Словарь морально — нравственных терминов, или Тебе, девятиклассник


Определение моральных принципов

Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства.

Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.

На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.

Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.

Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.

Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.

Словарь морально — нравственных терминов, или Тебе, девятиклассник

Словарь морально — нравственных
терминов, или Тебе, девятиклассник
Альтруизм

(франц. altruisme, лат. alter — другой) — моральный принцип самоотверженного, добровольного служения другим людям, сознательное стремление бескорыстно помогать им. Это характеристика чувств, мыслей и действий, лишенных эгоизма, которая предписывает человеку подавлять в себе собственный эгоизм, искренне служить «ближнему», быть всегда готовым жертвовать своими интересами в пользу интересов других людей или общества в целом.

Аномалия

— отклонение от нормы.

Бережливость

— моральное качество, характеризующее заботливое отношение к материальным и духовным благам, к собственности.

Благодарность

— высокое чувство уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. Благородство — моральное качество, характеризующее поступки и действия людей с точки зрения возвышенных нравственных мотивов, которыми они продиктованы.

Благосостояние

— обеспеченность населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами.

Боль

-ощущение страдания. Физическая боль. Душевная боль.

Вежливость

— моральное качество, оценивающее поведение людей. Она включает в себя внимательность, деликатность, такт.

Вера

— признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Верность

— морально-этическое понятие, стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Нарушение верности — измена.

Взаимопомощь

— отношения между людьми, возникающие в условиях необходимой поддержки друг друга.

Воля

— способность личности осуществлять регуляцию деятельности и поведения в обществе. Это свободное и сознательное устремление человека к цели; духовная способность человека к дополнительным усилиям, необходимым для достижения конкретной цели как определенной ценности.

Выбор

— нравственный акт свободной деятельности личности, который предшествует принятию решения и предопределяет содержание будущего практического действия.

Гармония

— (др.-греч. appovia) в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, созвучие; в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей.

Героизм

— особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.

Гордость

— высокое моральное чувство, в котором выражается уважение человека к самому себе, выражение своеобразия самосознания личности.

Грубость

— отрицательное моральное качество человека, который не знает норм этикета и пренебрегает культурой поведения.

Гуманизм

(лат. humanism — человечный) — мировоззрение или система воззрений, придающая человеку значение особо приоритетной ценности в форме проявления любви к человеку, как личности, уважения человеческого достоинства и заботы о благе всех людей. Это человеческое в человеке. Это глубокая вера в его безграничные творческо-созидательные возможности и его способность к самосовершенствованию.

Добро

— этическое понятие о моральном сознании личности, выражающее особо положительное нравственное значение всех явлений общественной жизни в их соотнесенности с жизненным идеалом.

Доверие

— понятие, характеризующее доброе отношение к действиям другого лица и к нему самому. Обман доверия — тяжкий моральный проступок.

Долг

— понятие этики, характеризующее нравственные требования к личности, то же, что обязанность; общественно обусловленная и внутренне осознанная субъектом необходимость. Понятие долга связано с другими этическими понятиями, оценивающими моральную деятельность личности: ответственность,

самосознание, совесть и т. п.

Достоинство

— понятие морального сознания, выражающее оценку нравственности личности: уважение и самоуважение.

Дружба

— форма братских взаимоотношений людей друг с другом в сфере личных связей.

Зависть

— враждебное чувство по отношению к успехам других людей. Это показатель болезненного себялюбия и тщеславия.

Зло

— понятие этики, по своему содержанию противоположное понятию «добро». Действия человека или многих людей, направленные на разрушение или игнорирование принятых в обществе моральных принципов, причинение вреда другим людям и себе, оно несет с собой нравственные страдания и ведет к разрушению личности.

«Золотое правило нравственности»

— древнейший принцип этики поведения, призывающий не делать другому лицу того, чего не желаешь сам себе. В библейской заповеди сказано: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, так поступайте и вы с ними».

Идеал

(греч. idea — идея) — понятие морального сознания, образец высшего нравственного совершенства или высшая цель человеческих устремлений в своей жизнедеятельности.

Измена

— нарушение верности общему делу или предательство.

Индивидуальность

— неповторимое своеобразие конкретной личности и ее творческой деятельности.

Инициатива

(лат. initiare — начинать) — самодеятельное участие личности в различных сферах социально­культурной жизни и деятельности. Это форма проявления личной активности человека, сопрягающейся с его творчеством и мужеством.

Интерес

— целеустремленное отношение человека к чему-либо, являющемуся объектом его естественной потребности.

Интуиция

(лат. intueri — внутренне чувство, чутье, догадка) — философское направление в традиционной этике. Оно характеризует мистическое, непосредственное познание без опыта и разума.

Искренность

— моральное качество, характеризующее человека и его поступки. Она составляет субъективную сторону убежденности в правоте своих идей и действий.

Искупление

— снятие с себя вины за совершенные проступки посредством полного признания своей вины и исправления причиненного вреда.

Истина

(греч. aleteia — нескрытость) — ценностно-теоретическое понятие, обозначающее идеал познания и способ достижения точного знания о ком или чем-либо.

Кодекс моральный

— свод нравственных принципов, норм и правил, предписываемых людям к всеобщему следованию. Это требование добровольного, но обязательного исполнения их в обществе. Оно обычно охватывает те моральные нормы, принципы и правила, которые практикуются уже подавляющим большинством членов конкретного общества. ,

Культура поведения

— совокупность правил и форм поведения человека в соответствии с общепринятой моралью и нормами этикета.

Личность
(
лат. persona — маска) — термин, обозначающий целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполнения им социально-культурных функций.

Любовь

— глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Малодушие

— отрицательное моральное качество, указывающее на слабость воли человека.

Мечта

— одна из форм морального сознания, представляющая собой эмоционально-чувственное проявление идеала в индивидуальном сознании, которое выступает как желание и умение видеть свое прекрасное будущее. Мировоззрение — целостная система взглядов на явления и процессы, происходящие в окружающем человека мире. Это комплекс представлений и понятий человека о развитии мира вообще и себя в нем.

Мораль

(от лат. mores — нравы) — понятие этики, служащее для выражения сферы духовных ценностей. Это особая форма общественного сознания и один из способов регуляции поведения людей в конкретно­историческом обществе с помощью норм и правил совместного общежития. Возникает из потребности установления межличностной коммуникации на базе гуманных ценностей, гарантирующих сохранение человеческого рода и достоинство каждого человека, принадлежащего к нему.

Надежда

— положительно окрашенная эмоция, связанная с ожиданием удовлетворения потребности.

Намерение

— решение совершить действие и достигнуть позитивного результата. Это рационально-волевая установка личности, как желание решения задач.

Норма

(лат. norma — правило, образец) — нравственно узаконенное установление, признанный обществом порядок морального поведения.

Нравственность

, как и мораль, является главным этическим понятием. Будучи составной частью индивидуального следования морали в жизни и деятельности конкретного человека, служит показателем и критерием его духовной культуры. Самым значительным проявлением нравственности в человеке является
совесть.
Обида

— несправедливо причинённое огорчение, а также вызванное этим чувство.

Обязанность

— моральное требование, выступающее как проявление долга.

Ответственность

— этическая категория, характеризующая отношение личности к другим людям и обществу в целом с точки зрения осуществления ею моральных требований. Склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей. Эта категория выражает способность личности управлять своей деятельностью, отвечать за все свои действия и поступки и совершать при этом правильный выбор, достигать определенного результата, сознательно и добровольно выполнять моральные требования и компетентно осуществлять стоящие перед ней задачи.

Патриотизм

— нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Полезность

— одна из форм оценки действий человека с точки зрения удовлетворения каких-либо потребностей или интересов людей.

Прекрасное

— очень красивое; то, что воплощает красоту, соответствует её идеалам. Наука о прекрасном —
эстетика.
Преступление

— понятие морального сознания, оценивающее проступок людей с точки зрения меры, в какой они нарушают требования этики и права. К преступлениям обычно относят те проступки, которые представляют собой особую опасность для человечества, попирают общепринятые представления о гуманизме и справедливости и совершаются по корыстным, аморальным мотивам.

Проступок

— по своему содержанию представляет некое нарушение требований морали и нравственности. Раскаяние — признание личностью собственной вины и осуждение допущенных ошибок. Оно проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных поступках или мыслях о них.

Репутация

(лат. reputation — раздумье) — создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо.

Свобода

— деятельность, не обусловленная внешними по отношению к субъекту деятельности причинами.

Свобода воли

— философско-этическая категория, определяющая в самом общем смысле способность специалиста самостоятельно принимать решения и действовать по своему усмотрению.

Семья

— базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: союзом мужчины и женщины, добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта, вступлением в брачные отношения, стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Семья — важнейшая общественная ценность.

Смирение

— моральное качество, характеризующее негативное отношение человека к самому себе и выражающееся в принижении своего личного достоинства, в неверии в свои потенциальные силы и в умалении своих возможностей, в покорности по отношению к внешним силам и обстоятельствам.

Смысл жизни

— способ восприятия человеческой жизни, который дает личности ощущение ее значимости в мире природы и в истории общества.

Совесть

— чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Это способность личности осуществлять критический нравственный контроль над собой и своим поведением. Неотъемлемое начало общечеловеческой нравственности.

Сознательность

— в философско-этическом значении слова совпадает с понятием свободы воли, которая представляет собой способность принимать решение со знанием дела и нести. за это личную ответственность. Солидарность (лат. solidus — прочный) — это единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов.

Сочувствие

— одна из форм проявления человеколюбия. Это гуманное отношение человека к человеку. Особенно характерно для медицины.

Сострадание

— искреннее сочувствие, жалость человека по отношению к страдающему или больному лицу. Оно направлено на оказание посильной помощи страдающему человеку и словом, и делом.

Справедливость

— нормативное этическое понятие, играющее большую роль в общественном сознании людей. Понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Счастье

— понятие нравственного сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует его наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности его жизни и деятельности, реализации всех его запросов и устремлений.

Терпимость

— нравственное качество личности, характеризующее ее особо лояльное отношение к людям, их потребностям, интересам и убеждениям.

Толерантность

— философско-этическая категория, выражающая терпимость к иным взглядам, мнениям, нормам поведения, общения и деятельности.

Требование

— строгое указание, равносильное приказу.

Тревога

— беспокойство, волнение.

Убеждения

— духовные ценности, осознанно принятые субъектом для принятия личных решений.

Уважение

— важнейшее требование нравственности, подразумевающие такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности как социально-культурного феномена.

Феномен

(греч. phainomenon — являющийся) — философское явление, предмет, данный в чувственном созерцании как необычное событие.

Ханжество

— отрицательное моральное качество, оценивающее личность и ее поступки с точки зрения лицемерного выполнения ею нравственных требований. Ханжество обычно скрывает недоверие к людям, подозрительность, ревнивое отношение к людям.

Харизма

(греч. charisma — божественный дар) — исключительная наделённость личности особыми качествами: святостью, всезнанием, непогрешимостью.

Характер

— совокупность нравственных качеств личности, указывающих на ее разум и силу воли. Моральный характер того или Иного человека проявляется в его поведении и социальных действиях.

Хоспис

— социально-медицинское учреждение, оказывающее паллиативную помощь и социально­психологическую поддержку безнадежно больным и членам их семей. Это своего рода «дом милосердия».

Цель

— заранее предполагаемый и желаемый результат действия человека. С ней сообразуются все средства, необходимые для ее достижения.

Ценность

— философско-этическое понятие, в котором наиболее четко определяются основания для человеческой жизни и деятельности. Предельное, безусловное основание творческо-созидательной человеческой жизни. Ценность может быть материальной или духовной. В XXI столетии огромное значение приобретает признание и разработка общечеловеческих ценностей, направленных на выживание и дальнейший прогресс мировой цивилизации.

Человечность

— нравственное качество, готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение. Включает ряд более частных качеств — благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Честность

— это нравственное качество личности, отражающее одно из важнейших этических требований к человеку и его жизни. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой. Противоположностью честности являются обман, ложь, лицемерие.

Честь

— понятие морального сознания и категория этики, во многом сходное с категорией достоинства личности и апеллирующее к совести. Подобно достоинству, понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе как нравственной личности. Понятие чести предполагает в отношении к личности ту меру уважения, которую она заслужила.

Чуткость

— социально-психологическая черта личности, выражающаяся в уважительном отношении и заботе о людях, внимании к их нуждам и запросам.

Щедрость

— это открытость индивида другим, готовность делиться с ними как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами.

История термина «мораль»

Невозможно сказать точно, когда общество впервые задумалось о том, что такое мораль.

Самый ранний источник, который описывает это понятие — притчи Соломона (середина X века до нашей эры). При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность.

О вопросах нравственности и морали писал Конфуций (VI–V вв. до нашей эры), который считал милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.

Большой вклад в формирование понятия морали внес Цицерон. Он много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, который жил в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввел определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.

Пифагор, Сократ и Платон также поднимали вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводили примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.

Термин «мораль» берет начало от латинского moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, поведение, а позднее — нрав, характер, нравы. Древнеримские авторы переводили слово как «соответствие добрым нравам». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». В русский язык слово «мораль» также пришло через французский (la morale) в XVIII веке.

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

Наука о нравственности

Существует наука о формах морали и нравственности, которая называется этика. Предметом её изучения выступает мораль в её исторических формах. Система категорий этики ограничивает предметную область этой сферы познания.

В качестве науки, особой дисциплины этика восходит к древнегреческому мыслителю Аристотелю.


Его произведения по этике стали основополагающей системой знания и определили предмет этой науки. Этика – это наука о морали. На основе термина «этос», что означает привычное местообитание, а позже приобрело значение «привычка», «нрав», «обычай», древнегреческий мыслитель выделил тот особый срез человеческой реальности, который составляет предметную область науки.

По аналогии Цицероном, с прямой ссылкой на Аристотеля, было образовано слово «моральный», а от него существительное «мораль», ставшее эквивалентом термина «этика». Таким образом сформировались основные понятия и категории этики. Они стали базовыми в развитии этой области гуманитарного знания.

Подходы к пониманию морали

Существует четыре подхода к пониманию морали:

  1. Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали — это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.
  2. Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.
  3. Натуралистический. Первопричина морали — природа. Человеческий разум определяет природные моральные ценности как добро или зло.
  4. Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.

Основные функции морали

Мораль осуществляет такие функции:

  • Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.
  • Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.
  • Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.
  • Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.
  • Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
  • Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.

3 –

МОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

А.А.Гусейнов

Понятие морали

*

Этика, как и философия в целом, существует в качественном многообразии учений, каждое из которых соразмерно друг другу по критерию истины и претендует на общезначимый статус. Это связано с тем, что она, исследуя мораль, в то же время преобразует ее. Так, например, мораль, понятая в гедонистической перспективе, и мораль, понятая в аскетической (кинической) перспективе, суть не только разные теоретические конструкции (образы) морали, но и разные ее состояния. Этика, будучи знанием о морали и в качестве знания о ней, является также частью (моментом) самой морали. Она потому и является нормативной наукой, что ее суждения не исчерпываются эпистемологическим содержанием; они имеют также морально (нравственно) обязывающий смысл.

Люди, отмечал еще Аристотель, изучают добродетель не для того, чтобы знать, что это такое, а для того, чтобы быть добродетельным (EN, II, 2 1103 b). Именно в силу особого (участливо-формирующего) отношения к морали как к своему предмету вопрос о том, что такое мораль, оказывается для философской этики одним из основных вопросов, требующих своего особого решения в рамках каждого теоретически цельного учения.

* Стендовый доклад, подготовленный для секции Философии, социологии, психологии и права Отделения общественных наук РАН обобщает исследования последних лет, более развернуто представленные в статьях: «Сослагательное наклонение морали»; «Об идее абсолютного в морали» (Вопросы философии. 2002. № 5; № 3 за 2003); «Этика и мораль в современном мире»; «Закон и поступок (Аристотель, Кант, М.М.Бахтин)»; «Цели и ценности: как возможен моральный поступок?» (Этическая мысль. Вып. 1-й, 2-й и 3-й. М.: ИФ РАН, 2000, 2001, 2002 гг.).

– 4 –

I

1. Актуальность темы доклада определяется не только этими общими соображениями. Она диктуется также современной духовной ситуацией в мире, которая в том, что касается морального сознания, характеризуется отсутствием общих идей, а в том, что касается этики – отсутствием акцентированного интереса к ним. Свидетельство первого можно видеть, например, в нарастании духовно-разделяющих линий как между народами, обществами, цивилизациями, так и внутри них, в релятивировании традиционных ценностей, свидетельство второго – в слиянии теоретической этики с прикладной, резком ослаблении концептуальных философско-этических дискуссий, отказе от нравственного пафоса истины. В настоящее время не то, что отсутствует общезначимое понятие морали, но по сути дела ставится под сомнение сама его возможность (как, впрочем, и нужность).

В самом общем (формально-функциональном) плане мораль можно определить как индивидуально-ответственное поведение, рассмотренное в его зависимости от смысложизненных целей деятельности человека. Под смысложизненными целями имеются в виду цели, задающие направленность (вектор) сознательной жизнедеятельности индивида и выступающие для него в качестве ее ценностных оснований.

Подобно тому, как человек не может двигаться, чтобы это не было движением в определенном направлении, так он не может сознательно действовать, не задавая своим действиям определенный смысл. Понятая таким образом мораль может быть расчленена на совокупность добродетельных поступков и канон, в силу которого они признаются добродетельными. Это – две разнонаправленные части морали; одна из них берет индивида в единичности и единственности его существования (в поступке), а другая – в родовом качестве, универсальности его бытия.

Принято считать, что этика главным образом или исключительно исследует канон (основоположения, принципы, правила) поведения. Ее интересует то, какое из возможных смысловых наполнений индивидуально-ответственного поведения является более истинным и потому предпочтительным; она интересуется тем, как поступают люди, когда они имеют возможность поступать свободно для того, чтобы выяснить, как они должны поступать, чтобы эти поступки были действительно свободными, выражали подлинное (истинное) благо того, кто поступает. Ее определенность решающим образом обнаруживается в определенности предлагаемой ею нормативной программы.

– 5 –

Подобно тому, как компас указывает направление, в котором должен был бы идти тот, кто хочет идти на север, но не содержит никаких сведений о дороге, которой ему надо идти, и способах ее преодоления, так этика говорит о том, каким признаком (признаками) должны были бы обладать поступки, чтобы они могли считаться моральными, но не касается их материального содержания ни в их общей (природной и социальной), ни в их частной (касающейся отдельного индивида и особенных обстоятельств его жизни) выраженности.

Этика, начиная с Нового времени, действительно интересовалась по преимуществу моральными нормами, законами, оставляя за пределами своего рассмотрения пестрый мир реальных поступков. Это можно считать особенностью этики в эту эпоху, но никак не ее достоинством. К тому же следует признать, что ей ни в одном из вариантов не удавалось последовательно удержаться на такой позиции. Если брать теоретические опыты этики во всей их исторической полноте, то мы увидим, что этика не всегда ориентировалась на поиск всеобщих правил поведения. Не менее основательной была установка, отождествлявшая мораль с поступками. В целом в понимании морали существовали эти две важнейшие традиции, которые одновременно знаменуют собой две важнейшие эпохи в истории этики и морали. Одна связана с именем Аристотеля и является парадигмальной для античности и средневековья, другая связана с именем Канта и является парадигмальной для Нового времени.

2. Для Аристотеля мораль есть прежде всего и по преимуществу моральная (добродетельная) личность, которая формируется и реализуется в добродетельных поступках. Последние существуют только в привязке к конкретному индивиду и частным обстоятельствам, в которых он действует. Поэтому добродетельный поступок в своем конечном основании нельзя определить иначе, как поступок добродетельного человека. Он представляет собой предел индивидуально-ответственного существования; есть такое деяние, которое содержит свое оправдание и свою награду в самом себе; его нельзя считать средством для чего бы то ни было, он, будучи средством, является в то же время целью и тем самым выпадает (обрывает, завершает) целе-средственную деятельность человека, составляя последний и высший ее смысл.

При таком взгляде на мораль возможности науки о ней ограничиваются ее эмпирическим описанием (упорядочением, систематизацией), а возможности целенаправленного воздействия на моральное поведение – ориентацией на преобладающие в обществе (привычные,

– 6 –

образцовые) каноны. Понимание морали как моральной личности получает естественное дополнение в представлении о ней как сумме конкретных норм и поступков, следование которым и совершение которых считается моральным. Все те содержательные характеристики добродетели и добродетельных поступков, которые мы встречаем у Аристотеля, являются обобщением и идеализацией того, что считалось добродетельным в рамках полисного (еще точнее: полисно-аристократического) сознания применительно к отдельным сферам общественной жизни и типичным для них человеческим ситуациям.

Аристотелевская этика была адекватным обобщением моральной реальности на той стадии исторического развития, когда общественные отношения имели форму личных зависимостей. Эта стадия в социологии именуется традиционным, доиндустриальным обществом. Его характерная особенность заключается в том, что несущей конструкцией, гарантией устойчивости социума в целом и его отдельных секторов были добродетельные индивиды, добродетельность которых поддерживалась сетью детализированных норм, опутывавших их поведение. Здесь этика дополняется по преимуществу обычаем.

3. Кант понимает под моралью закон, обладающий абсолютной необходимостью. Таковым является только чистая (добрая) воля, которая дана в форме безусловного долга, категорического императива. Моральное пространство индивидуально-ответственного поведения совпадает с автономией воли – со всеобщим общезначимым законом, который разумная воля задает самой себе.

Есть только один моральный закон. Все прочие правила приобретают моральное качество только в той мере, в какой не противоречат ему, за этими пределами они существуют только в силу целесообразности. Соответственно есть только один моральный мотив – долг как уважение к моральному закону. Он не только отличается от других мотивов (склонностей), но и обнаруживает себя в акцентированном противостоянии им. Это значит, что не существует поступков, которые совершались бы только по мотиву долга, т.е. собственно моральных поступков. Если для Аристотеля добродетельные поступки есть единственная форма бытия морали, которая тем самым выступает как конкретные обязанности перед конкретными индивидами в конкретных обстоятельствах, то для Канта мораль никогда не может воплотиться в материи живых поступков и представляет собой долг перед человечеством (долг человечности).

Кантовская этическая теория обобщает моральную ситуацию общества, в котором отношения людей приобрели «вещный характер» (К.Маркс). В социологических теориях эти общества именуются индустриальными, капиталистическими, экономическими. В них общественные отношения выступают как отношения столь больших масс людей, что они неизбежно оказываются а) безлично-анонимными и б) акцентировано функциональными. Социум организуется таким образом, что его жизнеспособность не зависит от собственно моральных качеств и решений составляющих его индивидов, общественно релевантное поведение которых гарантируется институциональными нормами. Здесь этика дополняется по преимуществу правом.

4. И Аристотель, и Кант исходят из единства человека и общества. Различие между ними в том, что первый рассматривает общество как развернутую, вынесенную вовне сущность человека, а второй видит в человеке чистое воплощение закономерной сущности общества. Соответственно аристотелевская этика есть этика поступка, а кантовская этика есть этика закона. Если исходить из того, что моральная практика как практика разумно (сознательно) деятельных существ складывается из поступков (действий) и правил (основоположений), по которым они совершаются, то Аристотель и Кант рассматривают ее в двух крайних точках, разрывая целое на части. Можно сказать так: в силлогизме поступка Аристотель акцентирует внимание исключительно на частном утверждении, в результате чего вывод оказывается безосновным (не обоснованным). Кант – на общей посылке, из-за чего отсутствует сам вывод (поступок). И в том и в другом случае силлогизм поступка оказывается урезанным, неполным. Возникает вопрос: возможна ли этическая теория, в которой силлогизм поступка был бы представлен в логической полноте и которая органически соединила бы этику поступка с этикой закона, Аристотеля с Кантом?

5. Существенное уточнение в сформулированный вопрос вносит учение М.М.Бахтина о двух видах ответственности: специальной ответственности, которая касается содержания поступка, и нравственной ответственности, которая касается факта поступка. Специальная ответственность зависит от теоретического отношения к миру, воплощенного в знаниях, нормах, умениях и т.д. Нравственная ответственность определяется неповторимой единственностью жизни того, кто совершает поступок. Поступок становится поступком тогда, когда он рефлектирует себя в обе стороны и обретает единство двусторонней ответственности. Теоретическое отношение к миру не содержит в себе необходимости поступка: из того, что поступок возможен,

– 7 –

вовсе не вытекает, что я должен его совершить. В отличие от этого нравственно-практическое отношение к миру (сам факт поступка) выводит в область теоретически расчетливого отношения к нему: решение совершить тот или иной поступок ведет к обдумыванию того, как это сделать наилучшим образом. Следовательно, совмещение двух видов ответственности в едином акте поступка возможно только таким образом, что специальная ответственность оказывается вторичной по отношению к нравственной ответственности, становится приобщенным моментом последней.

6. Задача синтеза этики поступка Аристотеля с этикой закона Канта, конкретизированная в свете выводов Бахтина, выглядит следующим образом: что это за поступки, которые, будучи неповторимо единственными, являются одновременно закономерно всеобщими, или, говоря по другому, как возможны абсолютные поступки? Ее решение составляет центральную теоретическую проблему современной этики и важнейшую моральную проблему современного человека.

II

Развитие этики после Канта существенным образом определялось критическим отношением к идее этического абсолютизма – от ее смягчения до полного и резкого отрицания. Против нее были высказаны следующие основательные возражения: а) абсолютная мораль предполагает абсолютного субъекта, имеющего право говорить от имени морали и признанного в этом качестве теми, к кому мораль обращена; б) если бы даже такой субъект существовал, она (абсолютная мораль) не могла бы быть эксплицирована ни в речи, ни тем более в материи практического действия, ибо и то, и другое относительно, ограниченно, тленно; в) реальные формы, в которых якобы манифестирует себя абсолютная мораль в культуре, на самом деле таковыми не являются и содержат в себе большую долю лицемерия, прикрывающего практический аморализм. Интересующая нас проблема возможности абсолютных моральных поступков требует такого решения, которое учитывало бы и обоснованно снимало указанные возражения.

7. Мораль участвует в мотивации поступка особым образом. Она не располагается в одном ряду (одной плоскости) со всеми прочими мотивами (выгоды, престижа, приличия, мести и т.д. и т.п.), укорененными в телесно-психическом строе индивида и обстоятельствах (как природных, так и социокультурных) его жизни и ответственными

– 8 –

за конкретику поступков. Она находится над ними и за ними, образуя особый уровень мотивации, который можно квалифицировать как вторичный, третичный или еще более высокий (в зависимости от того, как считать), но в любом случае является последним. В сложной, иерархически организованной и последовательно расчлененной структуре поступка моральные категории и оценки представляют собой их высшую и окончательную санкцию.

Если все мотивы, за вычетом моральных, обозначить как прагматические, то можно утверждать, что совершаемые индивидами поступки всегда прагматичны – имеют вполне достаточные основания для того, чтобы состояться и помимо соображений доброй воли. Последние в этом смысле можно считать избыточными. Они не прибавляют ничего к материи поступка, его содержанию и форме, а санкционируют лишь само его право на бытие. Человек в этом случае действует так же, как Бог, который каждый день творения завершал обзором сделанного и констатацией того, что это хорошо, с тем лишь отличием, что он делает это не задним числом, а заранее. На человеческой «фабрике» по производству поступков мораль выполняет роль, сходную с той, которую выполняет отдел технического контроля (контроля качества) на обычной фабрике. Специфика морали в общей системе мотивации поведения состоит в том, что констатация моральной доброкачественности предстоящих поступков оказывается одновременно разрешением на существование. Говоря словами Бахтина, человека обязывает не содержание обязательства, а его подпись под ним. Мораль задает такой свойственный именно человеческим поступкам взгляд на мир, когда быть означает быть моральным.

Соответствие возможных поступков моральному критерию устанавливается анализом того, могли ли бы они состояться исключительно (только) в силу моральных мотивов. В этом смысле моральные мотивы соразмерны всем прочим мотивам вместе взятым. Мораль вырывает замысленный поступок из реально-прагматического контекста и взвешивает его на идеальных весах добра и зла, бытия и небытия. Рассматривает его так, как если бы он зависел только от доброй воли самой личности.

8. Мораль выполняет свою мотивирующую роль с помощью мысленного (идеального) эксперимента. Его суть состоит в испытании возможности предстоящего поступка по моральным основаниям. Для этого в голове (мысленно) создаются вымышленные (идеализированные) ситуации, когда моральный мотив поступка оказывается его единственным мотивом. Они создаются путем мысленного отвлечения

– 9 –

от прагматических мотивов, или, что еще лучше, противопоставления таким мотивам. Эксперименты такого типа хорошо описаны Кантом (См.: И.Кант. Основоположение к метафизике нравов. Раздел I) на примере торговца, в случае которого мысленно расщепляются, разводятся честное ведение дел и выгода. Другой типовой ситуацией этического эксперимента является рассмотрение поступка как поступка, учреждаемого доброй волей самого субъекта.

Этический эксперимент может быть только мысленным, так как испытываемый на моральную доброкачественность поступок вырывается из реального мира и перемещается в идеальный (вымышленный) мир, где имеют место только моральные поступки. Такое перемещение возможно только в мысли и описывается оно языком сослагательного наклонения. В ходе мысленного этического эксперимента человек отвечает себе на следующие вопросы: совершил ли бы я данный поступок, если бы а) у меня не было в нем выгоды; б) он был мне невыгоден; в) он целиком зависел от меня?

9. Сослагательная модальность является типичной для морального мышления и языка. Моральные требования отличаются от других требований (норм права, обычая, религиозных заповедей и др.) не императивностью и не высшей (категорической) степенью императивности, а характером обоснования, осуществляемого в сослагательной модальности. Это подтверждается анализом формулировок морального закона у Канта и золотого правила нравственности.

Обоснование долга самого по себе (как необходимости поступать) не составляет сколько-нибудь серьезной теоретической и практической проблемы. Возникающие здесь трудности исчерпываются тем, что Бахтин обозначил понятием «не-алиби в бытии». Поскольку человек живет, он не может не действовать; по отношению к бытию у него нет алиби. Проблему составляет обоснование морального долга, поскольку он задает другой (не обязательный, идеальный) план бытия, в котором в отличие от реального бытия можно быть и можно не быть и по отношению к которому мы все имеем алиби. Применительно к моральному бытию «не-алиби в бытии» предстает быть самоочевидной аксиомой и становится своего рода теоремой, которая требует доказательств и для доказательства которой требуется конструируемая мыслью искусственная среда различного рода предположений. Так золотое правило предписывает поступать по таким правилам и совершать такие поступки, которые учредил бы сам действующий индивид, если бы он был той высшей и единственной инстанцией, которой дано учреждать такие правила и поступки. И оно предлагает механизм (доказательство) для выяснения того, является

– 10 –

ли таковым тот или иной конкретный поступок (правило): для этого индивид должен мысленно поменяться местами с другим (тем, на кого направлен поступок, является его адресатом, объектом) и ответить себе на вопрос, захотел ли бы он, чтобы тот, другой, совершил этот поступок по отношению к нему, т.е. готов ли он обернуть готовый совершиться поступок на самого себя и стать его объектом. Именно эта сложная внутренняя работа, в ходе которой индивид выявляет полноту своего личностного участия в поступке, для чего идеализирует всю ситуацию (переводит ее в идеальное царство, испытывает на мыслимость в качестве идеала), а не итоговый вывод в виде краткого «поступай» или «не поступай» определяет моральный характер предписания.

То, что получило достаточно адекватное выражение в золотом правиле, свойственно всякой моральной оценке как основанию (мотиву) моральных поступков. Структура моральной оценки является сугубо сослагательной. Оценивая некий поступок как добрый, мы характеризуем его в качестве такого поступка, который мог бы иметь место в мире, где совершаются только добрые поступки, получил бы положительную оценку того, кому дано судить что есть добро, а что есть зло, непременно хотел бы совершить тот, кто выносит такую оценку. В живом повседневном языке моральная оценка часто выражается в изъявительном наклонении. Это является одной из причин, в силу которой этика недооценивает роль сослагательного наклонения в моральном языке. В действительности то, существование чего только возможно (мыслимо), и то, что реально существует, не корректно выражать в одних и тех же словах и языковых конструкциях. «В этой языковой двузначности мы имеем, следовательно, возможный источник ошибочных точек зрения на соотношение истин, касающихся действительности существования чего-то, и истин, касающихся оценок») (Дж.Мур. Принципы этики, § 70).

10. Сослагательная модальность моральной оценки связана с тем, что моральный поступок есть самоценный поступок. Быть самоценным означает содержать свои цели в себе с полнотой и завершенностью, исключающей низведение до уровня средства по отношению к чему бы то ни было. Моральный поступок есть поступок, который не может быть совершен для чего-то и оправдан какой-то иной целью, которая лежит за его пределами. Он выпадает из целе-средственной логики человеческой деятельности точно так же, как из причинно-следственной логики природы. Поэтому для того, чтобы адекватно

– 11 –

оценить моральный поступок, его надо поместить в некую иную реальность, которая не подчиняется этим логикам, на что и направлена моральная оценка.

Хотя мораль, совпадающая с моральными поступками, и выпадает из целе-средственного типа связи, она тем не менее связана с ней. Ее место – в зазоре между целями и средствами, являющимся одновременно пространством свободы и риска. Мораль заполняет этот зазор таким образом, чтобы цели, с одной стороны, не потеряли всякую связь с реальностью, трансформировавшись в пустую фантазию или разрушительное сумасбродство, а с другой стороны, не растворились в ней, потеряв свое качество сил, возвышающих человека над ограниченностью природного существования. Она является безусловным условием целе-средственной (сознательной) деятельности человека.

11. За сослагательными предложениями скрыты отрицательные индикативные утверждения («это было бы» означает, что фактически этого нет – так слова «я бы радовался» означают, что на самом деле я не радуюсь). Сослагательная модальность морального обязывания также означает, что фактическое содержание последнего заключается в отрицании. Мораль как специфический способ обязывания делает возможными разнообразные реальные обязанности и ответственна именно и только за их возможность, которую она задает через запрет на то, что ей противоречит. Моральное обязывание – не только условие возможности других обязанностей, но и их деятельное ограничение. Реальность (фактичность, предметность, бытийная укорененность) морали является негативной. Мораль говорит не о том, что делать (об этом говорят другие формы знания и практики), а о том, чего не делать. Не просто не делать, а никогда не делать.

Негативный поступок как поступок, который не совершается в силу сознательного решения не делать это, т.е. в силу запрета, имеет ряд особенностей, по причине которых именно он становится преимущественным предметным наполнением морали.

Во-первых, негативный поступок, поскольку он заключается в запрете на переход желаний (мотивов) в действие, в полной мере подконтролен сознательной воле человека. Человек не может сделать так, чтобы он чего-то захотел или чего-то не захотел. Но он всегда может отказаться от того, чего он хочет, от определенных желаний. Если исходить из предложенного Дж.Муром разграничения идеальных правил и правил долга, то в строгом смысле слова только негативные поступки подходят под правило долга.

– 12 –

Во-вторых, негативный поступок может быть не только категорическим, но и общезначимым. Позитивный поступок, поскольку он укоренен в психологии конкретного индивида и частных обстоятельствах его жизни, по определению не может стать общезначимым. Невозможно даже представить себе (не говоря уже о том, что это лишено смысла), чтобы все делали одно и то же. Другое дело – негативный поступок. Он представляет собой урезанный поступок в том смысле, что он ограничивается всеобщим принципом (правилом, запретом). Здесь принцип поступка и сам поступок в своей непосредственности, частном выражении, индивидуализированности полностью совпадают. Негативный поступок может быть столь же общезначимым, сколь общезначим сам запрет. Поэтому в высшей степени реалистична картина, когда все люди не совершают каких-то поступков, относительно которых они пришли к выводу, они не должны их совершать.

В-третьих, негативный поступок исключает опасность морализирующего самообмана. Людям свойственно думать о себе лучше, чем они есть на самом деле, выдавать свое зло за добро. В случае негативного поступка, не совершаемого в силу запрета, для этого отсутствуют психологические основания. Моральным мотивом негативного (запрещенного) поступка является сам запрет, и он адекватно обнаруживает себя в том, что поступок не состоялся. А в вопросе о том, состоялся ли запрещенный поступок или нет, обмануться невозможно. Поскольку нравственно запрещенный поступок есть поступок, который запрещен из-за того, что он является недостойным, то человек, оставаясь в логике морального сознания, не может гордиться тем, что он не сделал чего-то плохого.

Таким образом, если возможны абсолютные моральные поступки, то они возможны в качестве негативных поступков, задаваемых определенными запретами. Каковы эти поступки и запреты сегодня – таков вопрос, в который упираются дальнейшие исследования в области этики, в том числе и центральный для нее вопрос о понятии морали.

Классификация моральных принципов

Моральные принципы человек осознает как поведение, которое определяет характер взаимоотношений в обществе.

Выделяют такие моральные принципы:

  • Принцип гуманизма — высшая человеческая ценность, которая выражается в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и самореализацию.
  • Принцип альтруизма — нравственная норма, которая призывает оказывать бескорыстную поддержку нуждающимся.
  • Принцип коллективизма — возможность совместного существования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма.
  • Принцип справедливости — равные права и свободы для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества усилий со стороны каждого человека.
  • Принцип милосердия — готовность сострадать и помогать тем, кто просит, вне зависимости от социального статуса и внешнего вида.
  • Принцип миролюбия основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Миролюбие способствует поддержанию общественного порядка, взаимопониманию поколений.
  • Принцип патриотизма — любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
  • Принцип толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Другими словами, принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.

Мораль и нравственность

Нравственность – это историческая форма морали. Моральные заповеди – вневременные категории. Они известны как принципы нравственной жизни. Христианские заповеди «не убий», «не прелюбодействуй», «не кради», «не злись», «на завидуй» — не что иное, как запечатлённые в религии формы нравственного поведения.

Всем известное высказывание «о времена, о нравы!» — это свидетельство изменчивости исторических форм морали. Именно поэтому возникает проблема в отношениях поколений «отцов и детей», конфликт разных форм нравственного поведения.

Например, в советский период эпохи абсолютно безнравственным считались любые формы спекуляции – получение прибыли за счет перепродажи товаров. Люди подвергались уголовному преследованию за факты занятия деятельностью, которая в настоящее время легитимирована законом «О предпринимательстве».

Для эпохи средневековья высшей степенью безнравственности являлась попытка естественнонаучного познания природы вещей. История сохранила печальную картину средневековья как символ «мракобесия». Любая форма отказа от слепой веры подвергалась гонениям и была под строгим запретом.

Нравственность – это принятая каким–либо обществом форма поведения в определенный исторический период и признанная нормой для этого сообщества. В случае отказа от принятия норм индивид подвергается отчуждению, порицанию обществом в различных формах.

Таким образом, то, что в определенных временных условиях выступает как зло, может превратится в добро в другой временной парадигме. Зло и добро – основные нравственные категории этики.

Моральные принципы общения

Нравственные нормы и принципы в контексте общения:

  • самоуважение и проявление уважения к собеседникам;
  • приоритетность чужих или общественных интересов над личными;
  • осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
  • развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
  • ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
  • выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
  • признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;
  • вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
  • общение — процесс двусторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него вклад;
  • равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
  • искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
  • понятность и доступность для всех участников общения;
  • последовательность и правильная очередность элементов общения, например, вопрос-ответ, побуждение к ответной реплике.

Глоссарий по теме»Общественно-нравственные понятия

Глоссарий

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Бескорыстие – это духовное качество, которое дает человеку возможность поступить не в своих интересах, а в пользу других людей. Такое действие можно назвать безукоризненным и заслуживающим высокой оценки. Часто бескорыстных людей называют альтруистами. Бескорыстие – добрый поступок того, кто не стремится к личной выгоде и способен заботиться о других больше, чем о себе; когда нет стремления к приобретению наград за добрые дела; бессребреник. Краткий словарь нравственных понятий

Великодушие – благородство, когда гуманность превосходит меру общепринятых норм; самопожертвование ради интересов других; отказ от требования наказать совершившего поступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному. Краткий словарь нравственных понятий

Воля – способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Одна из высших психических функций.

Герой – тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. Геро́й Росси́йской Федера́ции – государственная награда Российской Федерации – высшее звание, присваиваемое за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Герою Российской Федерации вручается знак особого отличия — медаль «Золотая Звезда». Героизм – героическое, свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Гражданское воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Гражданское поведение – совокупность устойчивых стереотипов поведения, увязанных с понятием гражданства и базирующихся на гражданском сознании личности. Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству. Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество. Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране. Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь. Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека. Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного. Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств ее права и интересы.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего, гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.

Доброта – стремление делать добро; заботливость, предупредительность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима. Краткий словарь нравственных понятий Долг – обязанность, призвание, например, материнский долг, гражданский долг; способность человека из чувства долга перед родными, своей страной на настоящие подвиги. Краткий словарь нравственных понятий. Дружба – бескорыстные отношения, которые основаны на взаимном расположении и доверии, на уважении и любви, на общих взглядах и интересах; друзья всегда готовы прийти на помощь. Краткий словарь нравственных понятий

Духовное воспитание детей – важная составляющая в процессе воспитания каждого ребенка. Дело в том, что получение полноценной нравственной личности в будущем невозможно без духовного воспитания. Именно духовность закладывает в ребенка такие черты, как человеколюбие, помощь ближнему и т.д. Духовно-нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Духовность – это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения. Духовность – это отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека. Духовность – это свободный ум и способность воспринимать трудности и неудачи, как тренажер духовного развития. Духовность – это тонкое умение сострадать и приходить на помощь. Духовность – это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось.20 Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь. Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Мораль – принятые в обществе представления о плохом и хорошем. Мораль – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого общество чести, совести, долга, достоинства. Мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным.

Мужество – одно из положительных нравственных свойств характера, отражающее силу духа при преодолении страха. Мужеством также называют способность переносить физические и нравственные страдания. Вместе с умеренностью, мудростью и справедливостью в античные времена мужество являлось одной из четырех главных добродетелей. Аристотель рассматривал мужество, как преодоление страха смерти — единственно достойный способ поведения в бою с риском для собственной жизни ради добродетели. Мужество осталось основной добродетелью, связанной с понятием чести у рыцарей в средние века. Сейчас мужество часто употребляется как синоним общечеловеческой, а не только мужской нравственной ценности, например, словосочетание «мужественная женщина» не является противоречивым. Военные конфликты (в частности, Вторая мировая война), когда женщины и дети становились в один строй с мужчинами и на фронте, и в тылу, сильно повлияли на обобщение термина «мужество» вне половых и возрастных признаков. Военные награды «За мужество» существуют во многих странах мира. Ярким примером мужества целой страны стала Великая Отечественная война, на уроках которой мы можем учиться героизму, отваге и добродетели.

Мужество – поведение человека, которое отличается ответственностью, разумностью и спокойствием при экстремальных обстоятельствах или просто в трудных ситуациях.

Мужество – сочетание в человеке смелости, выдержки, настойчивости и решительности; воплощение твердости характера, верности идеалу и самому себе при столкновении с опасностью, несправедливостью. Неравнодушие – небезразличие, заинтересованность, внимание, отзывчивость.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, – важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

Нравственное воспитание – единый процесс воспитания: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), 22 нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.

Нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воли – в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Ответственность – способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе нормам. Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

Патриотизм – (от греч. — соотечественник, родина, отечество), любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закрепленное существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций развития общества.

Подвиг – доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершенный в трудных условиях.

Родина – страна, в которой человек родился и живет, Отечество, Отчизна, родная сторона, родная земля; история страны, ее культура, язык. Краткий словарь нравственных понятий.

Самоконтроль – способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле.

Самоотверженность – положительное психологическое, социальное и морально-политическое качество личности, которое выражается в способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими (вплоть до жертвы собственной жизнью) для благи других.

Совесть – врожденное нравственное чутье; сознание и чувство ответственности человека за свое поведение, побуждающие человека к истине и добру, отвращающее от зла и лжи. Краткий словарь нравственных понятий

Справедливость – соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым нормам и требованиям.

Краткий словарь нравственных понятий: — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям; — формирование элементарных знаний о правах человека. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том. Что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Такой человек точно знает, чего хочет, куда идет и за что борется.

Целеустремленный — направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного. Толковый словарь русского языка Ушакова

.

Целеустремленность – это ясность ума, помогающая определить цель, и сила духа, помогающая достичь цели, невзирая на препятствия.

Целеустремленность – это наличие у человека убеждений, от которых он не отказывается даже под давлением обстоятельств.

Целеустремленность – это умение всегда держать в уме конечную цель, и не переключаться ни на что иное в процессе действия.

Целеустремленность – это компас в современном деловом мире, помогающий человеку всегда держать верный курс.

Честь – достоинство, репутация; почет, уважение; знаки внимания, оказываемые кому-либо

Отсутствие моральных принципов

Полное отсутствие моральных принципов невозможно — у человека в любом случае есть какое-то представление о том, что можно и что нельзя делать. Эти представления могут значительно отличаться от общепринятых в конкретном обществе, тогда такого человека могут назвать аморальным. Если человек перестает развивать свою личность, прекращает ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с этим начинается регресс сформированных моральных норм и правил.

Отличие морали от обычаев и правовых норм

Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.

Нормы моралиОбычаиНормы права
человек выбирает осмысленно и свободновыполняются точно, без оговорок, беспрекословно
норма поведения для всех людеймогут отличаться у разных народностей, групп, общин
в их основе — чувство долгаисполняются по привычке, для одобрения окружающих
основа -личные убеждения и мнение обществаодобряются государством
могут выполняться по желанию, не являются обязательнымиобязательны для исполнения
нигде не записываются, передаются из поколений в поколенияфиксируются в законах, актах, меморандумах, конституциях
невыполнение не наказывается, а вызывает чувство стыда и муки совестиневыполнение может привести к административной или уголовной ответственности

Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример — принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо – мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.

Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]