Индивидуально-психологические особенности личности

Все люди разные. Индивидуально-психологические особенности личности определяют уникальность каждого человека. Изучению уникальности людей посвящены исследования в области дифференциальной психологии. Достижения этой науки объясняют, почему одни стремятся быть руководителями, другие комфортнее чувствуют себя в роли исполнителей; почему один тяготится шумными компаниями, а для другого одиночество кажется невыносимым.

Все люди разные

Несмотря на то, что люди имеют одинаковое строение мозга, их нервная система способна к торможению и возбуждению, все же не существует двух совершенно одинаковых мужчин или женщин. Их отличают индивидуально-психологические свойства личности.

Проявление индивидуально-психологических особенностей

Уникальные психологические особенности личности проявляются в поведении и деятельности человека. Они выражаются:

  • В скорости выполнения работы;
  • В умении контролировать свои эмоциональные реакции;
  • В общительности или замкнутости;
  • В склонности отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу;
  • В степени выраженности тревожности.

Внимание! Главными компонентами, определяющими уникальность человека, являются темперамент, характер и способности.

Какой бывает темперамент

Психология личности человека

Темперамент – это врожденный компонент структуры личности. Принято различать 4 типа темперамента:

  1. Холерик – человек порывистый, эмоциональный. Его чувства быстро вспыхивают, затем также быстро угасают. Импульсивность холеричных особ проявляется в речи, живой мимике, размашистых жестах. Такие люди часто конфликтны, не умеют идти на компромисс и выстраивать конструктивные отношения с окружающими.
  2. Меланхолик – особа крайне чувствительная, которую очень легко расстроить. Такие люди обладают низкой стрессоустойчивостью, болезненно и долго переживают неудачи.
  3. Сангвиник – жизнерадостный весельчак, который легко относится к жизненным неурядицам, не переживает из-за пустяков. Для него крайне важно получать различные впечатления, иначе он заскучает. Чувства таких людей поверхностны, а контакты многочисленны.
  4. Флегматик – медлительный, задумчивый человек. Он обладает уравновешенным характером, разозлить его практически невозможно. Его мимика скудна, а переживаемые эмоции внешне никак не проявляются.


Индивидуальность

Свойства темперамента определяют такие черты индивидуальности и характеристики человека, как:

  • Чувствительность (одни люди устойчивые к давлению со стороны, а другие – ранимы);
  • Восприимчивость к критике, деструктивному поведению окружающих;
  • Познавательную активность, энергичность, работоспособность (на пути к достижению успеха встречается много препятствий, кто-то легко справляется с трудностями, а кто-то впадает в отчаяние и отказывается от выполнения задуманного);
  • Умение сосредоточиться в любых условиях;
  • Относительный баланс в процессах нервной системы, который обеспечивает успешность взаимодействия с людьми;
  • Скорость психических процессов (она выражается в сообразительности, скорости успешного запоминания информации, темпе речи, скорости письма, ходьбы);
  • Экстравертированность (для таких людей общение и многочисленные контакты с разными людьми являются необходимым условием хорошего самочувствия);
  • Интровертированность (направленность человека на собственный внутренний мир обеспечивает ему комфортное пребывание в одиночестве);
  • Способность быстро адаптироваться к новой обстановке, меняющимся условиям (данное качество является профессионально важным для таких профессий, как следователь, психолог, врач);
  • Личностная гибкость в общении с людьми, умение найти общий язык практически с любым человеком;
  • Ригидность, консерватизм, стремление следовать стереотипам.

Типом темперамента определяется не только уникальный набор личностных качеств, но и характер человека.

Дополнительная информация. До сегодняшнего дня сохранились названия типов темперамента, придуманные Гиппократом. Однако определяют это индивидуальное качество теперь не по пропорциональному распределению жидкостей в теле, а по нейропсихологическим характеристикам.

Что такое волевые качества личности

Волевые качества личности – это выработанные годами, опытом и регулярными вызовами самому себе психологические установки. Можно определенно сказать, что с силой воли не рождаются, ее следует развивать на протяжении всей жизни. Состоит воля из нескольких составляющих, которые, в свою очередь, являются сильными чертами характера, если их тренировать. Волевые качества личности осуществляются в три этапа, которые содержат отдельные элементы силы воли. Элементы существуют и самостоятельно, и, дополняя друг друга. Если развить все элементы воли, то индивид с таким крепким характером сможет преодолеть любые сложности на жизненном пути.

Волевые качества личности в психологии состоят из следующих элементов характера, которые входят в базовые волевые качества личности:

  1. Целеустремленность. Означает умение человека установить желаемый результат, к достижению которого придется приложить усилия;
  2. Инициативность. Умение индивида направить свои физические и моральные ресурсы на действия, которые вскоре помогут достичь желаемого;
  3. Самостоятельность. Свойство человека «фильтровать» советы и предложения посторонних лиц, иными словами, полезный навык никого не слушать, делать по-своему, следуя своим принципам;
  4. Выдержка. Другими словами сдержанность, т. е. сознательное ограждение от эмоций и чувств, которые выступают в роли сомнений;
  5. Решительность. Умение обдумать, обосновать и принять непоколебимое решение. Синоним решительности, хотя и более разрушительный, – импульсивность, т. е. торопливое, необдуманное принятие решения.
  6. Смелость. Индивид может принять решительные действия, несмотря на собственные страхи и риск;
  7. Энергичность. Умение человека направлять свои физические и моральные ресурсы на достижение цели;
  8. Настойчивость. Индивид умеет взвешивать свои силы так, чтобы их хватило на преодоление возникающих препятствий на пути к цели. Однако настойчивость имеет тонкую грань с обратной, неразумной чертой характера – упрямством, которое выражается в неразумной трате энергии в попытке добиться своего;
  9. Организованность. Человек умеет распоряжаться своим временем, распределять физические и материальные ресурсы во благо дела;
  10. Дисциплинированность. Индивид может и подчиняет собственное поведение в пользу общепринятых норм и порядка;
  11. Самоконтроль. Человек властен над своими эмоциями, контролирует свои чувства, способен «фильтровать» их, исходя из принимаемых решений.

Волевой человек умеет взвесить все «за» и «против»

Характер и его классификация

Качества личности — что это такое в психологии, характеристика

Характер состоит из устойчивых черт, которые объясняют поведение и особенности деятельности человека. Типология характера человека проявляется в его работе, общении с людьми, почерке.


Проявление характера в общении

В психологии существует несколько научных подходов к пониманию характера:

  • Конституционно-биологический подход. Основателем данной концепции является Э. Кречмер. Согласно его воззрениям, характер представляет собой совокупное сочетание особенностей телосложения и темперамента человека.
  • Психоаналитический подход. Данную характерологическую теорию разработали мастера психоанализа З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер. Проявления характера они объясняли наличием у человека бессознательных влечений.
  • Идеологический подход. Автор данной концепции – Робек, который полагал, что характер формируется в результате того, что человек подчиняет свои желания установленным правилам и нормам общества. Кроме того, Робек полагал, что социальное положение личности во многом определяет его характерологические черты.

Занимаясь изучением структуры характера, Б.Г. Ананьев выделил в ней такие компоненты, как направленность личности, уровень развития коммуникативных навыков, привычки, особенности эмоционально-волевой сферы.

Н.Д. Левитов полагал, что характер образуется на основе отношения человека к обществу и другим людям, к самому себе и своей деятельности, вещам.

Сходство разных подходов усматривается в том, что все исследователи с уверенностью заявляли о том, что характер зависит от условий жизни человека и его темперамента. Основу характера составляют устойчивые черты, которые человек может принимать и осознавать, а может и отрицать или не осознавать.

Внимание! В отличие от типа темперамента, характер не является врожденным свойством личности, он формируется в процессе жизни.

Диагностика личности

Для правильного поределения социально-психологических качеств личности нужно разобраться с социально-психологической компетентностью. Последний термин следует понимать как оценку персоны психологическим явлениям, влиянию, освоению знаний и коммуникациям. Компетентность принято делить на:

  • перцептивную,
  • интерактивную,
  • коммуникативную.

Для диагностики социально-психологической компетентности в психологии применяют различные способы. Например, методика КОС-1 разработана для выявления у личности задатков организатора и умений налаживать деловые и личностные контакты, а в последующем использовать их для достижения целей.

Говорить о компетентности не стоит без раскрытия ее важной части, называемой психологической наблюдательностью. Последняя представляет собой способ получения знаний как через призму личного, так и общественного опыта

Такая наблюдательность станет незаменимой в профессиональной сфере жизни и даст возможность через познание обогатится определенной информации о предмете или объекте, который следует использовать в профессиональной деятельности.

«Психологическая наблюдательность станет необходимостью для практикующих психологов. Ведь именно с ее помощью можно будет применять в действии сложные методики диагностирования личности, составлять ее психологический портрет».

Психологическая наблюдательность включает в себя:

  • когнитивный элемент, который способен подобрать нужный для конкретной ситуации способ мышления,
  • эмпатийный – необходимый для подбора методов нахождения взаимопонимания между людьми,
  • перцептивный – отвечающий за внутреннюю организацию персоны,
  • рефлексивный элемент помогает понять значение своего «Я» и взаимодействия этого «Я» с другими.

Наравне с компетентностью, представляющей когнитивные характеристики личности, принято выделять эмоциональный спектр, который состоит из:

  1. простейших эмоций, которые обусловлены физиологически:
      жаждой,
  2. холодом,
  3. чувством голода,
  4. сонливостью,
  5. усталостью и прочим;
  6. сиюминутных эмоций:
      ужас,
  7. ярость,
  8. отчаяние;
  9. эмоций по ситуациям:
      восторг,
  10. нетерпение,
  11. радость,
  12. тревога,
  13. обида,
  14. тревога;
  15. психологического состояния:
      приподнятого настроение,
  16. подавленного настроение и т.д.

Важное место в эмоциональной сфере личности занимают так называемые «социальные» эмоции. Это серьёзные переживания, вызванные в своей основе общественным мнением или настроением той социальной группы, в которой пребывает личность

Делятся такие настроения на:

  • эмоциональные,
  • рациональные,
  • осознанные,
  • неосознанные.

Вместе с тем стоит отметить, что социальные чувства могут быть вызваны не только путем прямого общения в социуме, но и в связи с изоляцией. Лучшим способом иллюстрирует это одиночество, относящееся к критериям настроений.

В целом для определения настроений в обществе используют разнообразные методики. Самая распространенная — это методика методика «САН», которая позволяет с помощью отметки на противоположных характеристиках настроения выявить состояние личности.

Также можно использовать методику экспертного визуального определения, основанную на мнении о психологических качествах личности. В совокупности с внешними эмоциональными критериями возможно получить целостную картину эмоционального состояния персоны.

Понятие способностей

Психологические тренинги для взрослых

Способности – это особые свойства личности, позволяющие человеку достигать успеха в конкретном виде деятельности. Способности формируются на основе природных задатков. Особенности функционирования мозга, степень чувствительности анализаторов являются главными задатками развития способностей.


Уникальная способность

Уровень развития способностей человека определяет успешность выполнения им той или иной деятельности. В школьных классах учитель именно по уровню развития способностей делит учеников на слабых и сильных. В производственном коллективе уровень развития способностей определяет скорость продвижения по карьерной лестнице. В спортивной секции тренер на основе развития способностей юных спортсменов собирает команду для участия в соревнованиях.

Интересно. Обладая разным уровнем развития способностей, люди используют отличные способы достижения цели, методы решения задач. Посредством способностей человек может переносить полученные навыки из одной сферы применения в другую, используя проверенные средства для разных практических задач.

Общие и специальные способности

Психофизиологи классифицируют способности на общие и специальные. Общие способности необходимы для успешного овладения такими навыками, как чтение, письмо, счет, навыки самообслуживания. Специальные способности определяют успех человека в творческих видах деятельности и спорте.

Важно! В основе развития специальных способностей лежат общие способности. Не овладев общеучебными навыками, ребенок не сможет состояться в творческой деятельности.

Чувства и эмоции

Чувства и эмоции отражаются в индивидуально-типологических особенностях индивида. Их проявления зависят от силы или слабости нервной системы, ее подвижности или инертности, а также уровня культуры и воспитанности человека.

Моральные, интеллектуальные и эстетические

Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, степень их выраженности определяются условиями жизни человека и его воспитанием.

Моральные чувства индивида проявляется, если он оценивает чей-то поступок с позиции его нравственности или аморальности. Кроме того, наличие или отсутствие у человека чувства долга, доброжелательности, эмпатии указывает на степень развития его моральной стороны личности.

Также люди различаются по степени развития интеллектуальных чувств. К ним относятся эмоциональные переживания, которые возникают в момент осуществления умственной деятельности: познавательный интерес, жажда открытия новых знаний, увлеченность научным поиском.


Интеллектуальные чувства

Эстетические чувства выражают умение человека замечать и ценить прекрасное в обыденной жизни. Люди отличаются друг от друга по способности удивляться, умиляться, испытывать радость и грусть, наслаждаться созерцанием природы или сопереживать литературному герою.

Воля чем характеризуется

Сила воли определяет умение людей справляться с трудностями, стремиться к поставленной цели. В качестве индивидуально-типологической характеристики воля определяет произвольность и самоконтроль поведения людей.

Сила воли определяет наличие или отсутствие у человека таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, выдержка, инициативность, смелость, дисциплинированность, исполнительность, организованность.

Внимание! Воля выражается в поведенческих, когнитивных и эмоциональных особенностях личности. Наблюдать проявление воли можно, когда человек анализирует свои поступки и несет ответственность за свои действия.

Индивидуально-психологические особенности личности делают людей непохожими друг на друга. Уникальность каждого человека делает его неповторимым в деятельности и общении. Примечательно, что можно целенаправленно развивать у себя те или иные стороны характера, чтобы привлекать к себе нужных людей.


Привлекательная индивидуальность

Развитие личностно профессиональных качеств

Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается соответствие человеком его должности, и вообще, сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе и сотрудников вокруг, также является показателем успешности как профессионала.

Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.

Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств

Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности

Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание.

Главные профессиональные качества

Самыми главными качествами являются:

  1. умение работать одной командой с коллективом;
  2. быстрая обучаемость и гибкость;
  3. инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
  4. способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
  5. умение отстоять и аргументировать своё мнение;
  6. скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
  7. умение точно следовать должностным инструкциям;
  8. коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.

Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их

Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором

Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]