Внутренняя реальность человека и внешняя – как одна предопределяет другую

Согласись, как же интересно познавать себя и других! Знание важных аспектов из психологии позволит тебе почувствовать себя неким гидом по внутреннему миру человека, или стать для себя и других путеводной звездой в мире реальном.

Заманчиво звучит, не так ли? Дальше будет еще интереснее!

В этой статье:

Объективная и субъективная реальностьПересечения внутренней и внешней реальностиКак внутренняя реальность предопределяет внешнююЧетырехступенчатая внутренняя реальность

Объективная и субъективная реальность


Фото автора Airam Dato-on: Pexels
У каждого из нас запускается внутренняя и внешняя реальность при восприятии:

  • Себя
  • Других
  • Окружающего мира

Освещая тему реальности, нельзя обойтись без рассмотрения миров человека, которые описаны популярным психотерапевтом и теоретиком экзистенциальной психологии Ролло Мэю. Согласно его теории, существует три мира человека:

  • Окружение: мир судьбы и предопределенности

Физическая реальность, в которую входят и собственные инстинкты индивида.

  • Совместный мир: мир ответственности перед другими

Отношения, ценности, позиции, роли, нормы.

  • Собственный мир: внутренний мир

Индивид осознает как себя, так и реальность, и управляет своей судьбой.

По мнению Мэю, внешние и внутренние миры пересекаются. Так, в физическую реальность, которая относится к внешнему миру, входят «компоненты» из внутреннего мира, такие как импульсы и инстинкты. Но при этом, Мэй акцентирует: данные «компоненты» внутреннего, являются внешними проявлениями по отношению к «Я» человека, то есть его самости.

При этом «внутренний мир» предполагает осознание физической и социальной реальности, то есть себя и внешнего мира. Именно это позволяет индивиду управлять своей судьбой, и контролировать собственную жизнь.

Проще говоря, индивид не способен воспринимать внешнюю реальность, не пропустив её через внутреннюю.

Свет Души

Лариса: Есть такое высказывание — «что снаружи, то и внутри», насколько это высказывание соответствует действительности?

Алена: Вижу картинку с большой птицей. Птица пролетает надо мной, широко раскинув крылья. На крыльях есть черные и белые пятна. Сквозь раскинутое крыло, сквозь перья крыла, пробивается свет.

Как птица не может закрыть собой свет Солнца, так некоторые люди не могут скрыть свой внутренний свет. Этот свет может быть малозаметен, но он все равно виден. И вы, люди, способны видеть этот свет, способны считать с человека его внутреннее содержание.

Все люди излучают свет изнутри, просто этот свет разного качества и разного содержания.

Лариса: Наверное, не все люди способны воспринимать внутренний мир других людей, а как можно это определить по внешним факторам? К примеру, когда у людей случаются неприятности, это следствие их разбалансированности и неправильного мировосприятия или такой связи нет?

Алена: Такой связи нет. Нельзя так судить по людям. У человека, что переживает неприятные события, люди, что переживают негатив, созданный обстоятельствами, да, этот путь, через который выходит внутренний свет, забит, он еле заметен, но этот свет есть.

От кого-то свет может идти большим потоком, но этот свет не будет ярким. А от кого-то свет идет тоненькой струйкой, но при этом он будет ярким и концентрированным.

Это похоже на звук колокольчика. Или можно ударить по металлическому предмету, и один предмет будет звучать очень громко и звонко, а другой предмет издаст глухой и низкий звук.

Лариса: А от чего зависит излучаемый свет, можно его увеличить или изменить?

Алена: Да, свет может меняться. Иногда для изменений потребуются годы, а иногда свет меняется в считанные минуты. Это зависит от эмоций, от внутреннего Эго человека.

Те люди, которые работают над своей трансформацией, которые удерживают свой эмоциональный план в положительном русле, которые излучают любовь — от этих людей исходит чистый и концентрированный свет.

Лариса: Очень часто используют термины «каналы», «чистка каналов», могут ли подобные практики повлиять на внутренний свет человека?

Алена: Могут, но тут другое. Эти практики не могут повлиять на внутренний мир человека. Должна произойти внутренняя трансформация. Никакие практики не смогут сделать чище наши помыслы.

Пересечения внутренней и внешней реальности

Задачей нашей внутренней реальность является оказание нам помощи в том, чтобы мы могли свободно ориентироваться во внешнем мире, адаптироваться и лавировать в нем. Это, в свою очередь, будет отражаться на качестве жизни человека в целом.

По сути, получается следующее: то, что воспринимается индивидом из вне, проходит через строгий «фильтр интерпретации» его внутренней реальности. Его ещё можно обозначить как фильтры:

  • восприятия личности
  • «Эго» структур.

Можно сказать, что наша внутренняя реальность регулирует и фокусирует восприятие внешней, но при этом не определяет её.

Но для человека подобное пересечение может обернуться и боком: негативное восприятие внешней реальности, может сильно ограничить его в действиях, и ухудшить качество его жизни.


Понятие, виды и теории восприятия

Ты обращала внимание на то, когда люди, казалось бы, находящиеся в равных условиях, и с одинаковыми «наборами», при этом вели себя абсолютно по-разному, что давало одним возможность двигаться вперед, и улучшать качество своей жизни, а другие оставались на месте, и качество их жизни только ухудшалось.

Как раз, вся загвоздка в том, из чего состоит наш фильтр. Для улучшения процессов реализации желаний и намерений — важно, что называется, работать со своими внутренними процессами и состояниями.

Нужно учиться наблюдать как устроены:

  • процессы внутреннего мышления;
  • зарождение и формирование желаний;
  • отслеживать работу эмоций.

Тебе важно понимать, что мы, по сути, не имеем власти над внешней реальностью. То есть она включает в себя такие события, которые мы никак не можем контролировать, так как данный «контроль» не входит в нашу компетенцию.

Но в наших силах, влиять на внутреннюю реальность. Давай рассмотрим это на метафорическом примере: если пианино будет расстроено, то, как ты сама понимаешь, каким бы талантливым не был композитор, он не сможет четко и чисто сыграть на нем мелодию.

Внешний мир человека

Лариса: Что можно сказать о внешнем мире человека, что он из себя представляет?

Алена: Когда зашел разговор о внешнем мире человека, сразу предстал перед глазами павлин. Иногда люди пытаются захватить больше, чем обладают.

Образно говоря, ваш внутренний мир какого-то определенного размера, но вы хотите представлять собой что-то большее и, как павлины, начинаете раздувать свои хвосты. Раздуваете свое Эго до невероятных размеров.

Это похоже на мыльный пузырь, который рискует лопнуть от малейшего прикосновения. Внешний мир наполнен эмоциями, что не соответствуют внутреннему содержанию, вот для того мы и создали фильтр, который помогает очистить информацию до истинного содержания.

В формировании внешнего мира участвует мама, она дает ребенку то состояние наполненности и любви. Мама прививает ребенку образное мышление и сосуществование в мире реальном и фантазийном.

Внешний мир — это знания, эмоции, события, что случаются с нами. Так важно не ограничивать человека узким кругом. Это некий кругозор человека, что является составляющей внешнего мира человека.

Лариса: Как правильно взаимодействуют эти два мира? Можно ли и как правильно поступать, стремиться сохранить изначальную внутреннюю составляющую или максимально развивать и расширять границы внешнего мира?

Алена: Если вы хотите стабильности и целостности, то нужно одинаково работать и уделять внимание обоим мирам. Внешний мир расширяет свои границы, в то время как внутренний мир наполняет эти границы содержанием. Миры тесно связаны между собой и взаимообогащаются.

Внешний мир может многое принимать на веру. Но потом, в результате трансформации и обработки, лишнее уходит и остается то, что принадлежит нам по праву. То, что принимается и впитывается нами.

Внутренний мир тот стержень, тот внутренний маячок, что дает нам понимание правильности. Он нас ведет по жизни и задает направление нашим помыслам и действиям. Внешний мир управляется нами, в то время как внутренний мир является частью Божественного плана.

Лариса: А какое взаимодействие чаще, когда внутренний мир влияет на внешний, или наоборот, когда внешний влияет на внутренний?

Алена: Такого, что одно властвует над другим, такого нет. Внутренний мир постоянно настороже, впускать или не впускать в границы внутреннего мира. Но того, что какой-то из миров преобладает над другим — такого нет.

Людям свойственно запираться в каморках, в своем состоянии, вы можете захлопнуть все мирки, закрыть в них доступ. Тогда утрачивается энергетическое взаимодействие. Теряется защита. Оба мира энергетически связаны.

Закрываясь в каком-то из миров, может потеряться связь между иными мирами, что потом плохо сказывается на физическом и психическом здоровье человека. Каждый из миров составляет единую целостность человека.

Как внутренняя реальность предопределяет внешнюю

Как правило, фокус внимания человека, нацелен на внешнюю реальность, а внутренняя, как бы не замечается, и уходит на последние позиции. Но, как ты уже сама поняла из написанного выше, именно внутренняя реальность есть ключевой — она определяет качество нашей жизни, то есть является индикатором: довольны мы своей жизнью, или нет.

Например, от одной женщины уходи муж. Она страдает, пытается всяческие его вернуть, начинает унижаться, ей очень плохо, она «забивает» на себя, детей, работу, и тд. Свое спасение она находит в алкоголе.

Это связанно с тем, что внутренние фильтры интерпретировали событие внешней реальности — уход мужа, как нечто плохое, и таким образом запустили соответствующий процесс.

Аналогичная ситуация, но уже у другой женщины. Её «фильтры» идентифицировали уход мужа, как нечто не очень хорошее, но не критичное.

Да, ей было не приятно, больно, обидно, и тд. Но, интерпретация, как открытие новых возможностей и новой, уже другой жизни, запустила следующий процесс: она занялась собой, стала ходить в зал, чаще встречаться с друзьями (так как появилось свободное время, которое она раньше посвящала мужу), приступила к реализации хобби, на которое раньше не было времени, и другое.

То есть она свою реальность наполнила чем-то продуктивным, тем, что стало давать ей положительные эмоции.

Видишь, абсолютно идентичные ситуации — но диаметрально разная внешняя реальность.

Как нельзя лучше подходит еще один пример: когда девушка, недовольна своей внешностью, и направляет все свои силы и финансовые возможности на то, чтобы сделать себя идеальной. С её точки зрения идеальная внешность — залог счастливой жизни.

Но по факту, её жизнь превращается в бесконечный процесс совершенствования себя. В начале, допустим, она делает пластику носа, потом коррекцию губ, потом …. в общем, как ты понимаешь, переделав в себе одно, она приступает к другому, потому что ощущение удовлетворения собой, так и не наступает.

  • По сути, мы говорим о проекции, как о механизме психологической защиты. Если ты увлекаешься психологий, то данный термин из психоанализа тебе хорошо знаком. Проецируя, индивиду свойственно приписывать кому-то или чему-то собственные мысли, мотивы, чувства, и тд.

Данный механизм психологической защиты помогает индивиду не чувствовать ответственность за свои неприемлемые мотивы, чувства и желания.

Допустим, выходя утром во двор и видя припаркованные иномарки, человек сердито может сказать: «Накупили машин! Пройти невозможно». И так каждый день.

С большой вероятностью, мы можем говорить о его недовольстве собственной жизнью, и на базе этого — завистью к другим. И вместо того, чтобы обратиться к внутреннему, и провести с ним «совещание», в ходе которого будут установлены истинные причины недовольства и выведен алгоритм, что нужно предпринять, чтобы их устранить, человек снова и снова начинает обвинять и злиться на других.

Внешняя реальность кажется ему несправедливой и плачевной.


Giphy

Составные элементы внутреннего мира

Широкое понятие внутреннего мира включает в себя многообразие компонентов, каждый из которых по-своему влияет на трансформацию личности. Одни факторы человек получает при рождении – они передаются в результате генного наследования или заложены в характере. Другие – приобретаются в течение всей жизни, даже если индивидуум этого не желает.

Врожденные характеристики

Подсознание — что это такое, определение

Первый и наиболее значимый фактор, формирующий внутренний мир, – темперамент. Он закладывается с рождения и практически не поддается коррекции. Существует четыре основных типа характера:

  • холерик;
  • флегматик;
  • меланхолик;
  • сангвиник.

Важно! Редко в природе встречаются так называемые чистые темпераменты. Это означает, что почти невозможно встретить человека, монотонно реагирующего на все, что происходит с ним в соответствии с особенностями темперамента. Обычно личность сочетает в себе минимум два неполярных типа, то есть холерик может сочетать в себе черты сангвиника, но никогда не проявлять флегматичных реакций.

Ведущий тип характера основательно влияет на скорость химических реакций в мозге, создающих нейронные связи между электронами. В зависимости от типа темперамента с разной скоростью и крепостью формируется память, и производится ее оперативная работа. Это влияет и на эмоциональность, которая зачастую является первичным и в то же время ложным индикатором глубины внутреннего мира. С эмоциональностью можно связать возникающий интерес к тому или иному виду деятельности. Так, флегматик никогда не увлечется живописью, это по душе более эмоциональным личностям, которые могут погрузиться в чувства, рождающиеся от просмотра картин.

Индивидуальные способности к тому или иному виду деятельности человек тоже получает с рождения. Если собственные желания и трудолюбие привели его к выводу о том, что имеющиеся способности нужно использовать, он стремится развивать их доступными путями. Это обеспечивает обогащение духовной составляющей и формирование мировоззрения. Без прикладывания усилия к развитию навыков, к которым склонна та или иная личность, с возрастом организм утрачивает предрасположенность к достижению успехов даже в самой доступной для него предметной области.

Различие характеров имеет воздействие на такое понятие, как степень экстравертивных направленностей личности. Они определяют, насколько легко и комфортно человеку обращать свою эмоциональность на личный внешний мир. Чем выше этот показатель, тем естественнее перенимается информация от источника данных, и тем прочнее она закрепляется в сознании.

Врожденный двигатель, заставляющий человека выходить из зоны комфорта для достижения цели, – потребности. От того, насколько они многообразны, зависит степень вовлеченности человека в саморазвитии. Примитивные потребности не могут стать значимым мотиватором в вопросах саморазвития. К ним относится необходимость обеспечить себя:

  • пищей;
  • одеждой;
  • кровом.

Если индивидууму достаточно не испытывать чувство голода, иметь возможность сохранять тепло тела с помощью одежды любого качества и располагать укрытием от осадков и непогоды, стремиться улучшить что-то в своей жизни он не станет. Такие люди довольствуются тем, что имеют и не желают прикладывать усилия к саморазвитию.


Самосовершенствование доступно и ребенку

Личности другого склада, имеющие потребность в красивых интерьерах, эстетичных и вкусных блюдах, стильном внешнем виде будут стремиться развивать себя, повышать квалификацию, поднимая цену своего труда для того, чтобы обеспечить себя необходимыми благами. Узко мыслящий сотрудник на любом производстве не сможет подняться по карьерной лестнице, если у него не появится необходимость заняться своим внутренним миром с целью преображения.

Приобретенные характеристики

Сила воли может считаться врожденной особенностью личности, но в связи с тем, что она поддается значимым изменениям при определенных условиях, ее зачастую относят к приобретенным характеристикам. Воля в значительной степени влияет на степень успешности в любой деятельности. Развивая волю, человек будто инвестирует свои силы в будущие победы.

Важно! Воля проявляется не только в терпении и целеустремленности, но и в стремлении изменить самого себя, победить свои страхи, избавиться от фобии, не позволить себе стать озлобленным и мстительным.

Понятие о психическом отражении и его особенностях. Рефлекторный характер психического отражения.

Понятие о психическом отражении и его особенностях. Рефлекторный характер психического отражения.

Традиционно они определяют понятие психики — как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающейся в способности отражать окружающий объективный мир в его отношениях и отношениях с его состояниями.

Этимологически слово «психея» (по-гречески «душа») имеет двойное значение. Ценность несет смысловое бремя сущности вещи.

Психика — это существо, в котором внеположность и многообразие природы собираются в единое целое, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в ее связях и отношениях.

Психическое отражение — это не зеркальная/механически пассивная копия мира (например, зеркало или камера), оно связано с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение — это активное отражение мира, связанное с необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, поскольку оно всегда принадлежит субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это »субъективная картина объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Проблему можно поставить так: психика — это всего лишь свойство нервной системы, специфическое представление о ее работе, или психика тоже имеет специфический субстрат? Единственное, что здесь еще можно сказать, это то, что психику нельзя просто свести к нервной системе. На самом деле нервная система — это орган (по крайней мере, один из органов) психики. Когда нарушается деятельность нервной системы, нарушается психика человека.

Тесная связь психики и мозговой деятельности не подвергается сомнению, повреждение или физиологическая неполноценность мозга явно приводят к неполноценности и психики. Хотя мозг — это орган, деятельность которого обусловлена психикой, но содержание этой психики вырабатывается не самим мозгом, а его источником является внешний мир.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, но содержат свойства внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, в результате которых возникает психическое. Трансформация сигналов, осуществляемая в мозге, воспринимается человеком как события, происходящие вне его, во внешнем пространстве и в мире.

Характеристики психических процессов выводятся не только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы.

Согласно теории психофизиологического параллелизма: все еще считается, что «душа» связана с телом, но живет по своим собственным законам.

Теория механической идентичности, напротив, утверждает, что психические процессы — это, по сути, физиологические процессы, то есть мозг выделяет психику, мысли, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостатком этой теории является то, что психика отождествляется с нервными процессами, вы не видите между ними качественных различий.

Теория единства гласит, что психические и физиологические процессы происходят одновременно, но они качественно различны.

Психические явления не связаны с собственным процессом, а не с отдельными специализированными отделами мозга и организованным сочетанием таких процессов, т.е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека на протяжении всей жизни и осваивают исторически сложившиеся формы деятельности и опыт человечества посредством собственной активной деятельности.

Человеческая психика не дана человеку с рождения в готовом виде и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, когда ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него сформировалась человеческая психика, иначе при отсутствии общения с людьми у ребенка не появляется ничего человеческого ни в поведении, ни в психике (явление Маугли). Таким образом, человеческая психика, обладающая специфически человеческими свойствами (сознанием, языком, трудом и т. д.), формируется у человека только на протяжении всей жизни в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя как минимум 3 компонента: внешний мир, по характеру, его отражение — полная активность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Умственная рефлексия характеризуется рядом особенностей:

• есть возможность правильно отразить окружающую реальность, а правильность отражения подтверждается практикой;

• сам мысленный образ формируется в процессе активной деятельности человека,

* умственная рефлексия углубляется и совершенствуется;

* обеспечивает адекватность поведения и активности;

* нарушенная индивидуальностью человека:

* имеет опережающий характер.

Функции психики: отражение окружающего мира и регулирование поведения и деятельности живого существа с целью обеспечения его выживания.

Существуют различные подходы к филогенезу, чтобы понять, кому присуща психика:

1) Антропсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) Панпсихизм (французские материалисты) — общая духовность природы, всей природы, всего мира присуща психике (и камню в том числе);

3) Биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присущее и растениям);

4) Нейропсихизм (Х. Дарвин) — психика характерна только для организмов, имеющих нервную систему;

5) м (К. К. Платонов) — психика только у организмов с нервной системой с мозгом (при таком подходе у насекомых психика отсутствует, так как у них завязана нервная система, без выраженного мозга);

6) критерием появления микробов психики у живых организмов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) — способности реагировать на жизненно важные раздражители окружающей среды (звук, запах и др.), сигналы на жизненно важные раздражители (пища, опасность) из-за их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность формировать условные рефлексы — естественную связь внешнего или внутреннего раздражителя с определенной деятельностью через нервную систему.

Теория эволюции гласит, что люди, адаптированные к этой среде, оставляют больше потомства, чем менее приспособленные, чье потомство постепенно уменьшается и исчезает. Эта теория позволяет понять, как происходило развитие поведения и психики с момента появления жизни на Земле до наших дней. Психика возникает и развивается именно у животных, потому что в противном случае они не могли бы ориентироваться и существовать в окружающей среде.

Простейшие формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами — это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.

С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более конкретные и точные реакции на раздражение определенных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение намного сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой из его форм заложены генетически. Инстинкт — это врожденные, неизменные формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм-реакции в ответ на строго определенные стимулы. То или иное инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный триггер обнаружит, что для этого были созданы соответствующие внутренние и внешние условия. Тиснение — это особое явление, присущее некоторым видам животных, неизгладимое тиснение первой информации после рождения. В результате импринтинга у мальчиков (птенцов) с первых часов жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются. По мере развития способности к обучению животные получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, тем самым приспосабливаясь к изменяющейся среде.

Увеличение сложности поведения связано с развитием психики животных.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов.

На первом этапе элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства объектов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питание, самосохранение, размножение и т.

На II этапе предметного восприятия отражение реальности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно к обучению, возникновение интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать индивидуально приобретенные поведенческие способности.

III стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межличностные отношения, отражать ситуацию в целом, в результате животное может обходить препятствия, «изобретать» новые пути решения двухфазных задач, которые требуют предварительных подготовительных мер для его решения. Интеллектуальная природа — это действия многих хищников, но особенно человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах видимой ситуации.

Психика человека имеет качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — разумный человек). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, возникающей из-за необходимости совершать совместные действия по добыванию пищи при внезапном изменении условий жизни первобытного человека. И хотя биологически морфологические особенности вида человека стабильны на протяжении тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе труда. Трудовая деятельность носит производительный характер; труд, осуществляющий производственный процесс, запечатлен в ее продукте, т.е. происходит процесс воплощения, выявления в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества является объективной формой воплощения достижений духовного развития человечества.

Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс влияния человека на природу. Характерная для трудовой деятельности:

1) использование и изготовление инструментов, сохранение их для последующего использования;

2) продуктивный характер и целесообразность рабочих процессов;

3) подчинение труда представлению о продукте труда — цели труда, которая, как и закон, определяет способ трудовых действий;

4) общественный характер работы, ее осуществление в условиях совместной деятельности;

5) работа направлена на преобразование внешнего мира. Изготовление, использование и сохранение инструментов, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, языка, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

В историческом развитии общества меняются возможности и методы его поведения, преобразуются природные установки и функции в «высшие психические функции» — специфически человеческие, социально исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление) опосредованная поддержка через вспомогательные средства языковых знаков, возникающие в историческом развитии. Единство высших психических функций формирует сознание человека.

Натуралисты и врачи, изучающие анатомию человека, еще в древности предполагали, что психические явления связаны с деятельностью мозга и рассматривают психические заболевания как следствие нарушения их деятельности, существенной опорой этих взглядов были наблюдения за пациентами с определенными нарушениями работы мозга в результате травмы, травмы или болезни. У таких больных, как известно, наблюдаются сильные нарушения умственной деятельности — страдают зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т. Однако связь психической деятельности с деятельностью мозга была лишь первым шагом на пути научного изучения психики. Эти факты еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе умственной деятельности.

Мы уже упоминали, что естественнонаучное развитие и обоснование рефлекторного характера всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего двух ее крупных представителей — ИМ. Сеченова (1829- 1905) и

И.П.Павлова (1849-1936). В своей знаменитой работе «Рефлексы мозга» (1863) Сеченов распространил принцип рефлекса на всю деятельность мозга, а следовательно, и на всю умственную деятельность человека. Он показал» что «все действия сознательной и бессознательной жизни в зависимости от характера их происхождения являются рефлексами». Это была первая попытка рефлекторно разобраться в психике. Подробно проанализировав рефлексы человеческого мозга, Сеченов выделил в них три основных звена: исходное звено — внешнее раздражение и превращение его чувств в процесс нервного возбуждения, который передается в мозг; среднее звено — процессы возбуждения и торможения, происходящие в мозге и на основе этого психические состояния (чувства, мысли, чувства и т. д.); последнее звено — внешние движения. При этом Сеченов подчеркнул, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом нельзя отделить от двух других звеньев (внешнее раздражение и реакция), которые являются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления являются неотъемлемой частью всего рефлекторного процесса. Позиция Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса важна для научного понимания психической деятельности. Психическую деятельность нельзя рассматривать изолированно ни от внешних воздействий, ни от действий человека. Это не может быть просто субъективным опытом: если бы это было так, психические явления не имели бы реального жизненно важного значения.

Путем последовательного анализа психических явлений Сеченов показал, что все они заключены в целостном рефлекторном акте, в целостной реакции организма на воздействие окружающей среды, регулируемой человеческим мозгом. Рефлекторный принцип психической деятельности позволил Сеченову сделать важнейший для научной психологии вывод о детерминизме, причинно-следственной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. Он писал: «Первоначальная причина любого поступка всегда заключается во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна», при этом Сеченов предостерегал от упрощенного понимания внешних условий. Он неоднократно указывал, что здесь имеют значение не только внешние воздействия, но и совокупность испытанных человеком прошлых влияний, весь его прошлый опыт. Также И. М. С Было показано, что несправедливо о церебральная конечность рефлексирует от своего естественного начала (воздействие на органы чувств) и конца (встречное движение).

Какова роль психических процессов? Это функция сигнала или регулятора, которая адаптирует действие к изменяющимся условиям. Психическое — это регулятор реакции не само по себе, а как свойство, функция соответствующих отделов мозга, куда течет, где хранится и обрабатывается информация о внешнем мире. Психические явления — это реакции мозга на внешнее (окружающее) и внутреннее (состояние организма как физиологической системы) воздействие. То есть психические явления являются постоянными регуляторами активности, возникающими в ответ на раздражение, которое действует сейчас (чувство и восприятие) и когда-то было в прошлом опытом (памятью), обобщая эти эффекты или предвидя результаты, к которым они приводят (мышление, воображение). Таким образом, У Сеченова выдвинулась идея отражения психики и психической регуляции деятельности.

Свое развитие и экспериментальное обоснование принцип рефлекса получил в трудах И. П. Павлова и его школы. И. П. Павлов экспериментально доказал правильность понимания психической деятельности как деятельности мозга, открыл основные физиологические законы, создал новую область науки — физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.

Между раздражителями, действующими на организм, и реакциями организма образуются временные связи. Их формирование является важнейшей функцией коры головного мозга. Для любого вида умственной деятельности, кроме деятельности мозга, временная нервная связь является наиболее важным физиологическим механизмом. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без воздействия на мозг тех или иных раздражителей. Конечным результатом каждого психического процесса и временной связи является действие, идентифицированное вовне в ответ на это внешнее воздействие. Таким образом, психическая деятельность — это рефлексивная, рефлекторная деятельность мозга, вызванная воздействием объектов и явлений реальности. Все эти положения раскрывают механизм отражения объективной реальности. Таким образом, учение о высшей нервной деятельности является естественнонаучным фундаментом материалистического понимания психических явлений.

Однако признание важнейшего значения временных нервных отношений как физиологического механизма любой психической деятельности не означает отождествления психических явлений с физиологическими. Психическая деятельность характеризуется не только физиологическим механизмом, но и ее содержанием, то есть тем, что мозг отражает в реальной реальности. Совокупность взглядов И. П. Павлова о закономерностях регулирования взаимодействия мозга животных и человека с внешней средой называется учение о двух сигнальных системах. Образ объекта является для животного сигналом безусловного стимула, который приводит к изменению поведения по типу условного рефлекса. Как мы уже говорили, условный рефлекс вызван тем, что условный стимул (например, лампочка) сочетается с действием безусловного стимула (пищи), тем самым сочетая в мозге временную нервную связь между двумя центрами (зрительным и питательным) и двумя видами деятельности животного (зрительным и питательным). Зажигание лампочки стало сигналом подачи, вызвавшим слюноотделение. В своем поведении животные руководствовались сигналами, которые, по словам И. П. Павлова, были сигналами первой сигнальной системы (»первые сигналы»). Вся психическая деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы.

У людей сигналы первой сигнальной системы также играют важную роль, регулируя и направляя поведение (например, светофор). Но, в отличие от животных, у человека, помимо первой сигнальной системы, есть вторая сигнальная система. Сигналы второй сигнальной системы — это слова, то есть «вторые сигналы». С помощью слов можно заменить сигналы первой сигнальной системы. Слово может совершать те же действия, что и сигналы первой сигнальной системы, то есть слово является «сигналом сигналов».

Итак, психика — это свойство мозга. Чувство, мысль, сознание — это высший продукт материи, организованной особым образом. Умственная деятельность организма осуществляется с помощью множества специальных физических устройств. Некоторые из них воспринимают воздействие, другие — преобразуют его в сигналы, строят планы поведения и контролируют его, третьи — стимулируют мышцы. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию в окружающей среде.

Богатый внутренний мир

Аффирмация — что это такое, определение

Человек может называться обладателем богатого внутреннего мира, если соблюдается ряд факторов, характеризующих его:

  • он не боится одиночества;
  • он легко может найти общий язык с самым неожиданным собеседником;
  • у него существует собственное мнение относительно подавляющего большинства вещей, которое он без смущения выскажет и, если потребуется, четко аргументирует;
  • он обладает широким спектром чувств.

Испытание одиночеством не всегда является однозначным показателем богатого внутреннего мира. Некоторые специалисты считают, что люди, не страдающие от одиночества, достаточно много ресурсов вложили в обогащение собственной души, но это говорит лишь о том, что личность является вполне самодостаточной. При этом самодостаточность может в значительной степени заключаться в материальном благосостоянии, которое позволяет даже в одиночестве праздно проводить время, что не всегда связано с саморазвитием.

Умение поддержать беседу на самую неожиданную тему является показателем интеллектуального развития и образованности личности. Широта тем, которыми владеет индивидуум, ярко демонстрирует богатый жизненный опыт, увлечение литературой и любознательность.


Умение поддержать беседу

Важно! Жизненный опыт может не быть личной заслугой человека, потому как сложные ситуации редко являются следствием личного труда. Однако способность найти выход из любых обстоятельств – есть показатель владения волей, смекалкой, целеустремленностью.

Увлеченность литературой дарит возможность получить массу полезной и достоверной информации, которая дает ответы на любые бытовые, жизненные и философские вопросы. Здесь главную роль играет личный интерес человека к неизвестной теме. Стремящиеся развиваться люди не оставляют ни один свой вопрос висеть в воздухе, они при первом удобном случае ищут достоверный источник, который прольет свет на выявленную тень знаний.

Отсутствие страха выделиться из толпы, высказав мнение, отличающееся от того, что пропагандирует большинство, не опускаясь до эмоционального спора, – способность обладателя богатого внутреннего мира. Его сознание не затуманивает ярость доказательств, он рассуждает последовательно и логично, не поддаваясь влиянию общества, если то ошибается, но не признает этого.

Познать свои чувства и уметь ими пользоваться – умение, которым обладает далеко не каждый. Подавляющее большинство людей умеет испытывать ограниченный спектр чувств:

  • радость;
  • гнев;
  • печаль;
  • спокойствие.

Анализировать себя – значит, уметь распознавать тип эмоциональной реакции на внешние раздражители. Человек с богатым внутренним миром без труда отличит влюбленность от любви, привязанность от тоски, лень от усталости. Понимая, что происходит с моральным здоровьем, человеку легче определиться с выбором пути налаживания самочувствия.

Как развить свой внутренний мир

Арт-терапия — что это такое, определение

Нельзя сказать, что стать обладателем богатого внутреннего мира – удел избранных. Это доступно каждому, кто этого захочет. Самый первый и важный шаг на пути к саморазвитию – полюбить себя. Желание совершенствоваться придет, когда удастся посмотреть на себя с любовью. Развитие своего тела и ума, дарящее удовольствие, вскоре станет настоящим хобби, без которого будет сложно представить свое существование.


Целеустремленность – часть успеха

Важно! Берясь за любое дело, нельзя позволять себе бросать его на полпути. Профессиональный подход должен присутствовать во всем, как в естественных бытовых вопросах, так и в новых и незнакомых сферах. Не полениться разобраться в чужеродной области знаний – умение применять и развивать силу воли, трудолюбие и несгибаемость характера.

Рассуждения на любую тему не должны основываться на домыслах. Прежде, чем судить о каком-то событии или объекте, обязательно нужно ознакомиться с достоверным описанием предмета суждений, только получив все необходимые данные, можно приступать к формированию собственных выводов.

Лучше выбросить из лексикона фразу «это не мое», которой часто люди стараются описать область деятельности, в которой не добились успеха. Действительно, не всякое занятие под силу человеку, все очень индивидуально, но испугаться попробовать вникнуть в процесс, попытать свои силы, подойдя к вопросу со всей серьезностью, значит, отказаться от расширения собственных горизонтов.

Интересно. Неуверенность, как чувство, порождаемое эмоцией страха, должна смениться любопытством.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]