Образец составления психологического портрета личности


Что это такое и для чего он нужен?

Психологический портрет — это словесная письменная интерпретация личности.

Данная характеристика позволяет получить общее представление об индивидуальных качествах человека, спрогнозировать его поведение.

Подобная психологическая методика активно используется в профессиональной деятельности, а также в личных целях.

Специалисты по подбору персонала анализируют способности соискателей на должность, преподаватели с целью успешной организации учебного процесса составляют психологические портреты класса, руководители выявляют личностные качества подчиненных и т.д.

Каждый человек может самостоятельно попробовать составить описание своей личности или изучить кого-то из своего окружения.

Конечно, для получения наиболее достоверных результатов следует обращаться к специалистам. Профессиональный психологический портрет психолога будет в полной мере отражать все индивидуальные характеристики испытуемого.

Располагая информацией о ключевых качествах личности, можно определить наиболее подходящий вид деятельности, уровень самооценки, степень открытости к общению, целеустремленность и т.д.

Что такое психологический портрет, и как его правильно составить?

Словесная характеристика, включающая личностные человеческие качества, поведенческие манеры в определенных ситуациях — это его психологический портрет. Он находит применение в различных сферах. В частности, используется при выборе профессии, приеме на работу. Психологический портрет личности часто составляется в целях выявления партнерской совместимости, определения соответствия партнеров друг другу. Составление психологического портрета проводится на основании результатов ряда тестов, в частности, Айзенка, Мехрабиана, Кеттелла при параллельном собеседовании с психологом.

Ключевые элементы

Психологический портрет включает описание следующих свойств личности:

  1. Темперамент. Принято делить людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Обычно в чистом виде темпераменты встречаются редко, чаще в человеке сочетается два схожих типа. Холерики отличаются активностью и целеустремленностью, меланхолики чувствительны и ранимы, сангвиники предельно доброжелательны и общительны, а флегматики надежны и спокойны. В зависимости от ритма душевных процессов люди по-разному участвуют в деятельности, ведут себя в отношениях и вступают в коммуникацию. Темперамент является врожденным, а не приобретенным качеством. То есть флегматик никогда не станет холериком вне зависимости от степени влияния внешних обстоятельств. Возможна лишь некоторая корректировка начальных данных.
  2. Характер. Это свойство личности также проявляется в наличии устойчивых черт поведения. Но характер в большей степени формируется по мере взросления под влиянием обстоятельств жизни, воспитания.
    И хотя его базу составляют унаследованные от предыдущих поколений черты, они в значительной мере дополняются приобретенными нравственными и моральными установками.

    Так, дети от одних родителей, попавшие в разные приемные семьи, могут вырасти совершенно непохожими друг на друга из-за различий в воспитании и условиях проживания. Характер человека может описываться как с положительной, так и с отрицательной стороны. Например, индивид может быть добрым, открытым, общительным, отзывчивым и одновременно ленивым, трусливым, обидчивым.

  3. Способности. Обычно способности разделяют на духовные, физические и социальные. Первичными являются физические способности — уровень здоровья, выносливость, умения и достижения. Духовное развитие происходит по мере получения образования, усвоения нравственных и культурных норм. Социальные навыки развиваются в процессе воспитания. Это умение вступать в коммуникацию, открытость, дисциплинированность, ответственность, пунктуальность и т.д.
  4. Интеллект. Определенный уровень интеллекта заложен в человеке с рождения. История знает немало случаев, когда великие гении появлялись в абсолютно обычных семьях у ничем не выдающихся родителей. У каждой личности есть возможность развивать свои интеллектуальные способности при помощи получения новых знаний и практического опыта, но начальные природные данные все же играют важную роль.
    Одаренные, талантливые или гениальные люди уже в раннем возрасте обнаруживают свои способности в определенной сфере.
  5. Эмоции. Эмоциональность личности выражается в способности отображать свои переживания, настроения. В зависимости от степени эмоциональности индивид определенным образом воспринимает окружающую действительность и формирует ответную реакцию. Эмоции помогают людям лучше понимать другу друга. Правильная оценка состояния собеседника дает возможность подстроиться под его настроение. Даже при наличии языковых, культурных или интеллектуальных барьеров люди всегда одинаково распознают эмоции радости, грусти, страха, гнева и т.д.
  6. Воля. Именно развитые волевые качества образуют стержень характера и позволяют человеку добиться успеха в жизни. Целеустремленность, самоконтроль, решительность и самостоятельность — все это свойства сильной и самодостаточной личности. Даже при благоприятных условиях жизни и наличии выдающихся интеллектуальных способностей слабовольный индивид не сможет добиться существенных результатов. Из-за лени, безынициативности и отсутствия самодисциплины он будет постоянно упускать благоприятные возможности.
  7. Коммуникабельность. Любой человек независимо от его возраста, социального положения и уровня развития должен уметь находить общий язык с окружающими. Коммуникативные способности развиты у людей в разной мере. Большое значение имеют не только природные данные, но и приобретенные навыки. Например, психологический портрет менеджера гарантированно будет содержать информацию о высоком уровне развития коммуникативных способностей у испытуемого.
    Профессиональная деятельность сотрудника основана на общении с людьми, и без коммуникативных способностей добиться результатов в данной области невозможно.
  8. Самоконтроль. Это качество напрямую зависит от степени развития волевых способностей. При приеме на работу специалистов, которым предстоит выполнять свои обязанности в стрессовых условиях, уровень самоконтроля является одной из ключевых характеристик.
  9. Самооценка. Это степень уверенности в себе и своих способностях. Обычно принято говорить о нормальной, заниженной и завышенной самооценке. В первом случае человек наиболее объективно оценивает себя. При заниженной самооценке присутствует неуверенность в своих силах и излишняя самокритичность, а при завышенной — переоценка собственных возможностей и достижений.
  10. Мотивация. Внутренне эмоциональное состояние, которое побуждает человека к действию.
    Мотивом может быть получение желаемой должности, материальной выгоды, положения в обществе, расположения значимых людей и т.д.

Составление поведенческого портрета методом наблюдения

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ИМ.ВЫГОТСКОГО

КАФЕДРА ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

ОТЧЕТ №1 ПО КУРСУ ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

НА ТЕМУ: «СОСТАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО ПОРТРЕТА МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ»

Выполнила: студентка 1-го курса второго высшего образования А.О.Чемарина
Проверил: Доцент кафедры общих закономерностей развития психики, кандидат психологических наук И.Е.Высоков

Москва

2010 год

Оглавление:

1.Введение3
2. Методика3
3. Результаты4
4. Обсуждение результатов5
5. Приложения
  1. Введение

Предметом данного исследования является поведение взрослого человека в естественных жизненных условиях.

Цель исследования — опираясь на данные полученные в результате продолжительного наблюдения, составить «поведенческий портрет» испытуемого. Построить описание его поведения.

Для этого необходимо предварительно составить поведенческий портрет испытуемого №1 на основании имеющихся данных. Далее за испытуемым провести скрытое включенное полевое наблюдение в трех различных ситуациях. На основании полученной во время данного наблюдения информации, составить поведенческий портрет испытуемого №2. Сопоставить данные портреты. Проанализировать разницу между двумя портретами испытуемого.

Есть предположение, что поведенческий портрет №2, составленный после трех наблюдений за поведением испытуемого в различный жизненных ситуациях, более детально и четко характеризует поведение испытуемого, чем поведенческий портрет №1.

  1. Методика

В исследовании приняли участие два человека – наблюдатель и наблюдаемая.

Во избежание искажения истолкования наблюдателем поведения и действий наблюдаемого, через свою систему ценностных ориентаций, эмоциональную окрашенность человеческого восприятия, а так же для исключения влияния на результаты наблюдения имеющегося у исследователя прошлого опыта, наблюдаемая и наблюдатель – мало знакомы друг с другом, работают в одной организации, наблюдаемая – руководитель наблюдателя.

Наблюдение проходило в рабочей обстановке на предприятии. Наблюдаемая не знала, что за ней ведется наблюдение.

Наблюдатель на основании имеющихся данных составил поведенческий портрет №1 (приложение №1) наблюдаемой. В течении недели осуществлялось наблюдение за поведением наблюдаемого в трех различных ситуациях на производстве. Каждое наблюдение длилось 15-20 минут. В ходе наблюдения велся протокол, который оформлялся в виде дневника. Протокол №1 (Приложение №3) был составлен во время производственного совещания, в ходе которого делался доклад. Наблюдаемый и наблюдатель являлись слушателям. Протокол №2 (Приложение №4) был составлен во время экскурсии по цеху. Наблюдатель и наблюдаемая были в составе комиссии. Наблюдаемая вела диалог с начальником цеха. Подробности диалога были упущены наблюдателем в виду шумной окружающей обстановки. Протокол №3 (Приложение №5) был составлен во время производственного совещания, в ходе которого проходило обсуждение вопросов. Наблюдатель участвовала в обсуждении вопросов, наблюдаемая, в основном находилась в позиции слушателя, иногда делая замечания по вопросам. Далее был произведен качественный анализ протоколов и на основании полученных данных был составлен поведенческий портрет №2 (приложение №2) наблюдаемого.

  1. Результаты

Обработка протоколов была осуществлена с помощью качественных методов. В поведенческом портрете №1 данные о внешнем виде (стиль, манера одеваться) наблюдаемой отсутствуют полностью. Описание мимики и манеры поведения в различных обстановках даны максимально сжато. Недостаточно раскрыта манера речи. Отсутствуют данные об отношении наблюдаемой к сотрудникам. В протоколе №2 есть описание стиля внешности, предпочтений в одежде. Подробно описывается манера речи, подмечены некоторые особенности при разговоре «иногда при разговоре может нарисовать значок на бумаге». Подробно описаны движении мимики и стиль поведения наблюдаемой в различных ситуациях. Дана краткая характеристика отношения наблюдаемой к сотрудникам. Отмечено наличие собственной поговорки наблюдаемой «надо много учиться».

Таким образом, поведенческий портрет №2 наиболее подробно описывает поведение наблюдаемой.

  1. Обсуждение результатов

На основании поведенческого портрета №2 можно сделать определенные выводы о характере наблюдаемой, ее манеры поведения. В отличии от поведенческого портрета №1. В виду того, что наблюдение проводилось в основном в деловых обстановках, не было возможности подробно проанализировать поведение наблюдаемой в неформальной обстановке, что позволило бы составить поведенческий портрет №2 более разносторонне характеризующий поведение наблюдаемой.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее полно, подробно и точно характеризующий поведение испытуемой, поведенческий портрет можно составить только после проведения нескольких наблюдений за испытуемой в различный жизненных ситуациях.

Как составить?

Как создать мой или чужой психопортрет?

Желательно обращаться к специалистам, но также реально справиться с задачей и самостоятельно. Объектом изучения может быть собственная личность или другой человек, о котором необходимо получить исчерпывающую информацию.

Грамотно оставить психологический портрет помогут популярные опросники:

  • тест Дж. Роттера;
  • опросник Л.Н. Собчик;
  • тест Р. Кеттела;.
  • характерологический опросник Леонгарда.

Кроме опросников применяются и другие методики оценки личности.

Так, можно составить психологический портрет по рисунку, проанализировать почерк, провести тест на невербальное общение, загадать логические загадки и т.д.

Наиболее простой вариант исследования — анализ свойств объекта. В этом случае достаточно на листе бумаги поэтапно дать описание десяти ключевых свойств личности, указанных выше.

При этом большое значение имеет объективность оценки. Не всегда человек может оценить себя или кого-то из окружения максимально беспристрастно.

Построение своего психологического портрета поможет разобраться в собственной личности, определиться с подходящим видом профессиональной деятельности, объективно оценить окружающих людей.

План

При составлении характеристики человека следует придерживаться стандартного плана:

  1. Индивидуальные данные. Возраст, пол, состояние здоровья, физические параметры.
  2. Социальные данные. Семейное положение, профессия, образование.
  3. Краткая биография. Здесь человек описывает важные моменты своей жизни, которые оказали значимое влияние на него (отношения с родителями, потрясения и конфликты и т.д.).
  4. Индивидуальные характеристики. Анализируется 10 ключевых свойств личности.
  5. Выводы. Строится прогноз на дальнейшее развитие личности, выявляются проблемы и определяются пути их решения.

Психологический портрет личности: готовый образец написания.

Основные линии наблюдения и параметры поведенческого портрета

Введение

Поведенческий портрет

– это психологическое описание поведения человека, которое составляется на основе данных наблюдения в различных жизненных ситуациях. Как правило, для более полного представления об изучаемой личности эти данные дополняются сведениями, получаемыми с помощью других приемов и методов (беседы, изучение жизненного пути, характеристики знакомых, друзей и т.д.).

Наблюдением называют преднамеренное целенаправленное восприятие, которое не изменяет условий существования рассматриваемого объекта, явления.

Наблюдение – систематично, подчинено определенной цели и проходит по заранее составленному плану, с использованием специальных средств, технических устройств для реализации наблюдения и фиксации полученных данных.

Наблюдение – это универсальный метод, так как применяется в исследованиях широкого круга психических явлений; гибкий метод, так как есть возможность изменять процесс наблюдения, выдвигаемые и проверенные гипотезы; может осуществляться без технического оснащения; является одним из основных методов в психологии.

Основные линии наблюдения и параметры поведенческого портрета

К основным параметрам поведенческого портрета относятся:

· отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически, стремление своим внешним обликом «оказаться таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушие к своему внешнему виду или придание ему особого значения);

· пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы);

· мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность; в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких — скованной);

· речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи);

· поведение по отношению к другим людям – положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контактов, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника или на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности);

· поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам);

· поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);

· поведение в основной деятельности (работа).

Предметом

наблюдения здесь является поведение взрослого человека в естественных жизненных условиях.

Объектом

– человек.

Цель контрольной работы:

составить поведенческий портрет человека с использованием методики наблюдения.

Ситуация для наблюдения:

во время встреч, прогулок, совместных дел и просто в жизни, так как
испытуемая
– моя подруга (36 лет).

Используемые методики:

методика наблюдения.

Введение

Поведенческий портрет

– это психологическое описание поведения человека, которое составляется на основе данных наблюдения в различных жизненных ситуациях. Как правило, для более полного представления об изучаемой личности эти данные дополняются сведениями, получаемыми с помощью других приемов и методов (беседы, изучение жизненного пути, характеристики знакомых, друзей и т.д.).

Наблюдением называют преднамеренное целенаправленное восприятие, которое не изменяет условий существования рассматриваемого объекта, явления.

Наблюдение – систематично, подчинено определенной цели и проходит по заранее составленному плану, с использованием специальных средств, технических устройств для реализации наблюдения и фиксации полученных данных.

Наблюдение – это универсальный метод, так как применяется в исследованиях широкого круга психических явлений; гибкий метод, так как есть возможность изменять процесс наблюдения, выдвигаемые и проверенные гипотезы; может осуществляться без технического оснащения; является одним из основных методов в психологии.

Основные линии наблюдения и параметры поведенческого портрета

К основным параметрам поведенческого портрета относятся:

· отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически, стремление своим внешним обликом «оказаться таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушие к своему внешнему виду или придание ему особого значения);

· пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы);

· мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность; в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких — скованной);

· речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи);

· поведение по отношению к другим людям – положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контактов, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника или на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности);

· поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам);

· поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);

· поведение в основной деятельности (работа).

Предметом

наблюдения здесь является поведение взрослого человека в естественных жизненных условиях.

Объектом

– человек.

Цель контрольной работы:

составить поведенческий портрет человека с использованием методики наблюдения.

Ситуация для наблюдения:

во время встреч, прогулок, совместных дел и просто в жизни, так как
испытуемая
– моя подруга (36 лет).

Используемые методики:

методика наблюдения.

Пример описания известной личности

Мировая историография содержит большое количество информации о различных известных людях.

Особый интерес представляют их психологические портреты.

Анализ индивидуальных характеристик исторических персон производится на основании изучения письменных свидетельств современников, личных дневников самих людей.

При помощи физиогномики (анализ черт характера по чертам лица) даже составляется психологический портрет по фото.

Большой интерес представляет личность Наполеона Бонапарта. Его психологический портрет, составленный по приведенному выше плану, выглядит следующим образом:

  1. Мужчина, родившийся в 1769 году. Рост — 169 см. Страдал от эпилептических припадков.
  2. Император Франции, полководец и государственный деятель. Был дважды женат.
  3. С детства проявлял любовь к чтению. Испытывал проблемы в общении со сверстниками, из-за издевательств которых вынужден был большую часть времени проводить в уединении. С ранних лет проявлял интерес к военному делу.
  4. Вспыльчивый, целеустремленный, беспощадный, работоспособный, дисциплинированный, эгоистичный. Он с молниеносной скоростью обрабатывал информацию и принимал решения. Был превосходным тактиком и стратегом. Не любил общаться людьми. Демонстрировал презрительное отношение к окружающим. Легко впадал в состояние гнева, нередко перетекающее в припадки. При наличии множества внутренних противоречий внешне стремился произвести впечатление уверенного в себе человека. Основной мотив деятельности — жажда власти.
  5. Влиятельное положение в обществе и наличие большой власти усугубили негативные черты характера, зародившиеся еще в раннем возрасте. Внутренняя неуверенность в себе порождала гнев и презрение к окружающим.

Поведенческий портрет личности

Испытуемая – моя подруга и одногруппница по совместительству, 36 лет, незаконченное высшее образование психолога. Замужем, есть дочь. В данный момент, помимо учебы, работает.

1. Внешний вид

Всегда очень аккуратна. Короткая стрижка, волосы хорошо уложены. Не броский естественный макияж. Ногти и руки ухожены. Из одежды носит платья и юбочки с кофтами. Всегда женственна, хотя и одевается в удобное для нее. Всегда все чистое, немятое.

2. Пантомимика

Осанка прямая, не сутулится, ходит ровно, уверенно. Шаги мягкие, не размахивает руками при ходьбе. Жестов не много, и они открытые. Сидит всегда глубоко на стуле, расслабленно, оба локтя – на столе.

3. Мимика

Общее выражение лица – спокойное. Часто улыбается. По внешнему виду можно сказать, что она добрая, мягкая и женственная девушка. Вообще редко меняет мимику, чаще ее лицо либо спокойное, либо с улыбкой.

4. Речь

Очень грамотно строит предложения, вежлива. Слов-паразитов нет. Говорит короткими и емкими предложениями, очень спокойно. Когда веселится, повышает голос, но слишком громко все равно не смеется. Говорит плавно и размеренно.

5. Отношения к окружающим

Очень легко идет на контакт, шутит, быстро располагает к себе людей. При этом в общении не доминирует, с удовольствием выслушивает собеседника. В зависимости от окружающих людей поведение не меняется: всегда раскована, серьезна и спокойна. Общая манера общения, интонации, темп и громкость речи, мимика тоже не меняются.

6. Отношение к себе

Спокойно относится к себе, принимает себя такой, какая она есть. Тем не менее, это не значит, что она не любит следить за собой. Как я уже упомянула выше, моя подруга аккуратна в каждой детали.

Так же относится к вещам. Чутко реагирует на запахи: муж курит, поэтому испытуемая следит, чтобы ее вещи не пахли сигаретами.

Что касается возможностей, не стремится к высоким достижениям, хотя и хочет быть успешной.

7. Поведение при выполнении заданий и в ситуации конфликта

При выполнении важных заданий внутренне собрана, сосредоточена. Всегда доводит начатое дело до конца.

Это совсем неконфликтный человек, но если уж такая ситуация случилась, всегда старается найти компромисс.

8. Поведение в основной деятельности

Основным видом деятельности испытуемой является и работа, и учеба практически в равной степени.

И там и там она отличается пунктуальностью, всегда приходит вовремя к указанному сроку. На рабочем месте отличается исполнительностью, ответственностью, выполняет работу в установленные сроки. Стремится к отличному выполнению своих задач, но не особо стремится к карьерному росту. Старается развиваться в личностном плане. Нет задатков лидера.

Испытуемая – моя подруга и одногруппница по совместительству, 36 лет, незаконченное высшее образование психолога. Замужем, есть дочь. В данный момент, помимо учебы, работает.

1. Внешний вид

Всегда очень аккуратна. Короткая стрижка, волосы хорошо уложены. Не броский естественный макияж. Ногти и руки ухожены. Из одежды носит платья и юбочки с кофтами. Всегда женственна, хотя и одевается в удобное для нее. Всегда все чистое, немятое.

2. Пантомимика

Осанка прямая, не сутулится, ходит ровно, уверенно. Шаги мягкие, не размахивает руками при ходьбе. Жестов не много, и они открытые. Сидит всегда глубоко на стуле, расслабленно, оба локтя – на столе.

3. Мимика

Общее выражение лица – спокойное. Часто улыбается. По внешнему виду можно сказать, что она добрая, мягкая и женственная девушка. Вообще редко меняет мимику, чаще ее лицо либо спокойное, либо с улыбкой.

4. Речь

Очень грамотно строит предложения, вежлива. Слов-паразитов нет. Говорит короткими и емкими предложениями, очень спокойно. Когда веселится, повышает голос, но слишком громко все равно не смеется. Говорит плавно и размеренно.

5. Отношения к окружающим

Очень легко идет на контакт, шутит, быстро располагает к себе людей. При этом в общении не доминирует, с удовольствием выслушивает собеседника. В зависимости от окружающих людей поведение не меняется: всегда раскована, серьезна и спокойна. Общая манера общения, интонации, темп и громкость речи, мимика тоже не меняются.

6. Отношение к себе

Спокойно относится к себе, принимает себя такой, какая она есть. Тем не менее, это не значит, что она не любит следить за собой. Как я уже упомянула выше, моя подруга аккуратна в каждой детали.

Так же относится к вещам. Чутко реагирует на запахи: муж курит, поэтому испытуемая следит, чтобы ее вещи не пахли сигаретами.

Что касается возможностей, не стремится к высоким достижениям, хотя и хочет быть успешной.

7. Поведение при выполнении заданий и в ситуации конфликта

При выполнении важных заданий внутренне собрана, сосредоточена. Всегда доводит начатое дело до конца.

Это совсем неконфликтный человек, но если уж такая ситуация случилась, всегда старается найти компромисс.

8. Поведение в основной деятельности

Основным видом деятельности испытуемой является и работа, и учеба практически в равной степени.

И там и там она отличается пунктуальностью, всегда приходит вовремя к указанному сроку. На рабочем месте отличается исполнительностью, ответственностью, выполняет работу в установленные сроки. Стремится к отличному выполнению своих задач, но не особо стремится к карьерному росту. Старается развиваться в личностном плане. Нет задатков лидера.

Поведенческий портрет

Поведенческий портрет — что это значит?

Это психологическая характеристика поведения человека, которое он демонстрирует в разных жизненных ситуациях.

Подобные сведения можно получить в результате наблюдения за объектом, а также посредством беседы с самим человеком и его близкими людьми.

Поведенческий портрет включает следующие сведения:

  • внешний вид;
  • пантомимика;
  • мимика;
  • речь;
  • отношение к окружающим;
  • отношение к себе;
  • поведение во время основной деятельности;
  • реакция на конфликты.

Примерная схема составления «поведенческого портрета»

По данным наблюдения.

1. Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды и прически испытуемого, насколько онстремится в своем внешнем облике «быть таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы поведения это подтверждают, в каких ситуациях?

2. Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы.

3. Мимика: общее выражение липа, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких скованной.

4. Речевое поведение: молчаливость — разговорчивость, многословие — лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.

5. Поведение по отношению к другим людям — положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта; характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество- эгоцентризм); стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя); позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); наличие противоречий в поведении — демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях. Уточнить в каких именно.

6. Поведенческие проявления отношения к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.

7. Поведение в учебной деятельности.

8. Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.

Ход работы:

На первом занятии студенты знакомятся с содержанием поставленной перед ними задачи – составить «поведенческий портрет» человека (своего товарища по группе, т. е. дать настолько точное и подробное описание его поведения, чтобы можно было однозначно идентифицировать «портрет» с тем, кто является объектом наблюдения. Перед началом наблюдения студенты должны составить первые «поведенческие портреты» своих наблюдаемых, основой которых является весь предыдущий опыт общения с наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за его поведением.

Указания к этому описанию:

а) составляется в произвольной форме, возможны употребления сравнений, литературных оборотов и т. п.;

б) должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;

в) может касаться любых особенностей поведения испытуемого, начиная с характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими; характеристиками поведения (такими, как, например, способы решения сложных задач и т. п.);

г) не должно содержать в себе указаний на специфические черты внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицируется, а также суждений и оценок наблюдателя относительно личности наблюдаемого человека.

В течение двух недель до второго занятия

студенты наблюдают за своими испытуемыми, стараясь зафиксировать как можно больше информации для составления «портрета». Данные наблюдения фиксируются в дневник наблюдения (это свободная форма фиксации наблюдаемых фактов с указанием даты, временного интервала) либо в протокол (ниже представлена форма):

ДатаВремя (от…и до…)Поведенческие реакцииРечевые высказывания

На втором занятии

происходит проверка дневников наблюдений и анализ составленных описаний поведения. При сравнении данных, полученных различными наблюдателями, обнаруживаются разные подходы к объекту наблюдения. Качественный анализ позволяет рассмотреть причины расхождения «портретов», выявить значимость объективных условий наблюдения (продолжительности, частоты, различия ситуаций).

Студенты получают домашнее задание: написать отчеты о выполнении данного задания (в отчеты необходимо вложить дневники наблюдений и ответить на контрольные вопросы).

Обсуждение результатов

Перечисляются и классифицируются типы признаков, использованных в «портретах». Анализируются различия между первым и вторым «портретами» и их возможные причины. Проводится сравнительный анализ двух «портретов» одного и того же человека, предложенных двумя различными наблюдателями, одним из которых является автор отчета. Отдельно рассматриваются типы признаков, вызвавшие разногласия у этих наблюдателей, и возможные их причины. Обсуждаются особенности методики полевого нестандартизованного наблюдения, допущенные ошибки, возможные способы улучшения качества данных наблюдения. В частности, следует указать, узнал ли испытуемый, что за ним наблюдают, и если узнал, то в чем состояла ошибка наблюдателя, которая привела к этому.

К отчету обязательно прилагается дневник наблюдений. Кратко формулируются выводы, в которых содержатся ответы, вопросы, поставленные в качестве целей задания.

Практикум №4. Понятие о развитии.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие о предмете и объекте психологии развития.
  2. Условия психического и личностного развития:

· реальность предметного мира;

· реальность образно-знаковых систем;

· природная реальность;

· реальность социального пространства;

· реальность внутреннего пространства личности.

Задания для самостоятельной работы:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]