В этой статье:
- Понятие личности в психологии
- Отличительные свойства личности
- Теории развития личности в психологии
- 4 фактора, влияющих на развитие личности
- Механизмы развития личности в психологии
- Концепции этапов развития личности в психологии
- Законы развития личности в психологии
- Советы по саморазвитию
- 7 распространенных ошибок развития личности в психологии
Развитие личности в психологии является обширной областью знаний, которая содержит множество теорий, описывающих психологическое формирование человека. Данный процесс начинается с момента рождения и длится всю жизнь, поэтому так важно отслеживать то, что происходит, и корректировать негативные проявления.
Немаловажны собственные усилия человека, направленные на саморазвитие. В нашей статье мы расскажем, как с точки зрения психологии развивается личность, каким правилам подчиняется данный процесс и что можно сделать самостоятельно во благо своего психологического здоровья.
Понятие личности в психологии
В настоящее время единственного и однозначного определения личности в психологии не существует, каждое из множества понятий следует учитывать, чтобы наиболее полно отразить его.
Чаще всего используется следующее определение о том, что личность – это человек с определенным набором психологических характеристик, которые ложатся в основу его значимых для общества поступков; то, что внутренне отличает людей друг от друга.
Для более объективного понимания, приведем еще несколько определений о том, что:
- Личность – социальный субъект с совокупностью исполняемых им ролей, как личностных, так и социальных, а также его предпочтения и привычки, накопленные им знания и опыт.
- Личность – человек, который самостоятельно выстраивает и контролирует свою жизнь, полностью несет за нее ответственность.
Помимо понятия «личность», в психологии используются также термины «индивид» и «индивидуальность».
- Индивид – это отдельный человек с присущими ему уникальными врожденными и приобретенными характеристиками.
- Индивидуальность – это совокупность присущих человеку уникальных качеств, отличающих его от других людей; своеобразие личности и психики человека.
Нельзя говорить о тождественности названных понятий, но и полностью отделять их друг от друга тоже не следует, так как человек многогранен, его невозможно рассматривать однобоко.
Для получения объективного представления о личности как о психологическом феномене следует для начала разобраться с ее структурой.
Отличительные свойства личности
Свойства личности – это совокупность врожденных и приобретенных характеристик человека, которые лежат в основе его деятельности и отношений с окружающими людьми и миром. Основными свойствами личности, от которых зависит взаимодействие с социумом, в психологии называют характер, темперамент, волю, способности, мотивацию и эмоции.
Под характером в психологии понимают приобретенный способ взаимоотношений с окружающими людьми. Он включает в себя определенную манеру поведения, а также реакцию на происходящие с человеком события. Характер бывает мягким и деликатным, а бывает грубым и бесцеремонным.
Воля означает способность человека управлять психикой, контролировать свои действия, поведение, определенным образом реагировать на происходящее, привносить изменения в окружающий мир. Про силу воли обычно говорят, когда необходимо принимать важные, осознанные решения, при реализации которых требуется приложение определенных усилий, преодоление препятствий.
Воля связана с самоограничением, самоконтролем, необходимостью отказа от чего-либо для достижения поставленной цели, т. е. человек должен пожертвовать чем-то сиюминутным, но для него привлекательным, чтобы получить отдаленное желаемое.
Главная особенность воли заключается в том, что, достигнув результата, человек испытывает моральное удовлетворение.
Главная особенность воли заключается в том, что, достигнув результата, человек испытывает моральное удовлетворение. В процессе достижения цели эмоциональная радость возникает очень редко. Индивид направляет все силы на то, чтобы преодолеть себя, какие-либо препятствия и получить нужный результат. Чем более сильной волей он обладает, тем легче справляется со сложностями и быстрее развивается.
Под темпераментом в психологии понимают психические качества человека, определяющие его поведение, настроение, скорость их изменения, эмоциональную устойчивость.
Эмоциями в психологии называют положительные и отрицательные индивидуальные переживания человека, испытываемые в ответ на определенные ситуации и раздражители. Выделяют следующие виды эмоций:
- Настроение, под которым понимают общий настрой человека в разное время.
- Простые эмоции, которые связаны с необходимостью удовлетворения базовых потребностей.
- Чувства – означают комплекс переживаний, вызванный отношением к определенному объекту.
- Аффекты – яркие и острые эмоции, возникающие в качестве ответа на раздражитель, отличаются кратковременностью и высокой интенсивностью.
- Страсть – сильные эмоции, которыми человек не в состоянии управлять.
- Стресс – совокупность отрицательных эмоций и физического состояния человека, возникает в ответ на психологическую и эмоциональную перегрузку.
Качество жизни человека во многом зависит от испытываемых им эмоций. Люди ощущают неодинаковые эмоции, разница заключается в том, с какой скоростью они реагируют на те или иные события и раздражители, как долго переживают случившееся, какие эмоции испытывают чаще – положительные или отрицательные. Переживания влияют на совершаемые человеком поступки, принимаемые им решения.
Под мотивацией в психологии понимают совокупность причин, лежащих в основе поведения человека.
Мотив вызывает целенаправленное поведение индивида. На мотивацию влияют желания человека, его потребность в чем-либо. Именно благодаря постановке целей он начинает совершать активные действия, добиваясь их.
Способности означают врожденные умения и навыки, без которых невозможно решать определенные задачи. Они помогают легче и быстрее приобретать знания и опыт, которые в дальнейшем помогают лучше справляться со стоящими перед человеком задачами.
Формирование человеческой личности
Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.
Факторы формирования личности:
- Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости
Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.
В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.
Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.
Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.
- Генетика
Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.
Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.
Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.
- Опыт жизни
Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.
- Менталитет и культура
На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.
Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.
Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.
Фазы становления личности:
- Адаптация
Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.
- Индивидуализация
На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.
- Интеграция
Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.
Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.
Теории развития личности в психологии
- Психодинамическая теория.
Классический психоанализ, или фрейдизм – самая известная теория развития личности в психологии. В основу своей теории Зигмунд Фрейд положил постоянное развивающееся взаимодействие между инстинктами и влечениями (с одной стороны) и мотивами, сознанием, морально-этическими нормами (с другой). От этого взаимодействия зависят реакции и поведение индивида, при этом основную роль играет бессознательное.
- Психоаналитическая теория.
Карл Юнг изначально работал вместе с Зигмундом Фрейдом, однако в дальнейшем разработал собственную теорию развития личности в психологии – аналитическую психологию. Юнг выделял три составные части личности: индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное и сознание.
Юнг ввел в психологию личности понятия экстраверсии и интроверсии, а также четыре психических процесса: мышление, чувствование, интуицию, ощущение.
- Индивидуальная теория.
Теорию индивидуального развития личности впервые ввел в психологию австриец еврейского происхождения Альфред Адлер. В основе его теории лежат целостность, уникальность, неповторимость личности. Поступки и поведение индивида зависят не от врожденных инстинктов, а от единства с окружающими. Развитие личности согласно теории Адлера происходит за счет:
- чувства неполноценности и компенсации;
- стремления к превосходству;
- стиля жизни;
- учета творческого «Я»;
- общественного интереса;
- фиктивного финализма.
- Поведенческая теория.
Поведенческая теория развития личности в психологии включает в себя два основных направления: рефлекторное и социальное. Основоположником первого является последователь классического бихевиоризма Б. Скиннер. Социальную теорию разработали американцы А. Бандура и Дж. Роттер. Оба направления основываются на том, что человек развивается в соответствии с окружающей средой, генетическое и психическое наследование значения не имеют. Развитие личности зависит от получаемых знаний, умений, опыта. Психологические характеристики состоят из обобщенных поведенческих рефлексов и социальных навыков.
Транзиты Сатурна по годам
Транзиты и циклы планет. О Сатурне. Транзиты Сатурна по годам. Что важно делать в период Возвращения Сатурна
Читать ›
- Гуманистическая теория.
Гуманистическая теория развития личности в психологии состоит из двух основных направлений:
- Сторонники клиентцентрического направления полагают, что человек развивается благодаря врожденному стремлению к самоактуализации и контролю собственного развития, т. е. по своей природе человек – активный, самореализующийся субъект.
- По мнению сторонников мотивационного направления развития личности, человек – это «существо желающее». Он постоянно испытывает те или иные потребности, которые никогда не бывают удовлетворены в полном объеме: как только достигается желаемое, возникает новое стремление, которое также нуждается в удовлетворении. У индивида редко полностью отсутствуют желания и потребности, это единичные быстропроходящие случаи.
- Когнитивная теория.
Основоположник когнитивной теории развития личности в психологии – американец Джордж Александр Келли – полагал, что человек развивается в соответствии со своим социальным окружением, его поведение зависит от особенностей познавательных процессов личности (восприятия, представления, памяти, речи, мышления).
Механизмы развития личности в психологии
- Присвоение.
Самый распространенный механизм развития личности в психологии носит название «присвоение». Он означает, что личность человека самостоятельно формируется и развивается в то время, как он вступает в контакт с окружающей средой. Во время личной или общественной деятельности у индивида происходит формирование и «присвоение» личностных качеств, которые в дальнейшем продолжают развиваться.
- Обособление.
Еще одним механизмом развития личности в психологии является «обособление». Речь идет о том, что человек не готов полностью перенимать общественные устои, для него важным является выделение среди себе подобных. Процесс называется также индивидуализацией, которая предполагает, что в человеке развиваются индивидуальные личностные качества, которые отличают его от других людей.
Этот механизм развития личности в психологии включает в себя два направления:
- внутреннее (психологическое), к которому специалисты относят такие индивидуальные психологические свойства человека, как уровень развития интеллекта, принадлежность к тому или иному типу темперамента, присущие индивиду черты характера и т. п.;
- внешнее (материально-физическое), которое включает физические параметры, например, национальность, гендерную идентичность и пр.
- Идентификация.
Наиболее сложным механизмом развития личности психология называет «идентификацию». Речь идет о стремлении подражать объекту, вызывающему у человека интерес или симпатию. Индивид на эмоциональном уровне старается скопировать другую личность. Этот механизм можно наблюдать у детей, которые с раннего возраста стремятся делать все так же, как делают их родители.
Развитие личности — выход из зоны комфорта
Развитие личности всегда предусматривает выход за пределы зоны комфорта. Чтобы освоить новый навык, нужно пройти через определенные неудобства, даже первые шаги у малыша не получаются сразу. Личность, которая стремится к активному развитию, готова выйти из зоны своего комфорта ради самосовершенствования. У такой личности есть свои характерные черты:
- Большое количество разноплановых желаний.
- Интерес к множеству вещей.
- Интерес к собственному будущему.
- Стремление сделать свое будущее ярким.
- Видение реалистичных перспектив.
Люди, которые стремятся к развитию своей личности, считаются психологически здоровыми, они пребывают в гармонии со своим «я» и могут строить свою жизнь так, как они хотят. Качественные изменения личности не падают с неба и не самозарождаются внутри — они создаются учителями, тренерами или самим человеком, который решил поменять себя и достичь определенной цели. Коучинг обучение — отличный способ развивать личность, вырабатывать новые навыки для достижения поставленных целей и улучшать качество своей жизни.
Концепции этапов развития личности в психологии
Психология называет основную цель развития личности, которая заключается в обретении личностной свободы. Выделяют несколько концепций развития, о которых мы расскажем ниже.
- Концепция Э. Эриксона.
Психоаналитик Э. Эриксон говорит о том, что существует восемь стадий развития личности. На каждой из них индивид сталкивается с конфликтом, порождаемым силами, противоположными тем, которыми он сам обладает. При благополучном разрешении ситуации у человека формируются новые черты личности, он переходит на следующую ступень развития. Если же ситуация не находит разрешения, то она становится причиной возникновения неврозов и дезадаптации.
Эриксон выделяет следующие противоречия и проблемы в процессе развития личности в психологии:
- противоречие между доверием и недоверием к окружающей действительности (свойственно детям от рождения до достижения ими годовалого возраста);
- противоречие между независимостью со стыдом и сомнениями (испытывают дети с годовалого возраста до достижения трех лет);
- противоречие между инициативностью и чувством вины (характерно для детей с четырехлетнего до пятилетнего возраста);
- противоречие между трудолюбием и чувством неполноценности (свойственно детям с шестилетнего до одиннадцатилетнего возраста);
- противоречие между осознанием идентичности с определенным полом и непониманием свойственного этому полу поведением (испытывают подростки с двенадцати лет до достижения восемнадцатилетнего возраста);
- противоречие между стремлением к интимным отношениям и чувством изолированности от окружающих (характерно для раннего взрослого возраста);
- противоречие между жизненной активностью и сосредоточенностью на собственных проблемах, потребностях, интересах (испытывают люди среднего взрослого возраста);
- противоречие между ощущением полноты жизни и отчаянием (свойственно людям в позднем взрослом возрасте).
Стихии знаков зодиака: их особенности и совместимость
Значение стихии знаков зодиака. Стихия Земли. Стихия Воды. Стихия Огня. Стихия Воздуха. Совместимость знаков Земли. Совместимость знаков Воды. Совместимость знаков Огня. Совместимость знаков Воздуха
Читать ›
- Концепция В. И. Слободчикова.
Возрастное развитие личности в психологии по мнению В. И. Слободчикова следует рассматривать с точки зрения развития субъектности индивида по отношению к его поведению:
- Оживление (характерно для детей до года). В этот период ребенок знакомится со своим телом, начинает его осознавать, что проявляется в совершении им двигательных, сенсорных и общительных действий.
- Одушевление (свойственно детям от 11 месяцев до достижения ими 6,5 лет). Ребенок начинает осознавать себя в мире, учится ходить, взаимодействовать с окружающими его предметами. Происходит изучение культурных навыков, развитие способностей. У трехлетних детей можно наблюдать ярко выраженную позицию: «Я сам», – которая является следствием осознания малышом своих желаний и возможностей.
- Персонализация (характерна для детей с 5,5 лет до 13–18 лет). В этот период ребенок осознает себя реальным или потенциальным творцом своей жизни. Он учится выстраивать границы, брать на себя ответственность за своей будущее. В развитии личности ему помогают старшие наставники, а также ровесники, с которыми он взаимодействует на протяжении этапа персонализации.
- Индивидуализация (происходит с 17–21 года до 31–42 лет). В этот период личность присваивает себе и индивидуализирует общественные ценности, которые затем рассматривает с позиции своего личностного мировоззрения. «Самость» человека выстраивается путем преодоления ограничений, накладываемых обществом, разрушения оценок окружающих. Это период ухода от стереотипов, чужого мнения и давления окружающих. Теперь индивид способен самостоятельно принимать или не принимать получаемое от мира.
- Универсализация (характерна для людей, начиная с возраста с 39–45 лет). В это время человек расширяет рамки индивидуальности и переходит на уровень экзистенциальности, он начинает ощущать себя элементом всего человечества в контексте бывшей и будущей мировой истории.
Итак, развитие личности в психологии тесно связано с возрастными изменениями.
Однако те или иные психические процессы могут происходить в достаточно широкий промежуток времени. И этот период тем больше, чем старше становится человек. Исходя из этого, возникли такие выражения как «развит не по годам» или «застрял в развитии». В действительно же, речь идет только о том, что физическое и личностное развитие несколько отличаются друг от друга.
Развитие личности в психологии можно также рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в индивидуальном психологическом пространстве индивида, состоящего из:
- тела;
- окружающих значимых для личности предметов;
- привычек;
- отношений, связей;
- ценностей.
Накопление перечисленных элементов происходит по мере того, как ребенок развивается физически. Однако они свойственны также взрослым людям. Благоприятное развитие индивида возможно при условии, что все они являются неприкосновенными.
- Жизненный путь.
Развитие личности в психологии происходит по мере продвижения человека по жизненному пути, в процессе которого формируются цели, мотивы и ценности, они же структурируют этот путь.
Иными словами, речь идет о жизненном сценарии человека. Единое мнение в психологии по этому вопросу в настоящее время не сформировано.
Российские ученые склоняются к тому, что индивид сам формирует свой жизненный сценарий, родители могут помочь ему в этом, однако сам выбор человек делает самостоятельно.
Другие психологи (такие, как Адлер, Берн, Роджерс) считают, что ведущим фактором, формирующим жизненный сценарий, является бессознательное, а именно: воспитание, личностные особенности родителей, порядок рождения ребенка, возникающие в жизни стрессовые и конфликтные ситуации и пр.
Развитие личности — другие факторы и движущие силы.
Уже в детском возрасте под влиянием воспитательного процесса формируется сознание и самосознание, собственное “Я”— важнейшие факторы развития личности. Достигнув подросткового возраста, ребенок начинает активно использовать самопознание с целью самовоспитания, создания собственной личности.
Самовоспитание вслед за воспитанием включается в процесс развития личности. Оно выражается в действиях человека, направленных на самого себя, на выработку качеств, которые соответствуют именно его идеалам, жизненной цели.
Индивид начинает работу над собой, формирует характер, волю, другие качества. Меняя себя, личность меняет условия и обстоятельства своей жизни.
Ирина Шербул
Законы развития личности в психологии
Закономерности развития личности изучаются психологией личностного роста. Они же лежат в основе обучающих программ для детей и подростков. Благодаря знанию закономерностей, психоаналитики лучше понимают клиентов и помогают им, направляя их на путь становления и саморазвития.
Законы развития личности в психологии включают в себя:
- психологические изменения, происходящие с индивидуумом;
- существующую взаимосвязь между сферами и направлениями развития;
- специфические особенности развития личности;
- разницу в развитии по времени и другим критериям (между сверстниками, которые могут развиваться быстрее или медленнее);
- формирование у человека собственных взглядов и убеждений;
- проявление определенных психологических характеристик (сенситивность);
- обработку, изучение/осознание разных сфер жизни;
- пластичность развития индивида (одна личностная составляющая может компенсироваться другой);
- противоречия, возникающие между человеком и окружающим миром;
- постоянно прогрессирующее развитие личности.
Как развить личность человека
Что такое харизма в мужчине — определение слова, как стать таким
Фактически развитие личности сводится к укреплению имеющихся и развитию новых положительных качеств, формированию новых навыков. Также важно определиться со своими целями по жизни и найти оптимальные способы их удовлетворения.
Успех – это дорога, а не конечный результат
При этом важно не впадать в зависимость от своих целей. Такой человек становится невротиком, что является полной противоположностью самоактуализированной личности.
Движущие силы развития личности
Можно выделить следующие движущие силы развития личности:
- Цель. Нужно ставить конкретные цели, которые можно достичь.
- Сила воли. Без этого качества успеха не достичь. Рано или поздно мотивация пропадает, поэтому надо научиться действовать, когда не хочется.
- Рефлексия. Это умение трезво посмотреть на себя со стороны. Нужно учиться понимать, насколько цель получается достичь, в чем основные сложности, и как их можно исправить.
С чего начать личностный рост
Рекомендуется начать с использования уже имеющихся достоинств. Нередко человек о них просто не знает, следовательно, не может применять. Если их осознать, то это уже будет мощным шагом на пути к развитию.
Слагаемые успеха в развитии личности
Чтобы добиться успеха в развитии личности, необходимо:
- Четкое стремление к успеху.
- Целенаправленные действия.
- Общение с мотивирующим окружением.
- Умение анализировать ситуации с положительной точки зрения и видеть возможности там, где другие их не замечают.
- Независимость от результата. Нужно двигаться к целям, развивать в себе положительные качества. Но, если этого не получается делать, не стоит себя корить. Если человек предъявляет к себе завышенные требования, он превращается в невротика.
Советы по саморазвитию
Саморазвитие происходит постоянно, у этого процесса нет конца. Двигаться можно только вперед или назад, проходя через эволюцию или деградацию. Вступив на путь развития личности в психологии, необходимо:
- Найти слабые стороны своей личности, например, опросив знакомых, вызывающих доверие, и выписав те качества, которые не нравятся (пессимизм, постоянные жалобы, нытье, упрямство, отсутствие развития, лень и т. п.). Чем более полным и честным будет список, тем лучше.
- Определится с приоритетами. Кому-то важно повысить уровень общительности и завести новых друзей, для другого большое значение имеет развитие трудолюбия и продвижение по карьерной лестнице, третий стремится к путешествиям, а четвертый хочет реализоваться в роли хранителя домашнего очага.
- К намеченной цели необходимо идти постоянно, не сбиваясь с пути, совершая небольшие, но ежедневные шаги. Не надо сегодня реализовывать одну идею, а завтра бросать ее ради решения другой задачи. Если поставлена цель – накопить миллион, то стоит рассчитать, сколько дней на это потребуется, по сколько следует откладывать ежедневно/еженедельно/ежемесячно, а затем просто каждый день выполнять эти действия. Возможно, потребуется отказаться от каких-то мелких необязательных, но регулярных трат, вроде стаканчика кофе в кофейне каждое утро.
Цвет дня по лунному календарю: учитесь привлекать удачу!
Особенности лунного календаря. Жизнь по лунному календарю. Планирование дня по лунному календарю. Цвет дня по лунному календарю
Читать ›
- Очень важно постоянно развиваться, узнавать новое. Однако ни в коем случае нельзя ограничиваться теорией, важно применять полученные знания на практике, иначе они останутся невостребованными и не принесут никаких плодов.
- Также стоит пересмотреть свое окружение. Если кто-то мешает личностному развитию, постоянно обесценивает, ставит под сомнения все начинания, то следует максимально сократить общение с такими людьми. Возможно, для этого придется прибегнуть к помощи психолога.
- Повышать полезность, как для себя и своих близких, так и для общества в целом. Это не означает, что нужно срочно совершать какие-то открытия, но стоит научиться слышать других людей и помогать им при необходимости.
- Учиться быть осознанными, находиться в моменте, быть здесь и сейчас.
- Изучать язык тела, следить за осанкой, выражением лица, улыбкой, походкой, мимикой и т. п. Если быть открытым миру, излучать позитив, то мир ответит взаимностью.
- Пересмотреть свой стиль, изменить его при необходимости. Избавиться от чересчур мрачного гардероба, подобрать вещи в соответствии с возрастом, социальным статусом, подходящие по размеру. Пусть лучше их будет немного, но они будут качественными и сочетающимися между собой.
Похожие статьи
Психология рисунка ребенка: как малыш говорит с вами через каракули Екатерина Юркова
•6 Марта, 16:48
10 секретов психологии женщины в отношениях Екатерина Юркова •6 Марта, 16:48
Психологическая картина мира и ее воздействие на жизнь человека Жанна Вамуш •6 Марта, 16:48
Жизненные циклы человека: о чем говорят звезды Екатерина Юркова •6 Марта, 16:48
Развитие внутренней энергии возможно: 10 эффективных приемов Екатерина Юркова •6 Марта, 16:48
- Стать ответственным и самостоятельным, принять тот факт, что никто, кроме самого человека, не отвечает за то, как он живет. Индивид оказывается в роли жертвы, потому что сам совершил шаги, которые привели его в эту точку. Хорошая же новость заключается в том, что индивидуум сам может изменить ситуацию так, как ему нужно, главное – захотеть и начать действовать.
Развитая личность
Развитая личность — личность, достигшая высших уровней развития. Личность развившаяся и не деградирующая.
Слово «личность» в современной культуре имеет четыре основных смысла: личность как лицо и субъект, личность как звание, личность как человек с особенностями, личность как элемент внутренней жизни человека.
Личность как лицо и субъект. В этом понимании, личность — то или иное лицо, субъект отношений или деятельности. Устанавливая вашу личность, полицейский изучает ваш паспорт.
Личность как звание. В этом, втором понимании, «личность» — понятие ценностное, личностью называют человека за те или иные заслуги. Тут утверждается, что личностью является не каждый, не с рождения, личность — это некоторое звание, и у разных людей — разный уровень развития личности.
Личность — не рождаются, личностью — становятся! Или — не становятся…
Личность как человек с особенностями. В соответствии с этим пониманием, «личность» — понятие описательное, с помощью которого фиксируют внутренние, глубинные отличия людей друг от друга, отмечают как тип и черты личности важнейшие особенности их поведения, общения и реагирования. При таком взгляде личностью является каждый из нас, имея при этом различные личностные особенности.
Массовая личность — личность, массово тиражируемая расхожими шаблонами местной культуры. Человек, живущий по шаблону, не включая голову, решающий только ситуативные задачи, не осмысляющий свою жизнь в целом, не ищущий свой путь и свое дело. Обычно это личность невысокого личностного и культурного уровня, неразвившаяся или деградирующая.
Массовой личности противопоставляется развитая личность — личность, не обязательно достигшая высших уровней развития, но имеющая ожидаемый, принятый в данном кругу определенный личностный и культурный уровень.
Критерии
Четких критериев между массовой и развитой личностью нет, но отличие между массовой и развитой личностью для нас так же очевидно, как отличие образованного и необразованного человека.
Культурная и историческая относительность
Данный человек — массовая или развитая личность? Едва ли об этом можно уверенно говорить как об абсолютной величине, речь идет об относительных оценках, оценках внутри современной культуры. Внутри современной культуры можно уверенно говорить, что это существо — массовая личность, а этот человек — развитая личность. При этом в сравнении с развитой личностью дикаря современная массовая личность гораздо более развита.
Маяки для ориентировки
Массовая личность обычно живет по принципу Потому что, мотивируясь прошлым и воспроизводя шаблонное поведение. Развитая личность чаще практикует принцип Для того, чтобы, ставя цели и подбирая наиболее подходящие пути и средства их достижения. Массовая личность может ставить цели и их достигать, но это — не их цели. Им их сообщили, они со страху или от недостатка соображения приняли, далее к ним привыкли и стали считать своими. Развитая личность свои цели всегда обдумывает, соотнося со своими целями и принципами.
Основные характеристики развитой личности
За основу можно взять описание самоактуализации как результата развития личности:
Самоактуализация — процесс полного разворачивание личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой. Самоактуализация не имеет внешней цели и не может задаваться социумом: это то, что идет изнутри человека, выражая его внутреннюю природу.
Реальность самоактуализации сложна, и далеко не всякая самоактуализация радует и человека, и окружающих. Самоактуализация встречается активная и пассивная, глубокая и поверхностная, гармоничная и проблемная.
Пассивная и активная. Пассивная самоактуализация происходит в пассивном личностном росте, когда интеллект и психологическая культура растут сами и естественно, так же как растет тело человека. В активном (продуктивном) личностном росте у человека появляется замысел, формируется намерение, многие ставят цели — после чего человек самостоятельно занимается самосовершенствованием либо проходит занятия и тренинги, развивающие нужные ему умения и навыки.
Осторожная и энергичная. А. Маслоу был сторонником энергичной самоактуализации, Карл Роджерс — осторожной. Сравните: «Если мы способны освободить индивида от защитных реакций, открыть его восприятие как для широкого круга своих собственных нужд, так и для требований окружающих людей и общества в целом, мы можем быть уверены, что его последующие действия будут положительными, созидательными, продвигающими его вперед» — тихо размышляет К. Роджерс. Абрахам Маслоу почти кричит: «Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности».
Глубокая и поверхностная. Глубокая, сущностная самоактуализация — это личностный рост, развитие личности, устремленность человека «ввысь». В быту, пройдя через фильтры массовой личности, самоактуализация становится чем-то более простым и дешевым, теряет глубину и устремленность ввысь. Такая, поверхностная самоактуализация — это актуализация себя (не лучшее в себе, а все то, что сейчас во мне есть — без разбора), свободное самовыражение, делание всего того, что кажется идущим изнутри, реализация уже имеющихся склонностей и способностей.
Самовыражение — выражение наружу, людям того, что находится в человека внутри него как его актуальное содержание. Самовыражение отличается от стремления к самоактуализации тем, что в самоактуализации происходит рост и развитие личности, а не просто выражение наружу того, что уже сформировалось и есть.
Гармоничная и проблемная. Есть данные, что несвоевременная или слишком напряженная потребность в самоактуализации плохо отражается на личностном и душевном здоровье личности. Видимо, в целях большей экологически свою самоактуализацию нужно разумно планировать, как и любую другую деятельность.
Нередко самоактуализацию представляют как главный путь и результат этого пути как вершину развития личности, однако оснований для этого недостаточно. Правда то, что путь самоактуализация является манящим и привлекательным как для многих психологов, так и обычных людей, однако не очевидно, что этот путь развития — единственно правильный и наиболее эффективный. Факт, что некоторые люди, идущие путем самоактуализации и живующие в этом стиле, к пожилому возрасту достигают впечатляющих результатов. Они здоровы, счастливы, успешны, их любят и уважают. Также верно, что они не идеальны. При этом важно, что есть люди, достигшие впечатляющие результатов другим путем. А также нужно учитывать, что в других возрастах и в других культурах путь самоактуализации оказывается спорным и порождает не гармоничную, а проблемную личность.
Условия самоактуализации
При том, что самоактуализация происходит изнутри, от внутренней природы человека, внешние обстоятельства могут на процесс самоактуализации серьезно влиять, способствуя либо препятствуя ей. Внутренними условиями самоактуализации являются личностное здоровье и потребность в самоактуализации. По поводу внешних условий — ведутся споры. Если К. Роджерс был убежден, что главным условием самоактуализации является теплая поддержка, другие авторы считают, что трудные условия и вызов, встающий перед человеком, для самоактуализации не менее важны.
- образованность и понимание пути мудрости, развитость позиций восприятия.
Позиции восприятия — положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта. Это те или иные точки зрения, которые занимает человек при восприятии той или иной жизненной ситуации, а также связанные с этим состояния.
Нулевая позиция восприятия. Игнорирование личного восприятия актуальной ситуации и происходящего, подчинение внешним силам и требованиям.
Когда человек живет более осмысленно, он развивает (и активно использует) следующие пять позиций воспрития:
Первая позиция восприятия. Восприятие человеком ситуации и всего происходящего с точки зрения своей личной позиции, своей картины мира и своих личных интересов.
Вторая позиция восприятия. Я в позиции Другого, взгляд на ситуацию глазами другой стороны, с точки зрения его картины мира и его интересов.
Третья позиция восприятия. Объективный взгляд на себя и ситуацию, взгляд как бы со стороны, позиция стороннего наблюдателя: «Ничего личного!».
Четвёртая позиция восприятия. Мудрый, объемный, стратегический, системный — и одновременно личный взгляд. Я и ты — мы часть системы.
Пятая позиция восприятия — позиция Ангела, бескорыстная и радостная забота. «Я там, где я нужен!» «У меня все в порядке. Я рад за вас, если сумел вам помочь. Я огорчен за вас, если помочь вам не сумел».
- высокие ценности: чувство ответственности за близких людей, постижение тихой постромантической любви и преданности,
- уважение к разумной власти и достойным авторитетам,
- обретение своего места в жизни, своего призвания, куда можно положить все свои способности и таланты.
- своя система ценностей, наличие жизненного опыта, который включает в себя как настоящий успех, так и серьезные утраты,
- смелость в притязаниях и реалистичность в постановке жизненных задач,
- спокойное признание смерти и других неизбежных потерь, умение терпеть неизбежное, принятие естественного несовершенства мира, себя и окружающих,
- смелость быть хорошими, добродетельными людьми, готовность принять безвестность, отсутствие признания.
Главное направление развития развитой личности
Конкретное видение, в какую сторону правильно развиваться личности, чтобы получить звание «Развитая личность» — разнится.
Гуманистический, клиент-центрированный подход видит идеалом развития гармонически развитую личность, личность с равномерным развитием всех сторон и живующую без внутренних конфликтов, с внутренней гармонией.
Гармонически развитая личность — вариант развитой личности, личность с равномерным развитием всех сторон и живующая без внутренних конфликтов, с внутренней гармонией.
Такому человеку хорошо и весело. Скорее всего, так же славно и с ним. Но если это не так и с ним кому-то не сладко, его это не очень волнует. Главное — должно быть хорошо ему. Красивый вариант Потребителя, как правило в варианте разумного эгоизма: «Если будет хорошо окружающим, лучше будет и мне! Поэтому, чтобы было хорошо мне, я готов заботиться об окружающих»
Является идеалом развития для гуманистического, клиент-центрированного подхода. Другой сильной альтернативой гармонически развитой личности является иерархически развитая личность.
Гармонически развитая личность и гармоничная личность — практически синонимы, хотя определенные смысловые различия между этими понятиями есть. По определению О.И. Моткова, гармоничная личность — это личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и развитием.
Реалистический, социально-ориентированный подход видит идеалом развития иерархически развитую личность, выполнившую свои задачи перед чем-то для нее Высшим (семьей или обществом. В религиозно-ориентированном подходе — перед Богом)
Иерархически развитая личность является идеалом развития для реалистического, социально-ориентированного подхода. Другой сильной альтернативой иерархически развитой личности является гармонически развитая личность.
Например, это:
Деятель, Творец, Руководитель или Владелец, без сбоев в адекватности, взрослости и в стабильно высоком эмоциональном тоне.
Уровень развития личности
Основной показатель уровня развития личности — способность человека самому определять свою жизнь, быть сильнее обстоятельств. Определяется силой ядра личности и развитостью периферии личности.
Показатели уровня развития личности
Развитие интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый.
Развитие эмоционального интеллекта, способность к вчувствованию и сопереживанию, владение арсеналом влияния через эмоции и чувства.
Объем заботы, взросление: от человека-ребенка к взрослому человеку, далее большому и великому человеку.
0 Дети. Человек-ребенок — нуждаются (у них нужды) в утешении и директивах. 1 Человек-подросток — заинтересованы в консультациях и поддержке, но борются за признание своей самостоятельности. 2 Состоявшаяся (взрослая) личность — Дают консультации и поддержку.
Уровень развития инициативы и ответственности
Иждивенец, исполнитель, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.
Уровень культуры, куда входит в том числе грамотность, в том числе психологическая грамотность.
Уровень душевного здоровья: от невротика к здоровому. Умение находиться в гармонии с собой и окружающими, продуктивность конфликтов, любовь к себе и окружающим.
Воспитанность, эстетическое развитие.
Умение и привычка к развитию.
Список использованной литературы
- Электронный ресурс: https://www.psychologos.ru/Психологос