Ощущения. Основные виды, свойства и характеристики ощущений

Что же такое ощущения? Говорить об ощущениях — значит относиться к человеческому телу и всем его нервным окончаниям, которые помогают нам войти в контакт с миром внутри нас и с миром вне нас.

Различные виды ощущений относятся к основным непосредственным переживаниям, вызванным простыми изолированными стимулами. Ощущение также определяется как реакция органов чувств на раздражитель. Это сознательные захваты свойств предметов, вещей и явлений.

Ощущение — это только первая стадия познания, которое посредством мысли преобразует данные в представления, концепции, законы и т. д. А те, в свою очередь, уже более глубоко отражают объективный мир и точность которых проверяется практикой. Ощущение возникает тогда, когда стимул воздействует на рецептор.

Хотя понятия ощущения и восприятие часто используются как синонимы, они различаются во многих деталях.

Ощущение — это опыт, переживаемый стимулом в форме реакции на сенсорный эксперимент, в то время как восприятие — это интерпретация ощущения, которая придает значение и порядок.

Содержание

  • Физиологический механизм ощущений
  • Виды ощущений по Шеррингтону
  • Свойства ощущений
  • Пороги чувствительности
  • Нарушения ощущений
  • Адаптация, синестезия, сенсибилизация

Органы чувств — это такие органы, которые воспринимают и частично обрабатывают информацию, которая может поступать как снаружи, так и изнутри. Выделяют 5 основных органов чувств: глаза, нос , кожа, уши, язык.

Зрительные ощущения


С помощью глаз человек получает 80-90% информации об окружающем мире. Зрительные ощущения возникают при воздействии световых лучей на нервные клетки сетчатки глаза. Палочки (130 млн) находятся на периферии сетчатки, они отвечают за различение черного, белого, серого в любое время суток. Колбочки (7 млн) находятся в центре, отвечают за различение цвета. Механизм создания зрительных ощущений: раздражитель воздействует на нервные клетки сетчатки глаза, возникает возбуждение, которое передается по проводящим путям в соответствующий отдел головного мозга.

Обонятельные ощущения


Обоняние одно из самых древних и важных чувств с точки зрения эволюции. Многие животные с помощью данных ощущений ориентируются в пространстве, защищаются от нападений, общаются, выбирают себе партнеров и др. Обонятельные ощущения вызываются частичками вещества, попадающего на слизистую носа.

Осязательные ощущения


Нервные волокна, расположенные на каждом участке кожи, посылают сигналы в головной мозг о колебаниях температуры, прикосновениях, а также болевых ощущениях. Кожа воспринимает вибрационные, температурные, электрические, химические, механические раздражения.

Слуховые ощущения

Слуховые ощущения вызываются слуховыми волнами, т.е. колебаниями воздуха от источника звука. Слуховой диапазон человека составляет 16-20000 колебаний в секунду (16 Гц-20 кГц), более высокие частоты — ультразвук, более низкие — инфразвук. 1000 колебаний в секунду — норма.

Вкусовые ощущения

При вкусовых ощущениях частицы предметов воздействуют на слизистую языка. Существует 4 основных вкуса: кислое, горькое, сладкое, соленое. Язык условно разделен на несколько зон, каждая из которых воспринимает свой вид вкуса.

Иногда к этому списку добавляют вестибулярный аппарат во внутреннем ухе (чувство равновесия и ощущение в пространстве), а также мышцы, сухожилия, связки (изменение положения отдельных частей и всего тела в пространстве, определение массы и объема предметов, анализ движений и их координация).

Экстероцептивные ощущения

Отвечают за сигналы из внешнего мира. Они делятся на:

  • дистантные (зрение, обоняние и слух)
  • контактные (осязание и вкус),

Сначала разберем дистантные ощущения.

Зрительные ощущения

Этот тип охватывает ощущения цвета и света. Цвет имеет любой объект, который мы видим. Предметы может быть прозрачными и их человек не видит, такого рода предмет бесцветны. Различают ахроматические цвета (черный и белый), а также промежуточные между этими цветами оттенки серого) и хроматические (различные оттенки желтого, красного, синего, зеленого).

Световые лучи (электромагнитные волны) воздействуют на чувствительную часть глаза, в результате чего возникают зрительные ощущения. Сетчатка является светочувствительным органом глаза. В ней содержатся колбочки и палочки, которые названы так из-за их внешней формы. Их в сетчатке огромное количество — около 7 миллионов колбочек и 130 миллионов палочек.

Колбочки активны лишь при дневном свете (такой свет для палочек слишком ярок). Поэтому человек видит цвета, при этом возникает ощущение всех цветов спектра (хроматических цветов). В сумерках, при довольно слабом освещении колбочки, для которых света недостаточно, прекращают работу, а вместо них за работу берутся палочки, при этом человек различает в основном (все оттенки от белого до черного — ахроматические цвета).

Цвет по-разному воздействует на работоспособ¬ность и самочувствие человека, на эффективность учебы. Психология утверждает, что наиболее приемлемыми цветами для покраски стен в учебных заведениях являются желто-оранжевый и зеленый цвета. Первый цвет создает бодрое и приподнятое настроение, а второй создает ровное и спокойное настроение. Красные тона возбуждают, темно-синие угнетают, и те и другие утомляют глаза.

Нормальное цветоощущение может быть нарушено. Такое встречается у людей, страдающих из-за плохой наследственности, заболеваний и травмы глаз. Часто встречается дальтонизм (красно-зеленая слепота), названная в честь Д. Дальтона, английского ученого, впервые описавшего этот недуг. Люди, страдающие этим недугом, не различают зеленый и красный цвета и не понимают, отчего другие называют один цвет двумя словами. Дальтоники не могут быть летчиками, шоферами, модельерами, художниками-живописцами и модельерами т. п. Редко встречаются случаи, когда у здорового человека отсутствует чувствительность к хроматическим цветам. Человек видит хуже по мере уменьшения доли света.

Именно поэтому нежелательно читать в сумерках, при плохом освещении, дабы не глаза чрезмерно не напрягались. Это может нанести вред зрению, развиться близорукость, особенно у школьников и детей.

Обонятельные ощущения

Обонянием называют способность чувствовать запахи. Органы обоняния находятся в глубине носовой полости и представляют собой особые чувствительные клетки. Частички веществ попадают в нос при вдыхании воздуха — так возникают обонятельные ощущения. У здорового человека эти ощущения играют не самую значимую роль. Но люди, слепоглухие используют обоняние, как зрячие — зрение и слух: узнают при помощи запахов знакомые места, знакомых и родных людей.

Обоняние человека тесно взаимосвязано с вкусовой и помогает оценить качество еды. Обонятельные ощущения сигнализируют человеку о вредной и опасной для здоровья воздушной среде (запах гари, газа). Большим влиянием на эмоциональное настроение обладает благовоние. Потому и существует парфюмерная промышленность, ведь у людей есть эстетическая потребность в приятных запахах.

Слуховые ощущения

Появляются благодаря органу слуха. Слуховые ощущения подразделяют на 3 вида: музыкальные, речевые и шумы. В этих трех видах звуковым анализатором выделяется четыре параметра: сила звука (слабый-громкий), высота (низкий-высокий), длительность звучания, тембр (своеобразие инструмента или голоса). Также выделяют особенности темпа и ритма последовательно воспринимаемых звуков.

Фонематический слух отвечает синтез и анализ фонем, звуков частей речи. Это необходимая основа для понимания смысла услышанного. Формируется исходя из речевой среды, в которой растет ребенок. При овладении иностранным языком наблюдается выработка новой системы фонематического слуха. Последнее, к слову, сильно влияет на письменную речь, на ее грамотность, чаще всего в начальной школе. Подобно речевому слуху формируется и воспитывается музыкальный слух ребенка. В данном случае большую роль играет раннее приобщение ребенка к музыке.

Из-за воздействия шумов у человека может меняться эмоциональное состояние (шум идущего дождя, вой сильного ветра, шелест листьев). Могут служить сигналом надвигающейся опасности (громкий лай собаки, шипение змеи, грохот мчащего поезда) или сигналом радости, восхищения (гром салюта, аплодисменты, топот ног ребенка). В школе чаще всего шум отрицательно влияет: он вызывает утомление нервной системы человека.

Теперь рассмотрим контактные ощущения.

Осязательные ощущения

Является сочетанием двигательных и кожных ощущений при ощупывании предметов, при касаниях движущейся руки. Для маленького ребенка одним из важнейших способов получения информации об окружающих его предметах является осязание, ощупывание предметов.

Осязание для людей, лишенных зрения является одним из важнейших средств познания и ориентировки. При длительных упражнениях достигается большое совершенство. Эти могут шить, готовить пищу, вдевать нитку в иголку, конструировать что-то несложное, заниматься лепкой.

Вкусовые ощущения

Образуются с помощью рецепторов, расположенных на задней стенке глотки, миндалины, мягкого неба, надгортанника, но наибольшее их количество содержится на поверхности языка. Различают 4 вида основных вкуса: горькое, сладкое, соленое, кислое. Разнообразие вкусов образуется при сочетании: кисло-сладкого, горько-соленого и т. п. В пределах кислого, соленого, горького, сладкого возникает множество оттенков, придающих разнообразие.

Вкусовые ощущения человека зависят от того, не голоден ли человек, т. к. в состоянии голода даже невкусная пища становится вкусной. Они сильно зависят от обонятельных. Кончиком языка человек сильнее всего чувствует сладкое. К кислому чувствительны края языка, а к горькому его основание.

Физиологический механизм ощущений

Процесс появления ощущений можно представить следующим образом. Раздражитель (музыка), обладающий определенными характеристиками, воздействует на определенный орган чувств (уши), который воспринимает информацию и по проводящим путям передает ее в головной мозг, где данная информация обрабатывается, и мы начинаем слышать музыку. Так происходит отражение окружающего мира.

Чарлз Шеррингтон, английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, предложил классификацию ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов.

Понятие «ощущения»

Изначально ощущения рассматривались в философии: к ним относили все явления чувственного отражения мира, в том числе восприятие и память. В 18 веке В. Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог, основатель экспериментальной и когнитивной психологии, четко разграничил различия между ощущениями и другими смежными понятиями, что вслед за ним подтвердили и другие психологи, в частности, А. Н. Леонтьев. А в 19 веке сформировалась наука психофизика, изучающая взаимодействие между физическими процессами и субъективными ощущениями, в рамках которой исследования ощущений происходят и по сей день.

В результате под ощущением стали подразумевать простейший психический процесс, который присущ абсолютно любому живому организму в ходе его познавательной деятельности.

Ощущения – это процесс отображения психикой отдельных свойств явлений и предметов окружающего мира, в котором задействованы все органы наших чувств.

Ощущения считаются первой ступенью познавательной деятельности человека, которая служит основой для протекания более сложных познавательных процессов (восприятие, речь, память, мышление и др.) Так, например, восприятие складывается из ощущений и является целостным отображением предметов и явлений, а не отдельных их свойств (в отличие от ощущений).

Для лучшего понимания приведем пример: если вы наслаждаетесь розой, то ваше целостное впечатление от нее «она прекрасна» – это восприятие, а ощущением будет называться то, что вы почувствуете ее чудесный аромат или колкие шипы, или подумаете о том, что у нее красивые лепестки. Таким образом, восприятие – это совокупность нескольких ощущений, благодаря которым складывается целостное преставление об объекте.

Чтобы лучше разобраться в том, что же такое ощущения, узнаем, каковы их физиологические механизмы и закономерности.

Виды ощущений по Шеррингтону

1. Интероцептивные ощущения. Наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящихся на стенках желудка, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Данный тип ощущений относится к числу наименее осознаваемых. Они связаны с эмоциональным состоянием.

2. Экстероцептивные ощущения. Самая большая группа ощущений. Они обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Экстероцептивные ощущения условно можно разделить на 2 группы: а) контактные ощущения (вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств, например, вкус, осязание); б) дистантные ощущения ( отражают качества объекта, находящегося на некотором расстоянии от органов чувств, например, слух, зрение).

3. Пропреоцитивные ощущения. Передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию движений. Включает ощущение равновесия (статическое ощущение) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы расположены в мышцах, суставах, связках.

Интероцептивные ощущения

Оказывается, в психологии это самая древняя и наиболее элементарная группа. Внутренние рецепторы воспринимают информацию и передают сигналы о состоянии органов.

К интероцептивным ощущениям относятся органические. Это разные названия, имеющие один смысл.

Как уже говорилось, органические ощущения, а точнее, внутренние рецепторы сигнализируют о работе организма, внутренних органов — желудка, пищевода, кишечника и других, в их стенках и находятся специальные рецепторы. Если человек здоров и сыт, то никаких органических ощущений он не будет испытывать. Почувствует лишь тогда, когда произойдет нарушение какого-либо органа. К примеру, человек принял не очень свежую пищу, то соответственно, может нарушиться работа его желудка и тогда он непременно это почувствует, т. к. появится боль в животе.

Жажда, голод, боль, тошнота, ощущения в связи с работой сердца, органов дыхания и т. д. — все они являются органическими. Их наличие помогает вовремя узнать о болезни и дает возможность вовремя поправить здоровье.

Свойства ощущений

1. Модальность — это качественная характеристика ощущений. Это основная особенность каждого конкретного ощущения, которая может отличить его от другого ощущения. Например, для слуховых ощущений — это высота тона, тембр, громкость.

2. Интенсивность — это количественная характеристика ощущений. Определяется тем, с какой силой раздражитель действует на объект.

3. Локализация — это пространственная характеристика ощущений. Свойство, которое указывает на локализацию раздражителя в пространстве.

4. Длительность — это временная характеристика ощущений. Указывает на время, в течение которого действовал раздражитель.

ОЩУЩЕНИЕ

– элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения
восприятия
и иных форм чувственности. В качестве примеров данного явления обычно приводят ощущения цвета, звука, твердого, кислого и т.д. Ощущения истолковывались как относящиеся не к предмету в целом, а лишь к его отдельным свойствам, «качествам». В истории философии и психологии ощущения были разделены на относящиеся к свойствам предметов внешнего человеку мира и относящиеся к конкретным состояниям самого тела человека (последние сигнализируют о движениях и относительном положении разных частей тела и о работе внутренних органов). Вместе с тем ощущения, относящиеся к внешнему миру, делятся по их модальности на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.

Ощущения были четко выделены в качестве исходной единицы анализа познавательных процессов в философии эмпиризма

и
сенсуализма
17–18 вв. (до этого, напр. в античной философии, не существовало резкого разделения ощущения и восприятия). Термин «ощущения» возник позднее их четкого выделения: первоначально философы-эмпирики именовали их то «чувственными идеями», то «простыми идеями», то «впечатлениями» и т.д. Основания, которые были использованы для выделения ощущений, могут быть классифицированы следующим образом.

1) Восприятие как знание целостных предметов и ситуаций предполагает участие ума. Но любые операции ума, в т.ч. и относящиеся к созданию восприятия, предполагают материал, над которым ум оперирует. Таким исходным материалом являются ощущения (Кант, который противостоял эмпиризму вообще и сенсуализму в частности, тем не менее допускал наличие ощущений как исходного материала для деятельности априорных форм чувственности и рассудка, организующих опыт). Поэтому данность, непосредственность являются специфическими характеристиками ощущений. При этом имеется в виду осознаваемая данность. Эта данность может пониматься либо как результат прямого причинного воздействия объективных свойств предметов внешнего мира (Д.Локк, Э.Кондильяк, Б.Рассел), либо просто как факт сознания безотносительно к его причине (Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах).

2) Именно потому, что восприятие предполагает определенную активность ума, оно может вводить в заблуждение, быть иллюзорным. Однако исходный материл для построения восприятия не может сам по себе вести к заблуждению. Я могу ошибочно воспринять прямой карандаш, опущенный в стакан с водой, как сломанный, однако сами элементарные ощущения, из которых складывается мое восприятие, не могут быть ошибочными. Я могу ошибиться, восприняв холодную воду горячей рукой как теплую, однако тепловые ощущения не могут меня обманывать относительно самих себя. «На самом деле не бывает иллюзий чувств, бывают только ошибки в истолковании данных как знаков вещей, иных, чем они сами» (Рассел Б.

Человеческое познание. М., 1957, с. 200). Поэтому абсолютная несомненность, неоспоримость является также отличительной характеристикой ощущений.

3) Научное познание (в частности, классическая механика 17–18 вв.) рассматривает сложные образования как результат взаимодействия элементарных составляющих. Таким неразложимым далее элементом всех психических процессов вообще и познавательных процессов в частности в ряде направлений философии и психологии считались ощущения. Поэтому ощущения понимались как атомарные единицы опыта.

Сформировавшаяся в кон. 19 в. экспериментальная психология (и прежде всего такой ее раздел, как психофизика) сделала ощущения предметом научного исследования. Изучалась зависимость ощущений от действия внешних раздражителей (стимулов). В этой связи были выявлены т.н. пороги чувствительности, характер зависимости ощущений от интенсивности раздражителя (закон Вебера – Фехнера) и целый ряд других фактов. Однако философский и научный анализ ощущений столкнулся с целым рядом принципиальных трудностей. Оказалось трудным точно очертить тот круг элементарных единиц опыта, которые следует считать ощущениями. Следует ли относить к ощущениям переживания боли, исходные чувства удовольствия и неудовольствия? Существуют ли ощущения пространства и времени? (Если допустить существование ощущения пространства и времени, то оказывается, что их очень трудно выделить, но для последовательного сенсуалиста приходится допускать их существование, как это вынужден признать Э.Мах.)

Мы переживаем каждое ощущение, поскольку мы можем его выделить в составе нашего опыта, как нечто не только уникальное и неповторимое, но одновременно и как нечто обобщенное. Так, мы ощущаем данное цветовое пятно не только как абсолютно единичное, но и как индивидуальное выражение цветовой универсалии, напр. как данный конкретный оттенок красного цвета («красного вообще»). Если выделение общего является результатом деятельности ума, в частности результатом сопоставления разных индивидуальных случаев, то непонятно, каким образом ощущения, для которых характерна абсолютная непосредственность, могут иметь не только уникальный, но и обобщенный характер. Если одной из важнейших характеристик ощущений является их данность в индивидуальном сознании, то непонятно, как из этих субъективных и индивидуальных элементов может быть построено восприятие, относящееся к предметам внешнего мира, которые существуют независимо от моего сознания и могут быть восприняты не только мной, но и всяким другим человеком.

Вообще вопрос об отношении ощущений к соответствующим качествам внешнего мира оказался трудным и приводящим к парадоксальным решениям. Ряд философов (в частности, Д.Локк) разделили ощущения на относящиеся к т.н. «первичным качествам», которые реально существуют в самих предметах (ощущения, относящиеся к пространственным свойствам предметов, к их форме, расположению и др.), и к «вторичным качествам», существующим лишь в сознании. Критерии разделения этих качеств были не совсем ясны (и были оспорены Д.Беркли).

В 19 в. в связи с открытием того факта, что те или иные ощущения могут вызываться не только адекватными стимулами (напр., зрительное ощущение светом), но и стимулами неадекватными (напр., то же зрительное ощущение механическим или электрическим раздражителем), И.Мюллер сформулировал т.н. «закон специфической энергии органов чувств»: качество ощущений зависит не от свойств внешних предметов, а от особенностей ощущающей (рецепторной) системы человека. Г.Гельмгольц сформулировал тезис о том, что ощущения относятся к качествам внешнего мира, как иероглиф к обозначенному им предмету. Для сенсуалистов-феноменалистов (Д.Беркли, Д.Юм. Э.Мах и др.) проблемы отношения ощущений к объективному свойству предмета не существует, но и для них остается камнем преткновения возможность построения из субъективных, индивидуальных ощущений восприятия объективно существующего предмета. Сам способ соединения ощущений в восприятие тоже был предметом дискуссий. Большинство философов и психологов, разделявших позиции сенсуализма, считали таким способом (вслед за Д.Юмом) ассоциации разного рода. Однако характер этих ассоциаций во многом так и не был прояснен. Не было ясно и то, следует ли считать ощущения элементарным знанием. Для большинства философов, анализировавших ощущения, именно несомненность и безошибочность ощущений выводит их за пределы знания. С точки зрения этих философов, в ощущениях нет деления на субъект и объект. Поэтому, даже если предположить, что ощущения относятся к каким-то качествам объективных предметов, можно сделать этот вывод, только выходя за пределы самих ощущений.

Вместе с тем в нач. 20 в. возникла концепция (ранние Э.Мур, Б.Рассел и др.), согласно которой ощущения – это акт осознания некоторого элементарного чувственного содержания (чувственного данного), существующего вне сознания субъекта и вместе с тем не принадлежащего миру объективных физических вещей; в этом случае ощущение рассматривается как элементарное знание.

В философии и психологии 20 в. возникли направления, поставившие под сомнение сам факт существования ощущений как некоторых самостоятельных сущностей. Было обращено прежде всего внимание на то, что в большинстве случаев в обыденной жизни мы никогда не ощущаем наших ощущений, а имеем дело только с восприятием целостных предметов и ситуаций. Даже в тех редких случаях, когда мы (как нам кажется) имеем дело только с ощущениями (ощущение теплоты на некотором участке тела, ощущение давления и т.д.), мы в действительности имеем дело не с фактами нашего сознания, а с получением информации о некоторой объективной ситуации (пусть воспринимаемой очень неопределенно). Конечно, можно попытаться выделить отдельные ощущения в составе восприятия, напр. внимательно всмотреться в оттенки красного цвета помидора (решением задач такого рода нередко занимаются художники). Однако, во-первых, эта ситуация является достаточно редкой и не характерной для обычного опыта, во-вторых, она не объясняет формирования восприятия, ибо осуществляется уже на основе существующего восприятия, в-третьих, даже в этом случае не удается выделить ощущение как таковое, ибо красное в данном случае воспринимается как свойство некоторого предмета – помидора, т.е. как бы на фоне целостного восприятия. В этой связи было отмечено, что экспериментальное изучение ощущений, которым занималась психофизика на протяжении ста лет, было возможным только потому, что происходило в искусственных, лабораторных условиях, не учитывавших ряда важных особенностей нормального, естественного восприятия мира (поэтому результаты психофизики применимы лишь постольку, поскольку возникает ситуация, близкая к искусственной). Как отметил английский философ Дж.Райл, исходивший из идей позднего Л.Витгенштейна, в случае с ощущениями была совершена категориальная ошибка: на мнимые объекты, которыми являются ощущения, были перенесены особенности восприятия: в действительности можно видеть предметы, напр. цветы, а не ощущения красного, зеленого; можно слышать шум прибоя, грохот грома, звуки речи и т.д., а не ощущения громких, тихих и пр. звуков. Поэтому никаких неоспоримых и несомненных единиц опыта (а именно эти качества приписывались ощущениям) не существует. Восприятие не может быть абсолютно несомненным, что не мешает ему быть в большинстве случаев достаточно достоверным.

В 20 в. возникли психологические направления, которые по-разному пересматривали те философские основания, из которых до этого исходили исследователи ощущения и восприятия. Результаты этого пересмотра приводили к разным теориям восприятия. Однако в итоге все эти теории по разным соображениям отказывались от понятия ощущения (как оно было истолковано в предшествующей философии и психологии). Гештальтпсихология формулировала тезис о структурном, целостном характере восприятия и о невозможности понимания этой целостности как суммы отдельных атомов, «кирпичиков» – ощущений. В экспериментах представителей этого направления было показано, что восприятие может не измениться и в том случае, если меняются некоторые из компонентов целостной системы (если истолковать эти компоненты как ощущения, то получается, что восприятие не определяется входящими в его состав ощущениями). С точки зрения гештальтпсихологов, непосредственно дано не ощущение, а целостное восприятие (последнее, т.о., не предполагает конструктивных операций ума над отдельными ощущениями). Согласно концепции, развитой Дж.Гибсоном, восприятие является активным процессом собирания организмом информации об окружающей среде. В этом процессе отдельные ощущения (так же, как и отдельные образы восприятия) не существуют. Представители когнитивной психологии считают возможным выделять отдельные единицы информации, из которой строится восприятие. Однако эти единицы в большинстве случаев не осознаются и, значит, вряд ли могут быть истолкованы в качестве ощущений, как они понимались раньше в философии и психологии.

Т.о., в силу разных причин понятие ощущения не является употребительным в большинстве направлений современной философии и психологии, ибо поставлены под сомнение те философские посылки, в рамках которых это понятие имело смысл.

Между тем в отечественной философии советского периода в течение длительного времени понятие ощущения играло важную роль. Это было связано с некритически принятыми положениями В.И.Ленина из его работы «Материализм и эмпириокритицизм»: ощущение является единственным источником всех наших знаний; ощущение – это «субъективный образ объективного мира»; материя как объективная реальность «дана человеку в ощущениях его», она «фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Критикуя субъективистский феноменализм Э.Маха, Ленин противопоставляет ему материалистическое (реалистическое) истолкование ощущений, однако делает это некорректно. Все те, кто признавал и исследовал ощущения, отмечали такие его качества, которые делают невозможным мнение о том, что в ощущениях дана материя. С этой точки зрения в ощущениях «даны» не материальные предметы (не говоря уже о материи в целом), а лишь отдельные свойства. К тому же, как считает большинство сторонников существования ощущений, в нем нет вообще знания, ибо нет разделения на субъект и объект. Поэтому оно не может быть и «образом» чего бы то ни было. Самое же главное состоит в том, что, критикуя Маха, Ленин в то же время оказался в зависимости от главной философской посылки объекта своей критики – его философского сенсуализма (т.е. мнения о том, что все содержание нашего знания может быть выведено из ощущений). Ряд отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, В.П.Зинченко и др.), исследуя проблему восприятия, фактически опровергли теорию ощущений как элементарных атомов опыта, в частности, в связи с развивавшейся ими критикой рецепторной теории чувственности.

Литература:

1. Локк Д.

Опыт о человеческом разумении. М., 1898;

2. Беркли Д.

Три разговора Гиласа с Филонусом. – Соч. М., 1978;

3. Юм Д.

Исследования о человеческом познании. – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1965;

4. Кондильяк Э.

Трактат об ощущениях. – Соч. в 3 т., т. 2. М., 1982;

5. Мах Э.

Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908;

6. Ленин В.И.

Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18;

7. Рассел Б.

Человеческое познание. М., 1957;

8. Леонтьев А.Н.

Ощущения и восприятие как образы предметного мира. – В кн.: Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982;

9. Гибсон Дж.

Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988;

10. Carnap R.

Der logische Aufbau der Welt. В., 1928;

11. Boring E.G.

Sensation and Perception in the History of Experimental Psychology. N. Y. – L., 1942.

В.А.Лекторский

Пороги чувствительности

Итак, чтобы человек ощутил действие какого-либо раздражителя, интенсивность этого раздражителя должна иметь определенную величину (если стоишь на расстоянии километра от собеседника, шепот явно тебе не помощник). Можно взять данную ситуацию в качестве примера.

Вы спрашиваете у своего друга, который находится на расстоянии от вас, как у него дела. Но он вас не услышал, так как ваш голос в качестве раздражителя на обладает нужной интенсивностью. Вы спрашиваете немного громче в надежде, что он вас услышит. Но собеседник слышит нечто отдаленно напоминающее ваш вопрос. Органы чувств (уши) вашего друга восприняли эту информацию, но если вы повторите этот вопрос чуть-чуть тише, то он уже не услышит. Это называется нижний абсолютный порог чувствительности, т.е. минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. В один прекрасный момент, вам надоедает подбирать нужный уровень звука, ведь ваш друг вас все равно плохо слышит. Вместо того, чтобы просто подойти к нему, вы решаетесь закричать во всю силу, чтоб он вас точно услышал. И вы начали кричать, не заметив вашего другого друга, который подошел к вам с другой стороны. Для него этот уровень громкости был слишком велик, он вызвал болевые ощущения. Это называется верхний абсолютный порог чувствительности, т.е. максимальная величина раздражителя, при которой ощущения исчезают, либо меняются (например, превращаются в болевые).

Пороги ощущений — это способность анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними. Изучением и измерением порогов ощущений занимается психофизика, основателем которой считают Густава Теодора Фехнера.


Абсолютный порог ощущений — это минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение. Раздражители, которые его не достигают лежат под порогом ощущений, т.е. мы не ощущаем их (например, пылинки, которые постоянно опускаются на кожу). Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е. чем меньше величина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия.

Разностный (дифференциальный) порог — это минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее едва заметное изменение ощущений.

Разностная чувствительность — это относительная величина. Эрнст Вебер пришел к выводу, что мы воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов.

Развитие ощущений: зачем и как это делать?

Чувствительность является врожденной и безусловно-рефлекторной, однако она также является потенциальным свойством личности. Если вы не будете развивать свою сенсорную организацию, вы, безусловно, не потеряете способность видеть, чувствовать, слышать и т.д. Однако эти способности будут ограничены и не раскроют весь потенциал, заложенный в вас природой.

Но если вы научитесь тренировать свои ощущения, вы сможете открыть для себя совершенно новый мир, полный красок и многообразия, и наслаждаться поистине прекрасными вещами, которые являются довольно простыми, но вместе с тем недоступными тому, кто обладает недостаточно развитой чувствительностью: например, получать удовольствие от классической музыки или тончайших ноток вина.

Кроме того, чувствительность к внешним раздражителям играет огромную роль в некоторых профессиональных сферах. Например, она просто необходима музыкантам, художникам, парфюмерам, поварам и т.д. Только те люди, которые обладают развитой чувствительностью, способны достичь нетривиальных успехов в этих областях. Поэтому, если вы хотите обладать идеальным музыкальным слухом или непревзойденным художественным вкусом, вам потребуется развивать свою чувствительность.

Есть два основных способа усовершенствования своих ощущений – это развитие чувствительности анализаторов и улучшение своей способности различения, т.е. умения четко дифференцировать различные свойства предметов окружающего мира.

В основе развития ощущений лежит ограничение первоначальной генерализации возбуждений в корковых отделах анализаторов путем выработки специальных дифференцировок. Поэтому чтобы усовершенствовать свои ощущения, при выполнении какой-либо деятельности вам необходимо выделять в ней отдельные элементы и сосредотачивать свое внимание именно на них, а не на всем процессе в целом.

Например, если говорить о музыкальном слухе, то для его развития вы можете либо повысить порог своей слуховой чувствительности, либо научится различать в сложных звуковых раздражителях их составные части – музыкальные тоны. Оптимальным путем будет совершенствование двух этих составных частей одновременно – именно так вы сможете развить свои ощущения в максимальной степени.

С помощью регулярных упражнений вы сможете значительно улучшить свою чувствительность и научиться воспринимать мир на более высоком уровне. В психологическом методе, известном как «Инегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ)» такие упражнения называются психотехниками. Вот некоторые из них:

  • Придумывайте рассказы, прослушав шумы (это могут быть шепот, свист, шипение змей, шелест листвы и т.д.)
  • Угадывайте различные многокомпонентные ароматы с завязанными глазами, связывайте их со своими воспоминаниями или фантазиями, а затем делайте зарисовки получившихся ассоциаций.
  • «Оживляйте» картины. Описывайте их (лучше всего – на иностранном языке) и выражайте эмоции, которые от них испытываете. Старайтесь прочувствовать все ощущения, которые у вас возникают: возможно, вы чувствуете холод или сухость, слышите пение птиц, чувствуете запах моря…
  • Прослушивайте музыкальные произведения и представляйте их в цвете (например, фрагмент «Испанского танца» Э. Грандоса, «Лебедя» К. Сен-Санса или музыки Р. Вагнера к опере «Гибель богов»).

Несмотря на то, что все предложенные упражнения имеют определенную направленность на развитие одного канала восприятия, они являются полифункциональными и позволяют усовершенствовать все виды чувств одновременно.

Кроме того, вы можете использовать следующие методы повышения чувствительности анализаторов:

  • Остроте зрения способствует прием витаминов А, Е и С (вы можете принимать их в форме биологических добавок или добавить в свой рацион продукты, богатые ими), а также гимнастика для глаз.
  • Для совершенствования слуха принимайте магний, слушайте музыку разных жанров, научитесь петь или играть на музыкальных инструментах. Старайтесь больше времени проводить в тишине и избегайте шумных мест.
  • Обоняние проще всего улучшить путем применения практики ароматерапии: вдыхайте несколько приятных запахов ежедневно, а когда вы научитесь их различать, увеличьте их количество.
  • Чтобы научиться лучше различать вкусы, сократите потребление соли и сахара, избегайте полуфабрикатов, усилителей вкуса и т.д., т.к. эти компоненты негативно влияют на вкусовую чувствительность. А вот морепродукты и натуральные специи способствуют ее развитию.
  • Повысить чувствительность кожи можно с помощью практики взаимодействия с различными фактурами. Постарайтесь как можно больше дотрагиваться до разных поверхностей и рельефов и научитесь различать их с закрытыми глазами.

Выполнение этих несложных упражнений и использование вышеупомянутых методов повышения чувствительности обязательно поможет вам сделать свои ощущения более ясными и отчетливыми. Однако перед применением витаминов и минералов обязательно проконсультируйте с врачом, ведь иногда даже самые полезные вещества могут не подходить конкретно вашему организму.

Желаем вам успехов в самопознании и саморазвитии и надеемся, что наша статья окажется для вас полезной!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Психическое отражение
  • Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
  • Когнитивная сфера личности
  • Два важных закона памяти
  • Метод изучения психологии Вундта
  • Познавательные процессы
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Ощущение и восприятие
  • Махизм: вклад Эрнста Маха в развитие философии позитивизма
  • Сферы личности

Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание

Нарушения ощущений

1. Сенсорная гипопатия — это нарушение чувствительности таким образом, что и слабые, и сильные раздражители ощущаются слабо.

2. Сенсорная гиперпатия — это резкое усиление интенсивности ощущений при воздействии слабых раздражителей.

3. Парестезия — это ощущения без раздражителя (онемение, покалывание).

Интермодальные ощущения

В психологии этот вид отделили от других, т. к. он не может быть связан с какой-либо определённой модальностью. Сюда относят вибрационную чувствительность, в которой интегрируются слуховые и тактильно-моторные ощущения. Вибрационные ощущения характеризуют колебания упругой среды. Их человек испытывает, например, касаясь железнодорожного рельса, который вибрирует под воздействием приближающегося поезда.

Вибрационные ощущения, у человека, как правило, развиты очень слабо и потому не играют особой роли. Но при этом у многих глухих они частично могут заменять слух, достигнув таким образов очень высокого уровня развития. По мнению Л. Е. Комендантова тактильно-вибрационная чувствительность является одной из форм восприятия звука.

Адаптация, синестезия, сенсибилизация

Адаптация означает, что под влиянием приспособления анализаторов к действующим раздражителям меняется их чувствительность. Может происходить в двух направлениях: повышении и снижении чувствительности.

Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно заметна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Например, нам нужно время, чтобы после темной комнаты привыкнуть к яркому солнечному свету. Или замечали, что если провести какое-то время в комнате с неприятным запахом, он в дальнейшем ощущаться уже не будет.

Сенсибилизация — этоповышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Вызывается взаимодействием разных анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Например, ощущение холода повышает слуховую и зрительную чувствительность, а высокая температура и душная атмосфера приводят к их снижению.

Часто встречается такое явление как компенсация (возмещение). Люди, страдающие определенным недугом (например, ослепли), могут компенсировать это увеличением способностей другого органа чувств (слух становится чувствительнее).

Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Это явление встретишь не часто. Примером могут служить многие композиторы, которые обладали «цветным» слухом (высокие звуки чаще всего распознаются как «светлые», а низкие – как «темные».)

Закономерности

Свойства и закономерности ощущений подчеркивают зависимость и важность анализирующих систем в их работе под действием раздражителей.

Ощущения возникают только в момент изменения рецепторов под влиянием движений окружающего мира или самих органов чувств.

Можно выделить несколько закономерностей ощущений:

  • Пороги чувствительности
  • Приспособление
  • Взаимодействие.
  • Сенсибилизация.
  • Контраст
  • Синестезия

Пороги

Хотя сенсорные стимулы могут быть одинаковыми, для всех людей каждый из них будет воспринимать разные вещи. С другой стороны, чувствительность определяется порогами ощущения, то есть от того, с какой интенсивности стимулов мы начинаем что-то воспринимать. В этом смысле можно выделить три порога:

  • Минимальный порог. Это минимальный или максимальный уровень, от которого человек может испытать ощущение. Это барьер, отделяющий стимулы, которые обнаруживаются, от тех которые не обнаруживаются.
  • Максимальный порог. Когда ощущение, которое испытывает человек, настолько сильное, что не воспринимается полностью.
  • Дифференциальный порог. Этот порог представляет собой минимальную разницу, которую можно обнаружить между двумя стимулами.

Адаптация

Адаптация — это регулировка сенсорных способностей после длительного воздействия раздражителей. Стимулы окружающей среды вызывают изменение чувствительности сенсорных рецепторов в зависимости от типа стимула окружающей среды, таким образом, стимулируется конкретный рецептор. Адаптация происходит, когда человек привыкает к стимулу и меняет систему координат. Следовательно, он не реагирует на раздражитель так, как раньше.

Взаимодействие

Наши ощущения взаимодействуют друг с другом. С самого начала восприятия они отвечают за усиление, расширение возможностей других ощущений, даже соревнование друг с другом и удивительные изменения друг друга. Чувствительные свойства организма постоянно изменяются. Поэтому изменение чувствительности одних рецепторов под влиянием других называется взаимодействием ощущений. Такое сочетание сенсорной информации необходимо мозгу для построения картины внешнего мира.

Контраст

Контраст ощущений – это восприятие усиленного или повышенного различия между двумя стимулами или ощущениями (за счет изменения качества и интенсивности ощущений, которые происходят под воздействием предварительного или сопутствующего раздражителя) , когда они сопоставляются или когда один следует сразу за другим. В качестве примера можно привести эффект, возникающий, когда тромбон следует за скрипкой или при одновременном восприятии ярко-желтого и красного цветов.

Или, если спящего человека уколоть иглой достаточно легко, он не проснется. Он рефлекторно оттянет ногу от иглы, потому что его ощущения все еще сохранены, и сработают спинномозговые рефлексы, несмотря на то, что он не воспринимает это ощущение.

Все дело в том, что мгновенная отмена действия стимулирующего фактора не вызывает такой же мгновенной отмены процессов стимуляции в рецепторах. Это процесс постепенный и для этого нужно не только некоторое время, но и для этого должно произойти несколько фаз возбуждения и торможения возбужденных нейронов. Только тогда произойдет восстановление исходного порога чувствительности.

Синестезия

Люди с синестезией обладают особенно любопытной перекрестной связью чувств и ощущений, при которой активация одного чувства спонтанно запускает другое. Они могут видеть цвета, когда слышат шум, ассоциировать определенные личности с днями недели или слышать звуки, когда видят движущиеся точки.

Это только доказывает нам взаимосвязь всех аналитических систем человеческого тела.

Считается, что синестезия является генетической, и недавние исследования даже предполагают, что она может дать эволюционное преимущество.

Большинство синестетов не замечают ничего странного в том, как они воспринимают окружающую среду, пока на это не обращают их внимание.

Реакция на определенные ощущения иногда зависит не только оттого, чувствуем ли мы, например, апельсин очень кислым или насыщенным и сладким, что может быть физическими характеристиками стимула, но и в других случаях мы можем испытывать определенные ощущения из предыдущего опыта.

Именно поэтому через ощущения мы можем точно чувствовать окружающий нас мир во всем его великолепии и во всех его аспектах.

Наталья Шахова

Измерение чувствительности

Чувствительность определяют с помощью выявления минимального раздражителя, что в конкретных условиях вызывает ощущения. Нижним порогом называют самую маленькую силу, с которой на тело воздействует другой предмет.

Он указывает на уровень абсолютной чувствительности конкретного анализатора. Между двумя понятиями установлена обратная взаимосвязь. Рассчитывают показатели по схеме: Е = 1/Р. В этой формуле Е — величина чувствительности, а Р — порог раздражителя.

Верхним показателем считается максимальная сила воздействия, при которой человек чувствует себя адекватно. Величина порогов зависит от нескольких условий: силы и длительности контакта с предметом, возраста и рода деятельности личности.

Существует минимальное отличие между несколькими раздражителями, вызывающее практически незаметную разницу в возникающих ощущениях. В философии и обществознании его называют порогом различения. Используется также синоним — разностный порог. Зависит эта величина от интенсивности воздействия раздражителей. Если она растет в геометрической прогрессии, то ощущения увеличиваются в арифметической.

Системы анализаторов в человеческом организме могут влиять друг на друга. Это взаимодействие бывает противоположным: его роль заключается и в повышении, и в понижении чувствительности.

Психика начинается с основных ощущений, то есть процесса переработки полученной информации по отдельным свойствам окружающих предметов. К ним относят вкус, звуки, внешность, фактуру. Такой уровень обработки психологи называют сенсорным. Он дает представление о раздражителе кратко, целостного представления в этом случае нет.

При изучении рецепторов по мере развития организма и человеческого бытия ученые пытались понять процесс преобразования физического воздействия на тело и мышление в чувства. Основоположником исследований стал Г. Т. Фехнер, он изучал происхождение чувств и взаимосвязь психического и физического.

Свойства и явления

Чувствительность — это способность отражать влияние окружающих предметов на человеческий организм. А во время взаимодействия различных ощущений возникают некоторые явления:

  • адаптация;
  • сенсибилизация;
  • синестезия.

Первое понятие означает изменение ощущений из-за постоянного воздействия раздражителя или регулярных тренировок. Во время сенсибилизации при воздействии одного анализатора на другой чувствительность сменяется. А при синестезии характерные одной системе ощущения переходят на другой комплекс.

Разные виды ощущений выделяются общими свойствами:

  • качеством;
  • интенсивностью;
  • пространственной локализацией;
  • продолжительностью.

Особенность качества заключается в отличии одного типа ощущений от другого. Для слуха характерны громкость, высота и тембр звуков. Зрение разделяет элементарные предметы по цветовому оттенку, яркости и насыщенности. Все, что входит в качественное многообразие, отражает и объясняет постоянное движение материи.

Интенсивность характеризует количество ощущений, определяет функциональное состояние и силу раздражителя, который воздействует на человека. Продолжительность определяет время, в течение которого влияет на организм окружающий мир. От этого свойства зависит интенсивность давления и состояние органов восприятия. Ощущения появляются не сразу, а спустя некоторое время. Это явление называется латентным периодом.

Пространственная локализация осуществляется дистантными рецепторами. Они могут указать на место нахождения раздражителя. Вкусовые, болевые и тактильные ощущения проявляются только на той части тела, которая поддается воздействию. При этом отличается их локализация. Человек чувствует боль менее точно относительно участка кожи, чем приятные прикосновения. К примеру, тепло от ладони ощущается только на той области, где она приложена. А боль от пореза охватывает больший участок, чем занимает само повреждение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]