Синдром Аспергера у детей: симптомы, причины, диагностика и лечение

Синдром Аспергера, что это такое? Причины и лечение

Синдром Аспергера – это нарушение в развитии, которое отмечается серьезными сложностями в социальном взаимодействии, а также повторяющимся, стереотипным, ограниченным репертуаром действий, занятий, интересов. Синдром Аспергера от аутизма отличается сохранностью речевых, а также когнитивных способностей, выраженной неуклюжестью.

Больные испытывают трудности в общении, их интересы и занятия стереотипны, но при этом речь и когнитивные возможности остаются сохраненными. Статистика указывает на то, что среди детей школьного возраста синдром Аспергера встречается в 0,36-0,71% случаев. Но эти данные существенно занижены, по мнению большинства специалистов. Ученые утверждают, что нарушения подобного плана имеются у 30-50% детей, причем в 3 раза чаще от них страдают представители мужского пола. Диагноз выставляется преимущественно в возрасте между 4 и 11 годами.

Что это такое?

Синдром Аспергера — одно из пяти общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От детского аутизма (синдрома Каннера) он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью.

Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая психопатия».

Причины возникновения

На сегодняшний день причины возникновения описываемого синдрома точно не установлены и изучаются. Но с твердой уверенностью можно сказать, что данное расстройство психики не является следствием воспитания и социальных обстоятельств, также синдром Аспи не возникает по вине самого пациента.

Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с причинами аутизма. Ведущими факторами, провоцирующими данное расстройство психики, считаются:

  • токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в первом триместре беременности;
  • генетически-наследственная предрасположенность;
  • родовые травмы и более поздние черепно-мозговые травмы.

Как рабочую гипотезу считают наличие аутоиммунной реакции организма матери, что способствует повреждению головного мозга у плода. Также заслуживает внимания множество обсуждений о негативных последствиях прививок. Например, отрицательное влияние консервантов, содержащих ртуть, на иммунную систему малыша и комплексной вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунитет.

Еще одной теорией причины развития данного расстройства выступает теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышение тестостерона). Но данная теория еще научно не подтверждена.

Изучается связь между аутистическими нарушениями (в том числе и синдромом Аспи) и недоношенностью.

Попытки объяснения и изучения

Очень небольшое число работ направлено на попытки изучения этого состояния, что, вероятно, связано с его редкостью, безвредностью для носителя и ограниченными возможностями в воздействии на собственно субстрат — головной мозг. Разница в частоте развития между мужчинами и женщинами может быть связана с нейротоксичным действием избытка тестостерона в эмбриональном периоде на определенные отделы мозга. В некоторых случаях прослеживается связь между травматическим или иным повреждением левой височной доли и развитием синдрома саванта, при этом правые отделы мозга либо очень хорошо берут на себя его функции (понимание графических символов), либо выходят из‑под контроля левого «логического» полушария, склонного обобщать данные и опускать несущественные детали. В ряде работ некоторая дисфункция левых отделов описана и у аутистов.

На удивление, пока известна только одна попытка искусственно повысить гениальность синдромом саванта. Аллан Снайдер из Университета Сиднея, вдохновившись идеей об «освобождении от тирании левого полушария», попытался временно «отключить» левую височную долю у одиннадцати добровольцев (из них семеро получали плацебо), воздействуя на нее методом повторной транскраниальной магнитной стимуляции, и отметил кратковременное улучшение навыка перерисовывания и запоминания текста. На более смелые эксперименты — с механическим воздействием на мозг — пока никто из ученых не решился, либо скромно умолчал о результатах.

Симптомы

Люди с синдромом Аспергера отличаются особыми проблемами в таких социальных сферах: коммуникативная сфера, сфера взаимодействия и воображения.

Классические симптомы синдрома Аспергера:

  • трудности с невербальной коммуникацией;
  • проблемы с восприятием мира;
  • дефицит эмоций, творческого воображения и мышления.

Эти признаки называют «триадой основных симптомов» высокофункционального аутизма, они могут проявляться не все сразу и быть не такими явными. Близкие должны насторожиться, если в их окружении есть человек, который подвержен:

  • повышенной подозрительности;
  • физической неуклюжести;
  • частой депрессии;
  • привыканию к определенному месту проживания;
  • вспышкам ярости, раздражительности;
  • непониманию образной речи, шуток;
  • трудностям в дружеском общении и взаимодействии;
  • шаблоны поведения.

К последнему пункту относится привыкание к определенному виду хобби, порядку расположения вещей в жилище, выполнению повторяющихся действий. Если порядок нарушается, это вызывает бурю негативных эмоций, серьезное нервное потрясение, истерику. Болезнь диагностируется в детстве, но в некоторых случаях может протекать бессимптомно до определенного толчка.

Социальное взаимодействие или сотрудничество

Людям с синдромом Аспергера очень трудно создавать и поддерживать дружеские связи. Они не понимают, что дружба требует таких понятий, как умение ждать, сопереживать и сочувствовать, поддерживать друг друга, обсуждать не только темы, которые их интересуют, но и те, что интересны предполагаемому другу.

Некорректность, а нередко и бестактность в общении с другими отталкивает людей от них. Со временем больные с синдромом Аспергера могут научиться нормам поведения и понятиям дружбы, что скорее основано не на понимании всего перечисленного, а на интуитивном копировании (такие больные обладают очень тонкой душевной организацией) других людей.

Нередко больные с синдромом Аспергера обижают окружающих своими высказываниями, сами не желая и не понимая этого.

Особенности интеллекта

Признаки синдрома Аспергера мешают социализации, но они не затрагивают интеллект. По умственному развитию такие дети не только не отстают от возрастной нормы, но и часто превышают её. Как правило, память у них феноменальная, а знания о мире поистине энциклопедические, и все же на практике эти знания применяются с трудом.

Как мы уже отмечали, круг интересов таких детей, как правило, ограничен, но зато благодаря умению концентрироваться на мелочах в своих излюбленных занятиях они добиваются ошеломляющих успехов. Обычно им импонируют такие предметы, как математика, философия, история, география.

Дети с синдромом Аспергера не охотно общаются, но отнюдь не испытывают проблем с речью. Они строят грамматически верные предложения, но произносят их монотонным и неестественным голосом, а сама речь при этом может показаться слишком книжной и шаблонной. Впрочем, письменно такие дети выражают свои мысли гораздо лучше, чем в разговоре.

Типичные признаки


Считается, что «любимый» возраст проявления синдрома – 6 лет и 2 месяца. В этот период у детей уже активно формируется речь, интересы и социальные взаимодействия, привязанности.
Для аспи характерна так называемая социальная неуклюжесть. Их эмоциональная бедность, неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям, неумение слушать собеседника вызывает трудности в построении взаимоотношений.

Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками. Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.

Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.

Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.

Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.

Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.

Несмотря на богатую речь, дети-аспи лишены возможности понимания и восприятия абстрактности высказывания. Они не воспринимают юмор и иронию. Даже если логически они понимают, что это смешно, они не испытывают привычного удовлетворения и наслаждения смехом и шутками. Любой текст они воспринимают буквально, не способны «читать между строк» и увидеть скрытый смысл.

Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.

Сложности социального воображения

Лица, обладающие синдромом Аспергера, славятся очень богатым воображением. Многие становятся известными артистами, писателями или же музыкантами.

Однако, у людей с синдромом Аспергера есть большие сложности в социальном воображении, а именно: невозможность прогнозирования возможных вариантов, непринятие мнения окружающих, невозможность трактовки чувств, мыслей или действий иного человека. Кроме этого, у больных синдромом Аспергера отмечаются ограничения в их творческой деятельности, поскольку для них приемлема только повторяющаяся, последовательная деятельность.

Осложнения

Некоторые потенциальные осложнения синдрома Аспергера включают в себя:

  • социальную изоляцию
  • трудности в романтических и семейных отношениях
  • трудности в школе или на работе

Люди с РАС могут иметь сопутствующие состояния, такие как:

  • тревожность
  • депрессия
  • желудочно-кишечные проблемы
  • ОКР
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Исследования считают, что депрессия является одним из наиболее значительных сопутствующих расстройств у людей, страдающих РАС. Депрессия может возникнуть в результате трудностей в личной или профессиональной жизни человека.

Диагностика

ля установления данного диагноза специалисты пользуются набором определенных критериев. Они разделены на несколько групп, в каждой из которых имеется несколько критериев.

Социальные трудности:

  • эмоциональная холодность, отсутствие таких чувств, как жалость, сочувствие, радость;
  • невозможность установить визуальный контакт, отсутствие мимики, человек при общении не пользуется жестами;
  • нарушение общепринятых норм поведения и общения.

Поведенческие особенности:

  • выработка определенных ритуалов поведения и неукоснительное следование им;
  • наличие стереотипных движений с частым повторением — покручивание пряди волос, пуговицы на одежде, рисование узоров пальцем;
  • ограниченность интересов — человек занимается лишь одним избранным делом, совершенно не отвлекаясь на происходящее вокруг;
  • патологическая сосредоточенность на том или ином предмете.

К этим основным критериям диагностики добавляются вторичные, которые могут иметь клиническую значимость только при наличии основных:

  • нарушение самообслуживания;
  • эмоциональная обедненность речи;
  • отсутствие интереса к окружающему миру.

Диагностику может осуществить и сам пациент или родители ребенка. Для этого существуют определенные тесты, способные выявить отклонения в развитии, которые присущи для синдрома Аспергера. Более точной расшифровкой тестов занимаются психологи.

Приобретенный талант

Одно или даже несколько из перечисленных качеств, по всей видимости, может получить любой человек без больших усилий со своей стороны, если ему «повезет». Как получить синдром саванта? Достаточно, например, получить тупым предметом в переулке по голове, неудачно нырнуть в бассейн, перенести геморрагический инсульт или, конечно же, попасть под удар молнии. Однако, вероятность такого «везения» не высчитает и савант, так как голову ежедневно травмируют тысячи, а способностями к математике и рисованию после этого блеснул пока только продавец матрацев Джейсон Пэджетт, сильно избитый сентябрьской ночью 2002 г. на выходе из караоке-бара. Помимо проблем со здоровьем, бывший 31‑летний любитель выпить и попеть приобрел «геометрическое мышление». Он стал видеть окружающий мир в целом и математические формулы в частности как совокупность линий и геометрических фигур. В итоге Пэджетт профессионально занялся теорией чисел.

Описан случай 9‑летнего мексиканского мальчика, раненного пулей в левую височную область при ограблении. Помимо того, что у него случился правосторонний паралич, он еще разучился говорить, читать, писать и считать. В плюсе: перестал теряться в незнакомой местности (всегда знал дорогу к новому дому при частых переездах семьи), начал отлично чинить и совершенствовать всевозможные механические устройства и с фотографической точностью перерисовывать увиденное.

Возрастные дегенеративные заболевания головного мозга обычно ставят крест на карьере художника. Однако бывает и наоборот: в 1998 г. Брюс Миллер с соавторами описали в журнале Neurology пять случаев внезапного желания и умения рисовать у пациентов с лобно-височной деменцией, причём навык развивался параллельно с тяжестью заболевания. При проведении однофотонной эмиссионной компьютерной томографии у пациентов было выявлено преимущественное поражение левых отделов мозга.

Тесты для выявления болезни

Существуют и специфические тесты, специально используемые для диагностирования синдрома Аспергера:

  1. Тест ASSQ. Проводится у детей с 6 лет. Способен выявить некоторые аутичные черты синдрома Аспергера у ребенка, на основании его восприятия различных картинок и просьб описать характер изображенных персонажей.
  2. TAS-20. Тест направлен на определение дефицита эмоций у взрослых и детей, что очень характерно синдрому Аспергера. Испытуемого просят описывать ощущения, которые вызывает в нем просмотр определенных картинок и фотографий.
  3. Тест RAADS-R. Выявляет психические расстройства у взрослых, такие как социофобию, тревожные навязчивые состояния, клиническую депрессию и др. Во время опроса человеку предлагается выбрать один из вариантов его поступков в конкретных жизненных ситуациях.
  4. Торонтская шкала. Тест выявляет патологию, характерную для синдрома Аспергера, которая выражается нестандартными телесными ощущениями. Кроме этого, опросник проявляет сниженную способность к интерпретации символов и метафор.
  5. Опросник Aspie Quiz. Тест состоит из сотни вопросов, расшифровывающих наличие аутических черт синдрома Аспергера у взрослых, а также и их возможные причины.

Современные методики тестирования с помощью вопросов и интерпретации демонстрируемых картинок помогают выявить симптомы синдрома Аспергера и даже некоторые причины болезни, начиная с раннего возраста. На основании результатов осмотра, наблюдения и тестирования врач-специалист назначает лечение синдрома Аспергера сеансами психотерапии и, возможно, медикаментозное сопровождение.

Как отличить детский аутизм от синдрома Аспергера?

Отличия между синдромом Аспергера и детским аутизмом представлены в таблице:

КритерийСиндром Аспергера Детский аутизм
Характеристика состоянияПроцесс психопатического характераПсихопатия
Прогноз относительно дальнейшей социализацииНеблагоприятныйОтносительно благоприятный
СамоощущениеРебенок замкнут в своем миреРебенок живет в социуме, но по своим правилам
Контакт глазНе замечает других людей, хотя может смотреть им в глазаИзбегает встречаться глазами с другими людьми
Коммуникативная функция речиС помощью речи ребенок общается, хотя преимущественно в одностороннем порядкеРечь не является средством для коммуникации
Моторное и речевое развитиеРечевое развитие опережает умение ходить.Речевое развитие запаздывает, либо отсутствует вовсе. Ходить ребенок начнет раньше, чем говорить.
Манифестация нарушенийПосле 3 летМладенчество

Лечение синдрома Аспергера

Не существует специального лечения синдрома Аспергера. Фармакологическая поддержка в индивидуальном порядке включает назначение психотропных препаратов (психостимуляторов, нейролептиков, антидепрессантов). Немедикаментозная терапия состоит из тренингов по обучению социальным навыкам, занятий с логопедом, ЛФК, когнитивно-поведенческой психотерапии.

Эффективность социальной адаптации малышей с синдромом Аспергера зависит от правильной организации психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах его жизни.

Дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, однако им необходимо создать индивидуализированные условия обучения (организовать стабильную среду, создать мотивацию, способствовать академическим успехам, сопровождать тьютором и др.).

Данное расстройство полностью не преодолевается и ребенок, вырастая, остается с теми же проблемами. Треть больных людей во взрослом возрасте создают семьи, живут самостоятельно, трудятся на обычной работе. Наиболее успешными оказываются индивиды, показывающие высокий уровень компетентности в интересующих их областях.

Проблемы с концентрацией внимания

Дети с СА очень часто отвлекаются от задания, их могут отвлекать внутренние стимулы, они очень дезорганизованы, им трудно сосредоточиться на занятиях класса. Очень часто проблема не столько с их вниманием, сколько со «странным» предметом их внимания – человеку с СА трудно выявить главное и самое важное, так что часто их внимание сосредотачивается на неважных стимулах. Многие дети с СА склонны погружаться в свой сложный внутренний мир в такой степени, что это выходит за рамки обычной мечтательности, и по этой причине им сложно учиться в группе.

Предложения по организации учебы

  • Для продуктивной работы ребенка с СА в классе необходимо предоставить ему максимально регламентированную внешнюю среду. Все задания нужно дробить на маленькие подзадачи, учитель должен как можно чаще сообщать ребенку обратную связь и снова направлять его внимание в нужное русло.
  • Детям с тяжелыми проблемами концентрации внимания полезно ограничивать время на работу. Это помогает им лучше организовывать свои занятия. Если работа в классе не была выполнена в определенные сроки (или выполнена небрежно), то он должен выполнить задание за счет личного времени (например, во время перемены или за счет времени, посвященного специальным интересам). Дети с СА могут быть очень упрямы, им нужны четкие ожидания и структурированная программа, которая учит их подчиняться правилам, но при этом связана с положительным подкреплением (подобная программа мотивирует ребенка с СА на продуктивную деятельность, одновременно повышая его самооценку и снижая уровень стресса, поскольку ребенок начинает верить в собственную компетентность).
  • Если ребенок с СА учится в общеобразовательной школе, то при плохой концентрации внимания, низкой скорости реакций и тяжелой дезорганизации может быть необходимо уменьшить объем домашней/классной работы или выделить ребенку дополнительное время занятий со специальным педагогом, который сможет структурировать выполнение классной и домашней работы ребенком. Некоторые дети с СА настолько неспособны сосредоточиться, что без этих мер их родители страдают от никому не нужного стресса, каждый день тратя по нескольку часов на попытки заставить ребенка сделать домашнюю работу.
  • Посадите ребенка с СА на первую парту и как можно чаще задавайте ему вопросы, чтобы повысить его участие в занятии.
  • Договоритесь с ребенком о невербальном сигнале (например, осторожное похлопывание по плечу) для тех случаев, когда он отвлекается.
  • Если в классе используется «система приятелей», то посадите приятеля ребенка рядом с ним, чтобы он смог напоминать ребенку о задании или необходимости слушать учителя.
  • Учитель должен активно поощрять ребенка с СА уходить из своего внутреннего мира размышлений и фантазий и фокусироваться на реальном мире. Это постоянная битва, поскольку комфортный внутренний мир гораздо привлекательнее реальной жизни.
  • Для маленьких детей нужно структурировать даже свободное время для игр, потому что иначе они погружаются в изолированные, ритуализированные игры-фантазии и теряют связь с реальностью. Поощряйте ребенка с СА играть в настольные игры с одним или двумя другими детьми под пристальным наблюдением учителя – это не только структурирует игру, но и позволит ребенку вырабатывать социальные навыки.

Прогноз

По некоторым свидетельствам, у детей с синдромом Аспергера с возрастом симптомы уменьшаются; до 20 % детей, став взрослыми, уже не удовлетворяют критериям синдрома, хотя социальные и коммуникационные трудности могут сохраняться. На 2006 год не было ни одного исследования долгосрочных результатов синдрома Аспергера или систематического долгосрочного изучения детей с этим синдромом. У лиц с синдромом Аспергера средняя продолжительность жизни, похоже, такая же, как и у населения в целом, но повышена частота коморбидных психиатрических расстройств, таких как клиническая депрессия и тревожный невроз, которые могут существенно осложнить прогноз; есть вероятность суицидального поведения. Хотя социальные нарушения сохраняются на протяжении всей жизни, прогноз, как правило, более благоприятен, чем при расстройствах аутистического спектра, ведущих к более тяжёлым нарушениям функционирования; например, симптомы аутистического спектра с большей вероятностью сглаживаются со временем у детей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Хотя большинство студентов с синдромом Аспергера имеют средние математические способности, и их результаты математических тестов несколько ниже, чем тестов на общий интеллект, некоторые одарены в математике, и синдром Аспергера не помешал некоторым взрослым добиться значительных успехов, вплоть до Нобелевской премии.

Хотя многие посещают обычные классы, некоторым детям с синдромом Аспергера показано специальное образование из-за их социальных или поведенческих проблем. Подростки с синдромом Аспергера могут испытывать постоянные трудности с уходом за собой или организацией, а также быть возбуждены и обеспокоены проблемами в социальных и романтических отношениях. Несмотря на высокий когнитивный потенциал, большинство молодых взрослых с синдромом Аспергера остаются дома, хотя некоторым удаётся вступить в брак и самостоятельно работать. Непохожесть на других может быть травматичной для подростков. Причинами тревоги могут быть зацикленность на возможных нарушениях рутин и ритуалов, помещение в ситуацию без ясного расписания или ожиданий или из-за беспокойства по поводу неудачи в социальных взаимодействиях; стресс в результате тревоги может проявиться как невнимательность, отказ от общения, зависимость от навязчивых идей, гиперактивность, агрессивное или оппозиционное поведение. Депрессия часто появляется в результате хронической фрустрации из-за постоянных неудач в заинтересовывании собой других людей, и могут возникнуть аффективные расстройства, требующие лечения. Клинический опыт позволяет предположить, что частота самоубийств у лиц с синдромом Аспергера повышена, но это не было подтверждено систематическими эмпирическими исследованиями[.

Обучение семей критично для выработки стратегий понимания сильных и слабых сторон; помощь семье улучшает прогноз для детей. Прогноз может быть улучшен постановкой диагноза в раннем возрасте, что сделает возможным раннее вмешательство, в то время как вмешательство во взрослом возрасте менее полезно, хотя и имеет ценность. Лица с синдромом Аспергера подвержены риску эксплуатации со стороны других и могут быть неспособны понять социальные последствия своих действий.

Клиническая картина синдрома

Первые психические отклонения начинают проявляться у ребенка ещё в раннем возрасте, так как детская психика отличается незрелостью и лабильностью. Не существует единой симптоматики, по которой можно точно подтвердить синдром. Каждый ребёнок или взрослый может обладать разной клиникой, которая должна оцениваться исключительно профессионалами. Психиатр нашей клиники Респект правильно оценивает психическое здоровье и с максимальной точностью устанавливает диагноз и относит его к определенному виду, прогнозируя резкий или поэтапный синдром Аспергера, предупреждая пациента о последствиях заболевания.

Однако несмотря на отсутствие единых симптомов, для их группировки используют три главных направления, подвергающиеся нарушениям. Одним пациентам свойственно преобладание одного из них, другим — одновременно нескольких.

Проблемы с социальной коммуникацией при синдроме

Таким больным тяжело самовыражаться социально и эмоционально. Им сложно общаться, налаживать дружеские отношения с другими людьми. Им не нужна поддержка, они готовы полностью отказаться от внешних контактов. В случае прогрессирование болезни Аспергера, это может привести к значительным ограничениям повседневной жизни.

  • Проблематичное понимание жестов, мимики, выражения лица или интонации собеседника.
  • Им сложно понять, когда лучше начать или завершить разговор, а также подобрать обычную тематику диалога.
  • Они легко апеллируют сложными фразами, словами и терминами, но бедны в понимании их смысла (осведомлены не полностью или не понимают вовсе).
  • Практически не понимают юмора, шуток, анекдотов и саркастических высказываний. Воспринимают все буквально и, нередко, на свой счёт.

Для того, чтобы найти общие точки соприкосновения с пациентом, человек должен быть лаконичен и чёток. Только при таких условиях больной не испытывает трудности, а общение может завершиться на позитивной ноте.

Воображение

У многих людей с синдромом Аспергера наблюдается творческое мышление. Они нередко выбирают профессии и род занятия, который даёт возможность реализовать это на практике (например, музыкант, писатель, художник и т.д.). При этом, они имеют множество проблем с социальным воображением. Это проявляется в следующих ситуациях:

  • Представление альтернативных событий и предсказывание (предположение) дальнейших исходов.
  • Осознание и представление посторонней точки зрения.
  • Интерпретация мыслей, чувств (не относится к эмоциональному безразличию или холоду). Они не понимают намёков и не замечают посланий, которые могут передраться посредством движений тела.
  • Творчество имеет ограниченный и часто повторявшийся характер, поскольку им важна стабильность и чёткость.

Подобная поведенческая модель синдрома Аспергера отчётливо проявляется в отношении таких детей к играм, характеризующихся пародиями, несколькими личностями и необходимостью кем-то притворяться. Малыш отдаст предпочтение развлечениям, к которым готов. Их предметом является логика и системность, характерная для математических вычислений.

Ограниченность социального воздействия

Большая часть больных пытаются поддерживать контакт с остальными людьми. Но они испытывают сложности с инициированием и поддерживанием взаимоотношений, которые могут спровоцировать появление сильной тревожности и волнения. Они:

  • С большим трудом находят друзей и дружат на протяжении долгих лет.
  • Не воспринимают некоторые мелкие непрописанные нормы общества, которые, в основном, выполняются социумом без раздумий. К примеру, они могут необычно нарушить личное пространство и стать близко к незнакомцу или, по ошибке, начать неуместный диалог.
  • Считают окружающих непредсказуемыми, часто синдром приводит их в замешательство.
  • Замыкаются в себе и производят впечатление безразличия и равнодушия. Кажутся социофобами и теми, кто предпочитает вести затворнический образ жизни. Повышение внимания их угнетает.
  • Совершают поступки или говорят вещи, которые могут быть некорректными.

Другие характерные симптомы

Синдрома Аспергера является разносторонней патологией, для диагностирования который необходима отличная профессиональная подготовка врачей. Именно этим отличается наша клиника, которая не только наблюдает за пациентами, но и помогает им получить определенные знания и адаптироваться в обществе. Проблематика изучается и анализируется использование разных действенных методик, которыми лечат.

Помимо вышеперечисленных отличительных особенностей клинической картины, возможно следующее изменение поведения (одно или более):

  • Любовь к определённому порядку. Больные пытаются бороться с беспорядочностью и запутанностью мира, поэтому устанавливают собственные порядки, соответствующие им требованиям. К примеру, ребёнок может настаивать на том, чтобы дорога в школу была по единственному маршруту, без каких-либо изменений. Внезапная отмена урока или корректировки в расписании их расстраивают. Практические любое его действие выполняется согласно определённому графику или шаблоны. Это отчётливо видно в работе: если человек работает в конкретные часы, то опоздание или задержка на рабочем месте вызывает тревожностью и волнение.
  • Высокий уровень увлеченности. Для реализации какого-либо дела или хобби они прикладывают максимум усилий. Иногда это перерастает в сильную одержимость, которая особенно заметна при коллекционировании чего-то. У некоторых это увлечение остаётся на протяжении всей жизни, а кто-то периодически интересуется новым занятием. К примеру, если человек испытывает интерес к поездам, то он сосредотачивается на изучении информации, которая посвящена исключительно этой теме. Он может использовать различные источники: книги, фильмы, интернет и многое другое. Имея хороший стимул, степень развития его навыков может достичь того, что он будет работать или учиться в окружении своих любимых интересов.
  • Сенсорные расстройства. Они проявляются как в едином, так и в нескольких типах ощущений. Степень их выраженности зависит от индивидуальных особенностей и, соответственно, может проявляться по-разному. В большинстве случаев, наблюдается расстройство чувствительности (усиление чувств или, напротив, их снижение). К примеру, даже не сильно навязчивый свет, запах или звук может стать некоторой проблемой, из-за которой возникает тревога. Помимо этого, им становится сложно передвигаться между помещениями, избегать препятствия на пути, держаться на определённом расстоянии от другого человека и выполнять задачи, требующие привлечения мелкой моторики. Это возникает вследствие нарушения восприятия собственного тела.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]