Диссоциация — это нарушение интеграции опыта, который изменяет самоощущение и личность. Способность обрабатывать опыт может быть сильно повреждёна травмой. Опыт может также быть вытеснен или ограничен, когда мы очень устали, при стрессе или тяжелой болезни, но в этих случаях срыв носит временный характер.
Детские травмы могут глубоко препятствовать нашей способности интегрировать опыт в связный и целостный жизненный рассказ. Интегративный потенциал детей (опыт) гораздо более ограничен, чем у взрослых. Конечно, не все неудачи в интеграции приводят к диссоциации.
Диссоциация — это одновременно и владение опытом, и отречение от него: пока одна часть вас владеет опытом, другая часть — нет. Таким образом, люди с диссоциативными расстройствами чувствуют себя не целостными, а фрагментированными. У них есть воспоминания, мысли, чувства и поведение о том, что они испытывают как нехарактерное и чужое, как будто не принадлежащее им. Их чувство собственного «я» и устойчивые паттерны реакций меняются от ситуации к ситуации. Они не очень эффективны в освоении новых способов поведения, поскольку разделение личности на части и поддержание этого расщепления отнимает много сил.
Что такое диссоциация
Диссоциация – это распад чего-либо на составляющие. Образовано от латинского слова dissociatiodissociatio, что означает «разделение».
В психологии
В психологии термин был введен французским психологом П. Жане (конец XIX века). Ему удалось доказать, что отдельные мысли могут существовать вне сознания человека и осознаваться только под гипнозом.
Диссоциация в психологии – это первичный защитный механизм психики. Защищает от потрясений, травм, негативных эмоций. В состоянии диссоциации человеку кажется, что события произошли не с ним. Он занимает позицию стороннего наблюдателя, абстрагируется.
Специфика феномена в том, что человек может отделить от себя как негативные, так и позитивные эмоции, если те вызывают состояние дистресса. Например, сильные любовные чувства мешают работать, думать, жить. Иногда человек старается абстрагироваться от них.
Диссоциация личности бывает двух типов:
- Положительная. Индивид абстрагируется от событий, чтобы трезво оценить ситуацию и защитить себя от разрушительных чувств.
- Отрицательная. Из-за чрезмерной чувствительности индивид воспринимает обычную ситуацию как опасную и отдаляется при помощи диссоциации. Это мешает адаптации, портит отношения с окружающими.
Люди, испытавшие диссоциацию, описывают это такими фразами:
- «Словно происходит не со мной»;
- «Ощущение, что эти чувства не мои»;
- «Мои чувство словно живут отдельно от меня».
В тех случаях, когда норма граничит с патологией, человек видит себя со стороны, ощущает диссоциацию как выход из тела.
В психиатрии
В психиатрии под диссоциацией личности понимается бессознательное отделение мыслей и убеждений от осознания. Например, человек придерживается сразу двух противоречивых взглядов на одну и ту же проблему. Без коррекции состояние может спровоцировать развитие диссоциативного расстройства личности или реакцию бегства. Феномен диссоциации и синдром множественной личности развивается у людей, перенесших тяжелую психотравму. Риск развития отклонений возрастает, если речь идет о детской психотравме, например, насилии.
Предисловие
В психиатрии есть группа заболеваний, которая называется «диссоциативные расстройства». По сравнению с паранойей или шизофренией звучит, наверное, не очень страшно, однако это достаточно серьезный диагноз. Что же это такое? Диссоциация в переводе с латинского языка означает «распад». При данном заболевании происходит нарушение психических функций, таких как память, сознание, чувство личностной идентичности. Эти психические функции отделяются от целостного потока сознания и становятся независимыми. Таким образом, нарушается целостность личности.
Диссоциация: примеры
Каждый раз, когда мы пытаемся забыть о каких-то чувствах и эмоциях, перестать это ощущать, мы используем диссоциацию. Мы стараемся не думать о том, что нас расстраивает, огорчает, пугает или причиняет боль.
Пример диссоциации:
- Человек, переживший нападение, рассказывает, что на тот момент не чувствовал боли. Или говорит, что видел себя словно со стороны.
- Клиент на сеансе у психолога рассказывает об изнасиловании так, словно это сюжет книги. На его лице нет никаких эмоций, пульс не учащается, давление не растет.
Один из известнейших примеров патологической диссоциации – Билли Миллиган, убийца и насильник с 24 личностями. Все они имеют разный пол, возраст и характер. В этом случае диссоциация стала основой для развития множественного расстройства личности. При помощи переключения между личностями подсознание Билли защищало его от самоубийства и старой психотравмы. Возможно, толчком к развитию механизма диссоциации, а потом и расстройства, послужило насилие, которому Билли подвергся в детстве.
Диссоциативное расстройство
Когда люди хронически диссоциируют, это нарушает их жизнь, у них может быть диагностировано диссоциативное расстройство. Есть несколько диссоциативных расстройств, и важно знать, что эти классификации не могут полностью описать какого-либо человека; на самом деле, диссоциация все еще нуждается в изучении. Есть общее согласие, однако, что главные сложные диссоциативные разделения типично развиваются в детстве. Они являются результатом сбоев в работе интеграции личности ребенка, последствия чего присутствуют и в зрелом возрасте.
Диссоциация: норма и патология
Принято выделять нормативную и патологическую диссоциацию. В первом случае речь идет о естественной защитной реакции на стресс, потрясение, неприятные переживания. Диссоциация в норме возникает в трудных ситуациях, где от человека требуется сохранять собранность, сдержанность, рациональность, но он не может сознательно взять себя в руки. Тогда включается бессознательный процесс – защитный механизм психики. В итоге человек получает преимущество над ситуацией, может трезво оценить ее и принять рациональное решение. В этом случае диссоциацию можно рассматривать как средство адаптации, а не как защитный механизм.
При патологической форме человек диссоциируется в любых эмоциональных ситуациях, а не только в трудных жизненных обстоятельствах. Таких людей называют толстокожими, равнодушными, холодными, черствыми, безэмоциональными. Они исключают любой негатив, отказываются решать конфликты, не готовы к продуктивному социальному взаимодействию. Такое поведение может привести к изоляции.
Диссоциация и ассоциация
Ассоциация и диссоциация – два противоположных процесса. При ассоциации человек вовлечен в какую-то ситуацию, при диссоциации – отстранен. Наши воспоминания бывают как ассоциированными, так и диссоциированными. Притом мы сами можем выбирать, какими они будут. Этот прием и используют психотерапевты. Чем больше вовлеченность во что-то (ассоциация), тем острее вы ощущаете какую-то ситуацию, конкретное эмоциональное состояние. Чем меньше вы вовлечены в какие-то воспоминания (диссоциация), тем проще вам объективно проанализировать ситуацию, извлечь из нее урок.
Диссоциация и ассоциация – это две формы восприятия внешней информации. При ассоциации мы активно участвуем в анализе ситуации, осознаем ее, осмысливаем, переживаем. Например, при просмотре фильмов многие люди полностью погружаются в картину, ощущают происходящее на себе. При диссоциации человек анализирует ситуацию со стороны, смотри на нее извне, а не изнутри.
В жизни мы регулярно выбираем один или другой тип восприятия. Если человек зацикливается на одном типе, то это тревожный сигнал. Это говорит о ригидности сознания.
Застревание в состоянии ассоциации приводит к виктимизации мышления. Человек все воспринимает близко к сердцу, играет роль жертвы. Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам. Он не может проявлять эмпатию.
Застревание в одном из состояний определяет человека в группу риска по химическим зависимостям. Алкоголь и наркотики помогают «переключаться». Индивид быстро распознает это и использует такой способ как «лечение».
Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам.
Как диссоциируют разные группы веществ
Диссоциация кислот
Приводит к образованию катионов водорода H+ и отрицательно заряженных кислотных остатков:
HCl = H+ + Cl-
H2SO4 = 2H+ + SO42-
HNO2 ⇄ H+ + NO2-
Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато:
- AlOHCl2 = AlOH2+ + 2Cl-
- AlOH2+ ⇄ Al3+ + OH-
Диссоциация оснований
Происходит с образованием гидроксильных групп OH- и положительно заряженных ионов металла. Сильные электролиты в растворах диссоциируют полностью, а слабые — ступенчато и обратимо.
Сильные основания:
NaOH = Na+ + OH-
Слабые основания:
- Cu(ON)2 ⇄ CuOH+ + OH-
- CuOH+ ⇄ Cu2+ + OH-
Диссоциация солей
Ведет к образованию катионов металлов (или катиона аммония) и отрицательно заряженных кислотных остатков.
Средние соли в растворах полностью распадаются в одну ступень.
Na3PO4 = 3Na + PO43-
Кислые соли распадаются ступенчато. На первом этапе отделяются катионы металла, а на втором — катионы водорода.
- KHSO4 = K+ + HSO4-
- HSO4- ⇄ H+ + SO42-
Основные соли также диссоциируют в две ступени. На первой отделяются кислотные остатки, а за ними — гидроксильные группы OH-.
- MgOHBr = MgOH+ + Br-
- MgOH+ ⇄ Mg2+ + OH-
Диссоциация в психотерапии (техники)
Психотерапия начинается с принятия и осознания клиентом проблемы. Без этого невозможно исцеление. Клиент должен осознать, что за любые ситуации и изменения в его жизни несет ответственность только он. А для этого человеку нужно диссоциироваться, отделить проблему от своего Я. Пока наилучшим способом признан гипноз. Специалист помогает клиенту осознать то, что он давно отделяет от себя.
Чтобы научиться переключаться с ассоциаций на диссоциации, нужно определить личные триггеры (внешние факторы, которые включают защитный механизм). Как только вы почувствуете приближение триггера, начинайте анализировать свое состояние и сознательно направлять его в нужное русло.
Рассмотрим несколько техник диссоциации в психологии подробнее. Они помогают отдалиться от травмирующих обстоятельств.
Вижу, слышу, анализирую
Для того чтобы отойти от ситуации и усмирить эмоции, можно использовать один из следующих форматов, но лучше сразу все три.
Взгляд со стороны:
- Мысленно остановитесь, выйдите из своего тела и посмотрите на себя, других людей и ситуацию со стороны. Избегайте оценочных суждений, констатируйте факты.
- Представьте изображение в черно-белом варианте.
- Уменьшите картинку и отдалите ее от себя, словно вы делаете это на дисплее смартфона.
- Переместите на задний план тех людей, которые вызывают у вас негативные эмоции.
- Представьте, что смотрите фильм. Прокрутите «видео» быстрее или медленнее.
- Представьте, как эта ситуация, события, участники будут выглядеть через 20–30–40 лет. Вы думаете, есть смысл переживать так, как вы это делали изначально?
Аудиальный формат:
- Представьте, что слушаете других людей и самого себя через телефон или динамик.
- Представьте, как громкость каждого голоса или только тех, что раздражают, уменьшается.
- Измените раздражающий голос, например, сделайте его писклявым. Поиграйте со скоростью воспроизведения голоса.
Аналитический формат:
- Представьте, что вы наблюдаете за происходящим со стороны. В этот раз не только изучайте факты, но и дайте свою оценку происходящему.
- «Передайте» свои эмоции тому, на кого вы смотрите.
- Проанализируйте ситуацию по плану: кто, что, почему и зачем.
- Представьте разные сценарии развития ситуации.
- Что вы должны сделать, чтобы обернуть ситуацию в свою пользу?
Мы не умеем одновременно переживать и думать, поэтому пока вы представляете что-либо и анализируете ситуацию, эмоции угасают. Практикуйте техники регулярно и с каждым разом переключаться будет все проще.
Рентген (НЛП)
Цель: достичь расслабленного и спокойного состояния, смирения, умиротворения, легкой грусти. Альтернативные названия техники: Memento mori (помни о смерти), Danse macabre (пляска смерти).
Что делать: представьте себя и тех людей, которые задействованы в травмирующем событии, в виде скелетов (как на рентгене). Специалисты по НЛП считаю, что этого будет достаточно, чтобы осознать, что все трудности, неудачи, мирская суета это мелочи. Сначала вы ощутите легкую грусть, потом прощение, смирение, умиротворение.
Визуально-кинестетическая диссоциация
При помощи этого метода можно проработать психотравму. Это сложная техника, которую лучше проводит под контролем психолога.
Что делать:
- Представьте, что вы отошли от ситуации и взглянули на нее со стороны. Вы видите себя в начальной точке развития травмирующих обстоятельств. При этом вы понимаете, что находитесь в настоящем моменте, а себя в той точке видите как на слайде.
- Теперь еще раз отделите свое сознание от тела и представьте, что вы наблюдаете за собой молодым (в начале травмы) и за собой в настоящем времени. Тройное отделение нужно для того, чтобы вы перестали ощущать и видеть себя как непосредственного участника событий.
- Проиграйте травму, сохраняйте кинестетическую отстраненность. Вы наблюдаете за собой в молодости, реакциями и чувствами того человека.
- Посмотрев и послушав со стороны, войдите сначала в тот образ себя, который мы получили в первом пункте (вы из того, кто наблюдал за всеми, входите в тело того, кто наблюдал за собой в начале травмы).
- В мыслях подойдите к себе в травмирующей ситуации. Скажите, что вы пришли из будущего и готовы помочь. Дайте молодому себе то, что ему нужно в этот момент.
- Как только вы поймете, что молодой вы успокоился, удовлетворил свои желания, получил нужную долю поддержки, войдите в этот образ, а потом перенесите его в образ нынешнего себя. Это поможет принять прошлое, изменить отношение к нему, обрести целостность.
В некоторых случаях один пункт приходится выполнять по 2–3 раза. Важно, чтобы человек сохранял состояние диссоциации. Чтобы избавиться от травмы, нужно сохранять позицию стороннего наблюдателя.
С чего все начинается?
Когда ребёнок рождается, у него нет самоидентификации, и он не отделяет себя от матери. Постепенно он начинает смотреть вокруг, видеть себя, поднимать голову и видеть окружающую среду, хватать предметы и ходить. Изучая таким образом мир и сопоставляя себя с ним, ребенок со временем осознает себя как нечто отдельное от всего мира. Именно в это время у него начинают возникать первые мысли о смерти, потому что разрушаются прежние связки «я = мать» и «я = мир вокруг», и он становится обособленным существом. В этом возрасте мать, говоря о ребенке, часто еще использует местоимение «мы» («мы погуляли», «мы поели», «мы покакали») и это нормально. Но примерно к 5-ти годам приходит момент, когда мать должна начать стимулировать и поддерживать процесс сепарации, и это первым делом осуществляется с помощью речи. Говоря о ребенке, следует теперь говорить «он» или «она» (естественно, в присутствии ребенка или обращаясь к нему, называть его по имени), тем самым приучая маленького человека к пониманию того, что он отдельная личность. Затем нужно постепенно делегировать ему ответственность за собственные действия и принятие решений. Можно начать с освоения ребенком элементарных навыков самообслуживания (одевания и т.д.). Важно поощрять его самостоятельность — это значит, хвалить, даже если у него не получилось. Очень важен и собственный пример. Иногда кажется, что родители считают детей идиотами, глухими или слепыми, тогда как они гораздо умнее, чем это может показаться. Детская психика очень гибкая, она мгновенно впитывает и интегрирует все происходящее вокруг, и происходит это в несколько раз быстрее, чем у взрослого человека. Ребенок более непосредственен, открыт миру и доверчив. Поэтому, если вы что-то пообещали, сделайте это. Если не вышло, объясните ребенку, почему. Несите ответственность за свои действия и решения. Не обманывайте и не манипулируйте: дети прекрасно понимают, если им объяснить, и чувствуют, когда ими манипулируют. Будьте сами честными, и вам не придется пожинать плоды своего обмана и манипуляций, когда ребенок «непонятно в кого так себя ведет» или в подростковом возрасте теряет доверие к родителям (в современной советской психологии последнее считается естественным, но, тем не менее, ничего не бывает «вдруг»). Больше общайтесь со своим ребёнком, воспринимайте его как личность. Так будет строиться здоровое воспитание. Я думаю, вы не раз слышали, как мама ребенка уже школьного возраста говорит своей знакомой: «А мы поступили в школу». Пока еще забавно, но крайне вредно для ребенка. Однако нередки случаи, когда мама говорит: «Мы поступили в институт» — вот это уже не забавно и не смешно. К сожалению, это может продолжаться и дальше — не мне вам рассказывать, какие конфликты возникают, когда уже взрослый человек принимает решение создать свою семью, а сепарация от родителей так и не произошла. Приведенные примеры служат лишь вербальным индикатором отсутствия сепарации и самоидентификации. Конечно, и самих ситуаций гораздо больше, и они более разнообразны, да и вербальных примеров можно привести множество. Я здесь привел лишь наиболее частые из них и бросающиеся в глаза. Если сепарация не произошла, то получается, что человек физически вроде бы взрослый, а психически все еще инфантилен. Это следствие того, что в детстве родители, в силу особенностей своего развития, не смогли правильно сепарировать ребенка, а он в свою очередь не научился ассоциировать свои решения и действия с самим собой, что отражается в его речи употреблением местоимений «мы» и «ты» вместо «я».