Мышление: определение понятия, виды и функции мышления

Мышление — высший психический процесс в человеческом сознании. От способности размышлять зависит успех, умение справляться с повседневными обязанностями, добиваться намеченных целей.

Благодаря мышлению у человека есть возможность представить скрытую сторону предмета или явления, а также его изменения с течением времени, устремиться за пределы существующей реальности, конструктивно использовать воображение.

Что мы понимаем под мышлением

Под мышлением следует понимать процесс познания и моделирования реальности при помощи обобщенных и опосредованных умозаключений, полученных на основании деятельности человека. Философы всех времен ставили акцент на процессе мышления, как на отличительной черте человеческого естества. По словам Декарта, мышление подтверждает наличие жизни внутри личности.

В ходе мышления становится «осязаемой» мысль, рождается понятие, оживает идея. Процесс мышления противопоставляется ощущению и восприятию, как низшим формам сознания, свойственным и миру животных.

Мышление наполняет смыслом деятельность человека, выступает в качестве опоры для развития науки, искусства. Исходя из этого, многие результаты труда имеют кроме прагматического, и символическое значение: к примеру, внешний вид и расположение архитектуры, материал построения здания имеют не меньший смысл, чем его прямое назначение.

Мыслительные операции, прежде всего, проявлялись, как практические, а затем они преобразовывались в теоретические. Поэтому действие представляет собой первичную форму мышления по сути. Опыт подтверждает зависимость качества выполнения поставленной задачи от озвучивания ее формулировки.

Отличительной чертой мышления в сравнении с остальными формами сознания является способность получать информацию опосредованно. Процесс осуществляется с помощью функций мозга — дедукции и аналогии.

Философия ИИ

Философия искусственного интеллекта (ИИ) – это отрасль философии, пытающаяся ответить на следующие вопросы:

  • В чем суть интеллекта? Может ли машина полностью заменить мышление человеческого разума?
  • Одинакова ли природа компьютера и человеческого мозга? Какие методы использует человеческий мозг для создания сознания (или, по крайней мере, его иллюзии)?
  • Может ли машина иметь ум, психические состояния, сознание, похожие на человеческие? Может ли машина чувствовать себя?

Эти три вопроса в отношении мышления и интеллекта в философии отражают разные интересы ученых, занимающихся ИИ. Научный ответ на эти вопросы полностью зависит от используемых определений «интеллект», «сознание», «машина».

Некоторые из основных установок в философии ИИ включают:

  • «Вежливая конвенция» Тьюринга: «Если машина ведет себя так же разумно, как человек, то она столь же умна, как и человеческие существа».
  • Предложение Дар.
  • Гипотеза физической системы символов Ньюэлла и Саймона: «Физическая система символов имеет все необходимые и достаточные средства для общей деятельности интеллекта».
  • Аргумент Джона Серла: «Идеально запрограммированный компьютер с правильными входами и выходами имел бы ум, неотличимый от человеческого разума».
  • Механизм Гоббса: «Разум – это не более, чем подсчет».

Тема интеллекта в психологии и философии по-прежнему открыта. До сих пор ни одна концепция не была принята как единственно правильная, исследования в этой области продолжаются. В дополнение к биологическим основам познания, психологи сосредоточены на исторических, эволюционных, социальных, эмоциональных, моральных, культурных аспектах и ​​контекстах. Концепция интеллекта не применяется только в теоретической или абстрактной плоскости, но также распространяется в реальный мир.

Виды мышления

Существует несколько разновидностей мышления. Каждая из них ассоциируется с определенным уровнем осознания реальности при различной степени абстрагирования.

Наглядно-действенное

Познание при помощи манипулирования предметами: реализация этого уровня осмысления действительности не уходит далеко от практики, учитывая то, что человек словно «помогает себе действиями». Уровень мышления характерный для трехлетнего возраста. Чтобы увидеть отличия предметов, ребенок прикладывает их друг ко другу. Малыш понимает, что такое домик, когда он выстроен; или что действие было неверным, так как игрушка сломана. Ребенок учится обобщать и классифицировать, компонуя между собой различные детали конструктора по цвету и размеру.

Подобное мышление свойственно и зрелым личностям, с той лишь разницей, что оно становится второстепенным. Наглядно-действенные операции активируются в случаях, когда точное прогнозирование затруднительно. В качестве примера — изучение на практике незнакомой техники, перепланировка интерьера и прочее.

Наглядно-образное

Познание при помощи представлений, предметов — более совершенный уровень осмысления реальности в сравнении с предыдущим. Мыслительный процесс выходит на первый план, после чего следуют действия. Чтобы дать подробную характеристику предмету, человек не нуждается в практических действиях в связи с ним: не рассматривает и не касается его руками. Этот уровень способен осилить ребенок лет семи.

Взрослые проявляют подобное мышления, когда поэтапно представляют творческий процесс с сопутствующими изменениями, выстраивают стратегию своих действий, параллельно обдумывая результаты и корректируя свое поведение в соответствии с ними. Развитие наглядно-образного мышления позволяет улучшать креативность, способность генерировать новые идеи.

Словесно-логическое

Познание посредством понятий, рассуждений, слов. Это уровень абстрактных процессов мышления, характеризующийся присваиванием понятий, использованием логических конструкций, не всегда имеющих образ, например: «совесть», «ценность». Абстрактное мышление — вспомогательный инструмент человека для выявления закономерностей в окружающем мире, в изучаемом материале.

Разумеется, что подобное мышление не свойственно малышу, по той причине, что в его опыте не накоплено достаточного количества понятий и образов. Построение логической взаимосвязи требуется в решении как бытовых, так и судьбоносных вопросов. Скорость и правильность выполнения элементарных задач зависит от того, насколько у человека развито словесно-логическое мышление.

Характерные признаки

Мышление имеет ряд характерных признаков:

  1. По своей природе это социальное явление. Связано это с тем, что для решения задачи люди используют разные правила, понятия, законы, которые были сформированы в результате развития человечества.
  2. Мыслительные процессы связаны с языковыми знаниями. С помощью языка можно выражать мысли. Используя языковые навыки можно познавать объективный мир.
  3. Мыслительные процессы обуславливаются эмоционально-волевыми сторонами личности.

Функции и процессы

Та или иная разновидность мышления активирует перечень процессов, обеспечивающих познание картины мира:

  • Сравнение.
    Выявление схожих и отличительных свойств, качеств;
  • Анализ.
    Рассмотрение явления в свете его деталей и составляющих;
  • Синтез.
    Противоположен анализу; с его помощью целое может быть восстановлено выявлением связей;
  • Абстракция.
    Представление определенного качества предмета на фоне менее значимых;
  • Обобщение.
    Игнорирование отдельных признаков с целью осмысления общих и выявления значимых связей между предметами.

Для детского уровня мышления все перечисленные процессы необходимо отобразить на практике: разбор и складывание деталей, классификация их по определенным характеристикам.

В зависимости от функциональных особенностей, мышление в психологии подразделяется на репродуктивное, продуктивное и творческое:

1. Репродуктивное.

Имеет вид повторения изученной информации по установленному алгоритму. На практике это выглядит, как умение решать задачи по принципу предыдущих. Процесс мышления сконцентрирован не на усвоении нового, а на фиксировании той или иной закономерности.

2. Продуктивное.

Мышление, при котором личность выходит за пределы существующих понятий и дополняет свой уровень понимания новыми познаниями. Их новизна является таковой только для индивида, не считая «общечеловеческой» объективности. Если же информация, полученная индивидом, представляет новшество и для всего человечества — в таком случае речь идет о творческом мышлении.

3. Творческое.

Процесс, отличающийся сложностью и структурой. Индивид стремится к обретению новых знаний и самостоятельному применению их на практике. Характерные особенности: уникальность, создание нового, а не повторение; применение к явлению другой точки зрения с целью более широкого рассмотрения; спонтанность идеи, которой не предшествовало ничего из текущей ситуации; преобразование привычного.

Нарушения

При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:

  1. Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
  2. Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
  3. Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
  4. Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
  5. Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.

Типы мышления

Существуют различные типы мышления, в свою очередь подразделяющихся на категории:

1. Логическое – этическое.

Люди-логики оперируют понятиями с позиции последовательной обоснованности, правил, закономерностей. Сторонники второго типа реализуют себя, исходя из настроения, чувств и эмоций. Первые предпочитают обмен информацией, представители второго типа — обмен эмоциями.

2. Сенсорное – интуитивное.

Люди сенсорного восприятия отличаются конкретностью и практичностью суждений, они прекрасно оперируют деталями, делают выводы, опираясь на текущие события, ловко справляются со сложившейся в настоящем времени ситуацией. Представители второго типа мышления — обозревают проблему в глобальном смысле, размышляют с подачи философии, теоретически и не привязываясь к конкретным особенностям события.

3. Решительное – рассудительное.

Для людей первого типа мышления свойственно быстрое принятие решений, способность работать в напряженной атмосфере; они могут допускать ошибки и быстро делать выводы, меняя свое поведение. Представители второго типа долго обдумывают решения, действуют исключительно в обстановке спокойствия и комфорта, не допуская излишней суеты.

4. Шизотимическое – циклотимическое.

Люди шизотимического типа отличаются тонким восприятием, эгоцентричностью, властностью, желанием выделиться на фоне окружающих. В обычной их жизни наблюдаются признаки шизофрении. Люди-циклотимики отличаются безответственностью, беспечностью, общительностью, живостью эмоций. Кроме всего, возможна склонность к маниакально-депрессивному синдрому.

5. «Чейнджер»-«раннер».

Представители мышления «чейнджер» ориентированы на разнообразие действий, осваивая что-либо новое; «раннеры» направляют свою деятельность в единственное русло, пока не завершат начатое. Они — «консерваторы» в бытовой жизни; с осмотрительностью подходят к выбору друзей, увлечениям, приобретениям. Внезапные перемены оказывают на них угнетающее или разрушительное действие.

6. Интроверт – экстраверт.

Всем известная классификация: интроверты имеют мышление, в большей мере обращенное внутрь себя. Они чувствительны, замкнуты, задумчивы. Экстраверты — актуализируют внешнее; они разговорчивы, открыты и энергичны.

7. Интернал – экстернал.

Представители первого типажа уверены, что все происходящее в их жизни зависит от них самих и меняется под их воздействием. Все неудачи они «берут на себя», а успехи рассматривают как почетные достижения. Экстерналы убеждены, что всему происходящему виной окружающая действительность, другие люди, случайные совпадения, «рок» и так далее.

8. Позитивизм – негативизм.

Позитивисты в той или иной ситуации исходят из того, что представляет из себя ситуация. Они применяют утвердительные конструкции, обозначая предметы и явления соответствующими характеристиками: «Все прошло хорошо. Результат порадовал». Негативисты начинают реагировать на происходящее с позиции того, чего нет. Они ведут рассуждения с применением отрицания: «Ничего предосудительного не произошло. Результат неплохой».

Каждый из описанных типов мышления характеризуется своеобразной спецификой. В зависимости от этой особенности личность способна на истинные или ложные умозаключения. Но типичные представители определенного типажа склонны к совершению логических ошибок. К этим категориям можно отнести экстерналов и интерналов.

У таких людей отсутствует объективность для понимания ситуации, они находятся под влиянием примитивных установок: «все случилось из-за меня», или «это все из-за него», тогда как событие сформировалось в результате определенных условий. В реальности в произошедшем есть как вина самого человека, так и влияние независимых от него причин.

Классификация интеллекта по Гарднеру

Американский ученый Говард Гарднер стал автором теории “множественного интеллекта”. Согласно ей, человек обладает большим спектром познавательных способностей, которые мало зависят друг от друга. Например, человек, которому легко дается математика не обязательно умнее того, который испытывает трудности в этом предмете. Тот, кто тратит больше времени и усилий, чтобы решить задачу или пример, имеет определенные преимущества:

  1. он учится приходить к решению другими путями;
  2. получает возможность успешно реализоваться в других сферах, которые не связаны с математикой;
  3. нередко ищет ответ к задаче, задействовав механизмы, отличные от тех, которые использует “математик”.

Часто такое понимание предмета (в описанной ситуации — математики) со стороны может показаться медлительностью. Однако, такое определение в корне неверно. За ним часто скрывается интеллект очень сильного математика, который видит возможности решения на более глубоком уровне, чем тот, кто “щелкает” задачи по заученной схеме.

В своих книгах Гарднер подробно рассказывает о том, как он видит разные типы интеллекта

человека. Рассмотрим коротко их и мы.

Логико-математический

Люди с доминирующим логико-математическим интеллектом легко справляются с заданиями, связанными с необходимостью производить математические действия, оперировать цифрами и конкретными понятиями. Те, у кого преобладает логико-математический интеллект, с большим желанием проводят время наедине с цифрами, за созданием кодов, головоломок, логических задач. Область применения способностей очень широкая. Часто люди становятся:

  • программистами;
  • математиками;
  • специалистами по логистике;
  • финансистами;
  • инженерами;
  • аналитиками;
  • композиторами.

Талантливые детективы, способные находить незаметные для других взаимосвязи между фактами и событиями, тоже имеют логико-математический интеллект.

Вербально-лингвистический

Преобладание этого типа интеллекта дает возможность очень четко и грамотно излагать мысли, преобразовывать в связный и понятный текст даже самые сложные идеи и мысли. Люди, у которых доминирует вербальный интеллект, обожают общение. Они разговаривают так, что собеседникам всегда очень интересно, обладают даром убеждения, умело используют факты. Нередко вербальный интеллект помогает человеку стать лидером.

Доминирующий тип интеллекта отражается на том, какой профессиональный выбор делают люди. Они часто становятся:

  • писателями;
  • журналистами;
  • историками;
  • актерами.

Среди тех, у кого доминирует вербальный интеллект, немало людей с дислексией. Это расстройство не мешает им быть очень успешными в профессиях, связанных с общением, умением красиво и понятно изъясняться.

Визуально-пространственный

Этот тип интеллекта по-другому называют образным. Тем, у кого он доминирует, легко удается запоминать увиденные картинки. Люди обладают исключительной зрительной памятью. Они способны увидеть один раз целую страницу текста и спустя время воспроизвести ее содержание или вспомнить черты лица человека, увиденного лишь однажды. Зато материал, который пришлось выучить наизусть, у них очень быстро забывается.

Зачастую люди с пространственно-визуальным интеллектом становятся:

  • строителями и архитекторами;
  • художниками, скульпторами;
  • инженерами;
  • моряками, летчиками.

Добиваться успехов на выбранном поприще им помогает способность замечать даже самые незначительные детали, которые другим незаметны, способность представить, как могут выглядеть или располагаться в пространстве разные предметы. Хорошо развитый пространственный интеллект позволяет легко ориентироваться на местности, делать эскизы, опираясь на словесное описание.

Натуралистический

Натуралистический или природоориентированный тип интеллекта проявляется у людей, которые легко взаимодействуют с животным и растительным миром. Они замечают все вокруг, с интересом исследуют животных и растения, их особенности, происходящие с ними процессы, легко дают описания и систематизируют виды.

Среди людей с природным интеллектом много:

  • биологов;
  • фермеров;
  • ветеринаров;
  • химиков;
  • агрономов;
  • садоводов;
  • поваров;
  • химиков.

Многие реализуют свой природный натуралистический интеллект в общении с природой — создавая интересные композиции из растений, гуляя в лесу, возле реки.

Межличностный или интерперсональный интеллект

Он преобладает у людей, которые хорошо чувствуют настроение, эмоции, понимают желания других. При развитом интерперсональном интеллекте очень заметна способность легко налаживать взаимодействие даже с незнакомцами.

Люди с хорошо развитым межличностным интеллектом становятся:

  • учителями;
  • психологами;
  • специалистами по работе с кадрами;
  • социальными работниками.

Вне рабочей обстановки они проявляются, как интересные собеседники, те, на чью помощь всегда можно рассчитывать.

Внутриличностный или интраперсональный интеллект

Люди с хорошо развитым внутриличностным интеллектом ориентированы на свой внутренний мир. Они много размышляют, рефлексируют, зачастую хорошо понимают причины собственных эмоций и поступков, сравнительно легко справляются со стрессовыми ситуациями.

Тех, у кого доминирует этот тип интеллекта, выбирают профессию:

психолога;

философа;

писателя;

историка.

Интраперсональный тип мышления считается самым сложным. Те, у кого он преобладает, активно интересуются глобальными проблемами, много размышляют о смысле бытия и других экзистенциальных вопросах.

Музыкально-ритмический

Способности этого типа проявляются уже в первые годы жизни, когда ребенок заслушивается музыкой, пытается напевать мелодии, с удовольствием раскачивается в такт музыке или отбивает ритм. Из таких малышей вырастают талантливые музыканты или просто ценители музыки.

Кинестетический (телесный)

Для людей с преобладанием телесного интеллекта познание мира происходит через тактильные ощущения. Они помогают понять свойства предметов, их форму, сформировать свое отношение к ним. Среди ярких кинестетиков очень много спортсменов;

  • танцоров;
  • массажистов;
  • врачей.

Способность очень чутко реагировать через прикосновения сочетается у них с хорошо развитым пространственным мышлением.

Эмоциональный

Этот тип интеллекта называют едва ли не самым важным для эффективного взаимодействия с другими людьми и достижения хороших результатов во всех сферах жизни. Эмоциональный интеллект связывают с умением глубоко понимать свои и чужие эмоции, их происхождение и способы управлять ими максимально экологично.

Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает в работе людям помогающих профессий — медикам, психологам, социальным работникам. Он необходим педагогам, специалистам по кадрам и всем тем, кто работает в контакте с другими людьми.

В идеале, работать над “прокачкой” своего эмоционального интеллекта стоит каждому человеку независимо от его возраста и профессии. Тогда отпадут многие трудности и проблемы, которые мешают двигаться по жизни уверенно и испытывать удовлетворение.

Ирина Шербул

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]