Взаимодействие в психологии. Что это такое, виды, понятие социального, манипулятивного, межличностного, принципы, методы, типы, стили


Определение

Взаимодействие в психологии – это процесс непосредственного или косвенного влияния людей друг на друга в результате общения, который порождает их взаимосвязь или обособленность. Такое определение понятия является самым распространенным в современной психологии, но не единственным.

Революция в способах изучения человеческой психики позволила науке об отношениях выйти на новый уровень и разграничить понятия души и тела, как отдельные области изучения. Проблема их соотношений приобрела особую остроту. Определение взаимодействия менялось в зависимости от влияния времени и трактовки различных психологических школ.

  • Рене Декарт, французский философ, описывал взаимодействие, как полную зависимость живого тела от влияния внешних сил.
  • Научный деятель и мыслитель из Нидерландов, Бенедикт Спиноза, определял психическое начало в человеке, как результат взаимодействия организма и природы, которое также является влиятельным фактором на это взаимодействие.
  • Согласно теории Парсона, американского социолога, взаимодействие между личностями лежит в основе построения индивидуальной человеческой деятельности. При таком подходе все многообразие социальной деятельности строится из психологии индивида.
  • Социальные психологи, американцы Тибо и Келли предъявили теорию взаимодействия в диаде. Такой подход подразумевает, что взаимодействием следует считать любые межличностные отношения, которые характеризуются реальным обменом поведенческими рефлексами в рамках конкретной ситуации. Взаимодействие будет продолжаться до той поры, пока оба участника получают взаимную выгоду от взаимодействия.
  • Польский социолог Я. Щепанский предложил иную модель определению взаимодействия, согласно которой взаимодействие характеризуется не отдельными актами, а делится на последовательные этапы.
  • Согласно концепции Г. Мида взаимодействие – исходный пункт каждого социально психологического исследования. В ситуации взаимодействия происходит становление личности. Индивидуум осознает себя, как личность в совместной деятельности с другими.
  • Отечественная психология также рассматривает различные схемы ситуаций взаимодействия. По определению Галины Андреевой, взаимодействие определяется, как форма организации конкретной человеческой деятельности.

Виды, типы, стили

Взаимодействие в психологии – это интерактивное действие индивидуумов в социальной среде, которое определяется множеством форм, видов и стилей. Социальное взаимодействие получило название — интеракция.

Под этим понятием подразумевается такие действия отдельных личностей, которые тесно влияют на действия и поступки других. Интерактивное взаимодействие проявляется в различных формах.

В современной психологии чаще всего для классификации видов, типов и стилей социального сотрудничества используется классификация П.А. Сорокина, американского социального психолога русского происхождения.

Он рассматривал интеракцию, как обмен и классифицировал ее по следующим типам:


Тип взаимодействияФормаСферы использования
ИмперативноеАвторитарная. Устанавливает контроль над действиями партнера. Предусматривает принуждение к определенным действиям. Отношения: Начальник-подчиненный.Уставные военные отношения, работа в экстремальных условиях.
МанипулятивноеСкрытное использование партнера в достижении индивидуальных целей. Стремление достичь контроля над действиями другого человека.Бизнес, политика, реклама, пропаганда.
ДиалогическоеРавноправное воздействие с целью взаимопознания и самосовершенствования.Широкая сфера

Отечественный психолог С. Братченко добавил эту классификацию еще тремя стилями:

  • Альтруистический – действия для других в ущерб себе, развитие партнера за свой счет. Такое взаимодействие подразумевает игнорирование своих проблем одним из участников.
  • Комфортный – индивидуум полностью присоединяется к мнению других участников, соглашаясь со всеми действиями. При таком положении отсутствуют возможности для саморазвития.
  • Индефферентный – позиция прагматика, при которой игнорируются психологические проблемы общения. Отсутствует возможность развития партнера.

Выделяют следующие виды взаимодействия, в зависимости от образа осуществления контакта внешнего свойства:

  • декларативный (словесный);
  • физический;
  • сенсомоторный (жестовый).

Взаимодействие внутреннего свойства – мысленное.

Все виды обладают общими свойствами – осмысленной ориентированностью на другого человека и мотивацией.

Распространенным в психологии является деление на два основных противоположных типа: кооперацию и конкуренцию.

  • Кооперация – взаимосотрудничество, основанное на достижении взаимного соглашения о средствах достижения цели, которое не нарушается до получения необходимого результата.
  • Конкуренция – взаимодействие личных или коллективных интересов в условиях противоборства между сторонами.

Какие факторы влияют на психологический климат в коллективе?

Подобно тому как, например, кактус может зачахнуть без солнечного света, но выжить в условиях недостатка воды, так и человек способен стать успешным в одной группе и абсолютно не проявить себя в другой.

Психологический климат – это общее настроение в группе людей, которое определяется личными отношениями всех членов этой группы. Влиять на степень благоприятности социально-психологической атмосферы в группе могут:

  1. удовлетворенность людей своей деятельностью

    (если работа интересна человеку, позволяет реализовать свои творческие ресурсы, регулярно повышать уровень знаний, вырасти в должности, получать хороший доход – все это способствует формированию гармоничного психологического климата в коллективе);

  2. психологическая совместимость людей в составе группы

    (людям, которые имеют схожий тип личности, проще взаимодействовать);

  3. сплоченность

    (доверительные и искренние отношения между людьми);

  4. характер взаимодействия

    (от особенностей общения, реакции на слова и поведение окружающих зависит, будут ли возникать конфликты и недопонимание в таком коллективе);

  5. специфика деятельности

    (монотонные действия, высокий уровень ответственности, риск для жизни и/или здоровья – могут негативно сказаться на социально-психологическом климате коллектива);

  6. стиль руководства
    : а) демократия способствует общительности и доверительным отношениям; б) авторитарность порождает враждебность и недоверие, подчинение и заискивание, но может привести к эффективным результатам (например, в спортивной или военной сфере деятельности); в) попустительство может спровоцировать низкий уровень KPI и ухудшить качество работы, применяется только в некоторых коллективах творческой направленности.

Характеристики и принципы

Осознание законов взаимоотношений помогает саморазвитию и успешному достижению целей.

Любое социальное действие обладает такими основным характеристиками:

  • Всегда имеет внешнюю причину или цель.
  • Выражено и доступно для наблюдения со стороны.
  • Привязано к определенной ситуации.
  • Выражает непосредственные намерения всех участников.

Взаимодействие в обществе, успех коллективного или индивидуального предприятия – эти темы во все времена являются актуальными для социологов. Над принципами продуктивного сотрудничества работают многие специалисты в области психологии и социологии. Психосоциальный теоретик Милтон Эриксон настаивал на тесной взаимосвязи физиологических, психических и социальных действий индивидуума.

Его основные принципы сводятся к следующему:

  • Все люди уникальны и имеют право быть самим собой. Для создания атмосферы доверия необходимо принимать человека со всеми его взглядами и убеждениями. Осознание того, что каждый в своей природе индивидуален, приводит к осознанию своей индивидуальности и внутреннему комфорту.
  • Каждый имеет свои внутренние ресурсы для достижения личной цели. Их реализация зависит от силы желания. Начиная сотрудничество с человеком с подобными целями не нужно судить первоначально о его возможностях, главное найти правильную общую стратегию.
  • Каждый выбор человека в данной ситуации является единственно правильным и необходимым под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому не стоит переживать за прошлые неудачи, лучше сконцентрироваться на текущем моменте.
  • На любое негативное действие следует посмотреть со стороны человека, совершившего его. За всеми совершаемыми поступками, даже плохими, стоит первоначальное намерение позитивного действия по отношению к себе лично или другому лицу. Это говорит о том, что нет полностью негативных людей. Есть те, кто свои позитивные намерения пытается достичь способом, негативно влияющим на окружающих. Если посмотреть на ситуацию с его стороны, возможно, удастся направить партнера или конкурента в нужное русло.
  • Ничто не остается неизменным. Новые опыт, новые технологии, новое окружение приводят к постоянным изменениям. Меняется и система ценностей внутри самого человека с возрастом и под действием новых знаний. Смена целей и путей их достижения не является трагедией, а только новой ступеней на пути.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Общение как восприятие людьми друг друга
Общение как взаимодействие
Виды межличностного взаимодействия
Манера общения и Я-высказывания
Механизмы психологического воздействия: внушение, заражение, убеждение
Средства и приемы психологического воздействия
Этика делового общения
Все страницы

Страница 5 из 9

1.7. Виды межличностного взаимодействия

Э. Берн выделяет разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие. Они характеризуются специфическими позициями. Одна из распространенных форм — ритуальное взаимодействие, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. В этом случае доминируют отношения Родитель — Родитель. Благодаря такому взаимодействию обнаруживается ценность группы, люди выражают то, что их наиболее затрагивает, составляет их социальные ценностные ориентации. Английский ученый Виктор Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как «систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией». Они важны для поддержания преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для сохранения традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие — это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство, поддерживающее стабильность, прочность, преемственность социальных связей, механизм сплочения людей, повышающий их солидарность. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память Человечество выработало множество обычаев: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические приемы, военные ритуалы, светские рауты, праздники и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и прочее. Ритуал — это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем они производятся с позиции Родителя и обращены к такой же позиции, позволяя людям почувствовать себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить надобность быть признанным хотя бы минимально. При другом виде взаимодействий — операциях — трансакция осуществляется с позиции Взрослый — Взрослый. С ними мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, когда готовим пищу, ремонтируем квартиру и т.д. Успешно проведя операцию, человек утверждается в своей компетентности и получает подтверждение окружающих. Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных. семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей — вот те операции, которые заполняют жизнь людей. Соревнование — форма социального взаимодействия, когда имеется четкая цель, которую необходимо достичь, а все действия различных людей соотнесены с учетом этой цели так, что они не конфликтуют. При этом и человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, хотя ему присуще желание добиться лучших результатов. чем у других членов команды. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет определять, что он совершит в соответствии с какой-то общей целью, постольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая его мораль и становясь значимым его членом. В ряде случаев, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, человек мысленно пребывает в совершенно ином месте, беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем. Такое специфическое взаимодействие называют уходом. Это обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди, имеющие проблемы с межличностными потребностями. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология — психоз. Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий — времяпрепровождение, обеспечивающее хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания со стороны партнеров. Времяпрепровождение — фиксированная форма трансакций, призванная удовлетворять потребность люден в признании. Если эта форма реализуется с позиции Родитель — Родитель, то чаще всего она выражается так: обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы (дети, женщины, мужчины, власть, телевидение и прочее). Или таковым бывает обсуждение тем «Вещи» (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и т. д.), «Кто вчера выиграл» (футбольные и другие спортивные результаты) — это времяпрепровождение мужчин; «Кухня», «Магазин», «Платье», «Дети», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она…» — темы для женщин. В процессе этого происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними. Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции. Тесные взаимоотношения. обеспечивающие поддержку и дружеское чувство (то есть мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что такие положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба — сильнейшее противоядие от всех напастей», — говорил Сенека. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Они внешне похожи на препровождение времени, но партнер в этих случаях фиксирован, по отношению к нему и возникает симпатия. Дружба включает симпатию и уважение, любовь отличается от нее усиленным сексуальным компонентом, то есть она равняется: сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае с влюбленностью существует лишь сочетание сексуального влечения и симпатии. Эти формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции Дитя — Дитя, выражающие взаимное признание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, но в каждом их слове и жесте будет учитываться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты характерны дтя всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). «Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой», — заметил Ф. Крэйн.

1.8. Синтоническая модель общения

Название «синтоническая» образовано от слова «синтония», что означает: «Быть в гармонии с собой и другими». Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейролингвистическое программирование — это результат слияния психологии, лингвистики, математики; приемы НЛП успешно используются в педагогике, менеджменте, психотерапии, бизнесе. Синтоническая модель выделяет основные умения общения (определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное состояние) и делит процесс овладения им на части, или шаги. Если вы хотите успешно взаимодействовать с людьми, необходимо овладеть техникой этих шагов с помощью специальных практических упражнений. Синтоническая модель общения рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого — сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность. но. тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы. Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание. Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать. Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро и его глаза при этом расфокусированы на пятне на расстоянии около 60 см от носа. Если вы станете прямо на это место, вы можете помешать такому человеку думать: он даже может рассердиться. В речи людей-визуалов преобладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный». «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической репрезентативными системами. Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор: внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Стаза человека в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В речи людей-аудиалов преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крики» и т. п. Люди с кинестетической репрезентативной системой прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «ощутимый», «болезненный», «тяжелый», «чувствую проблему», «тяжко на душе» и т. п. К классической триаде людей добавляют еще один тип — «рассудочных людей», или «компьютеров», — это те, которые реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, «ярлыки», которыми обозначают все свои ощущения и образы. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизировать» и т. п. Основные умения общения Определение желаемых результатов. Общение без результата как путешествие без цели. Результат — это то, что вы хотите увидеть, услышать и почувствовать. В НЛП предлагается четыре способа уточнения целей и превращения их в результату 1) уточнение результата (точно определите желаемый результат); 2) формулировка результата в положительной форме, например: «Хочу быть богатым» — позитивная положительная форма, «Не хочу быть бедным» или «Не хочу выглядеть смешным» — это результаты, сформулированные в отрицательной форме. И это непродуктивный способ общения. В самом деле, человеку незачем стремиться к тому, чего он не хочет. Он скорее добьется успеха, если будет стремиться к тому, чего хочет. Поэтому и формулировать лучше в положительной форме; 3) вычленение сенсорных показателей результата; для этого нужно ответить на вопросы: «Что я увижу, когда достигну результата?», «Что я услышу?»; 4) согласование результатов с партнером по общению: большинство людей помогут вам в достижении ваших результатов, если они одновременно будут достигать и своих. Если вы добиваетесь результатов во вред интересам других, вы манипулируете, и люди будут препятствовать вашему успеху открыто или тайно. Тех, кто манипулирует другими, обычно ждет встреча с четырьмя «драконами»: обидой, обвинением, угрызениями совести и местью. Итак, общение начинается с уточнения результатов. И сразу подумайте, как вы будете согласовывать свои желания с совершенно справедливыми притязаниями вашего партнера по общению. Сенсорная острота. У каждого человека есть сенсорное чутье, которое помогает ему видеть, слышать, чувствовать изменения в поведении партнера по общению. Сенсорное чутье необходимо, чтобы контролировать процесс общения, обеспечивая успешное продвижение к результату. Некоторые сигналы в поведении собеседника могут подсказать, что сделан неправильный шаг или что надо немного отступить, чтобы достигнуть цели. Умение сознательно лавировать особенно необходимо в запутанных ситуациях. Сенсорная острота помогает заметить мельчайшие изменения в поведении собеседника: ведь внутренние мысли и эмоции человека проявляются через внешнее поведение (позы тела, покачивания, наклоны головы, движения плеч, жестикуляция рук). Есть и более тонкие изменения: в окраске кожи, в тонусе мышц, в скорости дыхания, сиюминутном дрожании нижней губы. Эти тонкие бессознательные видимые реакции в НЛП делят на четыре группы: изменения цвета кожи, изменения вдыхании, изменения нижней губы, моментальные изменения мускулов. Бессознательные видимые реакции ценны, так как они не подвластны сознательному контролю человека и поэтому содержат истинную информацию. Эти тонкие изменения трудно заметить без должной тренировки. Обучаясь сенсорной работе, надо освоить три шага. 1. Фиксация изменений в поведении человека (тренируйтесь каждый день в наблюдении за людьми, но помните правило: «Остановиться, послушать, посмотреть, включить свою интуицию, но не спешить с интерпретацией»). 2. Различение паттернов, т. е. повторяющихся моментов в поведении человека. Посмотрите внимательно на того, кто нервничает: одни переминаются с ноги на ногу, бледнеют, другие — стремительно расхаживают по комнате, сжимают кулаки, покусывают губы. И так бывает каждый раз в минуты нервных переживаний. Такие повторяющиеся специфические изменения в позе тела, в движениях головы, рук, ног, окраске лица, в ритме дыхания, темпе голоса и называют паттернами. 3. Калибровка, т. е. узнавание определенного состояния человека по его невербальным сигналам, установление связи между внешним паттерном поведения человека и его внутренним состоянием. (Вначале, пока опыта мало, это можно уточнять у собеседника. Вы нервничали, когда сказали: «Не надо сахару?» А про себя можете добавить: «И у вас были бледные пятна на лице, вы переминались и прислушивались к чему-то».) Специалисты по НЛП предупреждают, что вы можете угодить в опасную западню, если будете трактовать изменения во внешнем поведении собеседника, исходя из своего опыта. Одна и та же внешняя реакция может иметь совершенно разное значение у разных людей. Каждый человек индивидуален, и необходимо избегать обобщений. Гибкость. Процесс общения во многом зависит от гибкости собеседников — способности изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера. Научиться гибкости — значит обрести способность видеть в по- * ведении партнера особенности его восприятия, мышления и, варьируя свое поведение, добиться взаимопонимания и достижения своих целей. Правило НЛП гласит: «Если то, что вы делаете, не срабатывает, попробуйте сделать что-нибудь другое». В общении важно быть гибким в словах, мышлении, восприятии и поведении. Сенсорная острота позволяет быть гибким в восприятии. У гибкого поведения есть преимущества: новое поведение вызывает и новую ответную реакцию, и. возможно, вы добьетесь желаемого результата, используя разные новые способы поведения. Чтобы приобрести гибкость, надо освоить три шага: 1 — прерывание старых паттернов поведения (например, поезжайте на работу другой дорогой, или в ситуациях, в которых исключен риск, прекратите делать то. что вы делаете, и подумайте о трех новых возможных способах достижения того же самого результата, или. например, не разговаривайте в течение одной недели, пишите записки, предупредив семью и друзей, что проводите эксперимент); 2 — изобретение и использование новых возможностей и новых способов поведения. (Например, посмотрите на мир сквозь новые очки, вообразив на часок, что вы — совсем не вы, а ваш сосед по лестничной площадке. Как выглядит мир с его точки зрения? Представьте возраст — 17 и 39 лет. Какой вам кажется жизнь в 17 лет? А в 39?); 3 — быстрая последовательность прерывания старых паттернов поведения и использования новых выборов (например, когда вы заметите, что внутренний голос вам приказывает: «Ты должен!» — измените свое поведение, сыграйте другую роль, хотя бы в течение трех минут побудьте кем-то иным. Или еще упражнение: в середине спора отступите и скажите собеседнику: «Вы полностью правы. Что вы хотите теперь?»). Конгруэнтность. Слово «конгруэнтность» произошло от латинского «congruens», что означает «встретиться и прийти к соглашению». В каждом из нас много разных «частей»: делового человека, начальника, родителя, критика, игрока, честолюбца, весельчака, покорителя сердец и т. п. Если все части личности действуют согласованно, объединяются, направляя свои усилия на достижение результата, важного для всех, выбирая при этом единый способ взаимодействия, — вы конгруэнтны. Если мы говорим одно, делаем другое, а желаем совсем третьего, то мы неконгруэнтны и наше состояние заметно для окружающих людей. Если части нашей личности не решили еще, что нам действительно нужно, если есть какие-либо противоречия и несогласия по поводу способов достижения результатов, мы можем сказать «да», но при этом непроизвольно отрицательно качнем головой, а серьезная фраза может неожиданно закончиться коротким смешком. Все это видят люди, с которыми мы общаемся, и такое поведение вызывает замешательство, сомнение, недоверие к нам. В итоге шансы на успешное достижение результата уменьшаются. Быть конгруэнтным — значит сделать важный шаг к достижению внутренней целостности. Синтоническая модель не только подчеркивает важность и необходимость конгруэнтности, но и предлагает шесть шагов по ее освоению: 1 — различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности, чтобы узнавать свое состояние конгруэнтности (состояние 100% вовлеченности, сосредоточенности всех сил на выполняемой задаче) и неконгруэнтности (состояние внутренней конфронтации, конфликта с самим собой, противоречия желаний, слов, мыслей и дел); 2 — знакомство с различными частями своей личности. Этот шаг чрезвычайно важен, так как самые сложные проблемы возникают у человека тогда, когда некоторые части его личности не знакомы друг с другом и даже не знают, что они в конфликте. Для того чтобы избежать подобных неприятностей, специалисты в НЛП предлагают человеку осознать и записать, какие роли он играет в своей жизни, какие желания у него возникают, какие части личности ему свойственны, и дать им название (имя): например, жена, мать, честолюбивая часть, творческая часть, кухарка, производственно-деловая часть, кокетка, обольстительница, оберегающая честь, авантюрист, игривая часть и т. п. Затем полезно провести «общее собрание» главных частей своей личности, при этом важно «увидеть», «услышать», «почувствовать» каждую часть. Как она обычно заявляет о своем существовании? Как вы чувствуете ее своим телом? Где она живет — в голове, в руках, в ногах? Как она могла бы выглядеть? 3 — определение целей, намерений и желаний каждой части личности — очень важный шаг к конгруэнтности. Мы можем быть конгруэнтными только тогда, когда точно знаем, чего хотим. к каким результатам стремимся. При этом необходимо помнить, что все наши части так или иначе хотят нам блага и выражают наши желания. Мы чаше всего не осознаем всей сложности нашей внутренней жизни, и поэтому надо дать слово каждой части с тем, чтобы они аргументированно заявляли о своих желаниях и какую цель они при этом преследуют; 4 — определение приоритетных целей, т. е. следует определить, чего вам необходимо достичь прежде всего, какая цель может быть самой главной изданное время и в перспективе; 5 —достижение согласия между различными частями личности о том, что они признают установленный приоритет целей — только тогда вы будете конгруэнтны в своих действиях, жестах, интонациях, в выборе слов и ваше общение будет максимально способствовать достижению желаемых результатов; 6 — заключение «контракта» по принятому соглашению (заключение контракта закрепляет достигнутое соглашение, проявляет уважение к частям личности и является гарантией того, что переговоры и потраченное на них время — не просто развлечение, а серьезная работа). Итак, прежде чем приступить к какому-то ответственному делу, проверьте, в каком состоянии вы находитесь. И если вы узнаете сигналы неконгруэнтности, проведите переговоры с самим собой, со своими частями личности, постарайтесь достичь согласия между ними, составьте письменное соглашение по обсуждаемому вопросу и дайте задание сознательной части осуществлять контроль за принятым решением. Если вы научитесь достигать согласия между частями вашей личности, вы заметите, насколько более эффективным станет ваше общение, ваша деятельность и в целом ваша жизнь.

<< Предыдущая — Следующая >>

Функции и роль

Взаимодействие в психологии – это многофункциональный процесс, который определяют различные критерии. Чаще всего роль взаимодействия рассматривают в модели: индивидуум – деятельность – социум.

Наиболее важными является такие функции межличностного общения:

  • Прагматическая – проявляется, как самое важное условие в объединении личностей для совместного выполнения общей работы.
  • Формирующая – реализуется в процессе формирования личности человека.
  • Функция подтверждения осуществляется в процессе познания и утверждения личностных установок во время взаимодействия с другими людьми.
  • Межличностная – имеет различные уровни, от сферы дружбы и любви до деловых отношений.
  • Внутриличностная – проявляется в общении индивидуума со своим внутренним «я», в построении диалогов внутренней и внешней речи.

Содержание

1. Понятие, виды и функции общения 3
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 8

3. Практикум

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать 13

Литература 15

Формы проявлений и физиология

Каждый человек является существом социальным, то есть направленным на какой-либо вид взаимодействия. Люди имеют сильную потребность в присоединении, в формировании устойчивых отношений с другими индивидуумами. Потребность в позитивном взаимодействии обусловлена рядом социально-биологических аспектов и способствует приспособленности и выживанию человека.

Взаимодействие – процесс, который проявляется в самых различных сферах человеческого общения:

  • В экономической сфере каждый человек выступает в роли наемного работника, собственника или руководителя.
  • Политическая — порождает сотрудничество или противостояние индивидуумов, как представителей различных течений, политических партий.
  • Профессиональная — создает взаимодействие представителей различных профессий.
  • Демографическая — включает общение между различными возрастными, расовыми, половыми группами.
  • Семейная – взаимодействие в кругу родственных связей.
  • Религиозная – взаимодействие или конфликты на почве религиозных убеждений и верований.
  • На почве территориально-поселенческой сферы происходит взаимодействие пришлых и постоянных жителей.

Социальное взаимодействие проявляется, как связь индивидуума с другим единичным, так и связанность каждого с общим миром.

Существуют различные формы взаимодействия.

По структуре П. Сорокина они разграничиваются следующим образом:

  • По длительности: долговременные и краткосрочные.
  • По количеству участников: единичные, между двумя сторонами и многосторонние.
  • Организованные и стихийные.
  • Сознательные и неосознанные.
  • Интеллектуальные, эмоциональные и волевые.
  • Действительные и возможные.

В каждой сфере возможно проявление всех основных типов и видов взаимодействия. Становление человеческой личности проявляется в гармоничном соотношении психических и физиологических возможностей организма.

Реализация индивидуума в социуме возможна при достаточном уровне психологической энергии, которая определяет его работоспособность. В это же время гибкость и устойчивость психики позволяет адекватно оценивать окружение и находить пути к взаимовыгодному сотрудничеству.

Правила общения в коллективе

Зачастую гармоничные отношения с другими сотрудниками на работе легко построить, если соблюдать простые правила.

  1. Во-первых, будьте вежливы и приветливы – это расположит коллег к вам. Не грубите и не хамите окружающим людям, даже если у вас не самое лучшее настроение.
  2. Исключите неформальное общение там, где это неуместно, чтобы не утратить уважение коллег.
  3. Не делитесь с сослуживцами личной информацией. Ваше доверие может спровоцировать сплетни или зависть.
  4. Не пытайтесь переучить коллег выполнять свою работу, такие действия могут быть восприняты как вызов и спровоцировать ссору.
  5. Не игнорируйте сложившиеся в коллективе традиции.
  6. Старайтесь одеваться на работу максимально сдержанно.

Психологические теории и школы

Различные психологические школы представляют свои теории развития взаимоотношений.

Основными, принятыми в распространенной практике, являются:

ТеорияОснователи Основные принципы
Теория действияМ.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс.Социальное действие определено по структуре: Деятель – объект направленного действия-нормы взаимодействия – цели – ситуация. Схема пригодна лишь для экспериментального анализа.
Социального обменаДж. ХомансСоциальное взаимодействие сформулировано, как система обменов, основанная на уравновешивании трат и вознаграждений. Сформулированы 4 принципа взаимоотношений.
Социальной связиЯ.ЩепанскийОсновным является понятие социальной связи, которая представляется путем поэтапного осуществления:
  • пространственного контакта;
  • взаимной заинтересованности;
  • совместной деятельности;
  • постоянного взаимоотношения.
ПсихоаналитическаяЗ.Фрейд, К.Хорни, Г. СалливанТеория доказывает, что взаимодействие сторон основывается на впечатлениях, полученных в детстве. Отношения в семье являются подсознательными прототипами взаимоотношений с внешним миром в зрелом возрасте. Соответственно определяется три стратегии отношений:
  • к людям;
  • от людей;
  • против людей.
Трансактного анализаЭ. БернТрансакция – взаимодействие актуальных состояний субъекта. Выделено три состояния: родитель-взрослый-ребенок. В зависимости от состояний отдельного субъекта устанавливаются взаимоотношения. «Родитель» в отношениях требует соответствия нормам, законам, установленным правилам. «Взрослый» стремится реально оценивать ситуацию и находить решение вопроса. «Ребенок» — на первом плане эмоциональные переживания.

Широкое распространение имеют также теории:

  • символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);

  • теория мотивации (А.Маслоу);
  • теория управления впечатлением (Э. Гофман);
  • схема регистрации взаимодействий (Р. Бейлз).

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Диагностика

Взаимодействие в психологии – это широкая область исследований в области межличностных отношений в различных сферах человеческой деятельности. С помощью тестовой диагностики психологи помогают определить личностные характеристики индивида, его наиболее сильные стороны и сформировать пути достижения целей.

Исследования в области межличностных отношений и коммуникаций позволяют оптимально построить выгодное взаимодействие в любой из сфер деятельности.

  • Опросник Тимоти Лири — диагностика межличностных отношений, позволяющая определить представление человека о самом себе, так и для оценки его со стороны окружающих. Тест состоит их 128 суждений. Из них нужно в первом круге выбрать те, которые соответствуют представлению человека о самом себе, во втором – его представлениям об идеальном образе. Результат предоставляется в графическом виде.
  • Тест поведения в конфликтных ситуациях Томаса – Килмана предназначен для стиля взаимодействия личности и также выявления предрасположенности к созданию или разрешению конфликтов. В тесте 30 пар ситуаций, из которых нужно выбрать наиболее свойственную для индивидуума.
  • Тесты Виктора Бойко определяют наличие и степень негативных коммуникативных установок, которые формируются в результате негативного опыта взаимодействий или ярко выраженной негативной эмоциональности. 25 вопросов теста предполагают искренние ответы «да» или «нет».

  • Тест Р. Гиршфильда диагностирует зависимость в межличностном взаимодействии в различных сферах: партнерской, любовной, семейной. Тест состоит из 48 вопросов, на которые даны 4 варианта возможных ответов.
  • Шкала Берри и Дженей Уайнхолд разработана для оценки взаимозависимости в отношениях. Тест состоит из 20 вопросов.
  • Шкала манипулятивного отношения Т. Банта позволяет выявить отношение к партнеру по взаимодействию, как к средству достижения личных целей, без учета его воли и желания. Тест состоит из 20 вопросов на суждения об окружающих людях.

Эти и другие тесты используются практикующими психологами. Многие предоставлены на сайтах, пройти их можно индивидуально бесплатно. В этом случае предоставляется упрощенная трактовка результата. При серьезном подходе к ситуации стоит получить консультации и более подробные разъяснения у практикующих специалистов.

Пройти психологическую диагностику можно в центрах психологической помощи. Услуги оказываются как по индивидуальному запросу, так и для коллективных исследований в рамках компании. Цены на услуги разные, в зависимости от запросов. Приблизительно минимальная стоимость консультации – в пределах 1200-1500 р.

Взаимодействие участников образовательного процесса

Основой построения модели психологического взаимодействия являются: принцип системного подхода к методам психологической диагностики и воздействия на личность, принцип субъектности (дети выступают в качестве субъектов собственной деятельности), принцип амплификации психического развития (максимальная реализация возможностей ребенка), принцип деятельности.

Принцип деятельности основан на теории психического развития. Она была раскрыта в трудах А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина. Центральное положение теории состоит в выделении значения деятельности в психическом развитии. Этот принцип значит, что в качестве ведущего способа процесса развития эмоционального интеллекта выступает организация взрослыми людьми активной деятельности детей. Эти действия включают формирование условий, при которых происходит активизация всех проявлений личности школьника.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Среди моделей психологического взаимодействия можно выделить следующие связи:

  • Ребенок – ребенок (свобода в общении со сверстниками, приобщение к нормам, развитие передачи образов, самовыражение через творчество, умение договариваться и конструктивно решать конфликтные ситуации);
  • Родитель – ребенок (признание свобод и прав ребенка, поддержка, сопереживание, гибкие ограничения, обсуждение ситуаций с помощью диалога);
  • Педагог – ребенок (признание личности и уникальности детей, приоритет развития личности, ориентация на социализацию и др.).
  • Педагог – родитель (добровольное сотрудничество, уважение, заинтересованность, конфиденциальность);
  • Педагог – педагог – администрация (сотрудничество, учет личных качеств, партнерство, толерантность и др.).

Методы управления

Управление взаимодействием возможно с помощью разнообразных тренингов и психологических упражнений. Их цель – снять внутренние барьеры и развить навыки коммуникативного общения.

Над созданием специальных упражнений работают многие команды тренеров. Упражнения учат управлять ходом беседы, уметь представлять себя. Далее приведены несколько примеров упражнений, которые используют на тренингах управления взаимодействием.

Упражнения от тренингового :

«Расскажи о…»

Это упражнение используют для более глубоко личностного раскрытия и для знакомства.

Проводится в группе. Каждый из участников тренинга выбирает любой личный предмет и характеризует себя от лица этого предмета. Другие предметы могут задавать ему вопросы о его обладателе.

«Другими словами»

Во время этого занятия тренируется речевая гибкость, умение передавать своими словами одну и ту же мысль.

Все участники игры разделяются на команды по 4 человека. Цель игры: передать по цепочки несложную фразу выданную ведущим, не меняя ее смысла, но не употребляя ни одного слова в точном виде. В конечном итоге должны образоваться 4 новые фразы, точные по смыслу, но из разных слов. Побеждает та команда, которая выполнила это задание быстрее.

Упражнения от Клауса Фопеля:

«Кто кого напоминает»

Часто бывает так, что общение новой группе затруднено с кем-либо по причине того, что личность по каким-то признакам напоминает уже знакомого человека из близкого окружения. Подсознательно отношение к нему складывается по вызванной ассоциации. Упражнение проводят в начале знакомства членом группы.

Каждому участнику дается 3 минуты для выявления человека, похожего на кого-то из значимых для него людей. Этому человеку нужно передать карточку, на которой указать, кого он напоминает и основные черты значимой личности. Во время обсуждения происходит более тесное знакомство, выявляются совпадения и несовпадения реального с представляемым.

«Самораскрытие»

Взаимодействие в группе зависит еще и от того, как отдельный из ее членов способен раскрыть себя в коллективе. Во время тренинга каждый самостоятельно оценивает свою способность к раскрытию. Проводится обсуждение полученных результатов, их сравнение с мнением других членов группы о данной личности.

В психологии и социологии науке взаимодействия уделена большая роль. Эффективное общение – это основа различных сфер человеческой жизни, от личных отношений до взаимодействия в целях карьерного роста.

Виды отношений в рабочем коллективе

Отношения между коллегами могут складываться по-разному. Существуют три самые популярные схемы:

  1. Равные (дружеские) отношения – самое близкое общение, когда коллеги могут и похвалить друг друга, и сделать замечание. Такой вид взаимоотношений не подойдет для начальника и подчиненного, потому как подразумевает привилегированное положение такого подчиненного в сравнении с другими сотрудниками. А это может спровоцировать зависть и конфликты.
  2. Отношения старшего и младшего коллег (с позиции более старшего) могут происходить по двум сценариям: «наставник и ученик» (когда первый не является руководителем второго, но может поделиться опытом, дать дельный совет, помочь в работе) и «начальник и подчиненный» (когда руководитель оценивает и контролирует деятельность своего сотрудника, имеет право применить к нему наказание или поощрение).
  3. Отношения младшего и старшего коллег (с позиции более младшего) могут быть тоже двух видов: «ученик и наставник» (когда менее опытный человек прислушивается и следует советам более опытного) и «подчиненный и руководитель» (когда главной целью младшего сотрудника будет ответственное отношение к своим обязанностям и выполнение требований руководителя).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]