Техники и упражнения современной гештальт-терапии на каждый день


О техниках в гештальт-терапии

девушка с шариками
Фото Lidya Nada on Unsplash
Понятия «фигура и фон» в гештальт-терапии играют важную роль.

Фигурой (гештальтом) выступают желания, чувства, мысли, всё то, что в моменте здесь и сейчас преобладает над остальными чувствами, мыслями и желаниями. Все остальное, обособленное от всего прочего, и сливающееся в этот момент на заднем плане — будет фоном.

В гештальт-терапии техники делятся на две группы:

  • Техника диалога
  • Проективные техники

Используется в работе с образами, сновидениями и воображаемыми диалогами.

Чилийский психиатр, доктор медицины и гештальт-терапевт К. Наранхо выделяет в качестве взаимодействия три классификации техник:

  • Супрессивную

Цель — подавление избегания какого-либо чувства. Благодаря этому появляется возможность ощутить его полно и осознанно.

  • Экспрессивную

Техники гештальт терапии
Техники гештальт терапии

Основной посыл — усиление выражения какого-либо чувства и перевод чувств и мыслей в слова и действия.

  • Интеграции

Включает в себя ассимиляцию проекций (когда индивид говорит «всё плохо» вместо «Мне плохо» или «Это неправильно» вместо «Я не одобряю») и диалог субличностей.

В данной статье будет представлен микс техник и упражнений, которые относятся к представленным классификациям.

Упражнения и техники гештальт-терапии «Интеграция полярностей»

Техника «Интеграция полярностей». Упражнения для гештальт-терапии в группе и индивидуально.

Упражнение «Разыгрывание ролей»

Участники группы по предложению терапевта по очереди проигрывают свои внутриличностные конфликты, которые ими до конца не осознаются, но очевидны для окружающих. Например, если участник, не замечая этого, излишне часто извиняется, говорит тихим голосом, смущается, то ему можно предложить сыграть роль застенчивого, робкого молодого человека. При этом его просят несколько утрировать именно те черты характера, которые у него особенно выражены.

Если участник осознает свое поведение и желает от него избавиться, ему можно поручить сыграть роль человека с противоположными чертами характера, например Хлестакова или Начальника, который разговаривает с подчиненными только в тоне приказания и нравоучений.

Для разыгрывания роли каждому участнику дается по 5–10 минут. Остальное время нужно оставить для обмена впечатлениями.

Упражнение 2. «Борьба противоположностей»

Психотерапевт определяет тему дискуссии, затем одному из участников поручает роль Нападающего, другому – Защищающегося. Участники садятся лицом друг к другу и начинают дискуссию. Каждый из участников должен твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать его, поучать, говорить твердым авторитарным голосом. Защищающийся – извиняться, оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от него Нападающий.

Дискуссия длится 10 минут. После этого партнеры меняются ролями. Каждому участнику диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Нападающего и чувство робости, унижения, незащищенности Защищающегося. Сравните сыгранные вами роли с вашим поведением в реальной жизни. Обсудите полученный опыт вместе с группой.

Упражнение 3. «Антикварный магазин»

Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в магазине, где продают антикварные вещи. Мысленно выберите себе любой предмет и вообразите себя этим предметом. Рассказывайте от имени этого предмета о себе: как вы себя чувствуете; почему оказались в магазине; кто и где ваш прежний хозяин и т. д. Откройте глаза и поделитесь своими ощущениями с группой.

Точно так же можно идентифицироваться с цветком, деревом, животным, вообразив себя в соответствующих условиях. Не стесняйтесь своих ощущений. Старайтесь, чтобы у вас не осталось незавершенных переживаний.

Упражнение 4 «Два стула»

Нередко человек ощущает некоторую двойственность, расщепление противоположностями, чувствует себя в конфликте этих противоположностей, противостоящих сил. Вам предлагается сыграть диалог между этими сторонами.

С каждой сменой роли вы будете менять стулья: «дружелюбное Я» и «раздраженное Я».

Исполняемая роль может быть ролью человека, каков он сейчас; ролью ребенка, матери, отца, супруги или начальника. Роль может быть физическим симптомом – язвой, головной болью, болью в пояснице, сильным сердцебиением. Она может быть предметом, встретившимся во сне, например, частью мебели, животным и т. д.

Подробнее о технике «Пустого стула»

Упражнение 5 «Работа с именем»

Ощущение идентичности развивается под влиянием окружения. Это реакция на воздействия и влияния, адресованные человеку. Даже имя или имена, которые записаны в документах, влияют на судьбу. Они отражают родительские ожидания, направленные на ребенка, культурный и исторический фон, часто историю рода или историю страны. Кроме официального имени, человек несет детские имена, клички и прозвища – те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его называют сейчас близкие люди или враги.

Предлагается несколько вариантов упражнений, которые могут активизировать чувства, связанные с именем, и ассоциированные с именем отношения в семье детства.

Разные упражнения, выделяя разные фигуры, позволяют фокусироваться на разнообразных аспектах одной большой темы. Нет смысла делать их подряд, но стоит выбрать подходящие для данной сессии.

Вспомните имена и прозвища, которыми вас называли в детстве. Кто дал вам эти имена, в каких обстоятельствах вас называли тем или иным именем? Кто называл? Какие чувства вы испытываете сейчас, когда думаете об этих именах?

Выберите наиболее яркие детские имена. Какие чувства они вызывали? Соединитесь с проекцией. Поэкспериментируйте прямо сейчас. Какие чувства выражало это имя? Как к вам относились те, кто давал это имя или прозвище? Проиграйте сценки с вашим партнером.

Какие у вас прозвища или ласкательные имена сейчас? Откуда они взялись? Какие области жизни они затрагивают?

Есть ли у вас разные имена дома и на работе? Если да, с чем это связано? Вспомните ваши имена (определения, характеристики) в разные периоды жизни. Как они влияли или влияют на ваше представление о себе сейчас?

Представьтесь в круге тремя разными именами, сопровождая каждое соответствующей интонацией и пантомимой. Вспомните отношение к своему имени в разные периоды жизни. Как оно менялось? Гордились ли вы им, любили ли свое имя – или были периоды негативного отношения? Какие у вас сейчас варианты имен? В каких ситуациях вас так называют, когда вы таким образом представляетесь, кому, где? Какие чувства у вас ассоциируются с этими именами? Какие отношения с называющими вас так людьми?

Были ли случаи, когда вас называли именем, не соответствующим вашему полу или насмешливым? Как выбирали ваше имя родители? В честь кого? Их ожидания – что вы об этом знаете? Какое символическое значение вашего имени, что оно значит в переводе, что оно значило для вас в разные периоды жизни.

Как вы себя чувствуете с вашим именем среди других? Как относитесь к тем, у кого такие же имена: чувствуете ли вы себя хорошо или у вас возникают негативные чувства, когда есть еще люди с таким же именем? Если ваше имя уникальное – как вам среди тех, кто носит обыкновенное имя?

Если бы вы выбирали себе имя заново – какое бы вы выбрали имя и почему, что оно могло бы символизировать? Какие есть доводы для сохранения старого имени? Какие резоны для выбора нового?

Осознайте, как вы представляетесь – например, в данной группе; как вас называют – так, как вы представились или иначе. Как вы на это реагируете? Как вы предпочитаете, чтобы вас называли, кто и когда? Какие варианты своего имени вы не любите?

(Для замужних женщин.) Как повлияла на вашу идентичность смена или оставление девичьей фамилии после свадьбы, в случаях развода или вдовства? То, чью фамилию носите и почему – что это значит для вас? Если ваша фамилия отличается от фамилии мужа, то, как на это реагируют люди?

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)

Похожее

Техника «Пустой стул»

Она применяется в случаях:

  • незакрытой обиды;
  • неотреагированных чувств и переживаний;
  • невысказанных словах;
  • для улаживания разногласий между полярными свойствами личности;
  • перед предстающей важной встречей или собеседованием.

Выбери время, когда ты будешь одна и никто не помешает. Поставь друг напротив друга два стула. На один стул сядь сама. На втором, представь человека либо же часть своей личности, в отношении которой существует эмоциональная проблема. Когда чётко представила — начни свой диалог. Выскажи все то, что накипело. Все то, что давно хотела высказать человеку.

Когда всё, что ты хотела высказать — исчерпало себя, пересядь на другой стул. Представь себя в роли своего собеседника. Когда ты вжилась в новую роль, постарайся ответить на все высказывание и претензии так, как ответил бы тот человек, в роли которого ты выступаешь. Когда всё было высказано, снова пересядь на свое место и снова стань собой.


Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels

Продолжай подобный диалог до тех пор, пока считаешь его актуальным и необходимым.

Кричи, ругайся, плач, говори тихо и спокойно — в общем делай все то, что ты считаешь нужным. Выражай свои эмоции. Выплесни наружу всё, что было комом в твоей душе.

Чем поможет специалист гештальт-терапии?

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Август\СТАТЬИ НЦРДО\21 Гештальт терапия - что это такое простыми словами\4.jpg

Длительность терапии в каждом случае своя – кому-то удастся за 2-3 сеанса справиться с пагубной ситуацией и наладить психоэмоциональное состояние, а кому-то не хватит и нескольких месяцев.

За время терапии психолог:

  • поможет понять, что именно вызывает у вас тревогу и негатив;
  • выявит ваши чувства и ощущения, связанные с первопричиной;
  • при помощи специальных психотерапевтических техник поможет завершить гештальт и научит действовать в похожих случаях в будущем.

Техника «Отождествление с внешними объектами»

Позволяет установить скрытые психические конфликты.

Бывает так, что, когда человек чем-то или кем-то возмущается, как правило, он говорит о себе, а не о другом.

Расслабься. Отпусти свое сознание. Выдели все то, на что обращаешь внимание. Может быть, ты к чему-то возвращаешься? Сфокусируйся на этом. Что оно представляет? Какие у него основные признаки? Выдели детали. Теперь отождествись с этим. Уподобься ему. Ты — это оно.

Какая ты теперь? Какие у тебя свойства, черты, особенности? Опиши себя. Произнеси в слух —Я… Что ты делаешь? Каково твоё предназначение? В чём именно заключаете твой опыт отождествления с этим объектом? Осознай этот опыт.

Упражнение «Рискни быть живой»

Находясь в плену собственных запретов, состоящих из фантазий и мрачных мыслей, невозможно их опровергнуть или подтвердить до тех пор, пока человек не рискнет, и не столкнется с реальностью. При выходе в реальность, как правило, все — то, что так страшило — оказывается мыльным пузырём.

Как говорил Ф. Перлз «Реальность это не что иное как сумма всех осознаний в моменте здесь и сейчас»

Составь список своих желаний, которые ты хочешь реализовать, но по причинам внутренних страхов и опасений, так и не решилась воплотить.

Выдели те желания, которые можно будет реализовать в ближайшее время. Запиши все те неприятности, которые могут произойти, если ты приступишь к воплощению задуманного. Ответь себе на вопросы:

  • Являются ли неприятности из списка теми, которые обычно останавливают меня при воплощении замыслов в жизнь?


Giphy

  • Какие последствия могут быть у моих попыток?

Когда «эскиз» опасений и неприятностей был составлен, рискни приступить к реализации желаемого и проверь, сколько из «катастрофических» неприятностей сбылось.

Если все же что-то неприятно случилось, ответь на вопрос: последствия были такими же разрушительными, как предполагалось вначале, или не всё так плохо, как это рисовалось воображением? Стоила ли игра свеч? Как ты чувствуешь себя теперь?

Давай рассмотрим данное упражнение на примере. Допустим, ты давно хотела научиться танцевать. Но тебе останавливала та мысль, что ты неуклюжая, не пластичная и тд. В списке опасений может быть следующий пункт:

  • «Я неуклюжая и непластичная. Люди из группы это заметят и начнут смеется надо мной. Мне станет стыдно, я замкнусь в себе и отстранюсь от внешнего мира. Как итог — я останусь одна».

Ключевым тормозом в данном случае является страх одиночества.

Упражнение помогает сделать разбор опасений и подводит к осознанию того, что именно является тормозящим фактором.

Какие методы использует гештальт-терапевт в работе?

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Август\СТАТЬИ НЦРДО\21 Гештальт терапия - что это такое простыми словами\5.jpg

В процессе психотерапевтических сеансов клиенту предлагается делиться с психологом искренними эмоциями, отвечать на вопросы и получать обратную связь.

Психологи в гештальт-подходе используют следующие методы:

  • работу с чувствами;
  • упражнения и тесты для выражения своего состояния при помощи движений тела;
  • анализ сновидений и воспоминаний;
  • создание и проигрывание ситуации и ощущений с участием вымышленных персонажей.

Согласно принципу гештальт-терапии, главными условиями счастливой жизни являются законченность незавершенных дел и осознание клиентом своих желаний и действий, поэтому терапевт на первых этапах работы старается привести пациента именно к моменту понимания своей проблемы и причин, ее вызвавших, а в финале терапии – научить его брать на себя полную ответственность за свои решения и поступки, чтобы уметь самостоятельно исправлять сложные моменты дальнейшей жизни и проживать события до конца.

Овладеть техникой гештальт-подхода поможет наш курс — всего за 4 месяца опытные преподаватели расскажут вам о всех существующих методах гештальт-терапии, а после прохождения итоговой аттестации вы получите диплом установленного образца и сможете сами работать в должности психолога-консультанта.

Упражнение «Чувства и Фигура-Фон»

Позволяя себе «окунуться» и прочувствовать какое-либо ощущение, мы осознаем наличие поворотной точки, где оно достигает пика, а потом растворяется. И на его место приходит другое. Если же идёт блокировка определенного чувства, оно не растворится.

И получается, что человек его как бы чувствует, но его нет в настоящем моменте. Оно как бы фонит, постоянно о себе напоминает. Следовательно, пока человек не снимет блок, и не закроет чувство, оно будет о себе напоминать снова и снова.

Данное упражнение направлено на снятие блокировки и закрытие фонового чувства.

Прими удобную позу. Расслабь свое тело. Закрой глаза. Представь себе свою маму, разговаривающую с тобой. Постарайся вспомнить, как она выглядит, во что одета, её позу. Побудь с этими воспоминаниями некоторое время.


Фото Fakurian Design on Unsplash

Когда ты осознаешь, что чётко себе её представила, расскажи ей о своих чувствах. Не придерживайся логической последовательности. Перечисляй все чувства по одному. Высказав очередное, возьми небольшую паузу: поживи немного с этим чувством. Что ты ощущаешь в своём теле, когда описываешь любовь, теплоту, вину, обиду, и тд? Зафиксируй и ощути переход от одному чувства к другому.

Намеренно измени скорость перечисления чувств к маме. Сравни ощущения: отличаются ли они, когда ты прислушиваешься к себе, и тогда, когда даёшь возможность себе прочувствовать сказанное?

Замечаешь ли ты сходство между неясной картиной внешнего и своего внутреннего мира? Заметила ли ты изменения в чувстве волнения от происходящего, когда заставляешь себя останавливаться на каждой из фигур?

II. Континуум Осознанности в Медитационном контексте

Континуум осознанности для Гештальт-терапии — то же, что свободная ассоциация для психоанализа: это и начало, и конец терапии. В начале он представляет зеркало, в котором отражены психологические трудности индивида, в котором терапевт обретает ключ лечения; в конце это то же, что способность к свободной ассоциации без сопротивления, которую можно понимать, как знак завершенности анализа; способность к полноте переживания и к глубине каждого здесь-теперь является целью Гештальта.

Я считаю, что, несмотря на обилие разговоров по поводу континуума осознанности, его практике не посвящают всего заслуженного им внимания, поскольку не полностью принимают его за практику, практику здорового сконцентрированного на настоящем отношения, но, наоборот, просто выделяют как отправную точку для других терапевтических интервенций и директив.

С тех пор, как я счел такое психологичекое упражнение самоценным, могущим быть выполненным лучше всего под стимулом межличностной коммуникации, я всегда прибегаю к нему, как к дополнению к непосредственно терапии, а также — в виде одного из вариантов, показанных ниже, как к составной части подготовки.

Имеющие опыт в упражнении континуума осознанности не могут не заметить, что, как и вообще психологические упражнения, оно иногда бывает законченным и плодотворным, а иногда поверхностным: вереница кажущихся бессмысленными самовыражений, более типичных для перечисления восприятий: сейчас я смотрю на коврик сейчас я слышу, как проезжает машина и т.д. Так где же чудо? Что же делает акт осознания момента чем-то глубоким, проникновенным?

Я думаю, что к ответу нужно подойти с разных сторон, одной из которых является переживание присутствия, переживание «Я здесь». Бывает, что иногда мы испытываем себя как вещи, а иногда — как человеческие существа. Это может показаться предметом привлекательности, как и восприятие мира в целом: иногда дерево перед нашим домом мало для нас интересно, а иногда мы замечаем всю прелесть его красоты; иногда мир кажется тупым и темным, а иногда он наполнен смыслом (не интеллектуальным, а эмоционально глубоким, что является предметом медитационной практики); однако слушатель может быть способен помочь способом, совершенно отличным от обычно культивируемого в практике психотерапии: не через предчувствия, не через усилия понять, а через отношение бытия там самым реальным образом, через усиления, так сказать, густоты своего бытия, с тем, чтобы глубокое молчание смогло привлечь более глубокое общение. Вот упражнение, которое я хочу предложить вам сейчас: упражнение «здесь и теперь», в котором один человек выполняет классическое гештальтное упражнение (к которому я еще добавлю деталей), в то время как другой — слушатель — слушает особым образом.

Позвольте теперь более пространно рассказать о роли обоих, а также о роли третьего участника, который является наблюдателем. Мы будем работать с группами из трех человек в такой последовательности, что у каждого будет по десять минут работы.

Я только что воспользовался словом «работа», весьма известным в словаре Фрица Перлза. Хотя работа с ним (или с другими терапевтами) требует готовности следовать директивам, не быть защищающимся перед лицом болезненных истин, данное упражнение континуума осознанности (базовая гештальтная ситуация) уже является само по себе «работой». Это прежде всего работа внимания. Внимание может быть поверхностным или глубоким, явным или неявным, подавляемым или ритмическим. Это работа смелости и работа по отказу от привычного манипулирования нашего собственного рассудка. Подобно медитации, это может потребовать значительной работы, чтобы войти в состояние умиротворения, когда предпринимаются значительные усилия по неделанию, пока это неделание не перестанет требовать усилий, это работа по следованию с рассудком туда, куда он захочет пойти.

Я полагаю, что этот органичный аспект потока переживания не всегда принимается во внимание в практике Гештальта. Думаю, что даже Фриц Перлз под словом «континуум» в выражении «континуум осознанности» имел в виду квазипоэтичность многомерности осознанности и тот факт, что в каждый момент мы можем обратиться к бесчисленно возможным переживаниям: звуков, образов, эмоций, того, что мы делаем, нашего голоса и т.д. Различные поля осознанности не только пересекается в каждый момент так, что каждое из них может поманить нас и повести в определенном направлении; если мы противимся искушению стать активным манипулятором нашего переживания, но верно чувствуем, куда хочет повернуть наше внимание, здесь возникает особый психический поток — интерпретируем ли мы его в значениях формации образа/фона, саморегуляции, или же просто спонтанностью или вдохновением. Такой очень простой акт может потребовать большой смелости, чтобы подчиниться тому, что происходит. Он требует большого мужества и также покорности; он требует многого, этот акт «открытости переживанию».

Если ты готов рассказать о том, что у тебя не отрепетировано, если ты готов удивиться тому, что сказал, ты можешь выйти из собственного образа. Ты либо выражаешь, либо производишь впечатление. Многое из того, что делается в континууме осознанности, все еще находится в сетях роли, внутри границы не произведения плохого впечатления. Я все это говорю, потому что думаю о том, что происходящее в упражнении такой легкости зависит от твоей степени свободы; зависит от того, чему ты позволяешь проявиться и как ты расцениваешь свои неопределенные потенции. Все зависит от тебя: превратить ли упражнение в тривиальность или в грандиозное событие; все зависит от того, насколько ты открыт и искренен в своем желании работать.

Хочу порекомендовать тем, кто говорит — в монологе — принять во внимание три основные сферы осознанности: восприятие, чувство и действие. В любой момент времени вы осознаете, что происходит посредством внешних ощущений и через телесное ощущение. Вы сознаете, что делаете, не только телом и голосом/ но и внутрипсихических (как, например, ожидая, что появится нечто для высказывания, выбирая, обратиться к тому предмету или к этому), и знаете о своих эмоциях. Я хотел бы предложить, чтобы вы не задерживались на какой-то одной сфере. Будьте уверены, что ваше упражнение не заключается только в бесчисленных восприятиях или в наблюдении того, что вы делаете. Двигайтесь, меняйтесь местами, однако усиливайте наблюдение и экспрессию чувств. Именно чувства интересуют нас больше всего. Именно чувства должны быть раскрыты; однако полезным будет, для того чтобы осознать свои эмоции, заземлиться в восприятиях с тем, чтобы суметь исследовать то, что переживается в этом случае вашего восприятия. Не просто говорите о действиях, позах, модуляциях голоса, что вы наблюдаете, но используйте наблюдения за своими действиями, чтобы определить, как вы чувствуете во время действий: пользуйтесь действиями, как зеркалом своих чувств.

Теперь об инструкциях слушателю. Слушатель сидит лицом к лицу говорящего и сдерживает не только вербальный язык (подходящий к монологу), но и язык тела также. Предложите своему партнеру переживание простого свидетельства того, кто просто сидит без всякого вмешательства, не одобряя и не одобряя. Сдержите улыбки, пожимание плечами и т.д., обратитесь к медитативной технике: ничего не делаю, но присутствую. Расслабьте лицо, глаза, расслабьте язык (который активен даже при внутренней, безголосной беседе). Я также хочу попросить вас не пытаться понять, о чем говорит партнер. Вы, вероятно, заметите, что, не пытаясь, вы поймете лучше, а не хуже.

Вместо того, чтобы постараться понять, направьте свои усилия на внимание; направьте внимание внутрь и наружу: на то, что вы видите, на голос, слова, которые слышите, на то, как вы чувствуете момент за моментом. В обычных разговорах есть определенные скрытые приготовления к реагированию. Здесь же не должно быть ничего кроме внимания к моменту, к вашему партнеру. Пусть все ваше упражнение сводится к продолжительному не судящему вниманию. Вы предлагаете партнеру лишь свое присутствие. Ничего больше — однако эффект этого, вы заметите, вовсе не обычный. И не простой — поскольку столько желания помочь, отреагировать, говорящий иногда кажется таким одиноким.

Третье лицо — наблюдатель. Он сидит перед группой. Первые двое сидят напротив друг друга, а он между ними чуть в стороне. Наблюдатель делает то же. что терапевт: отмечает нарушения правила Гештальта, т.е. отмечает, когда и что не является выражением переживания: когда говорящий отвлекается, увлекается объяснениями, абстрагирует, рассказывает истории, предвкушает и т.д. Наблюдатель также внимателен к нетерпеливым жестам слушателя, который должен оставаться расслабленным: кивает, автоматически жестикулирует и т.д.,- он все отмечает.

Упражнение «Беспомощность»

Осознание того, как именно мы используем слова, и как изменяются эти слова, помогает нам управлять собой. Данное упражнение направлено на наблюдение использования слов, напрямую связанных с проявлением беспомощности.

Предлагаю тебе начать наблюдение с предложения, которое начинается со слов «Я не могу…». Теперь подумай о том, что ты неспособна сделать в моменте «здесь и сейчас». Действия могут быть физического характера (игра на пианино), и умственного (приведение в порядок финансовых вопросов, решение сложного упражнения и тд.)


Image by Ulrike Mai from Pixabay

Если это дается с трудом, скажи себе: «Я делаю это тупое упражнение». Быстро установи, что ты почувствовала при проговаривании этой фразы. Постарайся запомнить: громкость голоса, позу, телодвижение. Или их отсутствие.

А теперь повтори все тоже, при условии замены «я не могу» на «я не буду». Когда будешь это делать, постарайся не давать оценку содержанию и смыслу произносимого. Просто говори. Осознавай при этом, все то, что чувствуешь, в каком положении находится тело, как звучит твой голос.

Например, «Изначально я говорила себе, что не могу играть на скрипке, но когда я заменила «не могу» на «не хочу», то осознала, что всё-таки могу играть, но предпочитаю направить усилие и время, в более продуктивное для себя русло».

Поясняем на простых примерах

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Август\СТАТЬИ НЦРДО\21 Гештальт терапия - что это такое простыми словами\3.jpg

Если незавершенным действием является некая простая бытовая история, с этим можно легко справиться самостоятельно – найти, купить, починить и спокойно жить дальше. А вот когда речь идет об отношениях – дело хуже. Такой незавершенный гештальт будет сопровождаться целым рядом негативных чувств – обидой, гневом, страхом, тревогой, печалью и даже горем, – которые, в лучшем случае, приведут к хроническому дискомфорту, а в худшем – к болезням и мучениям.

Рассмотрим простой пример.

Иван уже взрослый человек, у него никак не получается наладить отношения с пожилыми родителями, все попытки поговорить по душам заканчиваются взаимными претензиями и обидами, чаепития – ссорами, вечера – хлопаньем дверей. Иван злится, но и прекратить общаться с родителями не может. Вместе с психологом они пытаются разобраться в этой ситуации. Специалист интересуется, какие конкретно эмоции вызывают у Ивана эти стычки, какие чувства возникают у него, когда он звонит или приезжает к маме и отцу. Сначала Иван признается, что это злость, но в процессе следующих психологических бесед выясняется, что есть и другие противоречивые ощущения, что он с детских лет ожидает от своих родителей поддержки и одобрения, но при этом и сейчас чувствует себя школьником, которого мама и папа спрашивают: «4 за контрольную? А почему не 5? Плохо старался…». «Школьник-Иван» обижается, приходит мысль, что он плохой, неудачник, неумеха, если родители его не хвалят. Задачей психолога в этом случае будет при помощи гештальт-терапии вернуть нашему герою свою значимость, помочь вновь испытывать гордость за свои успехи, вне зависимости от родительской реакции.

Еще примеры распространенных незакрытых гештальтов:

  • Из-за отсутствия внимания и недолюбленности родителями в детские годы, взрослый человек будет усиленно искать и требовать от своего партнера проявлений любви и внимания, которых ему не хватало в детстве. Будут ли гармоничными такие отношения, где присутствует постоянное давление?
  • Распавшийся, например, по инициативе мужчины любовный союз может стать причиной того, что женщина будет постоянно проживать разрыв отношений, пытаясь определить причину и виноватую сторону, попутно доказывая бывшему любимому, что у нее все отлично, и без него жизнь стала только лучше. При таком психологическом состоянии вряд ли для этой женщины доступны счастливые отношения.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что ситуация не прожита до конца и мысленно не отпущена. То есть, гештальт не завершен и будет и дальше доставлять человеку страдания. Известная поговорка «Время лечит» тут не сработает, необходима квалифицированная помощь специалиста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]