ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

Сталкиваясь с какой-то проблемой, вы стремитесь найти как можно больше вариантов её решения? Вы используете привычные вещи в быту не по их прямому назначению? У вас есть кто-нибудь в роду из художников, музыкантов или поэтов? Вам часто в голову приходят бредовые, необычные, ни на что не похожие мысли? Вы можете действовать спонтанно, стихийно, без особых раздумий? Вы часто представляете вместо своих знакомых животных или предметы?

Ответив на данные вопросы, считайте, что вы прошли экспресс-тест на творческое мышление. Если в большинстве случаев прозвучало «да» — значит, вы им обладаете; если «нет» — пришло время заняться его развитием. Что это такое, зачем оно нужно современному человеку и можно ли его как-то улучшить?

Творческое мышление в психологии

В психологии творчество трактуется, как некая мыслительная деятельность, практическая или теоретическая, в результате которой возникают новые гипотезы, предложения, методы их решения. Оно большую роль занимает в науке, где творческие люди оказывают серьезную помощь в открытиях в силу того, что они мыслят шире и действуют смелее.

Обратите внимание! Творческое мышление – созидательное, задачей которого является открывать все новое, уникальное.

Психология подчеркивает основную нестандартную характеристику данного мыслительного процесса, которая заключается в его креативности. Широту мышления можно обеспечивать за счет развития воображения, начиная с младшего возраста у дошкольников. Обучением можно заняться и со взрослыми, но процесс займет больше времени.

Возрастные особенности

Дошкольники

Деток, обладающих творческим мышлением, можно выделить из общей толпы ещё в детском саду. Они не любят выполнять синхронные, одинаковые движения вместе со всеми (например, на утренней зарядке) и придумывают свои. В игре они берут инициативу на себя, потому что просто разрываются от идей, как лучше распределить роли и что где разместить. Однако остальные ребята их часто не понимают, потому что те мыслят оригинальными образами. Вместо того, чтобы съесть яблоко на полдник, они обгрызают его таким образом, чтобы получилась какая-нибудь фигурка.

Однако не всегда можно распознать креативный потенциал в маленьком человечке. Часто они бывают скрытными, так как слишком сконцентрированы на своём внутреннем мире и образах. Выявить уровни творческого мышления дошкольников помогает сюжетное рисование.

Сюжетное рисование для выявления уровня творческого мышления у детей

Обычно тесты на определение уровня творческого мышления проводят у детей дошкольного возраста (5-6 лет), чтобы полученные данные могли использоваться в дальнейшем — при обучении в школе.

Начальная школа

С 1 по 4 класс творческое мышление младших школьников характеризуется следующими чертами:

  • быстрое решение учебных задач (применение нестандартных способов);
  • выявление потенциала в какой-то определённой сфере (музыка, литература, рисование, лепка);
  • необычность суждений, свой взгляд на привычный мир;
  • отказ от выполнения шаблонных заданий по образцу;
  • невнимательность на уроках.

Главная задача педагогов и родителей на данном этапе — распознать творческий потенциал ребёнка и направить все силы на его развитие. Если в начальной школе момент будет упущен, в дальнейшем эти способности могут так и остаться нереализованными. Как говорят психологи, именно здесь человечество теряет больше всего великих художников, музыкантов и поэтов.

В начальной школе также важно отделить «зёрна от плевел». В этом возрасте у многих детей разыгрывается фантазия, и происходит подмена понятий. Воодушевлённые россказнями своего талантливого чада родители начинают видеть в нём великого писателя, который в будущем станет непревзойдённым фантастом. На самом же деле это выдумки, основанные чаще всего на компьютерных играх и фильмах. Никакой креативности, чего-то уникального там нет. В психологии воображение (тесно связанное с творческим мышлением) и фантазия — совершенно разные понятия.

Среднее и старшее звено

В среднем и старшем звене с творческим потенциалом становится всё гораздо яснее. Подростки уже способны на самоопределение без указки взрослых. Те, у кого креатив зашкаливает, занимают посты лидеров различных школьных и юношеских объединений. Генерация необычных идей, нестандартные способы решения проблем и насущных задач делают их центром всеобщего внимания. Другие начинают проявлять себя в какой-то узкой специализации — становятся настоящими звёздами местного театрального кружка или изостудии.

На данном возрастном этапе существуют свои опасности. Ближе к 13 годам, на пороге подросткового кризиса, творческое мышление может сыграть плохую службу. В попытке доказать всем свою взрослость и самостоятельность и в силу юношеского максимализма такие дети начинают слишком ярко и яро демонстрировать своё видение мира — отличное от других. Всё это сопровождается агрессией и дерзким поведением. Здесь большое значение имеет поддержка родителей, которые могут направить всё это в нужное русло.

Определение

Креативное мышление — что это такое в психологии

Творческое мышление человека – это процесс ознакомления с информацией, ее обработка и создание новых идей. В педагогике отмечается важность данного типа мышления ввиду того, что индивид самостоятельно стремится к получению новых знаний и скорейшему применению их на практике. Это относится не только к урокам музыки, рисования, но и истории, обществознанию и др. Кроме того, говоря о детях с предрасположенностью к такому мыслительному типу, отмечается важность наличия данного критерия для учебы, а также социализации.

Природа креативности

Креативность – это характеристика мыслительной деятельности, генерирующей абсолютно новые, уникальные идеи. Креативное мышление – способность мыслить творчески, креативно.

Умение видеть проблемную ситуацию нестандартно, с новой стороны, под другим углом говорит о том, что человек использует креативный подход в мышлении. Креативное мышление – основа творческого процесса.

Если у человека есть врожденный талант, то креативность определена генетически и физиологически. Творческий человек всегда мыслит креативно. Креативность и творчество сочетаются в личности и обуславливают друг друга.

Традиционно способность мыслить нестандартно и творчески определяют как функцию правого полушария головного мозга. Если правое полушарие доминирует над левым, у человека правополушарный тип мышления, определяемый как «Художник».

В детстве, когда еще не усвоены нормы, правила, шаблоны и стандарты мышления, люди мыслят креативно. У детей хорошо развито внимание, воображение, смекалка. Они выдумщики и фантазеры. Во взрослом возрасте люди чаще копируют и воспроизводят уже имеющиеся идеи, отказываясь от собственных.

Взрослым людям нужно активизировать творческое мышление, которое часто подавляется логикой, чтобы открыть и реализовать скрытый личностный потенциал.

Креативность помогает в личной жизни справляться с трудностями и кризисными этапами, в профессии – стать успешным и востребованным специалистом.

Творческое мышление обязательно для специалистов сферы искусства и культуры и ценится в других сферах человеческой деятельности.

В сферах жизни, где присутствует конкуренция, креативность ценится как возможность выгодно выделиться, найти нужную нишу в обществе. Она прописывается в резюме, отзывах, рекомендациях, при составлении психологического портрета как важная личностная характеристика.

Творческая креативность прогрессивна, конструктивна и позитивна. Итогом творческого процесса становятся открытия, изобретения и рационализаторские предложения.

Особенности творческого мышления

Дивергентное мышление — что это такое

Творческое мышление мало связано с актерами, художниками и музыкантами, не все люди такого склада ума являются артистами. Индивид может обладать несколькими чертами мышления, которые предопределяют его творческое направление.

Среди особенностей творческого мышления выделяют:

  • Уникальность. Желание создать новинку, будь то идея или предмет. Человек творчества не основывается на чужих примерах, он вырабатывает нечто свое собственное;
  • Понятийная гибкость. Умение применить к некоторому явлению другую точку зрения в попытке рассмотреть его шире, в непривычных вариациях с целью сделать его уникальным;
  • Спонтанность. Свободное переключение от одной мысли к другой. Восприятие информации из разных источников. Спонтанность возникновения идеи в ситуации, которая не располагала к этому;
  • Эвристика. Преобразование привычного, выход за рамки – необходимые навыки в творческом мышлении.


Важное свойство креативности – выход за рамки привычного

Понятие Мышление

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

Активизация мышления, это событие или действие, которое влечёт за собой активизацию мыслительной деятельности и ускоряет мыслительный процесс.

Для повышения продуктивности мыслительной деятельности можно использовать умение управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата, — все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

Можно ли управлять творческим мышлением

Логическое мышление — что это такое и как его развить у взрослого и ребенка

О возможности управления мышлением можно сказать однозначно – она есть. Однако многое зависит от индивида, который хочет начать его тренировать или уже имеет, но с проблемами контролирования.

В первую очередь, необходимо принять решение о желании управлять своими мыслительными процессами. Сила воли срабатывает как глобальная закупка мотивацией – без нее не обойтись. Затем стоит следовать некому плану, методам контроля творческого мышления, будь то его развитие или ограничение.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Что способствует развитию творческого мышления

Черта творчества может проявиться у ребенка, а может «запоздать», и креативный ум созреет позже. Важно уделять внимание данному вопросу в процессе воспитания, тогда творческая жизнедеятельность будет иметь плоды совсем скоро.

Обратите внимание! Все то, что отличается от привычного восприятия индивида, что способно спровоцировать на самостоятельный выход из зоны комфорта, способствует формированию творческой направленности мышления. Например, новые знакомства с людьми другого круга общения, а также посещение незнакомых мест. Важно пробудить исследовательский интерес, чтобы у индивида возникали мысли по поводу того или иного явления.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Методы развития творческого мышления

Эксперты предлагают разные способы, которые помогут развить творческие способности.

Латеральное мышление

Немаловажно развивать литеральное мышление, т. е. «перенаправленное». Существует три этапа данного метода: фокус-разрыв-установление связи, где:

  1. Необходимо выбрать «точку отсчета» – объект, на котором индивид сфокусируется;
  2. Выбрав объект для фокусировки, нужно «нарушить логику» этого предмета. Отталкиваясь от привычного шаблона, его нарушают, изменяют;
  3. Не исключено получение абсурдной идеи о предмете, далее нужно отыскать нечто логичное в получившемся результате.

Метод шести шляп

Развитому мышлению поспособствует ролевая игра «шесть шляп». Головные уборы обычно выдуманные, суть в том, чтобы придать отдельной шляпе цвет и наделить ее ролью. «Надевая» ту или иную шляпу, индивид включает соответственный режим мышления. Иными словами, метод не только развивает воображение, но и помогает решить возможную проблему, взглянув на нее с разных сторон и применив отличающиеся точки зрения.


Если примерить разные роли, не только развивается творчество, но и решаются проблемы

Обратный мозговой штурм

Данный прием довольно противоречив, поскольку нужно искать не решение некоторой проблемы, а ее ухудшение. Вместо того, чтобы о том, «как это исправить», формулировку меняют на «как это ухудшить». Нужно составить все возможные варианты, которые могут привести к полному провалу, и рассмотреть их. Корень проблемы может крыться в предложенных вариантах. Поэтому решение адекватное, способное помочь может найтись быстрее, чем при обычном мозговом штурме.

Чтение надписей наоборот

Обратным чтением лучше заниматься минимум в паре. Когда человек читает слова с конца, мозг буквально активирует творческие способности, чтобы понять, о чем речь. Так, один человек читает наоборот, другой – угадывает оригинальную фразу.

Игра слов

Игра слов имеет множество вариантов, например:

  • Самый распространенный – назвать два мало похожих слова и искать их схожесть в свойствах, цветах и т.д.
  • Детская игра, требующая подобрать рифму к слову, чаще к имени, не проигрывает и для тренировки взрослого.
  • Есть и такой вариант, в котором человеку предлагают некоторое число слов, например, 15. Используя каждое из них, меняя их местами, добавляя новые, нужно придумать рассказ.
  • На первый взгляд простая, но на деле сложная игра, когда дается одна буква алфавита, и в течение 15 минут нужно написать максимально большое количество слов на нее.

Творческий характер мышления ценится за его способность создавать нечто уникальное. Несмотря на ассоциацию творчества с музыкантами, артистами, представители данного типа мышления далеко не ограничены этими профессиями. Оно имеет большое значение в науке, педагогике, экономике, практически везде. Важно то, что такую мыслительную направленность можно натренировать.

Психологическая сущность мышления и его особенности

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака:

— обобщенность;

— опосредствованность.

Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления — в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Специфичность мышления заключаются в том, что:

-мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

-лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;

-мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

-носит опосредствованный характер;

-всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

-исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

В нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

связано с практической деятельностью человека.

Типология и качества мышления

В психологической науке различают такие логические формы мышления как:

— понятия;

— суждения;

— умозаключения.

Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

— общими и единичными;

— конкретными и абстрактными;

— эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: «Металлы при нагревании расширяются» — выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:

— непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

— опосредствованно — путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: «Этот стол коричневый». Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

— истинными;

— ложными;

— общими;

— частными;

— единичными.

Истинные суждения — это объективно верные суждения. Ложные суждения — это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами». В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты — отличники». В единичных суждениях — только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок».

Умозаключение — это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: «Все металлы — электропроводны. Олово — металл. Следовательно, олово — электропроводно». Различают умозаключение:

— индуктивное;

— дедуктивное;

— по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления

ТРИЗ – комплекс методик и способов решения задач, основанный на креативном подходе. Таким образом, это единственная теория, которая обучит творчеству. Примечательно, что данная система не предполагает единственного верного решения. В результате у человека развивается гибкость мышления, фантазия, а для решения задач подбираются изящные, оригинальные способы.

Теория ТРИЗ применяется для решения изобретательских задач, когда нужно убрать лишнее, опасное качество или добавить полезное свойство, а также устранить противоречие.

Системой ТРИЗ предусмотрено три вида противоречий:

  • административные;
  • технические;
  • физические.

Результат устранения противоречий – идеальный конечный результат. В соответствии с системой ТРИЗ идеальный конечный результат предполагает совершение действия без затрат, использования ресурсов, побочных эффектов. При формулировке идеального результата рекомендуется использовать такие понятия, как самостоятельно, бесплатно.

Упражнения для развития креативного мышления

Примечательно, что для развития нестандартного мышления разработано огромное количество методик и способов. Многие не требуют ни копейки вложений, а некоторые даже могут стать источником дохода.

Самый простой и доступный способ стать более креативным – искать интересное применение новым предметам и вещам. Согласитесь, что в любой деятельности, особенно в повседневной жизни, люди чаще всего пользуются шаблонными схемами. Попробуйте понемногу освежать свою жизнь и привычные занятия необычными деталями. Переделывайте старые вещи, найдите новое применение кофейной гуще, маслу кокоса, футболке, расческе, лаку для ногтей. Попробуйте придумать окончание недочитанной книге или выключите звук фильма и продублируйте его.

Обязательно запишитесь на онлайн-курсы, поскольку новые впечатления стимулируют работу мозга, способствуют синтезу новых нервных клеток. Если не онлайн-курсы, тогда новая музыка, новые книги, новые хобби.

Попробуйте новую работу для смены обстановки. Если такой возможности нет, обновите свое рабочее место – купите новый комплект канцелярских принадлежностей, поставьте новую лампу.

Онлайн тренажеры мозга

Предлагаем вашему вниманию пять увлекательных онлайн сервисов, которые помогут «прокачать» интеллект, память, логику, творчество.

  1. NeuroNation. Замечательный проект, подготовленный профессором психологии и лучшими экспертами по сфере искусственного интеллекта. Приложение можно установить н смартфон, читать статьи, играть в мини-игры. Перейти на сайт
  2. Peak. В приложении собраны интересные упражнения на память, логику, эмоциональность, мышление. Перейти на сайт
  3. Викиум. По статистике, уже спустя неделю занятий скорость реакции увеличивается на 17%, память улучшается на 19%. Вам предлагают ежедневные занятия с разным уровнем сложности. Перейти на курс можно по ссылке: Курс на развитие творческого мышления
  4. BrainApps. В данном сервисе вам предложат индивидуальную тренировку, составленную по результатам тестирования. Вы будете развивать креативность, память, логику, внимание. Перйти на сайт
  5. Cognifit. Сервис примечателен тем, что с его помощью можно оценить более 20 когнитивных способностей пользователя, в том числе, умение запоминать, склонность к депрессии, бессоннице. На основании результатов будет предложена программа тренировок. Перейти на сайт

Игра «Белогривые лошадки»

Игра детская, но наверняка понравится и взрослым. Она развивает творческое воображение, учит целостному восприятию. Суть игры в следующем – некоторое время понаблюдайте за облаками. Придумайте – какие они – веселые, злые, нежные, грубые. Пофантазируйте – на что похоже каждое облако. Теперь придумайте про облака сказку.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]