АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — причины, симптомы, типы и лечение


Что такое астено-невротический синдром? Это совокупность вегетативных, неврологических и психоэмоциональных проявлений, возникающих на фоне нарушения адаптации организма, медики именуют астено-невротическим синдромом (астеноневрозом), Такое отклонение вероятно при любой патологии, влиянии психических либо физических стрессов. Проблему выявляют в различных периодах жизни. Взрослым она не позволяет адекватно реагировать на действительность, малышам — развиваться согласно своему возрасту. Эмоциональная нестабильность у детей тормозит процессы правильного формирования внутримозговых нейронных связей, поэтому замедляются интеллектуальные способности, ухудшается развитие новых навыков.

Особенно часто синдром диагностируют у детей, обладающих тонкой, весьма ранимой душевной организацией. Им сложно стойко реагировать на неудачи, контролировать свое настроение. Лечение астеноневроза обычно заключается в легкой психокоррекции, помогающей наладить социальные взаимоотношения, быстро побеждать свои эмоции.

Патология или выдумка?

Россияне обычно считают детские поведенческие проблемы усталостью либо плохим воспитанием. Но по МКБ астеноневроз признается болезнью, имея персональный код F48.0. В этой же категории иные невротические расстройства, требующие врачебного внимания. Поэтому нужно быть благоразумными, чувствовать ответственность за ребенка и своевременно лечить его.

Причины астено-невротического синдрома

Состояние провоцирует множество этиологических факторов. Инфекционные или соматические патологии вызывают астению, что для детей, у которых неустойчива психика, чревато истощаемостью. К предпосылкам астеноневроза следует отнести слишком сильную загруженность ребенка как в школе, так и вне ее стен. Риск развития синдрома повышается при плохой социальной адаптации, нездоровой обстановке в семье. Основные провокаторы заболевания такие:

  • нарушения внутриутробного мозгового развития из-за гипоксии, вредных привычек беременной;
  • травмы головы;
  • инфекционные заболевания, хронические патологии почек либо печени;
  • дефицит витаминов B;
  • перенапряжение;
  • гормональные нарушения;
  • стрессы из-за испуга, трагических событий;
  • особенности воспитания и темперамента.

Причины и факторы-провокаторы

Состояние астении — это сигнал нервной системы о том, что её клетки истощены, к примеру, вследствие чрезмерного расхода энергетического потенциала на борьбу с болезнью, на восполнение затрат при токсических воздействиях, отсутствие дополнительного питания для клеток.

Это может быть не только признаком переутомления, но и психическим расстройством или соматическим заболеванием.

Психотерапевты считают, что астено-депрессивный синдром свойственен любому современному человеку, живущему с целью всё успеть, использовать каждую минуту для продвижения в карьере, или в погоне за «лучшей жизнью».

Постоянное стремление достигать в любой момент может смениться апатией и тогда развивается синдром неврастении, а за ним – депрессия. Переход может быть незаметным. Человек начинает ворчать, обижаться, предъявляет претензии, жалуется.

Наиболее подвержены развитию синдрома:

  • участники ликвидации аварии на ЧАЭС,
  • жители экологически загрязнённых территорий;
  • больные после операций, лучевой и химиотерапии;
  • хронические больные воспалительными заболеваниями;
  • работники сферы обслуживания, которые подвергаются избыточным эмоционально-психическим нагрузкам.

Факторы риска для астено-депрессивного синдрома:

  • местности с повышенной радиацией, экологически грязные зоны;
  • действия, ослабляющие сопротивляемость организма: хирургические операции, наркоз, химиотерапия, хронические заболевания, ионизирующее облучение (компьютеры);
  • однообразная и напряжённая работа;
  • недостаток физических нагрузок, отсутствие спортивных занятий;
  • чрезмерное и несбалансированное питание;
  • отсутствие оптимизма, жизненных целей.

Симптомы АНС

Характерные проявления астеноневроза — быстрая усталость и хроническая утомляемость. Дети плохо переключают свое внимание, у них заторможено мышление, слабая память. Школьники неспособны сконцентрироваться на уроке, они суетливы, заметны двигательные рефлексы. Начальные фазы синдрома учителя обычно признают невоспитанностью, поэтому жалуются родителям, а те не спешат посетить поликлинику.

Следующая типичная категория признаков — психоэмоциональные расстройства. Ребенок подвержен резким перепадам настроения без видимой причины, у него наблюдается нервозность и повышенная раздражительность. Обычно присутствует патологически плохое настроение, постепенно перерастающее в депрессию. Подростки даже на вполне незначительные события реагируют слишком эмоционально. Типичные симптомы заболевания такие:

  • капризность;
  • энурез;
  • частые головные боли;
  • перепады настроения;
  • слабый иммунитет, склонность к простудам;
  • раздражительность, проявления гнева, агрессия;
  • усиленное потоотделение;
  • потеря аппетита;
  • низкая успеваемость;
  • тошнота в транспорте;
  • слабая социальная адаптация.

Астеноневроз проявляется обидчивостью, наличием фобий, агрессией, поиском физических недугов. Дети ощущают себя разбитыми, больными, хотя в реальности ничего подобного нет.

Астеновегетативный синдром

Функциональное расстройство вегетативной нервной системы, которая в ответе за правильную работу внутренних органов, имеет название астеновегетативный синдром. Возникает он в результате нарушения передачи сигналов между центральной нервной системой и периферической — импульсы к тканям в этом случае доходят рано или поздно, а иногда меняются на обратные. Это болезнь может быть как самостоятельной, так и появиться в результате различных патологий, среди которых биполярные нарушения, шизофрения, поражение печени и др. По статистике этой болезни больше подвержены женщины, часто астено вегетативный синдром встречается у детей в результате умственных перегрузок и эмоционального перенапряжения.

Типы по МКБ10

Международная классификация определяет два основных варианта развития патологии:

  1. Гипердинамический. При таком характере болезни проявляется повышенная возбудимость, рассеянность, расторможенностью, потеря внимания. Также яркие признаки — эмоциональная нестабильность и бессонница.
  2. Гиподинамический. Провоцирует сниженную активность, плохое настроение, чрезмерное спокойствие. Ребенок существует внутри собственного мира, он слабо реагирует на изменяющуюся реальность. Вероятны проблемы с развитием речи, неадекватное восприятие запахов и посторонних звуков.

Депрессия

Депрессия после ковида стала новым предметов изучения для медиков, психологов и специалистов по социальным изменения и их влиянию на жизнь людей.

Причины постковидной депрессии

У постковидной депрессии есть несколько причин. Одна из них – соматическая. Она связана с воспалениями и аутоиммунными реакциями на коронавирус и поражениями нервной ткани. Другая причина – социально-психологическая. Это самоизоляция, одиночество, потеря близких, страх за свое здоровье, безденежье.

В группе риска по заболеванию постковидной депрессией:

  1. Люди с неустойчивой психикой, склонные к невростении, страхам и паническим атакам.
  2. Страдающие от проблем с метаболизмом и нехватки витаминов и минералов.
  3. Злоупотребляющие алкоголем и никотином.
  4. Имеющие повышенный уровень бытовых проблем.
  5. Не занимающиеся собственной стрессоустойчивостью.
  6. Испытавшие серьезные потери в период пандемии.

В среднем депрессия развивается через два-три месяца после перенесенного заболевания, но эти сроки могут отклоняться как в большую, так и в меньшую сторону. При этом количество пациентов с постковидной депрессией неуклонно растет как в России, так и в странах Запада.

Что делать при постковидной депрессии

В случае депрессии рекомендуется не откладывать начало психотерапии. Врач даст возможность взглянуть на ситуацию иначе, очистит убеждения от «интернет-диагнозов», поможет смириться с перенесенной болезнью и понять, что на полное выздоровление нужно время. В сложных случаях назначаются препараты, снимающие симптомы депрессии.

Если нет возможности обратиться к специалисту, а привычные удовольствия больше не радует, можно помогать себе самостоятельно. Для этого важно наладить режим дня, умеренно заниматься гимнастикой, гулять, хорошо питаться, делать не только то, что надо, но и что-то для себя. И, главное, осознавать свои мысли о болезни и не допускать негативных перекосов в оценке своего выздоровления.

Можно найти единомышленников, переживших ковид. Общение с себе подобными дает хорошие результаты и ощущение сообщества и солидарности. Хороший пример для общения в сети – группа в Facebook «Нетипичный коронавирус». И самое главное – важно помнить, что вы справитесь. Это непременное условие. Постковидная депрессия требует быть сильным, и убеждение в победе над ней не должно покидать пациента.

Лечение астено-невротического синдрома

Необходимость посещения невролога возникает в ситуациях, когда ребенок слишком раздражительный и капризный, у него ухудшились школьные оценки, происходят нервные срывы, при которых он повышает на взрослых голос. Все такие признаки способны указывать не на проблемы с характером, а на нервные нарушения. Попытки самостоятельно усмирить подростка криком (либо наказаниями) лишь усугубляют проблему.

Первым делом стоит посетить детского невролога. Опытный специалист быстро выяснит, что в действительности происходит: это астеноневроз или ребенок просто манипулирует родителями из-за гормональной перестройки своего организма. Чаще всего детскую нервную систему удается легко исправить коррекционно-развивающими упражнениями, после чего все восстанавливается, возвращаясь к нормальному состоянию. Неплохие результаты при лечении обеспечивают:

  • консультации психолога, изменение стиля повседневной жизни;
  • песочная терапия;
  • сенсорная интеграция.

Когда астено-невротический синдром спровоцировало органическое поражение ЦНС и головного мозга, коррекцию требуется дополнить реабилитационными мероприятиями.

В подобной ситуации врачи назначают такие процедуры:

  • БАК;
  • Аудиотерапии по методу А. Томатиса;
  • ТКМП;
  • БОС тренинги.

Симптомы астеноневроза не угрожают серьезно детскому здоровью, однако длительная астения существенно ухудшает качество жизни, задерживает интеллектуальное и физическое развитие. Лечение проблемы — сложная задача, она нуждается в привлечении профессиональной команды, сочетании различных методов исцеления.

Диагностика астено-депрессивных расстройств

Выяснить причины астено-депрессивного расстройства помогают следующие методики:

  1. Клинико-анамнестическое обследование — беседа с опытным и квалифицированным психотерапевтом, который выявляет симптомы и оценивает, что может послужить причиной болезни.
  2. Патопсихологическое исследование — выполняется медицинским психологом. Специалист фиксирует отклонения от нормы, которые выявляются в тестах на мышление, внимание, память.
  3. Инструментальные и лабораторные методы исследования — показаны для дифференциальной диагностики с органическими расстройствами (ЭЭГ) и эндогенными заболеваниями, в том числе шизофренией (Нейротест, Нейрофизиологическая тест-система).
  4. Консультации смежных специалистов (невролог, сексолог, психиатр) — при необходимости.

Реабилитация и рекомендации

Что вызывает постковидный синдром?

По мнению медиков, главным «провокатором» постковидного синдрома часто бывают сами пациенты, которые очень быстро стремятся вернуться в обычный режим жизни. Одни пренебрегают базовыми правилами реабилитации, выходят на работу на полный рабочий день, берут на себя большие нагрузки, снова начинают употреблять «вечерние» дозы алкоголя и допоздна сидят возле мониторов.

Другие сразу идут в тренажерный зал, тренируются, как будто не заболевали, пытаются быстро забыть о болезни и вернуться в доковидное физическое состояние.

При этом все это – ошибка и провокация постковида. Каждому переболевшему необходимо время для восстановления, отдых и сон. Важно исключить алкоголь и курение, тяжелую пищу, отказаться от низкокалорийных диет. При этом нужно помнить о необходимости употребления жиров, необходимых для восстановления сосудов, легких и нервных клеток. Для этого хорошо включить в диету жирные сорта рыбы, растительные и сливочные масла.

Особого внимания заслуживают физические нагрузки. Необходимы разминки и растяжки мышц и суставов, получасовые прогулки пешком в спокойном темпе.

Восстанавливать сосуды и нервные клетки можно с помощью лекарственных сборов после консультации с врачом. Важно следить за артериальным давлением и состоянием вен, налаживать режим дня и не падать духом.

Профилактика астении

Сарклиник разработала эффективную программу «Профилактика астении«, которая позволяет избежать в будущем истощения нервной системы. Здоровая нервная система – это реальность сегодняшнего дня. Особенность заболевания заключается в том, что симптомы медленно, постепенно, но четко нарастают, состояние резко ухудшается. Не ждите грозных осложнений астении, астенического синдрома, обращайтесь в Сарклиник для своевременного лечения.

Запись на консультации. Имеют противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: (©) B-d-s | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Похожие записи:

Лечение раздражительности и усталости в Саратове, как избавиться от раздражительности

Потеря памяти, лечение, амнезия, кратковременная, частичная, временная потеря памяти

Лицевой нерв, неврит лицевого нерва, лечение, воспаление, парез, неврит, невропатия, невралгия лицевого нерва

Неврозы, невроз, лечение невроза, неврастения, как лечить

Полиневрит, лечение полиневрита, алкогольный полиневрит, полирадикулоневрит

Комментарии ()

Астенический синдром у детей: симптомы

Какая клиника астении у детей? Астенический синдром у детей имеет характерные симптомы: плаксивость, капризность, повышенная сонливость, усталость, утомляемость, возбудимость, перевозбудимость, плохой сон, двигательная расторможенность, головокружение. В школе, гимназии, лицее дети сохраняют работоспособность только на первых уроках и в первой половине учебного часа. У детей с астенией, с астеническим синдромом плохое внимание, они часто отвлекаются на уроках, внимание истощается, снижается иммунитет, возникают детские заболевания. Дети часто совершают ошибки, пропускают буквы, недописывают буквы, меняют буквы местами, бывает удвоение букв, недописывают слова, забывают ставить запятые или точки, делают неправильные отступы. При астении, при астеническом синдроме часто наблюдаются вегетативные реакции, вегетативные нарушения: акроцианоз, гипергидроз (повышенная потливость), плохой аппетит, дискомфорт, боли, неприятные ощущения в сердце (в области сердца).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]