Проксемика или проксемика (от лат . proximus « рядом» ) Проксемика
— дисциплина или раздел семиотики , посвященный изучению организации пространства в невербальной языковой коммуникации (семиотика). В частности, проксемика изучает способы, которыми люди следуют при структурировании и использовании пространства. То есть он посвящен изучению отношений близости и расстояния между людьми и предметами при взаимодействии, а также поз и наличия или отсутствия физического контакта. Таким образом, он также изучает значение этого поведения. [ ]
Другими словами, это связано с тем, как люди используют и воспринимают свое физическое пространство, свою личную близость, а также то, как и с кем они ее используют.
Кроме того, проксемика связана с культурами и территориальностью , то есть со структурированием пространств и различным восприятием их как анализа влияния на коммуникативное поведение .
Антрополог Эдвард Т. Холл ввел термин проксемика, разработав систему обозначений для записи проксемического поведения. Он определяет ее как изучение того, как человек бессознательно структурирует свое микропространство, межличностную дистанцию в повседневных взаимодействиях, организацию пространства своих домов и дизайн своих городов [ 1 ] .
Таким образом, проксемика изучает то, как люди структурируют, используют и воспринимают пространство в процессе повседневного взаимодействия, то есть межличностную близость и дистанцию, их позы, жесты и наличие или отсутствие физического контакта.
Элементы проксемики
Эдвард Т. Холл выделяет три проксемических элемента, с помощью которых люди структурируют свое пространство: фиксированные элементы, полуфиксированные элементы и динамические элементы. Следовательно, эти элементы будут связаны с культурами. [ 1 ]
- Фиксированные элементы
относятся к внутренней (культурно-специфической) и внешней (окружающая среда) конфигурациям. Восприятие этих конфигураций меняется как во времени и пространстве, так и в зависимости от культуры и ситуации. В этом смысле важно подчеркнуть, что дизайн пространства позволяет нам понять организацию и функционирование данной культуры. - Полуфиксированные элементы
позволяют людям влиять на взаимодействие с другими с помощью окружающей среды. Осмонд ввел термины социопетальный и социофугальный, чтобы охарактеризовать два противоположных устройства пространства. Социофугальное пространство имеет тенденцию удерживать людей в изоляции и порождает одиночество, например, больницы или библиотеки. Социально-петальное пространство благоприятствует взаимодействию. Восприятие обоих пространств будет зависеть от каждой культуры. - Динамические элементы
относятся к тому, как люди активно используют фиксированные и полуфиксированные элементы, то есть как человек влияет на общение с другими, варьируя пространственные элементы в ситуации.
Примерно в пятидесятых годах 20-го века ученые-социологи, в том числе антрополог Эдвард Т. Холл , применили модель, которую этологи, такие как Томас Генри Хаксли или Конрад Лоренц , предложили для животного мира, к изучению общения у людей.
Теоретическая основа
Проксемика связана с этнометодологией
, дисциплиной американской интерпретирующей социологии , начатой социологом Гарольдом Гарфинкелем в 1950-х гг.. Этнометодология анализирует те методы, с помощью которых члены социокультурного сообщества организуют и управляют своей повседневной деятельностью и придают смысл ситуациям. Эта «социальная реальность строится, согласовывается, поддерживается или изменяется; его не открывают, а интерпретируют» ( Attewell , 1974). Это дисциплина, которая больше всего продвинулась в изучении структуры взаимодействий, из которой вытекает анализ разговоров. [ 1 ]
Кроме того, проксемика встречается в невербальной коммуникации
, наряду с параязыком , кинесикой и хронемикой . Невербальная коммуникация — это все, что мы передаем другому человеку и не через слова , то есть через такие элементы, как жесты или взгляд. Невербальная коммуникация многоканальна, бессознательна, конвенциональна, почти никогда не бывает изолированной и подвержена культурным различиям. Согласно Виртуальному центру Сервантеса , невербальная коммуникация включает в себя все «знаки и неязыковые знаковые системы, которые общаются или используются для общения». [ 1 ]
Проксемика была создана в 1968 году американским антропологом Эдвардом Холлом и исследует то, как люди занимают пространство и дистанцию, которую мы сохраняем между собой при общении. Это может варьироваться в зависимости от того, является ли наш собеседник слушателем, знакомым, другом или особо дорогим человеком, который, как можно предположить, является самым близким. Степень комфорта во время разговора также имеет решающее значение, так как, например, в случае насилия единственным способом умерить это чувство было бы отступить. [ 2 ]
Происхождение проксемики связано с этологией и важностью пространственного распределения во взаимодействиях между животными. В шестидесятых годах 20 века группа специалистов по социальным наукам, в том числе Эдвард Холл, применила модель, которую этологи, такие как Хаксли или Лоренц, разработали для животного мира, к изучению коммуникации в человеческих обществах. Холл определил различные типы пространств, создаваемых участниками взаимодействия, которые варьируются в зависимости от типа встречи, отношений между собеседниками, их личностей и других факторов. [ 2 ]
Личностная зона
На таком расстоянии совершается большее количество коммуникаций в обыденной жизни. Это зона нормальных взаимоотношений между людьми. Близкая женщина, например, жена вполне может нарушать границы этой зоны. Те же действия со стороны постороннего человека будут выглядеть, мягко говоря, непривычно. Соблюдение личностной границы общения свидетельствует о наличии такта у человека. Чем дольше собеседники находятся в личностной зоне, тем сильнее они привязываются друг к другу.
Подобная дистанция является ключевым этапом на пути достижения наилучшего интимного контакта. Чёткие и продуманные действия в личностной зоне обеспечат длительное и взаимовыгодное сотрудничество между участниками общения.
Территориальность
Понятие территории или территориальности
уже много лет используется при изучении поведения животных и понимается как поведение, характеристикой которого является тип идентификации с определенной территорией, указывающий на принадлежность и защиту этой территории от тех, кто может на нее «вторгнуться» ( Кнапп , 1982). Точно так же действуют и люди, отмечая и защищая личную территорию с помощью пространственных, визуальных, обонятельных и тактильных знаков. [ 1 ]
Следовательно, территориальность может быть обнаружена в человеческом поведении таким образом, что посредством использования пространства люди регулируют социальное взаимодействие с людьми и контролируют интенсивность. Однако такое использование пространства может привести к социальным конфликтам при вторжении на территорию. [ 1 ]
Кальсамилья и Тусон определяют территориальность, непосредственно связанную с человеческим поведением , то есть материальное, психологическое и символическое пространство, через которое движутся люди, и определяют его в этологическом смысле как «набор поведений, которые приобретают символическую ценность в социальной жизни в зависимости от расположены ли они в общественном или частном пространстве». [ 1 ]
Использование и восприятие пространства дает нам информацию о данном человеке; через поведение мы раскрываем информацию о себе и о своей личности, а также о функционировании той культуры, из которой мы происходим.
Как влияет нарушение этих расстояний на человека?
Нарушение пространственных границ происходит достаточно часто , например, в общественном транспорте или лифте, когда незнакомые люди вынуждены стоять очень близко, а иногда и касаться друг друга.
При этом реакция практически всегда одинакова , люди стремятся выражать минимум эмоций, избегают зрительного контакта.
В лифте люди смотрят на указатель этажей, а в общественном транспорте , в окна, при этом все производят минимум движений.
Связано это с тем, что даже вынужденное нарушение другим человеком допускаемых границ общения приводит к дискомфорту. Вторжение в личное пространство бессознательно воспринимается, как угроза.
Повышается частота биения сердца, артериальное давление, кровь приливает к голове , организм инстинктивно готовится к защите от нарушителя личной территории.
Некорректное нарушение дистанции во время коммуникации может привести к неприятию со стороны собеседника. Если вы позволили себе прикоснуться к новому знакомому спустя несколько минут после знакомства, он может рассмотреть это, как вторжение в его личное пространство и впредь стараться избегать вас.
В итоге это может препятствовать построению доверительных отношений не только в деловой, но и личной сфере.
пространства и расстояния
Социальное взаимодействие интегрирует пространственное поведение . Тем не менее, есть разные типы пространства. Физическое пространство, которое мы даем человеку, зависит от нескольких факторов: ситуации, в которой мы находимся, рассматриваемого человека, а также места в пространственном поведении. [ 1 ]
Если кто-то пересекает физическое , разговорное пространство, мы устанавливаем механизмы его восстановления, то есть во время разговора совершаются определенные движения, чтобы найти комфортную дистанцию.
С другой стороны, пространство, которое нас окружает, известно как личное или неформальное пространство и сопровождает всех людей. Ограничивающая его территория, ее расширение или сужение зависит от различных ситуаций.
Холл выделяет четыре радиуса действия (или зоны): [ 3 ]
- Общественное пространство
: в котором нет определенной функции участников, это социальные пространства, такие как аэропорты. - Обычное пространство:
оно также принимает более публичный характер свободного доступа, отсутствуют отмеченные роли (бар, дискотека, концерты и т. д.) - Пространство для взаимодействия:
есть лист бумаги с четким указанием того, что нужно сделать (больница, класс…) - Телесное пространство:
действия интимного характера, которые могут пройти только люди с большой уверенностью.
С другой стороны, Холл отметил, что социальная дистанция между людьми обычно коррелирует с физической дистанцией, и описал четыре различных типа дистанции. Эти расстояния будут подкатегориями личного или неформального пространства
.
- Интимное расстояние (тело)
: расстояние от 15 до 45 сантиметров. Это то, что больше всего охраняет каждый человек. Это территория, которую человек определяет как неприступную, к которой имеют доступ только некоторые «очень привилегированные» люди и которую не может пересечь никто другой ( Инфанте , 2005). Другими словами, это самое близкое к нашему телу пространство, простирающееся до полуметра, и, кроме того, именно через него мы проявляем более уязвимое поведение . [ 4 ] [ ] Следующая фаза: относится к актам любви, борьбы, утешения и защиты или привязанности. Физический контакт сильно отражается на сознании обоих людей. - Дистанционная фаза (от 15 до 56 см): физический контакт не так легко отражается в предыдущем случае, хотя руки могут дотянуться и схватить конечности другого человека.
: между 50 см и 1,20 м. Это расстояние, на которое мы позволяем входить только самым близким людям, например, известным друзьям или людям, таким как коллеги по работе или учебе. То есть с людьми, с которыми у нас есть близость и с которыми мы делимся личным опытом, который не является интимным. Эти дистанции происходят в офисе, на встречах, собраниях, вечеринках, в дружеских или рабочих беседах. Если мы протянем руку, мы коснемся человека, с которым разговариваем. Для Хайдеггера личная дистанция — это то, что обычно отделяет членов одного и того же нестадного вида друг от друга. [ 4 ] [ ]
- Ближняя фаза (от 50 до 70 см): на этом расстоянии можно удержать или схватить другого человека.
: от 1,20 м до 3 м сантиметров. Это расстояние, которое отделяет нас от незнакомцев. Оно употребляется с людьми, с которыми у нас нет дружеских отношений, с людьми, плохо знающими друг друга. Это территория, отведенная для социальных взаимодействий, которая позволяет нам установить более или менее глубокие отношения с человеком. По словам Инфанте , именно пространство дает нам определенную безопасность и маневренность. [ 4 ] [ ]
- Ближняя фаза (от 120 до 210 см): это дистанция, на которой обсуждаются безличные дела и дела, с большей степенью взаимной вовлеченности.
: от 3 м до 360 м и не имеет ограничений. Это идеальное расстояние для общения с группой людей. Территория от четырех метров до предела видимого или слышимого, по словам Инфанте , является местом, где мы устанавливаем большее количество контактов, особенно поверхностных. Публичное пространство меняется, восприятие интимной, личной и социальной территорий меняется в зависимости от ситуации. Тон голоса высокий, и это расстояние используется на конференциях, коллоквиумах или переговорах. [ 4 ] [ ]
- Ближняя фаза (от 370 до 760 см): на этом расстоянии происходит подбор слов и тщательное построение предложений, производящие модификации грамматического или синтаксического характера.
Все, что подробно описано ниже, наполнено субъективными интерпретациями и предрассудками в отношении культур, к которым оно относится.
Интимная дистанция
Удалённость между людьми с учётом интимного расстояния составляет не более 45 сантиметров. Это позволяет обмениваться личными мыслями и суждениями, не боясь, что их услышат другие люди. Когда люди общаются в интимной зоне, слова не особо имеют значение. Важнейшую роль отыгрывают невербальные факторы: взгляд, движения, прикосновения.
Нагляднее всего действие интимной зоны просматривается между супругами.
Люди, недовольные своим браком, всегда будут находиться на расстоянии, которое существенно превышает 0,5 метра. Абсолютно противоположную картину можно увидеть между счастливыми парами.
Нужно отметить, что границы интимной зоны могут отличаться у каждого человека. Например, люди, склонные к применению грубой силы, создают для себя интимную зону большего радиуса, чем у других людей. Подобная ситуация возникает вследствие постоянной готовности грубых и жестоких людей к появлению опасности.
Проксемика между североамериканской культурой и культурой Германии, Англии и Франции
Эти культуры имеют определенные общие черты между собой, но это не предотвращает их непонимания, несмотря на то, что обе культуры умеют интерпретировать друг друга, поэтому иногда их разные жесты при действиях по отношению к пространству различны. [ 4 ]
Принимая во внимание немцев , мы можем сказать, что по отношению к североамериканцам у них разные взгляды, как на расписание, так и на пространство, которое у них есть внутри офиса. Североамериканцы очень строго относятся к расписанию, в то время как немцы лучше его контролируют. Для них это важно, так как они могут выполнять больший объем работы, не ощущая на это нехватки времени. [ 4 ]
Представления о проксемике в пределах дома или офиса сильно отличаются от представлений североамериканцев, поскольку для немцев это означает вторжение в их личное пространство, если за ними наблюдают снаружи внутрь того места, где они находятся. [ 4 ]
С другой стороны, англичане и североамериканцы, несмотря на то, что говорят на одном и том же языке, очень различаются тем, как они управляют своей проксемикой, потому что в Соединенных Штатах пространство используется для классификации людей, в то время как в Англии социальная система определяет, кто человек есть. [ 4 ]
Говоря о временном пространстве, у каждого члена североамериканской семьи есть своя комната. Однако в английской семье своя комната есть только у старших братьев и сестер. Для англичан телефон — слишком навязчивый инструмент, потому что они чувствуют, что звонящий не уважает время, которое они тратят на свои мысли, и считают это грубым и неэлегантным. [ 4 ]
Французы более чувственны, когда ищут контакта с другими людьми, в отличие от североамериканцев, которые более отстранены. В офисе американцы стремятся иметь свое личное пространство, а пространство французов открытое. [ 4 ]
Проксемика в латинских культурах и скандинавских культурах
В латинских культурах , например, эти относительные расстояния меньше, и люди, как правило, чувствуют себя более комфортно рядом с другими. В скандинавских культурах все наоборот. Осознание и признание этих культурных различий улучшает межкультурное взаимопонимание и помогает устранить дискомфорт, который люди могут испытывать, если межличностное расстояние слишком велико или слишком мало в зависимости от культуры, с которой они имеют дело. Кроме того, личные расстояния также зависят от социального статуса, пола и индивидуальных предпочтений. [ 3 ]
Основные межсубъектные зоны
На сегодняшний день в социальной психологии выделяются личностные зоны, которые изучает проксемика.
Это перечень расстояний, согласно которым люди налаживают межличностный контакт:
1) Интимная – присуща только родственникам или очень близким людям, не желающим посвящать других в свой разговор (0 – 0,5м).
2) Личностная – это расстояние поддерживают все люди в повседневной жизни (0,5 – 1,2м).
3) Социальная – зона общения для формальных и светских встреч (1,2 – 3,66м).
4) Общественная – эту дистанцию выбирают во время публичных мероприятий.
использованная литература
- ↑ abcdefghijklm
Шмидт, Сара (2013). «Проксемика и межкультурная коммуникация» .
Автономный университет Барселоны
. - ↑ аб
«Проксемика: использование и восприятие социального и личного пространства» (неопр .) .
Эголандское соблазнение
. 12 декабря 2012 г. . Проверено 10 мая 2022 г. . - ↑ аб
Холл, ET (1959). Безмолвный язык. Нуэва-Йорк: Doubleday y Co - ↑ abcdefghijkl
Холл, Эдвард Т. (1973). Институты изучения местного управления, изд.
Скрытое измерение. Антропологический подход к использованию пространства
. Мадрид: Новый урбанизм.
Социальная и общественная дистанции
Невзирая на важность личностной и интимной зоны, их изучение не является той основой, которую изучает проксемика. Это обусловлено относительной односторонностью представленных выше дистанций. Их легко понять, а ещё легче выделить закономерности. Более интересными являются социальная и общественная зоны. Они используются в процессе делового и публичного общения. На протяжении многих лет люди изучали две эти дистанции для нахождения эффективного способа управления массами. Люди, отлично владеющие контролем на публичной и социальной дистанции, всегда являются хорошими ораторами.
Библиография
- Холл, ET (1959). Безмолвный язык
. Нуэва-Йорк: Doubleday y Co. - Кнапп, М. Л. (1980). Невербальная коммуникация. Тело и окружающая среда
. Барселона: Пайдос, 1992. - Холл, ET (1959). Скрытое измерение
. Нуэва-Йорк: Doubleday y Co., 1966 г. - Четвертое измерение в архитектуре: влияние строительства на поведение
(1975, соавтор с Милдред Рид Холл) - Танец жизни: другое измерение времени
. 1983 г. - Справочник по проксемическим исследованиям
. 124 стр. 1974 г. - Скрытые различия: ведение бизнеса с японцами
. 192 стр. ISBN 0385238843 1990 г. - Антропология повседневной жизни: автобиография
. 1992, Даблдэй, Нью-Йорк - Понимание культурных различий — немцы, французы и американцы
. 1993, Ярмут, Мэн - Запад тридцатых годов. Открытия среди навахо и хопи
. 1994, Даблдэй, Нью-Йорк - Поятос, Ф. (1994). Невербальная коммуникация I. Культура, язык и общение
. Мадрид: перешеек
внешняя ссылка
- Проксемика и язык тела в бизнесе
- Телесная коммуникация — кинестетическая, проксемическая — Антонио Муньос Каррион (UCM).
- Предпочтительные межличностные расстояния: глобальное сравнение
авторитетный контроль |
|
- Данные: Q171755
- Мультимедиа: Проксемика