Абстрактное мышление — как развивать у детей и тренировать у взрослых

Абстрактное мышление имеет большое значение для всех людей. Высокий уровень его развития позволяет не только улучшить качество жизни, но и добиться гораздо больших успехов. Заниматься развитием такого типа мышления следует уже в детстве, но с взрослением прекращать тренировки не стоит. Только регулярные занятия позволят улучшать и поддерживать свои интеллектуальные способности. В этом поможет знание того, как развить абстрактное мышление у взрослых и детей. Все методы можно применять на практике самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Виды абстракций

Образы, сформированные без участия содержательной стороны понятия:

  1. Изолирующая. Ее цель – выделение характерного признака предмета и повышенное внимание к нему. Например, на столе лежит яблоко. Человек выделяет то, что оно зеленое или кислое.
  2. Обобщение. Здесь мозг получает цельную картину вида всего образа. Для примера подойдет математическое уравнение. Цель – это решение без учета отдельных цифр, плюсов, минусов и других знаков.
  3. Идеализация. Отбрасывание несущественных элементов. Метод получения знаний, без которого не обходятся точные и естественные науки.

В реальности же нет отдельных, не связанных ни с чем элементов. Их нельзя потрогать и измерить изолированно.

Абстрактное мышление – что это такое и как его развить у взрослых и детей

Приветствуем вас, друзья!

Далеко не все в этом мире можно познать с помощью логики. Если бы мы во время мыслительного процесса опирались только на то, что видим перед собой, человечество так и осталось бы в каменном веке. Не было бы ни алфавита, ни цифр, ни литературных произведений, ни живописи. Все это стало возможным только благодаря способности мыслить абстрактно.

Давайте узнаем, что такое абстрактное мышление и можно ли его развить.

Понятие

Абстрактное мышление – это одна из форм мыслительной деятельности, при которой анализ и понимание информации, а также выявление взаимосвязей и закономерностей происходит без непосредственного контакта с материальными объектами, временем и пространством.

Простыми словами, это способность думать не только о вещах, событиях и явлениях, которые находятся перед нами здесь и сейчас, а еще и об общих категориях, принципах, свойствах, концепциях, идеях. Чтобы мыслить абстрактно, человек в качестве основы использует уже полученные ранее знания, а остальное додумывает с помощью своей фантазии.

Без абстрактного мышления мы не смогли бы распознавать запахи, вкусы, звуки, тактильные ощущения, прогнозировать будущие события, создавать что-то новое.

Простой пример из жизни: абстрактный мыслитель, глядя на яблоко, лежащее на столе, способен думать не только об этом конкретном яблоке, а обо всех яблоках на планете, о метафорах, о роли запретного плода в ветхозаветном сюжете и т. п.

Логическим мышлением человек оперирует тогда, когда ему известны факты, данные, когда он ясно понимает происходящее. Абстрактное же работает в любой противоположной ситуации, когда приходится догадываться, делать общие выводы, отойдя от конкретики, правил и догм. Такой подход часто применяется в философии, литературе, психологии, политологии.

Чем отличается абстрактное мышление от других видов мышления:

  1. Абстракции нельзя увидеть человеческим зрением или потрогать, их можно только представить. В то время как материальные вещи всегда осязаемы и конкретны.
  2. Абстрактным мышлением наделен только человек. Даже самое развитое животное на такой процесс не способно.

По мнению швейцарского психолога Жана Пиаже, первые зачатки абстрактного мышления появляются у ребенка в возрасте от 2 до 7 лет. Но только лишь к 12–15 годам он начинает полноценно формироваться, что свидетельствует о переходе на осознанный образ жизни.

В той или иной степени абстрактное мышление развито у всех людей. Исключениями являются случаи деменции, некоторые формы аутизма или шизофрении, а также недостаточное умственное развитие.

В чем польза

Без развитого абстрактного мышления человек располагает только своим опытом и текущим восприятием окружающей среды.

Именно способность абстрагироваться от внешней действительности помогает нам:

  1. предвидеть какие-то ситуации;
  2. придумывать что-то новое;
  3. создавать музыкальные и литературные произведения;
  4. заниматься скульптурой, живописью, архитектурой;
  5. философствовать на разные темы;
  6. находить неординарные способы решения проблем и т. п.

С возрастом человек, обладающий развитым абстрактным мышлением, становится менее категоричным. Он умеет признавать справедливость чужой точки зрения и допускает, что на один и тот же вопрос можно посмотреть под разными углами.

Вместе с тем некоторые исследователи отмечают и негативные стороны такого мышления:

  1. отсутствие конкретики;
  2. неспособность сделать окончательные логические выводы;
  3. склонность к излишним обобщениям.

Согласно Гегелю такой тип мышления может выражать как ум, так и глупость. В своем эссе “Кто мыслит абстрактно?” он приводит свои размышления на данную тему и пытается опровергнуть утверждение о том, что абстрактное мышление – это неоспоримый признак высокоразвитого интеллекта.

Несомненно, для гармоничной и эффективной мыслительной деятельности лучше всего соблюдать баланс между рациональным и абстрактным видением мира.

Три этапа формирования

Формирование абстрактного мышления можно рассматривать как в рамках антропогенеза, т. е. развития человечества, так и онтогенеза, т. е. становления развития ребенка.

И в том и другом случае этот тип мышления проходит три этапа:

  1. Прямой. На данном этапе ребенок воспринимает только то, что видит и слышит, т. е. использует исключительно чувственное познание. Игрушки еще не различаются по их функциональным назначениям. Это просто вещи, которые можно взять, подержать в руках, положить обратно или бросить. Никаких размышлений при этом не происходит.
  2. Образный. Здесь начинает формироваться образное мышление. Ребенок учится подключать воображение, он может обобщить некоторые вещи, классифицировать их, но при этом весь процесс пока ограничен только личным опытом.
  3. Абстрактный. Его еще называют понятийным, поскольку оперирование здесь идет уже не только образами, но и абстрактными знаками – понятиями. На данном этапе ребенок уже достигает более высокого уровня обобщения и систематизации, получая возможность выйти за рамки конкретности.

Если рассматривать данный тип мыслительной деятельности с точки зрения локализации формирования, абстрактное мышление формирует правое полушарие. Оно же отвечает за интуицию, чувства и воображение.

Основные признаки

Рассмотрим, что характерно для абстрактного понимания мира.

Итак, абстрактно мыслить – это значит быть способным:

  1. воображать, предсказывать и устанавливать связи между событиями, явлениями и предметами;
  2. выявлять закономерности, которые сложно распознать логическим путем;
  3. видеть вещи под разными углами;
  4. находить метафоры и аналогии;
  5. не зависеть в своей деятельности от времени, пространства или ситуаций;
  6. составлять представление об объектах, событиях или явлениях без необходимости видеть их воочию;
  7. выражать свои мысли и идеи;
  8. переносить полученные ранее знания из одного контекста в другой.

Виды абстракций

Специалисты выделяют шесть видов абстракций:

  1. Изолирующая. Помогает выделить из общей массы компонентов только то, на чем сфокусировано внимание.
  2. Обобщающая. Предполагает рассмотрение ситуации в целом, невзирая на конкретные детали.
  3. Конструктивная. Умение преобразовывать в четкие формы нечто непонятное, с размытыми границами.
  4. Идеализирующая. Сглаживание углов в угоду собственным желаниям и ожиданиям. Иными словами, мы видим то, что хотим видеть.
  5. Примитивно-чувственная. Позволяет игнорировать одни свойства и явления, замещая их другими, более нужными в конкретный момент.
  6. Абстракция актуальной бесконечности. Определяет бесконечные множества как конечные.

Инструменты

Базовый инструмент абстрактного мышления – это слово. Именно слова помогают выстраивать мысли в логические и последовательные цепочки. Ясная и четкая речь напрямую влияет на мыслительную деятельность. И наоборот, грамотное осмысление и внутренняя проработка вопроса выливается в хорошо сформулированное высказывание.

Именно поэтому абстрактное мышление иногда называют внутренней речью.

Вы можете заметить, что наш внутренний диалог с самим собой хоть и содержит слова, но от обычной звуковой речи все же отличается:

  1. помимо слов он содержит образы и эмоции;
  2. он более хаотичен, особенно если человек не старается выстроить свое мышление целенаправленно;
  3. внутренняя речь скомкана и фрагментирована, т. е. в ней преобладают ключевые слова, а второстепенные могут опускаться без потери общего смысла.

Оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками-словами, цифрами, категориями является очень сложным психическим процессом. А потому человек начинает овладевать данным навыком только к подростковому возрасту. И то не в полной мере.

Формы

Принято выделять три формы абстрактного мышления.

  • Понятие

Представляет собой определение класса тех или иных явлений или предметов, которые являются однородными. К примеру, если мы слышим слово “кот”, то сразу представляем мурлыкающее пушистое животное с усами, хвостом и влажным носом. Коты бывают самых разных пород и расцветок, но всех их объединяют одинаковые признаки, относящиеся к общему понятию.

  • Суждение

Данная форма мышления используется в тех случаях, когда нам нужно сделать выводы и подтвердить или опровергнуть какую-либо информацию.

Суждения могут быть простыми и сложными. Пример простого: “Я слышу, что ребенок начал плакать”. Сложное суждение: “Ребенок начал плакать, потому что хочет есть”.

Также суждения делятся на истинные и ложные. Первая категория основывается на объективной оценке, а вторая предполагает включение личной заинтересованности.

  • Умозаключение

Это вывод, сделанный из нескольких суждений. Любое умозаключение состоит из трех компонентов:

  1. Предпосылки, т. е. первоначального суждения.
  2. Вывода – логического размышления.
  3. Заключения – собственно, результата.

Пример умозаключения: “Летом жарко. Скоро июнь. Это летний месяц. Значит, будет жарко. Пора доставать легкую одежду”.

Умозаключения, равно как и суждения, могут носить субъективный характер.

Как развить абстрактное мышление

Способность мыслить абстрактно заложена в каждом из нас с рождения. Помните, как в детстве вы любили фантазировать, придумывать истории и сочинять мечты? Именно абстрактное мышление помогало вам в школе постигать азы технических и гуманитарных наук, вникать в сложные формулы, описывать образы главных литературных героев.

Такая способность есть в вас и сейчас. К примеру, вы никогда не были на Луне, но в то же время можете приблизительно представить, насколько этот спутник меньше размера Земли, как выглядят кратеры на его поверхности. Все это возможно благодаря абстрактному мышлению.

Другое дело – насколько высок его уровень у каждого из нас. Во многом это можно понять по тому, как развита наша устная и письменная речь, насколько широк словарный запас, владеем ли мы ораторским искусством. Следовательно, чтобы развивать абстрактный тип мышления, нужно работать именно с ее главным инструментом – словом.

У взрослых

Приведём несколько упражнений для развития абстрактного мышления у взрослых:

  1. Закройте глаза и представьте в мельчайших деталях, как прошел ваш день: с кем виделись, во что были одеты эти люди, какие запахи вы ощущали по дороге на работу, что чувствовали, общаясь с начальством, сколько раз подходили к кофейному автомату и т. п.
  2. Напишите на листе бумаги названия разных явлений и предметов, а потом поочередно воссоздайте в голове образы того, что описали. Лучше брать не простые слова вроде “стол” и “карандаш”, а такие, что требуют усилий для представления: комета, свобода, доминирование, религиозность, бесконечность и т. д.
  3. Похожая техника, только теперь нужно не представлять написанные слова, а описывать. Можно взять слова “нежность”, “разум”, “человечество”, “гнев” и подобные. Сначала дайте каждому слову определение, а потом придумайте к ним подходящие символы. Это могут быть иероглифы, небольшие картинки или схемы.
  4. Следующее упражнение станет интересным развлечением в компании друзей или во время путешествия в поезде. Задача: придумать от 3 до 5 заглавных букв и превратить их в аббревиатуру. Например, буквы СКП – это Союз Красных Пижам, Сборная Китайских Палочек и т. п.

Много других техник развития абстрактного мышления можно найти в нашей отдельной статье.

У детей

Развивать абстрактное мышление у детей нужно с самого младенчества. Даже если вам кажется, что малыш еще совсем ничего не понимает, будьте уверены, что он отлично распознает и запоминает звуки, интонации, слова. Можно читать книжки или рассказывать ему о чем угодно. Главное – делать это с выражением и чувством.

Детям постарше можно предложить такие упражнения:

  1. Нарисуйте на листке бумаги часть какого-нибудь животного или предмета. Задачей ребенка будет дорисовать недостающий элемент. Не страшно, если у мышки окажется рыбий хвост или появятся крылья. Главное, чтобы ребенок проявил находчивость.
  2. Поиграйте в слова. Вы называете любое слово, далее ребенок придумывает другое слово, которое начинается на ту букву, на которую закончилось ваше слово. И дальше по цепочке. Например, цветоК – КорзинА – АвгусТ и т. д.
  3. Устройте домашний кукольный театр. Все реквизиты можно смастерить своими руками: повесить простынь как ширму, взять любые игрушки в качестве героев. Ребенок будет исполнять роль и сценариста, и режиссера, и актера.

Советуем также ознакомиться с подборкой логических игр для развития мышления.

Заключение

Мы с вами разобрали, что означает абстрактное мышление, в чем состоит его роль в познании, а также убедились в том, что оно поддается развитию как у детей, так и у взрослых.

Абстрактная мыслительная деятельность играет значимую роль во всех сферах жизни, рождает в нас креативность и воображение. А еще лучше, если она работает в тандеме с рациональным типом мышления.

Для тех, кто не хочет ограничиваться упражнениями из статьи, оставим координаты статьи Как научиться лучше запоминать, эффективные мнемотехники и советы психологов

Благодарим за внимание и рекомендуем подписаться на обновления, чтобы не пропустить новые познавательные публикации.

До скорого!

Формы абстрактного мышления

Формы делятся на типы в зависимости от конечного результата мышления:

  • Понятие. Здесь фиксируются характерные для предмета признаки. Понятия выражаются отдельными словами – рюкзак, стакан, или же комбинируются в сочетания слов – школьный рюкзак, граненый стакан. Это умозаключение. Оно передает общее свойство, характерное для нескольких предметов.

Они отличаются, но некоторые качества позволяют мозгу собрать их в одну подгруппу. Например, стол. Они бывают круглыми или квадратными, высокими или низкими, имеют светлые или темные цвета. Общее то, что на них принято располагать предметы. Сходное предназначение позволяет мышлению объединить столы в единую группу.

  • Суждение. Форма абстрактного умственного типа мышления, при которой происходит оценка характеристик и свойств предмета. Суждение выражается в форме утвердительного предложения. Наступила осень – простейшее суждение. Наступила осень, деревья сбросили листву – сложная конструкция из двух простых.

Мозг человека может использовать свою гибкость, чтобы согласиться или опровергнуть явления. Словесное заключение — безоговорочно. Простое – собака лает, сложное – начался дождь, на улице сыро. Первое предложение – короткое и четкое, второе содержит логическую цепочку.

Суждения бывают истинными или неверными, когда человек делает собственные выводы вне зависимости от реальных фактов.

  • Умозаключение. Это конечная мысль. Возникает из комплекса 2-х и более суждений. Она формируется из трех составляющих: посылка, обработка и заключительный вывод – процесс логического действия, результатом которого становится новое суждение. Мозг использует свои мысли, чтобы прийти к собственному заключению.

В процессе познания окружающего мира мозг человека стремится к достижению истинных знаний. Т.е. это адекватная оценка процессов и предметов, в зоне которых живет человек.

Научные законы – это истина. Чтобы отличить истину от заблуждений, требуется практика. Она формируется в процессе общественной и производственной функции каждого человека во времени.

Формы

Абстракция – отвлечение одних свойств предметов от других для выявления их особенностей. Определение абстрактного мышления практически такое же. Под этим явлением подразумевают вид интеллектуальной деятельности, в процессе которой человек обдумывает ситуацию, отделяя ее от некоторых деталей. Абстрактность оказывает значительное влияние на физиологию мышления и позволяет пересечь определенные границы, открыв для себя новые знания.

Кубок

Такой вид мышления развивается параллельно с онтогенезом с малых лет. Впервые он проявляется в моменты, когда ребенок начинает фантазировать, сочиняя свои истории или разыгрывая необычные ситуации, и абстрагироваться от игрушек, предпочитая думать об определенных их свойствах.

Абстрактное мышление разделяется на формы, каждая из которых соответствует особенностям мыслительного процесса, сопровождающегося абстракцией. Всего их 3:

  1. Понятие. Подразумевает определение одного общего свойства для разных предметов. Очень важным моментом является значимость этой объединяющей черты. Например, ножки у столов или зеленые листья у разных деревьев.
  2. Суждение. При суждении происходит утверждение или отрицание определенного события. Все, как правило, описывается словосочетанием или коротким предложением. Суждения бывают простыми или сложными. В первом случае они касаются одного действующего предмета или лица (например, «мальчик купил молоко»). Во втором же суждение затрагивает сразу несколько сторон («появились тучи, на улице стало темно»). Также оно может быть истинным, базирующимся на субъективных выводах, или ложным, основанным на личной заинтересованности.
  3. Умозаключение. Под умозаключением понимают мысль, формирование которой происходит на основе нескольких суждений. Она состоит из предпосылки, вывода и заключения. Все три процесса происходят в голове человека последовательно. Все начинается с начальных суждений (предпосылки), потом переходит на этап размышлений (выводов), а завершается образованием нового суждения (заключение).

Применяться абстрактное мышление может в любой из этих трех форм. Взрослый человек в повседневной жизни использует их все. Тем не менее развивать их нужно обязательно даже тем, кто хорошо умеет абстрагироваться.

Современный искусственный интеллект наделен абстрактным мышлением, которое превосходит по качеству человеческое.

Примеры абстрактного мышления

Один из ярких примеров – способность человека разговаривать и общаться с окружающими людьми с помощью слов. В природе не существует букв, цифр, слов. Но люди смогли создать алфавит, сложить слова и обозначить каждый предмет, свойство и явление собственным названием.

Способность мыслить и создавать абстракции проявляется в математических науках. Например, цифра 3. Такого явления в природе нет, однако человек понимает, что речь идет о трех одинаковых предметах, свойствах, функциях, баллах и т.п. Цифры были придуманы самими людьми, чтобы упростить и охарактеризовать многие явления. С развитием человечество начало использовать массу несуществующих в природе понятий.

К абстрактным понятиям – через знакомые вещи

От абстрактному к конкретным понятиям.jpg
От абстрактному к конкретным понятиям.jpgИзвестный исследователь, автор 20 книг по детской педагогике, Кристина Джонс (Christine Yount Jones) рассказывает, как метафора «Иисус придет в твое сердце» заставляет 4-хлетнего малыша открыть рот, ведь он убежден, что это единственный путь, по которому Бог может проникнуть в его внутренние органы. Ребенок еще не понимает иносказательного значения метафоры и это заставляет педагогов волноваться: а могут ли конкретно мыслящие дети понимать абстрактные умозаключения? Или же, говоря об отвлеченных предметах, мы только сбиваем нашего ребенка с толку?

Исследователи считают, что дети всех возрастов схватывают абстрактные мысли на лету – надо только не блокировать эту способность в процессе обучения.
Как развивается абстрактное мышление
Развитие мышления идет поэтапно, но эти периоды нельзя представить в виде четких схем, обязательных для исполнения. Джейн Хили (Jane Healy), автор книги «Становление детского разума» (Your Child’s Growing Mind), пишет: «Не имеет смысла планировать обязательный уровень теоретического мышления на каждый год обучения. Мы теперь с уверенностью можем сказать, что умение думать с помощью абстрактных категорий постепенно совершенствуется в течение всей сознательной жизни. И даже маленькие дети могут спонтанно демонстрировать навыки отвлеченных размышлений». Хили приводит в пример 3-летнего малыша, который танцует в своей комнате и заявляет, «Я сегодня похож на солнечный лучик». От такого сравнения ребёнок легко приходит к созданию метафоры «Я – луч солнца», а это, по мнению эксперта, уже очень важный шаг в развитии абстрактного мышления. Джейн предупреждает, что «…ровесники усваивают абстракции с разной скоростью. Поэтому абсурдно требовать от всего класса одинакового уровня понимания предмета».
Как дети думают?
Ребенок развивает абстрактные способности своего сознания с помощью двух основных приемов.
1. Метальный перенос.
Дети понимают новую информацию, перенося ее на известные объекты. Снег является абстрактной категорией для ребенка в жарком регионе. Но малыш поймет, как он выглядит, если вы сравните снежинки с белым порошком в ванной комнате. Абстрактный объект становится для малыша боле понятным, если он похож на нечто знакомое в его реальной жизни.
2. Выделение структуры.
Умение отделять характеристики объекта (структуру) от его физического образца (самого объекта) – ключевой этап в развитии абстрактного мышления. Например, 4-летний малыш убирает два яблока из пяти, и понимает, что у него осталось три объекта. 8-летнему подростку уже не нужны физические яблоки, что произвести в уме операцию вычитания «5 минус 2». Первый шаг в знакомстве ребенка с абстрактными категориями – удачный выбор объекта для ментального переноса. Вместо того чтобы твердить ребенку о небесной сущности Бога, просто скажите, что Господь – наш отец, друг, кормилец и так далее. Ваш малыш быстро поймет этот перенос, так как речь идет о хорошо известных ему людях.
Что делать наставникам?
• Отвлекитесь от учебных планов. Уверенность в том, что в образцовом классе дети послушно конспектируют образовательные программы, связана с традиционной практикой обучения. Однако последние исследования Национальной Ассоциации Детского Образования (США) показывают, что традиционные методы обучения снижают желание школьников учиться. Эксперты считают, что в современном образовании более эффективны игровые модели преподавания. • Задействуйте в процессе обучения детские ощущения. Дайте детям понюхать, попробовать на вкус и потрогать абстрактные концепты, которые вы изучаете. Доказано, что когнитивное развитие идет быстрее, если ученик погружен в учебу всем своим существом. • Втягивайте детей в обсуждения. «Учитель должен замечать, когда ученикам что-то непонятно или очень интересно в его уроке и сразу же давать детям возможность спросить об этом. Ответьте встречным вопросом и начните активное обсуждение проблемы. Работа в режиме взаимных вопросов и ответов очень продуктивна для когнитивного развития, так как позволяет детям активно размышлять о предмете изучения». Джейн рассказывает, как однажды ее 2-хлетний сын спросил, глядя на железную дорогу «А что такое – поезд?». Хили ответила вопросом «Почему эта груда металла является поездом?». Реакция ребенка ее потрясла. Он уверенно заявил, «У нее есть колеса. У нее есть кабина и тот, кто двигает все это». • Стройте мосты между теорией и жизнью. Если знакомство с новыми понятиями грамотно соотносится с привычными вещами, ребенок получает удобный доступ в мир абстрактных категорий. Как-то в одном классе учитель играл с учениками в «Музыкальные стулья». После игры началось обсуждение того, что чувствует игрок, оставшийся без стула. Учитель предположил « Он чувствует острую нехватку стула для продолжения игры?» Дети согласились. «Теперь вы знаете, что такое – нехватка», достроил свой «мостик» учитель. Впоследствии он использовал это понятие на уроках об остром дефиците природных ресурсов на нашей планете. Наставники пытаются провести детей в мир всеобщих понятий о добре и зле. Иногда им кажется, что они только сбивают своих воспитанников с пути, который каждый человек должен пройти самостоятельно. Ученые убеждены, что если внимательно продумывать методику обучения – дети способны понять смысл своих поступков.

Зачем развивать абстрактное мышление

Современный человек постоянно учится отрываться от простых и конкретных предметов, оставляя древнее прошлое позади. В те времена все предметы оценивались на вид, цвет, форму, запах и другие конкретные характеристики. Теперь же люди, освоившие информационные технологии, готовы к более активному углублению в собственное подсознание.

Этот процесс невозможен без развития абстрактного мышления. Чем раньше начать осваивать эти навыки, тем проще ребенку станет принимать новое и интересней жить.

Начало мышления

Ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста-опыт, который является катализатором, что позволяет развиваться логическим рассуждениям. Ранее всего у ребенка проявляется мышление,которое, трансформируется в способность логически мыслить, изучать, анализировать информацию и решать проблемы. Для некоторых детей они учатся быстро рассуждать, для других требуются повторные действия, чтобы сформировать образец и логическую связь и впоследствии развить абстрактно логическое мышление.

Пример

Логическое мышление
Давайте рассмотрим этот пример: во время учебы ребенок, который является самообучающимся, должен исследовать концепции и формировать связи, чтобы понять тему. С другой стороны, ребенок, воспитанный наставничеством, не может самостоятельно сформировать эти связи. Таким образом, ребенок, который привык к коучингу, не будет иметь такой же результат, как и самообучающийся, потому что он не может заниматься самостоятельно. Самообучающийся, который понимает свой предпочитаемый стиль обучения, сочтет коучинг (или наставничество или работу с учителем) ненужным и пустой тратой времени.

Как развить

Как развить

Как развивать мышление у детей? Логические рассуждения требуют независимости. Как родители и учителя, если мы пытаемся доверять детям и их решениям, мы можем помочь развитию их логических рассуждений. Пытаясь найти свои ответы, дети начинают развивать способность логически рассуждать. И наоборот, если мы не будем доверять им и неустанно обменивать их своими предложениями, убеждениями, опытом и стратегиями, они станут зависимыми от других.Они не будут формировать свои собственные выводы, и их логическая сторона останется неразвитой.

Когда детям дается свобода учиться, они изучают, что, почему и как, а в разные возраста разные виды логики и мышлений.

  1. В возрасте 3-4 лет дети могут рассуждать о том, что им нужно действовать, однако их действия не соответствуют задаче. Они начинают отвечать немедленно; действовать без разбора для решения проблемы без фактического анализа обстоятельств. Дошкольники не могут понять условия проблемы, а это значит, что они не могут критически оценить ситуацию. В конечном итоге это приводит к пробам и ошибкам, ценной форме опыта. Логические рассуждения начинают формироваться после этих практических попыток решения проблем.
  2. Логика для детей 5 6 лет- возраст, когда дети начинают понимать проблемы и искать способы их решения; они начинают использовать логические рассуждения. Это особенно очевидно, поскольку дети этой возрастной группы начинают использовать речь в качестве основы для логических рассуждений. Аргументы составляют основу их рассуждений и их решимости решать интеллектуальные проблемы. Эти дети учатся передавать то, что они чувствуют и думают; они открывают для себя ряд способов общения, а также их связь с обоснованием и реакцией. Они начинают рассуждать и делать выводы. Логическое и критическое мышление детей теперь эволюционировало.

Развитие абстрактного мышления у детей

Развитие абстрактного мышления у ребенка

Этот процесс идет вместе с активизацией математических способностей. Практически с самого рождения дети способны проводить сравнительный анализ — отличать размеры, температуру, сенсорные характеристики разных вещей. Далее начинается длительный процесс обучения сложным идеям, связанным с числами и счетом, знакомством с алфавитом и т.д.

Перед тем, как начинать развивать абстрактное мышление, следует оценить реальные способности ребенка и не стремиться к мгновенному обучению тому, для чего его мозг еще недостаточно развит. На первом этапе помогут игры и задачи, направленные на стимуляцию логического мышления.

Упражнения для взрослых

Развивать абстрактное мышление взрослому человеку довольно трудно, т.к. его интеллект уже давно сформирован. Тем не менее с помощью некоторых упражнений добиться результата все же удастся. Выполнять их рекомендуется ежедневно на протяжении нескольких недель.

Наиболее эффективные упражнения:

  1. Представление эмоций. Требуется мысленно представить, как именно проявляются разные эмоции у определенного человека. Рекомендуется использовать полный набор возможных чувств людей.
  2. Обратное чтение. Нужно перевернуть книгу и прочитать ее в обратном порядке. Параллельно с этим требуется устанавливать логические связи между различными событиями. Лучше всего выбирать простые произведения, написанные легким языком.
  3. Анализ общения. Следует вспомнить всех людей, с кем пришлось пообщаться в течение дня. Нужно проанализировать не только сам разговор, но и выражение лица, жесты и голос собеседника. Делать это рекомендуется с закрытыми глазами.
  4. Придумывание противоречий. Нужно просто придумывать разные словосочетания, которые покажутся противоречивыми. Они могут быть абсолютно любыми (горячий лед, горькая конфета и т.п.).
  5. Составление аббревиатур. Достаточно придумать любое словосочетание, сократить его до первых букв, а потом в течение дня расшифровывать его. Например, самостоятельное развитие мышления (СРМ).
  6. Перечисление функций предметов. Требуется выбрать любую имеющуюся вещь и перечислить все ее функции. Можно придумывать даже необычные назначения, которые не принято использовать.
  7. Мозговой штурм. Нужно выбрать любую букву алфавита и написать ее на листок. Задача в том, чтобы за ограниченное количество времени вспомнить максимальное количество слов на эту букву, записав их все на бумагу.
  8. Сочетаемость слов. На одном листочке нужно написать существительные, а на втором прилагательные. Делать это нужно не сразу. Лучше всего начать просто с одного существительного. К нему потребуется подобрать подходящие, а также абсолютно несовместимые прилагательные. Все их следует записать в разные столбики.
  9. Название картины из жизни. Требуется зрительно зафиксировать любое произошедшее в реальности событие и дать ему необычное название. Оно должно быть таким, как мог бы назвать картину художник.
  10. Живопись. Нужно писать любые картины, используя цветные краски. В процессе следует представлять характеристики всех присутствующих предметов. Если нет возможности воспользоваться красками, можно начать с обычного рисования карандашом.

Перечисленные методы помогут развить абстрактное мышление также у подростка или пожилого человека. Нужно лишь применять их на регулярной основе, не пропуская очередных занятий.

Упражнения для детей

Техники, предназначенные для детей, отличаются от тех, которыми пользуются взрослые люди. Но при этом они являются не менее эффективными. Происходит это потому, что любопытный мозг у ребенка полностью открыт для изучения всего нового.

Облака

Все они отличаются по размерам, цветам, формам. Чтобы развить абстрактное мышление, нужно почаще предлагать ребенку представить, с чем можно сравнить конкретное облако. В процессе обдумывания этой задачи мозг активно работает, налаживаются новые нейронные связи, происходит развитие интеллекта.

Театр теней

Играя с тенями различных предметов, можно создавать множество образов. Все, что потребуется – это источник света в темной комнате и подготовленные контуры. Передвигая детали, получаются самые разные образы. Сам ребенок, играя, учится предугадывать результат в зависимости от расположения деталей. Также можно пригласить и других детей. В компании они гораздо охотней будут заниматься этой игрой.

Вас также может заинтересовать статья Как лучше развивать ребенка — обзор детских развивающих методик, игр, предметов и упражнений

Ментальная арифметика

Методика предназначена для развития детей 4-14 лет. Она позволяет обучить ребенка быстрому, практически мгновенному счету. В основу заложена система арифметических действий с применением специальных китайских или японских счет. Техника сложна для полного понимания, поэтому в раннем возрасте она не используется. Но у подростков может успешно применяться, чтобы улучшить процессы мышления. Единственное условие – усидчивость и настойчивость ребенка.

Конструктор

магнитный конструктор для развития абстрактного мышления

Специальный «Абстрактное мышление» предназначен для создания разнообразных форм и фигурок. Ребенок, манипулируя деталями, учится формировать в голове конечную цель. Постепенно навык совершенствуется, а уровень развивающегося интеллекта неуклонно растет. Особенно полезны такие игрушки для маленьких детей, поскольку стимулируют мозг к активной умственной деятельности. А включение в процесс мелкой моторики дополнительно ускоряет развитие ребенка.

Беседа

Даже простое обсуждение с ребенком повседневных дел позволяет ему быстрее повышать свой уровень интеллекта. Во время разговоров дети обдумывают смысл услышанного и формируют ответ. Конечно, не нужно говорить просто ни о чем. Желательно стимулировать ребенка к фантазированию и поиску правильного ответа.

На лестнице абстракций

Хороший учитель пытается ранжировать своих учеников по различным уровням мышления. Американский лингвист и психолог С. И. Хаякава (S.I. Hayakawa ), придумал оригинальную технологию анализа сложных объектов, известную в научных кругах как «лестница абстракций». По этой методике, анализ системы вы начинаете с ее простейших, конкретных уровней – исходных данных, например. Потом делаете один шаг «наверх» – скажем, описываете эти данные с помощью теоретической закономерности. Ключевой момент здесь – адекватность задачи и уровня абстракций, применяемых к ее решению. Соответственно, учитель должен ставить перед каждым учеником задачи, подходящие подростку по уровню сложности. На первый взгляд это требование кажется банальностью, однако оно нарушается сплошь и рядом: учителя неуклюже пытаются заставить весь класс работать на верхних ступеньках «лестницы абстракций». Например, ранжируем по степени обобщения вопросы: «Как цены на нефть влияют на политическую стабильность в нефтедобывающих странах?» «Как нефтяные котировки повлияли на «арабскую весну» в Египте?» Очевидно, что первый вопрос расположен выше на «лестнице абстракций», так как требует для ответа боле широких обобщений. Соответственно, он должен быть задан более подготовленным к таким уровням мышления ученикам. На практике же, его ставят перед подростками, даже не достигшими уровня «нижней» задачи. Шон убежден, что важность исследования уровней абстрактного мышления невозможно переоценить. Растет поколение людей, считающих математику оккультным, мистическим знанием. Почему? Потому что мы высокомерно не ценим конкретность молодого сознания, которая является первой ступенькой к высотам «взрослого» разума… Исследователь математического образования, основатель проекта Убийство Математике (KillMath project) Брет Виктор (Bret Viktor) высказался более категорично, «Власть понимать и предсказывать движение мира не должна принадлежать надменным трюкачам, дурачащими нас фокусами с абстрактными словечками».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]