводство | Радость | Дружелюбный, общительный | Маниакальность |
Разделение | Сигнал дистресса | Воссоединение | Печаль | Унылый | Депрессивный |
Глотание | Еда | Инкорпорация | Принятие | Доверчивый | Истерия |
Выброс | Извержение | Отвержение | Отвращение | Враждебный | Паранойя |
Начало действий | Разведка | Исследование | Ожидание | Любопытный | Навязчивость |
Остановка | Замирание | Ориентирование | Удивление | Импульсивный | Неустойчивость |
Структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели психологических защит. Модель механизмов психологических защит была разработана Робертом Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Контом в 1979 году. СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ГЕНРИ КЕЛЛЕРМАНА МОДЕЛЬ ЗАЩИТЫ ВКЛЮЧАЕТ ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ: 1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями. 2. Существует восемь основных механизмов защит, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями. 3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами как сходства, так и полярности. 4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили. 5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты. На пути к сознанию нежелательная для психики информация искажается. Искажение реальности посредствам защит может происходить следующим образом: — игнорироваться или не восприниматься; — будучи воспринятой, забываться; — в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом. Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом они образуют шкалу примитивности-зрелости. Первыми возникают механизмы, в основе которых лежат перцептивные процессы (ощущение, восприятие и внимание). Именно перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, которые являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую. Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации — это вытеснение и подавление. По мере развития процессов мышления и воображения формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации — это рационализация. ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ 1) защиты с отсутствием переработки содержания: отрицание, вытеснение, подавление. 2) защиты с преобразованием или искажением содержания мыслей, чувств, поведения: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, реактивное образование, компенсация. 3) защиты с разрядкой отрицательного эмоционального напряжения: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация. 4) защиты манипулятивного типа: регрессия, фантазия, уход в болезнь или образования симптомов. Результатом психоэволюционной теории эмоций Роберта Плутчика и структурной теории личности Генри Келлермана стала «Психодиагностическая система Келлермана-Плутчика», которая легла в основу психодиагностической методики «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index). Система основывается на теории, что в каждой личности существует диспозиция (наследственная предрасположенность) к определенному психическому расстройству. Механизм психологической защиты играет роль регулятора внутриличностного баланса за счет гашения доминирующей эмоции. Адаптационная теория эмоций Роберта ПлутчикаСистема диспозиций по Келлерману и Плутчику Согласно психодиагностической системе, анализ ведущих диспозиций характеризует личностные особенности испытуемого. При взаимодействии со стимулом возникают характерные для определенной диспозиции переживания в виде эмоций. Ведущая эмоция формирует потребность, которая не всегда вкладывается в рамки приемлемого функционирования. Для поддержания адаптации срабатывает защитный механизм, призванный погасить недопустимую эмоцию, и индивид испытывает неосознаваемый импульс, заставляющий переоценить стимул. Личностный баланс достигается за счет формирования защитного поведения. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСПОЗИЦИЙ Диспозиция мании. Ведущая эмоция — радость, потребность к избытку приятных стимулов — гедонизм. Защита — реактивное образование за счет подавления привлекательности приятных стимулов с помощью « Super — Ego ». Развитие механизма связано с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Импульс – обрати это в противоположное. Переоценка стимула: «Все, связанное с этим — отвратительно». Защитное поведение в норме: сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, бескорыстие, общительность. Неприятие всего того, что связанно с функционированием организма и отношениями полов. Диспозиция истерии. Ведущая эмоция – принятие. Защита – отрицание. Развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. Излишнее принятие компенсируется отрицанием тех моментов, которые «не нравятся» сознанию. Поток положительных качеств воспринимаемого объекта заставляет истерика идеализировать его (пример, истерики часто влюбляются). Импульс — не замечай этого. Переоценка стимула не происходит, стимул не замечается. Защитное поведение в норме: общительность, стремление быть в центре внимания, жажда признания, самонадеянность, оптимизм, непринужденность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, аффективная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. Агрессивная диспозиция. Ведущая эмоция – гнев. Защита – замещение. Развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор. Замещение может направляться как вовне, формируя деструктивное поведение, так и внутрь в виде аутоагрессии. Импульс — напади на что-то, заменяющее это. Переоценка стимула: «Вот кто во всем виноват». Защитное поведение в норме: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, требовательность к окружающим, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины. Диспозиция психопатии. Ведущая эмоция – удивление. Защита – регрессия. Развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Как правило, поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка. Импульс – плачь об этом. Переоценка стимула: «Вы обязаны мне помочь». Защитное поведение в норме: импульсивность, слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, умение легко устанавливать поверхностные контакты. Склонность к мистике и суевериям, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиске новых впечатлений. В эксквизитной ситуации — повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь. Депрессивная диспозиция. Ведущая эмоция – печаль. Защита – компенсация, компенсирует недостающую самооценку, что позволяет личности справляться с состоянием подавленности. Импульс – постарайся приобрести это. Переоценка стимула: «Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…». Защитное поведение в норме: постоянные страдания из-за утраты воображаемого объекта и потери самоуважения. Поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности. Параноидальная диспозиция. Ведущая эмоция – отвращение (неприятие). Защита – проекция. Развивается как результат эмоционального отвержения в раннем детстве со стороны значимых лиц. Проекция позволяет переносить собственную неполноценность на других. Импульс – обвини это. Переоценка стимула: «Все люди порочны». Защитное поведение в норме: контроль, отсутствие внушаемости, повышенная критичность, гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, обостренное чувство справедливости, заносчивость, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениям, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности. Пассивная диспозиция. Ведущая эмоция – страх. Защита – подавление (вытеснение). Развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Импульс – не помню об этом. Переоценка стимула: «Мне это незнакомо». Защитное поведение в норме: инертность и пассивность, уход в себя, безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо, тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств. Обсессивная диспозиция. Ведущая эмоция – ожидание. Защита – рационализация (интеллектуализация и сублимация). Развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения боязни пережить разочарование неудач и неуверенности в конкуренции со сверстниками. Импульс – переопредели, переосмысли это. Переоценка стимула: «Все объяснимо». Защитное поведение в норме: повышенный контроль, не позволяющий узнать эмоции других, склонность к анализу и самоанализу, ответственность, добросовестность, основательность, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм, стремлением придерживаться во всем середины.
Колесо эмоций Роберта Плутчика
Колесо эмоций, созданное Плутчиком в 1980 году, представляет эмоции в виде некоего цветка с восемью лепестками. Каждый «лепесток» символизирует одну из прототипных эмоций, причем противоположные эмоции располагаются напротив друг друга. Получается, что полярные эмоции противостоят и уравновешивают одна другую:
Различных эмоций и чувств может быть огромное множество, но все они являются либо базовыми эмоциями, либо их смесью и производными. Так, восемь эмоций, располагающихся вне колеса, в пространстве между лепестками, являются сочетанием эмоций смежных лепестков.
Колесо эмоций выполнено в цвете, что обладает большим смыслом. Каждая эмоция обладает своим цветом, а его насыщенность отражает интенсивность переживания, яркость эмоции. Получается, что в самом сердце схемы располагаются наиболее яркие по силе, насыщенные эмоции, во втором ряду (втором сегменте лепестков) собственно основные (или базовые) эмоции, и далее – менее выраженный вариант каждой из эмоций.
Стоит отметить, что сам Плутчик не называл свою графическую схему цветком и не пользовался термином «лепестки». В своих работах он представил модель колеса и модель конуса, которые образуют одно целое. Если Колесо эмоций – это развернутая двухмерная схема, то конус – это та же модель, но в свернутом трехмерном виде. Оригинал графической модели, наглядно демонстрирующий обе схемы и их соотношение, можно найти в статье Плутчика от 2001 года [The Nature of Emotions, 2001]
Подведем итог: основные 8 эмоций и разные степени их интенсивности могут быть представлены в виде круга, цветка или колеса. Эта схема, названная Колесом эмоций, отражает как насыщенность каждой из эмоций посредством цветового кода, так и демонстрирует отношения полярности или противоположности эмоций. Помимо самих базовых эмоций она указывает 8 производных, образуемых смешиванием двух прототипных эмоциональных состояний.
Основная идея
Основное предположение Плутчика состоит в том, что у нас может быть смесь первичных эмоций. Речь идет о сближении человека эмоции в единство, вызывая более сложные эмоции. Эта комбинация приводит к созданию комбинаций, отвечающих за определенный опыт.
Колесо эмоций Плутчика
Трехмерная диаграмма Плутчика описывает взаимосвязь между различными эмоциями, аналогичную цветам на колесе. Вертикальный размер представляет собой интенсивность, а горизонтальный круг представляет степень сходства. Противоположные эмоции на колесе — противоположные эмоции. По словам Плутчика, мы не можем испытывать их одновременно. В двухмерной проекции диаграммы эмоции в пустом пространстве образуют базовые диады, которые представляют собой смесь двух основных эмоций.
Промежуточные эмоции
Роберт Плутчик предусмотрел и разнообразные переходы от одного ярко выраженного базового чувства к другому. Обычно они возникают уже на третьем круге, когда эмоции становятся более мягкими:
- безмятежность, вытекающая из радости, граничит с любовью;
- принятие, появляющееся после оправданного доверия, способно вызвать чувство покорности или смирения;
- тревога, возникающая после страха, является прародительницей внутреннего трепета;
- возбуждение, в которое рано или поздно переходит удивление с положительной окраской, имеет общие границы с разочарованием;
- печаль как послевкусие от грусти может привести за собой раскаяние;
- скука, происходящая от неудовольствия, довольно часто перетекает в плохо скрываемое презрение;
Фото Bernard Hermant on Unsplash
- досада, вытекающая из злости, практически всегда становится базой для пассивной агрессии.
Как видишь, эмоциональная палитра очень разнообразна. Чувства отдельно взятого человека нельзя назвать простыми и очевидными, так как они практически всегда смешиваются и за считаные секунды меняют интенсивность. Понимание этого облегчает воспитание детей и помогает самостоятельно управлять своими эмоциями.