Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа и психоаналитического направления в целом. В своих исследованиях он мало пользовался обычным экспериментальным подходом, хотя и был убежден в том, что его работа носит строго научный характер. Фрейд также считал, что анализ историй болезни пациентов и его собственный самоанализ дают достаточно оснований для выводов.
В большей степени З. Фрейда интересовали те сюжеты, которые, как правило, прежде оставались без внимания: бессознательная мотивация поведения, конфликты между силами бессознательного и их последствия для психики человека.
Инстинкт жизни и инстинкт смерти
Инстинкты — это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии. Для Фрейда инстинкты — это не врожденные рефлексы, а та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабление стимуляции при помощи определенных типов поведения (например, еда или сексуальная активность).
З. Фрейд выделял 2 большие группы инстинктов: жизни и смерти.
Инстинкты жизни (Эрос) включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохранение особи и выживание вида. Это созидательные, поддерживающие жизнь силы. Та форма психической энергии, в которой они проявляют себя, получила название либидо. Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.
Фрейд верил в то, что людям присуще и стремление к смерти. Инстинкты смерти (Танатос) — это разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. К концу жизни Фрейд все больше приходил к убеждению, что инстинкт агрессии может быть весьма могуществен в качестве фактора мотивации.
Структура личности по Юнгу
Аналитическая психология — в ней изложена структура личности по Юнгу — это Эго, Личное бессознательное, Коллективное бессознательное.
Эго — это центр сознания, часть души, включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли, и все то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.
Личное бессознательное — это структура личности, в которую входят вытесненные (подавленные) из сознания воспоминания, чувства, переживания.
Также, по Юнгу, в личном бессознательном хранятся комплексы человека, которые могут захватить контроль над личностью и управлять ее поведением.
Коллективное бессознательное — это место хранения древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Из-за этого коллективное бессознательное универсально, в отличие от личного, которое индивидуально.
Главная концепция Юнга — из-за чего собственно он разошелся во мнениях с Фрейдом — это именно коллективное бессознательное, лежащее в структуре личности человека и представленное в виде архетипов (первообразов).
Архетипы, по мнению Юнга, являются универсальными, общечеловеческими моделями восприятия, имеющими значительный эмоциональный элемент. Например, архетипы Матери, Энергии, Бога, архетип Героя, Мудреца, Ребенка и т.д.
Главные архетипы в структуре личности по Юнгу
Основные, главные архетипы в структуре личности по Юнгу — это Персона (Маска), Тень, Анима и Анимус, Самость.
Персона (или Маска) — это социальная роль человека, его публичная личность, маска, которую он неосознанно надевает в связи с господствующими установками с обществе.
Если Эго идентифицируется с Персоной, то человек перестает быть самим собой, всю жизнь играя чужую роль.
Тень — это противоположный Персоне архетип личности. Тень иррациональна, обычно аморальна, содержит отвергаемые в обществе импульсы (иногда сексуальные, агрессивные). Поэтому энергия Тени обычно подавляется защитными механизмами психики.
Зачастую, люди с нормальным ЭГО направляют эту энергию в нужное, управляемое русло. Например, в творческую деятельность.
И «Персона» и «Тень» могут проявляться в личном бессознательном и даже в Эго, например в виде отвергаемых мыслей или приемлемого поведения в социуме.
Анима и Анимус — архетип, связанный с бисексуальностью человека по своей природе. Он отражает женское психологическое начало в мужчине (Анима) и мужское начало в женщине (Анимус), т.е. в современном обществе можно заметить маскулинные проявления у женщин и феминные — у мужчин (не имеется в виду сексуальная ориентация, хотя при серьезных нарушениях может быть неправильная половая идентификация).
Самость — самый главные архетип в структуре личности — центр ЭГО (Я). По сути, это идеал, к которому люди неосознанно стремятся, но редко кто этого достигает.
Самость — «Бог внутри нас» — это архетип стремится к целостности и единству (нечто схожее можно увидеть в религиях Востока, это своего рода совершенство, характерно представленное в образах Христа, Будды…).
За счет индивидуации, обычно к возрасту середины жизни (часто, когда наступает кризис среднего возраста) может наступить четкое ощущение Самости. Это что-то такое…типа ощущение чего-то далекого, непостижимого и незнакомого и одновременно близкого, родного, хорошо известного…
Трёхкомпонентная структурная модель психики
В своих ранних работах З. Фрейд выделял лишь сознательные и бессознательные аспекты личности. Сознательная часть мала, как бы составляет лишь вершину айсберга, и по своей сути не имеет существенного значения. А вот бессознательная часть является обширной, занимая большую часть айсберга. Подсознание содержит инстинкты и движущие силы поведения человека.
Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на сознательное и бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов личности — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
1. Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного. Это наиболее примитивная и наименее доступная часть личности, она является исходной, первобытной структурой психики. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, вода, половое влечение и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека.
Стимулы Ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Они действуют в соответствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли. Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами снизить до нормального уровня. Например, если человек испытывает жажду, он должен удовлетворить свою потребность в воде. Это снизит напряжение, которое вызвала жажда.
Ид похож на маленького ребенка, который еще не понимает правил окружающего мира. Он активно пытается получить все, чтобы удовлетворить свои желания и потребности, не оценивая свои возможности и способности, возможные неудобства для себя и других, а также последствия своих действий. Для него существует только «хочу», поэтому Ид контролируется со стороны Эго.
2. Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.
Этот компонент психики ответственен за принятие решений, это та область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для общества способом).
Эго ориентируется на причинные связи и рациональность, в отличии от Ид. Оно следует принципу реальности, сдерживая порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.
Эго не существует отдельно от Ид. Более того, Эго черпает свою силу в Ид. Само Эго существует, собственно, для того, чтобы помогать Ид.
3. Супер-Эго (Сверх-Я) — это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.
Супер-Эго представляет собой моральность. Из этого становится понятно, почему Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид, т.е. со структурой, которая не признает мораль или какие-либо нормы.В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается полностью подавить эти вожделения.
Человек не рождается с Супер-Эго. Оно формируется в процессе социализации — начиная с того периода, когда ребёнок впервые узнаёт, что «хорошо» и что «плохо», начинает различать «правильно» и «неправильно» (3-5 лет). Дети обретают Супер-Эго благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими фигурами».
В итоге, Эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневрировать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивостью и нетерпением Ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением Супер-Эго к совершенству. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.
Представители психоанализа
Психоанализ личности быстро стал популярным направлением. Многие психологи стали развивать это направление, расширяя и преобразуя его.
Зигмунд Фрейд — основоположник психоанализа.
Карл Густав Юнг некоторое время был учеником и поклонником работ Фрейда. Основной причиной, послужившей для разлада между учеными, стало расхождение взглядов на действие сексуальных побуждений. Юнг утверждал, что их роль неважная, как об этом говорил его учитель.
После ссоры с Фрейдом, Юнг стал развивать аналитический психоанализ. Он считал, что бессознательное сформировано памятью предков и влиянием общества. В отличие от Фрейда, он минимизировал роль вытесненных стимулов. В процессе создания теории аналитического психоанализа, им было выделено личное бессознательное и коллективное. Последнее предполагает обширные знания о традициях, ценностях и символах веры народа.
Юнгианский психоанализ дополняет психоанализ Фрейда и расширяет его границы до изучения социума.
- Альфред Адлер, изучая неврозы, выделил идею, что недостатки становятся для человека причиной развития и тревожности. Человек, осознавая свои недостатки, чувствует свою неполноценность. Это формирует в нем постоянное ощущение тревожности за свои умения, способности и возможности. При этом, острая потребность их преодоления позволяет развиваться через поиск новых решений. Из этого возникают социальные интересы и стремления.
- Эрик Берн изучал Я человека. Он определил, что Я может находиться в трех состояниях. В состоянии «родитель» определяющая тенденция к необходимым действиям. Слово «надо» становится ведущим и указательным.
- В состоянии «ребенок» главными являются желания. Это состояние беззаботности, хорошего настроения и позитивного взгляда на жизнь.
- «Взрослый» регулирует два предыдущих состояния, своевременно и в зависимости от ситуации.
Для человека все состояния характерны, как данность. Наличие внутри нас «взрослого», «ребенка» и «родителя» вполне нормально. Ситуация становится проблемной, если одно из состояний возникает не вовремя. Например, в ситуации, требующей принятия ответственности, может включиться «ребенок» с нежеланием это делать.
Основателем неофредизма, получившего развитие в Америке, считается Эрик Фромм. Он полагал, что психоанализу не хватает гуманистической тенденции. По его мнению, на человека влияют тенденции экономики, политики, религии
Поэтому, в рамках неофрейдизма, сначала уделяется внимание пониманию, в какой среде живет клиент и от чего зависят его интересы
Важным постулатом в учении Эрика Фромма является мысль о создании здорового общества. Ученый считал, что через такое общество человек сможет получить полезные связи с природой и окружающими его людьми.
- Карен Хорни в рамках психоанализа разработала основные стратегии, которые человек использует в поведении. По ее мнению, они способствуют решению конфликта между человеческими желаниями и границами дозволенного. Направленность на социум. Это стратегия взаимодействия людей. Она применяется людьми с уступчивым типом личности. Таким люди настроены на общение и готовы идти на компромисс.
- Направленность против социума. Стратегия враждебного типа личности. Для них внешний мир выглядит ареной, где идет борьба за лучшее место. Сами они тоже настроены на завоевание лучших позиций.
- Отказ от взаимодействия с социумом. Такая стратегия важна для обособленного типа личности. В их понимании избегание проблем один из вариантов, который помогает избавиться от любых тревожных стимулов.
Защитные механизмы личности
Тревога — это своего рода предупреждение о том, что Эго в опасности. Фрейд выдвинул предположение, что Эго возводит своеобразную преграду против тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности.
Защитные механизмы (психологические защиты личности) — это определенные типы поведения, призванные защитить Эго (Я) от тревоги, порождаемой конфликтами в повседневной жизни.
1. Отрицание — это процесс устранения, игнорирования травмирующего восприятия внешней реальности. Например, смертельно больной человек отрицает неминуемость смерти.
2. Замещение — это переключение импульсов Ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект.
Например, замещение неприязни к босу на придирчивость по отношению к собственному ребенку. В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.
3. Проекция — это ситуация, когда вызывающий тревогу импульс приписывается кому-то другому. Чаще всего это неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира.
Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо.
Например, некто утверждает, что на самом деле это вовсе не он ненавидит своего профессора, а тот его недолюбливает. Или скупой, который, как правило, видит в других людях прежде всего жадность, а агрессивная личность всех вокруг считает жестокими.
4. Рационализация — это переформулирование поведения таким образом, что оно становится более понятным, более приемлемым, а потому и менее пугающим для окружающих. Функция рационализации в маскировке, сокрытии от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.
Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы.
Например, можно заявить, что работа, с которой вас только что уволили, на самом деле была не столь уж и хороша.
5. Реактивная формация — это подмена одного импульса Ид на другой, противоположный первому. Человек скрывает тревожащие его импульсы тем, что превращает их в нечто противоположное (как вариант, может замещать ненависть любовью). Например, некто, кого постоянно одолевает желание употребить алкоголь, может вдруг стать страстным борцом за принятие «сухого закона».
6. Регрессия — это психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.
Появление у взрослого человека черт детского, зависимого поведения, ассоциирующимися со счастливыми временами.
7. Подавление (вытеснение) — это отрицание существования какого-то фактора или события, вызывающего тревогу. В результате действия данной защиты неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п. Например, невольное вытеснение из сознания некоторых воспоминаний или переживаний, вызывающих сильный дискомфорт.
8. Сублимация — это изменение или замещение некоторых импульсов Ид через переключение энергии инстинкта на социально приемлемые цели. Происходит подмена тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосредственно, на социально приемлемые цели.
Например, перевод сексуальной энергии в сферу художественного творчества.
9. Идентификация — это защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами. Например, при использовании механизма идентификации человек подражает манерам какого-то иного человека, кем он восхищается и кто кажется ему менее уязвимым в тревожных ситуациях.
Мышечный вектор.
Общая характеристика а) цвет наибольшего комфорта – черный
б) геометрия наибольшего комфорта – прямоугольник, кирпич;
в) место в квартели – внутренняя часть квартели ПРОСТРАНСТВО, интроверт – даже двойной интроверт
г) тип мышления – практическое, непроизвольно-аутическое, наглядно-действенное.
Ключевая задача: монотонная физическая работа для поступательного движения к цели. Видовая роль: рядовой охотник или собиратель. Возможные недостатки: отсутствие мотивации на усовершенствование труда.
Внешние признаки
- Крупное телосложение. “Человек-гора”.
- Устойчивый (про такого говорят: “Крепко на земле стоит”).
- Сильный. Тело с выраженным мышечным рельефом.
- Широкая, толстая шея.
Человек любит работать мышцами: спорт, который позволяет нарастить мышечную массу; физический труд, а именно носить тяжести, работать на поле, с тяжелой техникой — для них необходимы. Человек с мышечным вектором при отсутствии других векторов — это скромный человек с минимумом потребностей и стремлений. Поесть, крыша над головой, поработать, поспать — остальное: науки, искусства, предпринимательства — не для него. В сочетании с другими нижними векторами он усиливает их, как бы встраиваясь в их желания и свойства.
Принимать решения не умеет, но является хорошим исполнителем – является ведомым. Мышечные люди почти не способны действовать самостоятельно, будут делать так, как им укажут. Они не способны четко выразить собственное мнение, просто следуют за толпой. В их речи вместо «я» фигурирует «мы». Кем станет мышечный человек зависит от того, кто находится рядом с ним.
Мышечник идеально адаптирует устойчивый неизменный деревенский ландшафт. Живет по принципу: как научат. Этот принцип работает в мышечности абсолютно во всем! Психология массы, толпы.
Физический труд – вот к чему необходимо при-учить мышечного ребенка с ранних лет. Он должен помогать родителям, ему очень важно научиться получать наслаждение именно от труда. Нужно понимать, что именно через усилие мышц активируется мышление мышечного человека. Он получает радость, когда занят физическим трудом, который сам по себе направляет его в мирное русло. Однако, спорт категорически запрещен для таких детей, потому что они не любят соревноваться и побеждать, у них нет таких свойств и данных. Спорт лишь выведет их из состояния «мир» в состояние «война».
Смерть – для мышечника это хорошо, все, что связано с жизнью для мышечника подозрительно, поэтому мышечник подозрительно относится к сексу. Мышечная женщина создает основу, фундамент, рождая новое потомство. Именно она рожает по-настоящему: покосила траву, пошла, родила под стогом сена и пошла дальше косить. Рожает по 10 детей, чтобы была бОльшая вероятность выживания. У мышечного мужчины противоречие – между жизнью и смертью, которое, впрочем, легко разрешается через монотонную традицию и обряд: все чтоб как у людей было, по-людски. Когда не по-людски все, тогда – подозрительность, так как ломается программа…. не по-людски, это секс до брака, секс по-страсти, разрушающий монотонность. Мышечный мужчина не ходят по чужим бабам.
Нереализованный мышечный вектор — часто тянет в драки, к проявлению физической жестокости.
Реализованный мышечный вектор — физически сильные и выносливые люди, работники физического труда, боксеры, люди, выполняющие монотонную физическую работу. Среди людей с мышечным вектором часто бывают фанаты спортивных игр.
Мышечному ребенку как никакому другому очень хорошо в утробе матери. Он связан с ней через пуповину как одно целое – особые смыслы для мышечного вектора. Мышечный ребенок в утробе матери всем своим существом сопротивляется рождению. Новорожденный мышечный ребенок фиксирован на том, что в животе у мамы было хорошо, все базовые потребности удовлетворялись на месте и сразу, а жизнь после рождения – одно страдание, так как теперь все надо делать самому, самостоятельно. Это “переношенные” дети, т.к. они не хотят появляться на свет.
Мышечные дети очень покладистые, их не нужно особо воспитывать. Самое главное — не оставлять мышечного ребёнка болтаться без дела и следить за тем, с кем он общается, иначе велика вероятность, что он попадёт не в ту компанию.
Без него существование современной цивилизации было бы невозможно. Одним из самых больших и важных дел, которые осуществляет человек с мышечным вектором, является строительство.
Желаемое внутреннее состояние: ощущение себя частью массы людей.
Роль в обществе: часть «народа», работник, исполнитель.
Психосексуальные стадии развития личности
Фрейд был убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов. Таким образом, он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики. По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни.
З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет). Для каждой из этих стадий характерна своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности.
Основные положения психоанализа
Психоанализ Фрейда рассматривает психику человека, как сложный и многоступенчатый процесс.
Основы психоанализа можно разделить на несколько теоретических комплексов: трехкомпонентную структуру личности, топографическую модель личности. А также, Фрейд сформулировал механизмы психологической защиты. Ими неосознанно пользуется личность в ситуациях болезненного воздействия на ее психику.
Трехкомпонентная структура личности
- ОНО или на латинском ид. Через него выражаются инстинкты. ОНО наполнено низшими потребностями и желаниями. За счет этой структуры личность постоянно стремится либо к жизни и любви – эросу, либо к смерти и агрессии – танатосу.
- Я или эго. Этот компонент заставляет личность действовать по правилам и законам. Но Я еще ориентировано на удовлетворение желаний компонента ОНО.
- Сверх-Я или суперэго. Наивысшая структура. Она обеспечивает нормы морали и нравственности, располагает к прекрасному.
По мнению Фрейда, на все структуры влияет либидо. Оно заставляет стремиться к желаниям и попыткам удовлетворить их через одну из структур. В психоанализе Фрейд связывает либидо с проявлением сексуальных влечений.
Топографическая модель личности
В этой модели Фрейд представил сознание, как сложное образование. Он предположил, что у человека есть фокус сознания и его периферические области.
- В сознании находится все то, с чем сию минутно взаимодействует человек. Это и объекты внимания, и информация, необходимая для выполнения деятельности. В сознании содержатся доли Я и Сверх-Я.
- Предсознательное. То, что вытесняется из сознания по причине ненадобности, но может быть восстановлено при необходимости.
- В бессознательное вытеснены компоненты, к которым человек давно не обращается, болезненные ситуации и воспоминания. Из бессознательного сложно изъять компоненты без сопротивления. Это, почти всегда, неприятный для личности процесс. Бессознательное содержит ОНО и Сверх-Я. В рамках психоанализа ведется работа с бессознательным.
Сознание, подсознание и бессознательное
Фрейда выделяет две структуры психики. Каждая из структур имеет три слоя и они отличаются между собой.
Для начала разберем слои первой структуры:
- Это наши тайные желания, которые вытесняются нашими воспоминаниями, животными инстинктами и аморальными влечениями, то есть бессознательное.
- Подсознательное – это уровень психики, на котором человек помнит, что происходит с ним сейчас и может вспомнить, что происходило с ним в прошлом.
- Сознательное – это наши эмоции, чувства, планы и мысли здесь и сейчас.
Это первая структура психики по Зигмунду Фрейду.
Сознание, подсознание и бессознательное
Существует также другая структура психики или метод свободных ассоциаций. В ней также выделяют 3 элемента.
Сущность понятия «фрейдизм»
Определение 1
Фрейдизм или психоанализ – это общее обозначение различных школ, которые возникли на базе психологического учения З. Фрейда, выводящего проблемы взрослого человека из полового инстинкта.
Психоанализ получил большую известность за пределами психологии и его идеи оказывали влияние на области деятельности, связанные с человеком. Концепция носит имя её основателя З. Фрейда. Постепенно, опираясь на идеи Фрейда, формировалось психологическое направление «психоанализ».
Данный термин имеет три значения:
- теория личности и психопатологии;
- метод терапии личностных расстройств;
- метод изучения чувств и неосознанных мыслей человека.
Используя топографическую модель, Фрейд в психической жизни выделял три уровня – сознание, предсознание, бессознательное.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Сознание состоит из ощущений и переживаний, осознаваемых человеком в данный момент. Сознание может охватить небольшой процент хранящейся в мозге человека информации.
Часть информации осознается в течение малого периода времени и погружается на уровень бессознательного. Иногда бессознательное называют «доступной памятью», которая включает весь опыт, не осознаваемый в данный момент. В результате небольшого усилия, она может вернуться в сознание спонтанно.
Бессознательное является глубокой и значимой областью психики человека. В бессознательном хранятся инстинктивные побуждения, эмоции и воспоминания. В свое время они угрожали сознанию, поэтому были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Сознанию человека бессознательные переживания полностью недоступны, но они определяют действия человека в значительной степени.
Клинические наблюдения Фрейда в течение длительного времени помогли ему сформулировать психологическую концепцию, состоящую из трех уровней – «Оно», «Я», «Сверх-Я».
В точном значении слова психоанализ отличается от фрейдизма.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Психоанализ или фрейдизм 410 ₽ Реферат Психоанализ или фрейдизм 250 ₽ Контрольная работа Психоанализ или фрейдизм 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Фрейдизм – это разновидность психодинамического подхода, который значительно шире фрейдизма и не сводится к нему.
Фрейдизм можно узнать по его основным тезисам:
- природа человека эгоистична, основу поступков которого составляют подавленные сексуальные желания;
- дети в обязательном порядке проходят через Эдипов комплекс – это означает, что мальчики ненавидят отца как соперника, когда начинают желать свою мать, девочки – аналогично;
- в психосексуальном развитии существует пять фаз – оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.
Фрейд выделяет пять фундаментальных принципов психоаналитического подхода – динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. Эти принципы лежат в основе психоаналитического наследия.
Фрейдизм имеет свои недостатки и достоинства. Достоинством является внимание к изучению бессознательного, к внутренним конфликтам личности, а также и то, что психоанализ получил распространение в психотерапии, психиатрии, в консультировании.Среди недостатков – преувеличенная в жизни и психике человека роль сексуальной сферы.
Структура личности по Перлзу
Гештальт-подход — структура личности по Перлзу — это три части Я-осознания действительности — внешняя реальность, внутренняя реальность и абстрактная реальность.
Внешнее осознание реальности — это то, что вы можете видеть, слышать, ощущать телесно, чувствовать запах и вкус в реальном времени…причем не только вы, но и окружающие…
Внутреннее осознание реальности — это то, что можете чувствовать и ощущать своими органами чувств только вы, т.е. это то, что внутри вашего тела.
Абстрактное осознание реальности — это знания, размышления, фантазии, грезы, иллюзии, воспоминания прошлого и планирование будущего… — все это составляет человеческую суть.
Но чтобы человек был счастливым, все три части Я-осознания, вся структура личности, должна работать равномерно…
Во многих психоаналитических и психотерапевтических школах современности, также как и у перечисленных выше авторитетов психоанализа и психотерапии, используется структура личности (психики) человека, и как правило это три части Я — «Стереотипное Я», «Рациональное Я» и «Эмоциональное Я».
Я-стереотипное схоже с Супер-Эго Фрейда, Родительским-Эго Берна, Абстрактным Я Перлза.
Я-рациональное схоже с Фрейдовским Эго, Взрослым-Я Эрика Берна, Внешним Я Фрица Перлза.
Я-эмоциональное напоминает ИД Зигмунда Фрейда, Берновское Детское Я, Внутреннее Я Фредирика Перлза.
ЗАПИШИТЕСЬ НА ПСИХОАНАЛИЗ ОНЛАЙН И ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ «СТРУКТУРНОЙ ПАТОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ» (сделайте свои «Я» одним целым)
Пройдите бесплатные тесты — узнайте о глубинах психики и структуре своей личности больше…
- Тест на структуру личности
Диагностика личности по Кеттеллу
Факторы личности
Факторная теория личности
Тест на свойства личности
Тест на расстройство личности
Читайте журнал психоаналитика — психологические статьи для самопомощи
- Составить портрет личности
Психотипы личности
Аутентичность человека
Способности личности
Тревожное расстройство личности
- Следующая публикация Что такое счастье?
- Предыдущая публикация Телесно-ориентированная психо-терапия Райха — упражнения, обучение
Бесплатная помощь психолога подписчикам в Соцсетях
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ: Психологический журнал Услуги психолога Психология отношений Сексуальная психология Психоанализ сновидений Частые вопросы психологу Психотерапия страхов: ВСД, ПА Психология воспитания Тренинги и упражнения Самопомощь, Самоанализ, Самотерапия
ПСИХОДИАГНОСТИКА: ВСЕ ТЕСТЫ ТЕСТЫ НА РАБОТУ Личностные тесты Семейные тесты Тесты и статьи для женщин Девичьи тестыТесты о любви и отношениях Тесты подросткам Тесты и статьи для мужчин Социальное тестирование