Одаренность в психологии. Что это такое, виды, диагностика, признаки у детей

В психологии одаренностью называют системное психическое качество, определяющее возможность достижения человеком уникальных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Понятие начало исследоваться в связи с желанием определить его сущность. Родоначальником изучения нового направления стал ученый из Англии

Ф. Гальтон. В научном изыскании «Наследственность таланта: ее законы и последствия» им была раскрыта проблема соотношения гениальности и генетических предпосылок. Этот труд был издан в 1869 году. Ученый считал, что одаренность передается исключительно по наследству. Научные изыскания были подтверждены статистическими данными.

Определение

Крупным представителем психологической школы при Стэнфордском университете был продолжатель учения Ф. Гальтона А.М. Термен. Ученый также утверждал, что большинство гениальных детей испытывали культурное влияние со стороны родителей. Несостоятельность теории заключалась в том, что лишь в половине семей один родитель имел высшее образование.

Последователи школы Ф. Гальтона — ученые Ч. Спирмен, К. Пирсон, С. Берт утверждали, что высокие умственные способности объясняются ограниченным законом наследственности. Исследователи не находили связи между гениальностью и обучением. Ч. Спирменом было введено понятие «общеинтеллектуальные способности» и «генеральный фактор интеллекта», на основе которых им были разработаны специальные тесты, измеряющие уровень умственного развития.

Одаренность в психологии — это сознательное направление мышления на новые требования, инструмент приспособления к новым жизненным условиям. Такое содержательное определение предлагал ученый В. Штерн. Оно отразило смысл проблемы глубже. Гениальность была представлена в свете адаптации к изменяющимся условиям.

Диагностика дала возможность дифференциации высоких интеллектуальных возможностей, но мешала пониманию сущности феномена в социальном свете. Понятие было отделено от таких личностных характеристик, как воля, эмоциональность и индивидуальность.

Основы теории были раскритикованы ученым Э. Мейманом. Ученый не проводил дифференциации одаренности и эмоционально-волевой сферы. На рубеже XIX — XX века зарождается функциональный подход к проблеме. Сторонниками этой теории являлись


Одаренность в психологии

А. Бен, В. Вундт, Д. Милль, Г. Спенсер. Исследователи были поглощены изучением познавательных функций, к которым помимо мышления были отнесены внимание, память и восприятие.

Одаренность в психологии, по мнению психолога Б.М. Теплова, — это категория, связанная со всеми гранями психической сферы.

Ни один из психологов не смог объяснить сущность гениальности и отразить ее взаимосвязь с отдельными сторонами психической сферы человека. Базовую основу при изучении проблемы заложил университет Южной Калифорнии, в котором сотрудничала группа ученых —

Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Барон и К. Тейлор. Команда смогла объединить все теоретические положения данной проблемы и создать программы для дифференцированного обучения.

Дж. Гилфордом было предложено деления мышления на конвергентное и дивергентное, что положило начало таким понятиям, как «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность». Подобный подход лег в основу многих психологических учений и диагностики гениальных детей.

Ученый П. Торренс считал, что одаренность не должна рассматриваться как отдельная характеристика личности. Основой успеха, по мнению исследователя, выступает творчество, которое является потребностью человека при снятии внутреннего напряжения.

Исследователи Дж. Рензулли, Дж. Фельдхью-зен, А. Танненбаум, Р. Стернберг, С. Каплан, Д. Сиск, К. Хеллер считали гениальность многогранным явлением, включающим как личностные, так и социальные факторы.

В отечественных психологических трудах 20-х годов ХХ века А.П. Болтунова, А.И. Макаровой и A.A. Люблинской устанавливалась связь между явлением и статусом человека (национальность, раса, половая принадлежность).

Теоретическая позиция советского ученого Щадрикова основывается на сложении способностей, пригодных к тому или иному виду деятельности.

Советский ученый Н.С. Лейтес считал гениальность психическим свойством, обусловливающим возможности индивида. Способности, по мнению ученого, не появляются сами по себе. Для их развития необходимо усвоение, а затем и практическое применение знаний.

Ученый А.Г. Петровский рассматривал одаренность как структурную категорию, включающую внимание и готовность к напряженному труду. Л.С. Выготский считал, что гениальность развивается обучением, которое опирается на зону ближайшего развития.

Современной психологией понятие рассматривается как динамическая характеристика.

По мнению Ю.Д.Бабаева, А.И.Савенкова одаренность порождает движение. Другие ученые современности Р. Стернберг и Д. Лаверт предложили так называемую «инвестиционную модель». Они считают, что для творческого начала необходимы интеллект, знания и внутренняя мотивация.

По мнению А. Танненбаума, наличие высокого интеллекта не может стать гарантом реализации творческих качеств. Большую роль ученый отводил личностным и социальным факторам.

Пытаясь обобщить вышеизложенное, можно сказать, что основой развития психологических исследований стало постепенное наращивание знаний об этом явлении. Каждое последующее учение базировалось на предыдущих научных изысканиях и расширяло поле исследования.

Лекция «Понятие «одаренность». Виды типы одаренности Психологические особенности одаренных детей»

Лекция :»Понятие «одарённость». Виды и типы одарённости. Психологические особенности одарённых детей и детского творчества»

Составила:

Методист

МБУ ДО «ДЮСШ №7»

г. о. Самара

Филиппова Е.В.

Понятие «одаренность»

Одарённость — это врождённая способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности. Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов.

Чтобы целостно рассмотреть понятие «одаренность» необходимо начать с понятия «способности» — это то, что нужно для выполнения какой-то деятельности, это способы выполнения деятельности.

Отечественный ученый Б. М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

Способности – это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека. Хотя и обуславливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы которыми организм наделен от рождения, физические данные. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, появление и развитие тех или иных способностей. Возникая на основе

задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Можно отметить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

В результате специальных экспериментов, длительных научных дискуссий выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Эти общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями. Нет и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические.

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания и степени развития.

Качество способности – определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывает качество его способностей. По качеству способности делятся на: математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и так далее.

По широте различаются общие и специальные способности. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма музыканта, оценка пропорций у художника, мышечная память у спортсмена, педагогический такт у учителя и т.п.

Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе,

выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Вообще, одарённость, талант, гениальность

проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы, касающиеся одарённости, до сих пор остаются дискуссионными. Существуют разные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития виды одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.

В понятие «одаренность» входит, не только художественная одаренность, но и собственно умственная (интеллектуальная), одаренность в сфере социальных отношений (лидерство), физическая(спортивная) одаренность, и психомоторная (например, в танцах и спорте) , практическая (замечательный кулинарный талант тоже талант) и, конечно, творческая — высокая способность к созданию новых идей.

Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта. Согласно этой теории не существует какого-то единого интеллекта. Есть семь видов. К ним относятся следующие:

  • Лингвистический интеллект
    способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (журналист, писатель, поэт).
  • Музыкальный интеллект
    способность исполнять, сочинять музыку (композитор).
  • Логико-математический интеллект
    способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый).
  • Пространственный интеллект
    способность представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и

создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).

  • Телесно-кинестезический интеллект
    способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде (танцовщица, спортсмен, художник).
  • Личностный интеллект
    имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно. Это интроличностный и интерличностный интеллект. Первый представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности. Второй термин есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроением, предвидеть поведения в разных ситуациях (педагог, психотерапевт).

Особо выделяется исследователями такой вид одаренности как творческая. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотвратимым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так А.М. Матюшкин

настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческий. Если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже собранно.

Одаренность, кроме разных «видов» (умственная, социальная, моторная, практическая), имеет два принципиально разных основных типа: усваивающая, или «учебная», и творческая.

Судя по всему, познавательная потребность у школьников с разным видом одаренности носит принципиально разный характер. Если познание творческих школьников направлено прежде всего на сам процесс познания и результаты важны им, но не в первую очередь, то у школьников с интеллектуальной одаренностью познавательная потребность направлена на достижение определенного результата. Если первым деятельность интересна (или неинтересна) прежде всего сама по себе, то вторым важнее всего, что получится в итоге.

За разной одаренностью стоит разная личность. У творческого ребенка она чаще всего менее удобная для общества, сложнее адаптирующаяся к условиям окружающего мира. Но если общество действительно ценит творчество и творческую личность, необходимо быть более внимательными к творческому

ребенку, с большим пониманием относится и к силе, и к слабости одаренного человека.

По критерию «степень сформированности одаренности»

можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;
  • потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности

(потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка. По критерию «форма проявления» можно говорить о:

  • явной одаренности;
  • скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»); в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно

выделить

  • общую одаренность;
  • специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

По критерию «особенности возрастного развития»

можно дифференцировать

  • раннюю одаренность;
  • позднюю одаренность,

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

Одарённые дети – особенные. Но в их характерах, как правило, можно выделить некоторые общие черты. Например:

1. Стремление к совершенству (для них характерна внутренняя потребность совершенства; они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня, и это свойство проявляется весьма рано).

2. Ощущение неудовлетворённости (такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей стремлением достичь совершенства во всём, чем они занимаются: они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка).

3. Нереалистичные цели (одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности, их достичь, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям).

4. Сверхчувствительность (поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Они более уязвимы, часто воспринимают слова или невербальные сигналы как неприятие себя окружающими. В результате такой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы).

5. Потребность во внимании взрослых (в силу природной любознательности и стремления к познанию дети нередко монополизируют внимание учителей, это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания).

6. Нетерпимость (одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение)

7. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием (одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии).

Выделенная американским психологом Джозефом Рензулли

триада, представляемая им обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, в несколько модифицированном виде, присутствует в большинстве современных концепций одаренности: познавательная

мотивация, высокий уровень интеллектуального развития, способность к творчеству(креативность)

Детство – краткий период жизни, когда над человеком ещё не довлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе и он пока не подвержен критическому самоанализу подростка. Творчество ребёнка легко и беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает взгляд другого.

Детское творчество можно назвать «натуральным». Оно отличается открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом. Он ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно.

Характерно, что детское творчество носит всеобщий характер. В детстве творят все, детское творчество не сводится к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память, воображение: ведь все процессы познавательного характера, хоть и неравномерно, но монотонно развиваются на протяжении многих лет, а творчество обнаруживает не столь однозначную динамику. Отсутствие творчества может быть следствием жёсткой системы воспитания, подавившей структуру собственного «Я» ребёнка, способной противостоять давлению общества. Особенно опасно,

если это произойдёт до «первого рождения личности», примерно в трёхлетнем возрасте.

Для ребёнка характерно в это время «вариативное мышление», когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создаёт много видов одного и того же решения, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного – с точки зрения культуры, в которой он развивается. Взрослое творчество, напротив, предполагает именно отбор и отсев с позиций вкуса, принятого в обществе, непосредственный диалог с культурой, в которой это творчество рождается.

Детское творчество отличается от взрослого ограниченностью опыта детей. С этой точки зрения, их творчество должно быть более бедным. Однако, в отличие от взрослых, имеющих больше элементов для комбинации, но осознанно отсекающих те из них, которые, согласно опыту, невозможны, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат.

Детское творчество отличается от взрослого своей незащищённостью. Взрослый человек, создавая что-либо, всегда смотрит на это не только собственными глазами, но и пытается оценить результат глазами других людей. Именно поэтому многие новаторские идеи так никогда и не реализуются. Их авторы слишком точно представляют негативную реакцию окружающих и предпочитают лучше не видеть результат, чем встретить реакцию, которую необходимо пережить.

Ребёнок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано. Детский эгоцентризм делает ребёнка уверенным, что взрослый смотрит на его творения так же, как и он сам. Но у взрослых нет фантазии ребёнка. Опыт научит ребёнка непониманию взрослых. Ещё некоторое время он будет безбоязненно обнародовать результаты своего творчества. Затем, в зависимости от агрессивности ближайшего окружения, он либо будет продолжать творить, всё улучшая и улучшая своё мастерство, либо закроется от мира, перестанет создавать и превратится в типичного взрослого, критично смотрящего на всё необычное, всё знающего и уверенного в своей непогрешимости. Таким образом, творческая судьба в индивидуальном развитии определяется особенностями взаимодействия личности с культурой.

Виды

В психологических учениях представлены разные виды классификаций способностей. Некоторые специалисты выделяют степень их интенсивности (выраженная и невыраженная), а некоторые — время их проявления (раннее и позднее).

Наибольшую популярность приобрело перечисление видов одаренности, которое основывается на сфере их использования. Классификация была предложена американским психологом Ховардом Гарднером в 1983 году.

Ученый различал несколько видов мышления:

МышлениеХарактеристика
ЛингвистическоеУмение читать, слушать. Развитая письменная и устная речь.
МузыкальноеПевческие способности. Умение воспринимать музыку.
Логико-математическоеНаличие логического мышления, быстрое решение математических примеров и задач.
ПространственноеКонтакт с физическим окружением.
Телесно-кинетическоеСпортивные достижения, успехи в танцах.
СоциальноеПродуктивное взаимодействие с другими людьми.

Психолог определил интеллект как рычаг решения задач и создания продуктов, обусловленных культурой и социумом. Множественная характеристика интеллектуальных способностей дает возможность овладевать различными профессиями.

Классификация одаренности, созданная в 1996 году российским психологом В.С. Юркевич, предполагает другие типы.

МышлениеХарактеристика
ИнтеллектуальноеПовышенный уровень любознательности и живость ума.
АкадемическоеИнтерес к какому-либо предмету. Способность классификации и систематизации.
ХудожественноеНаличие изобретательности. Стремление решать задачи по-своему, сниженное внимание к авторитетам.
КреативноеНестандартное мышление. Особый взгляд на окружающие предметы мира.
ЛидерскоеНаличие инициативности, развитая коммуникация.
Психомоторное (спортивное)Двигательная активность, развитая координация.

По мнению автора, каждый ребенок требует индивидуального подхода учителей и психологов. Знание основных видов гениальности важно для оценки возможностей ребенка и нахождения путей решения проблем в его обучении. Учитель должен создать правильное направление выбора будущей профессии.

Педагог и одаренный ребенок

Мы рассмотрели все виды одаренности. Работа с одаренными детьми также требует внимания, поскольку эти ребята уникальные и требуют особого отношения к себе. Итак, есть целый список форм работы с ними:

  • Педагог должен организовывать творческие мастерские для развития таланта детей.
  • Обязательны в практике отдельные групповые занятия, на которые приходят самые сильные дети из параллельных классов.
  • Педагог обязан проводить дополнительные факультативы по тем предметам, которые даются одаренным детям особенно легко.
  • В школе должны быть организованы кружки по интересам, где дети могли бы свободно реализовать свой потенциал.
  • Вместе с ребенком учитель должен заниматься исследовательской деятельностью.
  • Для разнообразия жизни детей, а также для повышения уровня их мотивации проводятся различные конкурсы, эстафеты, соревнования.
  • Одаренные дети должны принимать участие в различных олимпиадах и конференциях.
  • Если у ребенка действительно наблюдаются высокие достижения в определенной области знаний, то имеет смысл разработать для него индивидуальный план работы, по которому он будет работать совместно с педагогом.
  • Если в школе были выявлены действительно талантливые дети, то организовывается совместная работа с вузами определенной направленности. Это нужно для того, чтобы этот ребенок мог двигаться дальше, достигать еще больших высот и впоследствии имел возможность получить не только хорошее высшее образование, но и достойную работу.

Признаки

Признаками одаренности выступают особенности, проявляющиеся в реальной деятельности, которые получают характерологическую оценку. Гениальность ребенка включает категории — «хочу» и «могу».

Критерии предполагают две поведенческие грани: инструментальную и мотивационную. Инструментальная категория предполагает способы деятельности, а мотивационная — отношение ребенка к действительности.

Инструментальная категория включает следующие признаки:

  • Быстрое овладение навыками и их успешное применение.
  • Постановку новых целей на основе всестороннего овладения предметом. Она формирует взгляд на ситуацию через новую призму, а также способствует продуцированию новых идей.
  • Формирование индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности все выполнять на свой манер.
  • Способность выделять существенную деталь из множества других предметных понятий.
  • Осуществление легкого перехода от конкретных понятий к общим категориям.
  • Умение в сложном раскрыть простое и наоборот.

Обучение ребенка с развитым интеллектом характеризуется быстротой и легким усвоением нового материала. Также процесс может отличаться медленностью.

Поведение гениального ребенка отличается:

  • Повышенным уровнем чувствительности к некоторым явлениям действительности.
  • Потребностью в познании нового.
  • Неприятием стандартных форм мышления.
  • Сильной увлеченностью каким-либо предметом.
  • Критичностью к себе.
  • Постоянным самосовершенствованием.

Поведение одаренного ребенка соответствует не всем вышеперечисленным критериям. Наличие хотя бы одной характеристики должно стать поводом проявления внимания специалиста.

Формы проявлений

Одаренность может носить явный и скрытый характер. Первый тип прослеживается в деятельности ребенка отчетливо даже при неблагоприятных условиях. Психологом может быть намечена ближайшая зона развития и разработана программа для дальнейшего совершенствования знаний.

Одаренность в психологии — это категория, которая не всегда бывает явной. Скрытая форма носит менее выраженный характер, что влечет ошибочное мнение об отсутствии гениальности.

Из-за мнимой бесперспективности ребенка могут лишить нужной поддержки, необходимой для дальнейшего развития способностей. Причина скрытой формы зиждется на внутренних психологических барьерах. Они формируются при развитии и интеграции способностей и искажают проявление гениальности.

Дать оценку степени одаренности посредством обычных психологических тестов очень трудно. Дети, обладающие скрытой формой, отличаются сложностью характера. Процесс идентификации таких личностей отличается длительностью. Он основан на многостороннем поведенческом анализе, включении в разнообразные виды реальной деятельности, вовлечении в методы обучения инновационного характера.

Понятие одаренности

Определение 1
Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).

Определение 2

Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается от других детей неординарными, яркими и выдающимися достижениями в определенном виде деятельности.

В настоящее время учеными в области психологии и педагогики доказано, что одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств личности, опосредованных деятельностью ребенка. Необходимо также отметить, что для развития одаренности большое значение имеет собственная активность ребенка, психологические механизмы его саморазвития, которые заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Определение 3

Детский возраст – это возрастной период, во время которого осуществляется становление и развитие способностей и личностных качеств ребенка.

Детский возраст характеризуется глубокими интегративными процессами в психике ребенка.

Одним из самых актуальных и часто обсуждаемых вопросов в сфере одаренности, является вопрос, касающийся частоты проявления детской одаренности. Отвечая на данный вопрос, выдвигаются две точки зрения, которые по своей сути являются противоположными:

«Каждый ребенок является одаренным от рождения»

«Дети, действительно имеющие одаренности встречаются крайне редко»

Сторонники первой точки зрения считают, что любого ребенка, имеющего нормальное развитие, можно развить до уровня одаренности, при условии создания необходимых благоприятных условий воспитания и обучения.

Сторонники второй точки зрения, напротив, считают, что одаренность является уникальным явлениям. Детей, имеющих одаренности необходимо искать, с целью их дальнейшего развития, осуществляемого в специально организованных условиях.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Понятие одаренности в педагогике 490 ₽ Реферат Понятие одаренности в педагогике 270 ₽ Контрольная работа Понятие одаренности в педагогике 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Психологические теории и школы

Изучением одаренности занималось большое количество психологических школ. Исходные тезисы многих исследователей были ошибочными. Ярким примером неоднозначности служит труд, посвященный роли наследственности и среды, созданный психологами Стэнфордского и Чикагского университетов во главе с

Л. Терменом и Ф. Фрименом. Исследователи изучали такие факторы, как раса и социальная среда. Огромная научная работа обладала противоречивостью. В противовес Л. Термену психолог Ф. Фримен утверждал, что огромную роль играет воспитание и родители.

Модель, разработанная представителем психологической школы при университете Небраски Дж. Гилфордом, получила название «Структура интеллекта». Она послужила основой для многих концепция педагогики. Большое внимание исследователь уделял памяти, познанию и логике.

Одаренность в психологии — это категория, которая носит не только узконаправленный, но и общий характер. Такое мнение высказал советский ученый Н.С. Лейтес.

Психолог предлагал рассматривать категорию через призму возрастных изменений. Им был введен термин «возрастная одаренность». Исследователь утверждал, что умственные возможности возрастают с годами, происходит постоянное вытеснение старых свойств и становление новых.

Профессор и директор Института педагогической психологии и психологической диагностики Мюнхенского университета К. Хеллер полагал, что одаренным детям присуща:

  • сверхчувствительность к знаниям;
  • интерес к постановке дивергентных задач;
  • высокий уровень концентрации внимания;
  • креативность.

Мышление у таких детей, по мнению ученого, обладает оригинальностью, продуктивностью и ассоциативностью. Психолог говорил, что гениальным детям присуща феноменальная память, высокая способность усвоения всего нового и развитое чувство любопытства.

Американский психолог Э.П. Торренс утверждал, что одаренный ребенок обладает творческими способностями и мотивацией. Той же концепции придерживался советский исследователь А.М. Матюшкин, полагая, что творчество является базисом, а ум — надстройкой.

Заведующая российской лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина и Института психологии РАН М.А. Холодная отмечает, что для изучения интеллекта требуются естественные и экстремальные условия. Ею были выделены 3 формы одаренности: компетентность, мудрость и талант.

Теория одаренности представлена в трудах ученого Ю.Д. Бабаевой. Специалист утверждает, что гениальность обусловлена социальным фактором. Исследователем был разработан тренинг для выявления гениальности, посредством которого можно постоянно развивать потенциал ребенка.

Одаренность в психологии — это достижение человеком высоких результатов в сферах деятельности. По мнению современного психолога В.С. Юркевич гениальность не существует без устойчивой системы интересов у ребенка. Одаренность всегда развивается на основе любимой деятельности. Развитый интеллект следует рассматривать в качестве системного психического продукта.

Специфика детской одаренности

Детская одаренность имеет свою особую специфику, которую необходимо учитывать. К одаренности взрослых эти пункты применять нельзя.

  • Иногда в детском возрасте одаренность можно спутать с быстрым развитием, быстрой обучаемостью. Каждый детский возраст уникален по-своему. Дети дошкольного и младшего школьного возраста невероятно быстро усваивают языки, ни один взрослый не способен выучить английский или немецкий так быстро, как это может сделать пятилетний ребенок. Когда они начинают взрослеть, способность уменьшается, но зато появляется интерес к литературе, некоторые подростки начинают писать стихи. И это нормальное явление для их возраста. У большинства это начинается сразу же после окончания школы. Подобные вещи нельзя назвать одаренностью.
  • Дети взрослеют, в этот период одаренность может угасать. На этом этапе очень важно не упустить момент и выяснить, сможет ли ребенок превратиться в одаренного взрослого или же все свои таланты он оставил в детстве. Здесь следует говорить об уровне устойчивости одаренности.
  • Еще одним важным моментом является то, что иногда одаренные в определенной области дети совсем не успевают в других областях. К примеру, одаренный ребенок не умеет писать или же плохо читает, зато в три года он способен нарисовать настоящий шедевр. Этот момент важно не упустить, поскольку довольно часто одаренность сочетается с отставанием.
  • Очень важную роль играет социальный статус семьи, в которой живет ребенок. Понятно, что в хорошей семье родители занимаются с детьми, пытаются вложить в них все, что знают сами, но не всегда ребенок имеет какой-то особый талант. Просто он развивается в хороших условиях и имеет все для того, чтобы хорошо учиться. Ребенок из неблагополучной семьи может иметь талант, но никто не занимается с ним этим, никто не развивает в нем его способностей, поэтому некоторые учителя сразу же записывают его в отстающие. Каждый ребенок в школе должен иметь одинаковые права и возможности, чтобы показать и проявить себя.

Диагностика

Опираясь на дифференциацию ученых, гениальность может быть:

  • Психомоторной. Связывается с точностью движений.
  • Интеллектуальной. Обусловливается высоким развитием мыслительных процессов.
  • Социальной. Определяется развитым навыком общения с другими людьми.
  • Духовной. Связывается с этическими и моральными качествами.
  • Творческой. Определяется уровнем креативности.

К психомоторной категории относят тест:

  • Пурдве. Служит инструментом определения уровня координации.
  • Крауфорда. Позволяет оценить ловкость манипуляции с предметами небольшого размера.
  • Арнхейма и Синклера. Оценивает координированную функциональность рук и глаз.

Для оценки уровня мышления применяют шкалу:

  • Станфорд–Бине. Оценивает степень развития ребенка.
  • Векслера. Анализирует творческие спсобности. Используется и для взрослых людей.
  • Маккарти. Она составлена для детей от 2 до 8 лет. Оценивает память.
  • Торндайка и Хагена. Обозначает когнитивные навыки.

С целью анализа академической гениальности применяют:

  • Общее тестирование. Оценивает навыки чтения, счета и письма.
  • Айовский тест. Анализирует лексику, скорость чтения и коммуникацию.
  • Стэндфордский тест достижений. Предусматривает анализ навыков в математических вычислениях и устной речи.
  • Калифорнийский тест достижений. Оценивает беглость чтения, быстрое понимание, почерк и математические способности.

Для выявления творческих способностей служат тесты следующих авторов:

  • Гилфорда. Выявляет креативное мышление.
  • Торранса. Раскрывает творческие способности и
  • наличие образного мышления.
  • Пимма. Производит оценку деятельности в группе.
  • Хорнера и Ю.Хеменвея. Раскрывает необычность мыслительных процессов и творческий потенциал.

Если перед психологом или педагогом лежит более широкая задача или предполагается отбор, то диагностическая сфера существенно расширяется. Она включает тесты на раскрытие способности коммуникации гениального ребенка со сверстниками и взрослыми людьми или мониторинг психомоторного или эмоционального дисбаланса.

Однако самые усовершенствованные методы не являются гарантом защиты от ошибок. Следует отметить, что ни один из тестов не может охватить все виды одаренности.

Тестирование гениальности можно провести в образовательных центрах. Психологами используются различные методы. Включаются и игровые формы. Результаты фиксируются в специальном бланке. После обработки полученных данных делаются выводы о ведущей, сопутствующей и отстающей способности. Процедура длиться 45 минут. Стоимость услуги составляет 1500 руб.

Развитие

Развитие предполагает систему методов, которые стимулируют мыслительные процессы ребенка. Стратегии являются пусковым механизмом генерации новых идей, повышают эффективность решения задач творческого характера.

Мозговой штурм

Метод был создан американским психологом А. Осборном. Предполагает внедрение группового мышления, отличающегося креативностью. Для решения задачи предлагается множество вариантов, как положительных, так и отрицательных.

Все решения подвергаются серьезному анализу, после чего самые необычные воплощаются в жизнь. Способ позволяет выйти за рамки стандартного мышления и проявить оригинальность.

Синектика

Образовалась на основе мозгового штурма. Ее создателем является психолог Д. Гордон. Основу метода составляет поэтапный отбор учащихся.

Предполагается 3 этапа:

  • Первый. Производится оценивание знаний и опыта
  • Второй. Раскрывается творческий потенциал.
  • Третий. Анализируются способности коммуникации.

Участником синектического метода можно стать только после успешного прохождения всех этапов. Он предполагает не высказывание идей, а разработку того или иного варианта на основе имеющихся знаний и опыта.

Благодаря коллективному сотрудничеству могут быть предложены оригинальные и смелые решения. Отрицательной стороной метода является падение продуктивности, что объясняется быстрым привыканием друг к другу членов группы.

Многомерные матрицы или метод «морфологического ящика»

Впервые метод был предложен американским психологом Бернсом, который стремился повысить эффективность производства. Данный подход был усовершенствован американским физиком Ф. Цвикки. Суть заключена в комбинации известного старого с неизвестным новым.


В этом случае используются не метод проб и ошибок. Подразумевается целостный комплекс связей, который подлежит вычислению при помощи матричного анализа проблемы. Способ дает возможность генерирование новых идей. Есть и отрицательный момент: чем сложнее задача, тем труднее найти оптимальное решение.

Инверсия

Основой метода является французский диалектик Гегель. Любое явление может быть познано противоположными процессами мышления: логикой и интуицией, статикой и динамикой, анализом и синтезом. Способ дает возможность нахождения креативных идей при решении проблемы.

Развивающие игры

С этим понятием связан термин «раннее развитие детей». Основу метода составляют труды психологов и педагогов Монтессори, Домана, Никитина, Зайцева и Скрипалева.

Развивающие игры позволяют усовершенствовать навыки. В процессе игр происходит тренировка мышления, изобретательности, воображения и креативности.

Одаренность в психологии предполагает различные темпы развития ребенка. Это могут быть скачки и замедление. Каждый возрастному периоду присущи свои преимущества и своеобразие. Одаренность — это базис, на котором могут проявиться выдающиеся способности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]