Социальная идентичность: понятие, признаки социальной группы, самоидентификация


Идентификация и самоидентификация

социальная идентичность

Понятия идентичности и идентификации особенно важно разграничивать при изучении межгрупповых отношений. Они близки по значению, однако существенно различаются как научные термины. Идентификация в общем смысле является уподоблением чего-либо чему-либо. В гуманитарных и социальных науках, в частности, в психологии, выделяют различные виды идентификации. К примеру, ее часто определяют как установление тождественности неизвестного материального объекта объекту уже известному на основании совпадения тех или иных значимых признаков. Существует и такое понятие, как личностная идентификация, или самоидентификация. Это сложившееся отношение личности к себе.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, впервые ввел понятие идентификации. Однако именно в социальной психологии оно получило наибольшее распространение. Фрейд первоначально рассматривал идентификацию в качестве бессознательного процесса подражания. Он считал, что это один из способов психологической защиты личности. В социальной психологии считается, что идентификация является важным условием социализации, усвоения человеком (прежде всего это касается детей) схем и образцов поведения в обществе. В результате социализации индивид принимает свои социальные роли. Он осознает, что принадлежит к определенной группе (возрастной, профессиональной, религиозной, политической, расовой, этнической), нормам которой нужно следовать.

Какие виды подобия существуют

Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что включает в себя термин «отождествлять», значение может быть довольно объемным. Фрейд в своих работах указывал на то, что отождествление человека по внешним и внутренним признакам происходит либо путем установления эквивалентности учета признаков (например, опознание преступников), либо с помощью определения сущности, т.е. принадлежности к определенной группе.

Также психолог считал, что отождествление — это неосознанное действие по слиянию индивида с другими людьми полностью или частично, т.е. своеобразное подражание. Такое отождествление означает заражение чужими мыслями и идеями, сживание с эмоциями объекта подражания.

Рекомендуем: Что такое альтер эго?

Современные психологи выделяют три вида отождествления. Первый наиболее распространен и означает срастание с внешними ценностями. Например, вам очень нравится известный фигурист, вы смотрите все его выступления, переживаете каждую травму или падение на льду. Любая награда вашего кумира – это ваша награда, его провал – ваш провал. Вы настолько сживаетесь с новым образом, что уже не ощущаете разницы между собой и этим человеком.

Отождествление с внутренними ценностями значит, что человек полностью погружается в систему условных координат «хорошо – плохо». Иными словами, у каждого из нас есть истинный характер и индивидуальные черты, которые под влиянием воспитания трансформируются в нечто иное, соответствующее требованиям общества.

Человек надевает маску, обращенную к окружающим, и считает это нормальным. Но стоит только личине столкнуться с внутренним «Я», как происходит подмена истинных ценностей условными ценностями маски.

Отождествление с собственной личностью – третий уровень. Например, некоторые люди довольно часто видят яркие, насыщенные событиями сны, они совершенно искренне сопереживает себе, принимают все происходящее за чистую монету, полностью срастаются с персонажем грез.

Однако по пробуждении они понимают, что это был лишь сон, реальность вокруг – совсем иное дело. Этот уровень отождествления – самый глубокий, он заключается в идентификации себя с телом, личностью, чувствами, тайными желаниями, чаяниями, без масок и навязанных извне ролей.

Понятие идентичности

социальные группы общества

Идентификация в современной терминологии представляет собой явление, наблюдаемое нами как бы со стороны. Мы можем констатировать в данном случае наличие некоего процесса, определять его результат. Существует и такое понятие, как идентичность. Оно относится к состоянию внутреннего мира индивида. Это субъективное отнесение себя к определенной социальной группе (классу, типу, виду). Итак, идентичность в самом общем виде представляет собой отождествление человека с другими.

Идентификация – что это?

В переводе с латинского языка данный термин означает «отождествление». Идентифицировать себя с другим – значит, ориентироваться на его стабильные параметры и, в зависимости от этого, «настраивать» свою личность. Специалисты раскладывают определение идентификации на следующие составляющие:

  • построение эмоциональной связи: имплементация в собственный внутренний мир ощущений другого человека, принятие его жизненных ориентиров и ценностей;
  • проецирование себя на этого индивида, видение его как продолжение своей личности, придание собеседнику особенностей своего характера, желаний, чувств;
  • «постановка» себя на место партнера: воображаемое переселение в мир другого индивида для усвоения его мотивов поведения.

Термин «идентификация» применяется психологами также в том случае, если индивид «вживается» в образ литературного или кинематографического персонажа. При этом возникают эмпатические переживания и мысленное перевоплощение.

Кто из мальчишек в детстве не хотел примерить на себя роль бесстрашного и благородного д’Артаньяна – героя бессмертного романа А. Дюма? А разве найдется девчонка, не мечтающая о прекрасном принце и не мнящая себя кроткой Золушкой или верной Ассоль?

Система личности по Генри Тэджфелу

формирование социальной идентичности

Генри Тэджфел, английский психолог, является создателем теории социальной идентичности. Он внес существенный вклад в изучение психологии отношений между группами. В соответствии с теорией Генри Тэджфела, можно представить «Я-концепцию» личности в виде системы, регулирующей всевозможные формы социального поведения. Данная система включает в себя две подсистемы. Первая из них – личностная идентичность. Она отвечает за то, как личность самоопределяется, является совокупностью индивидуальных интеллектуальных, физических, морально-нравственных и других характеристик человека. Вторая подсистема – групповая идентичность. Она отвечает за отнесение индивида к профессиональным, этническим и другим группам. Совершающийся в человеческом сознании переход от идентичности личностной к групповой соответствует переходу от различных форм межличностных социальных отношений к отношениям межгрупповым, и наоборот.

Работы Тэджфела получили большое распространение среди ученых. Кроме того, в социальной психологии они породили дискуссию о том, какое соотношение имеется между личностной и социальной идентичностью. Эта дискуссия продолжается и по сей день.

Развитие

С тех пор как Фрейд предложил термин, а также назвал виды идентификации человека (эротическая и миметическая), влияние отождествления и его роль в становлении личности изучались многими философами и психологами. Фрейд, заложивший основы учения, называл эротическими идентификации с теми людьми, которыми нам хотелось бы обладать.

Второй выделенный им вид был направлен на тех людей, которыми мы бы хотели быть. Благодаря процессу миметической идентификации толпа становится управляемой, так как все её элементы отказываются от своих идеалов и принимают единый, массовый идеал, выраженный в лидере.

Понятие идентификации активно используют в социальной психологии. Самые оригинальные теории связаны с именами Тэджфела и Эриксона. Тэджфел разработал теорию социальной идентичности. Группы, к которым принадлежат люди, являются источником гордости и самоуважения, они интегрируют человека в социальный мир и создают ощущение принадлежности к большой группе людей.

Рекомендуем: Что такое отождествление личности?

Негативным аспектом подобного процесса является попытка повысить свою самооценку через возвеличивание группы, к которой принадлежит человек, и окрашивания черными красками других групп. Деление на «мы» и «они» приводит к уменьшению эмпатии по отношению ко вторым

При этом нам становится важно помочь и поддержать тех, кто входит в группу «мы»

Предубеждения, которые рождаются в культуре как результат этого разделения, иногда выливаются в масштабные и жестокие конфликты. Примерами являются расизм и геноцид. Социальная идентификация ведет к преувеличению различий между группами и стиранию различий внутри них. Таким образом, мы не видим за всем этим личностей, индивидуальностей, начинаем воспринимать окружающих из других групп стереотипно.

Тэджфел и Тернер выделили три стадии идентификации. Сначала мы классифицируем объекты, чтобы понять их и идентифицировать. Название этого этапа – категоризация. В самой по себе категоризации нет ничего плохого, так как без неё нам было бы довольно сложно жить, категории дают нам достаточно много информации о человеке и его ролях в группе.

На втором этапе мы сами начинаем приписывать себя к какой-то из групп, что определили ранее. И только этап социального сравнения таит в себе угрозы. Когда мы уже отнесли себя к определенной группе, начав сравнивать её с другими, мы можем с предубеждением относиться к их представителям, особенно если наши группы конкурируют. Для продуктивного и экологичного общения необходимо очищать свое мышление от бессознательных попыток очернить людей из других групп.

Рекомендуем: Понятие идентичности в психологии

Идентификация – важный термин в теории идентичности Эриксона. Чтобы обрести себя, стать индивидуальностью, человек должен совершить множество отождествлений с другими и интегрировать их. Обретение идентичности сопровождается осознанием своей неотрывности от социального и культурного поля, восприятием целостности личности, непрерывности её развития через идентификации с разными социальными группами. В его теории, идентификация – путь к достижению идентичности.

Идентичность личностная и социальная

личностная и социальная идентичность

Самоидентификация — это понятие, которое в традиционном понимании является набором индивидуальных характеристик, отличающих конкретного человека от остальных людей. Что касается идентичности социальной, то ее часто рассматривают как результат осознания индивидом своей принадлежности к тем или иным социальным группам. В процессе этого осознания человек приобретает характеристики, свойственные данным группам. Следует отметить, что как на эмпирическом, так и на практическом уровнях порой бывает трудно разграничить такие понятия, как личностная и социальная идентичность. Исследователи часто вынуждены задумываться о том, с чем они имеют дело.

Потеря идентичности

«Потерял себя», «Не знаю, кто я», «Запутался в себе», «Не знаю куда иду, чего хочу» – такие мысли посещают человека, который утратил идентичность. Человек теряет веру в себя, понимание своего места в мире, целостность своего Я. Утрированный пример потери идентичности – психически больные люди, которые считают себя Наполеонами, Иисусами и т.д. Этот пример относится к патологической крайности, ими разбирается психиатрия. Мы же поговорим о том, с чем работают психологи.

Причины

Причины потери идентичности (личностного кризиса):

  • резкие перемены в обществе (например, многие люди столкнулись с этой проблемой, когда развалился СССР);
  • серьезные и неблагоприятные изменения в жизни самого человека (увольнение, банкротство, развод, чья-то смерть);
  • возрастной кризис, например, кризис среднего возраста.

В общем, причина потери личностной идентичности – стресс. Притом это может быть как неприятное переживание, так и весьма приятное. Например, свадьба, долгожданный переезд в другую страну, рождение ребенка тоже может вызвать потерю идентичности. Это происходит из-за любого сильного психологического потрясения.

Симптомы и признаки

Симптомы потери идентичности:

  • частые сомнения типа «Почему я не уйду с этой работы?», «Что я здесь делаю?», «Почему я живу с этим человеком?»;
  • постоянные размышление о смысле жизни и предназначении;
  • чувство неопределенности;
  • фрустрация;
  • хроническая тревожность;
  • неспособность сформировать систему ценностей и устойчивых убеждений;
  • сомнения в правильности своих действий;
  • боязнь будущего;
  • нерешительность в поступках.

У некоторых людей кризис заметен невооруженным глазом. Они бесцельно проводят время, скитаются, у них нет работы или они часто меняют ее, либо застревают на одной должности (как правило, низкой). Кто-то не может даже получить образование. Кто-то попадает в плохую компанию, кто-то в тюрьму. Но большая часть людей просто существует. Они несчастны, не понимают, чего хотят и что могут, куда им нужно двигаться. В общем, человек в таком состоянии не знает, кто он, а потому не может быть собой и сильно страдает от этого.

Опасность состояния

Чем опасно такое состояние:

  • истощение,
  • дезадаптация,
  • десоциализация,
  • изоляция,
  • депрессия,
  • неврозы,
  • суицид,
  • зависимости.

Некоторые люди пытаются утешить себя алкоголем, наркотиками или случайными сексуальными связями. Кто-то начинает хвататься за все подряд (любые виды деятельности), но это только усиливает ощущение пустоты и фрустрацию. Другие просто впадают в тоску и запираются дома, выжидая смерти.

Что делать

Вспомните, где вы видели себя в последний раз. Попробуйте вспомнить, когда вы чувствовали себя хорошо. Каким человеком вы были в тот момент, где находились, кто был рядом. Начните с анализа детства и постепенно двигайтесь к настоящему. Вспомните, что вы умели, о чем мечтали, чего хотели. А почему отказались от этого? Может быть, пора снова к этому вернуться? Подумайте, что раньше приносило вам радость, что было смыслом жизни, стимулом. Если вы не можете вернуть именно это, то подумайте, чем можно заменить, что похоже на это.

Таким образом, нужно найти причину (то, что вас подкосило) и работать с этой сферой. Нужно заново пройти все этапы развития, начиная с детства. Лучше обратиться к специалисту. В некоторых случаях бывает достаточно всего одной консультации.

Типы социальной идентичности

Термин «идентичность» в современных гуманитарных и социальных науках используется очень широко. Следует понимать, что это не свойство, которое изначально присуще индивиду. Идентичность представляет собой отношение человека к себе в мире, формирующееся и развивающееся с течением времени в условиях взаимодействия с людьми. Целый ряд психологов полагает, что она присуща лишь отдельным субъектам. Они считают, что идентичность можно приписывать группам только в метафорическом смысле.

Ученые говорят об этнической, профессиональной, политической, региональной, возрастной, гендерной идентичности и т. д. Типы могут меняться, поскольку в структуре личности значение каждого из них бывает разным. Это зависит от временных и ситуативных факторов, таких как место проживания человека, род его деятельности, возраст, образование, мировоззрение и др.

Виды идентификации

Бывает первичной и вторичной. В первом случае речь идет об идентификации ребенка с матерью, а позже с родителем того же пола, что ребенок. Во втором случае подразумевается отождествление ребенка с другими людьми, группами в процессе взросления. Она, в свою очередь, делится еще на несколько подвидов. Рассмотрим подробнее.

Ситуативная

У детей это хорошо заметно во время игр, у взрослых – на совещании, при знакомстве с новым человеком и т.д. В общем, в какой-то конкретной ситуации, условиях индивид пытается стать таким же, как значимый для него человек.

Групповая

Это устойчивый тип. Подразумевает приверженность индивида ценностям, целям какой-то группы. За ее пределами субъект живет по тем же правилам. Однако иногда групповая идентичность имеет ситуативный, поверхностный характер. Человек не принимает цели, интересы группы как свои собственные. Стоит ему выйти за пределы этой группы, как он будет вести себя по-другому.

Культурная

Это процесс отождествления, приспособления к культуре общества. Человеку нужно найти баланс между внутренним и внешним. Например, между традициями и новаторством, целями и средствами. Субъекту предстоит осознать собственный потенциал в рамках конкретного общества. Принять нормы, ценности этого мира.

Социальная

Это процесс отождествления человеком себя как важного, активного участника общества. Он воспринимает себя как социального агента, чувствует свою принадлежность к какой-то социальной группе, может с полной уверенностью произносить «МЫ»

Личностная

Это уподобление человеком самому себе, то есть сохранение своей уникальности. Подразумевает единство целей, интересов, взглядов, убеждений, мотивов, смыслов. К какой бы группе не относил себя человек, при этом он всегда сохраняет набор устойчивых характеристик.

Поиск баланса между личным и общественным – одна из сложнейших проблем психологии. Иногда человек настолько уподобляется другим, что теряет себя. Он растворяется в других людях. Он забывает о своей сущности, теряет единство своего Я, перестает понимать себя, забывает свою историю жизни.

Коллективистская

Формируется в процессе общей деятельности. Переживания одного человека передаются другим, становятся мотивами общей деятельности. Коллективистское отождествление проявляется в соучастии, сочувствии. Каждый участник коллектива разделяет неудачи, успехи другого. То есть человек чувствует других как самого себя.

Гендерная

Процесс осознания к какому гендеру (собирательный образ мужчины и женщины) человек относит себя. Он не всегда совпадает с полом. Гендерная идентичность дает ответ на вопрос «Кем я себя ощущаю: мужчиной или женщиной?». При этом человек отлично понимает, к какому полу он принадлежит. Например, мужчина может признавать свой пол, но при этом быть ранимым, чувствительным, нежным, то есть иметь набор черт, которые в общем представлении характерны для женщин. Так же женщина, несмотря на пол, может ощущать себя «мужиком в юбке».

Этническая идентичность

Она может активироваться или угасать в результате изменения отношения человека к национальной общности, к которой он принадлежит. Чаще всего этническая идентичность складывается не в результате «приписывания» другими людьми определенного национального признака (хотя и такое бывает). Она обычно появляется в процессе осознания, индивидуального самоопределения. К примеру, если фамилия человека имеет явные этнические признаки, это еще не означает его идентичности. Этого недостаточно для самоопределения индивида как представителя определенной национальности, хотя такое тоже встречается в обществе, характеризующемся явными этническими противоречиями.

Коллективная идентификация

Коллективная или групповая идентификация возникает в зависимости от общества, в котором находится человек. Стремление к успеху, учебе или деструктивному поведению тоже возникает не на пустом месте. Ребенок или взрослый, общаясь в определенных кругах, может отклониться от заданного курса, понятия о добре и зле размываются или заменяются другими.

Отождествление себя

Холостые друзья недавно женившегося мужчины могут удивляться его переменам и сетовать на влияние жены. На самом деле, это жизненный механизм, в котором нет ничего предосудительного или неестественного. Как говорится, все там будем.

Пример

Однажды мне пришлось общаться с молодым человеком, который изменял собственной жене только по той причине, что так делали все его друзья. Они часто собирались вместе и обсуждали победы на любовном фронте. Измены не делали счастливым моего знакомого, как и общение со своими друзьями, от которых он не мог отказаться.

Отождествление себя
Женщина выходит замуж.

А сколько женщин выходит замуж или рожает только потому, что все одноклассники уже сделали тоже самое?

На самом деле противостоять авторитетному мнению бывает очень непросто, так как наш мозг стремится к идеальной жизни, образы которой улавливает в окружающем обществе.

Как бы не смеялись над владельцами продукции apple, как только у человека появляется возможность, он чаще всего покупает технику этой фирмы.

Гендерная идентичность

Она создается еще в раннем детстве в ходе биологического развития человека. По всей видимости, она может определяться не только биологическими факторами, но и социальными. К примеру, нетрадиционная сексуальная ориентация (сексуальная идентичность) – очень сложное для понимания явление, так как в обществе в наши дни происходит активная борьба за определение норм и условий гендерной идентичности. Данную проблему нельзя решить в рамках социальной психологии. Она требует проведения системного анализа с привлечением мнений большого числа специалистов – культурологов, биологов, психиатров, юристов и др. Индивид и группа в настоящее время вынуждены идти на компромисс, поскольку нетрадиционная социальная идентичность человека доставляет дискомфорт многим членам общества.

Профессиональная идентичность

самоидентификация это

Еще одна важнейшая задача, встающая перед индивидом на определенном этапе, — это формирование идентичности профессиональной. Часто ученые говорят о профессиональном самоопределении. Этот процесс не завершается в юности после выбора профессии или получения образования. Человек очень часто вынужден самоопределяться в своей деятельности в течение всей жизни. Это зависит не только от самого индивида, но и от внешних обстоятельств. В качестве примера можно привести экономические кризисы. Одни профессии в результате этих кризисов оказываются ненужными, а другие становятся более востребованными. Человек вынужден адаптироваться к изменившемуся рынку труда.

Социальные группы как субъекты и объекты социальной идентификации

Социальная идентичность – это понятие, которое в современной социальной психологии является центральным для понимания специфики межгрупповых отношений. Ведь это ключевой момент, который объединяет личность и ту группу, к которой она принадлежит. Следует отметить, что социальные группы общества – феномен крайне неоднородный. Поэтому важно определить, что мы подразумеваем под этим термином.

социальная идентичность личности

Данные объединения индивидов выделяются по самым разным характеристикам и параметрам, несмотря на то, что имеются общие признаки социальной группы. Поэтому было бы логично предположить, что процесс социальной идентификации в своей специфике определяется свойствами групп, к которым данная личность принадлежит.

Характерные признаки социальной группы следующие:

  • определенный способ взаимодействия ее членов, который обусловлен общим делом или интересами;
  • осознание членства в данной группе, чувство принадлежности к ней, проявляющееся в защите ее интересов;
  • осознание единства представителей этого объединения или же восприятие всех его членов как единого целого, причем не только ими, но и окружающими людьми.

Социальная идентичность как феномен: структура, уровни, процесс формирования

Лежнева Виктория Павловна,Магистрантка 1 курса музыкального отделения Института истории и культуры ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец[email protected] Социальная идентичность, как феномен: структура, уровни, процесс формирования

Аннотация.Вданнойстатьеопределяется значимостьпроцесса формирования социальной идентичности как для теоретического осмысления нынешнего периода развития общества, так и для оценки практических тенденций и направленности происходящих в нем изменений. Ключевые слова: социальная идентичность, феномен, структура, уровни, процесс формирования.

Социокультурные противоречия, социальная вариативность современного мира, неопределенность социальных ситуаций, многообразие принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, противоречивые аспекты взаимовлияния разных культур отражаются в самосознании различных групп населения.Происходит стирание устоявшихся культурных границ и ценностей социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе —кризис идентичности наблюдается не только на уровне самосознания отдельной личности, но ив рамках поколений.С 1990х гг. XX века по настоящее время изменения в российском обществе потребовали их объяснения. Интенсивный характер изменений, их деструктивные формы (кризисы, социальные и духовные потрясения, социальные конфликты и т.д.), разноплановые последствия привели к сосуществованию различных теорий общественных изменений и их инструментальному использованию. К числу таковых относятся теории модернизации, глобализации, виртуализации, циклическая концепция, активистскодеятельностная парадигма,теория самоорганизации и др. В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Поскольку социальная идентичность представляет собой осознание своей принадлежности к социальной группе, то, следовательно –это и принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов и норм.Социальная идентичность –характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какойлибо социальной общности, группе (половой, возрастной, этнической и др.) [5]. В литературе существуют и иные определения. Например, А. Дашефски и Г. Шапиро определяют социальную идентичность следующим образом: «это то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как возраст, профессия или этническая принадлежность»[2].А.В. Микляева и П.В. Румянцева рассматривают социальную идентичность как «феномен, возникающий на основании осознания личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается, в ходе своей жизнедеятельности» [4;23]. Термин «социальная идентичность» был введен в научный оборот психологом Э. Эриксоном. Сам Э. Эриксон различал три уровня идентичности: 1)индивидный,2)

личностный 3)социальный. На индивидном уровне идентичность трактуется как представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности, человеке того или иного физического облика, темперамента, задатков. Личностная идентичность, по его мнению, представляет собой ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность себе [8;156]. Данный элемент идентичности есть «осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретенными в деятельности, и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями»[8]. И, наконец, на социальном уровне Э. Эриксон определяет идентичность как тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу «Я»категоризации [7]. Впоследствии феномен «социальная идентичность» изучался преимущественно в рамках общепсихологических и социальнопсихологических исследований. Среди отечественных авторов, разрабатывающих проблематику социальной идентичности, следует назвать Г.М. Андрееву,М.В. Заковоротную, В.А. Ядова. Они различали в структуре Яконцепции индивида личностную (персональную) и социальную идентичности.При этом формирование социальной идентичностивсегда осуществляется в контексте межгрупповых отношений. «Социальную идентичность» следует отличать от другого феномена –«социальной идентификации». В силу их терминологической и сущностной близости, необходимо разобраться в том, как соотносятся между собой эти два явления. Как пишет М.В. Заковоротная, «идентичность включает в себя различные аспекты, а идентификация –описание таких аспектов. Идентичность –результат, отстаивание и защита себя. Идентификация –приспособление, процесс постоянного выбора, принятие норм, традиций, установок. Потому на каждом уровне описания процесс идентификации предшествует осмыслению идентичности» [2]. Другими словами, идентификация и идентичность соотносятся между собой как процесс и результат этого процесса. Например, В.Н. Павленко, Н.Н. Корж, Т.С. Баранова определяют социальную идентичность как «результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя черезчленство в социальной группе [3]. Ав сборнике«Проблемы социальной идентификации: опыт социологического анализа» также указываетсяна статичность идентичности и динамичность идентификации: «определение идентификации указывает на процесс, длительность действия. Идентичность же представляется относительно статичным феноменом, результатом идентификации. Из самого определения идентификации следует, что этопроцесс интернализации внешних социальных установок, который позволяет соотнести себя и других с существующей реальностью»[6]. Идентификация –один из механизмов социализации личности, посредством,которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует[5]. Социальная идентификация выполняет важные функции, как на групповом, так и личностном уровне [5].

Одним из немало важным в структуре социальной идентичностиявляются компонентыданного процесса:1)когнитивный(знание о моей принадлежности к группе);2)ценностный(позитивная или негативная оценка группы);3)эмоциональный(принятие либо отвержение «своей» группы).Выделяют следующиеуровни идентичности личности:1.Общечеловеческий уровень идентичностипонимается как осознание себя представителем биологического вида, человечества или как видение и понимание глобальных проблем человечества, ответственность перед будущими поколениями за жизнь на Земле [7;215].2.Групповой уровень идентичностивыступает через осознание своей принадлежности к различным группам (на основании пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности и т.д.). Общности среднего уровня (группы) конструируются как системы оппозиций. Они, как правило, противопоставлены друг другу и вне «своего другого» не могут быть определены. Таковы, например, отцы и дети, мужчины и женщины, «правые» и «левые» и т. д. [7;216].3.Индивидуальный уровень идентичностиесть осознание собственной неповторимости, стремление к развитию своих способно позволяет человеку не только анализировать свою принадлежность к определенной группе сегодня, но и оценивать предшествующие группы, которым он принадлежал. Что более важно планировать свою будущую, так называемую«возможнуюидентичность»(X. Маркус, П. Нуриус) [7;216].Исследования последних лет выявили еще один аспект социальной идентичности –временныеаспекты(М. Синирелла) [7;216]. Суть: потребность в позитивном образе своей группы заставляет человека анализировать не только свою принадлежность к определенной группесегодня, но и оценивать предшествующие группы, к которым он принадлежал.Что еще более важно планировать своюбудущую, возможную идентичность,т.е. определение группы (или групп), в которой я вижу себя в своейдальнейшей жизни (Х. Маркус, П. Нуриус) [3].

Постановка проблемы –личность и группа –требует преодоления как минимум двух ложных стереотипов.1.Предположение о том, что анализируетсяодналичность, даже если она рассмотрена внутри группы.Сама же группа при этом предстает как некоторая целостность, состав которой в данном контексте не уточняется. Группа, состоящая из личностей, это такая реальность, в которой качества, присущие одному из ее членов, нельзя рассматривать чемто принципиально отличающимся от качеств, присущих другим членам: все члены группы –личности и именно их взаимодействие дано как реальная жизнедеятельность группы. Таким образом, проблема«личность в группе»преобразуется в проблему «личности в группе».Практическая перспектива такого подхода велика, особенно при анализе общественных процессов –демократизация, развитие социальной справедливости и т.п [9]2.Рассмотрение личности в контекстеоднойгруппы. Исследования социальной идентичности показали необходимость рассмотрения личности всистеме групп, в которые включен человек и в которых он действует.Социальная идентичность личности позволяет человеку делить мир на «мы» и «они», на «похожих» и «непохожих». Человек одновременно может быть членом многих групп(«множественная идентичность»),и линия его поведения в каждой конкретной ситуации будет обусловлена тем, какая группа в данном контексте для него является наиболее значимой. Человеку всегда свойственно сохранять позитивный образ своей группы, и если он почемулибо разрушается, исходом может быть уход из группы, переход в другую группу [11].Позитивный или негативный образ своей группы формируется в зависимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же этого зависят от типа общества, поскольку в нем поразному оцениваются разные социальные группы, в частности, по половому, национальному или религиозному признаку [10]Сама возможность перехода из одной группы в другую также обусловлена характером общественных отношений: в тоталитарных обществах человек в большей мере привязан к группе, в демократических существует больше возможностей для индивидуальной мобильности. Поэтому социальная идентичность личности есть один из механизмов, связывающих личность и общество.

Ссылки на источники1.

АгеевВ.С.Межгрупповое взаимодействие: Социальнопсихологические проблемы. М.: Издво Моск. унта,1990.2.

АнтоноваН.В.Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. –Вопр. психол.,1996 №1.3.

ЛебедеваН.М.Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности. –Психол. журн., 1996. Т. 17. №4.4.

Микляева А.В,Румянцева П.В. СПб., 2008. 118с.

Momрoшuлoвa, Руmкевuч, 1995 Momрoшuлoвa Н.В. История философии: Запад Россия Восток: [учеб. для студ. вузов] / Н.В. Мотрошилова, А.М. Руткевич. М., 1995. 47 с.

5.

ПавленкоВ.Н.Разновидности кризиса социальной идентичности в Украине. Этническая психология и общество. М.: Старый Сад, 1997.6.

ПавленкоВ.Н., КоржН.Н.Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе. –Психол. журн. 1998. Т. 19. №1.7.

Прахова, Ю.М. Проблемы формирования и функционирования социальной идентичности конструктивистский анализ / Ю.М. Прахова // Социальногуманитарные знания. 2003. №5. С.215228.8.Рассолова, И.В. Социальная идентификация личности в условиях трансформации современного российского общества: Дис. канд. социол. наук. / И.В. Рассолова. М., 2006.220с.9. https://studopedia.net10. https://cyberleninka.ru11. https://ellib.library.isu.ru

Статус группы и социальная идентичность

Ученые отмечают, что те, кто принадлежит к высокостатусным социальным группам, обычно меньше задумываются над групповым членством, чем относящиеся к низкостатусным. Дело в том, что членство в таких элитных объединениях индивидов является неким эталоном. Другие социальные группы сравнивают свою идентичность с этим эталоном.

признаки социальной группы

Членство в стигматизируемых, дискриминируемых, низкостатусных группах ведет к появлению негативной социальной идентичности. Индивиды в этом случае часто прибегают к особым стратегиям. С помощью различных средств ими достигается позитивная социальная идентичность личности. Они либо стремятся покинуть эту группу и войти в более высоко оцениваемую, либо сделать так, чтобы их группа стала восприниматься более позитивно.

Как вы видите, формирование социальной идентичности — сложный и многоаспектный процесс. Безусловно, он требует дальнейшего изучения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]