- 14 Сентября, 2018
- Психология мышления
- Колесникова Александра
Понятие «креативность» плотно вошло в нашу жизнь и наш лексикон. В нынешнем динамичном мире важно быть креативным, уметь генерировать новые идеи и находить свежий подход к обыденным вещам.
Одним людям умение нестандартно мыслить дается легко, а кого-то перспектива придумать новое вгоняет в ступор. Попробуем разобраться, как развить креативность и можно ли это сделать уже взрослому человеку.
Что такое креативность
Давайте выясним, что же такое креативность и чем это свойство может помочь в карьере и жизни. Профессиональные психологи относят креативность к общим особенностям человека, связанным с творческими возможностями. Это способность видеть необычные детали в повседневных вещах, связь между несовместимыми понятиями и найти абсолютно свежий подход к решению надоевшей старой задачи.
Считается, что дети до подросткового возраста могут быть очень креативны, ведь у них еще не сложился шаблон восприятия мира. Дети не могут, да и не хотят подавлять свое творческое начало, вокруг них все играет яркими красками. Взрослея, люди все больше теряют способность мыслить нестандартно, погружаясь в мир обязанностей и шаблонов. Однако не все потеряно, существует несколько способов развить креативность в себе, научиться чувствовать новое каждую минуту жизни. Конечно, это не позволит стать величайшим художником или изобретателем, но жизнь заиграет яркими красками, да и скачок в карьере будет не за горами.
Все родом из детства
Кстати, о врожденных качествах. Если понаблюдать за детьми, то можно сделать вывод, что все дети проявляют креативность по умолчанию. Они на ровном месте придумывают игры, которых не существует, они применяют вещи не по прямому назначению, они разрабатывают диалоги для персонажей в ролевых играх и на ходу придумывают сценарии игрового процесса с нуля. Чем старше становится ребенок, тем меньше он проявляет креативности. Почему же так происходит?
В младшем возрасте никто не пытается ограничивать ребенка. Он растет, не зная «правил» и «установок», которые существуют в мире взрослых. Когда малыш рисует, ему никто не объясняет законов колористики, какие цвета «правильно» или «неправильно» сочетать, как «правильно» строить перспективу, как «правильно» изобразить человека.
Именно это отсутствие правил не блокирует творческий потенциал, поэтому каждый детский рисунок уникален. С возрастом под влиянием воспитания и образовательного процесса эта искра затухает, ребенка заставляют делать не так, как он чувствует, а как «правильно» и уже привычно. Базируясь на этих наблюдениях, можно выдвинуть предположение, что креативность заложена в каждом человеке с рождения, просто не каждому удается сохранить это ценное качество. К счастью, все это обратимо.
Разобраться со страхами и неуверенностью
Прежде чем думать как развить креативность, следует разобраться в себе, осознать, какие страхи, проблемы или устойчивые стереотипы мешают цельности восприятия. Многие из таких подсознательных якорей появляются еще в детстве, другие приходят с негативным жизненным опытом или благодаря настойчивым советам окружающих.
От всех этих чувств и мыслей нужно постепенно избавляться, заменяя их более позитивными идеями. Конечно, перебороть укоренившиеся страхи и неуверенность непросто, тут главное — начать.
Стоит завести дневник, куда будете записывать все негативные эмоции, страхи и переживания. Разделите лист на две части: в одной запишите волнующую проблему, а другую посвятите поиску ее решения. Вначале будет сложно, будет казаться, что это глупое, бессмысленное занятие. Но страхи, зафиксированные на бумаге, постепенно перестают беспокоить и трансформируются в более позитивные мысли. Окружающий мир будет становиться красивее и интереснее!
8.Общение с творческими людьми
Если вы зашли в тупик в своей работе, самое время подключиться к творческому процессу коллег. Вы отвлечетесь от обдумывания личных идей, а заодно сможете обменяться опытом и получить обратную связь от людей с отличной от вашей точкой зрения.
Сотрудничество не для вас? Здоровая конкуренция тоже может принести пользу. Мотивация стать лучшим помогает направить творческую энергию в нужное русло. Это особенно актуально для тех, кто привык окружать себя единомышленниками и, тем самым, попадать в ловушку предвзятого отношения.
Думать об успехах
Параллельно с преодолением неуверенности желательно начинать думать о себе как о талантливом, творческом человеке. Следует развеять стереотип, что креативными люди рождаются, а не становятся.
Необходимо учиться видеть прекрасные моменты в самых обыденных вещах, заострять внимание на окружающих мелочах. Для развития креативности очень полезно начать выражать себя в творчестве. Рисовать, даже если получается не очень реалистично, писать рассказы или стихи, купить фотоаппарат и снимать все, что нравится.
Люди часто думают и чувствуют так, как видят их окружающие или как они сами себя представляют. Потому нужно научиться ощущать себя творческой личностью, буквально сжиться с этим ощущением.
Чувство юмора, умение видеть противоречия и двусмысленности
Этот навык поможет видеть мир объёмнее, преодолеть инерцию мышления. Но важно также то, что юмор — это социальный клей. С помощью него можно заинтересовать и расположить к себе людей. Не зря ещё Тургенев заметил, что «ничего нет утомительнее невесёлого ума». Умение с улыбкой смотреть на окружающий мир подарит вам и окружающим жизнерадостность и позитив.
Как развивать. Для тренировки умения находить двусмысленности выберите пару-тройку омонимов и составьте с ними предложения, где они употребляются в одном смысле. А затем попробуйте в контексте нового предложения раскрыть омоним со вторым смыслом. Пример: «Попугай воробьёв из духового ружья, если хочешь» — «Попугай Воробьёв проживал в квартире дирижёра и ружьём пользоваться не умел».
С противоречиями всё ещё проще, но не менее интересно. Возьмите два взаимоисключающих понятия и соедините их в одном предложении. Пример: «Наш индивидуальный подход ко всем одинаков!»
Отец современной психологии Уильям Джеймс утверждал, что человек способен изменить свою жизнь, меняя всего лишь свою точку зрения. Увидеть, что мир меняется, а с ним меняетесь и вы, помогут регулярные ревизии своих убеждений. После таких упражнений вы почувствуете себя иначе. Если не сразу, то со временем у вас появятся иные мысли, новые чувства, а вслед за ними придут нестандартные идеи.
А ведь ещё сто лет назад превалировало мнение, что научиться быть творческой личностью невозможно, нужно ей родиться. Теперь же психологи убеждены, что можно высвободить творческое мышление через развитие воображения практически у любого человека. Как именно преодолеть внутренние барьеры и развить соответствующие способности вы уже знаете. Удачи!
Находить новую информацию
Чтобы стать по-настоящему творческим человеком, необходимо постоянно находиться в поисках нового, того, что еще неизвестно, но может стать полезным. Начинать читать книги, стараясь при этом обдумывать получаемую информацию.
Одним из способов развить креативность мышления считается общение с людьми, которые придерживаются противоположных взглядов. В спорах рождается истина — научившись с интересом воспринимать мнение других людей, соглашаться с непривычными теориями, можно значительно расширить свой кругозор.
С самого детства родители и педагоги учат быть таким, как все, не выделяться. Этот шаблон следует разрушить, ведь только свободный, независимо мыслящий человек способен создавать новое. В любой кажущейся стандартной ситуации можно пробовать найти необычные составляющие. Это нелегко, многие шаблоны сидят в нас с детства и уже успели стать частью реальности.
Попробуйте сменить обычный маршрут поездки на работу, иногда пересаживайтесь из салона машины на велосипед. Посетите новую выставку, откройте книгу, которая раньше казалась бессмысленной. Чем чаще стараться выглянуть за грани обыденности, тем ярче станет восприятие мира.
7.Небольшие перерывы
Замечали, что некоторые отличные идеи приходят к вам, например, в душе, или за рулем по пути на работу? Ничего удивительного, в эти моменты ваше сознание занято, но подсознательно вы продолжаете обдумывать ваши идеи. Эндриан Фернман, доктор философских наук, утверждает, что как только вы активно поработали над какой-либо идеей или задачей, необходимо дать мыслям «инкубационный период».
Именно поэтому глава HubSpot Брайан Халлигэн часто прерывает работу на то, чтобы немного вздремнуть. Его сотрудники прекрасно знают, что лучшие идеи приходят к боссу, когда он засыпает или просыпается.
Методы развития креативности
Кроме общего положительного настроя и получения новых впечатлений, психологи разработали несложные упражнения для стимулирования творческого мышления. Возможно, они покажутся простыми и немного наивными, но направлены именно на постепенное развитие креативности.
Можно начать с игры слов. Абсолютно несложный метод, который научит связывать вместе мелкие детали и видеть взаимосвязи там, где их вроде не должно быть. Нужно взять любую книгу, наугад выбрать два слова. Затем между этими абсолютно не связанными словами нужно найти какие-то точки соприкосновения, придумать эту связь. Можно даже сочинить историю, которая будет объединять эти слова.
Тренировка для ума. Коллекция задач и головоломок.
Есть вещи которые нужно развивать в себе самостоятельно.
Этому не обучают в школе и в институте, креативные способности нужно прокачивать себе самостоятельно. Это может не получится само собой, то же самое как научиться играть на пианино, используя свои природные музыкальные способности будет очень сложно самостоятельно. Понадобится инструктор либо программа обучения.
Аналогично и с развитием вашей системы мышления, вам нужно обучающая программа и постоянные тренировки чтобы выйти на более высокий уровень.
Рекомендую также порешать головоломки. Старайтесь думать нестандартно.
10 головомок.
Почувствовать себя архитектором
Для преодоления шаблонного мышления и развития креативности хорошо подойдет это упражнение с элементами игры:
- Строим необычный дом. Все знают, что у зданий есть углы, окна, двери и фундамент. А если попробовать нарисовать необычный дом, в котором, например, будет комфортно жить на Марсе. Постепенно продумать все до мельчайших деталей, вплоть до совсем нестандартных.
- Дом из десяти предметов. Когда начнут получаться архитектурные проекты нестандартных зданий, задание можно усложнить. Попросите окружающих назвать десять любых материальных предметов (чем более сумбурным получится перечень, тем лучше). Придумайте функциональное применение всем этим предметам в новом доме. Например, картофелина может стать фундаментом, а расческа частью крыши. Не стесняйтесь фантазировать, это лучший способ развить креативность.
Играйте всей семьей — так будет веселее, и, возможно, маленькие члены семьи удивят своим необычным подходом к заданиям.
Методика «SCAMPER»
Генерация новых идей – процесс весьма непростой, хотя и очень увлекательный. Некоторые люди могут легко и просто придумывать всевозможные новые идеи, словно они у них наготове постоянно, другие же и после тщательных напряженных размышлений не могут придумать ничего действительно интересного, кроме одной-двух идей из разряда «все-это-уже-было». Это не хорошо и не плохо, просто у разных людей разное мышление и разные способности. И если вдруг у вас возникла потребность в том чтобы придумать новую идею, но в голову ничего толкового не приходит, вам на помощь придет методика SCAMPER. Читать подробнее…
10
Тренировка творческого мышления
Одним из лучших способов держать в тонусе творческие способности и развить остроумие и креативность в речи считается метод ассоциаций. Есть несколько вариантов этого полезного упражнения, для достижения лучшего результата их можно чередовать.
Например, метод ментальных карт, изобретенный Т. Бьюзеном. Он способствует лучшему запоминанию идей и, соответственно, более быстрому поиску решений. В центр листа помещается изображение ключевого понятия, которое нужно раскрыть. Все ассоциации, даже самые невероятные, записываются на ветвях, идущих от центра. Хорошо подкреплять записанное схематическими рисунками. Вы удивитесь, насколько необычными могут получиться новые ассоциации.
Метод фокальных объектов. Его автор, американский ученый Ч. Вайтинг, считал, что можно добавлять к основному объекту признаки других предметов, получая абсолютно нестандартную идею.
Работая над вопросом о том, как развить креативность мышления, стоит использовать тренировки по этому методу. Это позволит взглянуть на банальный предмет под нестандартным углом зрения и придумать действительно необычное решение. Как это работает:
- Выбираем предмет, над которым будем работать (фокальный предмет).
- Выбираем случайные объекты (несколько разрозненных слов из книги, предметы обстановки).
- Записываем свойства выбранных случайных объектов и пробуем эти свойства мысленно добавить к фокальному предмету.
- Полученные варианты анализируем и развиваем при помощи метода ассоциаций.
- Из полученных решений выбираем самое интересное и жизнеспособное.
Этот метод широко применяется при создании рекламы новых продуктов, продумывании новых маркетинговых ходов. Также его стоит использовать для совершенствования творческих способностей.
Как посчитать уровень креативности
Тест творческого мышления Торренса² часто используют HR-менеджеры крупных компаний и психологи. Он помогает провести собеседования с соискателями на вакансии, определить профессиональные качества работника, в том числе уровень креативного мышления.
Для участия в тестировании нужно полчаса времени и карандаши. Участники рисуют ответы на вопросы и придумывают названия к картинкам, ограничений по времени нет. Для прохождения теста не нужны художественные навыки, только креативные способности тестируемого.
Субтест 1 — Нарисуйте картинку
Субтест взят из теста Э. Торренса. С его помощью психологи диагностируют уровень творческих способностей тестируемого. Но, если его слегка модифицировать, можно использовать для тренировки креативности. Например, подумайте частью чего является овал? Как можно его использовать? Где вы могли видеть подобный овал? Практикуйтесь каждый день, упражнение помогает развивать ассоциативное восприятие.
Юлия Горячева психолог
Субтест 2 — Закончите рисунок
Этот субтест тоже можно изменить и использовать для тренировки креативности. Пример: доделайте рисунки из задания так, чтобы получились картины, связанные с морем. Пробуйте объединять изображения в пары по горизонтали или рандомно, постепенно усложняйте задание для совершенствования способностей.
Юлия Горячева психолог
Субтест 3 — Линии
На основе этого субтеста также можно сделать упражнение для развития креативности. Дорисуйте, раскрасьте линии так, чтобы получилась мозаика или картина. Цель — превратить линии в уникальный, не абстрактный объект со смыслом.
Юлия Горячева психолог
Как оценить результат
Для расчета уровня креативности выполнение субтестов последовательно оценивают 5 критериям:
- При оценке параметра «продуктивность» засчитывают только завершенные рисунки из субтестов 2 и 3, в которых человек использовал все части исходных картинок. Аналитики и психологи не учитывают бессмысленные картины: абстракции, незаконченные рисунки, повторяющиеся изображения. Если рисунок не имеет смысла, балл по «беглости» не начисляют, а картинку исключают из тестирования.
Низкая продуктивность наблюдается у специалистов с низким уровнем мотивации и заторможенностью, а также педантичных работников, зацикленных на деталях и качестве результатов.
- Параметр «оригинальность» учитывает редкость ответов, но не их названий. По степени оригинальности анализируют самобытность, уникальность и особенности творческого мышления испытуемого. Его считают по всем субтестам.
— Частый ответ — 0 баллов. Чем чаще встречается ответ, тем хуже.
— Остальные ответы — 1 балл.
- Параметр «разработанность» оценивают также по всем субтестам:
— За не проработанный рисунок начисляют 0 баллов.
— За каждую деталь — 1 балл. Повторяющиеся детали засчитывают только один раз.
- Параметр «сопротивление замыканию» оценивают по второму субтесту:
— 0 баллов — фигуру замкнули самым быстрым и очевидным способом по прямой или кривой линии, сплошной штриховке или закрашиванию. Наличие букв и цифр в рисунке — 0 баллов.
— 1 балл — тестируемый быстро замыкает фигуру, но дополняет ее деталями снаружи. Детали внутри фигуры не засчитывают.
— 2 балла — специалист не замыкает исходную фигуру из упражнения или замыкают оригинальными линиями.
- Параметр «абстрактность названий» считают по первому и второму субтестам:
— 0 баллов — очевидные названия, простые заголовки.
— 1 балл — простые описательные названия с конкретными свойствами объекта и описания действия на рисунке.
— 2 балла — образные описательные названия «волшебная палочка», «SOS», «попробуем сделать».
— 3 балла — абстрактные, философские названия «зачем идти на работу, если вечером возвращаться обратно».
Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов и поделите эту сумму на пять:
- 30 и ниже — плохо.
- 30 — 34 — ниже нормы.
- 35 — 39 — немного ниже нормы.
- 40 — 60 — норма.
- 61 — 65 — немного выше нормы.
- 66 — 70 — выше нормы.
- 70 и выше — отлично.
Если делать тест Торренса так, как он задуман можно легко понять свою креативность. Чем выше уровень креативного мышления, тем лучше. Оно помогает видеть ситуацию в комплексе, смотреть с разных сторон, не зацикливаться на непосильных решениях. Помните — правильных вариантов решений может быть несколько.
Юлия Горячева психолог
Креативное мышление помогает специалистам придумывать идеи и реализовывать digital-проекты для разных клиентов. Если результаты теста вас не устраивают, я расскажу, как развивать креативность у взрослых. Есть проверенные креативные методики, которые работают, когда надо раскачать мозги и настроиться на работу, придумать 20 смешных шуток о продукте, написать 10 продающих текстов за раз или придумать тему очередного фотоконкурса с хозяйкой и наггетсами в главной роли.
Как стать интересным собеседником
Для того чтобы развить креативность речи, тоже есть интересные несложные упражнения. К тому же их выполнение надолго поднимет настроение.
- Попробуйте вслух размышлять на самые невероятные темы. Это упражнение имеет условное название «Что было бы, если…». Расскажите о том, что было бы, если бы земля была плоской, а стулья улетали бы зимовать в теплые края. Желательно, чтобы рассказ получился связным и с интересными подробностями.
- Представьте, что нужно составить толковый словарь и придумать свое определение для всех предметов и явлений. Можно не ограничиваться одним предложением, а написать небольшой рассказ. Главное, чтобы смысл описываемого слова стал понятен. Начинайте с простых предметов и постепенно переходите к абстрактным.
- Упражнение «Слово-фраза». В течение дня развлекайтесь, придумывая к абстрактному слову фразу, слова которой будут начинаться с букв этого слова. Фраза должна получится связной и грамматически правильной.
Воображение
Эйнштейн утверждал, что логика доставит вас из пункта А в пункт Б, а воображение перенесёт вас куда угодно. Когда вы начнёте работу над этим навыком, вы убедитесь, что преодоление блокировки воображения даёт многое:
- дарит крылья свободы;
- раздвигает границы знаний;
- даёт возможность по-новому посмотреть на проблему;
- стимулирует прогресс.
Как развивать. Начните фразу так: «Что было бы, если…» — и закончите любым подлежащим и сказуемым. Дайте развёрнутый ответ на созданный вопрос, потратив не больше трёх минут.
Пример. «Что было бы, если бы нашу страну возглавил волшебник Гудвин?» или «Что было бы, если бы у моего дома выросли курьи ножки?». От навыка ответов на абстрактные вопросы переходите к вопросам, в которых есть объективная для вас проблема: «Что было бы, если бы [ваша проблема] распалась на 100 кусочков?»
Не бойтесь ошибаться
Многие популярные методики рассказывают, как развить креативность за 7 дней, но это не совсем так. Все привычки человека и новый стиль мышления тоже начинают формироваться минимум через 21 день от начала занятий. Главное — желание начать учиться новому и менять жизнь к лучшему.
Поставив перед собой цель развить творческие способности, не нужно переживать, если что-то пойдет не так. Например, великий изобретатель Эдисон, прежде чем изобрел лампочку накаливания, благодаря чему осветилась все планета, провел более 10 000 неудачных опытов.
Развитие творческих способностей и искусство
Мы не приравниваем творчество к художественным способностям. Занятия искусством, рисование, игра на музыкальных инструментах – все это представляет отличную тренировку для развития творческих способностей, но ни в коем случае не является определением того, что значит быть творческим человеком.
В более широком смысле, творчество является ключом к поиску радости и смысла жизни. Речь идет о совместном творчестве с другими и внесении своего вклада в то, чтобы, как сказал Мартин Лютер Кинг, склонить «дугу нравственной вселенной к справедливости».
Развивать творческий потенциал – не значит ожидать вспышки вдохновения. Скорее, это обладать устойчивой способностью творить по своему желанию.
Процесс развития творческих способностей требует понимания, практики и, по нашему опыту, постепенной трансформации внутренних привычек при одновременном укреплении способностей к игре, восприимчивости, новизне и открытости.
Искусство же может освещать и питать; может помочь формулировать идеи и углублять концепции.
Дополнительные рекомендации: Как развить креативность за 10 минут.
Рисуйте.
Да именно так, когда думаете о решении своей проблемы или задачи, начните что-нибудь рисовать, чертить, подойдут любые каракули.
Суни Браун, автор книги «The Doodle Revolution,», отмечает, что некоторые из величайших мыслителей – от Генри Форда до Стива Джобса – использовали рисование, чтобы дать толчок творчеству.
Рисование может улучшить память и активировать уникальные неврологические пути, что приведет к новым открытиям и познавательным открытиям. Некоторые компании даже поощряют рисование во время встреч!
Запишитесь на занятие по тому, чем вы никогда раньше не занимались.
Креативность процветает, когда вы выходите из зоны комфорта и узнаете что-то новое.
Попробуйте рисовать, гончарное дело или деревообработку. Как насчет того, чтобы выучить новый язык, взять в руки новый инструмент или получить новую профессию?
Держите игрушки на столе.
Многие компании, занимающиеся креативным дизайном, поощряют сотрудников держать игрушки на своих столах – от Lego и Lincoln Logs до Play-Doh и бумаги для оригами.
Построение чего-либо физически руками, в отличие от набора текста на клавиатуре, может стать для вас творческим толчком.
Прогулки
Обычно мозговой штурм делают в помещении, но доказано что прогулка не свежем воздухе и размышления о решении задачи лучше помогает активировать креативность.
Если долго находитесь в помещении, смените обстановку, найдите где погулять, хорошо если рядом есть какой-нибудь парк.
Занимитесь флеш-фантастикой
Флэш-беллетристика – это форма письма, состоящая из очень коротких фрагментов.
В Интернете существует множество групп по написанию флеш-художественной литературы, участники которых пишут рассказы из 100 слов на основе предоставленных подсказок.
Правильно, всего 100 слов. Никто не может сказать, что это не в их силах. Такое упражнение будет очень полезно.
Попробуйте тест “30 кругов”.
Это упражнение было разработано исследователем Бобом Маккимом и представлено в выступлении Тима Брауна « Творчество и игра» на TED .
Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем 30 кругов.
Теперь, за одну минуту, превратите как можно больше кругов в объекты. Например, один круг может стать солнцем. Другой мог стать глобусом.
Сколько вы можете сделать за минуту? (Учитывайте количество, а не качество.)
Результат: большинству людей трудно дойти до 30. Дети отлично умеют просто исследовать возможности, не будучи самокритичными, тогда как взрослым приходится труднее.