Темперамент в представлении философов и ученых древности
Еще древние философы утверждали, что человек имеет ряд особенностей, данных ему при рождении, которые в дальнейшем формируются в совокупность черт или так называемый характер. Существенно изменить эти особенности невозможно, они поддаются только легкой корректировке под влиянием социума и воспитания.
От чего зависит темперамент или характер, ученые того времени представить не могли, но делали попытки обосновать свои многочисленные теории соразмерно знаниям в медицине и психологии. Основоположником типологии темпераментов стал Гиппократ, он впервые дал определение каждому из типов, которые используются и по сей день. Вот только объяснял знаменитый врач темперамент преобладанием в организме человека той или иной жидкости.
Спустя годы европейские ученые попытались выдвинуть свою типологию, основанную на физических особенностях людей. Подобная версия подвергалась большой критике в научном мире и сейчас практически не используется.
Темперамент глазами Гиппократа и Клавдия Галена
Гиппократ дал определение темпераментам личности, а его ученик и последователь Клавдий Гален написал большой научный трактат, где подробно и обстоятельно описал каждый тип, уточнив ту жидкость, которая в максимальном количестве содержится в органах человека.
Исходя из теории Галена, существовали следующие типы человеческого темперамента:
- сангвиник — в данном человеке было большое количество крови, которая и влияла на его поступки и эмоции;
- флегматик — он являлся результатом преобладания флегмы;
- холерик — имел повышенное содержание желчи;
- меланхолик — страдал от обилия в организме черной желчи, разъедающей его внутренние органы.
Практически до восемнадцатого века эта теория воспринималась как единственно верная. И только усердная работа ученых современности развеяла фантастические предположения Гиппократа, хотя названия и характеристики темпераментов сохранились без изменения и активно используются.
Деление на темпераменты в современной психологии
Большой вклад в становление психологии внес академик Павлов. В результате исследований он выяснил, что человек с рождения имеет свой тип нервной системы, который и определяет его поведение. Причем эта теория одинаково эффективна для животных и людей. В дальнейшем изыскания Павлова стали основой для работ советских и европейских психологов. В итоге появилась научно обоснованная типология человеческих темпераментов:
- Сангвиник. Люди подобного темперамента легко приспосабливаются к новым условиям, активны и работоспособны. В своем большинстве они дружелюбны и имеют высокие коммуникативные навыки. Они чутко реагируют на настроение окружающих и являются экстравертами.
- Холерик. Данный темперамент характеризует раздражительных и вспыльчивых людей. Они очень быстро отвлекаются от дела, трудно сосредотачиваются. Выражение эмоций у холериков происходит бурно и непродолжительно, их тоже можно считать экстравертами.
- Флегматик. Подобные люди весьма работоспособны, но трудно переключаются с одного дела на другое. Они мало эмоциональны и способны сохранять спокойствие в любой ситуации. Все их движения немного замедлены, то же касается и мимики на лице. Флегматиков относят к интравертам.
- Меланхолик. Меланхолики весьма чувствительны, но не слишком активны. Они обидчивы, но робки и заторможены. Такие люди имеют низкую продуктивность труда и сложно сходятся с новыми людьми. Малейшие неприятности вызывают у них бурные эмоции, парализующие любую деятельность.
Чтобы определить темперамент человека, необходимо рассмотреть его относительно целого ряда свойств. Психология имеют продуктивную систему, позволяющую проанализировать тип нервной системы и классифицировать его.
Наряду с общим повышением уровня эмоциональной избирательности (на какие стимулы реагирует субъект) в юношеском возрасте продолжается дифференциация по силе реактивности. Уровень эмоциональной реактивности, способности личности переживать чувства и эмоции обусловлены отчасти ее конституциональными свойствами (это доказывается изучением близнецов), а отчасти — условиями воспитания. Следует подчеркнуть, что низкий уровень эмоциональной реактивности — фактор психологически неблагоприятный. По данным Калифорнийского лонгитюда, подростки и юноши с низкой эмоциональной реакцией казались более беспокойными, раздражительными, эмоционально неустойчивыми, менее решительными и общительными, чем их высокореактнвные сверстники; в среднем возрасте (около 30 лет) первые труднее приспосабливались к среде и чаще обнаруживали невротические симптомы.
Из сказанного ясно, чго эмоциональные проблемы и трудности юношеского возраста необходимо рассматривать конкретно, так как они имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфофобии — лишь побочное следствие озабоченности своим телом и внешностью — в юности обычно уже проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте числа личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности, часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.
Новейшие исследования опровергают мнение многих зарубежных психологов о юности как о невротическом периоде развития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. По данным экспериментального лонгитюдного исследования Е. А. Силиной, обследовавшей одних и тех же детей в VII и вторично в IX классе, юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость и большую эмоциональную устойчивость. Эти данные интересны также тем, что в подростковом и младшем юношеском возрасте уже обнаруживаются одинаковые симптомокомплсксы, такие же, как у взрослых. Иначе говоря, все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту. Юность же, не меняя типа темперамента, усиливает интегральные связи его элементов, облегчая тем самым управление собственными реакциями. По данным А. В. Кучменко, 16—17- летние старшеклассники, независимо от типа своей нервной системы, значительно сдержаннее и уравновешеннее подростков.
По данным американского психолога Р. Кэттела, личностный тест которого применяется во многих странах, в том числе в СССР, от 12 к 17 годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность, легкость в обращении с людьми и доминантность (настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать), тогда как общая возбудимость, наоборот, снижается. У мальчиков, кроме того, снижаются показатели по фактору, соединяющему в себе чувствительность, мягкость характера, чувство зависимости и потребность в опеке, и уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т. е. развитие идет в сторону большей уравновешенности.
Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10—20 процентов общего числа, т. е. почти столько же, сколько и у взрослых.
В социалистическом обществе отсутствуют такие патогенные факторы, как безработица, неуверенность в завтрашнем дне, конкуренция, смакование насилия и жестокости, которые отравляют жизнь молодежи в капиталистических странах. Это облегчает советским юношам и девушкам трудности периода созревания и способствует их физическому и душевному здоровью. Но именно потому, что общество заинтересовано в психическом здоровье каждого из своих членов, эмоциональный мир старшеклассников должен всегда быть в центре внимания учителей и родителей, которым в этом отношении могут эффективно помочь психологи и врачи-психотерапевты.
Юношеский возраст характеризуется, таким образом, большей (по сравнению с подростковым) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения значительно более устойчивы и осознанны, чем подростковые, и соотносятся с гораздо более широким кругом социальных условий.
Расширение круга личностно-значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены, проявляется в развитии так называемых высших чувств. Усвоение определенной системы нравственных норм и принципов претворяется в сложную гамму моральных чувств — чувство долга перед обществом и окружающими людьми, способность к сопереживанию, потребность в дружбе и любви, чувство товарищеской солидарности и морально-политические чувства, такие, как советский патриотизм и социалистический интернационализм.
Нарушение старшеклассником принятых им самим норм поведения вызывает у него мучительное чувство вины. Заметно расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний и находят специфические способы выражения и удовлетворения. При этом в эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особо нужно отметить развитие в юности тесно связанного с ростом интеллекта чувства юмора, иронии, позволяющих подростку вырвать предмет из его привычных связей и установить с ним необычные, «странные» ассоциации. Заметно дифференцируются также интеллектуальные и практические чувства. Наивная детская любознательность перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей, сознательное стремление к творчеству и т. д.
Развитие высших чувств не является линейным процессом. Их уровень и содержание теснейшим образом связаны с индивидуально-личностными свойствами человека, включая его самосознание.
уровень тревожности – предыдущая | следующая – половое созревание
Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.
Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.
Основные свойства темперамента
Определение темперамента невозможно без восьми аспектов, характеризующих его:
- сензитивность;
- активность;
- соотношение реактивности и активности;
- пластичность и ригидность;
- темп реакции;
- эмоциональная возбудимость;
- экстраверсия или интроверсия.
Опытный психолог дает оценку личности по каждому аспекту и выводит тип темперамента. Наиболее важным считаются такие параметры, как реактивность и активность. О них стоит поговорить подробнее.
Реактивность в психологии: определение
Трудно сказать, когда психология выделилась в серьезную науку и стала рассматривать личность человека с учетом всех аспектов темперамента. Но научное сообщество считает, что Вольф Соломонович Мерлин первым ввел такое понятие, как реактивность в психологии. Это дало толчок к дальнейшим исследованиям психоэмоциональных различий индивидуумов, которые в итоге вылились в основополагающую научную теорию.
На сегодняшний момент можно утверждать, что реактивность в психологии — это неконтролируемые реакции индивидуума на любые раздражители внешнего и внутреннего характера. Интенсивность и продолжительность данных реакций во многом определяют темперамент человека. В дальнейшем психологи пришли к мнению, что за работоспособность и продуктивность труда отвечает именно эмоциональная реактивность. В психологии это приобрело особое значение, многие крупные корпорации на Западе используют понятие реактивности, подбирая новые кадры.
Что такое реактивность?
В Ember Octane появилось большое количество новых функций, но ни одна из них не является для меня более захватывающей, чем автоматическое отслеживание (autotracking). Автотрекинг — это новая система реактивности Ember, которая позволяет Ember узнавать, когда значения состояние (например, свойства помеченное @tracked) изменилось. Это было масштабное обновление под капотом, включающее в себя полное переписывание некоторых из самых старых абстракций Ember поверх нового ядра.
От переводчика: Крис Гарретт — работает в компании LinkedIn и является одним из core-контрибьюторов js-фреймворка Ember. Он принимал активное участие в создании нового издания фреймворка — Ember Octane. Несмотря на то, что его серия написана для Ember-разработчиков в ней затрагиваются концепции, которые полезно знать всем веб-программистам.
Автотрекинг, на первый взгляд, очень похож на модель реактивности Ember Classic (на основе вычисленных свойств, наблюдателей и Ember.set()). Если вы сравните их два рядом, основное различие заключается в том, где размещены аннотации. В Octane вы аннотируете свойства, от которых вы зависите, в то время как в Classic вы аннотируете геттеры и сеттеры.
class OctaneGreeter { @tracked name = ‘Liz’; get greeting() { return `Hi, ${this.name}!`; } } class ClassicGreeter { name = ‘Liz’; @computed(‘name’) get greeting() { return `Hi, ${this.name}!`; } }
Но если копнуть глубже, вы обнаружите, что автоматическое отслеживание гораздо более гибкое и мощное. Например, вы можете автоматически отслеживать результаты функций, что было невозможно в Ember Classic. Возьмем, например, модель для простой 2d видеоигры:
class Tile { @tracked type; constructor(type) { this.type = type; } } class Character { @tracked x = 0; @tracked y = 0; } class WorldMap { @tracked character = new Character(); tiles = [ , , ]; getType(x, y) { return this.tiles[x][y].type; } get isSwimming() { let { x, y } = this.character; return this.getType(x, y) === ‘ocean’; } }
Мы видим, что метод получения isSwimming будет обновляться всякий раз, когда character меняет положение (координаты x / y). Но он также будет обновляться всякий раз, когда обновляется тайл, возвращаемый getType, поддерживая синхронизацию системы. Этот тип динамизма был также необходим время от времени при работе с CP (прим. пер.: Computed Properties — вычислимые свойства из Ember Classics), без каких-либо хороших решений. Обычно требуется добавить много промежуточных значений для вычисления производного состояния.
Мы видим, что автотрекинг в корне отличается от Ember Classic. И это здорово и захватывающе! Но это также немного сбивает с толку, потому что многие шаблоны, которые разработчики Ember изучили за эти годы, не работают так же хорошо в Octane.
Вот почему я решил начать новую серию публикаций в блоге об авто-трекинге, обсуждая дизайн, стоящий за системой автотрекинга. В этой серии будет показано, как использовать автоматическое отслеживание различными способами для различных случаев использования. Заранее предупрежу, что эти посты не будут всеобъемлющими. Цель состоит в том, чтобы перестроить вашу ментальную модель того, как автоматическое отслеживание работает под капотом, и как создавать шаблоны и библиотеки, которые работают с ним.
Пока у меня запланировано 7 постов. Первые несколько будут вводными, описывающими «общую картину», а остальные будут исследованиями, посвященными конкретным кейсам:
- Что такое реактивность? ← Этот пост
- Что делает реактивную систему хорошей?
- Как работает автотрекинг
- Кейс для автотрекинга — TrackedMap
- Кейс для автотрекинга — @localCopy
- Кейс для автотрекинга — RemoteData
- Кейс для автотрекинга — effect()
По мере написания, я надеюсь добавить больше тематических исследований для интересных или сложных случаев, с которыми сталкиваются новые пользователи Octane. Если у вас есть что-то, что вы хотели бы, чтобы я изучил в рамках этой серии, дайте мне знать! Вы можете связаться со мной по электронной почте или на Discord.
Теперь давайте перейдем к нашей первой теме: что такое «реактивность»?
Реактивность, или «реактивное программирование», является одним из тех модных слов, которые часто встречаются в последнее десятилетие или около того. Он был применен ко многим различным контекстам и представляет собой широкую концепцию. Поэтому может быть трудно объяснить, что именно она означает. Но я попробую
Реакционная способность: декларативная модель программирования для обновления на основе изменений состояния.
Я определяю термин «реактивность» напрямую, а не «реактивное программирование» или «модель реактивности». В обычном разговоре я обнаружил, что мы склонны ссылаться на «реактивность Ember» или «реактивность Vue», поэтому я думаю, что это имеет смысл как само существительное в контексте программирования. В конце концов, все эти термины по сути означают одно и то же.
Итак, у нас есть определение размером в одно предложение! Получилось даже лучше чем у Википедии.
(А мне пока удалось обойтись без потоков (streams))
Но теперь у нас есть еще два термина, на которых основано наше определение, которые, возможно, также туманны для многих: «декларативный» (declarative) и «состояние» (state). Что мы подразумеваем под «декларативным программированием» и чем оно отличается от других стилей, таких как «императивное» и «функциональное» программирование? Что именно является «состоянием» (state)? Мы много говорим об этом в мире программирования, но может быть трудно найти практическое определение, поэтому давайте углубимся.
«Состояние» во многих отношениях является красивым термином для «переменных». Когда мы ссылаемся на состояние программы, мы ссылаемся на любое из значений, которые могут измениться в нем; то есть любые значения, которые не являются «статичными». В JavaScript состояние существует как:
- Переменные, объявленные с помощью let и const
- Свойства объектов
- Значения в массивах или других коллекциях, таких как Map и Set
Это формы того, что я называю корневым состоянием (root state), то есть они представляют реальные, конкретные значения в системе. Напротив, существует также производное состояние, то есть состояние, которое создается путем комбинации над корневым состоянием. Например:
let a = 1; let b = 2; function aPlusB() { return a + b; }
В этом примере aPlusB() возвращает новое значение, полученное из значений a и b. Вызов функции не вводит никаких локальных переменных или значений, поэтому он не имеет своего собственного корневого состояния. Это важное различие, потому что это означает, что если мы знаем значение a и значение b, то мы также знаем значение aPlusB(). Мы также знаем, что если a или b изменится, то aPlusB() также изменится, что крайне важно для построения реактивной системы.
Возможно, вы уже слышали термины «императивный», «декларативный» и «функциональный», когда говорили о различных стилях программирования, но может быть трудно точно понять, в чем разница между ними. В основном, это сводится к этому различию:
В декларативном программировании программист описывает, что он хочет, не беспокоясь о деталях того, как это делается. В императивном программировании программист описывает точные шаги для того, как что-то должно быть сделано.
«Императив» означает дать команду, и в императивном программировании приложение выполняется как последовательность шагов (команд). Это очень широкое определение, и оно мало помогает — разве большинство программ не являются «серией шагов»? Тем не менее, там, где это важно, это то, что подразумевается в императивно производном состоянии, в частности, в том, что оно фактически не является производным состоянием (по крайней мере, как определено в предыдущем разделе).
Давайте снова посмотрим на первый пример и выведем значение aPlusB. Вместо определения функции, которая может быть вызвана для получения значения в любое время, мы вместо этого получим значение вручную в несколько шагов:
- Создать новую переменную (новое корневое состояние).
- Присвоить ему значение a + b.
let a = 1; let b = 2; let aPlusB = a + b;
Сначала этот пример может показаться намного проще, чем предыдущий, мы добавляем еще одну переменную и еще один шаг. Но сложность возникает, когда мы хотим обновить a или b. Поскольку aPlusB является собственным корневым состоянием, теперь мы должны также обновить и его:
let a = 1; let b = 2; let aPlusB = a + b; // обновить `a` a = 4; aPlusB = a + b; // обновить `b` b = 7; aPlusB = a + b;
Поскольку мы создали новое корневое состояние, теперь мы всегда должны также синхронизировать это корневое состояние с другими состояниями. Каждый раз, когда вы приказываете компьютеру обновить a, вы также должны обновить aPlusB. В качестве более конкретного примера вы можете представить API компонента, который заставлял вас вручную перерисовывать каждый раз, когда вы изменяли значение:
export default class Counter extends Component { count = 0; @action incrementCount() { this.count++; this.rerender(); } }
Это добавляет когнитивной нагрузки и могло бы легко привести к ошибкам, если бы rerender() был вызван неправильно, или в неправильное время, или не вызывался вообще. Основная проблема здесь заключается в том, что каждый раз, когда что-то меняется, требуется команда, чтобы сделать обновление зависимостей.
Напротив, «декларативное» программирование не заставляет пользователя вручную каждый раз синхронизировать вещи. Давайте снова рассмотрим оригинальный пример для aPlusB().
let a = 1; let b = 2; function aPlusB() { return a + b; }
В этом варианте вместо присвоения значения новой переменной, которую мы должны обновить, мы создаем функцию, которая получает значение. По сути, мы описываем «как» один раз, так что нам не придется делать это снова. Вместо этого, везде в нашем коде мы можем вызывать aPlusB() и знать, что получим правильный результат. Мы можем объявить значения, которые мы хотим использовать, а затем объявить, как они должны взаимодействовать с окружением.
Это то, что делает шаблоны в таких фреймворках, как Ember, Vue и Svelte, такими мощными и (возможно, в меньшей степени) делает ощущения от JSX лучше, чем от вызовы функций, в которые JSX компилируется. HTML по сути является декларативным языком программирования — вы не можете сказать браузеру, как визуализировать, вы можете только сказать ему, что визуализировать. Расширяя HTML, шаблоны в свою очередь расширяют эту декларативную парадигму, и современные фреймворки используют ее в качестве основы для своей реактивности. «Что» описывают программисты, это, в конце концов, DOM, а фреймворки занимаются тем, как перевести состояние вашего приложения в этот DOM так, чтобы вам не нужно было об этом беспокоиться.
Существует много разных способов выполнения декларативного программирования. Вы можете использовать «потоки» и «агенты» и «актеры». Вы можете использовать объекты или функции, а также их комбинацию. Вы можете создать свой собственный язык, такой как HTML, который является чисто декларативным, и многие системы пользовательского интерфейса делали это в прошлом из-за того, насколько хорошо он работает в целом.
Одним из таких способов является функциональное программирование (или FP), которое в последнее время очень популярно по ряду причин. В так называемом «чистом» функциональном программировании новое корневое состояние никогда не вводится и не изменяется при вычислении значения — все является прямым результатом его входных данных.
let a = 1; let b = 2; function plus(first, second) { return first + second; } // получить a + b; plus(a, b);
В наиболее экстремальной форме этой модели состояние для всего приложения полностью экстернализуется и затем передается в основную функцию приложения. Когда состояние обновляется, вы снова запускаете функцию с новым состоянием, генерируя новый вывод.
Это может показаться дорогой стратегией, но есть способы снизить ее стоимость (подробнее об этом мы поговорим в следующем посте). Здесь важно то, что чистый FP обязательно декларативный, потому что все сводится к функции, которая получает ввод и производит вывод, не внося никаких изменений. Это означает, что нет места для маневра, для императивных шагов, которые могут привести к потере синхронизации.
Это одна из причин, почему людям нравится функциональное программирование. Это очень строгая форма программирования, но она обладает множеством преимуществ, которые сопровождаются этой строгостью, декларативная принадлежность которой является одним из них.
Однако, декларативное программирование не ограничивается функциональным программированием, и поэтому реактивность в целом также не ограничивается им. Большинство систем реактивности в конечном итоге представляют собой смесь абстракций и парадигм, причем некоторые склоняются в большей степени к «чистому» стилю FP, а другие склоняются к объектно-ориентированному программированию на некотором уровне (например, системы на основе акторов в конечном итоге сохраняют состояние для каждого процесса, который не сильно отличается от ООП. Рекомендую изучить историю термина «передача сообщений», чтобы увидеть дополнительные сходства!). Что общего у каждой реактивной системы, так это декларативность.
Итак, в этом посте мы узнали:
- «Реактивность» грубо означает «декларативную модель программирования для обновления на основе изменений состояния». Это определение, вероятно, не пройдет академической проверки, но я все равно буду использовать его для этой серии.
- «Состояние» означает все значения, которые могут измениться в программе. Есть два типа состояния (опять же, для целей этой серии):
- Корневое состояние, которое представляет собой фактические значения, хранящиеся в переменных, массивах или непосредственно в объектах.
- Производное состояние — это значения, полученные из корневого состояния с помощью методов получения, функций, шаблонов или другими способами.
- «Декларативное программирование» означает стиль, в котором программист описывает то, что он хочет на выходе не описывая, как именно это сделать. HTML является примером чисто декларативного языка программирования, а функциональное программирование — это стиль, обеспечивающий декларативный код. Существует множество способов написания декларативных программ, библиотек и сред, использующих каждую парадигму программирования.
В следующий раз мы рассмотрим ряд различных моделей реактивности на высоком уровне и обсудим свойства хорошей реактивной системы. Мы обсудим, в частности, как можно создать реактивные системы, которые включают в себя объектно-ориентированный и императивный код, но при этом по-прежнему в основном декларативный. И мы обсудим, в чем заключаются подводные камни этих стилей, и как пользователь может «нарушать» декларативность в некоторых случаях.
ПС от переводчика: Если вам интересно прочитать всю серию, поставьте плюсик или напишите комментарий. Я пока не уверен, что буду переводить всю серию, поэтому видимый интерес заметно повысит мою мотивацию)
Реактивность и скорость принятия решений: существует ли взаимосвязь?
По результатам многочисленных исследований и тестирований психологи выяснили, что от реактивности зависит скорость принятия решений и реакций на различные жизненные ситуации.
Люди с высокой реактивностью часто принимают решения под влиянием эмоций и момента, многие их выводы и реакции являются неверными. Но в критической ситуации они способны спасти жизнь не только одному человеку, но и многим другим. Чего нельзя сказать о личностях с низкой реактивностью. Они долго обдумывают каждое решение и не способны принимать его в конкретный момент под воздействием раздражителей из внешнего мира.
Признаки эмоциональной реактивности
Чтобы понять, являются ли твои чувства эмоциональной реактивностью, присмотрись к тому, как ты ведешь себя в стрессовых ситуациях. Вот основные признаки этого состояния:
- ты можешь почувствовать обиду из-за любой мелочи, которая кажется тебе оскорбительной;
- зачастую твоя реакция не соответствует ситуации. Например, ты можешь расстроиться из-за подаренного тебе букета, и не можешь объяснить, почему испытываешь эти эмоции. Или обрадоваться неприятностям в жизни подруги, хотя на самом деле не желаешь ей зла;
- ты веришь, что виновниками твоей реакции являются происходящие события, а не то, как ты сама их интерпретируешь;
- ты резко реагируешь на критику: активно защищаешься, споришь с оппонентом, можешь легко разорвать с ним отношения или превратить спор в обвинения и «пощечину»;
- при малейшей провокации ты испытываешь сильный гнев и ярость, которые не позволяют тебе здраво оценить ситуацию и принять взвешенное решение;
- ты не можешь определить конкретный триггер эмоциональных всплесков, любая ситуация может вызвать эту реакцию;
- ты можешь чувствовать бессилие и вину за то, что эмоции часто берут над тобой верх;
- окружающие находят тебя «колючей» и говорят о сложностях в общении с тобой.
Формула интенсивности реакции в эмоциональной реактивности
Так как реактивность в психологии — это реакция на внешний раздражитель, то будет естественным предположить, что она имеет определенную силу. В современном мире существует даже формула, согласно которой можно определить степень и насыщенность реакции.
У людей с низкой реактивностью интенсивность находится в прямом взаимодействии с силой воздействия. Чем большее давление вы оказываете на подобного человека, тем более интенсивной является его реакция.
Иначе все происходит с людьми быстровозбудимыми. Интенсивность их реакции абсолютно не зависит от силы воздействия. Даже незначительное давление служит толчком к интенсивной реакции индивидуума. Это делает людей с высокой реактивностью непредсказуемыми и трудно управляемыми.
Реактивность организма
- Учение Гиппократа (Др. Греция)
- Мечников, Сеченов, Введенский
- Ухтомский, Павлов, Сперанский
- Богомолец, Сиротинин, Лазарев
- Клод Бернар, Пастер, Эрлих, Вальтер Кеннон (гомеостаз), Ганс Селье (общий адаптационный синдром).
- Reactio — противодействие (лат.)
Реактивность
— способность организма определенным образом (изменением жизнедеятельности) ответить на действие раздражителя.
Резистентность
— (resistere — противостоять, сопротивляться, лат.) — устойчивость, сопротивляемость организма к действию патогенного раздражителя без существенных изменений внутренней среды организма.
Реактивность — реакция на любой раздражитель. Резистентность выражает отношение только к патогенному раздражителю;
Количественно различают формы реактивности:
- Нормэргия
— нормальная реактивность - Гиперергия
— повышенная реактивность - Гипоэргия
— преобладают тормозные процессы - Дизэргия
— извращенная реактивность организма
Качественные характеристики реактивности:
1. Резистентность
— основной качественный показатель.
Анафилаксия- повышенная реактивность, сниженная резистентность
Зимняя спячка — сниженная реактивность, повышенная резистентность.
2. Раздражимость
— общее свойство всего живого, определяющая самые элементарные реакции.
3. Лабильность
(функциональная подвижность) — скорость элементарных реакций.
4. Возбудимость
— способность нервной, мышечной, железистой тканей отвечать на раздражение возникновением возбуждения.
5. Чувствительность
— способность целостного организма определять локализацию, силу и качества раздражителя.
Классификация
1. Первичная (биологическая, видовая) реактивность
— направлена на сохранение вида в целом и отдельной особи, выражаем наследственность и изменчивость в пределах вида:
- — способность к зимней или летней спячке;
- — чувствительность к определенным агентам (черепахи не чувствительны к токсину столбняка).
2. Индивидуальная реактивность
зависит от:
- наследственности
- возраста
- пола
- воздействия среды: питания
- конституции
- типа ВНД
3. Групповая реактивность:
- по группам крови
- по типам конституции
- по типам ВНД
Любой орган, любая ткань определяет реактивность. Нервная система, ее состояние, тип — определяющее значение в реактивности. Любое изменение функционального состояния нервной системы меняет реактивность организма. Преобладание процессов возбуждения в нервной системе стимулирует все реакции (фагоцитоз, барьерная, антитоксическая функции). Преобладание торможения — наоборот.
Индивидуальная реактивность.
1. Физиологическая
— здорового организма.
2. Патологическая
— возникает под действием чрезвычайных раздражителей, снижается резервная возможность организма к компенсации.
1) Физиологическая реактивность:
1. Специфическая — отношение к определенному фактору:
- иммунологическая — способность отвечать за антигенный раздражитель, невосприимчивость к инфекции, трансплантационный иммунитет, противоопухолевый иммунитет
- специфическая резистентность
- адаптация к фактору среды (приспособление к температуре, недостатку кислорода).
2. Неспецифическая — отношение ко многим факторам:
адаптация к нескольким факторам (к недостатку кислорода и физической нагрузке)
стресс-реакция
— специфическая резистентность — устойчивость ко многим факторам (к повреждению вообще):
врожденная (массивная)
приобретенная (активная)
вырабатывается при тренировке, закаливании
Механизмы неспецифической резистентности:
Состояние нервной системы, эндокринной системы, барьерной функции; фагоцитоз; БАВ — лизоцим, комплемент, опсонины.
2) Патологическая реактивность:
а) Специфическая проявляется:
1. Иммунопатологические процессы
- аллергия
- аутоиммунные болезни
- иммунодефицит
2. Деадаптация (специфические реакции):
- сыпь при скарлатине
- сыпь при кори
- состояние сосудов при гипертонической болезни
- состояние кроветворных органов при В12-дефицитной анемии.
б) Неспецифическая патологическая реактивность.
Деадаптация в виде неспецифических форм реакций — не формирует картину болезни:
- Боль
- Лихорадка
- Парабиоз
- Общий адаптационный синдром
- Стандартная форма нервной дистрофии.
В каждой форме неспецифической реакции есть элементы специфичности.
Специфические реакции — отображение вариабельности респецифических реакций.
Мечников, Сиротинин изучили филогенез реактивности и резистентности — чем проще организм, тем проще формы и механизмы реактивности:
а) на молекулярном и клеточном уровне у простейших — угнетение обменных процессов;
б) с появлением нервной системы:
- безусловные рефлексы
- многозвеньевой безусловный рефлекс (инстинкт)
- условный рефлекс
- охранительное торможение
- вторая сигнальная система.
Эти же закономерности повторяются в онтогенезе:
Реактивность ребенка отличается от реактивности взрослого.
Особенности реактивности у детей:
Устойчивость к кислородному голоданию (особые ферментные системы — освобождение энергии за счет десмолитических процессов).
- Большая устойчивость к токсинам (отсутствуют соответствующие реактивные системы).
- К кратковременным воздействиям — повышенная устойчивость.
- К длительным воздействиям — сниженная устойчивость (барьерные механизмы недостаточно развиты).
У ребенка нервная система еще не закончила свое развитие:
- КБП тоньше
- нервные клетки не дифференцированы
- не сформулированы корковые центры
- не закончена миелинизация нервных волокон.
- недоразвиты пирамидные пути, полосатое тело.
Функциональные особенности:
1. Возбудимость КБП снижена, доминирует подкорка.
2. Низкая болевая чувствительность
Высокий болевой порог до начала 2-го года
Отсутствуют признаки боли: расширение зрачков, спазмы периферических сосудов.
3. Широкая иррадиация возбуждения и торможения — склонность к генерализованным реакциям:
а) судорожный синдром при воспалении легких, менингите, дифтерии
б) общая интоксикация при слабо выраженных специфических симптомах при многих инфекциях (например при дизентерии).
4. Низкая лабильность, ограничены возможности приспособления к среде (реакции адаптации и компенсации).
В зрелом возрасте реактивность высокая, в старости реактивность снижена.
Неспецифическая резистентность женского организма выше и совершеннее мужского организма.
Реактивность меняется с возрастом, под влиянием факторов внешней среды.
Факторы, снижающие неспецифическую резистентность:
- Психическая травма, отрицательные эмоции.
- Функциональная неполноценность — гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.
- Физические и психические перенапряжения.
- Голодание, неполноценное питание.
- Алкоголизм, наркомания.
- Охлаждение, перенагревание.
- Болевая травма.
- Нетренированность отдельных систем.
- Гиподинамия.
- Интоксикация, заболевание.
- Резкая перемена погоды.
Средства, повышающие неспецифическую резистентность:
1-я группа:
- Наркоз
- Гипотермия
- Зимняя спячка
- Использование ганглиоблокаторов
Общие черты:
- Потеря способности к самостоятельному существованию.
- Резкое торможение обменных процессов.
- Резкое торможение нервной системы.
- Уменьшение напряжения кислорода.
- Замедление работы транспортных систем.
- Замедление биохимических реакций.
- Переход на гликолиз.
- Заторможенность ответных реакций (ареактивность — организм не воспринимает действия раздражителей).
Состояние переносимости:
Более устойчив к кислородному голоданию, электрическому току.
Снижается возможность воспалительных реакций.
Тормозятся аллергические реакции, рост злокачественных опухолей, размножение микробов в организме.
2-я группа:
Повышение резистентности при сохранении нормального уровня жизнедеятельности (или повышении):
1. Тренировка основных функциональных систем: физическая мышечная нагрузка, закаливание к низким температурам, адаптация к гипоксии (недостатку кислорода).
2. Изменение функционального состояния основных исполнительных систем:
- аутогенная тренировка
- гипноз
- словесное внушение
- рефлексотерапия
3. Все виды неспецифической терапии:
- бальтотерапия
- аутогемотерапия
- фитонциды
- интерферон
- протеинтерапия
Адаптогены
— агенты, ускоряющие адаптацию и нормализующие нарушения, вызванные стресс-факторами: женьшень, элеуторококк, дибазол, галоскорбин.
Лазарев — валеология.
Представление об адаптационном эффекте: безвредны для организма, нормализуют нарушенные функции (в сторону понижения или повышения).
Элеуторококк: антитоксическое действие
- антитератогенное действие
- антимутагенное действие
Механизм действия адаптогенов:
Стимуляция синтеза нуклеиновых кислот и белка.
Стабилизация биологических мембран.
В организме возникает особое состояние — состояние неспецифически повышенной сопротивляемости (СНПС):
активация всех защитно-приспособительных реакций;
повышается уровень жизнедеятельности.
1. Состояние переносимости:
- Организм не сопротивляется.
- Организм пассивно переносит действие раздражителя.
2. СНПС:
- Организм активно сопротивляется.
- Напряжены все защитные механизмы.
Адаптационно-компенсаторные механизмы следует развивать медленно, постепенно, не переоценивая возможностей организма.
Реактивность в психологии: примеры проявления в обычной жизни
Для того чтобы иметь полное представление о реактивности, давайте приведем простой пример из жизни. Предположим, что вы мечтает об отпуске после тяжелого трудового года. Ваши друзья тоже собираются отдохнуть, но один отправляется в горы, а другой мечтает о ленивом пляжном отдыхе в теплой стране. Оба они зовут вас с собой, но после долгих раздумий вы решаетесь на поездку к морю и солнцу. В тот момент, когда вы уже готовы озвучить свое решение другу, он начинает утверждать, что вы должны поехать с ним и не имеете права поступить иначе. Вот здесь большое значение имеет ваша реактивность. Что вы сделаете? Начнете сопротивляться давлению и откажетесь от уже запланированного и такого желанного отдыха на пляже, поехав в горы в качестве протеста? Или придержитесь первоначального плана, независимо от оказываемого на вас давления?
Люди, которые способны поступать во вред себе, отличаются повышенной реактивностью и часто делают неправильные выводы из ситуации. Причем в принятии решения не играет роли личность оппонента, это может быть близкий друг или малознакомый человек. Склонность к принятию поспешных и неправильных решений выявляется у тех людей, у которых констатируется повышенная реактивность. В психологии это принято считать за константу, от которой отталкиваются в определении темперамента личности.
Как реактивность проявляется в обычной жизни
Представим знакомую ситуацию. Допустим, у вас два друга, с которыми вы планируете провести отпуск. Вдруг один изъявляет желание отправиться в горы. Другой же не является сторонником активного отдыха, поэтому предлагает поехать на море. Каждый из них зовет вас с собой.
Вы долго думали и решили поваляться на пляже. Конечно, первому другу такое решение не понравится. И здесь начнет работать реактивность. Как вы поступите в ответ на призывы бросить все и насладиться горными красотами? Попытаетесь справиться с давлением и будете следовать своим желаниям, предпочтениям и плану? Или в знак протеста отмените поездку на море и пойдете в горы?
Если у вас высокая реактивность, скорее всего, вы наступите на свои желания и пойдете на поводу желаний друга. Кстати, такие поспешные решения не зависят от того, ради кого они принимаются. Это может быть родственник или даже незнакомец.
Реактивность и активность: особенности взаимосвязи
Уже давно доказано, что продуктивность любой деятельности человека определяет соотношение реактивности и активности. Это в психологии получило выражение в нескольких формулах, появившихся в результате специальных и долгих исследований. Высокореактивные личности обладают малой активностью, так как они не могут работать сосредоточенно и постоянно отвлекаются на малейшие внешние раздражители. К тому же на данный тип действуют и внутренние раздражители — мысли, эмоции, воспоминания. Все это существенно снижает производительность труда.
Индивидуумы с низкой реактивностью обычно обладают самой высокой активностью. Они способны решать одну задачу до достижения результата, не отвлекаясь ни на что в окружающем мире. Такие люди способны работать неделями и месяцами, пока не получат желаемого. К подобному типу часто относят ученых, подаривших миру великие открытия.
Психологические реакции многих людей нельзя контролировать, но, владея определенными знаниями, можно предсказать поведение человека и сделать выводы о его возможностях на пути к вершине карьерного роста.