12 лучших упражнений для развития способности эмпатии


Эмпатия – это эмоциональный отклик одного человека на состояние другого. Речь идет не только о внешних проявлениях, таких как поддержка и сочувствие. Эта способность предполагает глубокую рефлексию, которая в большей степени затрагивает внутренние ощущения. Подобное психологическое свойство начинает развиваться у человека под действием внешних и внутренних факторов еще с детства.

Сложно сказать, зачем нужна эмпатия. Она развивается сама по себе или искусственно тренируется ради каких-то целей. У детей такая черта проявляется в виде ответной реакции на чужую эмоцию. Так, ребенок может улыбнуться маме, даже не подозревая, что означает этот жест, ведь он просто чувствует что-то приятное и радостное.

Или уже взрослый человек нередко плачет и смеется при просмотре фильма или чтении книги, будто вторя главным персонажам. Даже животные испытывают что-то отдаленно похожее, когда подражают чужому поведению. Именно поэтому попугаи повторяют услышанные слова и фразы, а обезьяны подражают человеку или другим особям.

При ощущении эмпатии со стороны собеседника или коллеги человек раскрепощается. И речь не только о дружеских и любовных отношениях, где открытость – залог искренности и гармонии.

Ценится способность рефлексировать и в деловой жизни. Если руководитель чувствует настроение работника, то может эффективнее на него воздействовать. В свою очередь, подчиненным приятнее находиться под начальством чуткого лидера, что создает условия для качественной и быстрой работы.

Что способствует развитию эмпатии?

Умение прочувствовать человека изнутри в той или иной степени есть у каждого. Исключение, пожалуй, составляют лишь некоторые клинические случаи неуравновешенности. К факторам, влияющим на развитие эмпатии, относятся:

  • Целостность нервной системы (деятельность зеркальных нейронов).
  • Жизненный опыт.
  • Генетические особенности.
  • Социальное и бытовое окружение.
  • Личностные особенности (интроверт или экстраверт, например).

Итак, в зависимости от той или иной составляющей рефлексия выражается в разной степени.

Физиологические причины

В области науки чувственные особенности организма остаются не до конца изученными. Существуют теории о том, что большое количество зеркальных нейронов и их активная работа обуславливают выраженную эмпатию.

Некоторые ученые полагают, что причина силы этой способности, как и некоторых других личностных особенностей, заключена в генетическом коде. Так, если родители несли соответствующий ген, то велика вероятность, что ребенок тоже его унаследует. Внешне такое свойство может проявляться как чувствительность, сопереживание.

Окружение

Среда косвенно участвует в процессе социализации, так как создает условия для становления индивидуума. Существует стереотип, что провинциальные жители более отзывчивые и радушные, чем городские. Возможно, более закрытый, обособленный образ жизни и является одной из причин снижения эмпатии.

Лишнее общение, тем более виртуальное, тоже способствует замыканию в себе, образованию защитного барьера. Этот самый невидимый слой не только мешает прочувствовать чужое настроение, но и не дает пробиться сквозь него окружающим.

Индивидуальность

Приобретая опыт (эмоциональный, бытовой, интеллектуальный), человек формирует новые специфичные черты. Распространено мнение, что среди меланхоликов и флегматиков чаще встречаются эмпаты. Однако при должном образе жизни, активном вдумчивом общении такая особенность легко образуется у холериков и сангвиников.

Независимо от типа темперамента, рефлексия развивается или затухает по многим причинам, связанным с психикой. Внешнее равнодушие, равно как и напускная заинтересованность, не всегда свидетельствуют о высоком уровне эмпатии.

Нереальное общение, в том числе избыточное или недостаточное, занятость, равнодушие, невнимательность, торопливость – признаки, которые подавляют развитие эмпатии. Если же с генетикой и психикой у человека все в порядке, то достаточно скорректировать образ жизни и свое отношение к миру.

Способствуют рефлексии внутренний баланс и внимательность к окружающим. Важно захотеть понять, что чувствует другая личность, чего хочет, боится, избегает. Если не скрывать собственных эмоций, не отталкивать людей, то рано или поздно удастся прийти к взаимопониманию.

Тренинг для педагогов «Эмпатия»методическая разработка

Тренинг «Эмпатия-профессионально значимое качество личности педагога»

1.Приветствие

2. Знакомство участников группы.Цель тренинга – создать условия для личностного роста участников тренинга, развития и совершенствования способности человека понимать собственный эмоциональный мир, способности к сочувствию и сопереживанию окружающим.

Задачи тренинга:

• осмысление понятия «эмпатия»;

• осознание своих переживаний, чувств;

• развитие психологической наблюдательности;

• формирование навыков «чтения» невербальных сигналов партнера;

• развитие способности сопереживания партнеру по общению;

Правила тренинга.

Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.

Эмпатия – очень эффективный инструмент общения между людьми. Как всякий инструментарий, его важно уметь применять в жизни. Кому-то в этом помогает интуиция, а некоторым людям для достижения жизненного успеха приходится учиться представлять себя на месте другого.

Некоторые эмпатические реакции есть даже у младенцев: если один малыш начинает плакать, то его хором поддерживают дети, находящиеся рядом. Маленькие дети капризничают или бывают грустными, если у кого-то из домочадцев есть проблема. Но и условия воспитания играют роль в формировании способностей, они либо притупляют, либо благоприятствуют развитию эмпатии.

Способность к эмпатии развивается у человека в процессе накопления жизненного опыта, переживания ситуаций, заставляющих его встать в позицию собеседника, осознать его переживания. Эпизодические переживания подобного рода суммируются, что, в последствии, приводит к устойчивому эмпатийному поведению.

Поскольку эмпатические способности человека проявляются, прежде всего, в процессе взаимодействия с другими, развивать эти черты также проще всего в процессе взаимодействия. Относительно безопасную возможность упражнения в практике межличностных взаимодействий предоставляют социально-психологические тренинги.

Тренинг — активный способ группового обучения направленный на формирование эффективной модели поведения, выработку определенных навыков, стратегий поведения.

Преимущества эмпатии

  • Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.
  • Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.
  • Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.
  • Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

Большинство современных профессий требуют развитой эмпатии. Можно ли научиться быть эмпатичным?

Есть целых ряд факторов, которые позволять развить в человеке способность к эмпатии:

  • Теплые и доверительные отношения внутри семьи.
  • Сопереживание взрослых другим людям.
  • Доброе отношение к другим живым существам: растениям и животным.
  • Особенно в раннем возрасте ребенка его родители должны обратить внимание своего чада на то, например, что кошке так же больно, как и малышу, когда ее тянут за ухо и т. п.
  • Особенно важна эмоциональная реакция на печальные события, которая помогает ставить себя на место других людей.

Психолог Дэниел Киран представляет десять упражнений на развитие эмпатии для детей и взрослых. Некоторые задания требуют помощи со стороны других людей, остальные же вы можете выполнять сами.

1. Создание вашего эмоционального словаря

психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний.

Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес.

В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие.

2. Распознавание эмоций и мыслей

  • Изучите эмоции, то есть, ответьте с серьезным подходом на вопрос «Какие эмоции бывают?»;
  • Попробуйте отслеживать у себя различные эмоции. (Дневник эмоций, где фиксируются ведущие эмоции каждого вашего дня);
  • После первых двух пунктов можно пробовать наблюдать за проявлениями эмоций другими людьми.

Нередко, после того как изучил эмоции у себя, у других замечать и воспринимать их гораздо проще.

  1. Игра – разминка «Говорю, что вижу».Цель: разминка, улучшение атмосферы в группе, развитие навыка безоценочных высказываний. Инструкция: «Сидя в круге, вы будете наблюдать за поведением других и, по очереди, говорить, что видите относительно любого из участников. Описывая поведение, действия других людей не оценивайте их, а просто констатируйте наблюдаемое. К примеру: «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участники.
  2. Упражнение «Расскажу о своем хозяине»Цель: включение участников тренинга в групповую работу. Участникам предлагается выбрать какой-либо личный предмет (расческу, сумочку, авторучку +) и от его имени представить своего хозяина и рассказать о нем что-нибудь интересное или примечательное (чем этот человек отличается от других). Первым представляется ведущий, затем ассистент, затем остальные члены группы по мере готовности. Затем желающие могут задавать вопросы (каждое представление 2-3 минуты).Приблизительная схема представления: Кто он (имя, чем занимается, основные интересы); Цели, с которыми пришел на этот тренинг; Что может, и что готов сделать на группе для достижения поставленных целей.

3. Упражнение «Чувства по кругу»Цель: развитие возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним — противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «Грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый» и сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».

Игры и упражнения, способствующие осознанию чувств и эмоций партнера. Рациональный компонент эмпатии. Упражнения данного типа направлены развитие наблюдательности, восприятия, осознание состояний партнера, что позволяет создать целостный образ человека и группы. В подобных упражнениях развивается способность отделять наблюдаемое от переживаемого в момент наблюдения.

4. Упражнение «Я вижу».Цель: Развитие наблюдательности, осознание различия между тем, что «я вижу», и тем, что «представляю, интерпретирую», «мне кажется». Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга. «Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов «Я вижу…», содержание которой касается внешнего облика партнера. Таня (тренер обращается к участнице группы), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать». Тренер и участница группы садятся друг против друга. Тренер: «Я вижу, что твои руки лежат на коленях». Таня: «Я вижу, что ты посмотрела вправо». Тренер: «Я вижу, что ты наклонила голову» и т. д. «Во время выполнения упражнения воздерживаться от использования оценочных понятий».

Механизм эмпатии:

— сопереживание — переживание субъектом тех эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек посредством отождествления себя с ним;

— сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

5. Упражнение «Визуальное чувствование»- ролик.

  1. перечислить чувства, которые испытывали герои ролика;
  2. перечислить чувства, которые испытали вы при просмотре.

6. Упражнение « Подстройка под позу.»

Давайте сейчас проведем маленький эксперимент. Сядем в одну позу.(Ведущий принимает такую же позу). Определите, на сколько я сейчас вам близок, на сколько “свой”? А сейчас? (Ведущий меняет позу). Изменилась оценка? А что произойдет, если я сяду опять в позу, в которой Вы сидите? (Ведущий садится в позу, в которой сидит ученик). Улучшилось отношение ко мне по сравнению с предыдущим разом? (Да) . Итак, вы уже поняли, что одним из основных признаков доверия является поза.

7. Упражнение «Выход из контакта».

Представьте ситуацию: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда». Участники группы разыгрывают ситуацию, предлагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.

Почему же важно уметь сопереживать эмоциональному состоянию другого человека?

  • Другому это явно будет приятно;
  • Это сближает;
  • Это укрепляет отношения;
  • Это способствует пониманию друг друга, пониманию того, что происходит с другим;
  • Это помогает понять себя;
  • Помогает понять свои эмоции, свои проявление по отношению к другим;
  • Это как минимум саморазвивает.

Вот несколько правил, которые помогут не тратить жизненную энергию попусту:

  • У каждого человека свой жизненный выбор. Если человек сам не желает себя спасать, то и эмпату не нужно думать об этом.
  • Эмпат не должен быть эмоциональным лекарем. Он должен принять чувства другого человека такими, какие они есть, а не пытаться постоянно вмешиваться, особенно, если его об этом не просит сам «болящий».
  • Что бы успокоиться и наладить душевную гармонию, полезно медитировать.
  • Не пытайтесь дружить со всеми. Если человек вызывает отрицательные эмоции или депрессивное состояние – нужно просто дистанцироваться от этого человека.
  • Эмпат обязательно должен полюбить себя таким, каков он есть, а не принимать на себя «вину за весь мир».

То есть, действительно, можно сделать вывод о том, что эмпатия или сопереживание – это невероятно крутая способность человека.

Способности даются нам не при рождении, а воспитываются в процессе жизни и опыта – всему, что мы хотим, в чем мы нуждаемся – можно научиться.

Медитация.

У вас несколько минут на то, чтобы вспомнить, что вы узнали за сегодняшнее занятие. И подумать о том, как вы можете применить полученные знания. И как это может изменить вашу жизнь.

ПЯТЬ ШАГОВ К ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

1. Понаблюдайте за тем, как часто вы оцениваете другого человека, мысленно осуждаете его, навешиваете «ярлык» — добрый, злой, жадина, вечная жертва, эгоист и т.д. Чем чаще вы оцениваете людей при общении, чем меньше шансов того, что вы по-настоящему поймете их.

2. Начните просто наблюдать за другими людьми, воздерживаясь от оценок. Допустите мысль о том, что на самом деле вы ничего не знаете об этом человеке. Смотрите телевизор без звука, или фильм на незнакомом вам языке, наблюдайте за тем, что говорит вам лицо, тело, мимика другого человека, и, самое главное, за тем, что вы при этом чувствуете, как другой влияет на ваши переживания.

3. От практики на незнакомых людях постепенно переходите к вашему окружению: когда собеседник будет вам что-то рассказывать, прежде чем дать свою реакцию, понаблюдайте за ним и предположите, что он чувствует, чего хочет на самом деле.

4. Используйте незаменимые я-сообщения: говорите о том, как поведение или слова другого влияет на вас, на то, что происходит с вами, высказывайте мягкие предположения: «ты выглядишь расстроенным», «похоже, что это очень важно для тебя» и т.д. Опирайтесь в этот момент на тот опыт, который переживали вы сами, но в другой ситуации. Так внутренне вы настроитесь на другого человека.

5. И, наконец, самый важный шаг: если вы хотите по-настоящему понять другого человека, особенно, если испытываете к нему негативные чувства, не «зацикливайтесь» на том, что вас разделяет, найдите сходства. Сейчас, когда так легко рушатся родственные и дружеские связи, важно не усугубить этот процесс дальше. Какая бы точка зрения не была у человека, какую бы форму для ее предъявления он не выбирал, он также хочет быть любимым, здоровым и т.д. Проявить отзывчивость в этот момент – не означает отказаться от своих ценностей, скорее, наоборот, увидеть за гневом – страх и бессилие, за громкими речами – желание почувствовать опору и быть услышанным.

Чем больше жестокости проявляет мир, тем легче ожесточиться самому… Нам кажется, что так мы защищаем себя, только понимания между самыми близкими людьми становится меньше. Мы начинаем забывать, что словом можно не только ранить, но и исцелить. Мы не можем отвечать за мир в странах, но каждый в силе установить его в своей семье, в своем доме. Рискнуть отказаться от оценок, заменив осуждение на интерес и чуткость. Услышать другого сердцем, а не головой. Это не то, к чему мы привыкли в последнее время, но, может быть, это тот вклад в мир, который по силам каждому.

Надеюсь, полученная информация будет для Вас полезной:)

Преимущества высоко развитой эмпатии у человека

Для человека высокий уровень эмпатии имеет свои плюсы. Таких людей сложно обмануть. Они хорошо чувствуют намерения других и могут угадывать их по жестам, выражению лица и интонации.

Эмпаты – это всегда люди с большим творческим потенциалом. Они могут преуспеть в профессиях, которые требуют соответствующих качеств. Им легко создавать что-то новое, моделировать, креативно мыслить.

Способность хорошо понимать окружающих людей обеспечивает высокие должности, легкое продвижение по карьерной лестнице. Умение найти подход к каждому – незаменимое качество для руководителей. Люди, которые могут поставить себя на место других обладают уникальным качеством улаживать любые конфликтные ситуации. Они понимают обе стороны и выступают независимым арбитром.

Эмпаты легко налаживают отношения с другими людьми, находят друзей, приятелей и единомышленников. К ним тянутся и с ними хотят общаться за их открытость и способность к сочувствию. Умение понимать других позволяет правильно воспринимать колкости и не обижаться просто так.

Люди с развитым уровнем эмпатии никогда не скучают и смотрят на мир с интересом. Каждый день приносит им новые эмоции. Для них нет скучных собеседников. Способность понимать других – это в первую очередь понимание самого себя. Эмпаты хорошо разбираются в собственном внутреннем мире.

Почему плохо быть эмпатом

Помимо положительных моментов, которые есть у ярко выраженной эмпатии, она имеет и отрицательные стороны. К ним относятся:

Частая смена настроения.

Так как человек переносит на себя чувства и эмоции даже незнакомых людей, его состояние может ухудшаться, когда проблемы начинаются не в его близком окружении, а в другой стране или с человеком, о котором написали газеты.

Сложности с самоконтролем.

Переживания чужих эмоций настолько сильно овладевают человеком, что он периодически теряет возможность контролировать свои чувства.

Частые депрессии.

Это то, с чем сталкиваются многие эмпаты. Они погружаются в негативные настроения других людей и уже не могут самостоятельно справиться с навалившейся душевной нагрузкой.

Вспыльчивость.

Если постоянно находиться в состоянии эмоциональной нестабильности, неизбежно, что человеку становится трудно оставаться рассудительным и хладнокровным.

Чувство одиночества.

Это связано с тем, что ярко выраженных эмпатов не так много и им сложно найти единомышленников.

Сыграть роль другого человека

Эмпатию вполне можно развить и в том случае, когда человек представляет себя на месте другого. Его можно проводить как в группе, так и в одиночестве. Для этого нужно составить список всех своих знакомых и родственников, а затем по очереди примерять на себя роль каждого, отвечая на вопросы.

  1. Как ваше имя?
  2. Сколько вам лет?
  3. Какие ваши любимые книги?
  4. Когда в последний раз вы были в отпуске?
  5. Что вам больше всего нравится?
  6. Что вызывает грусть?
  7. Что приводит в состояние восторга?
  8. В каких обстоятельствах у вас возникает ощущение ностальгии?
  9. Какие у вас есть страхи?
  10. На что и на кого вы обычно возлагаете свои надежды?

Виды эмпатии

Психологи различают 3 основных вида эмпатии в зависимости от того, насколько человек может контролировать это состояние.

Эмоциональная эмпатия. Для нее характерны спонтанность и внезапность. Человек подобно зеркалу отражает эмоции других, даже незнакомых ему людей. Он тяжело воспринимает авиакатастрофы, пожары, наводнения и иные ситуации, в которых кто-то страдает. Контролировать такую эмпатию практически невозможно.

Когнитивная или рациональная. Кроме эмоций человек подключает разум и пытается анализировать негативную ситуацию. Это очень полезно для налаживания деловых связей. Такая эмпатия позволяет лучше понимать окружающих и ставить себя на их место.

Предикативная или интуитивная. Человек может спрогнозировать реакцию других на то или иное событие. Здесь нет бездумных поступков, а каждый шаг заранее осмысливается. Эмпатия этого вида выражается в тактичности слов и поступков.

Уровни эмпатии

В зависимости от того, как эмпатия проявляется, она бывает пяти уровней.

1 уровень. Человек легко чувствует и воспринимает эмоции окружающих, принимая их за свои собственные. Это происходит на бессознательном уровне помимо собственного желания.

2 уровень. Он позволяет уже более осознанно понимать эмоции окружающих, находясь рядом с ними, общаясь, или просто наблюдая со стороны.

3 уровень. В данном случае человек отделяет свои эмоции от чужих и может целенаправленно понять, что чувствуют другие люди.

4 уровень. Таким людям не составляет труда контролировать свои эмоции. Они прекрасно понимают переживания других людей, но могут не переносить их на себя.

5 уровень. Эмпаты не только умеют четко контролировать свои чувства, но и оказывают влияние на эмоциональный фон других людей.

Совет № 3: представьте, что ваш собеседник — маленький ребёнок

Возможно, это прозвучит странно, но, если вы представите, что ваш собеседник — маленький, уязвимый ребёнок, вам будет проще прочувствовать его эмоции. Если вам тяжело проявить эмпатию к другу, который оказался в сложной ситуации (возможно, вам кажется, что он просто должен «взять себя в руки»), подумайте, что бы вы почувствовали, увидев испуганным и растерянным четырёхлетнего ребёнка. Я виню себя за то, что однажды посоветовал своему напуганному другу «вести себя по-мужски», хотя я бы ни за что не сказал это расплакавшемуся от страха малышу. Попробуйте увидеть в человеке маленького слабого ребёнка. Это отличный способ пробудить в себе чувство эмпатии.

Как узнать свой уровень эмпатии?

Узнать свой уровень эмпатии важно, чтобы при необходимости его контролировать. Один из самых распространенных способов – это тестирование с вопросами, которые помогают понять возможную реакцию человека в разных ситуациях.

Состоящий из 36 пунктов тест знаменитого казанского психолога И.М. Юсупова часто используют для определения уровня эмпатии. На его прохождение потребуется не более 12-15 минут. Важно отвечать максимально честно, иначе результаты не будут соответствовать действительности.

Чем отличаются эмпатия и симпатия

Оба понятия связаны с сочувствием другим людям и доброжелательным к ним отношением. Но между ними есть и существенная разница.

Симпатия – это положительная оценка другого человека, который может вызвать жалость, желание оказать поддержку, дать совет, помочь. При этом каждый остается на своем месте и смотрит на эмоции и переживания со стороны. В этом случае идет поиск параллели в состояниях и жизненных ситуациях, но подмены ролей не происходит. Человек анализирует свои собственные чувства, предполагая, что они идентичны чужим.

Эмпаты не просто сторонние наблюдатели. Они пропускают чужие эмоции через себя и проживают ситуацию вместе с другим человеком. Это чувство большей вовлеченности.

О разнице эпматии и сочувствия интересным и простым языком рассказывают в ролике:

Определение

Слово “эмпатия” происходит от греческого empatheia, что переводится как “страдание, чувство”. С точки зрения психологии термин означает осознанное сопереживание текущему состоянию собеседника, при котором человек осознает, что его чувства являются отражением чувств другого.

Стоит обратить внимание на завершающую часть этой трактовки. Эмпат осознает, что эмоции, которые он сейчас испытывает, не являются его собственными, а исходят от собеседника. В противном случае такой процесс будет уже не эмпатией, а идентификацией, то есть когда происходит уподобление себя другому человеку.

Еще один важный нюанс. Эмпатия не имеет привязки к каким-то определенным эмоциям и перенимает любые из них. В то время как сочувствие, сопереживание и сострадание являются лишь аспектами эмпатии и отражают только состояние страдания другого человека.

У эмпатии есть множество других определений, зависящих от контекста, в котором этот термин применяется:

  • В медицине эмпатией называют активное слушание, т. е. понимание эмоционального состояния пациента и демонстрацию этого понимания. При таком подходе человек видит, что его слушают, и старается наиболее полно выразить свои чувства, благодаря чему врач имеет возможность составить более полную картину о состоянии пациента.
  • Немецкий философ и эстетик Теодор Липпс называл эмпатией способ познания объекта искусства, события или явления путем получения эстетического наслаждения и вчувствования в этот объект, событие или явление.
  • В психологии межличностных отношений этому понятию дается своя трактовка: это воображаемое перенесение себя в чувства, мысли и действия другого человека и структурирование своего мира по его образцу.
  • В фантастической литературе эмпатию часто связывают с проявлениями экстрасенсорики, в частности такого явления, как телепатия. Это способность воспринимать мысли, образы, чувства и неосознаваемые состояния другого человека без использования каких-либо средств коммуникации.

Эмпатия и ассертивность – в чём разница

Между эмпатией и ассертивностью есть общие черты. И то и другое можно развить, а в основе этих качеств лежит уважение к другим и к самому себе.

В то же время ассертивность больше направлена на себя, чем на окружающих. Она выражается в способности сохранять уверенность и независимость, оставаясь частью общества и не отгораживаясь от него. Это способность находиться в гармонии с другими людьми, но не попадать под их влияние.

Эмпатия наоборот направлена на окружающих и заключается в сопереживании, сочувствии и переносе чужих эмоций на себя.

БОНУС

Не секрет, что психологические упражнения нужно выполнять регулярно. А что делать, если важный разговор уже завтра или через несколько часов? Предлагаем «экстренную помощь».

Перед важным разговором с близким человеком представьте образ вашего «Мы». Например, вы вдвоем в одной лодке. Вокруг вас осенний лес. Рассвет. Легкий туман над гладью озера. Воздух чистый и свежий. Вам обоим хорошо здесь (образы могут быть любыми, важно только то, что вы оба в безопасности). Представьте, что вы остаетесь в этой приятной обстановке в течение нескольких минут. Затем оцените, как изменилось ваше состояние, готовы ли вы к диалогу? Образ «Мы» поможет легко формулировать мысли и высказывать суждения – нужные слова найдутся сами.

Что такое межкультурная эмпатия

Это понятие означает возможность понимать людей, которые отличаются по национальности, менталитету, возрасту и другим параметрам. Уровень культурной эмпатии зависит от многих факторов. Некоторые исследователи считают, что на него влияет даже пол человека.

Как сказал Джон Грин, «Единственный выход – это представить себе, что ты становишься кем-то другим». Межкультурная эмпатия помогает в социализации и позволяет привыкнуть к меняющемуся окружающему миру.

Это понятие используется в изучении разных аспектов общества, в том числе и негативных, например, расизма.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]