Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.
Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития.
Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.
Что такое деятельность
Под деятельностью
принято понимать процесс активного взаимодействия субъекта с объектом действительности, при котором субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая какой-либо цели и удовлетворяя свои потребности.
Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.
Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.
Структура и характер деятельности
В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.
Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов
:
- Процесс принятия решения.
- Вовлечение в деятельность.
- Целеполагание.
- Проектирование программы действий.
- Осуществление программы действий.
- Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).
Задания
1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.
2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.
3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.
4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.
Формы человеческой деятельности
Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.
Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).
Духовная деятельность направлена на изменение общественного или индивидуального сознания. Она включает науку, искусство, организацию коллективной жизни, а также религию. Цели, стоящие перед духовной деятельностью — познание, определение жизненных ценностей, создание моделей будущего (прогнозирование) и т. д.
Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.
Появление и развитие сознания
Историческое развитие и условия возникновения человеческого сознания.
Первым условием возникновения человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но сам человеческий мозг и вообще его природные свойства являются продуктом исторического развития. Основной закон исторического развития человеческого сознания отчетливо проявляется в процессе становления человека.
Основным законом биологического развития организмов, определяющим развитие психики у животных, является позиция единства структуры и функции. На основе меняющегося образа жизни в процессе эволюции организм развивается, функционирует, в процессе жизнедеятельности формируется его психика.
Главный закон исторического развития психики и сознания человека заключается в том, что человек развивается через труд: он изменяет природу, он сам изменяется, а порождая, изменяя, формируя предметное бытие гуманизированной природы и культуры через свою деятельность — практическую и теоретическую — человек также развивает свою психическую природу.
Главный принцип развития — единство структуры и функции — в отношении исторического развития разума получает классическое выражение в одной из главных детерминаций марксизма: труд создал человека сам; он же создал его сознание.
В процессе создания культуры умственные способности человека, его сознание не только проявлялись, но и формировались. Высшие формы человеческого сознания, необходимые для создания человеческой культуры — материальной и духовной, — развивались в процессе ее создания; как предпосылка специфических форм трудовой деятельности человека, сознание также являлось ее продуктом.
Формирование человеческого сознания и всех особенностей человеческой психики, как и формирование человека в целом, было длительным процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности.
Появление трудовой деятельности, основанной на использовании орудий труда и изначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение человека к природе. Поскольку трудовая деятельность направлена на производство предмета, а не непосредственно на удовлетворение потребности, то предмет, являющийся целью действия, с одной стороны, и импульс, с другой, отделены друг от друга.
Последнее больше не действует как прямая природная сила. От субъекта и импульса начинает проявляться отношение субъекта к окружающей среде и его собственной деятельности. Формирование этого отношения происходит в ходе длительного исторического развития.
Разделение труда с необходимостью приводит к тому, что человеческая деятельность направляется непосредственно на удовлетворение не собственных потребностей, а социальных; для того чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен сделать удовлетворение социальных потребностей непосредственной целью своей деятельности. Таким образом, цели деятельности человека отделены от их непосредственной связи с его потребностями и тем самым могут быть признаны таковыми в первую очередь.
Человеческая деятельность становится сознательной. В ходе этого формируется человеческое сознание, которое проявляется как отражение объекта, не зависящего от него и отношения к нему субъекта. Для решения вопроса о детерминированности психической деятельности необходим конкретный, дифференцированный подход, учитывающий тот факт, что ее различные стороны определяются разными условиями и изменяются разными темпами в ходе исторического развития.
Особенности человеческой психики, связанные с познавательной деятельностью руки как органа труда и с языком, который развивается на основе труда, принципиально отличают психику человека от психики животных. В то же время, поскольку эти характеристики связаны с процессом возникновения человека, антропогенеза, они являются общими для всех людей.
Однако нет ни малейшего сомнения в том, что в человеческой психике есть черты, которые существенно меняются в ходе исторического развития человечества и отличают людей разных эпох. Развитие форм чувствительности не ограничивается изменениями, связанными с переходом от животного к человеку.
В ходе исторического развития человечества происходят дальнейшие изменения в чувствительности. Изменения чувствительности, а также, в целом, изменения психической активности и психического строя людей связаны, прежде всего, с изменением условий и образа жизни, в частности, форм человеческой деятельности и ее продуктов, а развитие мышления, а также развитие языка, связано и обусловлено практической деятельностью людей.
Удельный вес компонентов меры стабильности не одинаков для различных психических явлений. Психические процессы (ощущения, восприятия, мышление и т.д.) как деятельность мозга, как формы рефлексии, взятые в общих законах их хода, обладают наибольшей устойчивостью.
В более подвижном содержании психических процессов мы можем распознать относительно более устойчивую композицию, которая отражает предметный мир природы в его основных чувственно воспринимаемых свойствах (цвет, форма, размер, положение в пространстве, движение). Наиболее подвижным и изменчивым содержанием психических процессов является все то, что выражает в чувствах, мыслях и т.д. отношение человека как социального существа к явлениям общественной жизни.
С изменением социальной системы, ее основы — отношения производства, меняется это содержание ментальных процессов, меняются также чувства и взгляды людей, связанные с социальными отношениями. Понятно, тогда: абсолютно невозможно решить вопрос о детерминированности психической деятельности по условиям жизни, если поставить ее метафизически, а не конкретно, предполагая, что психика в целом определяется либо природными или социальными условиями, либо общими для всех людей условиями социальной жизни, либо конкретными условиями той или иной социальной системы. Любая попытка абсолютизировать любое из этих предложений с самого начала обречена на провал.
Для того чтобы реально реализовать важнейшую потребность научного знания — принцип детерминизма — в отношении психических явлений, необходимо подойти к уточнению психической детерминированности конкретно и дифференцированно, раскрыть и учесть зависимость разных сторон психики от разных условий жизни, преодолеть масштабную, метафизическую альтернативную постановку вопроса о детерминированности психических явлений. Недостаточно, например, констатировать, что изменение социальной системы — крах капиталистической системы и создание социалистической системы — привело к некоторому изменению психологии людей, так что мы можем прийти к общему выводу, распространяясь на психическую деятельность в целом (и на интерпретацию субъекта психологии), что вся психическая деятельность меняется с каждым изменением социальной системы и что задача психологии как науки заключается в изучении этих изменений.
С изменением социальной структуры в психологии человека возникают новые характерные для данной социальной структуры характеристики — при сохранении общих для всех людей психологических характеристик (особенно тех, которые зависят от общих условий социальной жизни), которые приходят на смену тем, которые были характерны для предыдущей социальной структуры.
В психологии каждого человека существуют общие для всех людей, независимо от социальной системы, класса и т.д. черты, к которым они принадлежат, и эти черты сохраняются на протяжении многих периодов времени: чувствительность к сенсорным стимулам, для которых у человека выработаны соответствующие рецепторы, способность сохранять в памяти усвоенные вещи, автоматизировать сознательно выполняемые действия и т.д.
В психологии каждого человека есть универсальные черты, но нет такого абстрактного «обычного человека», психология которого состояла бы только из универсальных черт или характеристик; в психологии каждого человека есть черты, характерные для той социальной системы, той эпохи, в которой живет человек, — типичные черты, возникшие в результате данной социальной системы, той эпохи, в которой живет человек. В то же время более специфическими, особыми чертами являются признаки более общих черт человека, применяемых к конкретным условиям, а общие черты и закономерности, которые они выражают, выделяются как обобщения специфических явлений, к которым относятся более специфические, особенные черты.
В процессе деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, происходит их развитие, изменение, уточнение исходных потребностей и разработка новых. Как мотив, как источник деятельности, потребности в то же время являются ее результатом. Деятельность, в которой человек начинает участвовать, мотивированная той или иной потребностью, может войти в привычку и сама по себе стать потребностью. Именно через социальную активность человеческие потребности становятся по-настоящему человечными.
Помимо потребностей, интересы также играют существенную роль в развитии мотивации человеческой деятельности. Под интересами общественной жизни мы понимаем то, что благоприятствует существованию и развитию человека как члена той или иной нации, класса, личности. Поскольку в этом понимании реализуются интересы, они также являются существенными мотивами человеческой деятельности.
Определенную роль в мотивации человеческой деятельности играет также интерес к конкретному смыслу слова, который он приобрел в психологии, в том смысле, который связывает его с любопытством, необходимостью что-то узнать об объекте; интерес в этом смысле является мотивом «теоретической», познавательной деятельности.
Развитие интереса к науке и технике, литературе и искусству в человечестве сопровождалось историческим развитием культуры. С появлением новых научных областей возникли и новые научные интересы. Как мотив, как источник когнитивной деятельности, интересы являются одновременно и их продуктом. Развитие человеческих способностей связано с историческим развитием потребностей и интересов. Они формируются на основе исторически сложившихся наследственных диспозиций в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.
Человеческая деятельность, которая предполагает, что человек имеет определенные способности, одновременно их развивает. Производя материализованные продукты своей деятельности, человек одновременно формирует свои способности. Производство продуктов практической и теоретической деятельности и развитие его способностей являются двумя взаимосвязанными, взаимозависимыми и пересекающимися сторонами одного процесса. Человек становится способным к труду и творчеству, потому что он сформировался благодаря труду и творчеству.
Развитие музыки было одновременно и развитием уха, способного его воспринимать. Взаимоотношения между ними взаимны: развитие музыки не только отражало развитие уха, но и обуславливало его. То же самое относится и к глазу, который может воспринимать красоту форм, и к человеческому восприятию в целом. Изменяя облик мира в своей деятельности, человек начинает видеть и воспринимать его по-другому. В историческом развитии сознания очень важное место занимает развитие мысли, которое в первую очередь связано с человеческим сознанием.
Основной путь развития мысли, обусловленный развитием социальной практики, пролегает от зрительной, узко практической мысли, в которой форма еще не отделена от содержания, число от исчисляемого, понятие от объекта — к абстрактной, теоретической мысли.
В ходе исторического развития, с развитием науки происходило также развитие научного мышления. Развитие научной мысли и развитие науки — это не два отдельных, самостоятельных процесса, а две взаимосвязанные и взаимозависимые стороны одного процесса. Развитие научного мышления было не только предпосылкой, но и следствием, результатом развития науки. Научная мысль, необходимая для научного познания, формировалась в процессе научного познания и развивалась с развитием социальной практики.
Для истории развития мысли и сознания наука имеет в своем распоряжении огромный, хотя и пока еще недоиспользованный, материальный запас. Сюда относится, прежде всего, история материальной культуры; история технологии также предоставляет важнейшие данные для истории мысли. Обширный материал, характеризующий ранние стадии развития мысли, содержится в этнографических работах (Ю.Я. Фрейзер, Е.Б. Тилор, Р. Тюрнвальд, Б. Малиновский, Н.Н. Миклухо-МкЛэй и т.д.). Они свидетельствуют о существенных качественных особенностях мышления людей на ранних стадиях социального и культурного развития. Это мышление специфично и ограничено в соответствии с уровнем социальной практики этих народов.
Слабое еще овладение природой порождает, с попытками выйти за рамки конкретного практического знания окружающей действительности и перейти к более широким обобщениям, мистические идеи.
А.А. Потебня дал оригинальную интерпретацию путей развития сознания в российской науке. Он приходит к поистине исторической точке зрения, разделяя различные стадии развития сознания, но в то же время, характеризуя эти стадии, он не доходит до того, что противопоставляет примитивную мысль современной мысли, что, как и в некоторых концепциях, полностью нарушает преемственность исторического развития сознания. Потебня выделяет в этом развитии главным образом два основных этапа: этап мифологического сознания и последующий этап, на котором одновременно развиваются формы научной и поэтической мысли.
В рамках последнего этапа Потебня на основе тщательного и глубокого анализа исторического развития грамматических форм русского языка раскрывает историческое развитие форм мысли. Согласно Потебне, каждый миф — это словесное образование, состоящее из образа и смысла.
Потебня видит главную отличительную черту мифологической мысли в том, что образ, который является субъективным средством познания, непосредственно вовлечен в смысл и рассматривается как источник познания. Миф — это метафора, которая не признается как таковая. Поэтическая мысль заменяет мифологическую мысль, когда метафора, аллегория реализуется, то есть образ и смысл в слове разделены.
Выявив качественные различия форм мышления, Потебня в то же время:
- Не разрывает их на части, не противопоставляет друг другу внешне;
- Он ищет источник этих качественных различий не во внутренних свойствах сознания как такового, а во взаимоотношениях сознательного субъекта с миром, который он познаёт.
Проблема исторического развития человеческого сознания в психологии пока не получила достаточного развития. Социологические и этнографические исследования, посвященные психологическим особенностям народов на более низких ступенях социального развития, исходили в основном из того, что различия между сознанием этих народов и сознанием человека на более высоких ступенях социального и культурного развития носили чисто количественный характер и сводились исключительно к большему богатству опыта последних.
В основном это была точка зрения наиболее важных представителей Спенсерийской социологической школы: Е.Б. Тайлора, Дж.Дж. Фрейзера и других. Человеческий разум и деятельность его сознания для этих исследователей осуществляются по одному и тому же неизменному закону объединения на протяжении всего исторического развития.
Л. Леви — Брюль сформулировал свою концепцию в решительном противоречии с преобладающим мнением. Основные положения его концепции следующие:
- В процессе исторического развития психика человека изменяется не только количественно, но и качественно; вместе с ее содержанием преображается ее форма, законы, которым она подчиняется.
- Эти изменения не могут быть выведены из законов индивидуальной психологии; они не могут быть поняты, если мы рассматриваем человека в изоляции от общества.
- Различные формы психики соответствуют различным социальным формациям, характер психики, свойственный каждой социальной формации, является продуктом влияния сообщества, вся психика индивидуума определяется «коллективными идеями», внедряемыми в него обществом.
Для правильной оценки этих позиций, которые, казалось бы, подчеркивают как диалектический характер развития сознания, так и его социальную обусловленность, необходимо учитывать, что для Леви-Бруля социальная обусловленность сводится к идеологии. «Сами институты и нравы в основном являются не более чем известным аспектом или формой коллективного восприятия», психология также сводится к идеологии, поскольку она в основном сводится к «коллективным восприятиям», которые в конечном счете являются не более чем идеологией общины, к которой принадлежит индивидуум.
Для Леви-Бруля социальные отношения лежат, прежде всего, в сфере сознания. Для него социальное бытие — это социально-организованный опыт. Это исключает из общества любое реальное отношение к природе, к объективному миру, и любое реальное влияние на него — социальная практика исключается.
Идеология признана единственным источником, определяющим психологию народов на ранних стадиях социально-исторического развития. Леви Брюль определяет психологию «первобытного человека» только на основе религиозной идеологии, без связи с практикой.
В результате весь его образ мышления кажется логичным и мистическим, невосприимчивым к опыту и нечувствительным к противоречиям.
Таким образом, Леви Брюль фактически отрицает «примитивные» народы, любое реальное мышление, способное «объективно» отражать реальность. Он пытается объяснить их трудовую деятельность инстинктом. Таким образом, «первобытный человек» в основном выпадает, даже как начальный этап, из духовного развития человечества; не качественная разница, а точное противопоставление двух структур установлено: необходимо оставить одну, чтобы войти во внешнюю.
Вся преемственность, а не только преемственность в развитии мысли, нарушается. В результате Леви Брюль представляет необъяснимый парадокс: первобытный человек становится союзом двух разнородных существ — животного, живущего инстинктом, и мистика, создающего идеологию.
Виды деятельности человека
Пришла пора разобраться с основными видами активности человека.
Труд
Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы.
В понятие труда в разное время вкладывался несколько различный смысл. Ещё относительно недавно под этим словом понималась главным образом физическая активность, тогда как интеллектуальная считалась бесполезной. В наше время центральное значение придаётся именно интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, поскольку в её результатах общество нуждается больше всего; а вот физическая активность оказывается всё более убыточной, поскольку автоматика делает такую работу более качественно, чем человек, а ресурсов потребляет меньше, поэтому понятие «труд» для такой активности становится всё менее корректным.
Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество.
Учение
Это процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов.
Игра
Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения.
Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни. Игры имеются не только у человека, но и у многих животных, и чем они более сложно устроены, тем сложнее игры. У высших животных, особенно у обезьян, наблюдаются манипулятивные игры, предполагающие использование каких-либо предметов.
Общение
Активность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища.
Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата.
Творчество
Это наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная.
Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза.
Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями.
Значительно сложнее было осознать смысл творчества жителям Древнего Рима, которые были более простодушными и жили в более суровых условиях. «Учёных рабов» у римлян долгое время не было (мода на них пришла гораздо позже из Греции), и все римские рабы содержались в одинаково строгих условиях. Рабы и свободные граждане в Риме отличались друг от друга главным образом списком доступных профессий, а не возможностью или невозможностью «творить». Долгое время всё искусство и теоретическая наука в Риме являлись прямыми заимствованиями у греков и этрусков.
Указанное разграничение видов человеческой активности, однако, не является жёстким. Все они могут совмещаться друг с другом. Например, учебная деятельность очень часто осуществляется в виде игры, а «обычный» труд сочетается с творческой активностью.
Основные компоненты
Для того чтобы полностью осознать сложность и специфику человеческой активности, нужно разобраться в её основных компонентах:
- Субъект — индивид, который совершает действия.
- Объект — то, на что направлены действия и активность субъекта. Объектом может стать любой материал (изготовление продукции), другой индивид (воздействие с целью изменения убеждений) или сам субъект (тренировки в спортзале с целью изменить самого себя).
Это интересно: понятие объект и субъект в обществознании.
Существуют также компоненты, образующие структуру деятельности:
- Потребность — это то, в чём чувствует нужду субъект в данное время в данном месте, без чего он не может нормально существовать.
- Мотивы — сила, которая толкает человека непосредственно к активности. Мотив не всегда осознаётся человеком и выступает не как нужда, а как руководство к действию.
- Цель — это результат, на который направлена деятельность человека. Способность к постановке целей свойственна только человеку, а активность животных определяется инстинктами.
- Средства — это способы и методы воздействия, различные предметы, которыми пользуется человек в процессе деятельности. К примеру, если человеку необходимо подготовиться к экзамену, он будет использовать учебники, лекции, справочники, которые и будут средствами достижения цели. Средства должны соответствовать цели, если их будет недостаточно, то цель не будет достигнута, если же они избыточны, то будет перерасход ресурсов.
- Действия — это часть деятельности, отдельные самостоятельные физические или интеллектуальные операции. Всю деятельность можно разделить на отдельные действия, для осуществления которых необходимы разные средства.
- Результат — это продукт или состояние, которое было получено путём выполнения различных действий и преодоления преград в процессе сознательной активности индивида. Результат может быть в материальном виде (вещь) и нематериальном (опыт, идеи).
Потребности человека
Известный американский психолог А. Маслоу разработал «пирамиду потребностей человека». Все потребности человека он разделяет на первичные (физиологические, потребность в безопасности и защищенности) и вторичные (социальные потребности, уважение, самореализация). Первичные потребности являются базовыми для выживания индивида, если они не удовлетворены, то невозможен переход на удовлетворение потребностей из высших слоёв пирамиды. Вторичные нужды являются приобретёнными в процессе социальной жизни человека, их удовлетворение происходит при взаимодействии индивидов в межличностном общении.
Мотивы деятельности
На основании потребностей формируются мотивы субъекта, толкающие его к деятельности. Сложные виды активности могут нести в себе много мотивов. В таких случаях формируется иерархия мотивов, в которой определяют доминирующий (главный) и второстепенные мотивы.
Мотив может формироваться под влиянием одной или нескольких потребностей, которые проходят сквозь призму интересов, убеждений, традиций, установок индивида:
- Интерес является основной причиной действий. Разные социальные группы могут иметь идентичные потребности, но разные интересы. К примеру, предприниматели и люди искусства: первая группа имеет материальные интересы, а вторая — духовные; потребность у обеих групп общая, но пути её достижения разные. Помимо этого, у каждого человека есть интересы, которые формируются под влиянием окружения, склонностей, уровня развития (люди могут читать книги разных жанров или заниматься разными видами творчества).
- Традиции — это совокупность обрядов, установок от предыдущих поколений, что проявляется в религии, национальных обрядах, профессиональных и корпоративных особенностях. Иногда люди, следуя традициям, могут ограничить свои базовые потребности. К примеру, солдаты в условиях войны могут ограничить свою потребность в безопасности, потому что профессиональные и национальные традиции требуют защищать свою страну.
- Убеждения — принципиальные и твёрдые взгляды на события и окружающий мир, которые могут заставить субъекта отказаться от базовых потребностей в пользу того, что он считает правильным (отказ от денег для сохранения достоинства).
Определение цели
Мотивация человека определяет формирование цели и результата. Индивид может создавать внутренний план действий, на основании которого они будут осуществляться в определённом порядке для получения конкретного результата. Когда субъект начинает что-то делать, он держит в сознании образ желаемого результата. То есть, прежде чем создавать что-то в реальности, индивид создаёт это в своём воображении.
Поскольку человеческая деятельность часто бывает сложной, цели также делятся на простые и сложные. Для достижения сложной цели необходимо планировать свою активность, разбить её на шаги, выделить задачи, определить инструменты для действий и возможные пути преодоления преград. Если все задачи во время манипуляций решатся, то цель будет достигнута.
Индивиды могут иметь общие потребности, цели и идти к достижению одинаковых результатов, однако при использовании разных средств и выполнения разных действий содержание деятельности будет очень сильно отличаться.
Интересно знать: Профессии для гуманитариев.
Виды действий
Существуют такие типы социальных действий, выделенных М. Вебером:
- целерациональные — при таких действиях человек планирует все задачи и средства, продумывает пути преодоления препятствий (подготовка преподавателя к лекции);
- ценностно-рациональные — такой вид действий основан на моральных принципах, ценностях, убеждениях (решение спасти жизнь другого человека, рискуя своей жизнью);
- аффективные — спонтанные действия под влиянием сильных эмоциональных состояний (бегство при нападении);
- традиционные — действия, которые человек совершает по привычке, могут быть выработаны на основании ритуалов или традиций (последовательность действий на свадебной церемонии).
Основой для активных действий человека являются первые два типа действий, которые характеризуются осознанностью цели и творческим характером.
Основные сферы жизнедеятельности общества
Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.
Таких сфер традиционно принято выделять четыре
:
- Социальную
– народы, классы, половозрастные группы и т. д.. - Экономическую
– производственные отношения, производительные силы. - Политическую
– государство, партии, общественно-политические организации. - Духовную
– религия, мораль, образование, искусство, наука.
При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.
Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.
Примеры деятельности человека
Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.
Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.
Таким образом, какая-то конкретная человеческая деятельность может и не приносить сиюминутной пользы, но без неё может сильно осложниться в дальнейшем существование всего человечества. Представим себе первобытного человека, который развлекался тем, что кидал куски глины в разведённый костёр. Казалось бы, он занимается сущей ерундой, вместо того чтобы выполнять задачи по обеспечению своего племени запасами еды и другими необходимыми вещами. Однако этот «бездельник» с помощью своего развлечения открыл основы производства посуды, кирпича, орудий труда, мощного оружия и других вещей, без которых мы не можем обойтись даже в наше время.
Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.
Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).
В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».