Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор)

Задержка психического развития — одна из самых распространённых детских патологий. Около 50% всех неуспевающих школьников ставится данный диагноз. Причём большинство из них занимается в обычных общеобразовательных, а не коррекционных школах, несмотря на то, что не способно овладеть знаниями, предусмотренными традиционными программами. В результате возникает масса проблем у учителей (как обучать) и родителей (как развивать). На самом деле ЗПР у детей — вовсе не приговор, который ставит на жизни крест. Грамотные и регулярные занятия — гарантия успешной психокоррекционной работы.

Что это такое

ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет. Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе. Если признаки заболевания остаются к моменту перехода в среднее звено, ставятся уже более серьёзные диагнозы — например, конституциональный инфантилизм или олигофрения.

Термин был предложен советским психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Широко использовался в психолого-педагогической и медицинской практике и литературе. Однако в конце 90-х годов XX века был признан слишком обобщённым и уже устаревшим, поэтому подняли вопрос о его замене. В 1997 году данный диагноз был выведен из употребления приказом Минздрава. На смену пришли новые понятия, соответствующие кодам F80–F89 и F90–F98 в МКБ-10. К ним относятся всевозможные расстройства психологического развития (но уже не ЗПР):

  • расстройства экспрессивной и рецептивной речи;
  • гиперкинетические расстройства;
  • дислексия;
  • дискалькулия;
  • диспраксия;
  • дисграфия;
  • расстройства поведения;
  • фобии;
  • тики;
  • энурез;
  • энкопрез;
  • заикание.

С 1997 года термин не применим в качестве медицинского диагноза и не противопоставляется психическим расстройствам. Однако данное понятие продолжает широко использоваться в русскоязычной психолого-педагогической литературе и российских образовательных учреждениях.

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Родителям детей с задержкой психического развития нужно быть готовыми к тому, что процесс коррекции достаточно непростой и длительный. Таким детям нужна комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Если ребёнку необходимо медикаментозное лечение, его обеспечивает невролог. Развитием когнитивных функций занимается дефектолог (олигофренопедагог). Психолог со своей стороны отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы. При ЗПР показаны такие виды неразговорной психотерапии, как: песочная, игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и проч. Для коррекции вторичных нарушений речи понадобится логопед.

Причины

Все причины ЗПР делятся на две большие группы.

Биологические

Патологии и осложнения во время беременности:

  • если мать во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму;
  • многоплодие;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • резус-конфликт;
  • неправильное предлежание;
  • родовые травмы.

Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша:

  • ядерная желтуха;
  • операции под наркозом;
  • фетальный алкогольный синдром;
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы;
  • врождённые нарушения зрения и слуха;
  • малая подвижность;
  • астения;
  • гипотрофия, нейроинфекции, грипп, рахит, гидроцефалия, вегетососудистая дистония, эпилепсия.

К биологическим причинам относится также генетика. Известны случаи, когда отклонения подобного рода диагностируются из поколения в поколение.

Социальные

Сюда относят:

  • длительное ограничение жизнедеятельности;
  • социальная депривация;
  • дефицит общения;
  • неблагоприятные условия воспитания;
  • лёгкие умственные отклонения у родителей;
  • психотравмы.

Среди неблагоприятных условий воспитания, которые приводят к задержке психического развития, выделяют три самых распространённых.

Безнадзорность

Ребёнок, которому с раннего детства родители не уделяют достаточного внимания, не занимаются с ним, не развивают, вырастает аффективно лабильным, импульсивным и внушаемым. Не усваивает элементарные правила поведения, не имеет интеллектуальных интересов. Для успешного обучения не хватает базовых представлений об окружающем мире. Напоминает Маугли, попавшего в цивилизацию. В итоге диагностируется аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Но это не то же самое, что педагогическая запущенность.

Гиперопека

Ребёнок, которому с раннего детства тревожные и мнительные родители уделяют слишком много внимания и воспитывают как маленького «божка» семьи. Не умеет преодолевать трудности самостоятельно, адекватно соотносить желания и потребности с необходимыми усилиями. Сила воли отсутствует. Это приводит к эмоциональной лабильности, безынициативности, эгоцентричности, зависимости от взрослых. В результате диагностируется психогенный инфантилизм.

Авторитаризм

Ребёнок, который с раннего детства подавляется авторитарными родителями, испытывает на себе их агрессию, грубость, жестокость, деспотизм. Часто применяется физическое насилие. На таком неблагоприятном фоне развиваются навязчивости, нерешительность, фобии, неврозы, повышенный уровень тревожности, аутизм. Это эмоционально-незрелая личность, не нацеленная на достижение успешности. В результате диагностируется синдром выученной беспомощности.

Виды и классификация

Все варианты задержки психического развития принято делить на 4 категории. Они обусловлены разными причинами и характеризуются собственными особенностями течения. Этот фактор важен при постановке диагноза, поскольку позволяет провести своевременную и грамотную работы по адаптации и социализации ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с работой в коллективе, достижением целей и личностным ростом.

ЗПР конституционального происхождения

Первый тип ЗПР еще называют психическим инфантилизмом. Он проявляется нарушением эмоционально-волевой составляющей и задержкой ее формирования. Это не болезнь, а комплекс поведенческих особенностей, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на развитие ребенка, его способности к обучению и работу в коллективе. У таких детей проявляются характерные признаки, которые могут указывать на ЗПР даже в раннем возрасте:

  • несамостоятельность, ощущение беспомощности в отсутствии родителей или других знакомых взрослых людей;
  • сложности с адаптацией в новых условиях;
  • частые перепады настроения, нестабильный эмоциональный фон;
  • слишком бурные проявления эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Дети с ЗПР конституционального происхождения визуально не отличаются от сверстников. У них отсутствуют проблемы с речью, они выглядят активными и положительными. Однако, по уровню эмоционального развития они менее зрелые, с возрастом эти развития могут сглаживаться.

ЗПР соматогенного происхождения

К этой категории относятся дети, которые отличаются слабым здоровьем с раннего возраста. У них могут диагностироваться частые простудные заболевания, аллергические проявления, нарушения работы сердца и сосудов. У них может быть индивидуальный режим работы, отдыха и физической активности, ограничения для занятий спортом и другие особенности, из-за которых они не могут полноценно находиться в детских коллективах, социализироваться и развиваться. К частым проблемам, с которыми необходимо работать у детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения, относятся:

  • недостаточность внимания и отсутствие концентрации;
  • быстрая утомляемость как от физической, так и от умственной активности;
  • низкая активность и желание познавать окружающий мир.

К этой категории относятся дети, которые находятся под постоянной опекой родителей и старших родственников. Это может происходить в том числе из-за их слабого здоровья, склонности к частым простудам и сниженного иммунитета. У таких детей отсутствует мотивация к самостоятельному изучению новых вещей, снижается концентрация внимания, появляется излишняя тревожность. Кроме того, у них нет возможности принятия решений, что становится причиной снижения мотивации. Такая ситуация характерна для благополучных семей, где есть все условия для лечения и воспитания ребенка. Однако, гиперопека часто препятствует нормальному развитию личности, поэтому с этим фактором также необходимо работать.

ЗПР психогенного происхождения

Следующая категория задержки психического развития характерна для неблагополучных семей. Насилие, нездоровый эмоциональный фон, конфликты, в том числе между взрослыми, становятся причиной нарушения формирования личности ребенка. У таких детей наблюдается излишняя застенчивость, страх перед выражением эмоций, эмоциональная нестабильность и частые смены настроения. На конфликты в семье указывает страх перед незнакомой обстановкой, который со временем может снижаться либо трансформироваться в другие эмоции, в том числе в агрессию.

Гипоопека — одно из наиболее распространенных проявлений педагогической запущенности. Ребенок, который растет без возможности наблюдать нормальные отношения в семье, не обучается в детских учреждениях, не может взаимодействовать в коллективе. В дальнейшем это приводит к сложностях с коммуникацией, дефициту мотивации и другим проблемам, которые становятся на пути к личностному росту, профессиональному развитию, отношениям со сверстниками.

ЗПР церебрально-органического происхождения

В отличие от предыдущих разновидностей задержки психического развития, этот тип связан с органическими повреждениями центральной нервной системы. Нарушение функции головного мозга минимально, поэтому у ребенка остаются все шансы на полноценную социализацию и адаптацию в обществе. Диагноз может возникать вследствие осложненных родов, черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний. Проявления этого состояния индивидуальны, в зависимости от характера повреждений и локализации патологического очага. Поскольку в раннем возрасте возможности к регенерации очень высоки, нервные ткани постепенно восстанавливаются и обеспечивают развитие ребенка во всех сферах. Однако, для этого необходимо выполнить длительную и трудоемкую работу, в том числе с профильными специалистами.

Другие классификации

Существуют и другие классификации синдрома задержки психического развития. Первая из них была разработана в СССР и применялась для диагностики в детских общеобразовательных учреждениях. Она выделяет всего два типа нарушений:

  • неосложненный инфантилизм психофизического и психического характера;
  • вторичная ЗПР, которая проявляется вследствие церебрастении (снижении мозговой функции) любого происхождения.

Также выделяют классификацию, разработанную В.В. Ковалевым. Она различает 4 основных типа ЗПР, которые развиваются под влиянием биологических факторов:

  • дизортогенетический — характерен при инфантилизме у детей;
  • энцефалопатический — следствие минимальных повреждений нервной системы;
  • вторичная ЗПР при заболеваниях систем-анализаторов, в том числе при значительном снижении слуха и зрения;
  • ЗПР, которая возникает при ранней депривации в социуме (например, при необходимости длительной госпитализации и отсутствии социальной адаптации).

Наиболее принятая классификация ЗПР сегодня — это 4 типа нарушений, в зависимости от этиологического фактора. Именно она выделяет задержку психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Она считается наиболее емкой и включает все случаи ЗПР. Однако, в некоторых случаях сложно точно определить категорию, к которой относится болезнь, поэтому также можно выделить смешанные разновидности.

Клиническая картина

Родителям должны быть известны основные симптомы ЗПР, характерные для того или иного возраста.

1 год

ЗПР не диагностируется в 1 год. Но ряд тревожных звоночков могут указывать на склонность к ней:

  • по сравнению со сверстниками малыш стал поздно держать голову, садиться, ползать, поворачиваться, вставать на ножки, гулить, ходить;
  • плохо держит предметы;
  • не может скоординировать движения;
  • мало двигается;
  • неэмоционален.

При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности развития малыша и при возникновении сомнений консультироваться с педиатром или невропатологом.

2 года

На отклонения указывают:

  • незнание собственного имени;
  • отсутствие реакции на простейшие вопросы;
  • обильное слюнотечение;
  • нарушения сна;
  • капризность, плаксивость, раздражительность, агрессия;
  • сложности с удерживанием внимания на определённом предмете.

3 года

  • Бедный словарный запас (не более 20 слов);
  • дефекты речи;
  • отсутствие базовых представлений об окружающем мире (не может назвать животных, предметы быта, части тела);
  • неспособность оформить связную речь;
  • сложности с выполнением элементарных заданий;
  • неразвитое воображение;
  • однотипность действий в игре;
  • невозможность сконцентрироваться;
  • быстрая утомляемость;
  • агрессивность, истерия.

4 года

В 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по конкретным симптомам.

Физические:

  • слабый тонус мышц;
  • кинетоз;
  • нарушения мочеиспускания;
  • головные боли;
  • быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность.

Познавательные:

  • невозможность говорить связно;
  • бедный лексический запас;
  • рассеянное внимание;
  • плохая память;
  • неспособность запоминать информацию наглядно или на слух;
  • отсутствие базовых знаний о мире;
  • несформированность познавательной мотивации.

Социальные:

  • агрессивность, недоверие, настороженность по отношению к другим;
  • замкнутость, аутизм, погруженность в себя;
  • нежелание участвовать в совместных играх;
  • инфантилизм;
  • перемены настроения.

Именно в 4 года при своевременном распознании ЗПР необходимо начинать коррекционную работу. При её отсутствии все эти симптомы в 5-6 лет только нарастают и углубляются. Появляются вторичные признаки: развиваются психосоматические заболевания и внутренние комплексы, ухудшаются когнитивные способности, наблюдается социальная дезадаптация.

В младшем школьном возрасте задержка психического развития проявляется уже более отчётливо. Такие дети отличаются от сверстников и поведением, и способностями к обучению. Если родители и воспитатели в детском саду упустили данный момент и отправили такого ребёнка в школу, учитель уже не может не обратить на это внимание. Ему требуется освоение минимальной стандартной программы, без которого он не может перевести такого ученика в другой класс. Поэтому на данном этапе организуется медико-педагогическая комиссия, ставится диагноз и начинается психокоррекционная работа.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог, дефектолог и логопед центра определят индивидуальные причины задержки развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Характеристика

Психологическая характеристика ребенка с ЗПР составляется по тем психическим функциям, которые у него оказываются нарушенными.

Когнитивные способности

Мышление у детей с ЗПР:

  • нормальный уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • для развития наглядно-образного мышления необходимо многократное повторение задачи;
  • несформированные умения проводить операции анализа и синтеза;
  • плохо сформированное словесно-логическое мышление.

Коррекционные занятия с детьми, страдающими ЗПР, должны быть направлены на развитие мышления с учётом данных особенностей. Они способны классифицировать предметы по одному признаку: по цвету или форме, например. Главное — устранить отвлекающие факторы, которые существенно снижаю результативность, терпеливо повторять задание несколько раз и опираться преимущественно на наглядно-действенное мышление, которое развито у них почти так же, как у ровесников. В этом плане у них гораздо больше перспектив по овладению материалом, если сравнивать с теми, у кого диагностировали умственную отсталость.

Память у детей с ЗПР:

  • неустойчивая;
  • малопродуктивная;
  • непроизвольная преобладает над произвольной;
  • наглядная преобладает над вербальной;
  • минимальный самоконтроль, отсутствие познавательной активности и мотивации при заучивании и воспроизведении материала;
  • неумение использовать приёмы запоминания и организовать работу по заучиванию;
  • наибольшим нарушениям подвергается кратковременная память;
  • при наличии помех процесс запоминания практически останавливается;
  • выученный с большим трудом материал быстро забывается.

Все вышеперечисленные специфические особенности памяти у детей с ЗПР должны обязательно учитываться педагогами и психологами при организации занятий и родителями при выполнении домашних заданий. Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы опорой служили непроизвольная и наглядная память, а не произвольная и вербальная.

Внимание:

  • рассеянное;
  • ослабленное, если информация подаётся вербально;
  • неустойчивое;
  • снижение таких параметров, как объём, избирательность, концентрация и распределение.

Коррекция внимания направлена на увеличение объёма и концентрации. На занятиях необходимо распределение и постоянное переключение между разными типами деятельности. Наличие творческих заданий приветствуется.

Восприятие:

  • поверхностное;
  • замедленный процесс формирования межанализаторных связей:
  • недостатки слухо-зрительно-моторной координации;
  • медленная скорость построения единого цельного образа в представлении.

Коррекция восприятия направлена на улучшение предметно-исследовательской деятельности и овладение сенсорными эталонами. Игры на совершенствование координации, ориентирования в пространстве и развитие мелкой моторики приветствуются.

Речь:

  • бедный словарный запас;
  • нарушенное звукопроизношение;
  • несформированность лексико-грамматического строя;
  • проблемы со связной речью;
  • дефекты артикуляционного аппарата.

Для развития речи просто необходимы занятия с логопедом. В домашних условиях родителям нужно больше читать и разговаривать с ребёнком. Рекомендуется следить за тем, чтобы он правильно строил предложения, а речь отличалась связностью.

Межличностное общение

Процесс межличностного общения у детей с ЗПР затруднён из-за неполноценности предпосылок, необходимых для успешной социализации:

  • низкая познавательная мотивация;
  • недостаточная речевая активность;
  • дефектная речемыслительная деятельность;
  • несформированность многих компонентов речевой деятельности.

Поэтому межличностное общение характеризуется следующими особенностями:

  • эпизодический характер (их редко принимают в игры);
  • работа и игры в одиночку;
  • несогласованные действия в парах;
  • сюжетно-ролевая игра не является совместной деятельностью, так как общение внутри неё практически отсутствует;
  • неумение полно и чётко отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать вопрос, высказываться, слушать других, поддерживать разговор;
  • отсутствие привязанности к кому-либо.

Дети с ЗПР гораздо охотнее играют с теми, кто младше по возрасту. Нередко на фоне неудавшихся межличностных контактов развивается социофобия и возникают серьёзные проблемы с социальной адаптацией.

Эмоционально-волевая сфера

У детей с ЗПР наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. Её проявления:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • несамостоятельность;
  • лабильность;
  • лёгкая внушаемость;
  • слабость волевых усилий;
  • неуверенность в себе, низкая самооценка;
  • беспричинное беспокойство, повышенный уровень тревожности;
  • мгновенная смена настроения, контрастные эмоции;
  • неадекватная жизнерадостность, весёлость.

Дети с ЗПР не могут правильно оценивать:

  • ситуацию: на любой неуспех и трудности они реагируют слишком агрессивно;
  • эмоциональное состояние окружающих: во время похорон могут смеяться и веселиться;
  • собственные эмоции.

Это интересно! Дети с ЗПР, отличающиеся эмоциональной незрелостью, прекрасно распознают эмоции по мимике и картинкам. По сравнению со сверстниками они почти 100% находят гримасы гнева, страдания и радости.

Виды ЗПР

Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской:

  • Конституциональная. Определяется наследственностью.
  • Соматогенная. Приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  • Психогенная. Определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  • Церебрально-органическая. Наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

Затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью.

Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспексии. Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто — гиперкинезы и тики.

Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать лечить уже в 2-3 года

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно. Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать лечить уже в 2-3 года.

Психологические особенности

У ребёнка с ЗПР есть такие особенности психического развития, которые отличаются от симптомов других похожих патологий. Это необходимо знать для дифференциации диагноза.

Отличия от умственной отсталости:

  • частичное, а не полное нарушение познавательной деятельности;
  • высокий потенциал возможности дальнейшего развития;
  • страдают не сами мыслительные функции, а предпосылки для интеллектуальной деятельности (фонематический слух, речь, внимание);
  • скачкообразность динамики мыслительной деятельности;
  • способность сотрудничать со взрослыми;
  • присутствие эмоций в игровой деятельности;
  • яркое проявление эмоции;
  • часто есть способности к рисованию.

Отличия от педагогической запущенности:

  • недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых — лишь одна из причин, тогда как у запущенных детей она единственная;
  • поведение обусловлено отклонениями в эмоционально-волевой сфере и познавательных способностях, а не проблемами в нравственно-правовом сознании;
  • редко отличаются девиантным поведением и бунтарским характером;
  • умеют взаимодействовать со взрослыми.

От правильной постановки диагноза будет зависеть успешность лечения и коррекции.

Клинические признаки

Важно понимать, что задержка психического развития не относится к серьезным диагнозам. Этот тип нарушения находится на промежуточном уровне между нормальным состоянием ребенка и патологией. У пациентов отсутствуют выраженные проблемы со слухом, речью, двигательной активности и эмоциональным состоянием. Основные трудности связаны с социальной адаптацией ребенка и его способностями к обучению. В отдельных случаях ЗПР может иметь собственные особенности проявления, но выделяют характерный комплекс клинических признаков, которые должны стать поводом для более детального обследования:

  1. Недостаточность эмоционально-волевой сферы — первый симптом. Детям сложно выполнять необходимые задачи, в том числе бытовые, если они не приносят положительных эмоций и не вызывают интерес. Это может становиться причиной проблем с самообслуживанием.
  2. Нарушение внимание — типичное проявление ЗПР. У детей наблюдаются сложности с концентрацией даже на короткий период времени, неспособность к выполнению одновременно нескольких задач. Часто этот симптом развивается в комплексе с повышенной двигательной активности и эмоциональным перевозбуждением. Такой комплекс выделяется в отдельный диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
  3. Нарушение восприятия — еще один признак ЗПР. Ребенок может идентифицировать знакомые предметы, но ему бывает сложно их узнавать в неизвестной обстановке. Также могут проявляться сложности с ориентацией в пространстве. Полноценная работа с пациентом может частично улучшить ситуацию или даже полностью избавить от подобных нарушений.
  4. Дефицит памяти имеет характерную особенность — дети хуже воспринимают и запоминают вербальный материал. Если дать им возможность усваивать новую информацию через зрительные образы либо текст, разница между прогрессом у детей с ЗПР и без этого диагноза будет отсутствовать либо окажется несущественной.
  5. Проблемы речи проявляются по-разному. Легкая степень ЗПР характеризуется незначительной задержкой речи с сохранением ее качества. Однако, в тяжелых формах наблюдается значительное отставание от сверстников, нарушение лексической и грамматической составляющей.
  6. Нарушение мышления касается всех форм этого процесса. У детей проявляются сложности с логикой, анализом, сравнением и обобщением фактов. Это можно диагностировать при выполнении различных логических задач.

Клинический институт мозга предлагает индивидуальные программы диагностики и адаптации детей с задержкой психического развития. Стоит понимать, что этот диагноз не будет препятствием к посещению детских общеобразовательных учреждений, работе в коллективе и другим видам социальной активности. Полноценная работа может полностью устранить все различия между детьми без нарушений и пациентам с ЗПР, а их успехи в обучении будут практически одинаковыми.

Классификации

Классификация Певзнер и Власовой

М. С. Певзнер — дефектолог, психиатр, психолог, кандидат медицинских и доктор педагогических наук. Профессор. Т. А. Власова — психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, академик. Года: 1972-1973.

  • Неосложнённый психофизический и психический инфантилизм

Эмоционально-волевая сфера соответствует развитию младшего возраста. Игровая деятельность преобладает над познавательной. Отсюда — невнимательность и проблемы в обучении.

  • Вторичная ЗПР

Истощаемость психических функций вызвана различными биологическими факторами, имевшими место во время беременности или на первом году жизни малыша.

Классификация Лебединской

К. С. Лебединская — детский психиатр и дефектолог. Год: 1982. Основа — классификация Певзнер и Власовой, дополненная и расширенная.

  • Конституциональная ЗПР

Соответствует неосложнённому психическому и психофизическому инфантилизму по классификации Певзнер и Власовой. Такие дети проявляют яркие, но поверхностные и неустойчивые эмоции. У них всегда повышенное настроение, они посредственны и наивны. Отличаются грацильностью — инфантильным типом телосложения. ЗПР обусловлена наследственными факторами и осложнениями во время беременности.

  • Соматогенная ЗПР

Во-первых, возникает на фоне заболеваний, перенесённых малышом на первом году жизни. Во-вторых, осложняется невротическими отклонениями. Такие дети не уверены в себе, пугливы, капризны, ощущают свою физическую неполноценность. Всё это в итоге приводит к соматогенному инфантилизму — задержке эмоционального развития.

  • Психогенная ЗПР

Основная причина — неблагоприятные условия воспитания, начиная с самого раннего возраста и длительно действующие.

  • Церебрально-органическая ЗПР

Самый распространённый вид ЗПР. И. Ф. Марковская (кандидат психологических наук, доцент) выделяет внутри этой группы ещё одну миниклассификацию (1983).

1. Психическая неустойчивость. Проявляется в виде гиперактивности, чрезмерной шумности, крикливости, грубости и конфликтности. Но эмоции у таких деток кратковременные, поэтому уже через минуту они будут играть с теми, с кем только что ссорились или даже дрались.

2. Психическая тормозивность. Такие детки несамостоятельны, нерешительны, робки, медлительны, слишком привязаны к родителям. Не участвуют в совместных подвижных играх с другими, быстро теряются и плачут, когда от них что-то требуют.

Классификация Ковалёва

В. В. Ковалёв — психолог, психотерапевт. Год — 1979.

Это классификация ЗПР, обусловленных биологическими факторами:

  • дизонтогенетическая — психический инфантилизм;
  • энцефалопатическая — органические поражения нервной системы;
  • вторичная на фоне сенсорных дефектов — нарушения зрения и слуха;
  • социальнодепривационная — госпитализм.

На сегодняшний день на практике наиболее активно применяется классификация Лебединской. Хотя ей скоро будет уже 40 лет. В связи с новыми стандартами обучения и изменившимися реалиями современной жизни специалисты уже давно говорят о необходимости создания более актуальной типологии ЗПР.

Виды задержки психического развития

  • ЗПР конституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
  • ЗПР психогенного происхождения. Причина — неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.

Диагностика

Наличие ЗПР у ребёнка может подтвердить только специальная диагностика. Разобраться в характере и глубине имеющихся нарушений могут профильные специалисты при комплексном обследовании:

  • врач-психотерапевт;
  • дефектолог;
  • психолог;
  • логопед;
  • педиатр.

Все они входят в специальную медико-педагогическую комиссию, на которой подтверждается или опровергается диагноз, выносится окончательное решение, даются рекомендации о дальнейшем развитии ребёнка. Помимо психологических особенностей, они внимательно изучают в динамике (данные предоставляются за последние 2-3 года):

  • успеваемость в школе;
  • характер ошибок по математике и русскому языку;
  • особенности почерка;
  • состояние моторики;
  • темп деятельности и многие другие аспекты.

На комиссию также предоставляются результаты полного медицинского обследования и история болезней.

На основании полученных данных делается вывод, имеется ли у ребёнка задержка психического развития. Но, как уже было сказано ранее, медицинский диагноз ЗПР, начиная с 1997 года, не ставится. В заключении используется терминология из следующей части МКБ-10:

Симптомы

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше.

Среди ранних симптомов ЗПР выделяют:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность.

В период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить. При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально- волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

Обучение

Где и как может обучаться ребёнок с ЗПР:

  • интегрированное обучение в общеобразовательной школе;
  • коррекционно-развивающее обучение на основе личностно-ориентированного подхода в условиях общеобразовательных учреждений;
  • обучение в образовательных учреждениях VII вида, где максимально учитываются все особенности учебной деятельности детей с ЗПР.

В 2015 году был утверждён важный документ, регламентирующий обучение детей с ЗПР в общеобразовательной школе. Это «Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития». Она включена в «Специальные основные общеобразовательные программы начального общего образования ФГОС». Эта система реализуется в обычных учебных заведениях (не коррекционных) на территории всей Российской Федерации с 1 сентября 2016 года в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 7.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

С этого момента дети с ЗПР имеют полное право учиться не в коррекционной, а обычной общеобразовательной школе вместе с нормально развивающимися ровесниками. При этом учителям и родителям следует учитывать следующие особенности обучения:

  • им требуется больше внимания и индивидуальный подход;
  • они занимаются по отдельной, облегчённой программе;
  • проблемы в усвоении материала обусловлены не ленью и нерадивостью, а неспособностью.

Педагоги-психологи настаивают, что гораздо более продуктивно отдать обучаться ребёнка с ЗПР в специализированную коррекционную школу или перевести на домашнюю форму обучения.

ЗПР = умственная отсталость?

Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.

Схожие симптомы

  • эмоционально-волевая незрелость;
  • инфантильность;
  • низкий уровень познавательной активности;
  • скудность представлений об окружающем мире;
  • нарушения восприятия, мышления, памяти и речи;
  • отсутствие таких умений, как анализ, обобщение, сравнение, синтез.

Различия между ЗПР и УО

Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей. Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.

В отличие от УО задержка психического развития обратима, ребёнок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с ЗПР обучаемы, поддаются коррекции, адекватны в действиях (например, играя, используют игрушки в соответствии с их назначением). Во время учебных занятий они при помощи учителя способны усвоить принцип выполнения задания и использовать его для решения аналогичных задач. Для детей с ЗПР характерна скачкообразность развития всех форм мыслительной деятельности (например, внимание скачкообразно повышается к 8-9 годам). При ЗПР прогноз более благоприятный и имеется высокая вероятность вывода ребенка в «норму» при условии качественного психолого-педагогического сопровождения и участия семьи. Безусловно, при УО коррекционная работа также необходима, но как правило, динамика более медленная и имеет свой предел.

Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу.

Лечение и коррекция

В зависимости от вида ЗПР и индивидуальных особенностей ребёнка профильными специалистами разрабатывается коррекционно-развивающая программа, по которой ему следует заниматься. В неё входят различные блоки, предполагающие комплексный подход к решению имеющихся проблем.

Микротоковая рефлексотерапия

Это аппаратное воздействие электрическими импульсами на биоактивные точки мозга, так называемые нейрорефлекторные зоны. Целенаправленно восстанавливает работу нервной системы именно там, где имеются нарушения. Микротоками выборочно обрабатываются мозговые центры, отвечающие за интеллектуальные способности, речевую активность, дикцию, словарный запас.

Организуется в условиях стационара. Правда далеко не все родители дают согласие на проведение процедуры.

Психолого-педагогические коррекционные занятия

Ребёнок с ЗПР должен регулярно ходить на занятия психолога. Цель — скорректировать психическое развитие таким образом, чтобы оно улучшило качество его жизни. Среди основных задач:

  • повысить уровень интеллектуального, эмоционального и социального развития;
  • развить крупную и мелкую моторику;
  • расширить словарный запас и понятийный аппарат.

Родители имеют право знать, что включает в себя программа психолога, который занимается с их ребёнком. Моменты, которые вызывают сомнения или недоверие, заранее должны быть согласованы.

Психологическая работа с детьми, страдающими ЗПР, предполагает использование разнообразных методик.

Психотерапевтические направления:

  • изотерапия;
  • песочная терапия;
  • музыкотерапия;
  • куклотерапия;
  • сказкотерапия;
  • логоритмика;
  • методы предметно-сенсорной терапии.

На занятиях психолог организует дидактические игры с разноцветными полосками, кубиками, палочками, геометрическими фигурами (в том числе объёмными) и специальными карточками. Примеры нескольких таких игр представлены ниже.

«Угадай эмоцию»

Проводится либо в группе из 5-6 таких же деток с ЗПР, либо в паре с психологом. На стол кладутся карточки со схематическим изображением различных эмоций. Предлагается взять одну из них наугад, назвать, что на рисунке, и попытаться изобразить данное чувство с помощью мимики, голоса, жестов. Можно усложнить задание и попросить назвать ситуацию, в которой эта эмоция чаще всего проявляется.

«Найди цифру»

На столе выложены картинки и объёмные фигуры разных цифр. Все они отличаются размером и цветом. Психолог называет цифру — из предложенного материала нужно выбрать все соответствия (например, все двойки или восьмёрки).

«Лото настроений»

На столе лежат карточки, на которых нарисованы животные с разными мордочками. Психолог называет какую-либо эмоцию (показывает картинку с ней или изображает сам) — ребёнок должен подобрать под неё нужную карточку.

«Волшебный мешочек»

В красивый мешочек складываются небольшие объёмные вещицы, легко узнаваемые на ощупь: зеркальце, будильник, карандаш, блокнот, линейка и т. д. Нужно запустить туда руку с закрытыми глазами, достать любой предмет и угадать, что это.

«Палитра настроений»

На столе лежат карточки с различными оттенками настроения. Психолог задаёт вопрос: «Как ты себя сейчас чувствуешь?» — ребёнок должен ответить с помощью рисунка. После этого вопрос несколько раз трансформируется: «А как сегодня чувствует себя твоя мама?», «Как ты думаешь, какое настроение у твоей кошки?» и т. д.

Альтернативные методики

Дополнительно профильные специалисты могут назначить современные, нетрадиционные методы коррекции:

  • иппотерапию;
  • канистерапию;
  • дельфинотерапию;
  • фелинотерапию.

Вовремя и грамотно проведённая психокоррекционная работа даёт положительные результаты.

Диагностика и лечение ЗПР у детей

Диагностика ЗПР проводится с участием детского психолога, невролога, логопеда и других специалистов. Важно провести обследование головного мозга, чтобы своевременно выявить возможные нарушения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют родителям предоставить все необходимые данные анамнеза, которые могут иметь значение при постановке диагноза. Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, конфликтные ситуации в семье и коллективе, стрессы и другие факторы, которые могли бы повлиять на нормальное развитие ребенка имеют огромную диагностическую ценность. Кроме того, понадобится энцефалограмма и другие исследования, которые позволят оценить степень развития и уровень работы нервной системы ребенка.

Лечение ЗПР включает работу с профильными специалистами, в том числе логопедом и психологом. Важно соблюдать их рекомендации и продолжать занятия в домашних условиях. Также имеет значение социальная адаптация ребенка в детских коллективах, которую можно обеспечить только посещением общеобразовательных и дошкольных учреждений. При сохранении диагноза в младших классах рекомендуется посещение специализированной школы. Программа в таких учреждениях остается общей, но небольшое количество детей в классах и наличие дополнительных коррекционных занятий позволяют провести полноценную работу с детьми.

В Клиническом Институте Мозга есть все необходимые условия для диагностики и коррекции задержки психического развития. Однако, врачи акцентируют, что полноценная работа с пациентом также включает домашнюю работу и обеспечение нормального эмоционального климата в семье. При подготовке к рождению и воспитанию детей есть возможность посетить психолога и получить емкие рекомендации, как избежать проблем и создать максимально комфортные условия для развития ребенка не только физически, но и эмоционально.

Что делать родителям

Психологи и педагоги, работающие непосредственно с детьми, у которых наблюдается ЗПР, дают полезные рекомендации родителям, позволяющие ускорить развитие.

Для начала родителям придётся не только понять, но и принять тот факт, что ребёнок будет обучаться медленнее ровесников и отставать от них в учёбе. Чтобы не требовать от него слишком многого, быть терпеливыми к его особенностям, их нужно изучить и учитывать при общении и занятиях.

Усилиями одних только домашних занятий проблему ЗПР не решить. Поэтому второй шаг родителей, желающих помочь своему ребёнку, — обращение за квалифицированной помощью к профильным специалистам — педагогу-дефектологу, психологу или врачу-психотерапевту. С учётом индивидуальных особенностей они дадут рекомендации, что именно нужно делать.

Общие советы:

  1. Заниматься ежедневно по 30-40 минут.
  2. Уделять ребёнку больше внимания, организовывать совместное времяпрепровождение, общаться, задействовать других родственников.
  3. Обеспечить комфортную атмосферу в семье.
  4. Нормализовать режим дня, приобщать к здоровому образу жизни, обеспечить сбалансированное питание, увеличить двигательную активность и пребывание на свежем воздухе.
  5. Общаться с другими родителями таких же детей (например, через сообщества в соцсетях).
  6. Организовывать общение с ровесниками.
  7. Не говорить ребёнку, что он особенный. Не жалеть, что он не такой, как все.
  8. Поручать домашние дела, уход за животными, обучать самообслуживанию.
  9. Не повышать голоса, быть терпеливыми, что бы ни произошло.
  10. Вести дневник, чтобы отмечать все успехи, — эти записи помогут скорректировать дальнейшую работу.

Особенности ЗПР

Психологические особенности развития – это индивидуальные понятия, как результат – личностный подбор коррекционных занятий и разная скорость восстановления. Многие родители воспринимают диагноз ЗПР как приговор по причине недостаточности информации.

Заболевание находится между нормальным психическим развитием и серьезными патологическими отклонениями. Под данную категорию не относятся дети с патологиями речевого и слухового аппарата, а также маленькие пациенты с синдромом Дауна или иными серьезными генетическими заболеваниями, связанными с развитием и полноценной функциональностью мозга.

Основные признаки ЗПР – это:

  • неустойчивое внимание;
  • отсутствие способности концентрировать внимание;
  • повышенный уровень отвлекаемости;
  • низкое восприятие и запоминание речевой информации (проще воспринимается наглядная информация);
  • отсутствие навыка воспринимать и анализировать информацию.

Дети с диагностированным ЗПР нуждаются в особом отношении, но все вышеперечисленные причины развития заболевания не позволяют считать его приговором на всю жизнь. За счет индивидуального изучения особенностей, навыков и потребностей ребенка, подбираются коррекционные методики и упражнения.

Дети с ЗПР: кто они?

Условно причины появления ЗПР можно разделить на 2 группы:

  1. Развитие патологии по причине воздействия социальных и педагогических факторов. Такие дети классифицируются, как педагогически запущенные. Также в данной категории важную роль отводят и наследственной предрасположенности: антисоциальные родители = дети с ЗПР.
  2. Развитие патологии связано с органическими повреждениями мозга в перинатальном и постнатальном периоде. В процессе диагностики важно учитывать все факторы для возможности подобрать комплексную помощь.

Причинами развития патологии могут быть:

  • частые волнения и стрессы мамы в период беременности;
  • вредные привычки матери (курение алкоголь при беременности);
  • хронические заболевания матери;
  • токсоплазмоз;
  • гипоксия мозга в утробе матери или при родах;
  • тяжелое протекание беременности;
  • генетические нарушения.

Диагностика ЗПР и способы коррекции

Для диагностики ЗПР у ребенка необходима консультация сразу нескольких специалистов, которые могут подтвердить или опровергнуть данное состояние. Это логопед, дефектолог, психолог, невролог, педиатр, а также психиатр.

Для диагностики ЗПР необходимо следующее:

  1. Подробный сбор анамнеза.
  2. Проведение КТ, МРТ, а также энцефалограммы, результаты которых могут указать на наличие физиологических причин возможного развития ЗПР.
  3. Проведение психолого-педагогического обследования, в ходе которого устанавливается способность ребенка к мышлению, игровой деятельности. Проводится диагностика памяти, внимания, а также эмоционально-волевой сферы ребенка.
  4. Детальное обследование особенностей речи.

Если в результате проведенных исследований, диагностики, а также консультаций было подтверждено данное состояние, малыш нуждается в коррекционных мероприятиях. Лечение комплексное и требует привлечения целой группы различных специалистов. В процессе обучения важен акцент на повторении, частой смене деятельности, а также визуализации учебных материалов.

Чему важно уделять особое внимание в процессе коррекционной работы:

  • Увеличению количества познавательных процессов.
  • Эмоциональной сфере ребенка, которая нормализуется в результате активных занятий в игровой форме.
  • Нормализации речевой деятельности, которая возможна в ходе проведения регулярных логопедических занятий.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]