Для специалистов, Сновидение, Психология саморазвития Ирина Васильева Самосовершенствование и саморазвитие – непременные сопровождающие современного успешного человека. Однако иногда в погоне за совершенством можно потерять себя, свою гармонию, свое равновесие. Для того, чтобы не потеряться в многообразии предложений по саморазвитию, необходимо понимать, в какой сфере личности вам действительно необходимо развиваться. Сферы личности в психологии – важная тема, в которой нужно ориентироваться. Это поможет Вам достичь гармонии в своей жизни.
Добрый день, уважаемый читатель! Сегодня мы последовательно разберем каждую сферу личности и сделаем мы это для того, чтобы вы смогли посмотреть на себя с разных сторон. А заодно я познакомлю вас с шикарной техникой обретения баланса и гармонии.
Итак, начнем.
Эмоционально-волевая сфера
В некоторых источниках эмоционально-волевую сферу разделяют на две: эмоциональную и волевую.
Волевая сфера представляет собой множество качеств личности, которые помогают достигать целей, контролировать свое поведение, действовать в непростых условиях.
Основными качествами волевой сферы для взрослого человека, о которых хотелось бы поговорить сегодня, являются сила воли и целеустремленность. Они взаимозависят друг от друга.
Сила воли – это ресурс исчерпаемый. Это та сила, то постоянство, та концентрация, с которой человек может длительное время заниматься одной задачей, или достигать определенных целей.
В условиях спокойной работы исчерпаемость этого ресурса можно не заметить. Но при работе в режиме многозадачности сила воли может растаять как весенний снег.
И здесь очень важен мотивационный компонент.
Чем выше уровень мотивации к достижениям, тем больше сила воли. Чем больше сила воли, тем амбициознее человек. Чем амбициознее человек, тем более высоких целей он достигает.
Важно понимать, что сила воли дана человеку не только для достижения каких-либо целей, но и отказа от достижений. Она дана не только для умения говорить «ДА», но и для необходимости сказать «НЕТ» в определенных ситуациях.
Эмоциональная сфера представляет собой уровень развития эмоционального интеллекта, умение человека управлять своими эмоциями, понимать их.
Нарушения эмоциональной сферы всегда идет вместе с нарушениями воли.
Т.е. при подобных нарушениях человек волевые качества личности не способны удерживать каскад эмоций. Если это ваша история, то для гармоничного существования важно привести эту часть своей личности в порядок.
Для это существует множество способов — от личной консультации до участия в тренингах по этой теме или чтения книг. Пока идет подготовка к тренингу по этой теме (в том числе в онлайн формате), могу предложить вашему вниманию свою книгу, написанную на основе моего 35-летнего практического опыта в этой теме. Она называется «Эмоциональная тюрьма. Как освободить сильные чувства, не разрушая себя и окружающих».
Этапы саморазвития
Первый этап
Начало саморазвития-это процесс самопознания. Самопознание начинается с рождения. Мы рождаемся в этом мире, и постепенно начинаем познавать его и себя, определяем свое место в нем, себя, частью каких общностей мы являемся. Часто ребенок не может идентифицировать себя как отдельную личность, позднее приходит это понимание. Мы стремимся идентифицировать себя в этом мире, как отдельную, ни на кого не похожую личность. Но в тоже время понимаем, что входим в какие-то социальные общности, т.е. на кого-то похожи.
Мы хотим знать: кто мы, на кого похожи, что мы знаем, умеем, чувствуем. После этого мы позиционируем сами себя в своей мысленной системе координат выстроенной относительно наших представлений о мире, кумирах, родителях, идеалах и ценностях, коллег по работе, членов нашей семьи, религии. Познание себя этим не ограничивается, мы должны знать, какие недостатки и какие достоинства нам присущи. Наши недоставки могут привести к конфликтным ситуациям, увольнениям, непониманию, и другим нежелательным последствиям и отразиться на нашей жизни. Здесь очень важную роль играет желание принять себя, таким, какой ты есть, без приукрашивания, но и без унижения своих достоинств.
Если мы сможем принять себя, проблем с объективным взглядом на окружающую действительность практически не возникает. Конечно, у любого человека своя точка зрения, понимание действительности. Но в результате самопознания мы понимаем, что мы из себя представляем, кто мы, где мы находимся и что (кто) нас окружает, к чему мы стремимся.
Если уровень принятия себя понижается, мы начинаем оправдывать себя, свои поступки, даже неблаговидные, находить людей, которые, по нашему мнению “хуже” нас. И появляется оправдание себя, которое позволяет нам ничего ни делать, ни работать надо собой, ничего не менять в нашей жизни. А просто критиковать других для поднятия и стабилизации самооценки. И поэтому в этом случае процесс саморазвития начинает застопориваться. Критика поступков других людей личностному росту не способствует. Критика может быть конструктивная(когда вы подсказываете выход из ситуации) и неконструктивная, когда вы просто ругаете. Второй вид критики для личности означает только то, что она временно поднимает самооценку за счет других. И мало работает над собой.
Иногда наши недостатки-только наша собственная субъективная оценка, поэтому желательно чтобы вас, вернее ваши недостатки оценили и другие люди. Можно предложить своим знакомым на листке бумаги описать вас. Что они думают о вас, главные ваши недостатки и достоинства. Естественно, повторяющиеся у нескольких людей недостатки,- это верный признак того, что именно этот недостаток и надо исправлять. Прочитайте подробнее о том, как выявить свои сильные и слабые стороны.
Если мы выявили недостатки, теперь приходит черед второго этапа личного развития.
Второй этап
Осознание желания меняться. Осознание того, что уже пора изменить что-то в жизни. Понимание сфер, где это нужно. Если Вы поняли, что пора, то действительно пора начинать меняться. Человека может что-то подтолкнуть задуматься над этим, к примеру: увольнение с работы, прочитанная книга или мнение другого человека. Но пока человек сам не решит изменить свою жизнь, начать развиваться, его очень трудно заставить развиваться. И даже если заставить, работать над собой он не будет. Нужен внутренний стимул, личное желание меняться и развивать себя.
Третий этап
Выбор цели и путей ее достижения. Хотя этот этап можно разбить и на 2 этапа. Мы проанализировали, какие недостатки нам присущи, и чего именно нам не хватает. Что мы хотим представлять из себя, когда саморазвитие будет закончено(вернее, определенный этап саморазвития). Понимаем, что именно мы хотим видеть, и как этого достичь. Теперь надо проанализировать, какими методами способами можно достичь желаемого результата. Что именно мне надо сделать или изменить в себе, чтобы стать таким, как я хочу быть?
Для личного развития можно воспользоваться, книгами, фильмами, тренингами, сайтами по саморазвитию, которые могут показать пути достижения цели. И помощь других людей тоже не помешает, только нужно понимать, что это саморазвитие, а не оправдание чьих-то ожиданий по поводу себя. Не стоит слушать людей, которые настаивают на своем мнении как на единственно правильном варианте, выбирать как развиваться вам.
Понимая что и ка мы хотим изменить мы составляем план саморазвития. Конечно, некоторые люди просто боятся перемен, в силу комфортности и особенностей психики, и ничего не делают, чтобы изменить ситуацию. Но изживание страхов и лени- это тоже самосовершенствование.
Некоторые закачивают на этом шаге, поскольку сами не знают, что именно они хотят получить в итоге и как именно этого достичь. Если это представить трудно, то и дальше дело не пойдет. Стоит также продумать мотивацию для вашей деятельности. Как вы себя будете вознаграждать, когда чего-то добьетесь: это может быть похвала, торт, новый галстук или социальное одобрение, расскажите о том, чего добились другим. Это может быть и поход в парикмахерскую или магазин. Ну, финансовая сторона, мотивирует сама собой, но! не всех и не всегда. Но чем больше успех, тем больше должно быть вознаграждение, которые мы получим. Если вы будете вознаграждать себя, хвалить за достижения, тогда личное развитие пойдет как по маслу. Мотивация саморазвития-это чаще всего предвкушение успеха, достигнутые успехи+немного самомотиваици.
И последний этап
Это собственно действие. Без этого вся предыдущая работа бесполезна. Сферы саморазвития для личности понятны, цели видимы, план разработан, вперед. Мы идем на тренинги, начинаем читать книги, менять себя. Потом оценка результатов. Как оценить процесс саморазвития? Возвращаемся к 1 пункту. Мы оцениваем себя, чего мы добились, как изменились. Теперь выбираем новые цели. На самом деле процесс саморазвития бесконечен, иногда мы делаем это бессознательно, но если имеются какие-то проблемы, которые надо решить, то стоит делать это очень осознанно. Саморазвитие личности должно основываться на открытости к миру, но в то же время на его критическом осмыслении. На независимости от мнения общества и отдельных личностей. Но включать их опыт. На позитивном мышлении, но не на напрасных надеждах и неосуществимых мечах. На силе воле. И постоянной работе над собой.
Прочитайте про 7 упражнений для саморазвития.
Средства саморазвития:
- тесты (помогают в самопознание себя: базовых характеристик личности, особенностей мотивации);
- общение с людьми, которые разбираются в той сфере, в которой вы сейчас хотите развиваться;
- книги и статьи для понимания себя, своих чувств и предпочтений, выбранной сферы развития;
- различные обучающие программы по отдельным темам или предметам;
- психологические семинары и тренинги;
- отдельные консультации;
- бизнес-тренинги;
- наставничество;
- коучинг.
Когнитивная (познавательная, интеллектуальная) сфера
Когнитивная сфера человека представлена:
- Ощущения;
- Восприятие;
- Память;
- Внимание;
- Мышление;
- Речь;
- Воображение.
От того, как работают эти функции, во многом зависит успешность человека во всех видах деятельности, связанных с работой интеллекта.
Развитие познавательных потребностей интенсивно идет до 21 года. Знания, умения и навыки, получаемые и осваиваемые в этот период, запоминаются хорошо.
Однако после 21 года развитие этой сферы уже требует определенных усилий. Если не верите, сравните себя в студенческие годы и сейчас. Когда-то вы за ночь могли без труда подготовиться к экзамену, а сейчас от хоть «немного» новой информации начинает «закипать» мозг.
Однако очень полезно «нагружать» мозг в любом возрасте. Для этого можно выбирать любой вид интеллектуальной деятельности: настольные игры, чтение, общение с интересными людьми, просмотр познавательных фильмов и многое другое.
Каждая из познавательных способностей влияет на другие сферы личности.
- Например, психическая устойчивость напрямую зависит от уровня концентрации внимания.
- А уровень развития эмпатии напрямую зависит от богатства речи.
- Подтягивая одну когнитивную функцию, вы незаметно воздействуете на многие факторы вашей жизни.
Многие связывают сферы личности в психологии с когнитивным развитием ребенка в детстве.
И это очень близко к истине. Ведь от того, как проходит человек этапы своего развития, от того, соответствует ли уровень развития когнитивных функций биологическому возрасту, сильно зависит, как он будет реализовывать себя в социуме.
Перечень жизненных сфер и их характеристики
Не существует единого мнения относительно конечного числа важных для человека направлений деятельности. Каждая личность сама определяет их количество для себя.
В субъективный перечень обычно включают семь сфер: здоровье, семью, дружбу, занятость, социальный и экономический статусы. Завершает список духовность – необходимый компонент личного благополучия. Рассмотрим их подробнее.
Здоровье
Одна из самых важных сторон жизни, глубинный внутренний ресурс. При мелких и крупных неурядицах, проблемах мы обращаемся за помощью к своему здоровью. Оно позволяет преодолевать трудности, решать сложные задачи, достигать поставленных целей.
Если не уделять должного внимания здоровью и телу, то недомогания, различные ограничения отрицательно скажутся на других сферах жизни. Рано или поздно подорванное здоровье начнет забирать энергию, например, у работы или семьи, компенсируя безразличное или чрезмерно потребительское отношение к себе.
Семья
Семья – это основа основ, фундамент всего, что происходит в нашей жизни, дополнительный источник внутренних сил. Она является многогранной сферой жизни. Включает в себя любовь, дружбу, социальное и духовное взаимодействие. Формирует личностные качества, такие как ответственность, лидерство, зрелость. Служит источником серьезных мотиваций на достижение целей, реализацию желаний.
Семейный уклад, отношения с родителями и партнерами оказывают влияние на другие сферы человеческой жизни. Часто именно семья становится самым ценным ресурсом личности, смыслом всех поступков. Отсюда возможны перегибы, когда человек так старается материально обеспечить своих родных, что все время проводит на работе. Или впадает в другую крайность – погружается с головой в домашние дела, забыв о личных интересах.
Дружба
Дружба является несомненной ценностью для современного человека. Эта сфера предполагает как взаимодействие с партнерами по бизнесу, коллегами по работе, так и досуг с друзьями или приятелями. Надежное окружение, искренние отношения служат опорой для реализации жизненных планов, способствуют развитию уверенности в себе.
Как и любые другие взаимодействия дружба предусматривает обмен энергиями. Человек должен не только получать, но и отдавать. Если не уделять время своим друзьям, не помогать им и не поддерживать, связь с ними может быть утрачена.
Занятость
Эта область жизни включает в себя любой труд: будь то работа по найму, собственный бизнес, хобби, творчество, помощь ближнему или благотворительность. Важным критерием оценки данной сферы является ее полезность, нужность людям. Немаловажную роль также играет уважение, признание в обществе. Кроме того, любая деятельность должна приносить радость.
Пренебрежение этой стороной жизни приводит к застою, что неминуемо отражается на других сферах. Человек чувствует себя бесполезным, теряет тягу к саморазвитию, не видит смысла в своем существовании и выхода из ситуации, испытывает эмоциональное выгорание. Нелюбимое занятие портит характер, лишает стремлений, рождает неуверенность в себе.
Социальный статус
Социальный статус индивида отражает его положение в обществе. Является оценочным показателем, непосредственно связанным с происхождением, возрастом, полом, профессией, уровнем доходов и наделенной властью. Находясь на определенной ступени социальной лестницы, человек обретает соответствующие права и обязанности.
Эта сфера непосредственно влияет на общую удовлетворенность жизнью. Способствует личностному росту, саморазвитию. Она служит стимулом для поиска престижной высокооплачиваемой работы, построения карьеры. Помогает проявить такие качества, как честолюбие, лидерство.
Экономический статус
Очень сложная сфера. Экономическая, денежная или имущественная сторона жизни. Отражает финансовую состоятельность человека, его материальное благополучие, умение разумно тратить деньги, грамотно вести бюджет. Всем известно, что не в деньгах счастье, но они, бесспорно, – источник возможностей, положительных эмоций, стимул для действий.
Служит внешним ресурсом развития других сфер жизни. Это направление должно быть прокачано в соответствии с индивидуальными ощущениями и потребностями в материальных благах. Не больше и не меньше. Избыток, как и недостаток денег, делает человека несчастным.
Духовность
Сфера жизни, которая включает в себя все, что связано с внутренним миром человека, его характером, убеждениями. Какие у человека есть жизненные принципы, как он расставляет приоритеты, о чем мечтает. Что для него важно и куда он движется. Эта сфера связывает все направления деятельности человека в единое целое, служит лейтмотивом жизненных процессов.
Духовность – способ познания себя, источник мотивации для самосовершенствования. Поиск ответов на главные вопросы о смысле бытия. Она помогает повысить самооценку, обрести гармонию, внутренний баланс.
Ценностно-смысловая (потребностно-мотивационная) сфера
Здесь мы будем говорить о ценностях, моральных установках, этических ценностей, норм поведения. О том, что формирует мотивационно-потребностную сферу личности.
Ценностная сфера формируется в процессе жизни, начиная с самого детства.
Все, что составляет ценностно-смысловую сферу, появляется не только от бесед или сказанных ребенку слов. А также и от того, какие ситуации наблюдал ребенок, какой опыт межличностного взаимодействия он получил, с помощью чего он познавал мир.
В зависимости от ценностных ориентаций людей можно разделить на шесть типов:
- Экономический человек – тот, который ориентирован на практический результат;
- Социальный человек – тот, для которого важно мнение окружающих, тот, который живет «для других»;
- Теоретический человек – человек, для которого делит мир на «правильное и неправильное», «черное и белое», «плохое и хорошее» без оттенков и нюансов. Единожды определив эти позиции, теоретический человек крайне трудно от них отказывается;
- Эстетический человек – тот, для кого визуальная гармония, эстетика, красота – не просто слова. Такой человек стремиться воплотить в жизнь все свои понятия об эстетической гармонии;
- Политический человек – для него самым важным понятием успеха является влияние на умы, власть и успешность;
- Религиозный человек – для такого человека самым важным является поиск истины, духовного начала в себе самом.
По моим ощущениям каждый человек в той или иной степени в разные моменты своей жизни может проявляться в разных из описанных типов. Просто на протяжении всей жизни какой-то из типов ценностных ориентаций становится ведущим и определяет мировоззрение человека, его взаимодействие с миром.
Сами ценности, которые формируют тот или иной тип человека, можно условно разделить на два вида:
- Ценности, которые обуславливают выживание человека как вида.
В некоторых книгах их принято называть «низшими». Но мне не очень нравится это название. Ведь речь идет о потребности в пище, тепле, комфортном состоянии тела.
- Духовные ценности.
Это те, без которых человек вполне может выжить. Но жизнь его без этих ценностей мало чем будет отличаться от жизни животного.
Неудовлетворенность в жизни
Человек чувствует себя несчастным, когда у него есть единственная цель, находящаяся в одной области жизни. Тогда он проигрывает, независимо от ее достижения. Если у человека есть успехи в какой-то сфере, другие страдают. Если успехов нет, ему не на что опереться. Построивший хорошую карьеру и имеющий много хороших друзей человек меньше будет переживать по поводу неудач в личной жизни, даже если такие будут. Если вся жизнь подчинена тому, чтобы улучшать отношения со второй половинкой, в случае неудачи возникнет глубинный кризис.
Таким образом, баланс между разными сферами жизни является залогом удовлетворенности ею.
Коммуникативная сфера
Человек, безусловно, существо социальное. Потребность в коммуникации с себе подобными заложена у нас на генетическом уровне. Неразвитость навыков в этой сфере существенно влияет на все остальные.
Не умея взаимодействовать с другими, человек оказывается ограничен в общении, что непременно сказывается на его когнитивных процессах. Не являясь активным в социальной сфере, человек не развивает в себе чувство эмпатии, понимания и чувствования эмоций других людей.
Как видите, достаточно сложно провести четкие границы в том, где начинается одна сфера и заканчивается другая. Все процессы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Упражнение, с которым я хочу сегодня вас познакомить, направлено на гармонизацию всех сфер личности. Оно достаточно простое и эффективное. Благодаря этому упражнению вы сможете лучше разобраться в себе.
Упражнение-схема «Колесо баланса»
Перед тем, как выполнять это упражнение, спросите себя, готовы ли вы взять управление жизнью в свои руки? Хотите ли вы «подтянуть» те сферы, которые вас не устраивают?
Если вы отвечаете на эти вопросы: «Да», то вперед!
Шаг 1.
Берем обыкновенный лист бумаги формата А4. Рисуем на нем круг. Согласно описанных мною сфер личности в психологии, вы в каждом круге рисуете те жизненные сферы, успешность в которых для вас важна.
Пример можете посмотреть на рисунке.
Шаг 2.
Как только вы обозначили эти сферы, сделайте градацию каждой из них, исходя из того, что 10 баллов – это максимальная успешность в этой сфере. А 0 баллов – это полная неудовлетворенность тем, как эта сфера проявлена в вашей жизни.
Шаг 3.
Закрасьте каждую из сфер цветным карандашом примерно так, как вы это ощущаете.
Шаг 4.
А теперь возьмите карандаш другого цвета и представьте свою гармоничную счастливую жизнь.
Измениться ли рисунок? Какие сферы закрасятся больше, а какие меньше? А, может быть, какие-то исчезнут совсем?
И, самое важно, подумайте, какие реальные действия приведут вас к идеальному колесу баланса. Подумали? Запишите их.
Сделайте их своим планом на ближайшее время. Отмечайте успехи в том, что вы делаете. Хвалите себя. И тогда вы заметите, как постепенно гармония возвращается в вашу жизнь.
Как формировалась концепция развития 7 сфер
В определенный момент мне попадается очень эффективное упражнение для развития, которое называется «Колесо жизненного баланса». Данное упражнение позволяет сделать нашу жизнь более гармоничной, счастливой, успешной и богатой. Для этого необходимо всего лишь привести ее в баланс. В этом колесе отображены основные сферы жизни, которые человек должен поддерживать постоянно в равновесии.
Суть упражнения проста. Берется ручка и лист бумаги. Рисуется окружность и разбивается на сектора, которые и представляют наши сферы жизни. Затем проводится их анализ по 10-ти бальной шкале. Колесо жизненного баланса помогает увидеть, какие сферы жизни у нас перегружены, а какие наоборот забыты. Увидев это, можно перераспределить свое время, энергию и силы между сферами для приведения своей жизни в состояние баланса.
Здесь очень важно сказать, что единой подходящей для всех версии этого упражнения нет, т.е. количество сфер для каждого человека может быть разным. На картинке мы видим 8 сфер. Я применяю, например, 7. Ты можешь создавать «Колесо жизни» из 3, 5 и даже 10 сфер. Самое главное, чтобы они полностью поддерживали твой баланс между внутренним и внешним миром.
Колесо жизненного баланса – действенная и эффективная техника, которая даже запатентована в США, и применяется многими тренерами по личному росту и эффективности. При внешней простоте, такой метод организации размышлений, позволяет чётко взглянуть на проблему, увидеть дисбаланс и понять, как достичь равновесия. Главный козырь здесь – наглядность, которой нельзя добиться при попытках анализировать свою жизнь, сидя с лучшим другом или подругой за кухонным столом.
Применение этого упражнения стало давать мне хорошие результаты, а идею сферического развития я взял за основы. Но по мере дальнейшего развития я понял, что это упражнение не дает полной картины пути саморазвития, ведь в нем есть только сферы жизни. Это была часть мозайки, которую нужно было дособрать. И я это решил сделать.
Во-первых, в основе саморазвития лежит 3 раздела: самопознание, самореализация и самосовершенствование. Это была верхушка, с этого и необходимо было начинать. Во-вторых, каждый раздел помогает ответить человеку на 3 важных жизненных вопроса: «Кто я?», «Какова моя миссия?» и «Как я ее выполню?». В-третьих, человек всегда использует в развитии такие слова, как гармония, счастье, успех и богатство. Эти аспекты я связал и с разделами, и со сферами. В-четвертых, развитие – это путь, а любой путь имеет вектор движения из точи А в точку Б. И в-пятых, для достижения основных аспектов жизни необходимы были четкие навыки, которые я выявил. Таким образом, через несколько лет мозайка была собрана!
Однажды солдат, охранявший дорогу, остановил буддистского монаха. Выхватив меч, воин сурово спросил путника: — Кто ты такой? Куда направляешься? Зачем ты идешь туда? Монах задумался на несколько секунд, а затем робко поинтерисовался: — Могу я задать тебе вопрос? — Задавай, — хмурясь, разрешил солдат. — Сколько платит тебе сегун в неделю? — Две корзинки риса. — Я буду платить тебе четыре корзины риса, если ты пообещаешь каждый день задавать мне эти вопросы.
Каждый день необходимо задавать себе эти вопросы, чтобы быль осознанным и не сходить со своего индивидуального пути. На эти три вопроса ты сможешь ответить с помощью 7 сфер: духовного роста, личностного роста, здоровья, отношений, карьеры, финансов и яркости жизни. Все 7 сфер помогут тебе достичь 3 аспектов: счастья, успеха и богатства. А в итоге и 4-го– гармонии. И для каждого аспекта есть свой навык, который ты должен развивать, чтобы пройти путь. Это постоянное обучение, анализ, концентрация и эффективность.