Упражнения для развития творческого мышления. Зачем развивать творческое мышление?

Хотя многие люди и думают, что развивать творческое мышление нужно только композиторам, писателям, художникам и некоторым другим представителям определенных креативных профессий, но данное утверждение не соответствует истине! Почему? Все дело в том, что при помощи хорошо развитого творческого мышления можно находить оптимальные выходы из самых трудных и нестандартных жизненных ситуаций, успешно решать повседневные бытовые вопросы, видеть что-то новое в уже давно привычных вещах, быстро и правильно реагировать на любую проблему и т.д.

Творческое мышление нужно развивать не только тем людям, которые имеют непосредственное отношение к креативным сферам жизни, но и обычным менеджерам, клеркам, бухгалтерам, школьникам и студентам, родителям и т.д. Зачем и почему? Потому что менеджер, который умеет думать нетривиально и креативно, сможет продать больше товаров, бухгалтер – отыскать способ сэкономить существенную сумму денег для своей компании, студент – найти хорошо оплачиваемую и перспективную работу, родитель – научить своего ребенка выходить за общепринятые рамки и создавать нечто новое.

Что же такое творческое мышление? Зачем его нужно развивать? Какие эффективные и действенные способы развития креативного потенциала существуют? Предлагаем вашему вниманию топ-10 методик и упражнений для развития творческого мышления, благодаря которым вы научитесь мыслить креативно и сможете расширить границы своего мировоззрения!

Творческое мышление: что это такое?

В энциклопедическом словаре общей психологии психолог О.К. Тихомиров указывает, что творческое мышление – это вид мышления, который характеризуется созданием субъективно новых продуктов. В процессе творческого мышления человек при помощи познавательной деятельности созидает новообразования, которые имеют непосредственное отношение к оценкам, целям, смыслам и мотивации. Индивид с хорошо развитым творческим мышлением решает интеллектуальные задачи не по когда-то заданному и уже изученному алгоритму, а при помощи креативных и новаторских подходов.

Некоторые специалисты утверждают, что творческое мышление ничем не отличается от мышления репродуктивного. Но между этими видами мышления есть огромная разница: в процессе репродуктивного мышления человек применяет уже готовые знания и умения, в процессе же творческого мышления человек создает что-то субъективно новое и получает определенный результат.

Творческое или креативное мышление – это конкретный способ мышления и определенный процесс, благодаря которому личность создает что-то новое. Данный вид мышления характеризуется оригинальностью, гибкостью, высоким уровнем адаптивности мыслительных процессов, подвижностью, широтой мировоззрения, хорошо работающим воображением и отлично развитым образным представлением.

Творческое мышление включает в себя эвристический метод решения задач. Данный подход не признает использование стандартных и привычных ответов на возникшие вопросы в той или иной жизненной сфере. Основная задача эвристики заключается в нарушении общепринятых рамок, расширении границ, разрыве и преобразовании уже существующих шаблонов.

Так как при креативном мышлении поиск ответов происходит без использования уже известного и знакомого алгоритма действий, то человеку необходимо решать поставленные перед ним задачи с помощью озарения, инсайтов, интуиции и т.д.

Как развить творческое мышление

Спрашивайте себя: «Что ещё я могу с этим сделать?»

Мы смотрим на мир через призму собственных привычек и предрассудков. Часто принимаем знакомое решение за единственно верное, но при этом упускаем множество других возможностей. Поэтому надо бороться с привычкой мозга действовать только по проторенной дороге. Всё время задавайте себе вопрос: «Что ещё я могу сделать?» — он поможет найти новые идеи.

Упражнение: превратите мусор в нечто значимое. Что ещё вы можете сделать с газетой после того, как её прочитали?

Зачем развивать творческое мышление?

Современные люди страдают от переизбытка информации, поэтому им чаще всего приходится задействовать не долговременную, а оперативную память. А человек, который не умеет быстро переучиваться, адаптироваться и приспосабливаться к новым условиям, не сможет идти в ногу со временем и быть в курсе всех последних событий. Что же делать? Ответ очень прост: нужно начать развивать творческое мышление!

У человека с хорошо развитым креативным мышлением появляется способность создавать что-то такое уникальное и новое, о существовании которого раньше никто не догадывался и догадаться бы не смог. Развитое творческое мышление позволяет создавать аутентичные и инновационные продукты, а не заниматься копированием чужых идей.

Повышая уровень развития креативного мышления, индивид автоматически повышает уровень семантической (раскрытие ранее незамеченного потенциала и умение рассматривать проблему с совершенно разных точек зрения), спонтанной (умение безболезненно и быстро переключаться с одной мысли на другую, умение нестандартно мыслить и умение генерировать оригинальные идеи) и образной (умение подстраивать свое восприятие под существующие условия и умение замечать те особенности предмета, которые делают его уникальным и неповторимым) гибкости.

Творческое мышление помогает избавиться от конформизма. У человека, который систематически работает над повышением уровня своего креативного мышления, в какой-то момент пропадает желание быть похожим на других людей. Он больше не хочет подражать другим личностям. Такой индивид постепенно избавляется от страха быть непохожим на других представителей человеческого вида. Избавившаяся от конформизма личность свободно высказывает свои идеи и легко делится с другими своим собственным мнением, не боясь осуждения или непонимания с их стороны.

Благодаря креативному мышлению исчезает привязка к устарелым и деструктивным установкам и стереотипам. Человек легко принимает новое и начинает видеть необычное и удивительное в тех вещах, которые ранее для него были совершенно обычными и тривиальными.

Развивать творческое мышление нужно и тем личностям, которые стремятся к самопознанию и самосовершенствованию. Информация сейчас настолько доступна, а процессы настолько автоматизированы, что многие люди, сутками не выпуская из рук всевозможные гаджеты, отказываются пользоваться своими мозгами. Они, не имея пищи для ума, начинают сначала просто слишком активно расслабляться самым неправильным и неподходящим для этого образом (алкоголь, вредная пища, бессмысленные ток-шоу, малоподвижный стиль жизни и т.д.), а затем и вовсе деградировать. Чтобы с вами такого не случилось, нужно регулярно поддерживать свое творческое мышление в тонусе и устраивать своему головному мозгу умственные тренировки.

Упражнение 3. “Читаем с конца”

Помимо понятных трудностей с выполнением этого задания, есть еще нюансы.

Для чего: наш мозг привык к тому, что развязка может наступить только при совершении конкретных действий. Но как в жизни, так и в книгах, это не всегда верно. Порой самые неожиданные события приводят к тем результатам, к которым не должны были. Постепенный переход от развязки к предисловию поможет развенчать свои догадки и научиться абстрактному видению ситуации, а также развивает подвижность, гибкость мышления.

Топ-10 упражнений и методик для развития творческого мышления

Раскрытие творческого потенциала, как и раскрытие любого другого положительного навыка, требует определенных усилий и регулярной практики. Прочитав несколько популярных книг на заданную тему или сделав одно упражнение в месяц, вы вряд ли повысите уровень своего креативного мышления и превратитесь в оригинальную, находчивую и успешную личность.

Только регулярное выполнение упражнений поможет вам не только сформировать, но и развить этот полезный вид мышления. Уделяйте упражнениям 10-20 минут в день и через некоторое время вы с удивлением заметите, что ваше видение мира с каждым днем становится все шире и шире!

Упражнение №1. Задаем правильные вопросы

Давно ли вы ставили под сомнение те аксиомы и непререкаемые истины, к существованию которых люди привыкли с самого раннего детства? Если ответ на этот вопрос является положительным, то пришла пора проявить любознательность и исправить эту досадную ошибку! Правильные вопросы не только повысят уровень вашего творческого мышления, но и научат объективно оценивать окружающую вас реальность.

Вопросы из разряда «А что же будет, если…?», задаваемые самому себе на регулярной основе, позволят вам, исследовав существующие возможности, узнать, что же может произойти, если вы совершите те или иные действия и т.д.

Вопросы типа «Почему?» помогут добраться до истоков, понять истинные причины и проследить связи между событиями, явлениями и предметами. Вопросы же из разряда «А почему бы и нет?» откроют перед вами все те ограничения, запреты и аспекты, которые мешают вам избавиться от негативных стереотипов и начать мыслить позитивно.

Упражнение №2. Создаем ментальную карту

Создание ментальной карты способствует развитию креативного мышления. И в этом нет ничего удивительного, ведь при помощи метальной карты можно не только наглядно отобразить достаточно большое количество важной информации, но и наконец-то узреть какие-то новые перспективы или взаимосвязи. Рассортировав ключевые понятия по группам, вы сможете без труда структурировать имеющиеся у вас данные, увидеть существующую картину со стороны и отыскать какие-либо новые ассоциации.

Чтобы создать ментальную карту, вам необходимо иметь под рукой чистый лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры и/или ручки. Расположите лист бумаги горизонтально. В центре листа вам необходимо отобразить в виде символа, слова или рисунка рассматриваемую вами проблему или задачу.

От этого центрального образа проведите несколько исходящих линий. На каждой из линий пропишите основные категории или идеи, а затем к каждой линии добавьте ассоциации, ключевые слова или понятия. Старайтесь писать коротко и лаконично, чтобы отсечь все ненужное и лишнее. В идеале в строке должно быть не больше одного-двух ключевых слов.

Внимательно и неторопливо посмотрите на картину, которая в итоге у вас получилась. Так вы сможете увидеть те новые взаимосвязи, которые ранее вам были недоступны и непонятны. Анализируйте полученную ментальную карту до тех пор, пока вас не посетят новые идеи. И не бойтесь экспериментировать: удаляйте те элементы, которые не вписываются в общую картину, соединяйте стрелками разные участки, добавляйте линии и т.д.

Ментальные карты

Упражнение №3. Ищем ассоциации

Поиск ассоциаций – один из самых простых и эффективных методов для развития творческого мышления. Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите на листе бумаги несколько (4-6) выбранных случайным образом слов, а затем придумайте какой-то критерий, по которому одно из придуманных вами слов будет лишним.

✎ Пример. Вы написали на листе бумаги такие слова: будильник, аббатство, баснословный, персик, орбита, абажур. Критерий: во всех словах, кроме слова «персик», присутствует буква «б».

Более продвинутым в этом плане людям предлагаем несколько усложненных вариантов.

• Усложненный вариант ассоциаций №1.

Возьмите лист бумаги и напишите список, который будет состоять из 5-7 слов. Возьмите первое или третье слово и попытайтесь отыскать хоть какую-то связь между ним и остальными словами из списка.

• Усложненный вариант ассоциаций №2.

Возьмите лист бумаги и напишите на нем 6-8 слов. Придумайте какой-нибудь определенный признак и разделите эти слова на 2-3 группы.

• Усложненный вариант ассоциаций №3.

Возьмите лист бумаги и напишите на нем 3-5 слов, выбранных случайным образом. Постарайтесь составить из этих слов заголовок сенсационной статьи.

• Усложненный вариант ассоциаций №4.

Возьмите лист бумаги и напишите на нем 2-4 слова. При помощи этих слов придумайте сцену преступления. Попытайтесь отыскать еще 2-4 слова, благодаря которым это преступление можно будет раскрыть.

Упражнения на развитие ассоциаций

Упражнение №4. Генерируем максимальное количество идей

Очень часто случается так, что человек, придумав какую-то хорошую идею, настолько цепляется за неё, что уже не видит никакого смысла рассматривать какие-то другие варианты. Такой подход является барьером для творческого мышления, из-за которого индивид отказывается от поиска еще более подходящих вариантов решения задачи.

Чтобы избавиться от этого барьера, необходимо сначала просто придумать максимальное количество идей. В процессе генерации идей не нужно анализировать или оценивать приходящие вам в голову варианты.

Установите себе приблизительное время на генерирование идей и подумайте о том, сколько приблизительно пунктов вы планируете внести в свой список, а затем выключите на некоторое время своего внутреннего критика и составьте максимально полный список всевозможных вариантов. Данное упражнение подходит для решения как конкретных, так и абстрактных задач.

✎ Пример. Постарайтесь за 25 минут придумать не менее 40 способов использования пустой банки из-под консервов. Первые 10-15 вариантов будут шаблонными и привычными, остальные же варианты помогут вам придумать что-то нестандартное и аутентичное.

Возможности человеческого мозга безграничны, поэтому ни в коем случае не сдавайтесь, если у вас вдруг возникнет ощущение, что никаких альтернатив больше нет!

Упражнение №5. Ставим перед собой творческую задачу

Творческие задачи положительно влияют на развитие креативного мышления. Новичкам достаточно всего лишь правильно сформулировать творческую задачу, определить временной отрезок и приступить к её выполнению.

Более продвинутым в этом плане людям предлагаем усложненный вариант: вам необходимо прописать суть вашей творческой задачи одним предложением из 6-8 слов. Конкретная, лаконичная и четкая формулировка поможет вам намного быстрее отыскать решение.

✎ Примеры: «В течение семи месяцев освоить правильное питание», «Совершить несвойственный мне и моему окружению поступок», «Записаться на курсы и сдать экзамен на отлично», «Этим летом насладиться чистым морским воздухом» и т.д.

Упражнение №6. Настраиваем себя на позитив!

Без особого психологического настроя развить творческое мышление практически невозможно. Если человек будет думать, что он полный ноль и абсолютный неудачник, то вряд ли у него получится мыслить креативно и создавать новые идеи.

У каждого индивида есть творческое начало, но многие люди, попадая под негативное влияние страхов, сомнений и деструктивных установок, подавляют его. Чтобы избавиться от этих барьеров, вам необходимо разобраться в себе и определить те факторы, которые мешают конкретно вам. Кто-то боится выглядеть в глазах других людей смешным и глупым, кто-то испытывает страх перед критикой, а кто-то настолько неуверен в себе, что не может в компании малознакомых приятелей сказать хоть слово.

Очень часто источником таких деструктивных мыслей является детские и подростковые убеждения. Именно из-за них люди начинают любые события рассматривать лишь сквозь призму негатива и пессимизма.

Чтобы настроить себя на позитивный лад, необходимо каждый день в течение 10-20 минут концентрировать свое внимание только на хороших моментах и вспоминать только о своих успехах.

Прийти в правильное настроение поможет и такое упражнение. Возьмите лист бумаги и ручку. Лист разделите на две равные половины. В левой колонке подробно опишите все те страхи и сомнения, которые мешают вам стать счастливым и успешным человеком. В правой же колонке опишите подробный план, благодаря которому вы сможете избавиться от этих страхов и сомнений. Если вы будете регулярно выполнять данное упражнение, то сможете не только развить творческое мышление, но и со временем научитесь заменять свои негативные мысли правильными и положительными установками.

Упражнение №7. Учимся пользоваться второй рукой

У большинства людей правая рука является ведущей, поэтому она намного чаще ими и используется. Ведущая рука, по сравнению с рукой не ведущей, выполняет практически все движения быстрее, активнее и точнее.

Левое полушарие головного мозга, которое контролирует правую руку, отвечает за аналитическое мышление. Правое же полушарие мозга контролирует левую руку и отвечает за эмоциональный интеллект, сложные образы и воображение.

Чтобы улучшить работу правового полушария и увеличить уровень развития творческого мышления, необходимо систематически выполнять бытовые и уже давно привычные действия не правой, а левой рукой. Если же вы – левша, то вам нужно как можно чаще задействовать правую руку. Таким образом вы сможете разбудить свой мозг и активизировать его работу.

Чтобы научиться пользоваться той рукой, которая не является для вас ведущей, предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Возьмите чистый лист бумаги и цветные карандаши. Нарисуйте состоящий из несуществующих элементов пейзаж или любой другой рисунок. Отдохните 5-7 минут, а затем попытайтесь воссоздать уже нарисованную картинку, но только при помощи другой руки.

Зеркальный рисунок – еще одно упражнение, которое поможет вам разбудить творческий потенциал и синхронизировать работу правого и левого полушарий мозга. Вам понадобится чистый лист бумаги и два карандаша. Возьмите один карандаш в правую руку, а второй – в левую руку. А теперь попробуйте нарисовать бабочку. Руками можно двигать как поочередно, так и одновременно.

Если же пока у вас не получается изобразить красивую бабочку, то начните с решения более простой задачи: возьмите уже готовые симметричные иллюстрации и просто обведите их по пунктирным линиям.

Упражнение №8. Ищем новое применение старым вещам

Давно придуманные и уже привычные стереотипы и шаблоны существенно влияют на повседневное существование многих людей. Чтобы заметить это, нужно всего лишь начать креативно подходить к решению не только рабочих, но и бытовых задач.

Чтобы развить творческое мышление и разнообразить свою повседневную жизнь, вам следует научиться привносить хоть капельку креатива в любое занятие, ведь самые незначительные изменения способны натолкнуть вас на свежую идею. Что же вам нужно для этого сделать?

Начните использовать старые вещи по-новому: сделайте из платья модную футболку, а из джинсов – ультрамодные шорты, создайте собственный натуральный скраб, смешав кофейную гущу с медом, отрежьте от старой кофточки рукав, заверните в него литровую баночку и используйте такую аутентичную вещицу в виде вазочки для цветов и т.д.

Развивать креативное мышление можно не только в одиночку, но и в компании друзей. Включите какой-нибудь любимый фильм, распределите между собой героев и, выключив звук, начните их дублировать.

Упражнения для развития творческого мышления

Упражнение №9. Учимся расслабляться правильно!

Научно доказано, что творческое мышление лучше всего работает тогда, когда человек находится в спокойном или расслабленном состоянии. Все дело в том, что в таком состоянии в человеческом мозгу начинают активно вырабатываться альфа-волны, которые являются проводниками креативного потенциала.

Чтобы повысить уровень развития творческого мышления, вам нужно отыскать те занятия, благодаря которым ваш мозг сможет расслабиться и какой-то период времени не будет концентрироваться на чем-то определенном и конкретном. Психолог Полетт Кауфман советует стимулировать раскрытие творческого потенциала при помощи обычной ванны. Когда физическое тело находится в состоянии полного покоя, головной мозг начинает активно вырабатывать развивающие креативное мышление альфа-волны.

Ежедневно выделяйте на отдых и релаксацию не менее 15-25 минут. Хорошо помогает расслабиться и медитация. Если вы будете регулярно практиковать те или иные медитативные техники, то сможете не только повысить уровень своего творческого потенциала, но и приведете свои мысли и чувства в порядок, избавитесь от энергетического мусора и обретете душевное равновесие.

Упражнение №10. Возвращаемся в детство

Именно в детском возрасте человек проявляет высшую степень креативности и при этом не боится показаться смешным или нелепым в глазах других детей или взрослых. Но постепенно эта бесценная способность теряется, так как дети становятся взрослее и учатся следовать определенным моделям поведения и установленным системам взглядов на те или иные важные жизненные аспекты. Поэтому в процессе поиска ответов на нестандартные и требующие альтернативных решений вопросы иногда очень полезно думать так, как думают дети.

Чтобы вернуться в детство и начать думать как ребенок, следует не только забыть о выгоде и вознаграждениях, но и вспомнить о тех приятных и незабываемых ощущениях, которые возникали от одного лишь участия в самом игровом процессе.

Каждый день делайте что-то не только полезное и нужное, но и приятное. Вспомните о том, чем именно вы увлекались в детстве. Если вам нравилось шить одежку куклам, то есть смысл записаться на курсы и получить сертификат дизайнера одежды. Если вы обожали готовить куличики из песка, то почему бы сейчас не заняться приготовлением какого-то нового и, судя по отзывам, очень вкусного блюда? Если вы будете периодически заниматься тем, чем вам нравилось заниматься в детстве, уровень вашего творческого потенциала со временем существенно увеличится!

Рекомендуем: Как развить логику у взрослого человека с помощью игр, книг, фильмов и т.д

Наш канал: Яндекс Дзен

Где искать задания на креативное мышление?

Эта разминка поможет вам не только войти в состояние творческого потока, но и развить свой навык креативного мышления! Упражнения, которые представлены в этой статье — это лишь небольшой пример. И если вам хочется продолжить развивать свой творческий навык или научиться использовать базовые инструменты решения креативных задач, то вы найдете много полезного в наших материалах:

— Топ-5 книг о развитии креативного мышления

— Главные инструменты креативного мышления

Ответы

  1. Белого, дом находится на северном полюсе
  2. Вчера, сегодня, завтра
  3. Мойщик упал внутрь здания

Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать. Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное — делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество — это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать — это самое сложное.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]