Развитие — обязательное условие нормальной жизнедеятельности любого организма, в том числе и человека, и происходит в рамках эволюции вида, в пределах личности и организма отдельного взятого человека. Мы рождаемся маленькими крохами с пухлыми щечками, беззащитные и слабые, а вырастаем в сильных, красивых, опасных хищников.
Развитие тела и организма происходит в рамках биологического и физиологического созревания. А психика растет с оглядкой на требования окружающего общества, среды обитания, адаптируется к ним.
Философы и ученые выдвигали множество гипотез и классификаций психосоциального развития личности. Самой популярной из них является теория развития авторства Эрика Хомбургера Эриксона — немецкого психолога и психоаналитика.
Суть возрастной периодизации Эриксона
Теория описывает стадии развития личности под влиянием социума. Согласно Эриксону, личность проходит 8 этапов взросления с точки зрения развития Я-индивида.
Я лично!
«Ты — уникален!» — твердят окружающие, не вникая в понятие. Люди одинаковые внешне, где уникальность?
Неповторимость кроется в индивидуальном генном наборе. Он закладывает в человека уникальные возможности для его физического, эмоционального и умственного развития. В зависимости от влияния окружения, мы можем воспользоваться тем, что дала нам природа, или остаться на уровне маленького ребенка. Под влиянием социума в личности развиваются определенные качества, система мотивационных стимулов. С их помощью человек реализуется в социуме, раскрывая заложенные таланты.
Индивид — латинское понятие, в переводе означающее «неделимый». Человек как индивид представляет собой целостное и самостоятельное существо, результат единства природных качеств и приобретенных навыков, воспитавший себя в своеобразную особь.
Процесс этого воспитания и градирует теория Эриксона.
Таблица возрастов по Эриксону
Для наглядности Эриксон изобразил свою теорию в виде таблицы.
Информация в ней разбивается по показателям:
- психосоциальная стадия — название стадии;
- определение периода — описание возрастных рамок, в пределах которых длится стадия;
- группа, дающая социальный заказ на развитие в пределах стадии, и которая является ближайшим социумом для человека в этот период;
- задача развития — тот основополагающий вопрос, который человек решает в течение стадии;
- социальные условия, играющие роль в формировании черт личности;
- результат — выработанные слабые или сильные качества (добродетели). Зависят от проработки задачи.
Таблица. Возрастная периодизация Эриксона (кликните для увеличения)
Результаты проработки задачи стадии развития не означают выработку плохих или хороших качеств, и Эриксон, описывая свою теорию, акцентировал внимание на максимальном уходе от оценочного восприятия результатов. Речь идет о выработке индивидуальных качеств личности, помогающих ей в решении дальнейших задач (при успешной проработке — сильные качества) или мешающих (при не решении вопроса — слабые качества). Это не означает, что, в дальнейшем, на развитии человека нужно ставить крест. Это говорит лишь о появлении дополнительных сложностей в дальнейшем.
Подробное описание стадий развития по Эриксону
Младенчество — пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я
Вступая в первую стадию — младенчество — крохотный человечек начинает знакомиться с окружающим миром. Миром становится мама (или заменяющий ее человек).
Первое решение человека в жизни:
- Каким он видит окружающий мир: дружелюбным, враждебным?
- Можно ли доверять миру?
При активном развитии личности, ребенок занимает доверительную позицию.
Определяется по признакам:
- Легко ли ребенка кормить?
- Крепко ли он спит?
- Нормально ли работает кишечник и другие внутренние органы?
Ребенок с позитивным отношением к миру не тревожится особо и не гневается, если мама исчезла из поля зрения, потому что знает, что она вернется, что мама сделает все, чтобы он был доволен и счастлив.
Любовь и нежность мамы определяет способность ребенка верить и надеяться. Маленький человек впитывает образ матери, и интроецируется с ней — неосознанно идентифицируется, воспринимает все мамины переживания, чувства, отношение к звукам, краскам – к проявлениям окружающего мира, как свое.
Отсутствие реакции на потребности ребенка, поддержки, непоследовательное отношение к уходу за ребенком может стать причиной развития пессимистичного отношения к миру, вплоть до отказа жить по его основополагающим законам активной деятельности и общения с внешней средой в качестве обмена информацией.
Раннее детство — уже скоро замуж, а ты одеться не можешь!
С резким ростом умений ребенка возникают первые заявления на независимость. Он учится сидеть, ползать, ходить, есть самостоятельно, без помощи обслуживать себя. Иногда его претензии на самостоятельность бывают слишком резки и опасны, и задача родителей — оградить его от потенциальных опасностей окружающего мира, и от возможного нанесения вреда окружающим, мягко направляя любознательного непоседу.
Это позволит маленькому человеку выработать навыки самостоятельности. Ребенок постигает значение опрятного внешнего вида, учится понимать, почему мама злится, когда он испачкался, зачем умываться, чистить зубы. На этой стадии закладывается база волевого поведения, которое на следующей стадии будет развиваться в целеустремленность, а пока что ребенок будет учиться контролировать собственное поведение.
Чрезмерная опека ребенка, недоверие к его способности обеспечить себе минимальный комфорт, и параллельно — отсутствие поддержки и возложение непосильных задач делают ребенка зависимым от других, внушают чувство стыда за себя и сомнение в своем праве на самостоятельность.
Детство: я совсем уже большая — куклам суп могу варить
Мир ребенка растет, и уже рядом с родителями появляются братья и сестры. Ребенок начинает интересоваться, насколько далеко он может уйти от дома, насколько самостоятельно он сможет принимать решения. Он начинает объяснять мир по-своему, отделять свое мнение от мнения окружающих. За нехваткой знаний он придумывает свои объяснения окружающим вещам, и задача родителей не высмеивать эти попытки ребенка упорядочить мир вокруг.
Просыпающаяся любознательность толкает ребенка задавать неожиданные вопросы, и родители могут поощрять это стремление, отвечать на них, давать максимум информации и знаний. Сформировавшееся на прошлой стадии «хочу» уже перерастает в «могу». При прогрессивном развитии ребенок проявляет предприимчивость, испытывает себя на способность поступать «как взрослый».
На этой стадии родителям нужно понять, что их ребенок становится самостоятельным, отдельным человеком. Его теперь нужно не просто любить, а уважать его желания, стремления понять больше до сих пор непонятного, проверить себя на способность принимать решения и оценивать поступающую информацию. Ребенок нуждается в одобрении родителей, в последовательной линии поддержки его самостоятельности.
Часто наказывая ребенка, ограничивая активность, отказываясь поддерживать и отвечать на парадоксальные вопросы, можно развить в ребенке пассивность, неуверенность в своей уникальности и способности привнести в этот мир что-то свое.
Школьный возраст — первый класс
Ребенок идет в школу, и теперь в его мире резко появляется огромное количество людей, разных, понятных и не очень. Ребенок уже понял, может ли он провести какое-то время без родителей и без их помощи. На следующем этапе он пытается понять, может ли он стать полностью самостоятельным, какие у него шансы на реализацию всех его «хочу», и насколько велики горизонты у его «могу».
Ребенок ищет примеры для подражания, вступает в отношения конкуренции за хорошие оценки. Появляются первые амбиции на определение своего места в мире. При положительном развитии ребенок оттачивает способность к приобретению знаний и умений, делает собственные выводы о хороших и плохих примерах для подражания.
Без крепкого руководства, должного внимания к выработке у ребенка умения обучаться, без поддержки и формирования понятия о достойных моделях поведения, в ребенке растет неуверенность в себе, неверие в свою способность отделиться о родителей и выжить в большом мире.
Отрочество и юность: трудный возраст
На прошлой стадии ребенок активно поглощал информацию о таких понятиях, как «хорошо» и «плохо», и делал свои выводы. На новой стадии он переходит к практике и определяет, какое место он хочет занять в жизни, и становится подростком.
Активный поиск вопроса «Кем я хочу быть, кто я такой?» подвергает серьезной проверке на прочность до сих пор абсолютно авторитетного образа родителей. Подросток решает, хочет ли он быть таким, как мама или папа? Если образ родителей совсем не совпадает с имеющимися амбициями, он может сильно взбунтоваться, вплоть до полного отрицания всего, чему учился до сих пор.
В этом возрасте человек особо подвержен влиянию религиозных течений, субкультур, в которых он ищет образ для подражания и модель авторитетного поведения. Основной средой обитания становятся сверстники, и стремление завоевать признание людей может толкать на отчаянные поступки.
При наличии позитивного примера со стороны родителей, их умении передать свою картину мира, преподнести однозначные половые и социальные модели поведения, дать адекватную обратную связь, подросток обретает свое Я, социализируется и определяет цель своего существования.
Без должной и ясной обратной связи, без твердого убеждения, чего ожидают от подростка, при отсутствии собственного авторитета в глазах чада, родители могут заметить вялость и тревожность в его поведении, нежелание брать ответственность за свои поступки. С подростком уже нельзя найти общий язык, он враждебно реагирует на любой контакт, путает роли и модели поведения.
В самом плохом случае он сбегает из дома, разочаровавшись в родителях, семье и себе. А самое главное — в правильности того мира, который он знал. В поиске правды об окружении, подросток может начать пробовать все, что ему запрещали, вести маргинальный образ жизни, поскольку главный вопрос «Кто я такой?» (вплоть до нарушенной половой идентификации) он не может решить из-за разрушившейся картины мира, которую он имел до сих пор.
Зрелость: добро пожаловать в мир взрослых!
Пережив бунтарство предыдущей стадии, определившись, человек, уже повзрослевший физически, начинает интересоваться окружающими людьми. Если в подростковом возрасте ребенок стремился выделиться из окружения, то на этой стадии у него возникает желание приобщиться к общности: в общении с другими людьми есть тепло, сопереживание. С другими человек получает одобрение, ценность, любовь. Его попытки заявить о себе имели смысл. На этом этапе происходит проверка на прочность самоидентификации, найденной на прошлом этапе.
При получении хорошей обратной связи, понимания со стороны друзей и родственников, человек понимает, что он любим. Он впервые испытывает желание посвятить себя служению близким. Он вырос, не требует беззаветной заботы, он взрослый человек, который может позаботиться, сделать других счастливыми.
Если образ Я не прошел проверку и получил негативные отзывы, если у человека не было достаточного доступа к общению с близкими и друзьями, то человек принимает решение об изоляции от мира и чувствует себя одиноким, испытывает ощущение «весь мир против меня», становится отщепенцем, убегает в придуманные миры.
Средний возраст: а какая от этого кота польза?
Когда человек проходит этап социализации и выясняет отношения с окружением, у него появляется вопрос «А могу ли я сделать что-то полезное для мира?» Все внимание приковано к работе, хобби, творчеству. Человек пытается решить — может ли он принести что-то будущим поколениям? Человек переходит на уровень выше. До сих пор он думал о своей жизни и жизни ближнего. Теперь пришло время думать об истории и наследии.
Человек нуждается в результатах своего труда, осознании собственной полезности, сопричастности с чем-то масштабным. Многие идут в политику, занимаются общественной деятельностью. Накопленный жизненный опыт позволяет предлагать миру интересные решения и идеи. Положительные результаты толкают к творческому подходу к профессиональной деятельности, к воспитанию детей. Человек чувствует удовлетворение от жизни.
Этот этап занимает самый большой период в жизни человека. Проблемы на предыдущих двух — взросление, самоидентификация и единство с окружением — становятся камнем преткновения для реализации собственных амбиций в среднем возрасте, и становятся причиной кризисных состояний.
Человек с «кризисом среднего возраста» отчаянно пытается отыграть жизнь назад, успеть заявить миру о себе, найти свое место. Если есть отношения, то они проходят серьёзную проверку. Чем сильнее внутренний конфликт человека, тем большая угроза висит над всем, что было худо-бедно построено до сих пор: работа, семья, друзья.
Если человек так и не смог преодолеть внутреннюю панику, не смог найти себе применение, разрушил все построенное, а нового не создал, то он чувствует опустошение, и может почувствовать бессмысленность жизни и желание покончить с ней, как с чем-то ненужным.
Но есть хорошая новость: у него есть почти в два раза больше времени, чтобы успеть наверстать все упущенное в первые 25 лет.
Старость: это все, что останется после меня
С переходом на последнюю стадию человек, умудренный опытом, приобретает способность делать выводы о себе:
- Достойным ли был его жизненный путь?
- Смог ли он реализовать все, что хотел?
- Насколько он доволен собой и тем, что останется после него?
Если человек не может ответить положительно на возникающие в его голове вопросы, то у него еще есть чувство незаконченных дел. Он превращается в ворчливого дедушку (или ворчливую бабушку). Незавершенные дела и нереализованные цели рождают неудовлетворенность собой и разочарование в жизни.
Стадии общественного развития
Обществознание.
1.Типы обществ: традиционное (аграрное или доиндустриальное), индустриальное и постиндустриальное (информационное).
Стадии общественного развития.
Признаки | традиционное | индустриальное | постиндустриальное |
ист.типы общества | первобытное, рабовладельческое, феодальное | капиталистическое коммунистическое | капиталистическое |
возникновение | 6тыс.лет назад | 250 лет назад окончательно сложилось к 60-70гг.XXв. | втор. пол.XXв. |
Ключевая сфера | Сельское хозяйство | промышленность | Сфера услуг |
Характеристика экономики | Натуральное хозяйство, натуральный обмен, ручной труд, внеэкономические формы принуждения, гл.фактор про-ва-земля | Индустриализация, Гл. фактор про-ва- капитал Массовое товарное производство на основе разделения труда внеэкономические формы принуждения, | Гл. фактор про-ва- информация индивидуализация про-ва, автоматизация и роботизация всех сфер про-ва и управления, ресурсосберегающие технологии |
политическая сфера | абсолютная монархия, теократия, деспотия, тирания. слабое гражданское общество | ограничение власти (конституцион. или парлам.монархия или республика); развитие демокр. Ценностей; формируется правовое гос-во и гражд.общество. | ограничение власти (конституцион. или парлам.монархия или республика); развитое гражданское общество, правовое гос-во, политический плюрализм (множественность) |
Основы развития | традиции | НТП (научно- техн. прогресс), демократия | Бурная НТР (науч.-техн. револ) |
Ведущая роль | Церкви, армии | Промышленно-финансовые корпорации | университеты |
Социальная сфера Ведущие социальные группы | Низкая социальная мобильность. Сословия (священники, феодалы, крестьяне, ремесленники, купцы). | урбанизация высокая социальная мобильность классы (бизнесмены-предприниматели и наемные рабочие(пролетариат) | отсутствие классовых различий, рост среднего класса, страты, вед. роль- научно- технических специалистов. |
культура | расцвет народной культуры, низкий уровень образования | наука превращается в отдельную производительную силу рост образованности массовая культура | дифференциация образования, ведущая роль науки и образования, |
примеры стран | племена Африки Эфиопия, Алжир,Саудовская Аравия- элементы трад.общ. | СССР, Англия 19в. и т.п. | США, Япония, Германия, Франция, Англия, Испания и т.д. (страны большой 7-ки) |
Существует два основных подхода к развитию общества:
1) формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс) — общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Общественно-экономическая формация
– это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.
Способ производства
включает в себя производительные силы и производственные отношения. К
производительным силам
относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики.
Средства производства
, в свою очередь, включают в себя
предметы труда
(то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и
средства труда
(то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения).
Производственные отношения
– это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства. Существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация. Ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.
«-» не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”).
«-» формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.
«+» всем. история как ед.процесс, можно выявить закономерности и дать периодизацию
2) цивилизационный (Арнольд Тойнби, Н.Я. Данилевский — т. локальных цивилизаций; А Освальд Шпенглер — культурологический подход к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти)
Существуют различные теории цивилизации.
1) Теории стадиального
развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.
Американский социолог, экономист, историк ХХ века У. Ростоу
создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:
- Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
- Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.
- Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.
- Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.
- Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.
2)Теории локальных
(локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Локальные цивилизации могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.
Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби
считал, что история – нелинейный процесс. Он подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др. Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.
«+» цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории,
«+»большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.
«-»нельзя выявить закономерности, история рассматривается как история отдельных народов и стран
2.Общество – динамическая система, т.к. состоит из взаимосвязанных частей (сферы, подсистемы) и изменения в 1 приводят к изменениям в другой.
Например:приход к власти большевиков (изменения в пол.сф.) приводит к изменения в экономике(переход к командной), социальной сфере(исчезают класс предпринимателей и т.п.) и духовной сфере( пролетарская культура)
Резюмируем
Возрастная периодизация Эриксона — предложенная психологом классификация развития личности. В соответствии с теорией, человек, родившись с определенным потенциалом, заложенным в нем природой, проходит 8 этапов взросления, на каждом из которых он решает отдельную задачу, которая становится основой развития его природных способностей и его реализации в обществе.
На каждом этапе личность развивается, приобретает сильные или слабые качества — в зависимости от того, решает ли он основную задачу развития, или нет. Слабое развитие личных качеств не является фатальным. Это означает сложности решения задач на следующих этапах. При должном упорстве все проблемы предыдущих этапов можно решить на стадии зрелости.
Постэмбриональный онтогенез
В постэмбриональном периоде развития выделяют три крупных этапа. Детство и юность ещё называют дорепродуктивным возрастом. Для человека, в отличие от животных, характерно длительное взросление. Зрелость — репродуктивный, старение — пострепродуктивный этапы онтогенеза. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения — предмет изучения не только биологии, но и медицины. В онтогенезе выделяют критические периоды, когда организм наиболее уязвим к повреждающим факторам внешней среды: инфекциям, стрессам и др. Этими сложными периодами после рождения являются: 1-й год жизни, половое созревание и климакс. Климактерический период, как и подростковый, характеризуется физиологической перестройки организма, внутренними и внешними изменениями.