Сексуальное влечение: краткое определение понятия, возможные отклонения, советы психологов


По Фрейду существуют четыре характеристики влечения:

  • Источник;
  • объект;
  • цель;
  • сила влечения (напор).

По Фрейду источник влечения всегда находится в теле. Пример: как мы чувствуем голод? У человека возникает ощущение пустоты, говорят – сосет под ложечкой. Это напряжение может нарастать и в какой-то момент возникает болезненное ощущение. И если перейти эту черту, человек может резко перестать хотеть есть. Когда человек начинает есть, возникает разрядка, человек поел получил удовольствие. Соответственно, источник влечения происходит в нашем теле. Получается, что наше тело некий материальный объект в отличие от души, которая представляет собой что-то абстрактное. Никто не знает ответ на вопрос, где локализована душа в теле. Оказывается, что наше тело в психике также представлено. То как выглядит наше тело, то что оно из себя представляет и что чувствует, все это имеет представление в психике человека. То есть, у каждого человека есть представление, репрезентация о том, каково его тело. Если такое представление существует в психике каждого человека, тогда оно может быть приближенным к реальности, быть более адекватным или менее адекватным. Очень большое влияние на восприятие этого образа о своем теле зависит от того первичного объекта (матери), от того как она воспринимала наше тело. Может быть и такое, что вы видите красивую, миловидную девушку, но она будет говорить о том, как она ужасно выглядит. И вы будете удивляться почему она себя воспринимает ужасной. Или например, вы можете увидеть девушку на стадии истощения от анорексии, у которой будут видны ребра и кости, но она будет говорить о себе – боже какая я толстая. И вы будете удивляться, почему она считает себя толстой, ведь у нее одна кожа и кости. Откуда следует, что представление человека о своем теле в психике, может отличаться от того, что видят другие. Человек даже может не знать какой он. Такие люди не могут себя описать. Это может говорить о том, что у них проблемы с идентичностью. Как будто их тело и представление о себе плохо репрезентированы. У таких людей очень неясное, смутное представление о себе. У таких людей часто встречается такое явление как расщепление. К примеру, человек говорит: вот на этой девушке я женюсь, а заниматься сексом я буду с другой и точно также это работает в обратную сторону, только с девушками. Как будто, этот человек не может реализовать все свои потребности с одним объектом.

Мужское либидо

Половое созревание у мужчин завершается к подростковому возрасту. Именно на этот период приходится первый пик сексуального влечения. Он связан с избыточной выработкой главного мужского гормона – тестостерона.

Повышенное сексуальное желание присутствует у юношей 15–17 лет практически постоянно. Чаще всего именно в этом возрасте случаются первые половые контакты.

Ближе к 20 годам гормональный фон нормализуется, сексуальная одержимость пропадает. К тому же мужчина набирается опыта, становится более разборчивым в сексе, начинает ценить качество, а не количество сексуальных связей.

С возрастом уровень тестостерона снижается, что сказывается и на либидо мужчины. В 40 лет он уже не может похвастаться такой же активностью, как в 20. Часто для того чтобы вызвать эрекцию, ему приходится прибегать к дополнительной стимуляции.

Причины снижения либидо у мужчин

К снижению либидо у мужчин, как и у женщин, приводят физиологические и психологические факторы.

Физиологические причины:

  1. Снижение тестостерона. Может быть как естественным, так и патологическим. Естественное происходит с возрастом, а патологическое наступает вследствие заболеваний эндокринной системы.
  2. Нарушение работы нервной системы. Мужская эрекция – сложный рефлекс, который регулируется головным и спинным мозгом. Сбой в одном из звеньев этой сложной цепи может привести к эректильной дисфункции и, как следствие, к снижению сексуального желания.
  3. Вредные привычки. Продолжительное злоупотребление алкоголем и сигаретами приводит к снижению полового влечения.
  4. Прием некоторых лекарственных препаратов. Здесь все так же, как и у женщин.
  5. Длительное воздержание от секса.

Психологические причины практически не отличаются от женских: депрессия, переутомление, неудачный сексуальный опыт в прошлом, конфликты. К ним можно еще добавить страх не оправдать ожидания партнерши.

Более подробно про негативные факторы читайте в нашей статье о том, почему снижается половое влечение.

Первая теория влечения Фрейда.

Инстинкт (Словарь Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса)

Унаследованная схема поведения, присущая определенному виду животных; она почти не меняется от индивида к индивиду, постепенно развертывается во времени, устойчива к потрясениям и как бы подчинена заранее заданной цели. Здесь Фрейд говорит о том, что размножение животных регламентируется инстинктом. Какие-то животные размножаются раз в год, какие-то чаще, но так или иначе все предопределено инстинктами. В отличие от животных, сексуальность человека не регламентируется инстинктом и для этого Фрейд разрабатывает концепцию влечений. Инстинкты присущи животным, а человеку влечения. Процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к определенной цели. По З. Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения). Эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту. Влечение действует постоянно. Действует влечение на основе принципа удовольствия (увеличение напряжения — неудовольствие, снижение — удовольствие).

Как быть сексуальной для своего мужчины?3

Сексуальное влечение необходимо поддерживать, даже если кажется, что брак прочный. Женщина может прибегнуть к некоторым хитростям: прежде всего, она должна быть уверена в своей привлекательности, сексуальности. Это способствует тому, что на нее обращают внимание другие мужчины, а значит, возникает конкуренция, способствующая усилению влечения у мужчины.

Красивое белье – обязательная вещь в гардеробе замужней женщины. Оно всегда должно быть красивым, сексуальным, интересным. Если стоит выбор между тем, купить ли сумку или новый комплект белья, девушка должна отдавать предпочтение второму варианту, если она не хочет потерять своего мужчину.

Погоня за стандартами красоты не должна становиться целью жизни, но поддерживать красоту тела необходимо для того, чтобы сохранять влечение партнера.

Мудрая женщина никогда не перестает кокетничать со своим мужчиной, потому что знает, что это сильно заводит и возбуждает. Даже если мужчина и женщина давно женаты, элемент игры должен присутствовать в отношениях каждый день, только так можно сохранить сексуальное желание и даже усилить его.

Необходимость удерживать мужчину появилась у женщин сравнительно недавно, поскольку древние люди были озабочены лишь размножением, а после начинали искать новых партнеров. Разнообразие в интимной жизни также очень важно. Добиться его можно, играя в ролевые игры, а также меняя обстановку – ароматические свечи и масла, новые занавески и постельное белье, все это способствует обострению сексуальных фантазий мужчины, а значит, и влечения к конкретной женщине.

Дуализм влечений

Противопоставление сексуальных влечений и влечений Я (влечений к самосохранению). Фрейд описывает это явление на примере кормления младенца, пример орального, сексуального влечения. Когда младенец голодный он начинает кричать, ему дают грудь, младенец начинает жадно есть и потихоньку насыщается, происходит разрядка. Он удовлетворяет свое влечение к самосохранению, утоляет свой голод. В момент кормления младенец также испытывает удовольствие от процесса сосания. Получается, что само удовольствие процесса отделяется от удовлетворения влечения к самосохранению, от голода. Таким образом из влечения к самосохранению выделяется оральное сексуальное влечение.

У детей

Половое влечение к женщинам либо к мужчинам является врожденным. Оно развивается по мере взросления человека. Сила его различна – она зависит от генетических особенностей, от самого настроя человека, особенностей его личности, жизни, поведения. Также есть зависимость интенсивности сексуального влечения от гормонов в организме.

Порой встречаются родители, которые обеспокоены гиперсексуальностью своих детей. Чаще всего дети в достаточно раннем возрасте начинают мастурбировать. Так как еще недавно онанизм был сопряжен с множеством мифов, это явление осуждается в некоторых кругах по сей день.

Однако на деле гиперсексуальность в юном возрасте является нормой. Ни одно исследование не доказало наличия ее вреда.

Парциальное (частичное) влечение

Этим термином обозначаются те предельные элементы, до которых доходит психоанализ сексуальности. Каждый из них имеет свой особый источник (например, оральное влечение, анальное влечение) и цель (например, влечение к подсматриванию, влечение к овладению). Речь идет о том, что наши влечения в начале развития всегда частичны или парциальны. Потому что они носят аутоэротический характер. Изначально такие влечения призваны получить удовлетворение от органа. Например, оральное влечение – получение удовольствия в полости рта. Термин «частичный» означает не только то, что эти влечения выступают как разновидности класса сексуальных влечений. С генетической и структурной точек зрения, этот термин обозначает влечения, которые существуют сперва обособленно и лишь потом объединяются в различные либидинальные структуры.

Причины появления отклонений

Сексуальные отклонения появляются из-за того, что человеческая психика оказывается искаженной в момент, когда он боится вступать в половой контакт. К примеру, неуверенность в себе либо вера в собственную непривлекательность могут отложиться в сознании искаженным образом себя.

Порой сексуальное поведение индивида демонстрирует наличие у него психических расстройств. К примеру, сексуальное отклонение может сочетаться с агрессией как к окружающим, так и в отношении самого себя. Человек может употреблять в пищу несъедобные предметы, и это будет признаком патологии его сексуального влечения.

Часто отклонения имеются у умственно отсталых личностей, шизофреников и эпилептиков. Весьма распространены отклонения среди страдающих от алкоголизма и наркомании. Важно учитывать, что появиться половые извращения могут у человека в определенных условиях, которые накладывают ограничения на удовлетворение сексуального влечения – речь идет, к примеру, об изолятах.

Аутоэротизм

В широком смысле слова — такое сексуальное поведение, при котором субъект достигает удовлетворения, пользуясь только собственным телом, без внешнего объекта. Примером может служить сосание соски младенцем и (мастурбация). Аутоэротизм связан с первичным нарциссизмом. Сосание пустышки – это аутоэротический акт, он получает аутоэротическое удовольствие. Любовь к себе может развиться только при наличии ранее любви объекта (матери). В более узком смысле слова — незрелое, инфантильное сексуальное поведение, при котором частичное (парциальное) влечение, связанное с каким-либо одним органом или возбуждением в эрогенной зоне, находит свое удовлетворение тут же, на месте, не прибегая к внешнему объекту и безотносительно к цельному образу тела (как это бывает при нарциссизме). Метафора – (губы, целующие сами себя).

Диагностика

Лечение отсутствия сексуального влечения проводится после ее диагностики. Для этого существуют определенные критерии. Заболевание констатируется в том случае, когда отмечается:

  • ослабление сексуальных фантазий, поиска стимуляции;
  • снижение интереса к сексуальной стороне жизни;
  • отсутствие приятных эмоций при мыслях о близости.

Если у пациента наблюдается резкая смена изменения влечения от усиления до полной потери, то это указывает на наличие психического заболевания, и тогда требуется лечение биполярного аффективного расстройства. Терапию проводит врач психиатр, и после нее наступает облегчение.

При колебании либидо с определенными промежутками в сочетании с головной болью и другими соматическими отклонениями может быть проявлением циклотимии или скрытой формы депрессивного состояния. После проведения терапии этих заболеваний (лечение циклотимии или лечение депрессии) сексуальное влечение восстанавливается.

Чтобы исключить органическую причину появления нарушения сексуального влечения применяются дополнительные исследования: МРТ, КТ, допплерография с изучением состояния кровотока и определение уровня гормонов в крови. Иногда требуется консультация ангиохирурга, эндокринолога, гинеколога для женщин и уролога для мужчин.

Репрезентант (-тор) влечения

  • Репрезентация — психическое выражение эндосоматических возбуждений. Эндосоматическое это возбуждение, которое существует внутри тела, на психическом уровне создает репрезентацию;
  • Аффект [квант аффекта] — качественное выражение количества энергии влечения и её разновидностей;
  • Эмоционально-аффективное состояние (немецкая психология) — приятное или неприятное, смутное или отчетливое состояние, проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке.

Факты о роли запахов в сексуальных отношениях5

Интересные факты о запахах в отношениях между мужчиной и женщиной:

  1. По особомузапаху женщина на интуитивном уровне понимает, возбудился ли мужчина или нет.
  2. В то время, какмужчины, учуяв особый запах, могут понять, что перед ними стоит многодетнаямать.
  3. Во время поцелуяи объятий можно понять, подходит ли мужчина или женщина на роль сексуальногопартнера.
  4. Особый мужскойзапах, который остается даже на одежде, может рассказать женщине очень многое осексуальности мужчины.

Интересно, что на интуитивном уровне женщина может даже понять, будут ли дети от конкретного мужчины здоровыми. Это определяется совместимостью бактерий двух людей, если они одинаковые, то и сопротивляемость будет меньше, а значит, дети родятся здоровыми и крепкими.

Любовь

Происходит из способности Я аутоэротически удовлетворять часть своих импульсов влечений благодаря достижению удовольствия, получаемого от органов. Получается, что способность любить как-то связано с аутоэротическим влечением. В первую очередь любовь связана с наполнением первичного нарциссизма, который обеспечивает мать. Первоначально она является нарциссической, затем переходит на объекты, которые были присоединены к расширившемуся Я, и выражает моторное стремление к этим объектам как источникам удовольствия. Получается, что вначале любовь носит нарциссический характер и только потом становится объектной. Предварительные ступени любви выступают в виде предварительных сексуальных целей в период, когда сексуальные влечения проходят своё сложное развитие. Речь идет о том, что для того чтобы полюбить объект, нужно сначало полюбить себя.

Любовь субъекта изначально является нарциссической. Это относится к либидинальным стадиям. Присоединение или поглощение — вид любви, который совместим с прекращением отдельного существования объекта, и поэтому её можно назвать амбивалентной. Речь идет о том, что присоединение и поглощение относится к оральной стадии, где субъект не понимает разницу между Я и объектом, где все перепутано, где любовь и ненависть не разделены и поэтому они спутаны между собой. По этой причине такая любовь амбивалентна и окрашена оральным садизмом. Расставание с объектом при таком типе любви приводит к потери части себя или полной потери себя и распада Я. На более высокой ступени анально-садистской организации, стремление к объекту проявляется в форме стремления к овладению, которому безразлично, будет ли объект поврежден или уничтожен. Эта форма предварительной ступени любви … почти не отличима от ненависти. То есть, на анальной стадии любовь и ненависть также смешаны между собой. И всегда есть садистическое отношение к объекту. Если субъект фиксирован на анальной стадии, то в такой любви очень много контроля и желания властвовать над объектом. Истинная любовь возникает на генитальной стадии, где она служит оппозицией ненависти. Истинная любовь это любовь генитальная, которая связана с целостным отношением с объектом. Где нет желания его поглощать или кусать, где нет желания садистически властвовать над ним, а есть понимание, что есть другой иной отличный от меня. Тогда возникает уважение и любовь к желаниям объекта. Здесь существует представление, что у объекта желания могут отличаться от моих собственных.

Но наибольшее психологическое и психопатологическое значение имеет половое влечение, вернее сказать, группа влечений, которые возникают вокруг половой жизни, с включением брака и семьи, отношений между родителями и детьми, поскольку все это может быть сведено к элементарным тенденциям, имеющим характер влечений. Половое влечение представляет собой важную составную часть темперамента человека, оно активно участвует в построении всей личности и является динамическим фактором первой степени, который может дать душевной машине необходимые действующие силы, будет это прямо и осознанно или в самых запутанных комбинациях, маскировках и метаморфозах, во всяком случае в гораздо большей мере, чем мы это можем вообразить.

Если мы ограничимся половым влечением в самом узком смысле, то и оно не является чем-то простым и всегда единым. Есть много видов и извращений полового влечения, при которых половая цель имеет характер забавы, изуродована или из-за связи с другими группами аффектов своеобразно преобразована в ложном направлении.

Онанизм, или самоудовлетворение, как таковое, не является извращением, но, за исключением крайних степеней, невинным физиологическим переходным и побочным продуктом здорового полового влечения, который, как предохранительный клапан последнего, вступает в силу прежде всего там, где половому сношению противостоит одна из многих преград культурного общества. Значение половой извращенности онанизм получает только в тех случаях, когда он становится самоцелью, т. е. приобретает большую ценность по сравнению с нормальным половым сношением и заменяет его там, где оно было бы само по себе возможно. Речь идет о так называемых аутических людях, прежде всего о шизоидных психопатах (см. гл. 6), которые не только в половой области склонны к самоудовлетворению, но, в соответствии со своим темпераментом, не испытывают живой потребности в общении с другими людьми и всегда довольствуются самими собой. Сродни этому психоаналитическое понятие автоэротизма, или нарциссизма, которое, однако, акцентирует внимание на способе удовлетворения половой потребности, вместо того чтобы принять во внимание весь темперамент. Поэтому следует предпочесть понятие аутизм (Блейлер). Смысл нарциссизма следовало бы ограничить самолюбованием, в особенности кокетством, как самоцелью, в связи с собственной наружностью и ее воздействием на окружающих.

Большой врачебно-психологический интерес онанизм вызывает не как таковой, а из-за эротически-гигиенических оценок, которые с ним связаны. Более ранние, заметно аскетически окрашенные культурные эпохи видели в ограничении полового влечения не только относительную социальную необходимость для упорядочения сожительства людей, но абсолютный этический идеал; половое влечение было для них (в самых крайних выражениях их мыслей) злом, терпимым самое большее ради сохранения семьи и государства, и его полное подавление в пользу исключительно духовно-религиозной деятельности знаменовало для них высшую ступень личного совершенства. Это, проистекающее из первоначальной двусторонней значимости полового влечения и, может быть, отчасти выросшее из старых представлений о табу, суровое отношение к половому влечению вполне понятно, как переходная ступень, у молодых культурных народов, стремящихся достичь высшего развития. Сексуальность в их религиозных учениях тожественна греху, главному греху, вокруг которого группируется все, что запрещено. Она является образцом «плоти» по отношению к «духу», всего не святого и не божественного, всех атавистических импульсов по сравнению со стремлением к более высокому культурно-нравственному развитию.

Древние медицинские воззрения на сексуальность и особенно на онанизм сильнейшим образом окрашены этим общим моралистическим пониманием того времени. Половая болезнь и половая неврастения выработали своеобразный комплекс во врачебном мышлении, которое находилось под влиянием простонародно-морального настроения, что любые этически неодобряемые половые проявления влекут за собой, как некий род божьего суда, самые страшные телесные и душевные расстройства, сухотку спинного мозга, размягчение мозга, чахотку. Следовательно, данные сексуально-гигиенические взгляды можно рассматривать как простой вариант сексуально-этических.

Ростки этих этическо-гигиенических взглядов коренятся еще прочно в воззрениях широких народных масс и находят для себя опору, с одной стороны, в религиозном ощущении, с другой — в апокрифической просветительной литературе, имеющей широкое распространение. На этой почве возникает огромное количество неврозов и невропсихозов. Более высоко дифференцированные личности оказываются, таким образом, в самом остром конфликте между своим этическим идеалом и своими половыми потребностями. Постоянное поражение в этом конфликте вызывает душевные возбуждения противоположных направлений, из которых вырастают такие сензитивные формы реакции, как идея отношений (Beziehungsideen) и навязчивые импульсы. У более простых натур дело часто ограничивается тяжелыми гипохондрическими опасениями и впечатлениями, половое происхождение которых мы можем прочитать у них на лице. Или же половые конфликты вытесняются из сознания и через сложные психофизические процессы приводят к далеко отстоящим истерическим механизмам.

Короче, множество душевных конфликтов с невротическим или религиозным и художественным развитием возникает там, где половое влечение не находится в полном соответствии с личностью, где оно не может ни получить своего разряжения естественным путем, ни сдерживаться твердой рассудительной структурой личности. Это относится к половым конфликтам нормального и извращенного рода, в браке и вне его. Половое влечение для целостной личности — это большой запас энергии, психическими истоками которого в благоприятных случаях может быть добрая доля общей духовной производительности. Но там, где оно находит суровое интрапсихическое сопротивление или не имеет отводных путей, там возникают энергетические сверхнапряжения, а в конце концов ложные пути и близорукие суждения, побочные разветвления потока, которые в дальнейшем могут привести к странным, запутанным и парадоксальным действиям.

Следующими за онанизмом стоит отметить прежде всего неблагоприятные брачные отношения, имеющие последствием невротические душевные конфликты и не явно неблагоприятные, а затаенные, где под видом обоюдной корректности, даже чрезмерной нежности скрываются психические диссонансы. Начиная с самых простых неудач и отклонений в половых сношениях, от долго практикуемого воздержания, страха зачатия и появления детей до самых тонких и сложных, воздействующих на сексуальность душевных дисгармоний, у нервно восприимчивого человека здесь неисчерпаемый источник динамических расстройств душевного аппарата. К этому присоединяются во внебрачном сношении нравственные угрызения совести, боязнь забеременеть, страх перед половой болезнью; затем действие вынужденного безбрачия, недобровольное старение оставшейся не замужем девушки, где последняя тихая и безответная любовь может привести к сильнейшим интрапсихическим запутанностям. Это только немногие из наиболее важных моментов. Врач во время разговора с больным должен ясно представлять шкалу всех этих возможностей конфликта, потому что пациент большей частью приходит не затем, чтобы рассказать о своих половых затруднениях — он сам не всегда ясно их осознает, — он жалуется на головокружение, боли в пояснице, расстройство кишечника, слабость и тысячи других вещей; психический комплекс, который является причиной всего этого, врач должен определить сам.

Богатый материал для конфликтов поставляют и половые извращения, являются ли они явно и односторонне выраженными или, что чаще, только преобразованы в виде намека и изменены благодаря внешним психическим влияниям и опосредованно направлены на извращенные цели. Извращенному субъекту извне угрожают наказание по суду, компрометация в общественном мнении и больше всего преследование со стороны общества, а изнутри — несогласие с самим собой, тщетная нравственная борьба, сознание, что он является не настоящим человеком, пресыщение жизнью и бесчисленные трудности в браке. Благодаря всему этому у него будет много поводов для посещения врача.

Важнейшее извращение — гомосексуальность, любовь между особами одного пола. Многие прирожденные гомосексуалисты имеют не нормальное телосложение в области желез. Двуполое, не чисто мужское и не чисто женское, строение тела могло бы при помощи эндокринного действия гормонов проще всего объяснить тот факт, что подобные индивидуумы одновременно обнаруживают в своей психике ложную половую ориентацию, а в строении тела противоположные половые черты (феминизмы, маскулинизмы или евнухоидизмы).

От этих эндогенных прочно заложенных в самом строении тела гомосексуальных промежуточных образований затем идут все переходные ступени к преимущественно психогенному извращению, возникшему благодаря действию среды, соблазну, недостатку в половом общении с лицами другого пола и прежде всего благодаря гипохондрическому самовнушению у подобных психопатов, которые при половом общении с лицами другого пола не очень уверенно себя чувствовали или были вынуждены отказаться от него в силу полового бессилия. Нельзя, следовательно, просто различать эндогенные и психогенные извращения, еще меньше оснований утверждать, что все извращения обусловлены только эндогенно или только психогенно, но нужно решать в каждом единичном случае, насколько эта специальная гомосексуальность прочно заложена в самом строении тела и насколько сформирована психическим воздействием в течение жизни. Извращения с психогенными слагаемыми могут быть терапевтически преодолены с помощью гипноза, убеждения и воспитания.

Более сложен, чем при гомосексуальности, биологический и психологический генезис при других извращениях. Это прежде всего педофилия (половое влечение взрослых к детям), содомия (влечение к животным), эксгибиционизм (влечение к обнажению без совокупления), фетишизм (использование в качестве заменяющего средства для достижения полового возбуждения мертвых предметов, частей платья, волос, белья, обуви). Само собой разумеется, бессмысленно было бы думать, что, например, возбуждение при виде ленточки в косе могло быть заложено в зародышевом состоянии желез и химическом составе крови таким специфическим образом, как это отчасти имеет место при гомосексуальности. Мы должны здесь различать две вещи: во-первых, конституциональный фактор, заключающийся в неспецифическом, не развившемся до четкой ясности цели, половом предрасположении, а во-вторых, психогенный внешний фактор, который неуверенно колеблющееся половое влечение направляет и окончательно фиксирует на определенной, отклоняющейся от правильного пути, половой цели. Эндогенный момент здесь, следовательно, чаще неспецифически предрасполагающий, экзогенный — специфически фиксирующий фактор.

Биологическую основу части извращений этой группы мы можем вместе с Кронфельдом увидеть в психосексуальном инфантилизме, т. е. в задержанном уродливом развитии, приводящем к тому, что половое влечение продолжает оставаться на детской ступени развития. На детской ступени развития еще нет подлинного полового влечения, а лишь некий зародыш влечения, некоторые намеченные, изменяющиеся, полиморфные направления чувства. Среди них особенно легко распознаются влечение к смотрению и показыванию, некоторая детская склонность показывать голое тело, половые органы и испражнения или с любопытством рассматривать их у других детей; и затем проявление в форме игры досексуальных инстинктов, в которых еще нет стремления к совокуплению, а лишь к получению удовольствия при помощи самых разных побочных действий (из которых позже и развивается детский онанизм). Только в период полового созревания у нормального человека из этого неспецифического досексуального зародыша влечения возникает специфическое половое влечение к другому полу, причем некоторые разрозненные побуждения, имеющие характер забавы, соединяются вместе в одном, направленном на другой пол и на совокупление с ним.

Если этого тесного соединения нет, то на почве подобной задержки развития могут возникнуть некоторые извращения взрослых; хотя сила влечения в период возмужалости и возрастает, но неспецифически полиморфное направление влечения досексуальной детской ступени отчасти сохраняется. Что подобные биологически эндокринные нарушения развития имеют место также и в этой группе извращений, явствует из частых отклонений от нормы в строении тела и общей душевной конституции (дисгенитальные и общегипопластические признаки в строении тела, общее слабоумие и т. д.).

Так, эксгибиционизм мы могли бы понять как остаток досексуального влечения к смотрению и показыванию, а фетишизм — привести в связь с детской наклонностью к имеющим характер игры, родственным с половыми заместительным действиям; и аутистическая (нарцистическая) форма онанизма у взрослых допускает также сравнение с бесцельным в сексуальном отношении самоудовлетворением у детей. Но часто нужен еще какой-либо внешний психический фактор, который не имеющим определенного направления сексуальным импульсам дает специальную дополнительную цель.

Так, при фетишизме эротическая склонность к бархату, к примеру, осталась надолго из-за того, что первое сильное возбуждение пробуждающегося полового влечения было вызвано случайным сидением на бархатной подушке. Один психопат, будучи пятилетним мальчиком, испытал первое живое пробуждение удовольствия, когда мать надела на него кружевную ночную рубашку его младшей сестры, потому что его собственный ночной костюм не могли найти. Это детское переживание действовало позднее на его развившееся половое влечение, так как со времени половой зрелости он был в состоянии сильно себя возбудить в половом отношении, надевая женские платья, оставаясь при этом импотентом.

Аналогичным образом мы могли бы представить, что фиксирование полового стремления в каком-либо специальном направлении в некоторых случаях педофилии и содомии, возможно, также возникло (всегда предполагая не достигшее полного созревания биологическое сексуальное предрасположение) благодаря сохранившемуся действию сильных впечатлений ранних сексуальных переживаний (например, присутствие в качестве свидетеля при совокуплении животных, рассматривание половых органов у своих маленьких товарищей), в то время как правильное направление нормального полового влечения в период полового созревания совершенно изглаживает следы подобных переживаний. Многие другие случаи этих извращенных проявлений возникают, наверно, не столь специфически, но более faute de mieux, по способу вынужденного онанизма, как замена более желательного нормального удовлетворения половой потребности под давлением неблагоприятных условий среды или при отсутствии более высоких задержек, как у некоторых врожденных слабоумных или позднее ставших слабоумными (Senium, Arte-riosklerose, Paralyse).

У некоторых людей к половому влечению в качестве побочного составного элемента примешивается активная или пассивно переносимая жестокость; в исключительных случаях место полового сношения может занять радость, испытываемая от дурного обращения, побоев, рабского унижения, как порождающая непосредственно половое удовольствие, что в активном случае обозначают как удовольствие дурного обращения с предметом любви (садизм), в пассивном случае — как удовольствие подвергаться дурному обращению со стороны любимого человека (мазохизм). Можно спорить о том, является ли все это составными элементами самого полового влечения или, скорее, тесными связями сексуальности с другими факторами темперамента по аналогии с синестезиями ощущений, относящихся к различным органам чувств. Эмоциональная тенденция к энергическому нападению (мужское начало) и безвольному терпению (женское начало) примешана к нормальному половому акту и сильно фиксирована филогенетически. Эта нормальная побочная составная часть полового влечения еще не содержит никакой сильной ноты жестокости. Но можно легко понять, что при сильно выраженных инстинктах жестокости в темпераменте эта последняя легко войдет в описанный побочный составной элемент полового влечения и, как и при других извращениях, через вытеснение, фиксирование специального переживания и т. п. при случае может выступить не только как сопровождающее явление, но и как замена совокупления.

Психологически важнее, чем целостные извращения, усиленные извращенные побочные составные элементы здорового нормального влечения, которые часто даже не осознаются самим носителем и поэтому могут стать для него скрытым источником странных внутренних запутанностей и аффективных диссонансов. Эту неуверенность влечения с не вполне четкой и не вполне ясно сознающей цель ориентировкой в половом отношении мы находим прежде всего у шизоидных психопатов. Направление половой цели при этом становится чаще двусмысленным, временами оно нарушается и отклоняется благодаря гомосексуальным, содомистическим, садистским отзвукам, которые ясное аффективное течение могут сильнее запутать, чем массивные извращения. В основе навязчивых представлений нередко лежат подобные извращенные частичные явления, как, например, навязчивое представление, что нужно кого-то душить или быть душимым. Иногда исходным пунктом являются подавленные садистские юношеские фантазии.

Ненависть

Как отношение к объекту ненависть древнее любви, она соответствует первоначальному отторжению раздражающего внешнего мира со стороны нарциссического Я. И Фрейд и Мелани Кляйн утверждали, что объект рождается в ненависти. Что это значит? Пока объект присутствует рядом с младенцем, как-будто он не замечает ее как объект. И если говорить словами Дональда Винникотта – мать является средой. Но как только мать уходит и бросает своего младенца, в этот момент младенец обнаруживает ее как объект. Поэтому объект рождается в ненависти. Как выражение вызванное объектами реакции неудовольствия ненависть постоянно находится в тесной связи с влечениями Я к самосохранению, и поэтому влечения Я и сексуальные влечения могут вступить в противоречие, которое повторяет противоречие между ненавистью и любовью. Если влечения Я властвуют над сексуальной функцией, как например на ступени анально-садистической организации, то они придают свойства ненависти также и цели влечений. Ненависть это оппозиция любви.

Как работать с влечением?

Жизнь в современном обществе предполагает контроль эмоций и желаний. Иначе бы все давно стали Маугли и забыли про обязательства.

Любой психолог при работе с влечением первым этапом поможет тебе осознать факт его наличия. Как ты уже могла понять – это не так просто, как кажется, ведь правда кроется за семью замками в твоем подсознании. Понять разумом не всегда значит осознать.


Фото автора Artem Podrez: Pexels

Далее клиент с психологом ищут, почему появилось это влечение. Чаще всего причина кроется в детстве. Индивидуальность взрослой личность – это совокупность препятствий между ребенком и объектом удовлетворения цели. Все «нельзя» от родителей и запреты общества.

Следующий шаг – принятие. Психолог скажет, что хотеть мужа подруги, ненавидеть собственного ребенка или постоянно думать о суициде – это нормально. И действительно, у него таких клиентов каждый день целая очередь, ведь эти влечения абсолютно естественны для здорового человека.

На этот шаг могут уходить годы психотерапии.

Наконец, надо найти, куда направить накопившуюся энергию. Искусство, разнообразие в сексуальной жизни с мужем, поиск новых эмоций – каждый случай на этом этапе индивидуален.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]