Понятие
Человек не может существовать вне общества.
В этом его главное отличие от животных.
Социальная личность — это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.
У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.
Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.
Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность — это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.
На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.
Каждый человек изначально представляет собой «чистый лист», который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.
Социальная характеристика личности
Личность является существом социальным. Человек не рождается личностью, а становится ею в той среде, в которой растет и развивается. По мере взаимодействия с социумом человек приобретает те или иные социальные характеристики. Он отыгрывает социальные роли и старается приспособиться к социуму, что происходит более или менее успешно.
Выделяют 2 социальные роли:
- Конвенциальные – роли, которые даются социумом, в зависимости от социального статуса: отец, муж, начальник и пр.
- Межличностные – роли, зависимые от личностных особенностей индивида.
Статус человека определяется теми правами и обязанностями, которыми он занимается. В каждой группе человек занимает определенную роль, где в главную очередь он выстраивает определенные деловые или личностные взаимоотношения. Здесь и формируются его особенности и качества, которые потом проявляются и характеризуют человека.
Типы
В современной науке принято выделять следующие социальные типы личности с точки зрения ценностных ориентаций, присущих индивидам:
- Традиционалисты. Для них на первом месте законопослушность, исполнительность, дисциплинированность и ответственность. Подобные черты наблюдаются на фоне отсутствия стремления к самореализации, самостоятельности.
- Идеалисты. Они являются полной противоположностью традиционалистов. Стремятся проявить себя и действовать в соответствии с собственными установками, принципами. Не признают авторитетов и традиционных взглядов на вопросы.
- Фрустрированный тип. Эти люди не чувствуют себя вовлеченными в общественную жизнь, в принятие важных общественных решений. Им свойственна низкая самооценка, постоянное состояние подавленности и пассивности.
- Реалисты. Подобные личности грамотно сочетают стремление к самореализации с осознанием чувства долга.
Они способны рационально подходить к решению проблем и объективно оценивать предлагаемые обстоятельства. - Гедонистические материалисты. Являются типичными потребителями, которые стремятся к получению сиюминутных удовольствий, не задумываясь о завтрашнем дне. Собственные желания для них всегда на первом месте.
Типы личности:
Социально-психологический портрет
Каждый человек обладает яркой индивидуальностью, складывающейся из природных, социальных, психологических особенностей.
Социально-психологический портрет любого индивида можно составить на основе анализа следующих компонентов:
- темперамент;
- характер;
- навыки и умения;
- уровень интеллекта;
- эмоциональность;
- волевые качества;
- коммуникабельность;
- уровень самооценки;
- степень самоконтроля.
В процессе социализации человека в обществе данные компоненты постоянно изменяются, развиваются. Это происходит в результате усвоения социального опыта, получения новых представлений об окружающей действительности, приобретения знаний, освоения моделей поведения и т.д.
По этой причине социально-психологический портрет человека формируется на протяжении всей жизни.
Свойства и качества
Социально-психологические свойства — это устойчивые, индивидуальные черты конкретного индивида, которые позволяют охарактеризовать его с социальной и психологической точки зрения.
Данные свойства делятся на четыре группы:
- свойства, связанные с развитием и применением социальных способностей (интеллектуальный уровень, воображение, налаживание связей и т.д.);
- свойства, формирующиеся под влиянием группы и в результате внутригруппового взаимодействия (знания, навыки, модели поведения и т.д.);
- свойства, связанные с социальным поведением, позицией индивида (активность, ответственность, чувство долга, стремление к сотрудничеству и т.д.);
- свойства, базирующиеся на психологических характеристиках индивида (открытость мышления, подвижность психики, модель реагирования на критические ситуации и т.д.).
Социально-психологические качества — это характеристики личности, которые формируются в процессе взаимодействия с другими людьми, во время коммуникации.
В зависимости от своих качеств личность может выполнять определенные общественные роли, занимать конкретное социальное положение. Стандартная классификация предусматривает разделение людей на три типа в соответствии с присущими им качествами:
- Атлетики. Люди с активной жизненной позицией, которые стремятся всегда доминировать и управлять.
- Пикники. Люди с хорошо развитыми адаптивными механизмами, позволяющими им легко вступать в коммуникации и успешно избегать конфликтных ситуаций.
- Астеники. Классические интроверты, предпочитающие уединение.
Особенности
С социально-психологической точки зрения личности присущи следующие характерные особенности:
- является не только объектом, но и субъектом социальных отношений, поскольку обладает свободой выбора;
- является уникальной, так как имеет индивидуальный набор социальных и психологических характеристик;
- формируется под влиянием социума (процесс социализации);
- осознает свое отношение к различным событиям, явлениям, общественным установкам;
- осознает свои потребности, желания и цели;
- стремится к самореализации;
- самостоятельно формирует мнение о членах общества, с которыми вступает в различные коммуникации;
- полностью включена в отношения с окружающей действительностью;
- занимается конкретной деятельностью, позволяющей удовлетворить материальные потребности и занять определенное место в обществе.
Понятие личности и ее социально-психологических особенностей
Понятие личности и ее социально-психологических особенностей
Личность — это сознательный и активный человек. Он может выбрать тот или иной образ жизни: принять положение угнетенного или бороться с несправедливостью, оставить свою жизнь обществу или жить личными интересами. Все зависит от присущих человеку социальных и психологических качеств, которые необходимо правильно понять и учесть.
Понятие личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, которые развиваются, прежде всего, в процессе производства и потребления материальных благ.
Личность также находится в сфере политических отношений. Является ли она свободной или угнетенной, имеет политические права или нет, она действительно может голосовать или быть избранной, обсуждать общественные вопросы или выполнять волю правящего класса, зависит от психологии личности.
Личность находится в сфере идеологических отношений. Идеология как система представлений об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, ее мировоззрения, ее индивидуальных и социальных установок.
Психология личности в то же время зависит от отношений людей в группе, к которой она принадлежит. В процессе взаимодействия и общения люди влияют друг на друга, создавая общие черты во взглядах, социальных установках и других типах отношений с обществом, работой, людьми и их собственными качествами. При этом личность в группе приобретает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.
Личность — это не только объект общественных отношений, но и ее субъект, то есть активное звено. Когда индивиды вступают в отношения с людьми, они создают историю, но создают ее не по произволу, а по необходимости, под влиянием объективных общественных законов. Однако историческая необходимость не исключает ни идентичности индивида, ни его ответственности за его поведение по отношению к обществу.
Таким образом, человек — это конкретная личность как представитель определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, возрастной структуры и т.д.), знающая свое отношение к окружающим и социальную реальность, которая во всех отношениях соответствует новейшей и студенческой деятельности и имеет специфические индивидуальные и социально-психологические особенности.
Развитие личности обусловлено несколькими факторами. К ним, как правило, относятся: особенности физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающая среда и общество, общественно-полезная деятельность. Насколько мы их знаем и учитываем особенности их проявления, от этого зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.
Особенностью физиологии высшей нервной деятельности индивида является функция его нервной системы, выражающаяся в самых разных свойствах: своеобразии всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и действий и т. д.
Анатомо-физиологические особенности личности — это такие свойства, которые зависят от анатомо-физиологического строения человеческого тела, что сильно влияет как на его психику и поведение, так и на последствия последних влияний обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека естественным образом влияют на его действия и действия и должны быть вовлечены в процесс общения и взаимодействия.
Анатомо-физиологические характеристики основаны на установках, представляющих врожденные анатомо-физиологические особенности организма, облегчающие развитие способностей. Например, первоначальный взнос в качестве подвижной нервной системы может способствовать развитию многих навыков в любом виде деятельности, связанных с необходимостью адекватно реагировать на ситуации, быстро адаптироваться к новым видам деятельности, менять темп и ритм работы и строить отношения с другими. Поэтому это также может проявляться конкретно в рамках совместной с вами деятельности и обязательно должно быть учтено.
Наиболее важными факторами формирования личности являются окружающая среда и общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не сможет стать личностью, у него не будет человеческого облика: то есть природа создает человека, и она формирует общество.
Как правило, выделяют прежде всего природную и географическую среду, которая оказывает большое влияние на развитие личности. Например, известно, что люди, выросшие на Крайнем Севере, сильнее, лучше организованы, ценят время и правильно относятся к тому, чему их учат.
Природные качества личности заложены в нем с самого рождения, включая активность и эмоциональность. Активность личности отражается в совокупности видов деятельности, в простом выражении силы и скорости протекания психических процессов, двигательных реакций, т.е. выступает в качестве социальных характеристик деятельности человека и может варьироваться и варьируется от большой энергии, быстроты в движениях, работе и речи до вялости в поведении, пассивности умственной деятельности, речи и жестов. Эмоциональность в той или иной степени проявляется в нервной возбудимости индивида, в динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру.
Макроокружение, то есть общество во всей совокупности всех его проявлений, оказывает огромное влияние на формирование личности. Например, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе, чем представитель демократического государства.
Микросреда, то есть группа, микрогруппа, семья и т. д. Также является важной детерминантой формирования личности. В микросреду закладываются основные морально-нравственные и психологические качества человека, которые, с одной стороны, необходимо учитывать, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.
Общественно полезная деятельность, то есть работа, общение с другими людьми, среди которых развивается человек, также формируют его основные личностные качества.
Факторы формирования идентичности и особого способа работы и поведения личности в обществе позволяют сформировать социально-психологическую характеристику, то есть описать полноту ее содержания и выявить особенности взаимодействия индивидуальных и социальных черт, проявляющиеся в процессе общения, взаимодействия и межличностных отношений.
При этом не следует забывать об оригинальности возникновения и развития психологических черт личности, формирующихся в процессе социализации. Это необходимо потому, что, с одной стороны, существует прямая связь между спецификой формирования определенных качеств человека и их функцией в социальной среде, с другой стороны, существует также определенная корреляционная зависимость собственно социально—психологических характеристик индивида от специфики его индивидуально-психологических характеристик.
Психологическая структура личности. Определяется полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности:
1) содержание мировоззрения человека, его психологической сущности. Мировоззрение человека — это устоявшаяся система убеждений, научные взгляды на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренними
Каждый из нас не раз встречал меня с ситуацией, когда, несмотря на имеющийся опыт общения и предварительные представления о психологических особенностях конкретного человека в непосредственном контакте с ним, эти качества уже не являются стандартными, а совсем другими, чем мы предполагаем. И это результат их своеобразного воспитания в детстве, в семье, в предшествующей группе принадлежности этого человека.
2) степень целостности мировоззрений и убеждений, отсутствие или наличие в них противоречий, отражающих противоположные интересы различных сфер жизни. Целостность мировоззрения нарушается, когда человеком руководят или на него влияют противоречивые интересы, носителем которых он внезапно становится в силу различных социальных обстоятельств;
3) степень осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает так, что человек из-за всевозможных обстоятельств слишком долго не может занять свое место в обществе, что мешает его мировоззрению окончательно сформироваться и эффективно проявить себя;
4) содержание и характер потребностей и интересов, стабильность и легкость их переключаемости, их узость и универсальность. Поскольку потребности и интересы индивида довольно различны при его слабом оформлении или узости, они очень сильно ограничивают мировоззрение индивида;
5) специфичность соотношения и проявления различных черт личности. Личность настолько универсальна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее различных характеристик также может влиять на проявления мировоззрения и поведения.
Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса ее характерных черт имеет свою иерархическую внутреннюю структуру, акцент на которой направлен на выделение социально-психологических свойств путем понимания всех черт, имеющих как индивидуальное, так и социальное происхождение.
При этом нельзя забывать об общей психологической структуре личности, отражающей единство и проявление трех взаимосвязанных сторон.
Индивидуально-психологическая сторона личности отражает особенности функционирования ее психических процессов, особенности, состояния и образования. Психические процессы — это психические явления, которые обеспечивают первичное отражение и осознание воздействия окружающей реальности. Психические качества — это наиболее стабильные и постоянно проявляющиеся черты личности, которые обеспечивают определенный уровень поведения и активности, характерный для них. Существуют следующие черты личности: ориентация, темперамент, характер и способности.
Психические состояния — это уровень работоспособности и качество функционирования психики человека в определенный момент времени. Психическое образование — это психическое явление, развивающееся в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта, содержание которого содержит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Мировоззренческая сторона личности связана с социально значимыми качествами и особенностями, позволяющими занять достойное место в обществе. Мировоззрение индивида определяет его основные жизненные цели и интересы, отношения и позиции. Моральный облик индивида — это система представлений о морали, отражающая наличие прочных основ и определяющая его действия и поведение в обществе. Моральный облик личности — это устойчивая система взглядов на нормы взаимоотношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Социально-психологическая сторона личности указывает на ее основные качества и особенности, позволяющие играть определенные роли в обществе и занимать определенное положение среди других людей. Содержащиеся в нем отношения с другими людьми представляют собой совокупность проявлений индивидуальных и социально-психологических особенностей личности, отражающих типичное поведение в общении и взаимодействии с окружающими. Социальные роли личности — это типичные формы поведения личности, обусловленные индивидуальными и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевать определенный авторитет и доверие со стороны других людей. Социальные позиции индивида — это взгляды, убеждения и представления индивида, реализуемые и защищаемые им в отношениях с другими людьми. Социальные установки личности — это настроение для определенного отношения к обществу и другим людям.
Параметры анализа
Социально-психологические параметры анализа личности следующие:
- Зрелость. Высшим уровнем зрелости является наличие определенных жизненных установок и взглядов. Зрелый человек в своих действиях руководствуется индивидуальной системой ценностей. Он занимает уважаемое положение в обществе и является объектом для подражания, не отказывается от своих взглядов даже под угрозой применения насилия. Такой человек может содействовать развитию других членов общества, которые берут с него пример. Незрелая личность отличается отсутствием четкой системы ценностей, низким уровнем социальной ответственности.
- Адаптация. Это степень приспособления человека к жизни общества. При конфликтной адаптации происходит непринятие общественных норм, что приводит к психологическому напряжению и сложностям с самореализацией. При средней адаптации человек вполне вживается в окружающую действительность и более или менее успешно функционирует в обществе.
При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях. - Адекватность. Это принятие и усвоение человеком существующих в обществе норм и принципов. Индивид не просто внешне подстраивает свое поведение под общепринятые модели, а внутренне преобразовывает себя в процессе социализации. Адекватных с социальной точки зрения людей отличает высокий уровень морали, нравственности.
- Идентичность. Это результат самоидентификации человека. Осознав свое «Я», индивид может сопоставлять выдвигаемые обществом требования и предоставляемые возможности со своими способностями и желаниями. В итоге вырабатывается механизм регулирования поведения в обществе с учетом представлений о себе.
Социальная
Будучи существом биологическим, человек в то же время — существо социальное. Это важная особенность, которая резко выделяет его из ряда животных. Социальная сущность выражается в следующем:
- человек умеет управлять своими чувствами, эмоциями, инстинктами;
- труд — его внутренняя и физическая потребность;
- он способен видоизменять свою среду обитания, делать ее безопасной, комфортной, эстетичной;
- он обладает, кроме физиологических, духовными потребностями.
Вам будет интересно:Мартин Хайдеггер «Что такое метафизика»
Человек, рождаясь природным существом, испытывает такое не характерное для животного мира воздействие, как воспитание.
Именно оно постепенно и вводит его в мир человеческих отношений, то есть, — в социум. Общество заинтересовано в том, чтобы его гражданин хорошо понимал сущность социальных функций и неукоснительно выполнял их. К тому же он должен обладать определенными человеческими качествами, отличающими его от животного, например: трудолюбием, добротой, честностью, патриотизмом, ответственностью и прочим.
Следует сказать, что потребность в социализации обоюдная. Как общество нуждается в адаптации человека к его требованиям и правилам, так и человек нуждается в защите и помощи со стороны социума.
Зрелость
Социальная зрелость — способность живущего в обществе человека брать на себя ответственность, принимать решения.
Зрелый человек отличается целостностью характера, предсказуемостью, позитивной направленностью поведения.
Зрелая личность всегда четко осознает свои цели и стремится к их достижению, не нарушая при этом интересов других членов общества. Такие люди предельно объективно оценивают самих себя и окружающих их людей, принимают решения сообразно обстоятельствам.
Достижение социальной зрелости не отменяет потребности в других людях. Зрелый человек продолжает усваивать новый опыт, пересматривать свои взгляды и работать над собой на протяжении всей жизни. Но другие люди для него являются советчиками и собеседниками, а не учителями и наставниками.
Природная
Если обобщить все синонимические значения этого слова, то кратко его значение можно сформулировать так: сущность — это главное внутреннее содержание объекта, которое проявляется в его наружных, видимых формах и способах существования.
Вам будет интересно:Чайник – это… История и современность
Антропология — наука о происхождении человека, способах его существования в экосистеме, где он стоит на высшей ступени развития. Человек — объект биологический, и его природная сущность проявляется в том, что он, как и остальные представители животного мира, обладает телом, потребностями в жилище, сне, пище, различными врожденными инстинктами. Обитает практически во всех уголках земного шара. Изучением этого природного объекта занимаются биология, физиология, генетика.
Соотношение биологического и социального
Человек является биологическим организмом, который появился в результате эволюции. В организме каждого человека происходят различные естественные процессы, которые в некоторой степени обуславливают его поведение.
Но с одной только биологической точки зрения оценивать человека невозможно, поскольку он одновременно является существом социальным.
Как продукт общества человек проходит процесс социализации, в результате которого происходит усвоение определенных норм, принципов поведения, правил, взглядов и т.д.
При этом во время социализации большое значение на усвоение всех этих принципов оказывают индивидуальные черты конкретного индивида, поскольку всю транслируемую обществом информацию он пропускает через призму собственного сознания.
Таким образом, заложенная на генетическом уровне информация отличает человека от других живых организмов и образует его биологическую природу. А получаемое в процессе социализации образование, воспитание формирует общественную составляющую.
Воля и труд дивные всходы дают…
Эта народная мудрость дает точный ответ на вопрос о том, как же человеку добиться общественного признания, уважения, любви и пр. Именно целеустремленность, упорство и труд удовлетворяют его природные и личностные потребности, а также нужды в преобразовании среды обитания.
Социальная сущность деятельности человека состоит в том, что она является способом его сознательного переустройства как мира, так и самого себя. Она мотивирована, целенаправленна, осуществляется с помощью средств и определенными действиями, результативна.
Мотивом, побуждающим человека трудиться, выступает необходимость удовлетворения его материальных и культурно-духовных потребностей. Цели и мотивы могут изменяться, обновляться в процессе деятельности с изменением интересов, взглядов, потребностей работающего.
Наряду с созидательными и творческими видами существуют и разрушительные виды деятельности: войны, терроризм, торговля наркотиками, сектантство, воровство и пр. Разрушительной может быть работа недобросовестного или неумелого руководителя, рабочего, водителя, врача.
Теория психосоциального развития Э. Эриксона
Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.
От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:
- младенчество (0-1 год);
- раннее детство (1-3 года);
- детство (3-6 лет);
- школьный возраст (6-12 лет);
- отрочество и юность (12-20 лет);
- ранняя зрелость (20-25 лет);
- средний возраст (25-65 лет);
- поздняя зрелость (после 65 лет).
Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.
Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.
Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.