Что такое социальная группа. Структура и психологические особенности группы людей

Говоря о своей принадлежности к какому-то сообществу, мы чаще всего имеем в виду профессиональный коллектив, семью или этнос. Но человек одновременно является членом множества разнообразных социальных образований, которые принято называть группами. И общество – это сложная система групп, связанных между собой многочисленными связями. Поэтому группа считается одним из важнейших объектов социальной психологии.

Группа как общность людей

Учитывая разнообразие групп и функций, которые они выполняют в обществе, дать точное определение этому социально-психологическому объекту непросто. В современной науке есть несколько подходов к пониманию сущности группы. Один из них – максимально широкий – оценивает как группу любую совокупность людей, объединенных чем-то общим. Это может быть одинаковая деятельность, в том числе профессиональная, общие интересы, цель, верования, и даже просто нахождение в одном месте. При этом люди могут не знать друг друга лично, а то даже и не задумываться о своей принадлежности к этой группе.

В таком случае понятие «группа» равнозначно понятию «общность», и к нему принадлежа:

  • семья и этнос;
  • профессиональный коллектив и очередь в киоск;
  • студенческая группа и студенчество как особая категория людей.

Хотя такое определение группы не предполагает обязательных межличностных отношений между ее членами, но все же принадлежность к общности накладывает отпечаток на людей, на их поведение и мировоззрение. Им присущи общие психологические качества, характерные черты, взгляды и приемы профессиональной деятельности. Нередко схожей бывает манера речи и лексики, например, профессиональный или студенческий сленг. Поэтому мы можем создать обобщенный портрет, допустим, студента, футбольного болельщика, врача, ученого и т. д.

Социальные группы, как простые общности, в большей степени изучает социология. А в социальной психологии совокупности людей, в которых отсутствуют межличностные связи и представление об общих целях и задачах, называют условными группами, в отличие от реальных, предполагающих сложную систему отношений.

Классификация малых групп

  1. Условные группы включает в себя людей, которые не связаны между собой межличностными отношениями.
  2. Реальные – противоположность условных групп.
  3. Естественные группы складываются «бессознательно».
  4. Лабораторные создаются с целью проведения каких-либо экспериментальных исследований.
  5. Формальные
  6. Неформальные
  7. Реферетные
  8. Нереферетные
  9. Высокоразвитие
  10. Слаборазвитые (нет четкой структуры внутри самой группы).

Социальная группа как система отношений

Каждый человек – это уникальная, неповторимая личность, обладающая своими индивидуальными качествами, особенностями характера, интересами, взглядами. Но несмотря на всю уникальность, человек нуждается в других людях для достижения целей, развития, да и просто выживания. Эта потребность во взаимодействии, в общении и считается основой реальных социальных групп, тех, что изучает психология.

Процесс взаимодействия предполагает, с одной стороны, наличие общей цели и согласованных усилий по ее достижению. Например, несколько деловых партнеров хотят открыть спортивный клуб. Они все заинтересованы в этом и все вносят свой вклад в общую деятельность. Или поклонники, увлеченные творчеством музыкальной группы, организуют сообщество фанатов. С другой стороны, в процессе взаимодействия раскрываются личные качества людей и рождаются межличностные отношения. А это, пожалуй, самое важное и ценное, что есть в нашей жизни.

Роль совместной деятельности в формировании и развитии группы

Любая реально существующая и устойчивая группа предполагает наличие общей цели и согласованных усилий по ее достижению. Понятие «общегрупповая цель» иногда путают с одинаковой для всех членов группы целью. Например, получение диплома о высшем образовании – общая цель для всех студентов вуза, но она не требует согласованных усилий для ее достижения, то есть совместной деятельности. Каждый студент учится сам по себе. Значит, эта цель не может быть основой существования группы. А вот организация спортивного клуба, включающая в себя аренду и ремонт зала, приобретение оборудования, поиск хороших тренеров и т. д., — это общегрупповая цель.

С групповой целью связаны и общие интересы. Это вовсе не значит, что у членов группы нет личных интересов, не совпадающих с общими. Но на этапе достижения цели они имеют меньшее значение, чем групповые, или подчиняются им.

По сути дела, все общегрупповые явления складываются в процессе совместной деятельности людей:

  • сплоченность группы, растущая по мере осознания людьми важности общей цели и потребности в ее достижении;
  • структура, которая проявляется в распределении функций и установлении иерархии;
  • психологический климат, как особая эмоциональная атмосфера, окрашивающая отношения людей;
  • культура группы – то, что отличает ее от других сообществ: традиции, нормы, ценности, сленг, нравственные принципы и приоритеты;
  • общественное мнение – оценка происходящих событий, разделяемая большинством членов группы;
  • социальные статусы членов группы, которые отражают и включенность людей в совместную деятельность, и отношение к ним одногруппников.

Чем более серьезная и важная цель стоит перед группой, тем выше зависимость людей друг от друга и более прочные отношения между ними. Конечно, важным условием является принятие общегрупповой цели и осознание ее важности всеми членами группы. И вот здесь нередко возникает серьезная психологическая проблема.

А если в группе нет представления о единой цели и отсутствует потребность в совместной деятельности? Такое случается в формальных группах, образованных на основании какого-то официального документа (приказа, постановления, решения и т. д.). По сути, эти группы представляют просто людей, собранных в одном месте, их еще называют диффузными, так как они не связаны межличностными отношениями. Примером такой группы можно считать первый класс в школе. Какую деятельность в этом случае можно считать общегрупповой? Учебу? Нет, она не требует согласованных усилий и не связана с общегрупповой целью.

Чтобы решить эту проблему и сплотить группу, не связанную общими целями, опытные педагоги выдумывают их – устраивают соревнования, конкурсы, походы, общешкольные мероприятия, к которым класс должен готовиться сообща.

С такой же проблемой сталкиваются супруги, которые после нескольких лет совместной жизни обнаруживают, что страстная любовь прошла и их ничего больше не связывает, кроме общей жилплощади. Проблему могут решить дети, да и то не всегда. Именно отсутствие общей цели и утрата общих интересов часто становится причиной распада семьи.

Признаки социальной группы

Несмотря на разнообразие, социальные группы имеют ряд общих признаков. Анализируя их содержание, психологи могут дать развернутую характеристику группе, описать существующие в ней отношения и прогнозировать дальнейшее развитие. Кроме основного показателя – наличия взаимодействия для достижения общей цели – можно назвать следующие признаки группы:

  • Интегральные характеристики, которые, с одной стороны, формируются в процессе взаимодействия, а с другой, словно цемент, скрепляют отношения в группе. К ним относятся групповые интересы, нормы, традиции, ценности, общественное мнение, психологический климат.
  • Структура группы, включающая в себя основные функции и роли, иерархию статусов и микрогруппы, входящие в социум.
  • Композиция – это комплекс индивидуально-личностных особенностей членов группы, важных для успеха совместной деятельности. Для разных групп они могут быть различны: пол, возраст, национальность, профессиональная принадлежность, качество образования и социальное положение.
  • Уровень социальной активности членов группы, согласованность их усилий, заинтересованность в достижении цели и поддержании отношений друг с другом.

Есть еще один значимый показатель, который хоть и не принадлежит к общегрупповым признакам, играет важную роль в отношениях людей. Это чувство аффилиации – ощущение единения с группой. Оно переживается не просто как желание быть частью сообщества, а как потребность в позитивных взаимоотношениях с людьми, стремление завоевать их доверие и симпатию, готовность самому доверять членам группы и уважать их.

Основные характеристики группы

Основные характеристики группы

К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.
То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. Пример последней показан на схеме (рис. 10).

Колесо

Цепь «Игрек» Круг Сложный круг

Точки (•) —члены группы

Линии (—) — каналы коммуникаций

Рис 10. Типы коммуникативных сетей

(структур коммуникаций в группе)

Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в данном случае самое главное — это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы — структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.

Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Целостное представление о развитии группы и о характеристике групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т.д.

Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) — обязательные параметры описания группы в социальной психологии.

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение (Божович, 1967). Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным .

Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой. Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют. И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, — «статус» самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.

Вторая характеристика индивида в группе — это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые «предписаны» группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи — актуальная тема современных социально-психологических исследований.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий» . Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения» (Бобнева, 1978. С. 3).

В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений (Обозов, 1979. С. 156). Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества (Бобнева, 1976. С. 145). Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем в конкретном типе общества.

Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных исследованиях выясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом групповых норм, но не содержание их, определяемое спецификой деятельности, явно недостаточен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества.

Важная проблема — это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества «адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества» (Бобнева, 1978, С. 72). При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Таким образом, рассмотренный набор понятий, при помощи которых осуществляется социально-психологическое описание труппы, есть лишь определенная концептуальная сетка, наполнить содержанием которую еще предстоит.

Такая сетка полезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы четко понять ее функции, не сводить к простой констатации, своеобразной «подгонке» под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах. Для того чтобы сделать следующий шаг по пути анализа, необходимо теперь дать классификацию групп, которые являются предметом рассмотрения в рамках социальной психологии.

Классификация групп. В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше.

Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же — организованные, длительно существующие группы, — подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждении о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на

Рис. 11. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (рис. 11). Все, начиная с рубрики «реальные естественные группы» является объектом исследования социальной психологии. Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.

ЛИТЕРАТУРА

Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М.,

1975.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967. Московит С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты… М., 1984.

Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. Л., 1979.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Шерковин Ю.А. Понятие группы в марксистской социальной психологии // Социальная психология. Под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М., 1975.

Виды групп

Деятельность

Социальные группы составляют сложную структуру общества и выполняют в нем различные функции. Поэтому существует множество классификаций групп: по количеству, способу образования, характеру взаимодействия и т. д. Вот основные их типы.

Большие и малые группы

Различия между этими двумя видами количественные, но четкую границу между ними провести сложно. Традиционно к большим относят группы, численность которых превышает 30-40 человек. Но есть и другой, более удобный критерий. Малой группой считается такая, в которой возможны личные контакты между всеми членами группы. Тогда как в больших это затруднительно, и значительная часть входящих в них людей даже не знакомы друг с другом. Поэтому малые группы еще называют контактными. К ним можно отнести семьи, сообщества друзей, небольшие трудовые коллективы, школьные классы, студенческие группы и др.

Иногда наряду с большими (этносами, религиозными конфессиями, политическими партиями, классами и др.) выделяют средние группы: коллективы крупных предприятий, учебных заведений, фан-клубы и т. д. Средние группы по количественному признаку ближе к большим, а по общим интересам и целям – к малым.

Большие группы в свою очередь разделяются на организованные (классы, партии, политические союзы и др.) и неорганизованные или стихийные: масса, толпа и публика.

Формальные и неформальные

Эти два вида групп относятся к малым или средним, но отличаются по характеру образования или по причине возникновения. Основной причиной образования неформальных групп является взаимная симпатия (друзья, семья) или общие интересы. Уже на самом первом этапе развития представители этих групп проявляют заинтересованность друг в друге, желание общаться.

Формальные группы – это часть более крупных социальных образований, и создаются они на основании формального решения или какого-то официального документа. Как правило, цель и задачи этих групп заданы извне, например, назначенными руководителями или педагогами. Поэтому взаимная заинтересованность и межличностные отношения формируются в этом случае постепенно.

Первичные и вторичные

Данная классификация стоит особняком, так как многие характеристики этих групп совпадают с неформальными и формальными. Критерием для различения первичных и вторичных групп служит степень эмоциональности контактов. Первичные возникают на основе взаимной симпатии, как, например, семейные пары или сообщества друзей. А основа вторичных – формальная, поэтому отношения между людьми, в том числе симпатия и взаимная привязанность, если и складываются, то носят вторичный характер.

Референтные группы

Это особый вид групп, которые не всегда имеются в реальности и нередко существуют только в воображении индивида. Но тем не менее они играют важную роль в социальной самоидентификации человека. Референтная группа – это своеобразный эталон, с которым человек сравнивает свои действия, поступки, решения. Нормы, принятые в этой группе, становятся обязательными для него, а установки и ценности формируют его личность. Индивид не всегда принадлежит к референтной группе. Так, для подростка в качестве референтной группы может выступать и компания более старших ребят, и своя спортивная команда, и отряд наемных воинов из любимого телесериала.

Социально-психологический климат группы

В понятии СПК выделяются три «климатические зоны»:
1. социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач;

2. моральный климат, который определяется моральными ценностями, общепринятыми в данном коллективе;

3. психологический климат, то есть неофициальная сфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

В современной социально-психологической науке малые (референтные) группы занимают особое место. Это не только старейшая, но и наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Вот уже десятилетия проблемы групповой психологии (проблемы взаимодействия людей в рамках небольших контактных объединений, возникших либо вследствие предписаний социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений) находятся в центре внимания исследователей многих стран, а число публикаций с результатами их работы давно превысило пятизначный рубеж. Так, известный американский психолог М. Шоу

, рассмотрев более полутора десятков определений малой группы,
классифицировал
их по следующим шести категориям в зависимости от того, какие аспекты групповой жизни в большей степени привлекают внимание авторов:

1) восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом;

2) мотивация членов группы;

3) групповые цели;

4) организационные (структурные) характеристики группы;

5) взаимосвязь;

6) взаимодействие членов группы.

Структура малой группы на основании социометрии

Когда речь идет о структуре, то имеют в виду главным образом малую группу, где отношения людей и их статусы на виду, а лидеры и отверженные заметны, можно сказать, невооруженным глазом. В социальной психологии есть специальная методика для изучения структуры малой группы, которая называется «социометрия».

Социометрические исследования построены на принципе выбора: каждый член группы должен выбрать трех наиболее предпочитаемых (симпатичных, надежных и т. д.) одногруппников и трех отвергаемых. После анализа полученных данных можно выделить следующие элементы структуры группы:

  • социометрические «звезды» – люди, получившие наибольшее число выборов; они не обязательно являются лидерами и часто к этому не стремятся, но «звезды», определенно, самые уважаемые в группе;
  • предпочитаемые – те, кто получил довольно много выборов, но меньше «звезд»;
  • «середнячки» – количество выборов небольшое, но они есть;
  • пренебрегаемые – те, кто не получил положительных выборов;
  • отверженные – люди, набравшие большое количество отрицательных выборов;
  • микрогруппы – 3-4 человека, связанные взаимными выборами.

Такое исследование дает полную картину структуры малой группы и очень полезно для работы руководителя с коллективом или педагога с классом.

Система групп, составляющих общество, напоминает одновременно и запутанную головоломку взаимосвязей и взаимозависимостей, и четкую, упорядоченную структуру и иерархию, в которой одни группы (малые) являются частью больших и сами включают в себя микрогруппы.

Связи между социальными группами – это не только следствие межгруппового взаимодействия. Они осуществляются через отдельных людей, одновременно входящих в разные группы. Проблемы, конфликты, динамические процессы в одной группе находят отражение во многих других. Например, человек, озабоченный проблемами с начальством, нередко срывает дурное настроение на своей семье, друзьях, членах спортивного клуба и т. д. И напротив, хорошая, крепкая семья, позитивные отношения с друзьями – это залог благоприятного психологического климата в профессиональном коллективе.

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика группы.

Количество учащихся первого курса математического факультета группы 2.2 – восемь человек. Из них двое юношей и шесть девушек. Возраст студентов – семнадцать-восемнадцать лет. Ребята знают друг друга недолго, так как учатся вместе один месяц, кроме того, все приехали из разных городов. Поэтому устоявшиеся традиции пока в группе выражены слабо.

Группа довольно активна, полна творческой энергии. Преобладают положительные духовные запросы, стремление к учебе. Все члены группы стремятся сотрудничать и помогать друг другу. Вместе с тем, у некоторых наблюдается потребность в самоутверждении и самореализации, стремление выделится. Более всего уважают коллективистов, делающих все ради группы, как, например, старосту.

Большинство студентов группы живут в общежитие, что сильнее сближает их, они стремятся постоянно общаться друг с другом, а также поддерживают дружеские отношения со студентами других групп.

В группе существует справедливое отношение ко всем членам, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого.

В группе имеются органы самоуправления в лице старосты, который поддерживает связь с деканатом математического факультета и ставит в известность всех членов группы о требованиях деканата. Староста активен, легко сходится с людьми, не испытывает трудностей в общении. Также все члены группы помогают старосте и поддерживают его. Он пользуется доверием и авторитетом у своих одногруппников.

Студенты могут сами выбрать своих представителей по различным видам деятельности, например, деятельности профсоюза, организации праздников: «Первокурсник» и т. п.

Группа доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится.

Учащиеся легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласуют свои действия. Имеющиеся отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.

Способные организаторы группы являются ее авторитетными и полномочными представителями. Группа умеет регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния. Ребятам нравится быть вместе, участвовать в совместной деятельности.

Студенты заинтересованы своей будущей профессией. Никто не сожалеет о сделанном выборе, все очень рады, что учатся на математическом факультете в ВГУ. На вопрос, «на какой факультет вы бы сейчас хотели поступить?», все ответили, что снова выбрали бы математический факультет.

Чтобы выявить структуру межличностных отношений в группе, основанную на симпатиях и эмоциональных связях, я провела социометрическое исследование.

Первый вопрос: с кем бы вы пошли на день города?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]