Зачем человеку общение — что это дает и почему людям это важно


Само понятие общения имеет несколько определений, что связано с разными взглядами ученых и специалистов на данную проблему. Каждый из специалистов в этой области предлагает свое виденье и трактовку. Мы же просто попытаемся свести все к общему знаменателю.

Согласно краткому психологическому словарю, понятие общения – это сложный многоплановый процесс, направленный на установление и развитие контактов и связей, включающих обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание собеседника.

Значение слова «общение» может меняться. Как было сказано выше, связано это с различными точками зрения, характерными для разных ученых и разного времени. Однако, в целом сущность общения остается неизменной – это обмен информацией с применением различных средств коммуникации.

Характерные свойства и черты общения

Понятие межличностного общения имеет три характеристики – это содержание, функции и средства. К содержанию относится передача информации, понимание и восприятие, взаимодействие собеседников, влияние друг на друга, взаимная оценка и обоюдное управление деятельностью. Из содержания вытекают основные функции общения, которые разделяются на коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, контативную и креативную. В случае отсутствия или нарушения хотя бы одной функции общения, оно страдает.

Функции общения

Взаимодействие индивидуумов имеет ряд функций.

  • Передача информации.
  • Самопознание при внутриличностном общении.
  • Получение пользы, выгоды.
  • Светское общение, которое не несёт информационной пользы: люди говорят на общепринятые темы.
  • Возможность самоподтверждения.
  • Влияние на оппонента, манипуляция.

Природа возникновения общения и потребности в нем


Общительный человек смело шагает навстречу новому – новым знаниям, новой информации, новым людям. Открытые и любознательные личности, сами того не замечая, обеспечивают себе массу интересных встреч, событий, знакомств, новых целей, но ведь сущность общения, как и само общение, заключается не только в этом. Для каждого человека возможность пообщаться с себе подобными является залогом постоянного пополнения жизненного багажа, интеллектуального и психологического развития. В этом же проявляются и основные цели общения. Дарованная природой особенность помогла человеку выжить и утвердиться среди других, более сильных видов.

Как вы думаете, открыли бы вы в себе тягу к точным наукам или музыке, если бы не ходили в школу и не посещали эти предметы, какими бы скучными они ни казались вам изначально? Нет, ведь общение играет крайне важную роль, а учитель, преподавая нам в школьные годы какой-либо предмет, беседуя с нами, учениками, не только выявляет те или иные способности, но и помогает развивать их, параллельно прививая и основные правила общения.

Становление личности


На этапе становления человека, как личности, то есть, еще со школьных лет, особенно важную роль играет общение с родителями. В идеале, необходимо стараться беседовать с ними, как можно больше и чаще, делиться новостями, происходящими событиями. Предельно важно в разговорах с родителями не обманывать их, быть откровенным, искренним и честным. Таковы цели общения и их основные правила на данном этапе.

То, что школьникам кажется непонятным, к примеру, родительский запрет, в большинстве случаев оказывается правильным решением. Только представьте, если бы в юношеские годы нам было позволено абсолютно все. Наверное, неприятности преследовали бы нас на каждом шагу, и мы, будучи еще детьми, понятия бы не имели, как из них выбраться.

Период подросткового созревания особенно важен в развитии человека и его коммуникационных навыков, параллельно с которыми развивается и психика. Человек познает сущность общения пока он взрослеет, учится в школе, ВУЗе. За это время жизненный багаж пополняется не только научными знаниями, но и обычными жизненными навыками, опытом как чужим, так и собственным. На этом этапе по большей части приходится контактировать со сверстниками, но ведь это несказанно помогает формированию личности. Правда, если только при этом придерживаться основных правил человеческого общения.

Почему общение важно для человека

Специальная психология — что это такое

Общение – залог успеха и выживания человечества как вида. На заре цивилизации люди выжили, лишь благодаря объединению усилий. Совместная трудовая деятельность, элементом которой является общение, способствовала углублению и расширению высшей нервной деятельности.


Без общения человечество остановилось бы в развитии

Если особенности физиологии передаются по наследству на основе генетической информации, то передача интеллектуальных и культурных достижений происходит, лишь благодаря общению взрослого поколения с детьми.

Важно! В процессе общения происходят развитие и формирование личности, закладываются социальные нормы и духовные ценности.

Некоторые люди ощущают низкую потребность в общении, считают себя индивидуалистами, одиночками, не нуждающимся ни в каких социальных контактах. Однако это не более, чем иллюзия. Без общения с другими не проявилась бы их индивидуальность, не сформировались бы личность и даже интеллект.

Как все зарождалось?


Задумывались ли вы когда-то над тем, зачем человеку общение? Попробуйте представить, что в ходе эволюции речевой аппарат так и не начал бы развиваться, а сами люди не проявляли бы стремления хоть как-то контактировать друг с другом. Как вы считаете, если бы стремление к коммуникации и получению новой информации у человека отсутствовало, а значит, отсутствовали бы и все функции общения, была бы эволюция в том виде, в котором мы ее видим сейчас и видели с тех пор, как человечество заинтересовалось развитием всего живого? Имели бы мы хоть малейшее понятие о том, что это такое – эволюция? Ответ однозначный – ничего этого бы не было. Общение сыграло свою роль, собственно, в нем и состоит основа выживания всех сложных видов, которая развита у многих живых организмов. И пусть у них это представлено не в том виде, к которому мы привыкли, тем не менее…

Общение – залог развития цивилизации, нерушимый фундамент социума. Однако, стоит понимать, что под этим подразумеваются не только звуки, которые мы способны воспроизводить своим речевым аппаратом. Глухонемые люди ведь тоже «разговаривают» друг с другом, правда, используют для этого не слова, а жесты.

Общение в любой его форме – это обмен информацией, единственный возможный вариант передачи новых знаний, навыков, опыта другим людям, ведь только так можно помочь друг другу, помочь выжить человеческому виду и развиваться дальше, но ведь и это не единственная функция общения.

Какие есть виды общения

Социальная среда — что это в психологии

В психологии существует множество классификаций общения. Далее представлены кратко основные его типы.

Вербальное и невербальное

Некоторые полагают, что человеческое общение – это лишь передача информации посредством речи (языка). Это гораздо более обширное понятие.

Существует сторона коммуникации, в которой обмен информацией между участниками происходит без помощи речевого аппарата и языковых средств – это невербальное общение. Инструментом здесь становится тело человека: мимика, позы, жесты.

Заблуждением будет думать, что с невербальной стороной общения имеют дело только глухонемые. Обычный человек получает большую часть информации об участниках беседы, считывая сигналы их тел. К примеру, каждый легко «чувствует», когда собеседник теряет интерес к предмету разговора: бедность мимики и жестов, потухший взгляд выдают его с головой. Умение понимать такой бессловесный язык помогает поддерживать обратную связь: узнавать, в чем нужно изменить свое поведение, чтобы достичь желаемого результата.

Прямое, опосредствованное, косвенное

Проблемы возникают, когда участники разговора отдалены друг от друга расстоянием или временем. Например, когда люди разговаривают по телефону или ведут переписку. При такой коммуникации не происходит полноценного психологического контакта. Этот тип общения называют опосредствованным.


Порой опосредствованное общение приводит к недопониманию

Выделяют также такой интересный вид общения, как косвенный. Он характеризуется включением в процесс дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации. Для чего нужно общение в косвенной форме? Например, для проведения переговоров между конфликтующими сторонами.

Межличностное и массовое

Под массовым общением понимают множественные контакты незнакомцев. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, собраниях, демонстрациях. Опосредствованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой информации. Благодаря массовой коммуникации, личности поддерживают отношения с широкой социальной средой.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает порожденную опытом совместной деятельности психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие взаимопонимания и сопереживания.

Ролевое и личностное

Ролевое общение – это взаимодействие людей как носителей определенных социальных ролей (отца и сына, преподавателя и студента, начальника и подчиненного, возлюбленных). Зачем человеку общение «масок»?

Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения. Эти нормы помогают упростить процесс взаимодействия людей в стандартных ситуациях, облегчить выполнение задач каждого участника совместной деятельности.

Чем лучше понята роль, тем выше эффект его ролевого взаимодействия. Владение социальной ролью позволяет максимально использовать в общении качества своей индивидуальности, приближая тем самым общение к неформальному. Так, нередко официальные деловые разговоры между конкурентами протекают в форме дружеской беседы.

Личностное общение – это взаимодействие индивидуальностей, не детерминированных социальными ролями. Порой человек пытается обосновать свое нежелание общаться негативными эмоциями, которые якобы вызывает у него собеседник. Такие люди просто не понимают, для чего необходимо общение на личностном уровне.


Другой – это зеркало

Этот вид близости дает возможность выявлять и разрешать, прежде всего, свои нравственно-психологические проблемы. Когда человек перестает винить в своих эмоциональных реакциях партнеров по общению и начинает видеть в них отражение собственных страхов и желаний, ему становится понятна природа собственной души.

Какую роль играет коммуникация в человеческой жизни?

На вопрос, зачем человеку общение, отвечает история первобытного общества. Человеческая речь – это «первое дитя» коммуникации, которая у первобытных людей происходила посредством жестов. Именно тогда формировались первые правила общения, зарождались общие понятия, обозначение предметов, а затем уже формировалась и письменность. Так родился социум и общество в целом, установились правила межличностного общения, действующие и по сей день.

Нормальное, полноценное формирование психики, как и ее дальнейшее развитие, невозможно представить без коммуникации. Следовательно, роль общения в жизни человека предельно высока. Это ведь единственный способ обмена информацией, восприятия и понимания окружающего мира. Общение – это то, что отличает человеческий вид от других биологических видов, обитающих на Земле.

Невозможно недооценить и роль общения в профессиональной деятельности человека. Это специфический вид межличностного взаимодействия, так как в профессиональной деятельности есть свои правила общения, ограниченные общепринятыми правилами поведения и межличностных отношений в пределах одной организации (компании). Это еще называют корпоративной этикой.

Роль общения в жизни человека: философия и психология

философия и психологияФилософия рассматривает процесс общения как способ, благодаря которому происходит внутренняя эволюция социума и небольших групп. Это осуществляется посредством диалектического взаимодействия личности с обществом.

В психологии подход несколько иной. Здесь общение рассматривается как процесс взаимодействия, который необходим для того чтобы реализовать другие виды занятий человека.

Общение является одним из главных факторов самоформирования личности, что подтверждается выводами психологов.

Зачем коммуникация нужна человеку?

Не столь важно, общительный ли вы человек или замкнутый в себе интроверт, привыкший к одиночеству, общение необходимо всем. Социальная потребность в разговоре с себе подобными – это естественная надобность, и без ее удовлетворения невозможно чувствовать себя полноценным.

Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Разница может заключаться разве что в его количестве и частоте. Так, кому-то будет достаточно один-два раза в неделю выбраться куда-то с друзьями и побеседовать с ними, чтобы поднять настроение и улучшить самочувствие, а все оставшиеся дни такой человек вполне может находиться в одиночестве. А для кого-то общение играет более важную роль – такой человек и 20-ти минут не может провести наедине с собой, начинает страдать от скуки и испытывать непреодолимое желание с кем-то контактировать. К слову, такое желание в большей степени нацелено на сам процесс, а не на его конечный результат.

Что порождает желание коммуницировать?

Люди жаждут общаться, можно назвать это банальным желанием, но более правильный термин – это потребность.

Так, с большой вероятностью можно сказать, что у детей общение – это неврожденная потребность. Формируется она под влиянием активности, которую проявляют присутствующие рядом взрослые, и возникает, зачастую, приблизительно к двум месяцам.

А вот подростки убеждены, что испытывают непреодолимое желание пообщаться. Убеждены они и в том, что делать это они могут ровно столько, сколько сами посчитают нужным. Именно поэтому большинство подростков протестуют против попыток взрослых контролировать их потребность в проведении времени с друзьями, а значит, и в дружественных беседах. На данном этапе не стоит забывать об основных функциях общения, которые играют свою роль в формулировке коммуникативных навыков.

У взрослых людей нужда в коммуникации тоже проявляется довольно сильно. Многие мужчины и женщины, контактируя с кем-либо меньше, чем им самим этого хочется, начинают погружаться в негатив.

Рефлексия в общении

Очень важное свойство общения — через него мы занимаемся, в том числе, самопознанием. Собеседник может обратить внимание на то, как вы думаете, как воспринимаете определённые ситуации. Это позволяет вам лучше познать себя, понять, как вы мыслите. Это и называется рефлексией. Без общения рефлексия получается односторонней. А так сложнее быть объективным.

Общение с позиции психологии

Психологи давно установили, что замкнутые люди, которые не имеют друзей и мало общаются, становятся асоциальными. Это грозит возникновением психологических проблем. Одни зацикливаются на себе и своих состояниях. Так появляется ипохондрия. Сегодня эта проблема очень распространена. Другие люди не делятся переживаниями, держат всё в себе. Они испытывают тяжесть ноши одиночества и становятся грубыми, черствыми.

Именно общение делает людей людьми. Это важнейший механизм, он заложен в человеке природой. И люди не должны забывать об этом. Да, без общения можно. Но это нанесёт, со временем, свой отпечаток на психику. Тогда как в общении человек исцеляется.

Роль общения

Подытожим вышесказанное и перечислим основные позиции общения в жизни человека.

  • Самопознание.
  • Получение знаний.
  • Помощь и поддержка.
  • Возможность оценивать ситуацию всесторонне, опираясь на мнение оппонента.
  • Сопереживание.
  • Защита.
  • Идентификация личности.
  • Самооценка.
  • Психологическая разрядка.

Всё это человек получает посредством общения.

Условия общения

Существует некий устав взаимодействий индивидуумов. Для коллег бывает характерно здороваться с помощью кивка, обмениваться улыбками, жестами выражать одобрение. Это виды невербального общения. Взгляд, положение тела, выражение лица. Влюблённые могут общаться, не открывая рта. Близкие люди давно научились понимать друг друга без слов.

Есть и другие условия. У друзей и близких принято звонить друг другу по телефону. Условие для общения с посторонними людьми — уважение. К старшим мы обращаемся на «вы». К старшему по должности — по имени и отчеству. Это условие называется субординация. У молодёжи бывает принято обмениваться специальными рукопожатиями, запрыгивать друг другу на спину. Даже подзатыльник может служить формой общения. А форма зависит от условий: насколько люди близки, как принято у них взаимодействовать. Здесь влияние оказывает и воспитание, и культура, и социализация.

Отсутствие межличностных контактов и его последствия


То, какова степень потребности человека контактировать и взаимодействовать с себе подобными, определяет его жизнь в целом и нахождение (место) в обществе. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья, школа, группа в университете. Человек, лишенный возможности разговаривать и контактировать с другими людьми, а значит, неспособный выполнять все функции общения, никогда не сможет стать социальной личностью, приобщиться к социуму и культурно развиться. Человека он будет напоминать разве что внешне.

«Дети-маугли», лишенные возможности контактировать и взаимодействовать с представителями своего вида непосредственно после рождения или в раннем детстве, доказывают этот факт, а значит и то, насколько важной является роль общения в жизни человека. Находясь в изоляции от человеческой речи, они, естественно, даже не догадываются о том, каково это – побеседовать с кем-то. Организм у таких личностей развивается естественным образом, а вот развитие психики задерживается, а то и вовсе не происходит. Основная причина этого кроется в отсутствии коммуникативного опыта с другими людьми, а значит, и в отсутствии всех функций общения. Собственно, такие случаи, как ничто иное, доказывают то, насколько человеку важно контактировать и разговаривать с другими людьми.

Многогранность общения в целях

То, ради чего и почему человек, как и любое другое живое существо, проявляет такого рода активность как коммуникация и потребность в ней – это и есть главные цели общения. Так, животные общаются для побуждения себе подобного к определенным действиям либо предупреждение о воздержании от какого-либо действия. Этот процесс подчиняется исключительно животным инстинктам, которым, собственно, и руководствуются представители фауны.

А вот целей человеческого общения значительно больше – помимо удовлетворения естественных биологических потребностей, характерных для животных, к человеческому взаимодействию добавляется еще и удовлетворение культурных, социальных, творческих, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и прочих потребностей. Зачем человеку общение? Чтобы все эти потребности удовлетворять. Речевое взаимодействие между людьми можно смело назвать многоцелевым, а цели, на которые оно направлено, дают более, чем обширный ответ на вопрос, зачем человеку нужно общение и что это такое?

Понятие коммуникации и её роль в обществе

Слайд 1

Выполнила: Пашкова Ангелина Александровна Понятие коммуникации и её роль в обществе

Слайд 2

Термин «коммуникация» был введен в научный оборот в начале XX века, ранее вопрос коммуникации рассматривался в философии и науке как проблема человеческого общения . Термин «коммуникация» происходит от латинского communicatio — сообщение , передача ; communicare — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать . Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности, поэтому она достаточно широко трактует понятие и содержание коммуникации. Понятие коммуникации

Слайд 3

В античной философии роль коммуникации в обществе представлялась как диалог человека с человеком. На начальном этапе развития философии, во времена натурфилософии , проблема человеческих взаимоотношений не выделялась отдельной темой . Человек рассматривался в неразрывной связи с природой. Коммуникация в философии

Слайд 4

Коммуникация в философии Сократ видел в коммуникации могущественное средство самопознания индивида. В центре его внимания стояла проблема человека и его сущности . Суть его метода заключается в том, что в диалоге, в форме вопросов и ответов , необходимо раскрыть противоречия во взглядах собеседника через столкновение различных точек зрения на обсуждаемый предмет с целью достижения истины .

Слайд 5

У Платона идеи Сократа трансформированы в представление об интракоммуникации – душа человека спрашивает сама себя, отвечая, утверждая, отрицая. Платон подчеркивает невозможность отдельного изолированного человека : «Каждый из нас бывает сам для себя недостаточен и имеет нужду в других ». Он определяет такие способы передачи информации , как речь и письменность. Отношения , возникающие между индивидами в процессе общения, изображаются им как « разумные отношения взаимного пользования» Коммуникация в философии

Слайд 6

Аристотель рассматривает общение как средство, необходимое для совместной жизни людей, доставления удовольствия или страдания. Он впервые пытается обосновать самоценность человеческого общения и найти в нём «золотую середину »: «Срединному душевному складу свойственна любезность, а кто умеет быть любезным, тому свойственно высказывать и выслушивать то, что подобает доброму и свободнорожденному человеку». Он выделил три компонента процесса коммуникации и создал первую схему общения: « Оратор – Речь – Аудитория». Коммуникация в философии

Слайд 7

В средние века религия определяла содержание, основные направления и формы диалога . Священные книги были основой мировоззрения человека Средневековья . Библия выступала мировоззренческой основой общественного сознания, воспитания, коммуникационных и информационных процессов . Труды теоретиков в основном были связаны с систематизацией уже имеющихся знаний, упорядочением терминологии риторики и организацией текста. Коммуникация в Средневековье

Слайд 8

Коммуникация в эпоху Возрождения В эпоху Возрождения возрос авторитет письменного, а затем и печатного слова. В размышлениях М. Монтеня находит отражение сложившаяся в эпоху Возрождения иерархия средств коммуникации, выдвинувшая книгопечатание на ведущую роль . В научной литературе ведущим жанром стал диалог , широко распространяются публичные научные дискуссии. Для научных трактатов характерны жанры публичной лекции или диалога. Новый жанр, который возникает в эпоху Возрождения, ученое письмо. Его появление можно считать началом формирования таких жанров как научный доклад и научная статья. Ученые письма , статьи, доклады публиковались в специально созданных газетах и журналах. Различные виды коммуникации используются, главным образом, для передачи новых знаний и творчества.

Слайд 9

В эпоху Нового времени технический прогресс сделал принципиально иными типы коммуникации , позволил им многократно усилить свою мощь и степень влияния: третья информационная революция — возникновение «галактики Гуттенберга», т.е. печатного способа передачи информации, — изменила коммуникативную картину мира, научила людей новым взаимоотношениям с пространством и временем . Сформировался институт журналистики , ставший основным средством связей с общественностью на столетия вперед. Исследуя общественную практику своей эпохи, рассматривая проблематику коммуникации такие философы, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Юм, исходили из общего тезиса о том, что социальная реальность в целом представляет собой общение, взаимодействие , взаимосвязь индивидов. Эти авторы в своих трудах значительное место уделяли соотношению формального и неформального начал в социальной деятельности. На рубеже XVIII – XIX вв. в немецкой философии разрабатываются понятия «субъект » и «объект», где под «субъектом» понимался человек в его активно-познавательном отношении к окружающему объективному миру – «объекту ». Коммуникация в эпоху Нового времени

Слайд 10

В XIX в. возникает семиотика – новое направление исследования коммуникации. Главный упор семиотика направляла на знаковую природу коммуникации, исследовала свойства знаков и знаковых систем, которым определенным образом сопоставлялось некоторое значение. Новое время снижает значимость устного слова. Активно развиваются письменные коммуникативные акты внутри различных общественных институтов. Происходит переориентация коммуникации на массовый способ взаимодействия. Коммуникация в эпоху Нового времени

Слайд 11

В целом, эпоха Нового Времени, вместе с развитием информационных технологий, внесла новый аспект в теорию коммуникации, сделав возможной передачу информации в режиме реального времени на неограниченные расстояния. Коммуникация воспринимается не только как общение человека с человеком, но и включает в себя различные способы передачи информации. Теория коммуникации становится объектом изучения многих дисциплин, и всестороннее изучение феномена коммуникации обусловливает необходимость его междисциплинарного исследования, привлечения инструментария и потенциала многих наук – общественных, гуманитарных, естественных и технических.

Слайд 12

Многие современные ученые подчеркивают, что сейчас общество все более и более зависит от коммуникации и информации. Это вызвано рядом следующих факторов: 1) Изменение и возрастание роли коммуникации в обществе, усиление интенсивности коммуникационных процессов, увеличение охвата аудитории; 2 ) Превращение информации в одну из производительных сил общества; 3 ) Совершенствование технических средств, обеспечивающих каждому пользователю возможность подключения к глобальной коммуникационной среде Интернет в любое время и в любом месте. В широком смысле коммуникация есть универсальное социальное качество, процесс возникновения, разворачивания и угасания различных видов взаимодействия между отдельными индивидами, социальными группами, институтами, организациями и т.д. В узком смысле — это конкретное взаимодействие между двумя сторонами. Каждая их сторон определяет себя и друг друга как реальных участников этого отношения.

Слайд 13

1 . Общение – диалог равноправных партнеров. 2. Управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации. 3. Подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения. Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах :

Слайд 14

Коммуникативные связи бывают синхронными и диахронными Синхронные ( горизонтальные) связи существуют между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечивается единство, сплоченность, консолидация общества. Они необходимы для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени. В диахронной (вертикальной ) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахронная коммуникация сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.

Слайд 15

1. монологической, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации; 2. диалогической – в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений; 3. полилогическая – организация многостороннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной ее реализацией. Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных формах:

Слайд 16

— устные и письменные; — вербальные и невербальные; — формализованные и неформальные; — непосредственные и опосредованные; — реальные и виртуальные; — межличностные, публичные и массовые . Виды коммуникации

Слайд 17

Речь и слушание – одни из самых важных процессов приема и передачи информации. Через речь оказывается личностное воздействие на людей. Его сила в простоте, точной адресности и гибкости благодаря обратной связи . Важнейшим условием успешной устной коммуникации является эмоциональная и логическая убедительность. Умение пользоваться языком свидетельствует об образовании, жизненном опыте, социальном статусе и других социальных качествах индивида. Не менее важным в устной коммуникации является умение слушать и понимать истинный смысл и намерения говорящего . Главным инструментом в качестве посредника социальной коммуникации выступает язык. Составляющие коммуникации

Слайд 18

Вербальная форма в межличностных коммуникациях дополняется невербальной, с помощью которой передается до 70% информации. В современной социальной психологии предлагается схема знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации: 1. оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика) ; 2. пара- и экстралингвистическая (качество голоса , тембр, диапазон , тональность, паузация , покашливания, плач, смех, темп речи); 3. организация пространства и времени коммуникативного процесса; 4. визуальный контакт. Вербальная и невербальная форма коммуникации

Слайд 19

Формализованные и неформальные коммуникации принято разделять при изучении процессов распространения информации в сложных структурах, например организациях. Формализованные коммуникации осуществляются на основе установленных правил и их легче контролировать. Они соответствуют целям той структуры, где осуществляются . К неформальным коммуникациям относят слухи и сплетни, которые возникают в условиях недостатка официальной информации, предмет которой представляет интерес для некоей группы людей. Их значительно труднее контролировать, особенно в критических ситуациях. Слухи оказывают весьма существенное влияние на общественное мнение. Формализованные и неформальные виды коммуникации

Слайд 20

Контактная. Установление и поддержание контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи . Информативная . Информационный обмен как ради достижения какой-то практической цели , так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми . Интерактивная (побудительная). Стимуляция к выполнению тех или иных действий; организация взаимодействия между людьми, используя различные формы взаимодействия: внушение, приказ, просьба и убеждение . Прагматическая . Взаимное ориентирование и согласование действий при совместной деятельности. Экспрессивная . Возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний. Установление отношений . Осознание и фиксирование места человека в системе социальных связей. Социальная . Формирует и развивает культурные навыки взаимоотношений людей; Формирует мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Функции коммуникации

Слайд 21

Основной причиной, по которой все мы нуждаемся в коммуникации, являются социальные потребности индивида или группы. Человек вступает в процесс общения в целях удовлетворения своих насущных нужд . Среди них можно выделить: информировать других людей о чем-либо (например, пресс-релиз или телетекст); предупреждать других (крик или дорожные знаки); объяснять что-либо (учебник); развлечь (художественный фильм или анекдот); убедить кого-либо (призывающий к чему-либо плакат); описать что-либо (устный рассказ или документальный фильм). Цели коммуникации

Слайд 22

Главной задачей коммуникационного процесса является обеспечение понимания и восприятия передаваемой информации. Выделяют четыре базовых элемента в процессе обмена информацией: Отправитель — это лицо, которое собирается или отбирает информацию и передает ее. Сообщение — сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов. Канал — средство передачи информации. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.

Слайд 23

Роль коммуникации в нашей жизни чрезвычайно велика. В ней и через неё совершается усвоение человеком организации и норм коллектива, принятых средств связи, языка, культуры. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация, осуществляется и воздействие на коллектив, оформляются и черты личности. Жизненные успехи отдельных людей и общества в целом зависят от развития их коммуникативных средств и умения общаться. Это особенно справедливо для современного общества, в котором роль информационных процессов настолько усилилась, что многие философы определяют его теперь как «информационное общество». Коммуникация характерна также для животных (язык пчел, токование глухаря, брачные танцы птиц) и для механизмов, то есть предметов, созданных человеком (канализация, трубопроводы, телефонные и телеграфные сигналы, транспорт). Заключение

Слайд 24

Спасибо за внимание!

Стили и классификация


Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.

Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.

Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, доверие или недоверие. А вот деловое общение – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.

Польза общения

Не у каждого человека есть друзья. Так случается: есть люди, которые тяжело привыкают к другим, сильно отличаются от окружающих. Есть и те, кто просто не жаждет общения или не находит времени, чтобы сблизиться с другими. Для таких людей в ситуации стресса рекомендованы кабинеты психотерапевтов. Вот для чего нужно общение человеку: оно исцеляет.

Даже если у вас нет друга, которому вы могли бы довериться, поговорить о своих проблемах и получить поддержку, общение необходимо для психики. Когда человек не доверяет окружающим, всё держит в себе, проблемы накапливаются. Так возникают мышечные зажимы в теле, которые могут спровоцировать любое заболевание, кроме, пожалуй, сифилиса. Как писал один сатирик: «Все болезни от нервов, только сифилис от удовольствия».

Если о проблеме поговорить, она может разрешиться полностью или частично. В любом случае происходит разрядка. Польза общения для людей неоценима. В качестве такой разрядки психологи советуют вести личный дневник. Но гораздо эффективнее найти поддержку в лице собеседника.

Знание и опыт

Зачем человеку общение? Краткий ответ — для обмена информацией. Это даёт знания и опыт. Помимо собственного опыта мы перенимаем опыт других людей. Причём, вопреки расхожему мнению, учиться можно и у детей, не только у старшего поколения. Посредством контактов с другими людьми мы получаем новые знания обо всём. Это способствует личностному развитию. Наше окружение сильно влияет на нас, формирует нас, как личность. Поэтому родители часто беспокоятся за своих детей, которые выбирают себе друзей из разряда хулиганов. Чему они могут научить чадо?

Но это мнение спорное. Любой человек обладает определённым набором качеств. И даже у психов есть чему поучиться. Всё зависит от человека: мы сами решаем, что «брать» от окружающих. Ведь и образованные люди с хорошей репутацией могут научиться плохому. Например, высокомерию. А хулиганы могут научить, как постоять за себя. Они могут объяснить, что нельзя бросать друга в беде, покажут, что такое смелость. Все люди без исключения равны в этом плане. И в каждом есть добродетель и негативная сторона. Вот почему человеку необходимо общение: контактируя с разными людьми, мы сами выбираем, какие черты перенимать. Но мы в любом случае получаем знания и жизненный опыт.

Взгляд на вещи

Зачем нужно общение? Люди не всегда точно знают, как следует поступить в той или иной ситуации. Часто мы принимаем желаемое за действительное и действуем, исходя из неверных побуждений. Общение помогает рассмотреть проблему под другим углом. Человек начинает лучше понимать ситуацию, когда поговорит о ней с кем-то. Опыт других людей позволяет нам корректировать свои действия и не совершать ошибок. Это то, что даёт общение человеку. Если, конечно, человек достаточно умён, чтобы прислушиваться к другим.

Помощь и поддержка

Общение позволяет нам оказывать не только моральную помощь близким. Расскажите о своей беде по-настоящему близким людям, они помогут решить вопрос. Так, посредством общения, человек обретает помощников. Старая русская поговорка гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Люди помогают своим друзьям и в ответ они рассчитывают на такую же помощь. Это называется взаимностью. Она свойственна дружеским отношениям, ибо родственников мы не выбираем и они не всегда оказываются похожими на нас во взглядах на жизнь. Конечно, негласный закон предписывает и родственникам всегда помогать друг другу, но так поступают далеко не все. А друзья — это люди, которые ничем друг другу не обязаны. Как правило, именно на них и можно рассчитывать.

Искусство межличностной коммуникации


Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом. Вот только на деле, в реальной жизни некоторые особи испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью. Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.

В случае, когда первый опыт осознанного вхождения в общество, первое общение с кем-либо имеет негативный характер, то и в дальнейшем такой человек будет испытывать проблемы с межличностными связями. Это сводит к минимуму потребность в разговорах и беседах с себе подобными, нередко приводит к замкнутости или же порождает желание избегать подобных «раздражителей», то есть социума в целом. Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами. Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.

Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:

  • говорите с другим человеком так, как сами считаете наилучшим и единственно верным;
  • проявляйте уважение к тому, с кем разговариваете;
  • выражайте доверие и понимание в отношении того, с кем разговариваете.

Что будет без общения

Боязнь боли — что это за фобия

Объяснить, почему так важно общение, можно на примере так называемых «детей-маугли», воспитанных животными. Малыши, которые были полностью изолированы от человеческого сообщества в раннем возрасте, развивались нормально только на физическом уровне. Психика значительно задерживалась в развитии и так и не формировалась должным образом, даже когда реабилитацией детей усиленно занимались специалисты. «Дети-маугли» так и не смогли в полной мере овладеть человеческой речью, достичь нормального умственного и личностного развития, освоить законы в жизни в социуме.


Синдром Маугли – страшное последствие отсутствия человеческого общения

Вот почему каждому человеку необходимо общение с себе подобными хотя бы в детском возрасте. Кто-то в связи особенностями темперамента общается больше, кто-то – меньше. Находясь в социальном окружении на протяжении всего периода взросления, индивид осваивает все ведущие типы деятельности и виды общения, что превращает его в Человека в полном смысле этого слова.

Соблюдая простые правила

Как правило, беседы с родными, близкими и друзьями не вызывает у нас затруднений. Мы испытываем наиболее сильную тягу к разговорам с такими людьми, тем более, что мы прекрасно знаем об их реакции на те или иные высказывания, реплики, новости. С незнакомыми людьми желание пообщаться не столь высоко, но нередко оно является вынужденным, необходимым. Говорить с незнакомцами нужно только в положительном ключе, проявляя лишь положительные свойства и черты характера, будучи доброжелательными. Делать это лучше с улыбкой на лице, соблюдая существующие правила общения. Еще более важно, чтобы фразы, сказанные вами, были к месту.

Напоследок предлагаем вашему вниманию несколько эффективных рекомендаций для грамотного построения межличностных отношений и взаимодействия с окружающими:

  • будьте чувственны и внимательны к внутреннему миру собеседника;
  • помните, уважения достоин каждый;
  • проявляйте интерес к собеседнику, находите в нем положительные качества;
  • не обращайте внимания на мелкие недостатки, они есть в каждом; идеальных людей не существует;
  • развивайте собственное чувства юмора и самоиронии.

Этапы общения

Стандартный набор:

  • визуальный контакт (люди друг друга видят);
  • приветствие (люди сообщают жестами или словами, что заметили друг друга);
  • обмен любезностями — назовем их условностями

На этом разговор может завершиться фразой, сигнализирующей о желании прекратить взаимодействие. «Ладно, мне пора», «Увидимся, привет жене». Если у людей есть общие темы, они обсуждаются, после чего разговор переходит к заключительному этапу.

  • Завершение разговора.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]