Эго-идентичность – это твой образ себя по отношению к миру. Он отвечает на вопросы: «Кто я?», «Что я из себя представляю?», «Каково мое место в мире?».
Теория Эриксона делает акцент на том, что помимо инстинктов и потребностей, социокультурная среда, в которой растет человек, оказывает непосредственное воздействие на формирование Эго. Как это происходит? И почему так важно обрести идентичность с собой?
В этой статье:
Что такое Эго-идентичностьСтадии формирования Эго-идентичностиЭго-интеграция и кризис идентичности
Что означает «эго»?
Для начала следует разобраться, что такое эго. Чаще всего об этом термине говорится в психоанализе. Эго представляет собой внутреннюю сущность человека, отвечающую за восприятие, запоминание, контакты с социумом и оценивание окружающего мира. Это помогает человеку отделить себя от всего остального, принять себя как самостоятельное и индивидуальное существо.
Эго — это хорошо или плохо?
Человеческое Эго — важный компонент структуры личности. Без него невозможно существование человека как такового. Неважно, мужское Эго или женское, оно помогает воспринимать внешний мир и анализировать его с точки зрения важности для человека. Благодаря внутреннему «Я» каждый индивид адаптируется в мире, находит свое место и призвание, контактирует с окружающими людьми.
О том, хорошо ли иметь собственное Эго или плохо, можно говорить только в ракурсе уровня развития этой субстанции и взятых им на себя доминирующих функций. Если окружающий мир воспринимается только в качестве платформы для удовлетворения собственных потребностей, то можно сказать, что Эго развито на слабом уровне. Высокоразвитое «Я» стремится быть частью мира, поэтому учитывает не только личностные интересы, но и интересы окружающих.
Определения идентичности
В психологии эго-идентичность – это многогранное понятие. Когда говорят о нем, также упоминают понятия идентичности и идентификации. Так, Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко в «Психологическом словаре» предлагают рассматривать следующие определения.
- Касательно познавательных процессов, это установление тождественности объекта, его узнавание.
- С точки зрения психоанализа, идентичность представляет собой процесс, выстроенный на основе эмоциональных связей. Благодаря им человек поступает так, словно он та личность, с которой себя сравнивает.
- В социальной психологии идентификацией является процесс отождествления себя с другим человеком.
- Это представление себя вымышленным персонажем, благодаря чему происходит более глубокое понимание художественного произведения.
- Это приписывание какому-либо человеку своих мыслей, мотивов, чувств и черт.
- Это один из видов психологической защиты, которая заключается в бессознательном уподоблении чему-либо, вызывающему тревогу или страх.
- Согласно теории «Я-концепции», групповая эго-идентичность – идентичность, при которой человек отождествляет себя с какой-либо социальной группой, большой или малой общностью, принимая ее цели и ценности, считая себя ее членом.
- Также идентичностью называют свойство психики выражать представление к принадлежности к различным национальным, языковым, расовым, социальным, религиозным, экономическим, политическим, профессиональным и прочим группам, которым присущи те или иные свойства.
Таким образом, можно сформулировать общее определение. В психологии эго-идентичность – это непрерывность и тождественность «Я», целостность личности, которая сохраняется, несмотря на изменения, происходящие в процессе ее развития и роста. То есть человек по мере взросления понимает, что он остается тем же самым, самим собой.
«Я» в различных проявлениях
Теперь рассмотрим проблему в несколько ином свете. В предыдущей части нас интересовала личностная идентичность, взгляд человека на себя в целом. Но также для каждого из нас характерна социальная идентичность личности, то есть идентификация с членом определенной социальной группы вплоть до «растворения» в ней.
В психологии сложилась тенденция все такие типы идентичности представлять в виде двух больших совокупностей: естественные идентичности и искусственные. Первые, что явно видно из названия, должны возникать сами по себе (человек, например, не выбирает, какой национальности ему родиться). Для поддержания вторых нужно прилагать усилия (профессиональная идентичность, религиозная). Остановимся подробнее на некоторых типах идентичности.
Рекомендуем: Понятие асоциальности
Одной из важнейших в группе естественных становится половая идентичность, формирование идентичности этого типа определяется в первую очередь биологическими данными. С ней тесно связана гендерная идентичность, однако это не одно и то же. Гендерная идентичность представляет собой социально-психологическое самоопределение человека с точки зрения маскулинности и феминности (мужественности и женственности).
С маскулинностью отождествляются все те черты, которые культура традиционно приписывает мужчинам: жесткость, активность, стремление к лидерству и риску, логическое мышление, сосредоточенность на карьере. Нормативные образцы феминного поведения — это сострадание, мягкость, забота, эмоциональность, приоритет семейных ценностей и так далее.
Комбинации этих двух противоположных критериев образуют четыре типа гендерной идентичности: маскулинный, феминный, андрогинный (проявление и тех, и других признаков) и недифференцированный (слабое выражение обеих групп признаков).
Этническая идентичность подразумевает осознание человеком своей причастности к определенной народности, эмоциональное отношение к прошлому и настоящему народа, отделение его от других этносов. Этническая идентичность отделяется от этничности — объективной принадлежности к тому или иному народу (обусловленной языком, культурой, местом рождения и так далее). Понятно, что две эти категории далеко не всегда будут совпадать.
К этнической идентичности близка идентичность цивилизационная, хотя приравнивать их друг к другу ни в коем случае нельзя. Последняя представляет собой наиболее широкую категорию из всех социальных идентичностей и включает в себя и культурную, и национальную, и религиозную, и другие виды идентичностей, но к сумме их не сводится.
Наконец, важнейшая для современного человека профессиональная идентичность. Профидентичность становится существенной составляющей психологического благополучия личности, однако достичь ее непросто.
Концепция Э. Эриксона
Вообще сам термин «эго-идентичность» ввел в науку немецкий психолог Эрик Эриксон. Он на основе теорий Фрейда разработал свою концепцию, которая имела существенные отличия. Внимание акцентировалось на возрастных периодах.
Согласно Эриксону, задача эго – обеспечить нормальное развитие личности. «Я» способно самосовершенствоваться в течение всей жизни, помогать справляться с внутренними конфликтами и исправлять неправильное формирование психики. Хоть Эриксон и рассматривает эго как отдельную субстанцию, но в то же время считает, что оно неразрывно связано с социальной и соматической частью личности.
Ученый в своей теории особое внимание уделяет периоду детства. Данный промежуток времени дает возможность человеку развиться в умственном плане и получить хороший старт для дальнейшего самосовершенствования. Эриксон считает, что в периоде детства есть существенный недостаток. Это багаж иррациональных страхов, тревог и переживаний, которые непосредственно влияют на качество последующего развития.
Основным понятием в теории является эго-идентичность, проще говоря, целостность личности. Ее формирование начинается от рождения и проходит через всю жизнь, вплоть до смерти человека. Эриксон всего выделяет восемь стадий психосоциального развития. Если человек проходит их успешно, формируется полноценная функциональная личность.
Каждая стадия сопровождается кризисом. Под ним Эриксон понимает момент, возникающий как следствие достижения определенного этапа психологической зрелости и сопутствующих социальных требований, которые выдвигают к индивиду на той или иной фазе становления. Кризис эго-идентичности – это риск ее потерять. Если конфликт будет не разрешен, то эго травмируется, получает вред. Тогда снижаются или даже исчезают тождественность, целостность и вера в собственную социальную роль. Но в кризисе есть и позитивный компонент. Если конфликт разрешается удовлетворительно, то эго получает новое положительное качество, которое гарантирует здоровое формирование личности в будущем.
То есть необходимо, чтобы близкая группа и общество способствовали адекватному прохождению каждого кризиса идентичности. Только тогда человек сможет полноценно перейти к следующим фазам самосовершенствования.
Далее будут отдельно рассмотрены все восемь стадий. Это младенчество, раннее детство, период игры, школьный возраст, юность, ранняя, средняя и поздняя зрелость.
Этническая идентичность
Основная статья: Этнос
Этническая идентичность является производной от этноцентризма как принципа самоорганизации восприятия при выявлении им в окружающих тех или иных требующих этно-идентификации свойств. Этническая идентичность выражается в наборе поведенческих автоматизмов со свойственными им речевыми признаками и жестикуляцией. Она, соответственно, проявляется в ролевом репертуаре личности и формируется прежде всего на ранних этапах её социализации как то, что является общим для всех носителей данного языка и данной этнокультуры
Этническая идентичность привлекает всё большее внимание исследователей в современном мире с его все более усиливающимся смешением различных этносов как неоднозначном процессе, где действуют как центростремительные, так и центробежные силы.
Материалы словарной статьи словаря В. И. Даля показывают признаки «русского человека» как они осознаются самими русскими. Даль хорошо понимал, что в языке есть множество единиц, в которых закреплено понимание человеком своей культуры, в том числе при определении им своей этнической принадлежности.
Младенческий возраст
Формирование эго-идентичности происходит уже во младенчестве. Эта стадия развития условно длится от рождения до одного года. В этот временной отрезок малыш проходит кризис базального доверия-недоверия. Если мама и другое близкое окружение в период младенчества не будут обеспечивать ребенку достаточно внимания, любви и заботы, то у него сформируются такие качества, как подозрительность и боязливость. Причем они будут проявляться и давать о себе знать даже в период взрослости. Если же мать достаточно занимается младенцем и проявляет любовь, то он в последующем станет доверять людям и миру в целом. Окружение будет восприниматься в положительном ключе. Обычно можно говорить о благоприятном прохождении кризиса, если ребенок спокойно переносит исчезновение матери из поля зрения. Потому что он знает, что она снова вернется и позаботится о нем.
То есть во взрослом возрасте человек будет доверять или не доверять социуму точно так же, как доверял или не доверял своей матери во младенчестве. Однако это качество продолжает формироваться и на последующих стадиях. Например, когда ребенок становится свидетелем развода постоянно конфликтующих родителей, приобретенное ранее базальное доверие может быть утеряно.
Как приобрести Эго?
Эго человека рождается вместе с появлением индивида в этот мир. В течение жизни оно может менять направленность, перерождаясь из эгоистичного Я в высшее. Мужское и женское Эго требует к себе внимания всего мира, так как считает себя центром Вселенной. Религии разных народов сходятся во мнении, что перебороть своими силами врожденное эгоистичное Эго практически невозможно. Справиться с ним можно только с помощью сверхъестественной божественной силы. Приобрести высшее Я можно путем постоянных духовных практик, чтения духовной литературы и самосовершенствования.
Раннее детство
Длится от года до трех лет. На данном этапе кризисный момент эго-идентичности проявляется в формировании автономии или же сомнения и стыда.
В раннем детстве у малыша развиваются психические и моторные потребности, которые способствуют самостоятельности. Ребенок учится ходить, осваивать предметную среду и делать все без чьей-либо помощи. Если родители дают такую возможность, предоставляя свободу, то в малыше укрепляется уверенность, что он сам владеет собой, своими побуждениями, мышцами и средой. Так он постепенно становится самостоятельным.
Иногда взрослые спешат и пытаются за ребенка сделать то, с чем бы он сам справился прекрасно без их помощи. В результате у ребенка закрепляются такие качества, как нерешительность и стыдливость. Естественно, они негативно влияют на дальнейшую жизнь. Поэтому родителям важно проявлять терпение и давать возможность малышу сделать что-то самому.
«Возраст игры»
Длится примерно от трех до шести лет. В этот период формирование эго-идентичности может пойти по пути инициативности или же вины.
В дошкольном возрасте дети обычно уже многое делают сами, проявляют предприимчивость и активность, стремятся общаться с широким кругом людей. Если родители это поощряют, не мешают фантазировать и отвечают на бесконечные вопросы ребенка, то он благоприятно проходит кризис идентичности на этом этапе.
Если же взрослые постоянно одергивают малыша, запрещают что-либо спрашивать, выдумывать и устраивать шумные игры, то он начинает ощущать вину, собственную никчемность и одиночество. Впоследствии это может развиться в патологию, закрепив в ребенке пассивность, психопатическое поведение и даже фригидность (или импотенцию). Дети, не преодолевшие кризис на этом этапе, становятся зависимыми, ведомыми, нерешительными. Они не могут за себя постоять и ни к чему не стремятся.
Виды идентичностей
Некоторые исследователи разделяют всю совокупность идентичностей на естественные, не требующие организованного участия по их воспроизводству, и искусственные, постоянно нуждающиеся в организованном поддержании. К первым относятся такие идентичности как этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые. Ко второй категории относятся такие идентичности как национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные. Некоторые идентичности носят смешанный характер, например, гендерные.
Школьный возраст
Этот этап условно приравнивают к возрасту 6-12 лет. На данном отрезке жизненного пути дети начинают учиться, пробовать рукодельничать, что-то конструировать и строить. Часто они фантазируют о различных профессиях.
Здесь благоприятное развитие эго-идентичности предполагает наличие общественного одобрения. Если ребенка хвалить за творчество и активность, то это поможет развить способности и стать трудолюбивым. Если же родители и педагоги не делают этого, то это будет способствовать формированию неполноценности. На данном этапе идентичность школьника можно представить фразой: «Я – то, чему смог научиться».
Эго-идентичность
Фильм «О чем говорят мужчины»
Я не понимаю, чего я хочу на самом деле…
Фильм «Троя»
У Ахиллеса нет вопросов, кто он. Ахеллес — воин.
Фильм «Спирит: Душа прерий»
Боец не может впадать в отчаяние. Если я — боец, я справлюсь с любыми трудностями.
Фильм «Король Лев»
Вспомни, Симба, кто ты есть на самом деле! Ты мой сын, и ты — король!
«Эго-идентичность» — центральное понятие концепции Эрика Эриксона.
Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. Эго-идентичность — не сознавание, а чувство-ощущение «Я развиваюсь, но я— тот же самый». Как разговор о чувствах, поиски эго-идентичности скорее относятся к женскому подходу и женской психотерапии.
Откуда это взялось?
Когда к психоаналитику Эрику Эриксону приходили пациенты с жалобами на «потерю себя», с вопросами «Кто я? Туда ли направлена моя жизнь, не сбилась ли я с пути?», ему нужно было эти вопросы интерпретировать с точки зрения психоанализа, перевести на язык психоанализа. Первичные влечения (Ид, «Оно») — это не ответ на вопрос пациентов «Кто я?» Внушения и требования общества (ты сын, ты ученик, ты адвокат) — понятно тем более «Не я», тем более для психоаналитика. Самое близкое — это понятие «Эго».
Согласно теории Фрейда, Эго — это один из элементов человеческой психики, выполняющий роль посредника как между внешним и внутренним миром, так и между Ид и Супер-Эго. Эго создает защитные механизмы и обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эриксон предположил, что Эго может формировать представление человека о самом себе, отвечать на вопрос «Кто я?», и назвал это эго-идентичностью.
Содержание понятия
Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый».
То, кем я вижу и считаю себя здесь и сейчас, в данной ситуации или на данном отрезке жизненного пути — это личностная идентичность. Если просто что-то «знаю» о себе — это скорее личностная идентичность. Если я «чувствую, кто я и где я нахожусь», это скорее эго-идентичность. Если я могу интегрировать свои разные личностные и социальные роли плюс ощущаю непрывность себя и своего развития, это эго-идентичность.
Эго-идентичность всегда устойчивее, если она подкрепляется окружающими людьми.
Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности», вид «созидательной полярности самовосприятия и восприятия человека другими».
Чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. При кризисе эго-идентичности исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль. Самый острый и типовой кризис идентичности — это пора юности.
Я взрослый или еще ребенок? Я тот, который крутой — или который ботаник? Я математику люблю или только увлекаюсь? Я верующий или это смешно? Я патриот или ну его? Я любитель пепси-колы или осознанное существо?
Необходимое условие для формирования эго-идентичности — определение индивида в трех основных сферах: профессии, религии и политики.
Размышления
По-видимому, у понятия «личностная идентичность» нет жестких рамок и внешних, научных, объективных критериев. Как пишет О.А.Карабанова,
«Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер».
Признание самотождественности личности значимым социальным окружением – при всей зыбкости, по-видимому, самое устойчивое основание этого определение. Если здравые, хорошо знающие меня люди меня узнают как меня, могут всегда сказать что «ты остаешься собой» (и им это нравится), то это как-то проверяемо и объективно.
Если же «внутренняя тождественность самому себе» понимается как чувство непрерывной тождественности человека самому себе, то эта грань понятия более трудная. Чувство – вещь лукавая. Сегодня чувствуется одно, завтра – другое, а что захочется придумать про себя завтра – не знает иногда никто, тем более если личность имеет истероидные, демонстративные черты… Тем не менее, людям обычно очень важно «себя считать собой», не выходить за рамки, которые они сами считают своими естественными границами.
«Я – женщина, а не мужчина. Я мать, а не равнодушное к своим детям существо. Я – честная и любящая…»
Эго-идентичность без психоанализа
Я понимаю, что у юноши (девушки) могут быть самые разные вгляды на себя, на людей и на общество. В юности этих взглядов может быть сильно много, они могут быть не согласованы, противоречить друг другу, а при малой их осознанности нередко превращаться в полный туман и путаницу. В результате поведения и чувства человека могут быть неустойчивы, непоследовательны, противоречить друг другу и вызывать недоумение у окружающих. Это — понятно.
Понятно, что эта ситуация личностно и социально неудобная, и с помощью разумных взрослых или собственного разума юноши и девушки порядок у себя в голове постепенно наводят. Тогда у них появлятся личностная идентичность (определенность в статичном видении «кто я», в своих личностных и социальных ролях на сегодня) и эго-идентичность (ощущение понятности и определенности своего жизненного пути, ощущение «Я иду туда, все будет ОК). Так?
Те, кто порядок у себя в голове не навели (пока или вообще у них это не получается) — начинают маяться. Собственно, они бы не маялись, потому что им самим определенность нужна так же, как облакам или речкам — то есть вовсе не нужна. Но в обществе без определенности не проживешь, с такими бесформенными никто дела иметь не хочет, им так или иначе говорят: «Друзья, определяйтесь, вы с кем и против кого. Чему будете учиться, куда собираетесь идти работать?» А когда есть неудобные требования, люди на всякий случай начинают переживать: «вы знаете. у меня личностный кризис». И им психотерапевты подсказывают: «Да, да, у вас кризис эго-идентичности. Пожалуйте на психотерапевтические сессии». Задача последующей психотерапевтической работы — подсказать человеку, как ему определиться, но подсказать скрыто: сделав вид, что это не подсказка психотерапевта, а что человек сам открыл это в глубине своей души.
И он открывает, что в юности это — верность своему выбору, попозже — любовь и близкие отношения, далее работа и забота, и к завершению жизненного пути — мудрость. Вот такие добрые и разумные подсказки психотерапевта, которые человек найдет в себе сам под его чутким руководством.
Личностная и эго-идентичность
Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. Эго-идентичность говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему.
Период юности
Ему соответствует возраст 12-19 лет. Это пора активных физиологических изменений, стремлений найти свою жизненную философию и по-своему смотреть на окружающий мир. Подросток начинает задаваться такими вопросами, как «кто я?», «кем хочу стать?».
Самая полноценная форма эго-идентичности формируется в возрасте 12-19 лет. Также на этом этапе начинает самый глубокий кризис. Если его не удастся преодолеть, то произойдет ролевое смешение. Его можно охарактеризовать неприкаянностью и дезориентацией в самом себе. Поэтому важно помочь подростку создать непротиворечивый и единый образ себя. Ведь именно этот период Эриксон считал самым центральным в развитии социального и психологического благополучия.
Истинное и ложное Эго
Категория истинного и ложного Эга не относится к психологии, а проистекает из учения, описанного в древних индийских книгах — Ведах. В этих рукописях можно обнаружить другое понимание, что такое Эго. Согласно этому учению, ложное Эго – это субстанция, которая помогает человеку воспринимать физический мир и жить в нем. Эта сила вызывает в человеке те желания и побуждения, которые необходимы для выживания и комфорта его самого и близких людей. По этой причине данную субстанцию называют еще эгоизмом.
Истинное Эго выходит за пределы личности и корысти, помогает обращать внимание на окружающий мир, чувствовать его проблемы, помогать людям. Жизнь, в основе которой лежат поступки и мысли, проистекающие от истинного Я, становится светлой и чистой. Побороть эгоизм и жить, следуя за истинным «Я», своими силами невозможно. Основой такой жизни является высшая любовь к Богу.
Ранняя зрелость
Возраст 20-25 лет – своеобразные ворота в новую взрослую жизнь, как говорил сам Эриксон. Как правило, в этот период люди получают профессию, встречаются с противоположным полом, а иногда вступают в брак.
Будет ли на данном этапе провал или положительный исход, непосредственно зависит от успешности прохождения всех предыдущих стадий. Если кризис идентичности будет преодолен, то человек сможет заботиться о другом индивиде, будет любить и уважать его, не опасаясь потерять самого себя. Это ученые называют достижением близости (интимности). При неблагоприятном развитии эго-идентичности на этом этапе человек изолирует себя. Он станет одиноким, ему не о ком заботиться и не с кем разделить жизнь.
Эго-интеграция и кризис идентичности
Кризис идентичности выражается в том, что человек не знает, чего он хочет, какой представляет свою жизнь, что ему нравится, увлекает. Он не чувствует себя самореализованным, значимым.
Часто кризис идентичности сопровождается чувством одиночества, высоким уровнем тревожности, неуверенностью в себе. Характерной чертой такого кризиса являются социальные страхи и проблемы в общении с противоположным полом.
Противоположность этому – чувство Эго-интеграции, высшая форма целостности. Для нее характерно то, что личность:
- адекватно воспринимает среду;
- умеет брать из нее то, что ей нужно;
- успешно справляется с трудностями;
- принимает осознанные решения;
- находится в гармонии со своими эмоциями и управляет ими;
- строит здоровые отношения;
- стремится к самореализации.
Интеграция Эго – это восприятие мира, как среды, где можно удовлетворить любую свою потребность, желание.
Это не значит, что все «падает на тебя с неба». Просто у тебя есть все необходимые качества и навыки, чтобы найти решение проблемы или способы достижения поставленной цели. Ты уверена в своем жизненном пути и, оглядываясь на прошлое, понимаешь, что ни о чем не жалеешь.
Средняя зрелость
Это очень обширный период, который занимает возрастные рамки от 26 до 64 лет. Здесь сутью кризиса является выбор между самопоглощенностью (инертностью) и продуктивностью (направленностью на человечество). Во втором случае человек устраивается на ту работу или занимается тем, что позволяет заботиться о будущем общества. Если же человек остается инертным, то он сосредотачивается только на себе, на собственном комфорте, удовлетворении своих нужд и потребностей. Казалось бы, для эпохи глобального потребления это должно считаться нормой. Однако выбрав такой полюс, человек зачастую ощущает бессмысленность жизни.
Поздняя зрелость
Это последняя стадия развития эго-идентичности по Эриксону. Она длится от 65 лет и до самой смерти. В этом возрасте наступает старость, которая считается самым благоприятным временем для размышлений, подведения итогов, анализа неудач и достижений. Человек может понять, что он не зря прожил жизнь, ему все удалось, и все его устраивает. Такое осознание Эриксон называл чувством целостности эго. Его можно считать благоприятным преодолением кризиса.
Однако некоторые старики из-за подведенных итогов начинают отчаиваться. Их охватывает чувство безнадежности, потому что они не использовали все возможности, не исправили какие-то ошибки. Они приходят к выводу, что их жизнь вообще была бессмысленной. Именно при таком раскладе люди сильно боятся грядущей неизбежной смерти. В таком случае еще не поздно все переосмыслить и сделать что-то действительно нужное и полезное.
Старость
Последняя стадия развития личности наступает после 60 лет, когда происходит очередное переосмысление жизни, через воспоминания о прожитых годах, анализ правильности или неправильности своих поступков. Это период мудрости для тех, кто прошел долгий жизненный путь и произвел анализ своей жизни.
Здесь как никогда важно чувствовать себя удовлетворенным, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет так страшить, ведь жизнь продолжается — в потомках и творениях человека.
Нейла Елена Андреевна – Психолог-консультант, гештальт-терапевт, специалист EMDR терапии. Стаж работы 13 лет.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Выводы
Эрик Эриксон, развив концепцию Зигмунда Фрейда, разработал свою неповторимую теорию. В ней акцент стоит на формировании сознательной полноценной личности. Также он первым сформулировал определение термина «эго-идентичность». В психологии это целостность личности, которая развивается от рождения до смерти. Принято выделять восемь стадий формирования идентичности, каждая из которых сопровождается определенным кризисом. От успешности их преодоления зависит, будет человек воспринимать себя целостным полноценным индивидом или нет. Главную роль в формировании этого качества играет родительское воспитание. На последующих стадиях развития влияние начинает оказывать окружающая среда.
Эго
Термин «Эго» происходит от латинского слова «ego», что означает «я». Эго является компонентом психического аппарата, ответственного за принятие человеком решений. Эго стремится к выражению и удовлетворению желаний Ид, но уже в соответствии с теми ограничениями, которые налагает внешний мир.
Структура и функция Эго произрастают из Ид. Эго происходит и эволюционирует из Ид, а также берёт у него часть энергии для своих потребностей, чтобы отвечать условиям социальной реальности. Так получается, что Эго обеспечивает сохранение и безопасность организма. К примеру, человеку, который хочет есть, необходимо различать образ пищи, имеющийся в представлении, от реального образа пищи. Другими словами, человеку нужно уметь доставать пищу и потреблять её до того, как напряжение снизится. Данное стремление побуждает человека к обучению, размышлениям, рассуждениям, восприятию, принятию решений, запоминанию и т.п. Следует вывод, что Эго используются перцептивные и когнитивные процессы в его стремлении к удовлетворению потребностей и желаний Ид. Однако если природа Ид находит выражение в поиске удовольствия, то природа Эго подчинена принципу реальности, целью которого является сохранить целостность организма через отсрочку удовлетворения инстинктов до тех пор, пока не будет найдена возможность разрядки и снятия напряжения наиболее подходящим способом или пока внешняя среда не будет отвечать соответствующим требованиям.