Обновлено 20 июля 2022 440 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый человек уникален. Но при этом он относится к каким-либо социальным группам, даже не желая и не ведая того.
Существует множество признаков, по которым принято классифицировать людей. Человечество разделяется на женщин и мужчин, на бедных и богатых, на расы и т.д.
Одним из классифицирующих признаков является принадлежность к какой-либо социальной группе.
Рассмотрим сегодня, что такое социальная группа и какие виды социальных групп существуют.
Социальная группа – это …
Сначала определимся, что такое «социальный». Слово имеет корни в латинском языке и переводится как «общественный», т.е. социальный, значит, относящийся к существованию человека в социуме (обществе). Жить в обществе и быть оторванным от него – невозможно. Хотим мы того или не хотим, но мы подчиняемся законам общества, в котором живем.
Группа – это совокупность чего-либо или кого-либо.
Как только рождается человек, он сразу становится членом социальной группы под названием «семья». Чем дольше человек живет, тем в большее количество социальных групп он входит. Пример перечня социальных групп, членом которых может быть рядовой взрослый человек:
- семья;
- трудовой коллектив;
- компания друзей;
- школьный родительский комитет;
- болельщики «Спартака»;
- политическая партия;
- общественная дружина;
- постоянный клиент магазина и пивного бара;
- и т.д.
Следовательно, социальная группа – это группа людей, формально или неформально объединенных общими идеями, общей деятельностью, общими целями.
Каждый, отдельно взятый человек, может быть как пассивным участником какой-либо социальной группы, так и ее создателем. Например, организовав группу волонтеров по уборке парковых зон или кружок любителей пения птиц.
Укрупненная классификация социальных групп:
Признаки социальной группы
Принадлежность к какой-либо социальной группе определяется соответствием целому перечню признаков:
- участники социальной группы взаимодействуют между собой на физическом или виртуальном уровне. Это может происходить по собственному желанию или под воздействием обстоятельств. Например, не по собственному выбору человек может родиться русским, американцем, французом и так далее. Но по собственной воле он может вступить в политическую партию, жениться и т.д.;
- у участников есть общие цели;
- участники осознают принадлежность к определенной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей;
- участники придерживаются определенных норм и правил (официальных и (или) неофициальных).
↑ Квазигруппа
Квазигруппа
— малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм.
↑ Виды квазигрупп
- Аудитория
– объединение людей во главе с коммуникатором (передача и прием информации непосредственно или с помощью технических средств) - Фан-группа
– объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок группе или религиозному культу. - Толпа
– временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.
Виды социальных групп
Социальные общности и группы принято классифицировать в зависимости от определенных признаков.
В зависимости от численности:
- малые социальные группы. К ним относят группы до 30 человек. Примеры: семья («ячейка общества»), компания приятелей;
- большие (расы, последователи определенной религии).
В зависимости от организации взаимосвязи:
- формальные (официальные), отношения в таких группах регулируются официальными правилами (нормами, Уставом, предписанием и т.д.). Например, такой социальной группой является профсоюз, политическая партия, школьный класс;
- неформальные (клуб любителей бега среди пенсионеров, байкерский клуб).
В зависимости от характера взаимодействия:
- первичные, т.е. основанные на межличностном взаимодействии. Примеры: компания друзей, семья;
- вторичные, т.е. взаимодействие носит формально-деловой характер, может осуществляться без личного общения (например, трудовой коллектив большой производственной фирмы).
В зависимости от факта существования:
- номинальная. Например, пассажиры пригородных электричек, постоянные покупатели какого-либо магазина;
- реальная, т.е. основным фактором выделения этой группы является осознаваемый (реальный) признак. К примеру, дети, молодежь, пенсионеры.
В зависимости от времени существования конкретной социальной группы:
- кратковременная, к примеру – толпа (стихийное или организованное скопление людей);
- долговременная (школьники, семья).
В зависимости от демографических признаков:
- по полу: мужчины и женщины;
- по возрасту: младенцы, дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые. Каждый из нас с течением времени проходит все перечисленные социальные группы, определяющиеся возрастом.
В зависимости от территории проживания:
- горожане или сельские жители;
- жители того или иного региона;
- граждане того или иного государства.
Группа как объект управления. Виды групп. Функции групп
- Главная
- Организационная психология
- Вопросы к экзамену
->
->
Осуществляя управленческое воздействие, руководитель сталкивается с разнообразными социально-психологическими явлениями, происходящими в организации. Он убеждается, что не все явления зависят от административно-директивных действий руководителя. Некоторые из них не прекращают функционировать даже после издания соответствующего приказа или отдачи распоряжения. Постепенно руководитель начинает понимать, что его управленческая деятельность строилась бы эффективнее, если бы он управлял не просто сотрудниками, а организацией, умело воздействовал на различные социально-психологические явления, происходящие в ней.
Психологическая сущность социальной организации. Любые цели человека могут быть достигнуты лишь в процессе его совместной деятельности с другими людьми. Формы такой деятельности многочисленны. Но все их многообразие, по мнению М.И. Бобневой, можно свести к следующим трем: группа, социальная организация и общность.
В теории управления, социологии и психологии существуют разные подходы к объекту управления, что объясняется отличием предметов изучения в каждой науке. Теория управления в качестве объекта управления рассматривает социальную организацию как структуру и систему. Социология и психология рассматривают в качестве объекта управления социальную группу со всеми присущими ей феноменами. Другими словами, социальная организация выступает частным случаем социальной группы с присущими ей особенностями. Для психологии управления, как и для общей теории управления, категория «социальная организация» является ключевой. Это понятие зародилось в недрах гуманитарных наук и вытеснило такие неопределенные термины, как «социальный институт» и «система».
Устоявшимся и общепризнанным является определение организации как специфической формы объединения группы индивидов (двух и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для упорядочения совместной деятельности и для достижения общей цели или целей. Суть социальной организации заключается в том, что у всех объединившихся людей предполагается наличие общих ин-тересов. Люди объединяются в организации во имя целей, которых они не могли бы достичь, действуя в одиночку, иначе как ценой экстраординарных усилий.
В основе возникновения организации лежат два социальных феномена:
* синергия (при объединении усилий и воль участников организации достигаются более высокие результаты, нежели те, что могут быть получены при простом суммировании усилий изолированных индивидов);
* фасилитация (облегчение работы при любом виде совместной деятельности).
Потребность в общем, соединенном действии на основе признания и подчинения или солидарности между людьми служит главной причиной создания самых различных организаций. Исторический опыт доказывает, что организованное меньшинство обладает большей силой и имеет большие шансы на успех, чем неорганизованное большинство. Члены организации рассматриваются функционально, прежде всего, не как личности, а как носители определенных социальных ролей.
Обычно выделяют следующие виды организации:
• бюрократии, то есть административные органы и учреждения;
• учреждения тотального типа (больницы, тюрь¬мы, монастыри, воинские подразделения и др.);
• добровольные организации (неправительственные, коммерческие, негосударственные и др.).
Наиболее существенными признаками организации являются следующие:
1) Целенаправленность и системность. Любая организация создается для реализации каких-то социально значимых целей. В любой организации изначально задана и соблюдается система ролей, позиций, статусов. Организация стремится к синхронности деятельности ее членов.
2) Разделение труда и высокая степень специализации. Задачи, стоящие перед организацией, распределяются среди различных позиций в ней как официальные обязанности. В любой организации существует разделение труда по горизонтали и вертикали. Каждый член организации специализируется на какой-либо трудовой операции, каком-либо виде деятельности. Каждая организация имеет различные отделы, службы, более мелкие организации и т.п. для решения конкретных задач.
3) Иерархическая структура власти. Обычно такая иерархия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим руководством и располагает властью над теми, кто находится ниже его.
4) Формализация деятельности. Решения и действия должностных лиц задаются формально установленной системой правил и инструкций. Каждый работник должен быть лоялен по отношению к организации.
5) Наличие административной структуры, штатных сотрудников и публичного офиса. Организация располагает специальным административным штатом, в задачу которого входит обеспечение функционирования данной организации.
6) Контакт социальных ролей. Члены организации в своих контактах обязаны руководствоваться безличностной ориентацией. Каждый клиент рассматривается как очередное «дело».
Все компоненты организации упорядочиваются в соответствии с этими признаками. Вместе с тем эти признаки выступают одновременно и требованиями общества к организации.
В рамках нового управленческого мышления любая социальная система рассматривается как социотехническая, поскольку в современных условиях постоянно взаимодействуют две подсистемы:
• техническая, включающая не только машины, станки, оборудование, все виды технологии и тому подобное, но и управленческие знания, организационные структуры, методы планирования, технические приемы и навыки работы, уровень подготовки и квалификации рабочей силы, ее профессиональный состав и др.;
• социальная, включающая все формы морального и материального стимулирования труда, стиль управления, участие работников в процессе принятия решений, возможности карьеры и продвижения по службе, организационную культуру и др.
В этих условиях современная организация должна строиться на следующих принципах:
• принцип перспективной деятельности: нельзя подстраивать организацию к способностям наличных людей, надо строить ее как инструмент для достижения четко обозначенной цели и подбирать людей, способных обеспечить достижение этой цели;
• принцип единоначалия: ни один работник не должен отчитываться о своей деятельности более чем перед одним руководителем и должен получать приказы только от этого же руководителя;
• принцип специализации управления: все регулярно повторяющиеся действия следует твердо распределять между работниками аппарата и не дублировать их;
• принцип диапазона управления: на одного руководителя не должно приходиться более 6—12 подчиненных;
• принцип вертикального ограничения иерархии: чем меньше иерархических ступеней, тем легче управлять организацией;
• принцип делегирования полномочий: руководитель никогда не должен сам делать то, что может сделать его подчиненный.
Таким образом, современная организация должна будет иметь:
• небольшие организационные подразделения с небольшим числом работников, но работников с гораздо более высоким, чем прежде, квалификационным и образовательным уровнем;
• небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационной пирамиды;
• бригадные организационные структуры;
• ориентацию деятельности на обслуживание потребителя;
• гибкий, быстро меняющийся ассортимент возможностей;
• минимум запасов и гибкие производственные системы;
• более высокий уровень производства и более низкие его издержки.
Структура социальной организации. Любая организация имеет как формальную, так и неформальную структуры.
Формальная структура представлена следующими разновидностями:
• должностная структура. В ней обычно указывается штатно-должностной состав организации;
• функциональная структура. Например, руководители, специалисты и служащие аппарата управления (об этом уже шла речь в первой главе);
• социально-демографическая структура. В ней выделяются группы по возрасту, полу, социальному положению и др.;
• профессионально-квалификационная структура. В ней обычно выделяются группы по опыту работы, по общему и специальному образованию и т.п.
Знание этих структур позволяет руководителю увидеть плюсы и минусы своей организации, выявить ее социально-психологические особенности, а также те персонифицированные силы, которые способны повысить или, наоборот, снизить эффективность его деятельности.
Наряду с формальными структурами, в любой организации существуют и серьезно влияют на общее состояние дел неформальные структуры и группы. Они представляют собой спонтанно возникающие микрогруппы людей, которые регулярно вступают в неформальное взаимодействие для достижения определенных целей.
Основная проблема в связи с этим – цели неформальных групп не должны противоречить целям организации, а в идеале – способствовать достижению целей организации.
Лидер – это член организации, не являющийся официальным руководителем, но в силу своих личных качеств, профессиональных навыков пользующийся авторитетом в организации и оказывающий существенное влияние на ее поведение и деятельность.
Функции
Почему люди образуют группы и нередко очень дорожат своим членством в них? Очевидно, что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп: 1) социализации; 2) инструментальную; 3) экспрессивную; 4) поддерживающую.
Роль различных групп в процессе социализации личности уже рассматривалась ранее. Человек, подобно другим высокоорганизованным приматам, только в группе может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных связей.
Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, футбольная команда, отряд спасателей, хореографический ансамбль – все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Кроме того, участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
Экспрессивная роль групп состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы. Будучи их членом, индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми.
Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства. Ярким примером этого могут служить эксперименты американского психолога С. Шахтера. Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного из университетов, разделили на две группы. Членам первой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно сильному удару электрического тока. Членам второй группы сказали, что их ожидает очень легкий, похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавался вопрос, как они предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками? Обнаружилось, что примерно две трети испытуемых первой группы высказали желание находиться вместе с другими. Во второй группе, наоборот, примерно две трети испытуемых заявили, что им безразлично, как ожидать начала эксперимента, – в одиночку или с другими. Итак, когда индивиды встречаются с каким-либо угрожающим фактором, то группа может предоставить им ощущение психологической поддержки или утешения. К такому выводу пришел Шахтер. Перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу. Не случайно возникла поговорка, что намиру и смерть красна.
Артур Минимулин