В прошлый раз мы рассматривали особенности взаимодействия с ребёнком с рождения и до года и выяснили, что в этот период для ребёнка важно чувствовать безопасность и заботу, знать, что его ждали и ему рады, так у него формируется доверие к миру. Прекрасно, если родителям удалось откликаться на зов малыша, создать для него комфортные условия, окружить его любовью и заботой. Теперь малыш подрос, уже быстро передвигается, тянет всё в рот, «и теряется повсюду, и находится везде». Что же важно теперь для него, ведь он уже не хочет только и делать, что сидеть у мамы на ручках? Начинается самый важный, самый интересный и самый непростой период в жизни человека — возраст от года до трёх лет.
Хотелось бы напомнить, что данный цикл статей раскрывает особенности воспитания с точки зрения формирования устойчивой психики ребёнка и вместе с тем развития гармоничной личности.
Какие качества закладываются от одного до трёх лет, и как себя вести родителям? Следует отметить, что всё, что происходит с ребенком до трёх-четырёх лет, идёт в подсознание, паттерны поведения уходят глубоко, и изменить их крайне трудно. Человек часто не помнит, откуда у него взялся тот или иной страх, комплекс или привычка, а причина зачастую скрывается именно в этом возрасте.
Людмила Петрановская подчёркивает, что от года до трёх лет дети терпят наибольшее количество неудач, демонстрируя невероятное упорство. Если бы взрослый человек терпел в течение дня столько неудач, то он бы забросил начатое и, скорее всего, никогда бы больше к этому не вернулся. Дети же пробуют сделать что-то до тех пор, пока у них не получится задуманное (надеть колечко на палочку, вставить фигурку в отверстие, перелить воду из одной ёмкости в другую и так далее), если, конечно, родители корректно себя поведут.
При этом, согласно теории Эрика Эриксона, в период от одного до трёх лет ребенок либо обретает автономию (самостоятельность), либо у него формируется стыд и сомнения в своих силах. В этот период ребёнок начинает самостоятельно ходить, одеваться, есть, выражать мысли. И если ему мешать это делать, то он привыкнет быть несамостоятельным, то есть сформируется устойчивая зависимость от других. При этом, если деятельность ребёнка подавляется с угрозами, упрёками, обвинениями, его неудачи постоянно подчёркиваются, а успехи игнорируются, у него сформируется стыд за каждое своё действие, хотя такого быть не должно, и сомнения в собственных силах. Естественно, таким человеком потом легко управлять хоть с экрана телевизора, хоть прямым указанием.
Когда ребёнку удаётся сделать что-то самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребёнок постоянно терпит неудачи, и его за это ругают или наказывают, он привыкает испытывать стыд и сомнения.
Итак, как родителям помочь ребёнку в этот непростой и важный период жизни? Так как ребёнок постоянно пробует сделать что-то новое, и у него не сразу получается, и, естественно, он расстраивается из-за этого, родители должны выполнять функцию некоего аккумулятора позитивного настроения и уверенности для ребёнка. Иными словами, у малыша должна быть эмоциональная поддержка в моменты отчаяния.
Допустим, он пробует надеть колечко на палочку снова и снова и тут бросает, расстраивается. В этот момент взрослому следует обнять его, сказать: «Давай попробуем ещё вместе». Любыми способами нужно пробовать закончить игру на радостной ноте, может быть, упростить задачу и, конечно, порадоваться вместе с ним его успеху.
В то же время крайне важно позволять малышу делать всё самостоятельно, не гасить это желание, особенно страхами: «Куда лезешь, ты ещё маленький! Тебе туда нельзя! Там опасно!», и так далее. Лучше создать для него благоприятную среду с оптимальным уровнем безопасности. Во-первых, малыш далеко не всегда понимает значения слов, во-вторых, лучше говорить, как делать надо, а не НЕ надо. Говоря, как делать НЕ надо, мы даём инструкцию, что куда засунуть, чтобы было плохо, но не даём инструкцию, как поступить правильно.
Поэтому лучше делать акцент на правильных инструкциях. Вместо «не лезь туда» — «иди сюда»; вместо «не беги» — «иди спокойно»; и тому подобное. И самое интересное, что было доказано еще Выготским Л.С. и его единомышленниками, что самостоятельность развивается по следующему алгоритму: сначала малыш делает что-то по речевому указанию взрослого; затем, что многих удивляет, ребенку нужно поруководить другими; и только после этого он начинает делать это самостоятельно. Часто родителям не нравится этот второй этап, мол, ты сам ещё ничего не умеешь, а уже руководишь, но так он учится, такова особенность. Поэтому нужно быть терпимым к малышам и не препятствовать развитию их самостоятельности.
Одним из ключевых моментов является общение с ребёнком из сильной позиции. Это не значит «я сказал», «слушай меня», здесь имеется в виду уверенность родителя в своих действиях, в своих запретах, словах. При этом родитель действительно может не знать, как поступить, и часто, к сожалению, срывается на малыша и просто на него кричит. Вот такое поведение сигнализирует о слабой позиции, это, скорее, крик о помощи и перекладывание ответственности на ребёнка: мол, я не знаю, как поступить, ты должен это прекратить, решить проблему за меня. Для ребёнка это слишком сильный стресс, он не готов ещё ничего решать и в три года, наверное, не должен делать это за тридцатилетнего папу или маму. Поэтому, даже если не знаете, как поступить, пытайтесь любым способом выйти из ситуации взрослым человеком.
Бывает, что мы что-то запретили, а потом поняли, что погорячились. В этом случае лучше сказать из сильной позиции: «Знаешь, я сразу не поняла, что для тебя это очень важно, а теперь вижу, поэтому сделаем, как ты хочешь»; вместо ответа из слабой позиции: «Всё, ты меня достал! Делай, как хочешь!». Так не размываются границы между ребёнком и родителем, он знает, что мама и папа всегда помогут, они сильные и, если что, найдут выход из любой ситуации, с ними я в безопасности.
Волшебная таблетка
Кто из нас не мечтал в детстве о волшебной таблетке для осуществления какой-нибудь мечты? Это же так здорово – съел таблетку, и все возможные знания у тебя в голове. Или, например, научился на скрипке играть. Ну, либо просто стал хорошим человеком. Только вот в реальной жизни не всё так просто. Для того, чтобы измениться в лучшую сторону, нужно долго и упорно работать над собой.
А причём здесь мы? Разговор ведь о воспитании детей, не так ли? Почему-то некоторые родители считают, что ребёнок родился, растёт, времени ещё много до того момента, как он придёт и скажет: «Мама, папа, я теперь взрослый.» А это значит, что с воспитанием можно не торопиться, успеется. Или же думают, что однажды случится чудо и их чадо вдруг станет замечательным человеком и вообще уникальной личностью. Только и здесь нужно поработать. Через все преодолимые и непреодолимые преграды перелезать, пубертатные периоды переживать и работать, работать. Ведь если вы хотите, чтобы ваш чудесный малыш стал не менее замечательным человеком, знайте, что ваш вклад в это преображение должен быть огромным. И начинать нужно как можно раньше.
Нравственность в 3 и 4 года
В процессе формирования личности очень важно придерживаться нравственному воспитанию. Именно оно должно выработать у детей такие качества: честность, чуткость и отзывчивость, готовность оказать поддержку, вежливость и дисциплина.
Большое влияние на детей оказывает поведение взрослых, а также литературных персонажей. Родители должны приучать ребёнка к чувству патриотизма и рассказывать об истории и главных традициях своей страны.
В таком возрасте также будет важно ввести малыша в коллектив, к примеру, в детский сад. В этом случае у него сформируется чувство дружбы и товарищества.
Немного отличны методы воспитания мальчиков и девочек в три-четыре года. Мальчик должен знать о том, что он добрый и сильный, для девочки же идеальным примером будет служить мама.
А также нужно обязательно помнить и о физическом развитии. Так, спорт — это не только польза для здоровья, но также хорошее влияние на эмоциональное состояние и развитие воли у ребёнка.
Ошибки родителей
Некоторые родители могут совершать значительные ошибки при воспитании своего чада:
- Не нужно следовать стереотипам. Нужно уважать чувства ребёнка, не опираясь на его половую принадлежность.
- Запрещено ограничивать развитие малыша из-за полового различия. Мальчику в этом случае вовсе не обязательно играть с машинками, а девочки с куклами. Пусть они проводят весело своё время с теми игрушками, которые вызывают у них повышенный интерес.
- Неправильно судить ребёнка из-за несоответствующего общим маркам поведения. К примеру, произносить такие фразы, как «разнылся как девчонка» либо «дерёшься как мальчишка», категорически запрещено. У ребёнка следует формировать уважительное отношение к представителям противоположенного пола.
Эстетическое развитие
Сюда относится формирование у малыша хорошего вкуса, чувства красоты к окружающим предметам, а также раскрытие творческого потенциала. Нужно заниматься творческим воспитанием малыша даже в том случае, когда вы думаете, что в вашей семье совсем нет творческих людей и малышу это не нужно. Эстетическое воспитание не поможет родителю вырастить музыканта либо художника. Это всего лишь один из факторов воспитания образованного и полноценного человека с правильными жизненными принципами.
С первых месяцев малыш просто обожает слушать приятную музыку. Дети слышат и слушают музыку с самого появления на свет. Сначала они просто её слушают, после начинают подпевать, а со временем добавляют к этому движения и танцы. Для детей младше трёхлетнего возраста лучше всего использовать классику, звуки природы, детские песенки. Нужно в обязательном порядке читать стихи, учить их с детьми, читать сказки народов мира, рассказывать загадки.
Рисование красками и пальцами, лепка из пластилина, создание особых аппликаций занимает особое место в жизни ребёнка. Через такие занятия он начинает ощущать прекрасное. При занятиях художественными подделками, чадо начинает выражать своё чувство окружающего мира. Это очень важно для его нормального развития.
Ближе к возрасту одного года можно начать рисовать пальчиковыми красками, в полтора года активно используются фломастеры, карандаши, восковые мелки, лепка. В два года прибавляется ещё один способ — рисование красками, простая работа с картоном и цветной бумагой и создание поделок из подручных материалов.
Воспитание ребёнка в первые годы его жизни — это довольно сложный, но при этом увлекательный процесс. Нужно любить своего ребёнка, стараться уделять ему больше времени, проявлять внимание и заботу, так как именно от понимающего и любящего родителя будет зависеть будущее малыша.
Воспитание ребёнка до года
Что вообще представляет из себя воспитание маленького человечка? Здесь речь идёт не столько о самой дисциплине, сколько о закладке необходимой для развития малыша базы. Когда ребёнок правильно и своевременно развивается, у него здоровая психика, а это значит, что и воспитание с первых дней происходит естественным образом.
В первый год жизни родители ходят на приём к педиатру каждый месяц, чтобы оценить то, как развивается их малыш. И врач помимо всего прочего оценивает нервно-психическое развитие ребёнка. Каждый месяц у малыша должны появляться новые навыки, которые помогают определить его нормальное развитие. Когда выявляют отсутствие или же отставание в появлении навыков, рекомендуют родителям уделить более пристальное внимание развитию их чада. Психологи утверждают: «Все проблемы родом из детства.» Чтобы обеспечить своему ребёнку гармоничное развитие и полноценную жизнь в будущем, нужно начинать с самого рождения.
Формирование авторитета взрослого
Взрослый для детей— абсолютный авторитет. Формирование самостоятельности нельзя превращать во вседозволенность. Важно научить малыша моментально реагировать на слово «нельзя». Взрослые должны четко разграничивать сферы допустимого, использовать разную интонацию, чтобы закрепить у дошкольника правильную реакцию. Если малыш делает что-то опасное или вредное, нужно его отругать, но не кричать, а только изменить интонацию на строгую. Крика он испугается, а строгий тон вызовет у него ощущение дискомфорта. Он будет стараться избегать его и быстро поймет, какие поступки вызывают негативную реакцию.
Психология ребенка в 2 года позволяет сформировать понимание авторитета, которому нужно подчиняться. Чтобы добиться этого, начинать очерчивание границ нужно сразу, как только малыш начнет ползать и его поле деятельности значительно расширится. Сформировать авторитет взрослого следует до посещения детского сада— это поможет малышу легче адаптироваться к необходимости следовать указаниям воспитательницы.
Воспитание новорождённого. С чего начать?
Есть несколько правил, которых нужно придерживаться, чтобы заложить основы правильного воспитания ребёнка.
- Позитивно относиться к новой жизненной роли. Теперь вы родители. И только тогда, когда вы с удовольствием будете выполняться свои родительские обязанности, в вашей семье будет царить радостная атмосфера тепла и спокойствия, что очень важно для формирования здоровой психики малыша.
- Учиться понимать, что нужно ребёнку. В самом начале это будет сложно. Разговаривать малыш не может, а его плач пока не имеет тех оттенков, которые мама будет различать уже спустя какое-то время. Важно реагировать на плач ребёнка, ведь это его способ показать, что ему что-то нужно. Со временем вы научитесь быстро определять, чего именно он хочет.
- Создавать прочную связь с малышом. Это, пожалуй, самое главное правило. Связь малыша с мамой начинает формироваться с первых минут его жизни, когда он получает первые капли ценного молозива из материнской груди. И для того, чтобы ребёнок развивался, рос здоровым и чувствовал себя комфортно, необходимо поддерживать эту связь.
Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого
Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года. Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого.
Совет: многие родители любят сюсюкать с ребенком. Это не совсем правильно. Общаться с малышом нужно, как со взрослым, при этом избегая сухости и грубости в голосе. Дарите малышу хорошее настроение.
Ребенок должен беспрекословно выполнять слово нельзя
Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.
Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию.
Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.
Родители должны сохранять терпение
Как сформировать связь с малышом?
Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо. И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?
- Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.
- Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.
- Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.
- Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.
- Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.
- Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны. На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.
Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.
Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.
Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.
И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.
Что нужно знать родителям о воспитании
Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую одежду будут сопровождаться истериками.
Лучшие книги по воспитанию
Чтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:
- Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
- При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею. В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
- Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
- Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.
Совет: Поощряйте у детей желание подражать родителям. Покормив игрушки, ребенок может захотеть помыть посуду, пусть даже понарошку. Позвольте ему это сделать.
В 2-3 года дети копируют поведение старших
Гигиена, массаж и гимнастика. Роль в воспитании детей от 0 до 3 лет
Всем нам известно, как важны для здоровья гигиенические процедуры. Грязь на теле может привести к возникновению заболеваний, а этого мало кто хочет. Поэтому с детства родители нас приучают к тому, чтобы мы следили за чистотой собственного тела. Изначально за гигиеной следят родители, потом они помогают детям помыться или, например, зубы почистить. А уже после ребёнок привыкает самостоятельно приводить себя в порядок.
Когда мама следит за чистотой своего малыша, подмывая его, она выполняет сразу несколько задач, которые представлены ниже:
- Профилактика заболеваний, которые могут возникнуть из-за загрязнения кожи малыша. Как известно, в тепле бактерии быстро размножаются, а кал помимо всего прочего — отличная среда для их жизнедеятельности.
- Профилактика опрелостей. Кожа новорождённого очень нежная. Памперс, когда он наполнен, не даёт ей дышать и оказывает термический эффект. При недостаточно частой смене памперсов могут возникать опрелости, и в некоторых случаях к ним даже присоединяются бактерии или грибки. Говорят, что опрелости характеризуют ответственность мамы, но порой, даже при тщательном соблюдении всех правил гигиены новорождённого, они могут возникнуть. Но это не значит, что профилактику проводить не нужно.
- Контакт матери и ребёнка. Нежные прикосновения мамы действуют успокаивающе на малыша.
- Формирование будущей привычки. Проводя регулярно гигиенические процедуры, мама изначально приучает ребёнка к чистоте. Малыш привыкает к наличию таких процедур в его жизни. Подрастая, он уже хочет самостоятельно в них поучаствовать. А уже во взрослом состоянии это будет его образом жизни.
К тому же вода благоприятно сказывается на нервно-психическом развитии малыша. Купание детей рекомендуют проводить именно в вечернее время перед сном, потому что оно расслабляет и успокаивает.
Массаж и гимнастика также полезны для здоровья малыша.
- Во-первых, они оказывают воздействие на костно-мышечный аппарат, способствуя нормальному развитию костей и поддержанию мышц в тонусе.
- Во-вторых, улучшают кровообращение, а это приводит к более качественному снабжению органов и тканей кислородом.
- В-третьих, они, при регулярном проведении, становятся частью режима дня ребёнка.
Как воспитывать правильно: советы психолога
Психология выделяет этот вид воспитания как крайне важный, поэтому нравственное воспитание следует начинать с первых трех лет жизни. В психологии главным фактором в становлении нравственности ребенка считается формирование хороших отношений с другими детьми и взрослыми.
Каждый ребенок перенимает поведение взрослых, соответственно, главный из аспектов хорошего воспитания – правильное поведение матери и отца в семье.
С ранних лет нужно начинать прививать уважение, общительность, приветливое обращение с людьми, развивать сочувствие, умение считаться с окружающими, потребность в помощи другим.
Поговорим о режиме дня
Раньше к режиму относились со всей ответственностью. Был режим кормления младенцев – строго по часам. И не важно, кричит ли малыш от голода или же, наоборот, есть не хочет, его нужно кормить по часам. Если ему надо по времени спать, нужно его срочно уложить. Ничего страшного, что он бодр и весел, а сна ни в одном глазу. Надо уложить, и точка – режим ведь.
Сейчас к этому отношение изменилось. Наблюдая дистрофичных и нервных младенцев, врачи пришли к выводу, что у каждого ребёнка свой режим, который зависит от индивидуальных особенностей. И если какому-то малышу нужно 6 кормлений в день, то другому – все 8. Кто-то съедает побольше, кто-то поменьше. Некоторые дети сохраняют три периода сна до года, а другие могут к этому времени спать всего 1 или 2 раза.
Для того, чтобы определились временные границы подъёма и засыпания, родителям не нужно ставить перед собой какие-то цели. Уложить в 21:00 или в 21:30. Ребёнок в раннем возрасте осуществляет всю свою деятельность по потребностям своего организма. Ест, когда голоден, играет, когда бодр, и спит, когда устал. Понемногу корректируя временные рамки, родители увидят, что ребёнок сам может просыпаться и засыпать в определённое время. Также и с кормлением. Со временем у ребёнка формируется его личный режим питания, который будет постепенно меняться по мере его взросления.
Воспитание ребенка от полугода
С шести месяцев начинается время активного физического развития грудничка.
Любознательный карапуз учится самостоятельно сидеть, ползать и обследовать содержимое шкафов и тумбочек.
Задача родителей в этот период — способствовать крохе изучать окружающий мир, приучать к чистоплотности (обязательное мытье ручек, личика) и аккуратности (надевание нагрудничка, смена одежды).
Особое внимание должна заслуживать игровая деятельность и развитие слуховой памяти (музыкальные игрушки и развивающие центры как нельзя лучше подходят малышам).
Регулярные занятия помогают ребенку понять принцип и смысл ладушек, колокольчика, простейших игр с мячом. Важным для грудничка является поиск на лице глазок, носика, ротика, щечек. Можно находить их у игрушек, кукол, затем у окружающих его людей и только в конце у самого малыша.
Шестимесячный ребенок должен поворачивать голову в сторону того взрослого, которого спрашивают (Где мама? Где папа? Где бабушка и дедушка?). Ребенок от шести месяцев начинает понимать речь взрослых, может подражать некоторым звукам.
Что умеет делать ребенок от шести месяцев?
7 месяцев — формирование умения ползать и самостоятельно передвигаться по манежу и комнате.
8 месяцев — активное ползание, узнавание своих и чужих, собирание простых игрушек (пирамидки, кубики), подражание животным, рассматривание ярких книжек.
9—10 месяцев — проба первых шагов, умение действовать двумя предметами одновременно (держать ложку и играть с игрушкой).
11—12 месяцев — более уверенное прямохождение, улучшенное произношение отдельных слогов. Развитые фантазии с играми (кроха возится с кухонной посудой, прищепками, платочками и другими атрибутами интерьера, не предназначенными для детских игр).
Период от шести месяцев и выше запоминается чутким и внимательным отношением мамы к ребенку и развитием навыков мелкой моторики крохи.
Воспитание ребёнка до года. Трудные дети
Многие родители любят сравнивать своих детей с чужими. Они следят за тем, как быстро появляются новые навыки у соседских детей или же у их собственных, сравнивают характеры. И некоторые родители открывают для себя, что их ребёнок трудный.
В одной книге я как-то вычитала, что нет трудных детей. Есть дети с повышенными потребностями. Согласитесь, не очень хочется признавать своего любимого малыша беспокойным, капризным или трудным. А вот когда речь идёт о повышенных потребностях ребёнка, ситуация принимает другой оборот. Выходит, у каждого ребёнка свой собственный уровень потребностей. У некоторых детей он может быть повышенным. Такие детки требуют постоянного внимания родителей, нервно реагируют на смену обстановки или появление в их окружении новых людей. Они не могут сами успокоиться или заснуть и очень энергичны. При этом родители никогда не знают, чего ожидать от них и всё время ищут новые способы успокоить и развлечь. И это совершенно не значит, что с ними нужно бороться и пытаться сделать их «нормальными».
Более того, считается, что ребёнок, который в детстве «купается» во внимании родителей (а что ещё родителям остаётся), вырастает более уверенным в себе, знает, чего хочет от жизни, и умеет достигать своих целей.
Общение с таким ребёнком для его же родителей – ценный опыт. Они учатся удовлетворять потребности их чада разными способами, привыкают к жизни в тесном контакте с малышом. Самое главное, помнить, что нужно получать удовольствие от общения с ребёнком и не принимать всё близко к сердцу. Со временем, когда ребёнок будет более самостоятельным, родителям будет даже не хватать той тесной связи, к которой они привыкли.
Основные задачи
Чтобы любознательность малыша не привела к плохим последствиям, нужно воспользоваться особой методикой:
- Разрешите малышу познавать окружающий мир. Если же ему что-то запрещено брать в руки, то нужно сделать так, чтобы такая вещь просто не попадала ему на глаза.
- Нужно активно участвовать в познавательном развитии маленького ребёнка. К примеру, если малышу вдруг захотелось залезть на шкаф, то вы можете сделать это вместе с ним.
- Не нужно сразу же бросаться на помощь к малышу, если он вдруг упал. Падение — это обязательный этап для развития ориентирования в окружающем пространстве.
Психология и советы
При воспитании очень важно прислушаться к советам психолога и соблюдать их:
- Оказывайте малышу помощь в его исследовании окружающего мира. Детям в таком возрасте интересна любая деталь, поэтому главная задача взрослого — активно поощрять все проявления его заинтересованности.
- Создавайте у ребёнка ощущение безопасности. Нужно научить его самостоятельно справляться с эмоциями, но при этом всегда помните о проблемах детского страха. Родители должны помочь малышу выработать конструктивное отношение к нему.
- Создание правильной самооценки. Процесс активного формирования личности длится от 2,5 до 3 лет. При этом родитель должен спокойно указывать на все ошибки, но ни в коем случае не должен ни с кем сравнивать малыша либо вырабатывать у него чувство вины.
- Старайтесь развить только сильные стороны характера малыша и проработать слабые.
- Побуждение самостоятельного действия. Покажите ребёнку все преимущества самостоятельного поведения.
При воспитании детей от 0 до 3 лет важно придерживаться определённых правил
Не стоит считать, что дисциплина – это чёткое «нельзя» или «можно». Это, скорее, определённый стиль жизни человека. И, как уже говорилось ранее, воспитание, а с ним и дисциплина начинают закладываться у ребёнка с первых дней его жизни. Есть правила, которых стоит придерживаться всем родителям, когда они начинают сталкиваться с первыми проявлениями характера их маленького человечка:
- Спокойствие. Это, вообще, очень важный принцип в общении с ребёнком. Излишняя эмоциональность, направленная на малыша, со временем может сформировать невротические состояния у него. Да и не может пока ребёнок понять причины недовольства или страха родителей. А крик и вовсе его собьёт с толку. Это очень сложно, но необходимо – научиться сдерживать свои эмоции (даже если это практически невозможно, даже если весь пол на кухне в молоке, а телефон чуть не отправился в унитаз) и спокойно поговорить с ребёнком, при необходимости переключив его на что-то более безопасное.
- Вовремя установите ограничения. Родителям порой сложно отказать своему ребёнку, но важно донести до него, что есть то, что делать можно, и то, что делать нельзя. Нужно уметь отвечать «нет». При этом важно помнить, что малыш ещё не способен сразу понять, чего от него хотят. Родителям предстоит объяснить ребёнку на понятном ему языке, почему же ему не стоит делать что-то. Как пример, можно взять случай с горячим чаем. Вы устанете отдергивать ручки ребёнка от чашки или отодвигать её подальше, пока, наконец, не дадите ему понять, что такое «горячо». По мере накопления собственного опыта, малыш уже сможет понимать причины запретов в отношении определённых действий.
- Если запреты не помогают, предложите ребёнку альтернативу. Это может быть любая игрушка, способная переключить внимание, или же какое-то новое действие, которое отвлечёт его от предыдущего. Внимание ребёнка несложно переключить, потому что в маленьком возрасте дети очень пластичны и открыты для познания окружающего их мира. То, что они всё исследуют, как раз свидетельствует о том, что их развитие в норме.
- Не давайте ребёнку доводить себя до истерик. Что такое истерика? Это состояние, которое малышам контролировать уже невозможно. Бьющийся в истерике ребёнок в большинстве случаев даже не может сам успокоиться. Ему требуется помощь родителей. Но ведь истерика – это кульминационный момент. А перед ней ребёнок какое-то время капризничает или плачет. Родителям необходимо следить за состоянием своего малыша и вовремя предотвратить то состояние, когда он уже не сможет регулировать свои эмоции. Самое главное, родителям самим нужно сохранять спокойствие. Только так можно преодолеть все капризы и плач и обойтись без истерик. К слову, когда у ребёнка уже началось это состояние, успокоить его крайне сложно. И если малыша взять на руки, гладить и говорить ему что-то тихим голосом, не позволяя своим эмоциям вырываться наружу, он через какое-то время затихает сам, замирает на руках у родителей. А уже после нужно понять, из-за чего вообще ребёнок начал истерику. Может, в каком-то случае было бы достаточно немного уступить желаниям малыша, или же отвлечь его какой-то игрой, или просто уделить ему внимание.
- Контролируйте агрессию. Такое поведение ребёнка может быть своеобразным способом привлечения внимания. Чтобы это не превратилось в дурную привычку, родителям нужно во время таких действий снова переключить малыша. Каким образом? Покажите ему пример ласкового и нежного отношения на собственном примере. Поцелуйте, погладьте ребёнка. Предложите малышу самому погладить игрушку или кого-то из родителей. Дети любят ласку, они чувствуют её и тянутся к ней. Ребёнку самому понравится потом проявлять нежность. В моменты агрессии ребёнка важно сохранять спокойствие. Реагируя на такое поведения негативно и даже агрессивно (шлёпнув ребёнка или укусив его в ответ – да-да, бывает и такое), родители подают ему очередной пример и в следующий раз малыш повторит свои действия.
Можно ещё пару слов сказать о сосании пальца. Эта тема всегда вызывает много споров. Нужно отметить, что сосание пальца – само по себе безвредное действие в раннем возрасте. У новорождённых развит сосательный рефлекс. Более того, сам процесс сосания успокаивает малыша. А палец рядом, его можно в любой момент в ротик сунуть. Переживать стоит тогда, когда ребёнок не прекращает эту привычку после двух лет. Ещё стоит понаблюдать за ребёнком ночью. Тревожный признак, когда малыш сосёт свой палец всю ночь. И тут нужно его переключать. Подкладывать какую-нибудь игрушку, чтобы он её обнимал, в дневное время играть с ним, чтобы он отвлекался. И не одёргивать резко ребёнка, потому что это может лишь укрепить его привычку.
В заключение хотелось бы сказать, что всё, что вы закладываете в вашего малыша сейчас, расцветёт в нём в будущем и обязательно найдёт свой отклик. Поэтому запаситесь терпением, будьте спокойны и дарите ему всю свою любовь.
Приучение малыша к самостоятельности
Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность. В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество.
Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.
Приучение к самостоятельности – важный элемент воспитания
В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником.
Важно: У ребенка не получится сделать все правильно с первого раза. Будьте готовы к этому и проявите терпение. Очень важно вырастить уверенного в себе, не закомплексованного человека.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.
Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.
Оставить комментарий
Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту
Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.
Воспитание ребенка согласно его темпераменту
Если в доме растет малыш, то следует учитывать его индивидуальные особенности нервной системы и видеть в нем личность.
Для этого отлично подойдет знание типов темперамента, характеризующих его поведение, умственную деятельность и эмоциональность.
Выделяют 4 темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Различные особенности нервной системы (сила — слабость, активность — малая подвижность, выдержанность — вспыльчивость) воздействуют на особенности поведения. Но это не относится к характеру детей.
Как воспитывать холерика?
Холерики чрезвычайно активны, вспыльчивы, агрессивны, прямолинейны в общении и крайне обидчивы. Монотонная работа не для них. В коллективах являются лидерами и зачинщиками всевозможных проделок.
Для воспитания маленького холерика взрослым следует соблюдать ряд следующих правил:
- беседы с ребенком ведутся спокойным и вежливым тоном;
- полезные хобби и занятия спортом оказывают положительное влияние на двигательную активность малыша;
- следует ограничить занятия, возбуждающие нервную систему;
- ребенок должен соблюдать режим дня;
- спокойные развлечения помогают сосредотачиваться;
- нужно обучать карапуза доводить начатое дело до конца.
Холерики — люди настроения.
Как воспитывать сангвиника?
Уравновешенные, активные, жизнерадостные. Такие дети общительные и являются душой компании.
Особенности воспитания сангвиника:
- взрослым следует контролировать действия и поступки малыша;
- развитие терпения и упорства у малыша, формирование интересов ребенка позволит в будущем доводить начатое дело до конца;
- хвалить малышей нужно заслуженно.
Энтузиасты по жизни настойчивы в достижении поставленных целей и спокойно переносят неудачи и неприятности.
Как воспитывать флегматика?
Дети подобного типа темперамента отличаются уравновешенностью, инертностью и малоэмоциональностью. Дети-флегматики настойчиво идут к поставленной цели, их трудно в чем-то переубедить, они медленно привыкают к новой обстановке.
Для воспитания маленького флегматика взрослым не помешают следующие правила:
- взрослым следует почаще хвалить малыша и поощрять его действия;
- мамам и папам ни в коем случае нельзя раздражаться и реагировать на чрезвычайную медлительность;
- ребенка следует учить грамотно распределять свое время;
- занятия с крохой подвижными играми стимулируют его проявлять инициативу.
Многие родители беспокоятся: как успокоить ребенка во время истерики? Всегда сначала нужно найти и понять истинную причину стресса малыша, после чего стоит принять ряд мер, которые помогут не только привести ребенка в чувство, но и минимизировать подобные всплески эмоций в будущем. Когда стоит применять Дюфалак при грудном вскармливании? читайте в этой статье.
Как воспитать меланхолика?
Мягкие, послушные, нерешительные, стеснительные и в то же время отзывчивые, старательные и добрые малыши-меланхолики отличаются замкнутостью, неуверенностью в себе и низкой активностью. Очень критичные и с недоверием относятся к окружающему миру, болезненно переживают свои неурядицы.
Чтобы воспитать карапуза-меланхолика, нужно запастись изрядной долей терпения:
- говорить с детьми следует спокойным и ровным тоном (кричать нельзя);
- для поднятия самооценки и уверенности нужно часто хвалить малыша;
- кроху следует окружить ореолом любви и теплоты (ребенок будет чувствовать себя нужным);
- ни в коем случае нельзя прилюдно стыдить или ругать ребенка, в противном случае он замкнется.
Несмотря на то что существуют основные особенности темперамента, психологи выделяют множество промежуточных типов.
Многие мамы и папы после рождения ребенка ищут ответы на многие вопросы по поводу воспитания карапуза. Статья помогает выделить основные особенности развития и желаемые действия со стороны взрослых, необходимые для гармоничного развития малыша.
Эмоциональная сторона вопроса
Эмоциональная палитра малышей в возрасте 1-2 лет все еще весьма ограничена. В частности, как усталость, так и недовольство, наряду с прочими негативными эмоциями, пока проявляются в капризах и плаче. Зато если ребенку происходящее нравится, то он начинает заливисто смеяться. При этом не исключены ситуации, когда эмоции у ребенка сменяются настолько быстро, что начинают попросту накладываться друг на друга. Это также нередко оборачивается криками и шумом. Поэтому от родителей требуется своевременно утешать, успокаивать и отвлекать ребенка, чтобы помочь ему в преодолении той самой бури чувств. Так постепенно он научится управлять своими эмоциями и контролировать их.
Хотя не лишен возраст в 1,5 года и проявлений капризов – нередко малыши начинают не просто кричать, но и топать ногами, выражая свое недовольство и отстаивая свою позицию. На них тоже нужно реагировать правильно.
РАЗВИВАЕМ ТАЛАНТЫ ПО МЕТОДИКЕ СИНИТИ СУЗУКИ
Этот автор являлся японским скрипачом. Им была основана школа талантов. По его убеждению, музыкальность не является проявлением таланта, а представляет собой лишь способность, которую можно и важно развивать. Для него игра на различных инструментах сродни обучению основам родной речи и в достижении цели в обоих случаях нет никакой принципиальной разницы. Некоторые его методику называют «Метод родного языка». Его воспитанники блестяще играли на скрипке, восхищая своей игрой рядом присутствующих людей. Это в полной мере доказывает то, что подобная методика имеет право на существование. Принципиальные моменты методики: 1. Основа обучающего процесса лежит в любви, заботе и внимании родителей. Доброжелательность атмосферы будет способствовать тому, что способности ребенка раскроются в полной мере. 2. Начало привития любви к музыке должно идти с момента его рождения. 3. Обучение музыке предполагает присутствие многократных повторений, а это будет способствовать развитию трудолюбия. Ребенок научится понимать смысл того произведения, которое он исполняет. 4. Обучение должно рассматриваться, как игра, а не прямая обязанность. Тогда этот процесс для ребенка будет только в радость.
Секрет счастья
Я глубоко убеждена, что новоиспеченные родители должны пустить все свои силы не на воспитание и развитие ребенка, а на собственную адаптацию к новым условиям жизни.
Поверьте, если вы освоите эти четыре пункта, то ваш ребенок сам собой, без всяких карточек и скрипок будет отлично развиваться согласно своему возрасту. Его мозг будет достаточно отдыхать во время сна, нервная система не будет перегружена, его тело получит качественное питание, его родители будут выспавшимися, счастливыми, любящими и ресурсными, они начнут с удовольствием проводить время с малышом, от души с ним играть и веселиться, носить на руках, целовать, обнимать. Больше ничего для развития грудничка и не требуется!
Раннее развитие ребенка: 3 самые типичные ошибки, которые совершает каждый родитель
Очень показательный эксперимент провел Гарольд Скилз с двумя группами умственно отсталых детей из специального детского приюта. Малышей экспериментальной группы в возрасте трех лет отдали на попечение умственно отсталых женщин из другого специального учреждения, причем каждого ребенка со своей «мамой» поместили в отдельную палату. Контрольная группа осталась в прежних условиях. В течение полутора лет коэффициент умственного развития детей из экспериментальной группы заметно вырос (с 64 баллов до 92), тогда как в контрольной группе он снизился на 26 баллов.
Что могли делать умственно отсталые мамы для своих «приемных» детей? Они просто проводили с ними большую часть времени, играли, разговаривали, нянчились. Исследователи сделали вывод, что для развития ребенка важны не столько интеллект и квалификация взрослых, с которыми он общается, сколько теплое, внимательное, заинтересованное отношение — тесная эмоциональная связь.
Именно живое общение с любящим взрослым дает все самое необходимое не только для эмоционального благополучия младенца и его психологического комфорта, но и для развития его интеллекта. Никакие игрушки, никакие обучающие методики не заменят нежных рук и ласкового взгляда мамы.
Источник: GettyImages
Никитины – здоровые и умные дети
В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.
Кризис двух лет ↑
Дети растут и вот уже малыш, который недавно был так привязан к родителям, умиляя их своей улыбчивостью и послушанием, становится маленьким тираном. Любые игры и занятия вызывают протест, слова мамы воспринимаются в штыки.
Так ребенок вступает на новый этап развития. Этот переходный период знаменуется кризисом 2 лет.
Причины
Целый комплекс причин провоцирует возникновение кризиса 2 лет:
- стремление к самостоятельности;
- освоение новой схемы взаимодействия с окружающим миром;
- открытие новых возможностей и границ дозволенного.
Детские истерики, проявление которых может быть самым разным: лежание на полу и крики, ребенок плохо ест, становится плаксивым, бьет окружающих. Спровоцировать такое поведение может самая безобидная ситуация.
Ребенок не желает умываться по утрам? Читай о методах гигиенического воспитания. Актуально ли патриотического воспитания дошкольников сегодня? Читай статью.
О принципах экологического воспитания дошкольников читай здесь.
Родителям важно помнить, что причина кроется не в каком-то ситуативном факторе. Проблема лежит гораздо глубже. Кризис 2 лет – важный этап, в результате преодоления которого ребенок получает необходимые знания и умения, поднимаясь на ступень выше в своем развитии.
Маленький манипулятор
Истерика у ребенка – настоящее испытание для родителей. Вот в магазине он падает на пол при отказе купить понравившуюся игрушку. Многие мамы теряются в такой ситуации и не знают, как им правильно поступить.
Справиться с кризисной ситуацией помогут знания о ребенке, его характере, темпераменте. Для одного будет полезна методика беседы с родителем наедине, другому эффективнее будет строгий окрик в присутствии окружающих. В любом случае идти на поводу у маленького человека нельзя.
О вреде родительской уступчивости
Многие родители склонны останавливать истерику у ребенка уступками. Бьющийся в крике и слезах ребенок, конечно, не самое приятное зрелище. Однако уступив один раз, взрослые теряют свою власть в глазах маленького манипулятора.
Он начинает чувствовать себя всесильным и понимает, что теперь его слезы – это его основное оружие, с помощью которого он и будет добиваться желаемого.
Родители должны понимать, что этот путь воспитания крайне опасен, потому лучше предупредить подобную ситуацию. Для этого ребенку необходимо в доступной форме объяснить, что ему позволительно, а на что существует абсолютный запрет. И придерживаться этой линии поведения необходимо постоянно.
Основные принципы воспитания и развития
К трем годам малыш уже должен овладеть некоторыми навыками, которые помогут ему жить в обществе.
Трехлетний ребенок должен иметь следующие санитарно-гигиенические навыки:
- самостоятельно мыть руки, лицо, чистить зубы, полоскать рот после еды;
- пользоваться самостоятельно горшком;
- раздеваться и одеваться;
- разуваться и обуваться с незначительной помощью взрослых;
- уметь правильно сидеть за столом;
- самостоятельно пить из чашки, есть ложкой.
Физическое воспитание ребенка в 3 года предусматривает овладение такими навыками:
- самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице;
- сохранять равновесие при стоянии на одной ноге и на цыпочках;
- спрыгивать со ступеньки;
- перепрыгивать через препятствия небольшой высоты;
- брать предметы и бросать их;
- бегать.
Кроме того, в таком возрасте малыш уже должен уметь самостоятельно кататься на трехколесном велосипеде, складывать башню из кубиков или других игровых материалов.
Мама реагирует
Трудность в том, что правильная реакция у мамы формируется не вдруг — так же, как многие не могут научиться хорошо рожать с первого раза. Правильная реакция требует тренировки, совершенствования. Проще сказать, как выглядит неправильная реакция. Если вы чувствуете, что становитесь на одну доску с ребенком, чувствуете, что всерьез ему начинаете противостоять — вот это реакция на одном уровне. Он говорит: «Не пойду из лужи!» — вы говорите: «Ты пойдешь из лужи!», и еще раз то же самое… Это реакция незрелая — всерьез. Если вы сошли со своего пьедестала родительского и опустились на уровень серьезного разбирательства, будет ли ребенок кубики убирать или нет, — значит, реакция незрелая.
Ваша реакция может быть сколь угодно жесткой или нежесткой, но она всегда должна быть немножко сверху. Вы должны понимать, с кем вы имеете дело. Но у мамы от сидения дома с ребенком младшего дошкольного возраста и отсутствия взрослого общения всерьез меняются масштабы. И папа, вернувшийся к вечеру, может застать серьезные препирательства по какому-нибудь поводу типа кубиков или пижамы. Провоцируемая весь день, мама к вечеру начинает упрямиться по всем этим поводам.
Вы должны научиться не терять масштаба
По сравнению с мировой революцией неважно, какая будет надета пижама. Если вы всерьез начали злиться, то лучше постараться отойти или снять свое требование
И это не значит, что идете на поводу у ребенка. Помните: это маленький ребенок, который за себя не отвечает, — хотя кажется, что его поведение злостное, целенаправленное, конкретно против вас.
А ребенок до семи лет фактически за себя не отвечает. Хотя степень неответа у двухлетнего одна, у пятилетнего другая. Двухлетний вообще за себя не отвечает, с пятилетнего можно уже что-то требовать. Но все равно в целом за все отвечаете вы. Это тяжело. Поэтому у вас в арсенале должно быть пять-семь способов «разрулить» режимную ситуацию — заставить убрать, например, кубики. Способов, над которыми вы уже не задумываетесь, отработанных, действенных — потому что со всеми режимными моментами ребенок будет испытывать затруднения, пока они не освоены, и лет до трех это совершенно нормально.
Самое простое — это система поощрений ребенка. (Наказания не работают, а если и работают, то очень недолго. Шлепки и окрики вообще не годятся.) Например, ребенок должен знать, что когда он соберет кубики, вы будете делать что-то приятное. За действием, требующим напряжения (а уборка кубиков — это действие, требующее напряжения), должно следовать что-то, что приносит явное удовольствие. Кроме конфет и мультфильмов. Если в вашем арсенале поощрительного лишь это, то это очень мало.
ВАЛЬДОРФСКАЯ СИСТЕМА
Ее направление связано с физическим воспитанием малыша. Помимо этого, по ней ему прививается творческое начало. Особое внимание уделяется активным играм, танцам. В рамках этой системы осуществляются действия, при которых методики развития речи, математические занятия оказываются на втором плане. Главным условием при ней является то, что развитие качеств и навыков должно вестись без всякого опережения. При методике добиваются согласованности несколько иных составляющих гармонического развития личности малыша. К ним, прежде всего, относится умственная, физическая и духовная сфера. Эту концепцию не используют, проводя обучение, местом для которого является обычная школа и детский сад. Наблюдается обособленность Вальдорофских школ и детских садов. В них для занятий с детьми не найти тех игрушек, материалом для изготовления которых служат искусственные компоненты. Преобладающими являются деревянные игрушки, предметы из глины и камня. Телевизор и компьютер в процессе воспитания используется минимально. Больше внимания уделяется прогулкам на свежем воздухе и чтению книг. В программе обучения иностранный язык используется уже с первого класса. В то же время, больше занятий посвящено рисованию и лепке. По этой концепции акценты расставлены на культурной составляющей личности ребенка.
ЗАЙЦЕВ И ЕГО СИСТЕМА
Единственной отечественной методикой, которая приобрела большую популярность на всей территории после распада Советского Союза, является система Зайцева. Питерский автор является педагогом-новатором. Он изложил концепцию методики обучения малышей грамоте, используя при этом кубики. Основным контингентом для ее использования являются детки в возрасте 3-4 лет. Автором предложены различные средства для достижения результата при использовании данной методики. Этими средствами являются кубики, карточки, таблицы и даже коротенькие песенки (попевки Зайцева). Обучаясь, дети переходят от таблицы к таблице, а все это сопровождается пританцовкой и пением. Кубики Зайцева служат своеобразными «складами». На них отмечается расположение слогов. Их педагог и просит детей произнести и запомнить. Этот метод, по мнению автора, является альтернативой обучению азбуке. Кубики имеют различный цвет, что определяется тем, мягкий или твердый характер имеет слог. При помощи кубиков можно построить слово, целое словосочетание. Но это делается только тогда, когда все слоги ребятками хорошо усвоены. Надо отметить, что дети с удовольствием готовы осваивать эту методику. Этим в определенной степени и объясняется ее популярность. Этой методикой сглаживаются острые углы несовершенства образования дошкольников и школьников современности. Наряду с этим, существуют и другие методики, на которых можно остановиться несколько подробнее.