Ассоциативное мышление: упражнения для развития, примеры

Идеи правят современным миром. Побеждает тот, кто может генерировать свежие мысли. Один из секретов, как задавать тренды, кроется в развитом ассоциативном мышлении.

В статье мы расскажем:

  1. Что такое ассоциативное мышление
  2. Виды ассоциативного мышления
  3. В чем польза ассоциативного мышления
  4. Игровые упражнения для развития ассоциативного мышления

«Не думай о белом кролике!» — и мы сразу начинаем думать о нем и обо всем, что связано с кроликами. Мы вспоминаем самых известных кроликов из мультфильмов и фэнтези. Возможно, в памяти всплывает история из детства, когда мы, гуляя с родителями, фотографировались в парке с пушистыми зверьками. Или перед внутренним взором появляется изображение, из-за которого кролики теперь вызывают плохие ассоциации.

Что такое ассоциативное мышление

Что такое ассоциативное мышление

Ассоциативное мышление — что это? Это выраженная словами связь между двумя или более понятиями. Подсознание работает с поступающей в мозг информацией, не применяя при этом способность проводить логический анализ. С ассоциативным мышлением связывают восприятие окружающего мира, способность принимать решения и генерировать идеи. Его развитие зависит от внимания, памяти, жизненного опыта каждой отдельной личности.

Что такое ассоциативное мышление, можно показать на примере. Допустим, вы познакомились с каким-то новым предметом или человеком. В этот момент ваш мозг начинает активно действовать. Он сравнивает то, что вы только что узнали, с тем, что знали до этого. При это он создает ассоциации. При следующей встрече с объектом вы его узнаете благодаря уже закрепленным в подсознании ассоциациям. Чем больше их будет, тем проще вам вспомнить и проанализировать ситуацию.

А теперь наглядный пример. Представьте человека, который первый раз в жизни увидел северное сияние. Он сравнивает его с чем-то знакомым, например, салютом или молнией. Звук, который сопровождает явление, похож на треск дров в печи. И так дальше. Встретив нового знакомого, человек отметит, что его голос похож на голос коллеги. Форма лица такая же, как у кого-то из родственников, а походка как у близкого друга.

Что такое ассоциации?

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Виды ассоциаций

Согласно ассоциативное теории мышления, в создании ассоциаций участвуют разные органы чувств. Поэтому когда человек слышит какое-то слово, он практически мгновенно связывает его с каким-либо объектом. Например, характеристики «сладкий», «воздушный», «кремовый» напоминают ему о торте.

Ассоциации бывают нескольких видов:

  1. Контрастные, противоположные друг другу: огонь и лед.
  2. Похожие по смыслу: ветеринар — врач.
  3. Общие или обобщенные: лимон — цитрусовые.
  4. Те, которые подчиняют себе другие понятия: деталь — винтик.
  5. Смежные понятия, близкие друг к другу по времени и пространству: мясо — корова.
  6. Говорящие об отдельных частях целого организма: глаза — лицо.
  7. Ассоциации причина-следствие: дождь — зонтик.
  8. Одно слово дополняет другое: каша — масло.

Есть и другие виды ассоциаций. Друг от друга они отличаются способом и условиями использования. Они могут иметь одинаковый корень (мрачный — мрак), быть родственными в плане фонетики (кочка — почка) или относиться к одной теме (коктейль — бар).

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

  • Важность использования наглядного материала в процессе обучения;
  • Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.
  • Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Сфера применения

ассоциативное мышление у писателей

Образное или ассоциативное мышление способствует лучшему усвоению новой информации. Вы сможете не только генерировать креативные идеи, но и активно воплощать их в жизнь. Это поможет вам достигать успехов в работе и учебе.

Больше всего ассоциативное мышление пригодится людям творческих профессий. Речь идет о музыкантах, актерах, писателях. Используют его и маркетологи. Ассоциации нужны им для того, чтобы вызвать у покупателей желание приобрести тот или иной товар. Они создают максимально простые, но запоминающиеся образы. И вы, сами того не замечая, идете в магазин за очередной новинкой.

Преимущества ассоциативного мышления

Преимущества ассоциативного мышления

Образное мышление помогает в решении задач как в повседневной жизни, так и в работе, учебе и т.д. Это лишь одно из его преимуществ. Есть ряд других:

  1. Способствует развитию воображения. Как сказано выше, у вас чаще будут появляться необычные, но интересные идеи. Также вам будет проще заниматься творчеством.
  2. Улучшает память. В головном мозге строятся длинные ассоциативные цепочки, которые позволяют запоминать большое количество нового материала.
  3. Повышает продуктивность. Здесь все понятно. Если вы быстрее усваиваете новую информацию, вы быстрее и качественнее выполняете поставленные перед вами задачи.
  4. Улучшает работу головного мозга. Еще одна особенность ассоциативного мышления. Во время построения ассоциативного ряда в мозге появляются новые связки нейронов.
  5. Упрощает восприятие. Вам легче воспринимать новые данные и связывать их с той информацией, которую вы уже знаете.

Еще одно неоспоримое преимущество — возможность ближе познакомиться со своим внутренним «Я». По мнению Зигмунда Фрейда, ассоциации открывают то, что спрятано глубоко в подсознании человека. Используя ассоциативное мышление, вы, возможно, откроете в себе ту информацию, которая поможет изменить вашу жизнь.

Наглядно увидеть преимущества ассоциативного мышления можно на примерах. Инженер Броун, который занимался строительством мостов, однажды увидел под кустом паутину. Это побудило его к созданию подвесного моста, креплениями для которого были тросы.

Или вспомните Жоржа де Местраля, создателя застежки-липучки. Он придумал ее после того, как под микроскопом рассматривал устройство колючек репейника. А его он в обилии снимал со своей собаки после каждой прогулки.

Развитие интеллекта и мышления

красивый арт
Фото Wolfgang Hasselmann on Unsplash
Ассоциативный ряд часто используется в тестах интеллекта. Некоторые задания предполагают работ с ассоциациями. Выполняя тестовые задания, ты можешь узнать о развитии логики и эрудированности у себя. Чем натренированнее мышление, тем быстрее ты находишь ассоциативные связи между предметами, явлениями.

Детей этому учат ещё в дошкольном возрасте. Это простые игры в ассоциации, когда нужно объединить 2-3 предмета по общему признаку. Например, к солнышку можно присоединить море и песок. Или шнурки к ботинкам. Это самые простые и очевидные ассоциативные ряды.

Ассоциации – это то, что человек усваивает с опытом, чему научается. Каждый ребёнок впитывает основные способы проводить ассоциативные ряды. Кстати, при диагностике шизофрении используется тест на ассоциации. Больные шизофренией не обнаруживают ассоциативных связей между предметами, либо видят ассоциации, далеко не очевидные и косвенные.

Решение различных интеллектуальных задач на ассоциации позволить тренировать мышление. Ты легко можешь найти сборники задач или интернет-ресурсы для тренировки ассоциативного мышления.

Метод ассоциаций
Метод ассоциаций

Нарушения ассоциативного мышления

неприятное общение

Отклонения в процессе ассоциативного мышления проявляются в изменении его скорости, целенаправленности, правильности. В каждой группе нарушений есть несколько подвидов.

По изменению темпа:

  1. Человек обрабатывает информацию быстро. Также быстро и импульсивно он генерирует новые идеи и принимает решения. Чаще всего это признак маниакальных состояний.
  2. Скорость мышления замедляется. Обдумывание вариантов решения проблемы сильно затягивается.
  3. В процесс внедряются посторонние мысли, которые мешают построению ассоциативных цепочек. В результате люди сбиваются с темы.
  4. Из-за обрыва мыслей мышление останавливается.

По живости:

  1. В процессе человек упоминает слишком много второстепенных деталей, ненужных подробностей.
  2. Приводится много дополнительных ассоциаций, нюансов.
  3. Ассоциативное мышление становится «вязким», непродуктивным. Нить разговора теряется.

По грамматике:

  1. В разговоре человек говорит шаблонными фразами, использует стереотипы, штампы.
  2. Постоянно повторяются слова, звуки и фразы, которые напрочь лишены смысла.
  3. Собеседник повторяет бессвязные, логически и грамматически неправильные фразы.

Самая большая система классификации нарушений ассоциативного мышления — по целенаправленности. Выделяют более 10 видов:

  1. Простая мысль выражается витиевато.
  2. При обсуждении какой-то темы человек пускается в рассуждения, использует неподходящие ассоциации. Но после все же возвращается к разговору.
  3. Беседа ни о чем. Пустые слова без конкретной темы.
  4. Разговор формальный. Проблема при этом остается нерешенной.
  5. Принять окончательно решение не получается, потому что много времени отводится на изучение разных точек зрения, мнений, оценок.
  6. Понять, что человек хочет сказать, не получается, потому что каждое последующее слово противоречит предыдущему. Такое явление называется аморфностью.
  7. Нарушается не только ассоциативное, но и логическое мышление. Из-за этого сложно установить связь между понятиями или объектами.
  8. Человек использует символы, понятные только ему одному.
  9. В словах появляется новый смысл. Так происходит, если собеседник придает значение, например, количеству букв или тому, как слово рифмуется с другими.
  10. Аутистическое мышление. Человек думает только о том, что находится внутри него. И этот мир закрыт для окружающих.
  11. Архаическое мышление. Основывается на старомодных шаблонах, стереотипах, взглядах, которые не имеют никакого отношения к реальному положению вещей.
  12. Персеверация. Человек упорно повторяет одну и ту же фразу или слово, даже если они уже и не подходят к разговору.

И, наконец, последнее нарушение ассоциативного мышления — разорванность. Предложения построены правильно. Но в рассуждениях и выводах совсем нет логики.

Ассоциативная психология Д. Гартли

С XVII века начинается новая эра в развитии психологических знаний. Тело человека и тело животного сейчас рассматриваются как сложные машины, но идея о том, что функционирование тела человека, в отличие от тела животного, регулируется не органическими потребностями, а душой, сохраняется.

Попытка воссоединить тело и душу человека, которые были разделены дуалистической доктриной, была предпринята голландским философом Б. Спинозой. В то же время он ввел принцип детерминизма, универсальной причинно-следственной связи и научной объяснимости всех явлений. Она вошла в науку в виде следующего высказывания: «Порядок и связь идей тот же, что порядок и связь вещей».

В XVIII веке выходят в свет труды немецкого ученого Лейбница, в которых содержатся первые представления о бессознательном и его связи с сознанием.

В следующем, в XVIII. Век, появились две доктрины, которые предопределили развитие психологии как науки на долгое время. Это эмпиризм и сенсационность. Первое представляло собой учение о внутреннем переживании и законах его присвоения человеком, о примате переживания над разумом, а второе — о примате сенсорного знания над рациональным. Обе философские доктрины отрицали существование врожденных и незыблемых идей и постулировали их эмпирическое происхождение и возможность развития.

Основателем эмпирической психологии, то есть психологии как науки внутреннего опыта, был английский философ Джон Локк. Его имя связано с учением о том, что человек от рождения является «чистым листом, на котором время может написать любую письменность». Важность этой доктрины заключается в утверждении идеи о том, что человек не имеет врожденных способностей, возможности их развития в течение своей жизни.

Параллельно продолжает развиваться идеалистическая доктрина души. Возникает понятие рефлексии как особой способности души к самоанализу и самопознанию.

В научно-психологический дискурс вводится понятие ассоциации как относительно простого, но универсального механизма формирования и приобретения опыта. Затем это понятие становится центральным для понимания основных психических процессов, от сенсации к мысли. Новая доктрина, основанная на ассоциациях, называется ассоциационизмом.

Ассоциированная психология — это психологическая дисциплина, в которой ассоциация признается единицей анализа психики. Ассоциация прошла ряд этапов своего развития.

  • Идентификация ассоциации как объясняющего принципа для отдельных психических явлений, особенно для процессов памяти.
  • Этап классического ассоциативизма, на котором создавались целостные концепции психики, понимавшейся как система механических связей между психическими элементами, рассматривался как ощущения и представления.
  • Этап экспериментальной и практической ассоциативности, характеризующийся попыткой ввести фактор активности субъекта в базовое понятие.

D. Гартли, важнейший представитель ассоциативности XVIII века, объединил понятие рефлекса с понятием ассоциации. Ассоциация выражалась в следующем: внешнее действие, вызывающее рефлексивную реакцию, фиксируется в виде следов памяти — ассоциаций; частое повторение соответствующего действия приводит к быстрому восстановлению следов по механизму ассоциации.

Его книга «Наблюдения за человеком» положила начало классическому объединению.

Его попытка вывести человеческое поведение из материальных принципов приближает доктрину Гартли к картезианской психофизиологии. Напротив, причинно-следственный анализ перехода от элементарных познавательных и двигательных действий к самым сложным не оставлял места для души, отражения или других внетелесных сил. Декарт полагался на собственную физику, Гартли — на ньютоновскую.

Кроме Ньютона, укажем на другие истоки доктрины Хартли, откуда исходит все мощное и разветвленное течение ассоциативизма. На Спинозу повлияла идея эквивалентности ментального и физического, неотделимости одного от другого; на Локка — вывод высших интеллектуальных явлений из элементарных сенсорных; на Лейбница — отделение ментального от сознательного. Гартли также опирался на достижения в области медицины и нейрофизиологии при определении уровня активности. Все эти идеи были взяты на вооружение в его психологической системе под влиянием его великой, но нереалистичной социальной цели: контролировать человеческое поведение для формирования устойчивых морально-религиозных идей и тем самым улучшать общество.

Гартли считал себя противником материализма. Такое отношение определялось особенностями идеологической и политической жизни Англии 18 века. Хотя его концепция содержала теологические компоненты, ее материалистическое ядро не вызывает сомнений. Он вывел законы менталитета не из себя, а из процессов материального взаимодействия.

Гартли отметил, что именно оптика и элементы Ньютона привели его к его основной идее — доктрине вибрации, на которой базируется теория ассоциации. Нервная система — это система, управляемая физическими законами.

Соответственно, продукты ее деятельности были включены в строго причинно-следственный ряд, ничем не отличающийся от воздействия причин во внешнем, физическом мире. Эта серия была посвящена поведению всего организма от восприятия вибраций во внешней среде, через колебания нервов и мозговой субстанции, до вибраций в мышцах. Таким образом, как и у Декарта, объектом объяснения было поведение всего организма, а не отдельных его органов или частей. А поскольку психические процессы признавались неотделимыми от их физиологической основы, то и они ставились в определённую зависимость от природы вибраций.

Хартли разделил все нервные вибрации на два вида: большие и маленькие. Маленькие появились в белом веществе головного мозга в виде миниатюрных копий больших колебаний в черепных и спинных нервах. Доктрина малых вибраций объясняла происхождение идей в их отличии от ощущений. Поскольку первичные колебания в нервной системе, возникающие под воздействием «пульсации» внешнего эфира на нее, считались большими, то «внутренний мир» идей действовал как миниатюрная копия реального взаимодействия организма с внешним миром. Созданные однажды малые колебания сохраняются и накапливаются, образуя «организм», который опосредует последующие реакции на новые внешние воздействия. Это делает тело, в отличие от других физических объектов, системой обучения с собственной историей.

Основа обучения, память, способна сохранять и воспроизводить следы предыдущих действий. Для Гартли память является фундаментальным свойством нейронной организации, а не специфическим ментальным процессом. Вибрационная неврология мнемических процессов Гартли», — отмечает американский историк науки Кляйн, — «не так чужда взглядам нейрофизиологов ХХ века». Не менее ошибочными были бы два предположения: а) предположить, что система Гартли является прямым переводом естественнонаучной гипотезы в психологию с целью выведения психологических законов из физических; б) предположить, что колебательная гипотеза была заимствована из физики, чтобы проиллюстрировать закономерность, установленную за ее пределами, и придать этой закономерности видимость чисто естественнонаучного обоснования. Гартли решал проблемы, которые возникали не из оптики или механики, а из логики развития категориальной структуры психологии. Важнейшей из этих задач была трансформация концепции ментального как тождественного совокупности сознательных феноменов субъекта, т.е. картезианско-локеанской концепции сознания.

Как развить ассоциативное мышление

Ассоциативное, как и другие виды мышления, можно развивать. Главное требование в этом вопросе — регулярно проводить тренировки, выполняя ряд простых упражнений.

Работа с детьми

развитие ассоциативного мышления у детей

Развивать мышление такого типа лучше с детства. Детям легче, чем взрослым устанавливать связи между предметами, событиями и явлениями. Как же помочь им развить способность мыслить ассоциациями?

Для начала расскажите ребенку о предметах, которые его окружают, и о том, что с ними можно делать. После переходите к обобщению. Например, объясните, что тарелки, чашки, кастрюли — это все посуда, а диван, шкаф и стул — мебель.

Эти упражнения подойдут для маленьких детей. Для тех, кто старше, нужны более сложные задания. Предложите ребенку определить правильную последовательность предметов или найти в них один общий признак.

Помните, что не всегда ассоциации будут позитивными. Иногда дети остро реагируют на тот или иной образ. Например, белый халат они связывают с врачом, а самого врача с уколом и т.д. Такие ассоциации называют подавленными. От них нужно избавляться.

Упражнения для взрослых

развитие ассоциативного мышления у взрослых упражнения

Регулярное выполнение простых упражнений поможет вам научиться быстро создавать ассоциативные цепочки и запоминать новую для вас информацию.

  1. Возьмите 2 слова, которые никак не связаны между собой. Создайте между ними ассоциации.
  2. Придумайте 1 слово, с которого вы начнете построение ассоциативной цепочки. Подбирайте к нему ассоциации до тех пор, пока получается.
  3. В этом упражнении пусть у вас будет 3 слова. Подбирайте ассоциации, которые подходят к этим словам по каким-либо признакам. Например, вы выбрали «яркий» и «горячий». Подумайте, какие объекты или явления могут иметь такие характеристики.
  4. К нескольким исходным словам подберите ассоциации, подходящие к каждому из них.
  5. Возьмите 1 слово и подберите к нему необычную ассоциацию, которая, на первый взгляд, не имеет к нему никакого отношения.
  6. Подумайте о ком-то из своих друзей. Подберите песню, которая характеризует его наилучшим образом. Пусть это будет то, что первым придет в голову. Также можно включить радио или любимый плейлист, закрыть глаза и понаблюдать за возникающими в сознании ассоциациями.
  7. Проведите мозговой штурм. Что это такое? Возьмите лист бумаги и запишите на него все слова, которые приходят вам в голову. Прочитайте записи. Подумайте, как эти слова связаны между собой. Естественно, некоторые из них поставят вас в тупик. Не пугайтесь и не останавливайтесь. Попробуйте разобраться.

Это упражнения на развитие ассоциативного мышления, которые можно выполнять самостоятельно. Есть и те, которые можно делать группой, например, в кругу друзей:

  1. Ведущий придумывает слово. Участники по очереди должны назвать вызванные им ассоциации. При этом им нужно составить ассоциативную цепочку. Каждое новое слово нужно связывать с предыдущим по смыслу.
  2. В этом упражнении смысл остается таким же: к исходному слову нужно придумать ассоциации. Только на этот раз не прямые, а косвенные. Человек должен назвать образ, возникающий именно в его подсознании. Пусть даже он и не будет иметь прямого отношения к объекту.

Последний этап — обсуждение. Пусть каждый участник расскажет, чем вызвана та или иная ассоциация, почему он назвал именно ее. Это поможет заглянуть внутрь себя, достать то, что хранится глубоко в подсознании.

Психологическое использование ассоциаций

В психологии развитие ассоциативного типа мышления играет большую роль, так как оно не только повышает общие способности человека к изучению, обработке и запоминанию информации, но и используется как метод изучения глубоких психологических проблем и личностных качеств.

Следует отметить, что ассоциативный метод исследования впервые появился в психоанализе Фрейда, который разработал и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепей, как прямой проекции глубоких внутренних, часто бессознательных проблем.

Представим тест, которые поможет тебе заглянуть в свое подсознание и выявить наиболее волнующие проблемы:

  • запиши первые 16 слов, которые придут в голову. Так ты получишь первый ассоциативный массив;
  • затем выбери несколько слов (из ассоциативного ряда), соедини их попарно и придумай для каждой пары словесную ассоциацию. Так ты получишь ряд из 8 слов;
  • снова соедини слова и получи новую ассоциативную строку из 4 слов и из 2 слов.

Последнее слово ассоциации считается в психологии личности самым важным на данный момент. Посмотри на него внимательно — ты практически «вытащила» его из своего подсознания. Обдумай, почему именно это слово оказывает на тебя такое влияние.

арт на стене
Фото Massimo Virgilio on Unsplash

Приведем пример ассоциативного ряда к слову «Весна»:

  • из 16 слов получилось 8: грязно, сырость, цветы, свежая трава, асфальт, каблуки, усталость, стресс;
  • берем слова попарно в случайном порядке и выбираем 4 слова: апатия, скоро лето, радость, занятость;
  • остаются 2 слова: каникулы, стресс. В итоге возникает слово «Сессия».

Такими ассоциациями мы смогли «вытащить» наиболее волнующий вопрос. Как только ты его осознаешь, то сможешь нивелировать путем осознанной проработки проблемы. Просто подумай о том, что сессия – это всего лишь 2-3-х недельный период жизни, в который надо побольше поработать.

Техника работает и с более серьезными проблемами, нежели сдача сессии или принятие решений. Она позволяет «убрать» тревожные мысли, вызвать из подсознания то, что способствует повышению давления или скачкам сердцебиения. При этом, проработав ассоциативный ряд ты даже не поймешь, что за проблему «вытащило» твое подсознание, а вот психологически и физиологически почувствуешь облегчение.

Рекомендации

Заниматься нужно каждый день. Идеальный вариант — занятие продолжительностью около 2 часов. Начинать развивать ассоциативное мышление рекомендуется с 20 минут в день. Постепенно время увеличивать.

Помните, что лучше всего «работают» яркие, необычные, запоминающиеся ассоциации. Важно, чтобы они были не только интересными. Пусть они касаются всех органов чувств. Ассоциируйте объекты и явления с запахами, формами, цветами и т.д.

По мнению психологов, у женщин ассоциативное мышление развито лучше, чем у мужчин. Поэтому представителям сильного пола иногда нужна помощь. Для этого были разработаны специальные творческие блокноты. Выполняя задания в них, можно заметно улучшить способность строить ассоциативные связи.

История, как ассоциативное мышление помогло Марине быстро запоминать новую информацию

В школьные времена я всегда с волнением относилась к контрольным работам или просто громоздким заданиям, требующих от меня запоминания большого количества материала. У меня никогда не получалось запомнить все полностью, из памяти обязательно что-то ускользало.

В то время к нам в школу перевелась новая девочка – Марина. Мы с ней быстро подружились, и перед очередной самостоятельной работой я пожаловалась, что плохо запоминаю материал из учебников. К моему удивлению Марина с воодушевлением взялась мне помочь. А ведь стоит заметить, что у нее никогда не было проблем с учебой, память ее не подводила. Мне иногда казалось, что Марина знает ответы на все вопросы.

мышление с помощью ассоциаций

Когда мы встретились за неделю до самостоятельной работы, Марина принесла мне несколько непонятных рисунков и сообщила, что с сегодняшнего дня мы будем вместе развивать ассоциативное мышление. Та тренировка памяти, которую она мне обещала, обернулась в игру с ассоциациями. А в качестве «поля» для игры служил материал к той самой самостоятельной.

И действительно, с помощью ассоциаций все запоминается значительно легче и быстрее! Я не заметила, как прошла неделя. Мы с Мариной, читавшие материал всего раз за все время, отлично написали самостоятельную работу. С тех самых пор она помогала мне развивать ассоциативное мышление, а я уже больше никогда не сталкивалась с проблемами в учебе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]