Может ли человек выжить без общения? Итоговое сочинение 11 класс


Далеко не все признаются, что зависимы от общения. Для человека находиться в социуме — жизненная необходимость. Зачем человеку общение, в чем его смысл и польза. Почему потребность взаимодействовать с другими людьми так важна для личности. Какие проблемы могут возникнуть при недостатке общения и как их избежать. На все эти вопросы вы найдете ответы в статье.

Зачем нужно общение

Малоизвестный факт: если человека надолго изолировать от общества, он начнёт деградировать. Появятся изменения в психике. Человек — существо стадное, и мы не можем нормально жить и развиваться без общения и взаимодействия.

Психологи под общением понимают взаимодействие при помощи слов, жестов, положения тела, мимики, выражения лица. Человеку очень важно, чтобы вокруг были такие же люди, как он

Почему так важно общение?

  1. Человек получает подтверждение своего «я» от окружающих. Происходит идентификация личности. Это не кажется значимым для сознания, но очень важно для подсознания. Мы смотримся в других, как в зеркала, и они показывают нам, кто мы есть.
  2. Общение позволяет сравнить себя с другими. Мы получаем оценку своих качеств, действий и поступков. Так человек устанавливает для себя рамки — моральные барьеры.
  3. Мы получаем одобрение, сочувствие и поддержку, как подтверждение, что наши чувства правильные и оправданные. Когда такие же, как мы говорят нам, что чувствовали в такой ситуации то же самое, становится легче пережить стрессовую ситуацию.
  4. Человек испытывает удовольствие, когда разделяет свои чувства с другими. Радость не будет полной, если рядом нет кого-то, кто мог бы порадоваться за тебя. А горе в одиночку пережить ещё сложнее. Это тоже свойство психики: советоваться, делиться.

Вот почему общение важно для человека. Благодаря ему он не теряет себя. Он ориентируется на других людей, сравнивает себя с ними. Так создаются общества людей, в которых не принято убивать, унижать. Люди строят мирную жизнь, удобную для большинства. Асоциальные личности есть и были всегда, но они являются, скорее, исключением, которое только подтверждает правило. Для них в нашем обществе есть специальные исправительные учреждения: кабинеты психологов, психиатров, тюрьмы.

Если бы люди жили обособленно, не общались друг с другом, мы имели бы мир, похожий на психушку. Человек не может быть психически здоровым, находясь длительное время в изоляции. Вспомните Робинзона Крузо: он разговаривал с мячом. Если бы он этого не делал — сошёл бы с ума.

Общение с точки зрения психологии

Психология считает общение важнейшим механизмом, заложенным в человеке. Это то, что делает людей людьми. Недостаток общения пагубно сказывается на психике человека. Замкнутые люди постепенно становятся асоциальными. Такие личности поглощены только собой и своими проблемами.

Все это рано или поздно перерастает в ипохондрию. Психологи не рекомендуют держать все в себе. Необходимо делиться переживаниями с окружающими. Иначе можно стать черствым и грубым. Общение исцеляет.

Взаимопонимание в общении

Это, пожалуй, основа, лежащая на поверхности. Именно взаимопонимание люди считают главной пользой общения. Вот зачем человеку общение: он чувствует, что другие его понимают. Он осознает, что если другие поступают и чувствуют также, значит, он прав.

Не с каждым человеком получится достигнуть взаимопонимания. На это влияет множество факторов.

Например, разные темпераменты: если меланхолик рыдает в три ручья, холерик только рассердится и осудит такую реакцию.

Другой пример: разные условия жизни. Когда бедняк теряет кошелёк, это воспринимается гораздо тяжелее, чем если это случится у богача.

Говорят: «Сытый голодному не товарищ». И это верно. Если одинокая девушка опоздает на свидание и расскажет об этом своей замужней подруге, та не поймет всю глубину ее разочарования.

Также влияет интеллект. Люди, которые любят порассуждать о глубинных вещах, мироздании, обсудить какие-то высокие темы, не смогут сделать это с людьми иного умственного строя. Так, кандидату наук по философии будет не о чем разговаривать со своей одноклассницей, которую интересуют только модные сумочки и последние новости. Многие чувствовали это на себе: не со всеми одноклассниками удавалось найти общий язык. Просто все разные. А без взаимопонимания отношений не получится.

Если муж мечтает о крутой тачке и путешествиях в весёлой компании, а жена хочет много детей и свой дом, такая пара просуществует недолго. Взаимопонимание — это совпадение взглядов, мыслей, предпочтений. Вот для чего нужно общение. Установившийся на этой базе контакт. Такие люди становятся друзьями.

Обет молчания и другие сложности

Краткие инструкции, перечисление правил, первая медитация. Из зала все выходили молча. Первые дни это молчание было странным, но потом стало восприниматься как должное. Честно говоря, эта часть была для меня самой легкой. И я ничуть не скучала по разговорам. Мы болтаем, чтобы заполнить пустоту, а ценность слов при этом теряется. Но я знаю, что для других участников курса, молчание было настоящим испытанием. Когда разговаривать разрешили, девушка восторженным шепотом сказала своей соседке: “Можно, можно, наконец-таки!”. А потом они упоенно болтали до середины ночи.

Гаджеты? Жизнь без телефона была прекрасной. Никаких новостей, соцсетей, бесконечной ненужной информации. Честно говоря, даже включать телефон после курса не хотелось. Появилось четкое осознание того, что бесконечная трансляция чужих жизней ничего тебе не дает, кроме плохой самооценки.

Куда сложнее было остановить поток сознания. Мой внутренний голос, казалось, никак не хотел заткнуться. Мозг упоенно подкидывал пищу для размышлений: “Помнишь того мальчика из садика? Интересно, как у него жизнь-то сложилась!”, “А тот неловкий случай в школе? Вот стыдно то было”. Когда вся биография была разложена по полочкам, я принялась вспоминать прочитанные книги и просмотренные фильмы: «Интересно, кто в „Игре престолов“ умрет следующим?». Когда и этот запас истощился, то в ход пошли тексты песен и стихи. Не думать ни о чем стало самой сложной задачей. Мысли — назойливые мухи, но и от них в конце концов удалось избавиться. Когда все мировые проблемы и собственные кризисы были передуманы вдоль и поперек.

А еще моментами было больно. Так как весь день ты сидишь в ограниченном количестве позиций, тело достаточно быстро затекает и начинает болеть. Вот ты сидишь, пытаешь сконцентрироваться на дыхание, а тебя предательски сводит ногу. Всю тлен и безысходность я ощутила во время первой “медитации твердого намерения”, когда нельзя было менять позу в течение часа. Боль была нестерпимой. Я сдалась и пошевелила ногой. Последующие три раза я тоже провалила. Просидеть неподвижно мне удалось только тогда, когда я перестала концентрироваться на боли и она исчезла сама собой, растворившись в других ощущениях.

Сама техника медитации очень проста. Сначала наблюдать за дыханием, потом — за ощущениями на теле. Никаких визуализаций, тайных знаний и ненужных ритуалов. Сел на коврик и концентрируйся. Но именно в этой простоте и заключена вся сложность. Дома себя ты медитировать без предварительной подготовки не заставишь.

Польза общения

Не у каждого человека есть друзья. Так случается: есть люди, которые тяжело привыкают к другим, сильно отличаются от окружающих. Есть и те, кто просто не жаждет общения или не находит времени, чтобы сблизиться с другими. Для таких людей в ситуации стресса рекомендованы кабинеты психотерапевтов. Вот для чего нужно общение человеку: оно исцеляет.

Даже если у вас нет друга, которому вы могли бы довериться, поговорить о своих проблемах и получить поддержку, общение необходимо для психики. Когда человек не доверяет окружающим, всё держит в себе, проблемы накапливаются. Так возникают мышечные зажимы в теле, которые могут спровоцировать любое заболевание, кроме, пожалуй, сифилиса. Как писал один сатирик: «Все болезни от нервов, только сифилис от удовольствия».

Если о проблеме поговорить, она может разрешиться полностью или частично. В любом случае происходит разрядка. Польза общения для людей неоценима. В качестве такой разрядки психологи советуют вести личный дневник. Но гораздо эффективнее найти поддержку в лице собеседника.

Знание и опыт

Зачем человеку общение? Краткий ответ — для обмена информацией. Это даёт знания и опыт. Помимо собственного опыта мы перенимаем опыт других людей. Причём, вопреки расхожему мнению, учиться можно и у детей, не только у старшего поколения. Посредством контактов с другими людьми мы получаем новые знания обо всём. Это способствует личностному развитию. Наше окружение сильно влияет на нас, формирует нас, как личность. Поэтому родители часто беспокоятся за своих детей, которые выбирают себе друзей из разряда хулиганов. Чему они могут научить чадо?

Но это мнение спорное. Любой человек обладает определённым набором качеств. И даже у психов есть чему поучиться. Всё зависит от человека: мы сами решаем, что «брать» от окружающих. Ведь и образованные люди с хорошей репутацией могут научиться плохому. Например, высокомерию. А хулиганы могут научить, как постоять за себя. Они могут объяснить, что нельзя бросать друга в беде, покажут, что такое смелость. Все люди без исключения равны в этом плане. И в каждом есть добродетель и негативная сторона. Вот почему человеку необходимо общение: контактируя с разными людьми, мы сами выбираем, какие черты перенимать. Но мы в любом случае получаем знания и жизненный опыт.

Взгляд на вещи

Зачем нужно общение? Люди не всегда точно знают, как следует поступить в той или иной ситуации. Часто мы принимаем желаемое за действительное и действуем, исходя из неверных побуждений. Общение помогает рассмотреть проблему под другим углом. Человек начинает лучше понимать ситуацию, когда поговорит о ней с кем-то. Опыт других людей позволяет нам корректировать свои действия и не совершать ошибок. Это то, что даёт общение человеку. Если, конечно, человек достаточно умён, чтобы прислушиваться к другим.

Помощь и поддержка

Общение позволяет нам оказывать не только моральную помощь близким. Расскажите о своей беде по-настоящему близким людям, они помогут решить вопрос. Так, посредством общения, человек обретает помощников. Старая русская поговорка гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Люди помогают своим друзьям и в ответ они рассчитывают на такую же помощь. Это называется взаимностью. Она свойственна дружеским отношениям, ибо родственников мы не выбираем и они не всегда оказываются похожими на нас во взглядах на жизнь. Конечно, негласный закон предписывает и родственникам всегда помогать друг другу, но так поступают далеко не все. А друзья — это люди, которые ничем друг другу не обязаны. Как правило, именно на них и можно рассчитывать.

Причины замкнутости и нежелания говорить о своих проблемах

Но бывает и так, что установки из детства мешают проговаривать проблемы. Это происходит, если родители считали выражение отрицательных эмоций чем-то плохим, невежливым и стыдным. Особенно часто такое происходит при стереотипном воспитании мальчиков: «Не плачь, ты же мужчина!», «Держи себя в руках, ты не девчонка!» Девочкам тоже достается: «Не реви, нос распухнет, будешь некрасивой!», «Не ной, маме за тебя стыдно!» То есть ребенку запрещают выражать эмоции и не учат их анализировать и находить достойный и правильный выход: порвать бумагу, если злишься, или прогуляться быстрым шагом.

В итоге человек вырастает и не понимает, как и что делать с накатившей злостью и обидой, и держит их в себе. Конечно, на открытого и общительного ребенка это не подействует — он все равно будет рассказывать всем и каждому, что приключилось и кто его расстроил. А и без того закрытый интроверт замкнется в себе еще больше.

Но когда тебе больно и тяжело, надо понимать: важно думать, как облегчить боль, а не о том, как выглядеть сильным или соответствовать каким-то неписаным правилам.

Способность сопереживать: эмпатия

Эмпатия — термин, означающий способность к сопереживанию. Эмпаты — люди, которые принимают чужую беду близко к сердцу, как свою. В сущности, это тяжёлая ноша, но здесь мы не выбираем. Эмпатия — не выработанная привычка, а врождённая черта, как темперамент и характер.

Эмпаты — замечательные собеседники, хорошие друзья. Они всегда помогают, потому что тоже испытывают ту боль, которая выпала на долю их близких. Такая добродетель хороша не всегда, в особенности для самих эмпатов. Они переживают во много раз больше, чем другие люди.

Как отличить эмпата.

  • Может заплакать при просмотре фильма.
  • Тащит в квартиру бездомных животных.
  • Он — хороший слушатель.
  • Помогает не только советом.
  • Отзывчивый.
  • Часто переживает по пустякам.

Такие люди — глубоко восприимчивы. Они замечательные друзья. И это ещё одна причина для общения: вам посочувствуют, вы почувствуете облегчение, когда кто-то испытает идентичные чувства, услышав о вашей проблеме. Эмпатия свойственна каждому человеку, но в разной степени. Как правило, друзья проявляют эмпатию по отношению друг к другу.

«Небывалые ощущения»

Когда нам разрешили разговаривать, люди стали делиться своими небывалыми ощущениями и инсайтами. Кто-то испытал эйфорию, кому-то было больно и плохо, а кто-то просто понял, что пора менять работу. Каждый выносит из этого своей опыт, поэтому не стоит грустить по поводу того, что ты в не впал в транс и не испытал того, что чувствовали другие.

Лично я поняла, что не стоит жалеть о прошлом и жить в будущем, а лучше все-таки научиться наслаждаться текущим моментом. А еще медитация избавляет от различных негативных мыслей, которые копятся за день. Таким образом я даже научилась избавляться от головной боли.

В любом случае, столько счастливых людей, как после окончания курса, я в одном месте никогда не видела. А ведь приезжали все такие угрюмые, уставшие и несчастные. И да, 10 дней без телефонов — это реально классно. Советую.

Рефлексия в общении

Очень важное свойство общения — через него мы занимаемся, в том числе, самопознанием. Собеседник может обратить внимание на то, как вы думаете, как воспринимаете определённые ситуации. Это позволяет вам лучше познать себя, понять, как вы мыслите. Это и называется рефлексией. Без общения рефлексия получается односторонней. А так сложнее быть объективным.

Общение с позиции психологии

Психологи давно установили, что замкнутые люди, которые не имеют друзей и мало общаются, становятся асоциальными. Это грозит возникновением психологических проблем. Одни зацикливаются на себе и своих состояниях. Так появляется ипохондрия. Сегодня эта проблема очень распространена. Другие люди не делятся переживаниями, держат всё в себе. Они испытывают тяжесть ноши одиночества и становятся грубыми, черствыми.

Именно общение делает людей людьми. Это важнейший механизм, он заложен в человеке природой. И люди не должны забывать об этом. Да, без общения можно. Но это нанесёт, со временем, свой отпечаток на психику. Тогда как в общении человек исцеляется.

Роль общения

Подытожим вышесказанное и перечислим основные позиции общения в жизни человека.

  • Самопознание.
  • Получение знаний.
  • Помощь и поддержка.
  • Возможность оценивать ситуацию всесторонне, опираясь на мнение оппонента.
  • Сопереживание.
  • Защита.
  • Идентификация личности.
  • Самооценка.
  • Психологическая разрядка.

Всё это человек получает посредством общения.

Условия общения

Существует некий устав взаимодействий индивидуумов. Для коллег бывает характерно здороваться с помощью кивка, обмениваться улыбками, жестами выражать одобрение. Это виды невербального общения. Взгляд, положение тела, выражение лица. Влюблённые могут общаться, не открывая рта. Близкие люди давно научились понимать друг друга без слов.

Есть и другие условия. У друзей и близких принято звонить друг другу по телефону. Условие для общения с посторонними людьми — уважение. К старшим мы обращаемся на «вы». К старшему по должности — по имени и отчеству. Это условие называется субординация. У молодёжи бывает принято обмениваться специальными рукопожатиями, запрыгивать друг другу на спину. Даже подзатыльник может служить формой общения. А форма зависит от условий: насколько люди близки, как принято у них взаимодействовать. Здесь влияние оказывает и воспитание, и культура, и социализация.

А стоит ли говорить?

Сдержанность и умение решать проблемы самостоятельно, «не ныть» и «не грузить» окружающих многими людьми воспринимается как исключительное достоинство. Мне плохо, но я улыбаюсь, говорю о солнышке и цветочках: ну разве я не молодец? Разве не оберегаю своих близких от негатива?

Ответ не совсем однозначный. Если речь идет о действительно близких людях, а не об уставших коллегах в период дедлайна. Дело в том, что родные и любящие зачастую действительно чувствуют нас, наше состояние, настроение, обиду или печаль. Но не находя им подтверждения, начинают волноваться. Ты о А собеседник ощущает тревогу: что-то не так. Может, он не заслуживает твоего доверия? Или обидел, сам того не заметив?

Некоторым людям просто не нужно делиться своими переживаниями — в силу внутренних особенностей. Никакой детской травмы или грустного опыта за этим может и не стоять. Просто одному человеку нужна большая группа поддержки, другому — беседа с другом, а третьему — чтобы его просто оставили в покое, не трогали, дали разобраться самому.

Этапы общения

Стандартный набор:

  • визуальный контакт (люди друг друга видят);
  • приветствие (люди сообщают жестами или словами, что заметили друг друга);
  • обмен любезностями — назовем их условностями

На этом разговор может завершиться фразой, сигнализирующей о желании прекратить взаимодействие. «Ладно, мне пора», «Увидимся, привет жене». Если у людей есть общие темы, они обсуждаются, после чего разговор переходит к заключительному этапу.

  • Завершение разговора.

Польза живого общения с людьми

Человек – существо социальное. Люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Коммуникация часто происходит посредством общения. Что представляет собой общение и насколько оно важно для каждого человека?

Условия общения

Взаимодействие между индивидуумами осуществляется с учетом определенных условий. Главную роль играют культурные и социальные устои. Многое также зависит от того, кем является собеседник.

К примеру, в одной местности коллеги могут приветствовать друг друга улыбкой или при помощи кивка (невербальное общение). В другой обязательно рукопожатие.

К старшим принято обращаться на Вы, к руководителям – по имени отчеству. С близкими и друзьями общение может быть более открытым и эмоциональным, нежели с малознакомым человеком.

Структура общения

Общение имеет так называемую структуру:

  1. Содержание. Передача информации (знания, опыт, навыки) от одного человека к другому.
  2. Цель. Потребность обусловившая начало контакта. Потребности бывают культурными, нравственными, творческими, социальными.
  3. Способы передачи информации. Выделяют коммуникативный способ – разговор, интерактивный – совместная деятельность и перцептивный – взаимное восприятие.

Как видно люди по-разному умеют взаимодействовать с социумом. В ход идут различные технические способы коммуникации.

Этапы общения

Как это не удивительно, но общение происходит в определенной последовательности. Вот основные этапы коммуникации:

  • Визуальный контакт. Способность индивида воспринять себе подобного в объективном мире.
  • Приветствие. Знак одобрения и дружелюбия. Люди приветствуют друг друга жестами или словами.
  • Обмен условностями, то есть формальной информацией. Можно поинтересоваться о делах и здоровье собеседника. Если у людей имеются общие, более глубокие темы для разговоров, то беседа будет иметь продолжение. Если нет – закончится любезным прощанием.

Основные функции коммуникации

Созидающее общение одновременно выполняет несколько важных функций, а именно:

  1. Самопознание. Взаимодействуя с другими, человек больше и лучше узнает себя.
  2. Самоподтверждение. Общение помогает чувствовать себя полноценной личностью.
  3. Обмен эмоциями.
  4. Координация событий и достижение согласия в совместной деятельности.
  5. Передача и принятие актуальной информации.
  6. Влияние на оппонента. Получение определенной выгоды.
  7. Знакомство с новыми людьми и поиск своего места в социуме.

Общение позволяет людям двигаться вперед. Помогает развиваться и не останавливаться на достигнутом.

Функции общения

Взаимодействие индивидуумов имеет ряд функций.

  • Передача информации.
  • Самопознание при внутриличностном общении.
  • Получение пользы, выгоды.
  • Светское общение, которое не несёт информационной пользы: люди говорят на общепринятые темы.
  • Возможность самоподтверждения.
  • Влияние на оппонента, манипуляция.

Виды общения

Существует подразделение на разновидности общения.

  • Примитивное — объекты не получают пользы, лишь обмениваются любезностями.
  • Формальное — навязанная обществом форма приветствия из ничего не значащих фраз.
  • Ролевое — субординация, люди принимают отведенные им роли и выполняют ритуалы общения.
  • Духовное — глубокое понимание друг друга. Обычно так бывает у друзей или влюблённых.
  • Светское — ограничение общими фразами.
  • Манипуляционное — связь с целью получения выгоды, воздействия на человека или ситуацию.

Что помогает людям общаться

Общение строится на вербальных и невербальных сигналах. Люди всегда улавливают недосказанное на подсознательном уровне. Например, если человек раздражен, но никак этого не показывает, оппонент может распознать это по жестам: скрещенные руки, взгляд в сторону, раздутые ноздри. Но это происходит на подсознательном уровне, человек не анализирует поведение и жесты собеседника — это делает его мозг, отправляя сигналы в подсознание. Люди называют это шестым чувством, когда сотрудник вдруг понимает, что сейчас не стоит просить отпуск, хотя начальник не подавал повода так думать. Мозг уже просканировал его поведение и отправил сигнал.

Людям помогают общаться не только слова. Общение происходит на уровне взглядов, жестов, положения тела. Опытный психолог сразу вычислит, какая из пар в кафе находится в ссоре, а какая счастлива. Люди, увлечённые друг другом, задерживают игривые взгляды, их плечи полностью развёрнуты друг к другу.

Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребёнка

Татьяна Щербакова

Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребёнка

Влияние дефицита общения на социальное развитие ребёнка

Социальное развитие ребенка — процесс «впитывания»

ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего
общества. Главный источник этого развития – общение. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, — это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными объектами, с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение.
Социальное развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру [13, 34].

Л. С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие «социальной ситуации развития»

. Социальная ситуация
развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития.
Отсутствие или дефицит общения со взрослым вызывает явление социальной депривации. Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-Маугли.

Массу жестоких жизненных экспериментов на социальную депривацию поставила с детьми вторая мировая война. Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд, и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, бывших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло относиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок — приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы, — заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам — дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентрационном лагере отношения с окружающим миром людей [2, 21].

Похожую историю наблюдали И. Лангмейер и 3. Матейчек у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с игрушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство»

[22, 39].

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми : он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением : он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности — человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это тот раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей [26].

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это первый акт общения, это не просто реакция, это — попытка воздействовать на взрослого.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек [24; 34]. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина и сотрудники её лаборатории [24, 78].

Общение у детей, переживающих дефицит общения, развивается иначе, чем у их сверстников, живущих с любящими родителями.

Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого [29, 86].

М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения (например, воспитанников дома ребенка)

отсутствует полноценное эмоционально-личностное
общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами [14, 48].
Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружающими. При появлении нового человека у них не возникает привычной эмоциональной реакции, например чувства страха или радости, то есть они избегают эмоционального контакта. Встречается и другой тип реагирования — «прилипчивость»
(стремление к физическому контакту)
к новому человеку: дети
«облепляют»
его, стараются до него дотронуться, забраться на колени, обнять, погладить по голове, взять за руку, прижаться к нему.

Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы «кто вам больше нравится?», «что вы любите?», «какое настроение?» и т. п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить. Внеситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым. Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.

В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации.

Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. Описанные особенности поведения определяются не только дефицитом общения со взрослым и многочисленностью контактов со сверстниками, но и специфичностью последних. В детском доме ребенок постоянно взаимодействует с одной и той же довольно узкой группой сверстников. Это приводит к тому, что здесь отношения в группе складываются по типу родственных. С одной стороны, это положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности. Но, с другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения с незнакомыми людьми, способности адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

Как показывают исследования В. С. Мухиной, в условиях детского дома формируется феномен «мы»

. У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на
«своих»
и
«чужих»
. От
«чужих»
они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Хотя и внутри своей группы они также чаще всего обособлены [25, 145].

Описанные особенности эмоционально депривированных детей касаются в первую очередь тех, кто живет в закрытых детских учреждениях. Однако многие характеристики могут быть отнесены и к детям, воспитывающимся в семьях. В связи с этим в психологии, как уже отмечалось ранее, используется термин «маскированная депривация»

.

Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое»
(девиантное)
поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают
психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.
Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической ра-боты. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Дефицит общения взрослого с ребенком не просто задерживает формирование характерных для их возраста форм общения и взаимодействия с окружающими (змоционально-личностного, личностного, внеситуативного, но и способствует развитию принципиально иных механизмов, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]