Ассоциации, ассоциативное мышление. Словесные игры в ассоциации. Словари


Ассоциации

Словарь ассоциаций WordAssociation.RU — онлайн-сервис подбора ассоциаций, группирующий слова по смыслу, значению и психологическому восприятию.

Взаимосвязь между отдельными явлениями, определениями, фактами ─ ассоциация. В результате этой связи упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом.

Идея создать ассоциативный словарь возникла в середине XIX века, но первые печатные издания появились лишь в XX веке. Основой для них стали исследования лингвистов, доказавших, что слова любого языка (так называемые слова-стимулы) вызывают в сознании носителей определенные ассоциации (слова-реакции). Целью таких словарей было глубокое усвоение языка, направленное на изучение не только толкования слова и грамматики, но и ассоциативных связей. Сегодня они используются для формирования ассоциативного мышления, помогающего решать ряд задач:

  • образование смысловой связи;
  • развитие воображения и фантазии;
  • создание новых оригинальных идей.

Существует четыре основных типа ассоциаций, различающихся:

  1. По смежности. Понятия этой категории связываются в сознании близостью расположения во времени или пространстве: стул ─ стол; осень ─ дождь.
  2. По контрасту. Такие слова имеют противоположные признаки: черный ─ белый; холод ─ тепло.
  3. По сходству. Явления обладают похожими характеристиками: шар ─ мяч; груша ─ лампочка.
  4. По причинно-следственным связям: молния ─ гром; радость ─ праздник.

Ассоциации позволят улучшить память и ускорить запоминание информации. Развитое ассоциативное мышление поможет:

  • при изучении иностранных языков;
  • в развитии творческого мышления;
  • во время принятия управленческих решений;
  • при работе с текстами;
  • при подборе семантического ядра и ключевых запросов.

Когда запас ассоциаций в голове закончится, на помощь придет сервис WordAssociation.RU, где собраны десятки слов-реакций. Работа с онлайн-словарем ассоциаций ─ своеобразная тренировка ума, расширение словарного запаса.

Кому будет полезен WordAssociation.RU? Журналистам, копирайтерам, SMM-щикам, контент-менеджерам, руководителям компаний, учителям, художникам, поэтам. Этот список можно продолжать бесконечно. Умение выстраивать ассоциативный ряд одинаково необходимо как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере деятельности человека.

Ещё одним полезным сервисом этого сайта является подбор словосочетаний с заданным словом. Последние словосочетания были подобраны к следующим словам: блокада, снег, успех, алгоритм, сфера, вектор, абсолютный, терроризм, вкус, еда, бес, претензии, неистовое, сапфир, разговор.

Ассоциации, ассоциативное мышление. Словесные игры в ассоциации. Словари


Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Русское слово».
Сегодня хочу поговорить с вами о том, что такое ассоциация, ассоциативное мышление и почему важно развивать в себе способность к ассоциативному мышлению. В конце статьи вы найдёте ссылки на замечательные ресурсы, помогающие подбирать ассоциации, а так же упражнения и игры, развивающие ассоциативное мышление.

Представления об окружающем мире и понятия, которыми обладает память человека, бесспорно, связаны между собой. Эта связь основана на прошлом опыте человека и отражает объективно существующую зависимость между явлениями реального мира. Ассоциации играют очень важную роль в строении лексической системы языка.

Никола́й Вячесла́вович Круше́вский, польский и российский лингвист, теоретик языка 19 века:

Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации по сходству; это сходство будет не только внешнее, т. е. звуковое или структурное, морфологическое, но и внутреннее, семасиологическое. Или другими словами: всякое слово способно, вследствие особого психического закона, и возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно, и возбуждаться этими словами…

Семасиоло́гия — раздел семантики, изучающий лексические значения слов и выражений и изменения этих значений.

Семантика изучает смысловое значение единиц языка.

Что такое ассоциация

Слово «ассоциация» многозначное. В психологии и философии ассоциация — это связь между определёнными представлениями, ощущениями, восприятиями, когда один образ влечёт за собой другой образ или понятие.

Идеи о взаимосвязи понятий и образов развивали ещё Аристотель и Платон. С течением времени наука об ассоциациях развилась, и сейчас уже различают несколько видов ассоциаций, таких как:

  • ассоциации по сходству (например, спичка — огонь),
  • по контрасту (жидкий — густой),
  • по близости в пространстве или во времени (крем — торт),
  • причинно-следственные ассоциации (лук — слёзы).

Ассоциативное мышление — это мышление образами, это способность человека находить и применять различные ассоциации, то есть аналогии. Для того, чтобы лучше понять какую-то мысль или просто что-то запомнить, человек ищет ассоциации. Таким образом создаются новые оригинальные идеи, появляются своеобразные смысловые связи.

Запоминание новых явлений, предметов, событий и фактов обычно происходит на основе имеющегося опыта. При этом мы «включаем» воображение, ищем ассоциации и запоминаем новое слово, привязав его к чему-то знакомому нам.

Например, чтобы запомнить пин-код банковской карточки 8007, выстраивается ассоциативная цепочка: год олимпийских игр в Москве + семь чудес света. И всё, цифры пин-кода прочно «засели» у вас в памяти.

Ассоциативное мышление — многофункционально, оно помогает нам более продуктивно трудиться и мыслить.

Любой человек, который стремится держать свой интеллектуальный багаж в тонусе, должен постоянно развивать ассоциативное мышление. Этот процесс не требует долгой, кропотливой тренировки, заниматься этим может каждый в любое время. А результат не заставит себя ждать.

Для того чтобы развивать ассоциативное мышление, можно каждый день в повседневных вещах находить подкрепление своим занятиям. Наблюдайте за прохожими, за пассажирами в транспорте, пытайтесь угадать их возраст, социальный статус и т.д.

Простые упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнение 1. Ищем ряд ассоциаций.

Сначала мы называем два слова, а потом составляем такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. К примеру: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.

Упражнение 2. Создаём цепочку ассоциаций.

Придумываем слово, подбираем к нему слово-ассоциацию и со следующим словом поступаем так же. Например: зонт – дождь – холод – тёплый чай – камин – дом и т.д. Эти цепочки будут уникальны, потому что у каждого человека возникнет свой ассоциативный ряд.

Упражнение 3. Один признак.

Наша задача к двум словам подобрать ассоциации по заданному признаку. Например: синий и бескрайний — море.

Упражнение 4. Оригинальные ассоциации.

Создавайте непривычные ассоциации, которые не так явно подразумеваются. Например: ёж – игольница.

Такие развивающие упражнения стимулируют мышление, это помогает анализировать какую-то информацию, более прочно и без особого напряжения запоминать любую информацию, писать сочинения.

Одним из лучших тренингов развития ассоциативного мышления является интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», ведь участники отвечают на вопросы, благодаря логике мышления, образности, благодаря быстрой организации ассоциативных цепочек, а не только используя общую эрудицию.

Игры в ассоциации

Известна всем игра в ассоциации «Крокодил». Помогает очень весело провести время. Правила игры Крокодил

Участники делятся на 2 команды.

Поочерёдно от каждой команды выбирается ведущий, или «показывающий». Ему команда соперников предлагает слово.

Ведущий показывает загаданное слово своей команде с помощью пантомимы (жестов и мимики). Команда должна угадать загаданное соперниками слово. Во время показа слова игроки угадывающей команды должны называть слово максимально быстро и предлагать много версий правильного ответа.

Основные правила для ведущего:

  • запрещается произносить какие-либо слова и даже звуки, а также артикулировать губами;
  • слово нельзя собирать по частям, его следует показывать сразу целиком;
  • нельзя показывать на окружающие предметы, прямо или косвенно указывающие на загаданное слово.

Основным критерием выигрыша или проигрыша является время, потраченное на угадывание слов. Команда, потратившая в совокупности меньше времени, считается победившей.

И в конце своей статьи об ассоциациях я хочу порекомендовать 2 отличных ресурса, помогающие в развитии ассоциативного мышления.

Об одном из них я уже упоминала в прошлой статье об ассоциациях (это здесь).

Sociation.org – игра в ассоциации с коллективным разумом.

Это экспериментальный некоммерческий проект, целью которого является собрать самый большой словарь ассоциаций русского языка.

Ещё один ресурс – Сеть Словесных Ассоциаций

Wordassociations.ru – дарит возможность просмотра ассоциаций к какому-либо слову. Каждое слово сопровождается словарными статьями из словарей Д.Ушакова и В. Даля. И даже рисунками. Отличный проект! Очень рекомендую!

Автор и создатель проекта wordassociations.ru Юрий Ротмистров считает:

Слово имеет свою историю. Слово не возникает на пустом месте и не появляется из ничего. Слова в языке не разбросаны хаотично, но образуют прочный наполненный гармонией смысла фундамент.

Язык – это не случайное образование из слов, язык – это целостный мир, в котором живут слова. Здесь они живут по своим правилам и соблюдают свои законы.

Подобно тому, как крепость слагается из тщательно подобранных и обтёсанных камней, язык возникает из упорядочивания слов. Подобно камням храма, прочно связанным раствором глины, слова крепко связаны между собой смысловыми связями.

Слова живут вместе с человеком – они объединяют поколения… Язык – это храм человеческой мысли. Храм, где каждое слово несёт свой неповторимый смысл.

Язык, так же как и храм, дарит человеку бессмертие…

Великие слова!..

МЕТОДИКА «Ответные ассоциации»

Методика предназначена для оценки мышления, для выявления «аффективных комплексов», подвижности или инертности нервных процессов и т. д. В действительности сфера применения этой методики очень ограничена. Она может иметь вспомогательное значение при исследовании легкости или затрудненности ассоциаций, выявлении преобладания содержательных или выхолощенных связей. До начала эксперимента следует приготовить слова ‑ отдельные имена существительные, не имеющие между собой никакой связи. При достаточном умении пользоваться секундомером следует с его помощью отмечать время каждой реакции. Можно, однако, заменить секундомер следующей простой регистрацией: произнеся слово, экспериментатор ритмично ставит точки. Если испытуемый медлит с ответом, точек будет поставлено много; если он отвечает немедленно, не будет поставлено ни одной точки. Задаваемые слова пишутся столбиком, а против оставляется место для ответа. Инструкция: «Я буду вам говорить слова, а вы отвечайте мне на каждое слово любым другим, первым пришедшим в голову словом. Старайтесь отвечать быстрее, не раздумывая, одним каким угодно словом. Понятно?». И сразу же опыт начинается. Если испытуемый пытается отвечать целыми фразами, экспериментатор останавливает его, напоминает, что нужно называть отдельные слова. Если после одного напоминания он продолжает отвечать фразами, экспериментатор продолжает опыт и записывает все, что испытуемый говорит.

ФОРМА ПРОТОКОЛА

Слова Время, с Ответ

Пример:

Чернила
Брат
Трава
Ящик
Клюква
Тигр
Скамья
Гребенка
Самовар
Солома
Книга
Булавка
Огонь
Зонтик
Собака
Медведь
Часы
Усы
Ножницы
Звонок
Календарь

В протоколе регистрируются латентный период реакции ( » 1,5 секунд в норме) и качественные характеристики ответов.

Выделяют: 1) высшие словесные реакции

  • общеконкретные (чашка-блюдце);
  • индивидуально-конкретные (чашка — голубая);
  • абстрактные (чашка- посуда);

2) примитивные словесные реакции

  • созвучные (близкие по звучанию слову-раздражителю);
  • экстрасигнальные (не имеющие отношения к раздражителю);
  • междометные («гм», «ну», «ой» и т.д.);
  • персеверирующие ( повторение одного и того же ответа на ррррр);
  • эхолалические (буквально воспроизводящие слово-раздражитель);
  • атактические (не имеющие какого-либо раздражителя в окружающей среде).

Ассоциации с точки зрения психологии

Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.

Ассоциация как связь

Связь — так это понятие и переводится с латыни. У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами. То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.

Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.

Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций. Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную. А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.

Психофизиологический механизм ассоциаций

Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения. Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи. Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.

Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.

Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:

  • Скорость протекания нервных процессов, определяющая и быстроту рефлекторных реакций. А значит, время и область распространения нервного импульса. Чем выше скорость, тем быстрее и разнообразнее возникают ассоциации.
  • Память и информация, хранящаяся в ней. Чем обширнее и разнообразнее наши знания, тем богаче ассоциации и, соответственно, оригинальнее продукты мышления.
  • Воображение. В процессе рождения ассоциаций возникающие образы могут подвергаться обработке, трансформации, элементы их комбинироваться в новых сочетаниях. Так работает воображение, и созданные им новые образы обогащают нашу память, участвуют в мышлении.
  • Область подсознания. Ассоциативные процессы, в основе которых лежит спонтанное распространение возбуждения в коре головного мозга, распространяясь вглубь, подключают к мышлению уровень подсознания. Так как там хранится огромное количество неосознаваемой нами информации, а целенаправленного доступа к ней нет, то ассоциации – это один из немногих каналов связи с этим таинственным уровнем психики.

Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест. Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями. Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.

ТСЖ – это ассоциация

Простой и понятный, а главное, близкий многим пример – ТСЖ. Товарищество собственников жилья вполне могло бы быть ассоциацией. А что? Согласно определению, которое мы дали, опираясь на толковый словарь, все признаки ассоциации у товарищества имеются. Как оказалось, ответ (один из них) на вопрос, что такое ассоциация, всем нам почти родной.

Надо сказать, что Россия еще не до конца американизировалась, но и у нас есть разнообразные объединения, правда в основном официального толка. На Западе же их просто великое множество. «Ассоциация мужчин того-то», «Ассоциация женщин сего-то». Но оставим это. Что означает ассоциация, мы уже поняли. У нас есть один вариант ответа на вопрос. Переходим к ассоциации как к психологическому термину.

Что такое ассоциация

Ассоциация

– это закономерно возникающая связь между отдельными предметами, явлениями, фактами, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в памяти. Важно, что ассоциации не существуют во внешней действительности, а порождаются человеческим мозгом.

Идея о существовании ассоциаций возникла ещё в античное время, рассуждения об этом есть у Платона, Аристотеля и у других древних мыслителей. Однако в средние века развитие науки во многом остановилось, в том числе и в данной области. Сам термин «ассоциация» ввёл только Джон Локк – английский учёный семнадцатого века.

Как же возникают такие взаимосвязи? Человеческий мозг – сложная машина для обработки информации. Поступающие в него данные подвергаются различной обработке, в том числе анализу, синтезу, сравнению друг с другом. В это время в мозге образуются кратковременные нервные связи, за счёт чего и выявляется сходство каких-либо предметов и явлений.

К примеру, человек видит предмет. Зрительный образ поступает в мозг, который его основательно изучает, при этом он генерирует похожие образы из числа тех, которые человек видел ранее. Так возникает ассоциация.

Таким образом, ассоциация – это результат сосуществования в нашем сознании большого количества образов, между которыми может наличествовать какое-либо сходство.

Нечто похожее можно наблюдать в интернете – в современных поисковых системах. Как только мы начинаем вводить первые буквы запроса, поисковик тут же предлагает возможные варианты, имеющие набранное сочетание букв. Так «в сознании» всемирной сети (или отдельного компьютера) генерируются загруженные ранее «образы», имеющие какое-то сходство с новой информацией.

Ассоциации – продукт развитого абстрактного мышления. Поэтому они свойственны лишь человеческому сознанию и сознанию других высших приматов. На умении строить ассоциации, к примеру, основан язык «йеркиш», имеющий только письменную форму и предназначенный для общения с обезьянами. Чем более развит интеллект у человека, тем большее количество разнообразных ассоциаций к одному предмету он может породить. Известно, что у людей с интеллектуальными нарушениями имеются определённые трудности в понимании связей между предметами.

Изучению ассоциаций посвятил себя И. М. Сеченов, выдающийся русский учёный. Исследуя рефлексы головного мозга, он пришёл к выводу, что ассоциации являются как бы соприкосновением предшествующего рефлекса с последующим.

Связи между явлениями и предметами возникают спонтанно и непрерывно, поскольку ощущения и рефлексы головного мозга тоже возникают непрерывно. Раздражителями, вызывающими ассоциации, могут быть как внешние факторы (увиденное, услышанное и т. д.), так и внутренние (например, боли в животе заставляют вспомнить о съеденном на ночь слишком жирном куске мяса). Раздражителями могут служить даже мысли. Часто бывает, что какая-то случайная мысль порождает целый каскад других мыслей и образов. Английский исследователь Т. Бьюзен метко сравнил ассоциации с фейерверком: сначала возникает одна мысль, которая «взрывается», порождая несколько новых, те тоже «взрываются» и порождают множество очередных мыслей – и так много раз.

Несимметричность матрицы ассоциаций

Ещё одной досадной особенностью дистрибутивных моделей является их симметричность. Т.е. СТУЛ и МЕБЕЛЬ окажутся похожими, но как понять отношение слов друг к другу? Немного помогает кластеризация поверх векторов, но в исходной модели этой информации нет.
Ассоциации несимметричны. Так, например, к слову ЛАЙМ будет сильная ассоциация ФРУКТ. Но обратное неверно — ЛАЙМ если и ассоциируется со словом ФРУКТ, то далеко не в первую очередь. Это связано как с обобщающей ролью слова ФРУКТ в языке, так и с актуальным культурным контекстом жителей России.

Соответственно зеркальность и её количественное выражение являются интересными атрибутами ассоциаций, выгодно отличающих их от чисто статистических инструментов, таких как дистрибутивные модели.

Как можно быстро подобрать ассоциацию к слову

На самом деле, ответ лежит на поверхности. Век высоких технологий открывает для нас большие возможности. Так, для подбора визуальных образов к словам можно использовать
любую поисковую систему в интернете
. Например:

Вариант 1

Заходите в поиск по картинкам, вводите нужное слово и выбираете среди появившихся картинок близкую к нему;

Вариант 2

Вбиваете в строке поиска необходимое слово, в это время Яндекс начинает поиск по созвучным словам и, тем самым, выдает подсказку разных слов похожих и созвучных;

Вариант 3

Находите любые сайты для подбора ассоциативных слов и подбираете нужное.

Правила преобразования в образы по методу ассоциаций

  1. Не подбирать к слову гирлянду синонимов. Например: грусть — печаль — тоска. На первый взгляд, эти слова вроде близкие и ассоциативные, но они не являются четкими и яркими визуальными образами;
  2. Не перебирать множество вариантов. С точки зрения эффективного запоминания, необходимо запоминать быстрее, а для этого лучше использовать первую свободную ассоциацию, которая появляется в воображении.
  3. Создавать образы:
      Яркие— чем насыщеннее, ярче, тем лучше.
  4. Крупные — независимо от того, что конкретно вы представляете. Даже если это мелкий предмет, то в воображении он должен быть крупным.
  5. Цветные — лучше представлять образы такими, какие они есть в реальной жизни, то есть естественными по цвету.
  6. Объемные — то есть не плоские, а как 3D-картинки.
  7. Детальные — можно представлять не совсем подробными, достаточно видеть предмет в очертаниях.

Следует отметить, что большинство людей при обучении методу ассоциаций испытывают сложности в подборе ярких визуальных образов к слову, поэтому мы поделимся маленькими секретами, которые помогут сделать это намного быстрее и легче.

Как происходит преобразование информации в визуальные образы?

Преобразование информации в визуальные образы происходит через ассоциации. Мы ассоциируем все: числа, геометрические фигуры, цвета, действия. Любую информацию можно представить в виде образов. Для этого существует множество ассоциативных приемов.

Однако не все они могут быть применимы для запоминания информации с помощью мнемотехнических методов. Разделим на 2 группы и рассмотрим более подробно.

Группа I. Общие приемы ассоциаций

  1. Словообразовательные
    — это когда слова образуются от однокоренных слов (синий — синяк, синь).
  2. Парадигматические
    — это когда мы используем слова, которые используются в рамках одной парадигмы (стол — стул).
  3. Синтагматический
    — это ассоциации, которые употребляются с другими похожими словами в рамках одного контекста (яблоко — красное; облако — белое).
  4. Тематические
    — это слова в рамках одной тематики (темно — ночь).
  5. Цитатные
    — это когда мы используем слова в рамках одной фразы, стихотворения, известного произведения, который на слуху (голубой — вагон, старик — море).
  6. Грамматические
    — это когда мы путем видоизменения слова, приставки, окончания, суффикса используем полученные слова (слон — слона, бежать — бегать).

Группа II. Ассоциативные способы для применения в мнемотехнике

  1. Визуальные —
    это когда мы кодируем информацию визуально похожим на этот вид информации образом. Например, цифра 7 похожа на косу, 2 — на лебедя. Этот способ используется для запоминания каких-то абстрактных картинок, рисунков, иероглифов, цифр.
  2. Фонетические.
    Этот
    прием ассоциаций является самым популярным при преобразовании и используется для запоминания имен, текстов, формул, терминов и английских слов. Преобразование происходит:
      на уровне рифмы(торт, порт, сорт);
  3. по созвучию — это когда просто совпадают некоторые буквы (Анна — вАННА, крот — КРОвать).
  4. Контекстные
    — это когда мы вспоминаем последовательность образов друг за другом исходя из конкретного контекста. Например, пьедестал — кубок, медаль, грамота, спортсмен).
  5. Личные —
    это когда из жизненных событий вы вспоминаете образ, который ярко напоминает вам то или иное слово или кусок информации. Например, Лена — рыбалка. Допустим, что у вас была такая девочка в классе, которая постоянно прогуливала уроки из-за рыбалки.
  6. Символьные
    — это когда у слова нет конкретного образа, оно является абстрактным, его нет в нашем реальном мире, нельзя потрогать. Метод ассоциаций позволяет создать на такие слова конкретные картинки. Например, любовь — сердце, победа — кубок).

Важно! Чтобы не допустить ошибки в использовании ассоциаций, необходимо придерживаться определенных правил.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]