ПРИНЯТИЕ: Как научиться принимать и почему это ВАЖНО

Принятие означает обращение спокойного и ясного внимания и к возможностям, и к ограничениям.
Принятие связано с признанием того, что действительно есть.

Принимать кого-то значит видеть его целиком и откликаться на него в целом, а не реагировать на отдельные импульсы и идентификации.

— из книги Александра Бадхена «Лирическая философия психотерапии».

Говоря о принятии, мы как бы автоматически обращаемся к чему-то, что нам неприятно. Это может быть проблемная ситуация, недовольство собой или окружающими. Рассмотрим подробнее этот феномен.

Откуда берет начало принятие?

«Все проблемы из детства», — расхожая фраза, но она имеет непосредственное отношение к нашей теме. Принятие берет свое начало из раннего детства.

В первые годы жизни ребенок узнает себя, отражая ценности взрослых, которые его воспитывают (в психологии этот механизм называется интроекцией). Обратная реакция, которую он получает — это и есть основа формирования психики человека. Эта реакция может быть самой разной, и любую ребенок впитает в себя.

Чтобы лучше понять роль принятия в жизни ребенка, необходимо сделать небольшое отступление. Обратимся к теории объектных отношений — это одна из основных психоаналитических формул развития личности. Согласно этой теории, существует некое ядро, которое формируется в психике ребенка в зависимости от информации, которую он получает (интроецирует) от воспитывающего его взрослого. Если эмоциональные потребности ребенка игнорируются, это ядро напитается отвержением.

Малыш вербально или невербально будет ловить послание — «тебя нет», «ты не важен».

Говоря об отвержении, важно помнить, что маленький человек абсолютно беспомощен и полностью зависит от окружающих. Для психики малыша отвержение — самое страшное, что может быть.

Оно может привести даже к смерти. В зависимости от внутренних возможностей ребенка его отвержение может быть направлено либо на самого себя, либо на окружающих.

В первом случае у ребенка возникают такие мысли: «Все проблемы во мне, я недостаточно хороший» и «Я ставлю потребности других людей выше своих собственных, мне не хватает внутренней опоры». Подобные переживания приводят к сильному дискомфорту, влекут за собой склонность к селфхарму (самоповреждению) и даже суициду. Во втором случае люди становятся неприступными и холодными. Это непременно приведет к трудностям во взаимоотношениях с близкими и осложнит адаптацию человека к окружающему миру.

Иногда взрослый поощряет только положительные моменты в поведении ребенка: съел всю тарелку каши, принес пятерку из школы, маму не расстраивает. А все остальные игнорируются либо осуждаются. Психика ребенка — как губка — впитывает эти переживания: он начинает думать, что существует только в те моменты, когда успешен.

Он считывает вербально-невербальное послание: «Tы есть, но лишь частично; для того, чтобы заслужить внимание и любовь, ты должен быть хорошим». Но в реальности существуют и другие стороны личности, которые остаются невидимыми. Сначала их игнорируют взрослые, а впоследствии и сам человек.

Можно провести аналогию с тем, как мы выкладываем селфи в инстаграм, стараясь продемонстрировать себя с наиболее выгодного ракурса. Нам начинает казаться, что остальные стороны нашей личности непривлекательны и не заслуживают внимания.

Американский психоаналитик Джеральд Адлер пишет об интроективной недостаточности: это ситуация, в которой взрослые обделяют ребенка эмоциональной поддержкой. В результате он становится уязвимым, у него отсутствует внутренний резерв. Он попадает в сильную зависимость от родителей, хотя при нормальном развитии ребенок стремится к отдельности («я сам!»).

Один из основоположников теории объектных отношений, британский психоаналитик Рональд Фейрбейрн отмечает, что дети в таком случае остаются без внутренних резервов, которые могли бы поддержать их в самостоятельной жизни: «Они вынуждены были держаться поближе к своим источникам питания — как водитель, у которого бензин на исходе, стремится к бензоколонке».

Есть так же и третий «нежелательный» сценарий: если родитель будет нахваливать ребенка и поощрять любой его поступок или каприз. В таком случае вырастает избалованный ребенок, с «короной на голове».

Вербально-невербальное послание, которое считывает ребенок со стороны взрослых: «Ты лучше всех, ты король этого мира», «Важен только ты, а другие не важны». Эта «корона» в будущем будет сильно мешать отношениям с близкими людьми.

Все мы встречали персонажей, которые стремятся подчинять и унижать окружающих. Общение с ними вызывает крайне неприятные эмоции. Но есть и оборотная сторона. Если какое-то событие поколеблет самооценку такого человека, это очень сильно ранит его. Ведь жизнь не готовила его к такому.

Важно отметить, что в процессе роста и развития, внутри ребенка сосуществуют два прямо противоположных вектора. С одной стороны, стремление к слиянию, с другой — к отдельности и самостоятельности. Приведем простой пример: в тот момент, когда малыш находится в животе у мамы, происходит ситуация полного слияния. Он находится в самой безопасной среде, какую только можно представить. И в норме все потребности маленького человека удовлетворяются автоматически.

При благополучном развитии событий, с возрастом человек начинает придерживаться некой золотой середины. Эту позицию можно сформулировать так: «Я отдельный человек, со своими желаниями и потребностями, также есть и другие люди, у которых есть свои желания и потребности. Я взаимодействую с окружающими наравне, не игнорируя их и не опираясь на них чрезмерно». Мы обобщаем, но суть от этого не изменяется.

Если ребенок получает в детстве неадекватную обратную связь, происходит перекос: либо в сторону слияния, либо в сторону абсолютной автономности. В первом случае человек хочет близости, возникает желание «сливаться» со всеми окружающими. Во втором — человек думает, что он полностью независим, и окружающих для него как бы не существует.

Обдумайте варианты развития событий

Для начала представьте худший вариант и свои чувства, если он станет реальностью. Такой метод планирования называется «премортем». Вообразите, что ваше решение оказалось ужасным, а проект провалился. Исследуйте все возможные причины провала, подумайте, как их предотвратить. Это избавит от многих проблем.

Потом визуализируйте лучший вариант развития событий и оцените свои ощущения. Если вы не испытываете счастья и воодушевления, стоит задуматься о причинах.

Такой метод используютWhy Amazon forces its developers to write press releases / Insider в компании Amazon. Разработчики пишут черновой вариант пресс-релиза и раздела с часто задаваемыми вопросами до написания кода. Таким образом команда обсуждает и решает самые сложные вопросы заранее и определяет ценность продукта. Если не получается написать убедительный пресс-релиз, возможно, над продуктом не стоит и работать.

Так где же здесь принятие?

Принятие — это не просто похвала или критика. Это адекватная обратная связь, которая помогает ребенку видеть себя целиком, а не только свои «хорошие» или «плохие» стороны. Принятие ребенка — это фундамент адекватной самооценки, формирование психики без перекоса в «плюс» или в «минус».

Родитель выступает в роли «некривого» зеркала, которое делает малыша видимым. Не приукрашенным, не видимым частично, а просто видимым. Подобно тому, как мы видим свое отражение в зеркале. Безусловно, нам что-то может не нравиться в себе, чему-то мы уделяем больше внимания. Но если психика ребенка развивается нормально, отражаться должно всё.

Рекомендации

Если вы столкнулись с ситуацией, которая вам не нравится, то нужно следовать следующим рекомендациям.

  • Поищите решения. Подумайте, действительно ли вы не можете ничего сделать. Возможно решения есть, но они слишком сложные для вас. Важно уметь принимать лишь те ситуации, где от вас ничего не зависит. А те, где зависит, нужно уметь решать. В противном случае вы будете всю жизнь подстраиваться под обстоятельства и не добьетесь желаемого.
  • Осознайте причину. Ничего не происходит просто так, и важно уметь сделать правильные выводы из каждой ситуации.
  • Найдите плюсы. В любой ситуации есть свои плюсы, и важно уметь их находить.

С чем можно перепутать принятие?

Принятие само по себе — штука нейтральная.

Однако из-за отсутствия опыта полного или частичного принятия в свой адрес, оно может восприниматься по-разному. В силу предыдущего отрицательного опыта принятие воспринимается как нечто сугубо положительное. С чем же его зачастую путают?

С любовью

Если ребенок в детстве имел опыт отвержения или частичного принятия («ты хороший сын, если радуешь маму»), то, сталкиваясь с принятием со стороны другого человека, он испытывает удивление. «Я же недостаточно хороший, неужели я заслужил такое хорошее отношение?» И всё это с учетом того, что принятие — это нейтральность.

Когда человек привык к тому, что его обесценивают и оспаривают, принятие переживается как нечто исключительно положительное. Порой этого достаточно для того, чтобы почувствовать себя важным и ценным. Человек даже может перепутать это чувство с любовью.

Впрочем, нужно отметить, что принятие — это неотъемлемый компонент любви.

Наглядный пример из жизни: получение принятия похоже на выход из минуса в ноль по кредитке. Вроде долг погашен, и по контрасту с тем, что было, это приносит радость.

Со смирением или пассивностью

В нашей культуре смирение — это нечто, связанное с подчинением чужой воле вопреки своей, что-то неподвластное человеку. Даже сама фраза «я смирилась с этим» звучит как нечто вынужденное и безрадостное. Смирение воспринимается как акт подавления своего несогласия с чем-либо.

Но процесс принятия относится больше к позволению, чем к подавлению. Нам становится важен именно сам процесс, а также его результат.

Если смирение — это позиция вроде «мой друг меня постоянно унижает, но как я могу на него злиться, если у него такой характер?», то принятие можно выразить словами «мой друг меня постоянно унижает, и я злюсь на него, я не буду делать вид, что все окей». Чувствуете разницу?

Когда мы говорим: «я принимаю моего друга таким, какой он есть, хоть он и унижает меня», это «лжепринятие», ненастоящее принятие. На самом деле мы внутренне реагируем на унижение, но пытаемся это замаскировать или отрицать. Но себя невозможно обмануть.

Похожая ситуация возникает с принятием человеком своих «недостатков». Взять хоть актуальную сейчас тему бодипозитива. Поверхностно восприняв идеи этого движения, человек усваивает одно: быть недовольным своим телом — неправильно, нужно принимать себя такими, какие мы есть. И начинает во всеуслышание рассказывать, как ему нравятся «неидеальности» своего тела.

Хорошо, если это действительно так. Однако зачастую за благородной маской принятия скрывается недовольство. Человека грызут сомнения: «Здесь мне не нравится одно, а здесь другое». Такую ситуацию тоже можно отнести к «лжепринятию». Важно смотреть в корень своего недовольства, а не пытаться его маскировать или отрицать.

Подытоживая сказанное, обратимся снова к словам Александра Бадхена:

«…принятие отличается от покорности перед собой или другим, оправдания недостатков или потворства слабостям. Принятие означает обращение спокойного и ясного внимания и к возможностям, и к ограничениям. Принятие связано с признанием того, что действительно есть. Принятие отличается от пассивности и становится возможным благодаря осознанности».

Каким установкам стоит следовать

Окружающим людям достаточно просто говорить фразу: «Прими это». А вот человеку, столкнувшемуся с неприятностями, сложно последовать данному совету. Если вы находитесь в такой ситуации, вам помогут несколько психологических установок:

Он работает в женском коллективе: типы мужчин, склонных к измене в отношениях

Зеленые башни в Милане, Золотой мост во Вьетнаме: новые чудеса света

«Болит всё, но терпимо»: Петр Кулешов признался, что прошел вакцинацию от COVID

  • То, что произошло, уже в прошлом.
  • То, что случилось, невозможно изменить.
  • То, что происходит в жизни прямо сейчас, является частью опыта. На это необходимо смотреть с любопытством.

На первый взгляд может показаться, что принятие – это слабость, проявление покорности. Однако это не так. Это путь, который является тихим и полным достоинства. Вы позволяете всему оставаться таким, как оно есть. После принятия вы также можете действовать. Когда вы позволите всему идти своим чередом, у вас появится время на обдумывание и поиск действительно важного и полезного решения, способного изменить вашу жизнь в положительную сторону.

Как научиться принимать?

«Если я говорю, что „принимаю“ вас, но ничего о вас не знаю, то на самом деле это — поверхностное принятие, и вы понимаете, что оно может измениться, если я по-настоящему вас узнаю».

— из книги Карла Роджерса «Становление личности».

Принятие напрямую связано с узнаванием.

Как я могу принимать то, о чем имею лишь самое смутное представление?

Существует два способа, желательно применять оба.

Первый способ. Опробуйте новый, экологичный метод самокопания (чего греха таить, все мы этим занимаемся). Скажите себе: ага, эта ситуация (или что-то другое) меня тревожит, значит, я на что-то среагировал(а). Поищите, желательно, в письменном виде, ответы на следующие вопросы.

Как именно я среагрировал(а)? Здесь стоит расписать во всех подробностях свои реакции: «меня задело, когда он сказал следующее…», «мне стало не по себе / неприятно / страшно / я в ярости». Ключевой момент — быть предельно честным с самим собой и не стараться маскировать неприглядную истину.

Почему именно так, а не по-другому? Здесь можно не искать точную формулировку, иначе можно зайти очень далеко, достаточно ограничиться предположениями.

Я всегда так реагирую на подобные ситуации или здесь моя реакция была особенной? Подойдут оба варианта, в зависимости от того, что именно вас беспокоит.

Меня это устраивает или я хочу это изменить? Чего я хочу?

Эти вопросы помогут изучить свою реакцию на ситуацию более открыто.

Необходимо помнить, что умение смотреть на проблему открыто — это основной, неотъемлемый компонент принятия.

Второй способ. Если какие-то ситуации из этого текста показались вам знакомыми, следует задуматься о том, чего вы недополучили в свое время. А именно — поискать адекватной обратной связи от мира. Обращаться за этим к друзьям — плохая идея. С друзьями у вас уже существуют налаженные отношения, и любая обратная связь будет «заинтересованной». А в данном случаем вам необходима обратная связь от незаинтересованного, но уважающего вас человека. В идеале таким человеком может стать психотерапевт.

Мы не можем научиться принимать, если у нас нет опыта принятия другими. Для того чтобы принимать себя и других, нужно получить и присвоить такой опыт.

Разумеется, ответы на эти вопросы гораздо эффективнее искать вместе с психотерапевтом. Но велика вероятность, что вы к этому еще не готовы. Тогда попробуйте поискать самостоятельно.

Почему мы себя НЕ принимаем

Ответ на этот вопрос часто кроется в детстве. Мама, папа, родные братья и сестры, дедушки и бабушки — все, кто окружал ребенка в юные годы, влияли на его самовосприятие. Достаточно бросить “давай быстрее, ну почему ты такой медлительный”, чтобы через много лет уже взрослый человек ненавидел себя за свою медлительность. Систематические упреки могут сформировать искаженное представление о себе.

При этом родители не обязательно должны вечно третировать ребенка. Негативно на самовосприятии сказывается и постоянные фразы “ты должен…”. И не важно, может ребенок это выполнить или нет. Главное — “ты должен”. С этим дети уходят во взрослую жизнь, продолжая требовать от себя невозможное.

Социум не ограничивается близкими. Воспитатели, учителя, друзья — все они влияют на то, какими мы себя видим.

Еще один момент. Это сравнения. Сначала нас сравнивают мамы и папы с послушными детьми, потом учителя — с отличниками, потом мы сами себя — с удачливыми коллегами и успешными одноклассниками. Выбраться из этого сложно, но очень важно, если хочется прожить радостную, наполненную приятными эмоциями жизнь.

Почему принятие дает большие возможности для перемен

«Возникает любопытный парадокс — когда я принимаю себя таким, каков я есть, я изменяюсь. Я думаю, этому научил меня опыт множества клиентов, равно как и мой собственный, а именно: мы не изменяемся до тех пор, пока безоговорочно не принимаем себя такими, каковы мы есть на самом деле. А затем перемена происходит как бы незаметно».

— из книги Карла Роджерса «Становление личности».

Здесь необходимо подчеркнуть, что принимание само по себе уже является изменением. В тот момент, когда меняется наша точка зрения на ситуацию, появляются и новые возможности. Это происходит даже раньше, чем мы сможем непосредственно воздействовать на проблемную ситуацию.

Что мы имеем в итоге: когда я что-то по-настоящему принимаю, у меня появляется возможность выбора. Я могу оставить всё как есть (но это будет уже не пассивный выбор) или могу предпринять осознанные действия в отношении этой ситуации.

Что еще почитать об этом:

  1. Александр Бадхен. «Лирическая философия психотерапии»
  2. Джеральд Адлер. «Одиночество и пограничная психопатология: отсылка к детскому развитию»
  3. Карл Роджерс. «Становление личности»
  4. Дэниел П. Браун, Дэвид С. Эллиотт. «Нарушения привязанности у взрослых: лечение для комплексного восстановления»
  5. Рональд Фейрбейрн. «Психоаналитическое исследование личности»

Динамика признания, идентичность

При пересмотре параметров идентичности изменяется картина реальности, по сути, изменяется понимание того, кто я есть. Личность изменилась, а значит, и изменилось ее представление о себе. В гештальт психологии функция идентичности рассматривается через понятие Personalyty. И именно в отношениях мы приобретаем идентичность. Она рассматривается здесь, как ответственность при ответе на вопрос от том, кто я. А при потере идентичности человек теряет способность строить отношения с другими и действовать в своих интересах.

Например, клиент, придя на приём к психологу, имеет размытое представление о том, чего он хочет на самом деле, не понятна его шкала ценностей. Задачей психолога в первую очередь будет восстановление структуры идентичности личности.

Страх ошибиться

Этот страх непосредственно связан с поиском «идеального решения», которого не существует. Как следствие, любой вариант кажется ошибочным и ведет к неблагоприятным последствиям. Однако если вы откажетесь от идеала и научитесь отделять важное и первостепенное, то получится преодолеть страх.
Вопросы в стиле «быть или не быть?» вызывают замешательство и легкую тревожность? Вам поможет курс по принятию решений.

Нерешительность может быть вызвана беспокойством. Некоторых людей сдерживает страх принять неправильное решение и страдать от последствий или раскаяния. Беспокойство по поводу ошибки и чувство вины, упущения, разоблачения или невежества — обычное дело. Иногда людей парализует страх причинить боль или оттолкнуть другого.

Первое, что нужно сделать, если у вас возникли проблемы с принятием решений, — это посмотреть, нет ли у вас депрессии. Беспомощность, безнадежность, ангедония (отсутствие удовольствия), усталость или апатия могут исказить ваше восприятие и помешать вам действовать или ясно видеть.

Выявление корня проблемы приводит к правильному решению. Оптимизм, мотивация и энергия для того, чтобы действовать, всплывают на поверхность, когда проблемы нам понятны.

Кэрри Бэрон Психотерапевт, доктор медицины

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]