Для чего человеку нужно воображение?
Воображение позволяет человеку перемещаться в другой мир, проживать совершенно другой жизнью, чувствовать себя совершенно другим человеком, который может делать то, что этот человек не может сделать в реальной жизни.
Интересные материалы:
Как написать прописные латинские? Как написать расписку о неимении претензий? Как написать римскими цифрами 1941? Как написать служебную записку руководителю? Как написать смс приглашение на день рождения? Как написать статью в википедии про себя? Как написать уточнение в налоговую? Как написать в инспекцию по труду? Как написать в ворде на фото? Как написать в закрытый аккаунт Инстаграм?
Понятие мышления
Жизнь постоянно ставит перед человеком разные по своей сложности задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей и неожиданностей требует от человека более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств, закономерностей и связей. Каждый человек в своей жизни делает множество открытий, и необязательно эти открытия являются великими и ценными в масштабах всего человечества.
Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия.
- Во-первых, сущность предметов и явлений непосредственно не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию.
- Во-вторых, сложные явления природного и социального мира недоступны восприятию— они не выражены в наглядных свойствах.
- В-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств человека, с помощью восприятия невозможно познать то, что уже случилось (прошлое), и то, чего еще нет (будущее).
Мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии. Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обобщенное отражение действительности.
В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.
Таким образом, традиционные определения мышления, которые можно встретить в большинстве учебников по психологии, обычно фиксируют два его признака: обобщенность и опосредованность.
Мышление — процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Важно отметить еще две особенности мышления:
- Связь с действием. С.Л.Рубинштейн писал: «Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется»;
- Связь с речью. Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специфически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Мышление как высшая психическая функция обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии:
- Во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;
- Во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем — системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта;
- В-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;
- В-четвертых, мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.
Виды мышления
Выделяют разные виды мышления.
Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная его особенность — составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.
Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое — это познание законов, правил. Примером его служит открытие периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева. Основная задача практического мышления — подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных его особенностей заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Практическое мышление предоставляет весьма ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает его подчас более сложным, чем теоретическое. Последнее же иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь критерием является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае — это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.
Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.
Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.
- Конформизм — желание быть похожим на других. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников.
- Ригидность — трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.
- Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой, отдохнуть. Если же человек во что бы то ни стало стремиться решить проблему сразу, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.
- Цензура — внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у детей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать любые действия ребенка.
Необходимо также вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Занятие 3-4. Внимание |
Занятие 5-6. Память |
Занятие 7-8. Воображение и мышление |
Занятие 9-10. Правила общения |
Занятие 11-12. Твое общение со сверстниками |
Занятие 13-14. Твое настроение и самочувствие |
Все страницы |
Страница 5 из 8
Занятие 7-8. Воображение и мышление
Цель: рассмотреть содержание понятий мышление и воображение. Основные понятия: воображение, виды воображения (творческое и воссоздающее, произвольное и непроизвольное), мышление, свойства ума, связь мышления и речи.
Информационные материалы
У человека есть удивительная способность. Она дает ему возможность придумывать, создавать в уме новые образы. Представлять себе то, чего он никогда не видел, но о чем слышал или читал. Эта способность называется воображением. В создании воображаемых образов могут участвовать все органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. В слове «воображение» скрывается слово «образ». Образ – это то, что вы представляете себе в уме так, как будто видите, слышите, чувствуете это на самом деле. Образы воображения помогают нам представить то, чего мы никогда раньше не видели. Воображение – это способность к созданию в уме новых образов. Эти новые образы очень яркие. Вы можете нарисовать их, описать словами. Воображение помогает нам придумывать новые вещи, книги. Представить будущее и результаты поступков. Например, вы обещали товарищу что-нибудь сделать, а потом вам стало лень делать это. Но вы представляете себе, как расстроится он, видите его расстроенное (или рассерженное) лицо и понимаете, что обещание надо выполнить. Воображение, которое помогает создать что-то совсем новое, называется творческим. Без творческого воображения не было бы ни сказок, ни новых книг, картин, музыки, новых изобретений – вообще ничего нового. Ведь для того чтобы возникла новая вещь, её надо сначала придумать, представить себе, вообразить. Придумайте и нарисуйте цветок, которого не существует в природе. Вообразите и опишите его запах. Теперь вы знаете, что творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов. Но есть и другой вид воображения – воссоздающее или восстанавливающее.Этот вид воображения часто нужен на уроке. Учитель рассказывает, например, о том, что было много лет назад, а вы представляете это себе. Иногда даже видите, как по телевизору или в кино. Такое воображение помогает по описанию представить себе то, что мы никогда не видели и не чувствовали. Воссоздающее воображение помогает нам по отдельному кусочку, детали представить целое. Восстановить, воссоздать его. Так, охотники по следам представляют, как выглядит зверь. А археологи по отдельным черепкам воссоздают старинные вазы, кувшины. У воссоздающего воображения всегда есть помощники – это описания, карты, схемы, детали, модели. Воссоздающее воображение помогает нам по карте представить местность. Оно позволяет нам смотреть на чертеж, выкройку или макет, а видеть машину, платье, дворец. Воображение, как и внимание, и память, может быть произвольным или непроизвольным. Вы можете представлять то, что вы хотите. Такое воображение называется произвольным. Например, вы начинаете думать о том, кем вы будете, когда станете взрослым. Создание образов в соответствии с поставленной целью, намерением называется произвольным воображением. Произвольное воображение очень важно для человека. Благодаря ему вы можете вообразить по своему желанию героя книги или мультфильма и играть в этих героев. Благодаря ему создаются новые изобретения, новые фильмы, книги, картины, песни – произведения искусства. Но иногда воображение «не слушается». Не вы управляете им, а оно само ведёт вас, уносит куда-то. В таких случаях говорят, что вы находитесь во власти воображения. Такое воображение называется непроизвольным. Свободное, неуправляемое возникновение образов у человека называется непроизвольным воображением. Непроизвольное воображение работает, когда мы фантазируем без определенной цели, мечтаем, дремлем или спим. В создании образов воображения могут участвовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Они могут действовать по отдельности, а могут все вместе. Воображение достаточно успешно у нас развивается вместе с развитием нашего мышления. Вам, наверное, не раз приходилось слышать, как родители и учителя в разных ситуациях говорили: «Подумайте», «Попробуйте сообразить», «Учитесь мыслить самостоятельно», «Догадайтесь». Так они обращались к одной из самых важных человеческих способностей – способности мыслить. Человек – существо разумное, мыслящее. Научное название человека так и звучит: «Человек разумный», или «Homo sapiens». Вам уже известно, что человек может по-разному познавать окружающий мир. В этом ему помогают такие психические процессы, как ощущения, восприятие, память. Так, ощущения и восприятие позволяют почувствовать разнообразие окружающего мира, прямо соприкоснуться с ним: потрогать руками, увидеть его краски, услышать звуки, ощутить запахи и даже попробовать на вкус. Память помогает сохранить и в нужный момент вспомнить все полученные человеком знания и впечатления. А зачем нужно мышление? Отличие человека как существа разумного состоит в том, что он не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание даётся человеку с помощью мышления. Поэтому мышление – есть выделение главного и существенного в окружающих предметах и явлениях. Мышление помогает человеку совершать научные открытия, изобретать и конструировать сложные технические устройства: космические ракеты, компьютеры, лазеры, строить большие и красивые города, создавать замечательные произведения искусства. Без мышления невозможно читать интересные книги и понимать, о чём в них написано, решать задачи, писать стихи, отгадывать загадки, играть в шахматы и «морской бой», шить куклам платья, учить щенка выполнять разные команды. Именно мышление позволяет не заблудиться в лесу, найти лучший способ помириться с другом, придумать новую игру для младшего брата или сестры, выбрать маме подарок ко дню рождения и ещё многое, многое другое. Без мышления человек просто не смог бы быть человеком. Мышление не может появиться из ничего, на пустом месте. Ваша мысль только тогда начинает работать, когда нужно что-то понять, в чём-то разобраться, решить какую-то задачу, преодолеть затруднение. Начиная думать о чём-то, вы сначала задаёте себе вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Поэтому нельзя заставить мысль работать, если просто сказать себе: «Подумай». И у другого человека от одной этой просьбы мысли в голове тоже не появятся. Нужно, чтобы перед вами возник вопрос, над решением которого вам необходимо «думать». И самое главное, чтобы этот вопрос вам самому хотелось решать, чтобы вам было интересно над ним думать. Нередко можно слышать, как, характеризуя человека, о нём с уважением говорят: «Какой он умный», «Он у нас такой умный». А какого человека можно назвать умным? Попробуйте ответить на этот вопрос. Свои ответы запишите, начиная с такой фразы: «Умный человек – это…» А теперь давай разберёмся. Очень часто умным называют человека, который много знает. Много знать – это действительно хорошо. Знания всегда могут пригодиться в жизни. Но ведь знания можно накопить и без ума, только с помощью памяти. Хорошая память и хороший ум – это не одно и то же. Ум – это способность человека мыслить. Поэтому каждый, кто способен к мышлению, может быть назван умным человеком. Однако люди различаются особенностями своего ума. «Сколько голов, столько умов», – говорит пословица. Давайте посмотрим, какими особенностями может обладать ум. Представь себе, что вы – выдающийся шахматист. Сейчас вы играете очень важную и ответственную партию на международном турнире. Вы тщательно и последовательно обдумываете каждый свой ход, взвешиваете все «за» и «против», отбрасываете неудачные варианты и всякий раз выбираете тот единственный ход, который укрепляет ваши позиции. Так, строго контролируя каждое своё решение и оценивая ответные шаги соперника, вы уверенно ведёте свою игру. И вот, наконец, вы делаете последний, решающий ход. И… проигравшему сопернику остаётся только пожать вашу мужественную руку. Вы – победитель! Добиться победы вам помогло такое качество ума, как дисциплинированность. Дисциплинированный – значит подчиняющийся определённому порядку. Именно дисциплинированность ума не позволила вам делать первые пришедшие в голову ходы, а заставила последовательно и внимательно проверять правильность каждого решения. Дисциплинированность, чёткость ума очень важна при овладении такой точной наукой, как математика. А теперь представьте себе, что во время той же шахматной партии вы, совершенно неожиданно для соперника, применяете новый, никому не известный ход. Найденное вами новое, нестандартное решение стало переломным моментом партии и во многом определило успех вашей игры. В умении находить новые, неожиданные решения проявляется гибкость ума. Гибким умом отличаются изобретатели, умеющие увидеть с неожиданной стороны привычные всем предметы и найти не известные до этого способы их применения. А теперь представьте, что, играя в шахматы, вы следите только за своими ходами и не учитываете действий соперника. Можете считать, что вы уже проиграли. Ведь вы не принимаете в расчёт всей ситуации, которая складывается на шахматной доске. Способность полностью охватить все условия задачи зависит от широты мысли. Игра в шахматы требует развития и такой особенности ума, как быстрота. Ведь свой ход нужно успеть сделать в отведённое для этого время. Однако лётчику быстрота ума требуется ещё больше, чем шахматисту. Нельзя же остановить самолёт в воздухе, чтобы подумать, куда лететь дальше. Лётчик должен принимать решения очень быстро, поэтому медленно соображающий человек не может быть хорошим лётчиком.
Теперь вы знаете, что ум имеет разные особенности: дисциплинированность, гибкость, широту и быстроту. У разных людей эти особенности ума могут быть развиты неодинаково и по-разному сочетаться друг с другом. Хорошо, если быстрый ум является в то же время дисциплинированным и широким. Обладатель такого ума будет отлично справляться со сложными заданиями, требующими всестороннего обдумывания. Человек с быстрым и гибким умом сумеет легко найти выход из любой неожиданно возникшей трудной ситуации и проявит при этом сообразительность и находчивость. А вот только быстрота ума без достаточного развития других его сторон приводит к торопливости. Вспомни Незнайку, который из-за торопливости своего ума всё время попадал в смешные и нелепые ситуации и доставлял много хлопот окружающим. Как видите, быстрота мысли ещё не является показателем хорошего ума. Точно так же и медленный ум – это не значит ум плохой. Медленно, неспешно думающие люди (их ещё называют тугодумами) могут глубже и внимательнее подойти к решению задачи. Благодаря этому они способны найти весьма оригинальное её решение, мимо которого, возможно, проскочил бы быстрый ум. Вы видите, что у ума есть много особенностей. Поэтому существует и много разных умов, каждый из которых имеет свои сильные стороны. Умным можно быть по-разному. Наше мышление имеет одну важную особенность: мы мыслим словами.Когда мы о чём-то думаем, то произносим слова громко или про себя. Мы задаем вопросы, рассуждаем о чём-то, высказываем различные предположения, пользуясь словами родного языка. Именно слова дают нам возможность выразить свои мысли и сообщить их другим людям. Вы знаете, почему на уроках учителя нередко просят школьников отвечать «полным ответом», подробно объяснять решение примера или задачи? Потому что «полный ответ», то есть полностью развёрнутая в словах мысль, позволяет лучше понять объяснение не только тому, кто слушает ответ, но и тому, кто отвечает. На этот счёт существует хорошее правило: объясняя что-то другому, сам начинаешь лучше понимать то, что объясняешь. Наша речь, слова родного языка помогают существовать нашим мыслям и делают их понятными для других людей. И теперь вам, наверняка, будет понятен ответ на самый главный вопрос: что же такое мышление? Мышление – это способность к решению проблем и задач. Различные задачи, требующие своего разрешения, встречаются в жизни на каждом шагу. И это не только задачи по математике. Способность к мышлению требуется от человека при выполнении любой деятельности. Человек всегда думает, прежде чем что-то сделать. Поэтому так важно учиться мыслить и развивать лучшие качества своего ума. Вопросы и задания:
1. Что такое воображение? 2. Зачем человеку нужно воображение? 3. Придумайте новую игрушку, такую, какой ни у кого ещё нет. Нарисуйте или опишите её. 4. Некоторых ребят называют воображалами. Почему? Подумайте, как связано это с тем, что вы узнали о воображении. 5.Чем различаются воссоздающее и творческое воображение, произвольное и непроизвольное? 6. Зачем человеку нужно мышление? 7. Подумайте и ответьте. Имеются песочные часы на 3 и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать при помощи песочных часов? 8. На этом рисунке вы видите работу французского скульптора О.Родена «Мыслитель». Всмотритесь в этого человека. Попробуйте себе представить, о чём задумался «Мыслитель». Запишите его мысли.
Рис. 7.
9. К следующему занятию на листе бумаги изобразите силуэт головы. Можете взять за образец тот, который нарисован на этой странице. С помощью различных фотографий, наклеек, картинок, вырезок составьте коллаж на тему «Что в моём уме». Элементы коллажа подбирайте так, чтобы они могли рассказать другим людям о вас самих и о ваших мыслях.
Рис. 8.
10. Вспомните героев хорошо известных вам книг и мультфильмов: Винни-Пуха, Карлсона, Маугли, трёх поросят, девочку Алису из Страны Чудес, Иванушку-дурачка (такой ли уж он дурачок?) и других. Какие особенности их ума вы можете отметить? Кто из них по складу своего ума напоминает вас? 11. Проявите гибкость ума. Придумайте как можно больше способов применения хорошо известных вам предметов. Для начала возьми, например, карандаш. Как ещё его можно использовать помимо рисования? Подумайте также над новым употреблением мела, книги, портфеля. Вы можете выбрать и любые другие предметы по своему желанию. 12. Что помогает нашей мысли стать понятной для других людей?
Информ-дайджест
Воображение и мышление можно развивать
Каждый человек обладает способностью к творческому и воссоздающему воображению. Но чтобы воображение развивалось, его надо тренировать. Для этого существуют специальные упражнения-игры. Одно из них придумал всемирно известный сказочник Джанни Родари. Оно называется «Фантастические гипотезы». Он предложил придумывать разные ответы на вопрос: Что было бы, если …? Для вопроса берутся случайные подлежащее и сказуемое. Например, пусть подлежащим будет «город», а сказуемым – «летать». Что было бы, если бы город … начал летать? Это невероятное предложение и есть гипотеза. Упражнение можно выполнять самостоятельно, а лучше – с одним или несколькими друзьями. Приготовьте 10 карточек. На первых пяти напишите существительные, а на остальных пяти – глаголы. Например: стол, телефон, светофор, ложка, утюг; и летать, изобретать, рисовать, мечтать, говорить. Перемешайте карточки в каждой из групп. Не глядя, вытащите из каждой группы по одной карточке. Соедините полученные слова вопросом «Что было бы, если…?» Спросите себя или друга, с которым вы выполняете это упражнение: «Что было бы, если утюг стал мечтать?» Придумайте как можно больше разных ответов. Это и будет формулировкой гипотезы. Примерно так же задают себе вопросы изобретатели и учёные. Меняйте слова и постепенно увеличивайте количество карточек в каждой группе. Так вы будете тренировать своё творческое воображение. Воссоздающее воображение тоже можно тренировать. Посмотрите внимательно на нарисованные в рамке геометрические фигуры.
Рис. 9.
Составьте из этих фигур разные изображения. Каждую фигуру можно использовать столько раз, сколько захотите, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. Например, попробуйте изобразить маску клоуна, домик, кошку. Для развития воображения это упражнение надо делать часто. Фигуры можно вырезать из бумаги и составлять из них картинки. Можно даже придумать целую картину, а потом составить по ней рассказ. Как же развивать мышление? Прежде всего, надо учиться задавать вопросы. Вы уже знаете, что так рождается мышление. Ведь сам вопрос – это уже мысль. И чтобы его задать, нужно прежде подумать о том, о чём вы спрашиваете. Для развития в себе этой способности можно выполнять такое упражнение. Выберите какой-нибудь предмет (совершенно любой) и задавайте о нём как можно больше самых разных вопросов: Какого он цвета? Формы? Чем пахнет? Из чего сделан? Как сюда попал? Для чего предназначен? Кто его использует? Где ещё его можно встретить? Что бы случилось, если бы он был в несколько раз больше (или меньше)? Другого цвета? И так далее. И, конечно, постарайтесь сами ответить на свои вопросы. Это упражнение можно выполнять в свободную минуту дома, на улице, в школе на перемене (но не на уроке!). Ещё лучше, если вы будете делать это с друзьями. Вы удивитесь тому, как вопросы позволяют увидеть с совершенно новой, неожиданной стороны даже самые привычные предметы. Развивать мышление – это, прежде всего, учиться наблюдать, формулировать и разрешать различные вопросы. Чем более человек склонен к размышлению, тем чаще он ставит перед собой те или иные проблемы. Понаблюдайте за собой. Часто ли у вас возникают вопросы, как существенны они? Легко ли вам увидеть проблему при изучении какого-то материала? Это можно выяснить простым способом: при изучении незнакомого вам материала проанализируйте, как быстро и уверенно вы выделяете ясное или неясное, т. е. ставите вопросы. Мышление – самая трудная работа для человека. И для выполнения этой работы необходимы организованность, хорошо развитое внимание, память, наблюдательность, работоспособность. Непременное условие развития мышления – чтение, участие в дискуссиях, решение творческих, нестандартных, парадоксальных задач, регулярное изложение мыслей своими словами, широта и глубина интересов. При решении любой умственной задачи постарайтесь проследить этапы своей мыслительной деятельности: постановка задачи или проблемы, выдвижение гипотез или вариантов решения (чем их больше, тем лучше), анализ гипотез и выбор наиболее вероятных, проверка избранной гипотезы или решения (ее доказательство). Определите, какие трудности вы испытываете на том или ином этапе. Как вообще вам дается мыслительное усилие? Как часто вы подменяете решение мыслительной задачи работой памяти? Попробуйте определить, развита или нет у вас потребность в мышлении. Понаблюдайте за собой: при решении задач возникает ли у вас «тяга к решению», стремление по-иному подойти к проблеме, заняться еще подобными задачами. Способствует оттачиванию мысли выполнение упражнения в письменном виде (ведение дневника жизни, сочинительство). Следует усвоить важнейшие характеристики мышления. К ним относятся: самостоятельность мышления – умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли; критичность мышления – объективная оценка других и себя; глубина мысли – способность анализировать, сравнивать, находить существенное; гибкость мысли – умение находить пути решения задачи; пытливость мысли – потребность всегда искать наилучшее решение; креативность мышления – способность к творчеству.
<< Предыдущая — Следующая >>
Основные когнитивные операции
Как познавательный процесс, мышление состоит из серии операций — операций мышления. Основные операции мышления — анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ — это мысленное разделение целого на части, или мысленная изоляция целого от одной из его особенностей. Анализ является практическим (когда мыслительный процесс непосредственно вовлечен в речевую деятельность) и теоретическим (умственным).
Синтез — это мысленное сочетание частей, черт, действий в единое целое. Результатом синтеза является новая картина, новая идея, новое знание. Анализ и синтез всегда происходят в единстве (в одной параллели) и обеспечивают логическое мышление. Процесс познания начинается с первичного синтеза — восприятия неразделенного целого, затем на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.
Сравнение — это мыслящая операция сравнения объектов и явлений по их сходству и различиям (по сопоставимым признакам). Интересно, что в онтогенезе первичное сравнение — это сравнение по отличительным признакам — проще. Обобщения делаются на основе сравнений.
Обобщение — это ключевая ментальная операция, которая заключается в группировке объектов на основе выделения существенных общих признаков. Например, существенной характеристикой класса птиц является их оперение. Унификация по этой характеристике является обобщением.
Абстракция (от латинского абстрактного) — операция, при которой выделяются и абстрагируются от других характеристик определенные характеристики объектов (например: «белизна»). В научных исследованиях это важно как «очистка» изучаемого явления от вторичных признаков, так и в технических изобретениях как заимствование признака или характеристики и создание на ее основе нового устройства.
Классификация — это группировка объектов по различным характеристикам. Например, различные цветы, собранные в букет, могут быть классифицированы по таким характеристикам, как цвет, время цветения, тип соцветия и т.д.
Особенности взаимодействия процессов воображения и внимания
Определение 1
Под психическим процессом внимания понимается направленность и сосредоточение психической деятельности человека на каком – либо объекте или явлении.
Работа процесса внимания тесно связана с деятельностью всех основных познавательных процессов человека – воображения, восприятия, мышления, памяти.
Основными объектами внимания выступают как окружающие человека другие люди, так и неодушевленные предметы, и объекты. В поле внимания человека могут также оказаться явления природы, предметы искусства и науки. Необходимо отметить тот факт, что в зону внимания человека чаще всего попадают те объекты и предметы, которые вызывают у него значительный интерес или присутствует необходимость их обязательного изучения.