Что же такое гибкость мышления? Когда мы говорим о гибкости, большинство людей думают о позах йоги или пилатес, а не о наших мыслях. Но что, если бы мы также могли выработать гибкий образ мышления, чтобы способствовать хорошему здоровью и благополучию в нашем существе?
С практикой и осознанностью мы можем развить подвижный ум, который повысит наш опыт и поможет нам стать более гибкими, творческими и счастливыми.
Гибкость мышления — это критически и разумно быть открытым для изменений.
Гибкое мышление — это намного больше, чем навык или компетенция: это добродетель, это открытие нашего разума, чтобы видеть, понимать или интерпретировать реальность с разных точек зрения, эта открытость критическим образом позволяет людям и обществу лучше адаптироваться к его динамичной среде, генерируя инновационные и/или творческие изменения, которые влияют на лучшее качество жизни.
Гибкий ум позволяет нам добиваться наших личных и групповых целей более плодотворным и эффективным способом, лучше решать проблемы, помогая развивать творческий подход и инновации, что позволит нам лучше выявлять возможности и использовать их в своих интересах.
Умственная гибкость на самом деле связана с адаптируемостью и способностью переключать наши мысли с абстрактных на конкретные, чтобы эффективно реагировать на любую данную ситуацию.
Жесткое «черно-белое» мышление может помочь нам избавиться от стресса и быстро разрешить ситуации, например, следуя определенным правилам, но оно не делает нас глубокими и творческими мыслителями, не позволяет нам легко справляться с проблемами, когда они возникают, даже напротив, если они имеют отношение к нашему развитию жизни.
Что такое гибкость мышления?
Гибкое мышление является частью группы навыков, называемых исполнительной функцией. Проблемы с этими навыками часто встречаются у детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Но и другие дети и взрослые люди, которые думают и учатся по-другому, также могут иметь трудности с гибким мышлением и исполнительными функциями.
Гибкое мышление также известное как когнитивная гибкость — это способность думать о чем-то более чем одним способом.
Быть гибким — это создавать, исследовать, генерировать, воображать, импровизировать, изобретать, изменять, соотносить, трансформировать и адаптировать. Это — не решение об изменении, даже если это неудобно, а действие, когда это необходимо.
Напротив, негибкий человек является рабом своих обстоятельств и своих железных заявлений , неспособен справиться с изменениями с помощью адаптивного отношения и вряд ли полностью счастлив, поскольку все вокруг него не может вращаться вокруг его конкретной нормы. Эта негибкость может порождать проблемы на работе и в личном окружении, но также, что особенно важно, во взаимоотношениях с самим собой.
Определение точных и приблизительных значений
Существуют также полезные для ума игры. Но стоит иметь в виду, что улучшение мышления потребует определенных волевых усилий. И даже если использование тренажера для ума покажется не более чем интересным времяпровождением, то и в этом случае польза от этих занятий будет получена непременно.
Для развития мозга потребуется нарушить его привычный ритм и предоставить ему новые стимулы. Сделать это поможет игра по определению точных и приблизительных значений. Она должна стать ежедневной задачей, для выполнения которой потребуется внимание, расчет и подсчет. Например, сколько лестниц в вашем офисе? А сколько было сегодня в автобусе людей в черной одежде? Какую сумму дают две последних цифры номера проезжающего мимо автомобиля?
Для чего и кому нужна гибкость мышления
Дети и взрослые люди, у которых есть проблемы с гибким мышлением, могут испытывать трудности дома, на работе и в школе. Ситуации разные, но проблема одна и та же.
Вот некоторые примеры поведения, которые вы можете наблюдать у людей с отсутствием гибкого мышления:
Люди со сложностями гибкого мышления, когда сталкиваются с проблемами, могут замирать и ничего не делать. Или пробуют одну и ту же стратегию снова и снова, даже если это не сработает. Поэтому они часто они расстраиваются и злятся.
Этот жесткий образ мышления может проявляться, когда они общаются или при выполнении домашних обязанностей. Как правило, они не понимают, что некоторые слова имеют два и более значений. Или не осознавая, что стратегия, которую они использовали для решения одного типа задачи, может сработать для другого. Чаще всего они зацикливаются на какой-то мысле, деле или идее.
Недостаток умственной гибкости называется – когнитивной ригидностью. Она встречается при многих расстройствах и потому когнитивная гибкость либо изменяется напрямую, либо в связи с изменениями функции, от которых зависит умственная гибкость.
Проявление гибкости мышления
Гибкость проявляется в зависимости от уровня мышление:
Альтернатива
Гибкое мышление возникает, когда люди могут думать о вещах по-другому, приспосабливаются к изменениям, отказываются от старого способа делать что-либо. Использование нового способа – это альтернативное решение.
Принятие ответственности
Быть гибким — это не означает быть покорным или послушным, поскольку истинный секрет силы заключается не в способности приспосабливаться, а в устойчивости и принятии ответственности. По этой причине нужно очень четко обозначать свои цели, интересы, потребности и разумно относиться к своим собственным убеждениям.
Переключение внимания
Выполнение различных задач на работе у взрослых и выполнение домашних заданий и подготовка к тесту у детей — также требуют гибкого мышления. Умение переключать внимание между разными предметами становится все более важным по мере того, как дети становятся старше и имеют больше школьной работы. Это касается и взрослых при продвижении по карьерной лестнице.
Творческий подход
Что-то гибкое — это то, что имеет способность легко сгибаться. Оно гибко без разрывов и, кроме того, с возможностью возврата к первоначальной форме. Гибкость — это физический навык, но также эмоциональный и умственный творческий подход к ситуации. Мы гибки, поскольку приспосабливаемся к обстоятельствам, окружающей среде или людям, с которыми взаимодействуем. Ведь гибкость — это единственный способ перепрыгивать через препятствия, падать и вставать, что неизбежно приходится делать в жизни более чем один раз.
Принятие чужой точки зрения
Умение адаптироваться к изменениям и стать сильнее и устойчивее — один из самых сильных эмоциональных ключей. Чтобы достичь этого, важно развивать гибкость, поскольку это один из навыков, позволяющих адаптироваться. И с собой, и с окружающей средой, и с людьми. Научиться быть терпимыми по отношению к другим, освободиться от осуждения и способствовать принятию чужой точки зрения — вот основные принципы, если мы хотим быть менее суровыми.
Переключение внимания
Человек, который долго концентрируется на той или иной мысли, становится сосредоточенным. Это состояние, когда в голове постоянно прокручивается определенная ситуация, позволяющая быстрее придти к оптимальному решению и найти нужный ответ. Порой собственное видение стоящей перед индивидом проблемы переворачивает его сознание, и он начинает стремиться к получению конкретного результата. Каков при этом будет окончательный выбор варианта решения, зависит от мировоззрения личности и от имеющейся у нее системы внутренних убеждений. Однако если очень долго сосредотачиваться на одной проблеме, то это может привести к апатии. Гибкость мышления в таком случае проявляется в способности человека переключаться, переводя внимание с одной мысли на другую. Навык этот весьма полезен. Пригодиться он может всегда. Ведь любое новое начинание обязательно потребует терпения, настойчивости и душевных сил. Гибкость ума при этом позволит защититься от дополнительных переживаний и не чувствовать себя обычным неудачником.
Как развить гибкость мышления?
Психологи, занимающиеся развитием, установили, что когнитивная гибкость развивается в возрасте от 3 до 4 лет и что для ее появления требуется широкий спектр когнитивных способностей, которые также развиваются в этом возрасте. Согласно исследованиям психологов по развитию, контроль внимания, памяти, импульсного контроля и мышления, абстрактные и концептуальные — это некоторые из навыков, которые позволяют людям развивать когнитивную гибкость.
Избавление от страхов
Не бойтесь пробовать что-то новое: научитесь танцевать, выучите новый язык или приготовьте новый рецепт. В исследовании пожилых людей в течение трех месяцев они занимались различными новыми и сложными видами деятельности, после чего продемонстрировали значительное улучшение творческих способностей, способности решать проблемы и других показателей «подвижного интеллекта». Умственной гибкости способствует новизна, которая способствует росту и развитию мозга на протяжении всей жизни.
Способность экспериментировать
Планируйте быть спонтанным:регулярно меняйте свой распорядок, если вы хотите прогуляться, измените маршрут, отправляйтесь в новые направления, время от времени меняйте свой план. Смешайте свое мышление: новаторские и творческие идеи часто возникают после смешивания периодов сосредоточенного мышления и рассеянного внимания. Поэтому у вас есть время, чтобы сосредоточиться на проектах или задачах, намеренно, а иногда и разрозненно, например, во время просмотра телевизора.
Выход за рамки
Измените контекст и/или среду: возьмите отпуск, прогуляйтесь по кварталу, сделайте перерыв, сделайте перерыв на кофе или чай. Измените контекст и/или свое окружение, и вы почувствуете изменение менталитета. Физические упражнения также дают отличный умственный импульс.
Пересмотр убеждений
Ставьте под сомнение свои мысли и слова: осознавайте, что вы думаете и говорите. Не связывайтесь и не зацикливайтесь на одном образе мышления. Наблюдайте за своим языком. Удалите те мысли и слова, которые вам не служат и/или не помогают, замените их продуктивными идеями и фразами. Взгляните на привычный порядок вещей по другим углом, представьте себя на месте другого человека.
Развитие индивидуальности
Будьте гибкими с другими, но также и с собой. Чтобы развить этот навык вовне, мы должны начать с внимания к себе, с подчеркивания своей индивидуальности. Может быть, вы слишком многого требуете от себя? Часто ли вы испытываете чувство вины? Ты себя наказываешь? Прислушиваться к себе, заботиться о себе, терпеть себя и прощать себя — это часть рабочего процесса, поскольку невозможно сохранять гибкость в отношениях с другими, если мы не проявляем гибкости по отношению к себе.
Почему важно иметь гибкое мышление
Человеку свойственно стремиться к постоянству. Перемены пугают тем, что заставляют покидать зону комфорта. Но установка на непринятие изменений и неспособность к ним приспособиться мешает нам устраивать свою жизнь.
Обратите внимание на пожилых людей. Почему они так стремятся везде установить свой порядок? Норман Дойдж утверждает, что стареющий человек постепенно теряет способность к изменениям, между его мышлением и внешним миром возникает несоответствие. Незаметно он начинает вмешиваться в каждую мелочь и старается подогнать её под знакомые стандарты.
Именно пластичность мозга наделяет нас способностью преодолевать те ментальные барьеры, которые мешают выйти за пределы устоявшегося порядка вещей.
Чем больше вы развиваете свой ум на протяжении всей жизни, тем меньше рискуете столкнуться с болезнью Альцгеймера и слабоумием. Но отсутствие гибкости мышления влияет на нас не только с возрастом. Если мы перестаём учиться, то больше не ощущаем полноту жизни. Наш мозг начинает скучать без активной деятельности и в принятии решений ограничивается только закреплёнными в нём установками. Сначала нам кажется, что уже некуда расти, а потом мы становимся уверены в этом.
Стремление к новому — одна из черт характера, которые позволяют оставаться здоровым и счастливым и способствуют личностному росту по мере взросления.
Роберт Клонингер
психиатр
Упражнения для развития гибкости мышления
Как развить гибкий ум? Хотя некоторые люди обладают врожденной способностью к гибкому мышлению, каждый с осознанием и практикой может получить к ней доступ.
Вот несколько способов развития гибкости мышления:
Эти советы не только помогут вам поработать мозг, они заставят вас почувствовать себя сильнее и креативнее, направив вас на верный путь к достижению ваших высших целей.
Кто гибок, слушает, анализирует, ценит и адаптируется, пытаясь выкладываться по максимуму ради своей цели, не забывая о потребностях других.
Психическая гибкость не является произвольной или причудливой, она основана на наших целях и устремлениях, а также на балансе между контролем и спонтанностью. Когда мы умственно гибки, мы преследуем цели, зная, что эти цели иногда можно изменить или модифицировать по мере того, как мы узнаем больше о ситуациях и нашей способности достигать невозможного.
Наталья Шахова
Травма разбивает надежды и лишает нас будущего
Профессор математики Дженнифер Рюф уже тридцать лет помогает учителям освоить эффективные методы преподавания своего предмета. Она надеется, что эти учителя помогут детям осознать: их способностей хватит, чтобы выучить математику. Это одна из самых серьезных задач, с которыми сталкиваются преподаватели математики в США: многие дети пережили «математическую травму», после которой их разум «отключается», сталкиваясь с этой наукой.
Учителям математики, особенно в средних и старших классах, непросто. Большинство учащихся уверены в полном отсутствии у себя способностей к математике, поэтому опустили руки. У них был негативный опыт, и они сделали вывод, что способностей у них нет, математика им не нравится.
По определению доктора Рюф, математическая травма проявляется как тревога или страх, боязнь ошибиться. К величайшему сожалению, этот страх ограничивает наши возможности в школе и при выборе профессии, но не потому, что у человека плохо с математикой. Его парализует страх, вызванный травмой.
Иногда ученик хорошо справляется с предварительными тестами и первыми заданиями, но все равно боится ошибиться, или проявить слабость, или показаться некомпетентным перед учителями либо родителями. Тех, кто избегает сложной работы, возможности ошибиться или показаться некомпетентным, доктор Рюф называет людьми с «хрупкой математической идентичностью». Они сохраняют видимость, которую, как тонкое стекло, можно разбить при малейшем негативном эмоциональном переживании. Они избегают неудачи, уклоняются от нее, но она неизбежно происходит, когда они достигают своего предела мастерства и всё-таки «проваливаются».
По словам доктора Рюф, наиболее распространенные переживания, приводящие к математической травме, — это когда взрослый говорит ребенку, что у него все плохо с математикой, когда ребенок паникует из-за контрольных с ограничением по времени, когда застревает над какой-то математической задачей или темой и изо всех сил пытается с ней справиться. Без помощи и поддержки учителя, наставника или родителей ученик сдается.
«У меня не получится».
Математика начинает ассоциироваться с провалами и огорчениями. Интерес и любые фантазии, связанные с ней, испаряются. В своем будущем человек больше не видит для себя вариантов, где он занимается математикой.
Это первые признаки травмы. И она мешает вам стать психологически гибкими. Мышление деревенеет, и вы прочно сживаетесь со своими мыслями. Исследования показали, что люди, страдающие ПТСР, часто набирают ноль баллов по шкале «воображение». Воображение — это показатель ментальной гибкости, способность видеть разные возможности и смотреть на ситуацию с разных точек зрения.
Под действием травмы мышление становится черно-белым. Вы не видите перспектив и контекстов, сосредоточиваетесь исключительно на содержании того, что произошло.
«Я не написал контрольную. У меня нет способностей».
Вы начинаете верить, что ваша точка зрения объективна. По словам профессора психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуэк, именно так рождается фиксированное мышление: убеждение, будто вы не можете меняться, расти или развиваться в определенных областях. Это вера в то, что ваши навыки, личность и характер «фиксированные», врожденные и неизменные.
Дуэк считает, что при фиксированном мышлении мы воспринимаем жизнь с точки зрения прошлого. Противоположность такому образу мыслей — мышление роста, уверенность в том, что вы можете изменить свои черты и характер. Наличие установки на рост означает, что ваша жизнь определяется будущим и сосредоточена на возможностях изменений.
У Розали сформировалось фиксированное мышление, поскольку ее отношение к себе и рисованию основано на негативной интерпретации истории, случившейся несколько десятилетий назад. Она зациклилась на том, что считает «естественными» или «врожденными» качествами. По ее мнению, она не может хорошо рисовать из-за отсутствия «генов» или «черт характера», присущих художнику.
Фиксированное мышление — это «преждевременное когнитивное обязательство». По мнению разных психологов, оно характерно для человека, который не дает критической оценки происходящему. Это обязательство основано на эмоциях, а не на фактах.
Когда человек переживает пусть и небольшой, но травматичный опыт, его эмоций достаточно, чтобы оправдать новое когнитивное обязательство.
У меня не получится. Я недостоин. У меня никогда не будет жизни, которую я хочу. Я должен держаться от этого подальше.
Розали внутренне была привязана к мысли, будто она неспособна рисовать и ей не следует этим заниматься: «Я от природы не умею рисовать». Это убеждение было ложно сформировано на основе негативного эмоционального опыта. Она никогда не сомневалась в его правильности; более того, много лет молчала об этом.
Исследования как травмы, так и фиксированного мышления показывают, что и то и другое приводит к чрезмерному страху провала. При фиксированном мышлении, по мнению доктора Дуэк, сильнее всего боязнь потратить все силы и все равно потерпеть неудачу. И тогда придется признать, что вы не обладаете чем-то необходимым для успеха и нужно переключиться на другое.
Люди не хотят совершать таких ошибок, потому что ощущение серьезного провала может слишком сильно отразиться на личности. Вместо того чтобы действовать, они убеждают себя заняться чем-то менее рискованным и более надежным.
Как сказал писатель Роберт Браулт, «достичь цели нам мешают не препятствия, а четкий путь к меньшей цели».
Нас тормозят не сами преграды. Нас останавливает мысль, что у нас нет того, что нужно для достижения важных целей, и мы посвящаем свое время и внимание менее значимым целям.
Мы сами готовим себя к менее значимому будущему. Мы не верим, что можно придумать что-то большее. Наши идеи о том, кто мы и на что способны, всё больше костенеют. Нас определяет прошлое, оно же и ведет нас по жизни.
Именно поэтому не стоит брать на себя обязательства относительно себя и своего будущего в период эмоционального расстройства или под действием моральной травмы. В таком состоянии мы ограничены в выборе. Принимать решения следует на эмоциональном подъеме, когда ожидания высоки и вера сильна.
Некоторые психологи возражают, считая, что Розали приняла правильное решение отказаться от мечты о создании детских книг. Она реалист и могла разочароваться, не достигнув нереальных целей. Раз у нее нет ни навыков, ни способностей, чтобы стать великим художником или иллюстратором, ей лучше остаться верной своему истинному «я».
Но тогда мы должны строить свою жизнь и ставить цели в соответствии с врожденными чертами личности и талантами. «Рожденный ползать летать не может», даже если вас ждут возможности или будущее, которых вы действительно хотите для себя.
Именно поэтому личность часто становится побочным продуктом травмы. Вот как об этом говорит эксперт по травмам доктор медицинских наук Габор Мате: «То, что мы называем личностью, часто представляет собой мешанину подлинных черт и приобретенных способов справляться с трудностями, которые отражают не наше истинное „я“, а его отсутствие».
Личность как побочный продукт травмы
Когда мы праздновали десятилетие моей дочери, к жене подошел наш сын Логан. У него в пятке застрял осколок стекла. Лорен достала пинцет, и Логан запаниковал. Тогда она велела ему ходить с осколком, пока он не захочет его вынуть.
Логану хотелось играть. Тогда он смирился с тем, что придется избавиться от стекла, и покорно вернулся к Лорен. Двадцать секунд ему было больно, но потом он смог вместе с другими детьми радоваться вечеринке
Этот момент напомнил мне книгу Майкла Сингера «Душа освобожденная», где он говорит о ситуации, когда кто-то случайно занозит руку. Малейшее прикосновение вызывает сильнейшую боль, но вместо того чтобы потерпеть и вынуть занозу, человек оставляет ее.
Человек избегает сильной боли от удаления инородного тела, но это решение имеет свою цену: чтобы жить с занозой в руке, нужно быть уверенным, что ты никогда ее не коснешься.
Не удастся спать — есть шанс перевернуться и задеть занозу во сне. Нужно соорудить приспособление для сна, которое гарантирует, что никакой предмет не дотронется до занозы.
Если человек любит спорт, то он боится, что активная физическая деятельность потревожит занозу и доставит невероятную боль, поэтому он надевает специальную накладку, чтобы защитить руку. Носить ее неудобно, с ней трудно нормально тренироваться, но по крайней мере можно хоть как-то заниматься любимым делом, не тревожа занозу.
В конце концов приходится менять все сферы жизни — от работы и отдыха до отношений — так, чтобы ни в коем случае не дотронуться до больного места. Так человек выстраивает свою жизнь вокруг занозы и создает среду, где ничто не может побеспокоить ее.
Или нет?
Вместо того чтобы жить как хочется, человек, избегая боли, последовательно ставит перед собой всё менее значимые цели. Он не дает себе стать тем, кем хочется, и приспосабливается к текущим условиям.
Может, у вас и нет занозы, которая настолько сильно меняет вашу жизнь, но она строится на таких вот инородных телах. Это эмоциональные занозы. Это болезненные переживания в прошлом или будущем, которых мы избегаем.
Мы при этом вовсе не те, кого можно назвать истинными «я». На самом же деле мы — не наши ограничения, а наши глубочайшие стремления, мечты и цели.
Вместо того чтобы смотреть в глаза своим страхам и правде, мы избегаем их.
Мы строим не желаемую жизнь, а ту, что позволяет не решать проблем.
Вместо того чтобы стать теми, кем нам хочется быть, мы остаемся теми, кто мы есть.
Вместо того чтобы приспосабливать личность под цели, мы меняем цели, чтобы они стали достижимыми для нашей нынешней личности с ограниченными возможностями.