В настоящий момент понятие относится к общеметодологическим категориям. Оно в настоящий момент востребовано во многих областях человеческой деятельности. В том числе учитывать психологическое состояние на профессиональном уровне требуется при подготовке представителей многих специальностей. В том числе космонавтов, спортсменов, сотрудников силовых ведомств, специалистов в области трудовой и педагогической деятельности. Оно лежит в основе формирования общечеловеческих норм и правил поведения. Эта категория плотно изучается с середины ХХ века. Первоначальной причиной его изучения стало формирования учета при формировании норм трудовой деятельности. Под этим понятием в настоящий момент определяется своеобразие конкретной деятельности конкретного индивида
Виды психологических состояний
В настоящий момент выделяются следующие виды психологических состояний:
- Определяемые по источнику формирования как личностные и ситуативные.
- Выделенные в отдельный вид по уровню выраженности как поверхностные и глубокие.
- Могут отличаться по длительности, в такой ситуации выделяются кратковременные, длительные, средней продолжительности.
- Отличающиеся по степени осознанности как неосознанные и осознанные.
- Характеризуемые по эмоциональному признаку, как нейтральные, положительные и отрицательные.
- Выделенные по степени влияния угнетающие (астенические), активизирующие (стенические), отрицательные и положительные.
- Разделяемые по уровню проявления психологические, физиологические и психофизиологические.
Если максимально упростить все указанные виды то все психологические состояния подразделяются на три ведущих группы: положительные, отрицательные и специфические.
- В перечень положительных входит любовь, доброта, интерес к учебе, счастье и другие позитивные факторы. Они характеризуются повышенным уровнем социальной активности, положительным настроением, высокой степенью работоспособности.
- К отрицательным относится злость, зависть, страх, гнев и другие проявления состояний, полностью противостоящие положительным видам, соответственно они приводят к снижению уровня работоспособности, позитивного восприятия жизни.
- В перечень специфических состояний входит бодрствование, сон, состояние измененного сознания и аналогичные состояния.
В большинстве случаев свое состояние человек способен определить самостоятельно и оценить причину его возникновения. Нарушение самоопределения показывает наличие психологических нарушений. В настоящий момент психологические состояния только начинают плотно изучаться как отдельное направление. Многие критерии пока четко не идентифицированы.
Диагностика психологических состояний
В настоящий момент в специализированной практике выделяется три основных метода диагностического определения психологических состояний:
- Субъективно-оценочный, базирующиеся на изучении сопутствующие оснований, характерных для психологических состояний. Определяются пациентом самостоятельно. Учитывается то, что наблюдаемый способен описать. Как правило, используются специализированные шкалы-графики. В том числе «Шкала-график эмоционального состояния», САН, АСС, «Рельеф психологического состояния».
- Изучение неосознаваемых психологических состояний, проводимое на основании данных специально разработанных опросников. Пациент самостоятельно оценивает, насколько каждый приведенный в опроснике принцип соответствует его самовосприятию. Используются, например, «Шкала реактивной и личностной оценки тревожности», разработанная Ч.Д. Спилбергом и Ю.Д. Ханиным.
- Исследование экспрессивного (поведенческого) компонента.
При проведении исследований учитываются данные Релаксационно-активационного теста (РАТ). Учитываются параметры вегетативных функций, такие, как частота сердцебиения, дыхания, энцефалограмма мозга, КГР, ЭКГ и другие исследования.
Физиологические исследования позволяют объективно описывать непосредственные сдвиги в психоэмоциональном состоянии пациента. Часто именно такой вариант исследований признается специалистами как наиболее надежный и показательный. При исследовании проводится анализ действий нескольких людей, поставленных в аналогичные условия.
Проведение достоверных тестов рекомендовано только после достижения взрослого возраста. Показатели в детском и подростковом периоде высокой показательностью не отличаются.
Снятие и профилактика эмоционального напряжения и стресса
К счастью, хотя вы не всегда можете влиять на стрессор, можно уменьшить сильное напряжение, которое вы чувствуете, и ущерб, который этот стресс наносит. Вот некоторые упражнения, которые вы можете ввести в повседневную жизнь, и эффективно справиться с тяжёлым временем. Также это хорошая профилактика возможных стрессоров:
5 способов справиться с эмоциональным напряжением и эмоциональным стрессом
- Практикуйте осознанность
. Когда мы испытываем эмоциональный стресс, он также часто ощущается как физическое: «тяжёлое» чувство в груди, неустроенное чувство в животе, тупая головная боль, вы чувствуете себя опустошённым, в буквальном смысле пустым. Обычно люди пытаются дистанцироваться от этих чувств, но это только способствует росту напряжения, на самом деле довольно полезно углубиться в переживание и использовать осознанность себе в помощь, чтобы заметить, где именно эти эмоциональные реакции ощущаются физически.
Но при этом очень важно эмоционально не включаться в переживания, наблюдать за собой как бы со стороны, безоценочно, в противном случае, погружение в проблему не принесёт облегчения, а усугубит стресс. Когда вы научитесь осознавать, а не эмоционально переживать ситуацию, вы заметите как стресс ослабевает, причины стресса перестают захватать вас целиком, становятся управляемыми и решаемыми, а также это хорошая профилактика на будущее.
- Отвлекитесь
. Это ещё один из способов профилактики и снятия сильного напряжения. Считается и, небезосновательно, что если мы не выражаем все эмоции, которые испытываем (или, по крайней мере, самые сильные), то они проявляются другими способами. Да, это верно: изучение и отслеживание наших эмоциональных состояний полезно для того, чтобы извлечь уроки из того, что эмоции пытаются сказать, а нездоровые способы справиться со стрессом, в том числе и попытки игнорирования эмоционального стресса могут привести к другим, более серьёзным проблемам, а никак ни к его снятию.
Однако было также обнаружено, что отвлечение себя от эмоциональной (и, кстати, физической тоже) боли с помощью эмоционально здоровых практик — таких как просмотр хорошего фильма, весёлые мероприятия с друзьями или решение интересной важной умственной задачи — может уменьшить эмоциональную боль и помочь снятию стрессовых факторов и ощущению улучшения.
- Забронируйте для переживаний некоторое время
. Если вы обнаружите, что осознанность и попытки отвлечься здоровыми способами не работают, а мысли о стрессовой ситуации постоянно завладевают вами, запланируйте какое-то время, например, час в день на полное погружение и обдумывание текущей эмоциональной ситуации. Это поможет в снятии стресса.
Возможно, когда вы позволите себе полностью обдумать своё состояние, и поразмышлять обо всех возможных решениях, придумать гипотетические возможности, и выходы из сложившейся ситуации, воспроизвести сильные реакции или ещё каким-то способом позволить себе полностью погрузиться в проблему, то почувствуете эмоциональное побуждение сделать хоть что-то, что поспособствует решению ситуации.
Это прекрасная помощь себе. Для того чтобы не бесценно размышлять, попросту накручивая себя, а действительно помочь, попробуйте вести дневник — это отличная техника, которую можно попробовать, особенно если вы делаете это как исследование внутреннего эмоционального мира и потенциала решения. Можете потратить этот час на разговор с близким человеком об этой эмоциональной проблеме, если хотите. А по истечении запланированного времени отвлекитесь на что-то другое и перестаньте крутить мысли в голове. Эта техника борьбы с эмоциональным стрессом хорошо работает по двум причинам:
- Если у вас действительно есть стремление к одержимости, эта техника позволит удовлетворить эту жажду в ограниченном контексте.
- Вы можете почувствовать себя более расслабленным в течение всего дня, потому что знаете, что позднее будет время сосредоточиться на своей эмоциональной точке боли.
- Практика медитации
. Медитация очень помогает быть осознанным, чувствовать момент «здесь и сейчас» и как следствие не поддаваться влиянию стрессовых факторов, а любое эмоционально напряжение, длящееся сколько-нибудь долго, определённо относится к категории стрессоров, с которыми помогает медитация. Практика позволяет отдохнуть от размышлений, активно перенаправляя свои мысли, и даёт опыт выбора мыслей, которые могут помочь снятию стресса в долгосрочной перспективе. Попробуйте прямо сегодня несколько техник медитации.
- Поговорите с психотерапевтом
. Если вы обнаружите, что уровень стресса мешает вашей повседневной деятельности или угрожает вашему благополучию, вы можете обратиться к психотерапевту за помощью в борьбе с эмоциональными проблемами. Лучше всего для поиска психолога или психотерапевта воспользоваться одним из онлайн-сервисов, таким как Helppoint.
Тут вы сможете подобрать себе проверенного специалиста соответственно вашему запросу и решить с его помощью свою проблему, полностью погрузившись в себя, при этом не рискуя завязнуть в стрессовой ситуации ещё глубже. Каков бы ни был триггер сильного стресса, вы можете работать над его уменьшением, управлять им, проводить профилактику будущих неприятностей и чувствовать себя лучше в этом процессе, не теряя «важных сообщений», которые приносят эмоции.
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы нашли у себя признаки эмоционального стресса, проконсультируйтесь со специалистом!
Автор: Редакция портала Help-Point.net
Начните работу с психологом прямо сейчас
Начать консультацию
Теги: эмоциональное выгорание консультация психолога стоимость консультации психолога психолог онлайн тест на уровень стресса
Поделиться
Комментарии
- Комментарии
Загрузка комментариев…
Предыдущая статья
Шопоголизм: невинная страсть или серьезная зависимость?
Следующая статья
Оценка психологического состояния
В настоящий момент оценка психического состояния проводится с помощью предоставлению пациенту возможности пройти определенные тесты. В них рассматриваются показатели состояния здоровья человека. Предлагается оценить уровень сердечной деятельности, наличие болей, например, головных или в желудке. Пациенту нужно оценить со своей точки зрения состояние и цвет кожных покровов, терморегуляции организма.
После обработки полученных результатов врач обязательно проводит с каждым пациентом индивидуальную беседу. В её ходе в равной мере учитываются как непосредственно ответы, которые дает человек, проходящий исследование, так и личные наблюдения специалиста. Медик оценивает поведение собеседника, уровень его уверенности в себе, готовности идти на контакт со специалистом.
Сопоставление полученных результатов позволяют дать максимально объективную оценку. Также у специалиста появляются данные о подтверждении или опровержении нарушений психологического состояния и вообще психологического здоровья. Проведение исследования необходимо с целью максимально полного понимания психической деятельности человека.
Проблемы психологических состояний
Проблем психологических состояний в настоящий момент только начинают плотно изучаться. Возникновение нарушений часто бывает связано с внешними симптомами. Но они способны становиться основанием дискомфорта и возникновения ощущения психологического неблагополучия.
Возникновение проблем психических состояний приводит к резкому снижению качества жизни. Пациенты ощущают общую неудовлетворенность. Психологические проблемы способны становиться основанием формирования психосоматических заболеваний. На уровне общей неудовлетворенности жизнью пациенты часто чувствуют бессимптомные головные боли или боли в ЖКТ. Часто возникает бессонница. Психосоматические состояния способны проявляться в виде головокружений и обмороков, приводить к нарушениям в питании. Самым частым нарушением становится снижение уровня работоспособности и готовности к социальной адаптации в коллективе.
Психологические состояния личности
В настоящий момент выделяется несколько основных видов психологических состояний личности. До середины ХХ века этот фактор не оценивался и не был четко определен для формирования психосоматического портрета отдельного человека. Хотя именно эти показатели часто готовы стать определяющими в определении многих ведущих факторов формирования комфортного повседневного образа жизни человека, его готовности заниматься различными видами деятельности.
Морально психологическое состояние
Определяется на основании сопоставления взаимодействия окружающей действительности с душевными переживаниями, генерируемыми на уровне психики индивида. Важным фактором, который требуется учитывать при формировании психологического портрета, в такой ситуации становится соответствие внутренних переживаний и состояния окружения.
Большая роль уделяется включению в рассматриваемые характеристики психотипа индивида, его личностных особенностей. Часто большую роль в адекватной оценке морально психологического состояния становится готовность учитывать природные склад характера. Оценка происходящего сангвиником всегда будет отличаться от взгляда на аналогичную ситуацию холерика.
Психологические состояния человека
При анализе рассматривается структурная организация всех психических компонентов конкретного человека. Она определяется с учетом позиций личностных и ориентационных установок. Такой анализ помогает сопоставлять личное состояние состоянию среды, способной удовлетворять личные потребности, субъективные реальности в отношении конкретных потребностей. Главную роль в такой ситуации имеют персональные установки и убеждения. Анализируется, с использованием каких компонентов человек приходит к оптимальному уровню удовлетворению потребностей и способна ли окружающая его среда предоставить возможность формирования необходимых показателей.
Психологическое состояние ребенка
До позднего подросткового возраста объективно оценивать психологическое состояние ребенка достаточно сложно. Неокончательно сформированная психика склонна к резким перепадам настроения и восприятия окружающей действительности.
При этом проведение анализа психологического состояния несовершеннолетнего становится адекватным способом оценки психологического состояния его окружения. Психологическое состояние ребенка страдает и это хорошо заметно специалисту в случае нарушения контакта с взрослыми родственниками, сверстниками. Негативные тенденции способны приводить к существенным когнитивным нарушениям. Снижается готовность восприятия знаний, ухудшается самочувствие, падает самооценка. Все эти показатели способны негативно отразиться взрослой жизни.
Социально психологическое состояние
Социально психологическое состояние способно оказывать значительное влияние на положительное или отрицательное восприятие жизни в целом. В этой ситуации специалисты рассматривают все отношения, в которые в разной мере вступает индивид, то, насколько он в них себя уверенно чувствует. Способно ли окружение формировать поддержку действий индивида или оно становится провокатором формирования нарушений.
Отрицательное социально психологическое состояние способно стать основанием формирования психосоматических нарушений.
Понятие психоэмоциональное состояние, факторы его определяющие
Понятие психоэмоциональное состояние, факторы его определяющие
Психоэмоциональное состояние — особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты (Маклаков А.Г., 2012).
Эмоции необходимы человеку, так как они помогают регулировать его самочувствие или функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению (Фельштейн И.Д., 1987).
Эмоции – это реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые имеют ярко выраженную субъективную окраску и охватывают все виды чувственности и переживаний (Крылов А.А.,1998) .
Различают две основные группы эмоций: положительные и отрицательные. Положительные эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением тех или иных потребностей организма. Они вызываются возбуждением центров удовольствия центральной нервной системы.
Отрицательные эмоции – эмоции, связанные с неудовлетворением тех или иных потребностей организма. Отрицательные эмоции вызываются возбуждением центров неудовольствия центральной нервной системы.
При решении вопроса классификации эмоций, необходимо отделять сами эмоции от других эмоционально окрашенных состояний, настроений, аффектов, эмоциональных черт. К основным , фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх (Бреслав Г.М., 1984).
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса (Карвасарадский Б.Д., 2002).
Удивление — эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта. В межличностных отношениях если отвращение сочетается с гневом, то может мотивировать агрессивное поведение (Хомская Е.Д., 2011).
Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям (Вартанян Г.А., Петров Е.С., 1989).
Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике (Андреева И.Н., 2012).
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности.
Удовольствие – это чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функциональной точки зрения удовольствие знаменует различные по характеру и смыслу опыты преодоления недостатка, освобождения от давления, личностного значимого самосуществования и самоутверждения (Ильин Е.П., 2001).
Исходя из этих представлений об эмоциональной сфере человека, эмоциональное благополучие – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Немаловажными являются и особенности самооценки личности. Также компонентами эмоционального благополучия человека можно считать степень реализованности его коммуникативных потребностей, степень сплоченности коллектива, в котором он работает, учится, общается (Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В.,2011).
По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства (Михайлов Л.А., 2009).
Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может стать устойчивой чертой личности — на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов (Смирнова Е.О., 2012).
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Эмоциональный стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2005).
Большое распространение получила потребностно-информационная теория, согласно которой возникновение эмоций определяется некоторой потребностью и оценкой возможности удовлетворения этой потребности. Данная теория определяет, что сила эмоций и её знак (положительная или отрицательная) прямым образом зависит от наличия информации о возможности удовлетворения той или иной потребности. Если существует избыток информации о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция, если недостаток информации, то отрицательная эмоция. Считается, что многообразие эмоций определяется многообразием потребностей. То есть, чем больше потребностей у человека о способах удовлетворения которых он знает, и которые он может удовлетворить, тем насыщенней и положительней его эмоциональная сфера.
Одна и та же потребность может вызывать разные эмоции и одна и та же эмоция может вызываться разными потребностями. Также необходимо понимать, что эмоции, которые относятся к определённому виду, проявляются у разных людей по-разному (Почебут Л.Г., 2010).
Эмоциональное благополучие, психологический комфорт школьника являются детерминантами психологического здоровья, а «психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни». Центральным процессом юности, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях. В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника (Симонов П.В., 1964).
В юности нередко встречается обостренное чувство одиночества. Как отмечал Э. Фромм (1990): «Если оно длится долго и не исчезает с переходом в новый возраст, может привести к психическому разрушению так же, как физический голод – к смерти. Моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и одиночество моральное» . К счастью, это чувство в юности не является стабильным. При установлении личных контактов с окружающими людьми оно быстро исчезает (Почебут Л.Г., 2010).
Уровни психологического состояния
При анализе психологического состояния индивида учитываются различные уровни психологического состояния. В настоящий момент специалисты выделяют несколько параметров, ложащихся в основу этой характеристики:
- Социально-психологический, при определении которого учитываются показатели личности, деятельности, межличностных отношений.
- Психологический, от которого непосредственно зависит формирование психологических функций и изменение настроения.
- Психофизиологический, от которого зависят вегетативные реакции организма, возможные изменения, происходящие в сенсорике и психомоторике.
- Физиологический, показывающий нейрофизиологические характеристики, сдвиги физиологических функций, морфологические и биохимические изменения в организме.
При изучении влияния уровней психологического состояния базовой характеристикой берется состояние индивида в хорошем настроении, в момент, когда он полностью удовлетворен исполнением своих физиологических и моральных потребностей. При рассмотрении ситуации в каждом конкретном случае требуется обязательно учитывать параметры «изменчивость-постоянство» и «долговременность-ситуативность». Такой анализ позволяет определять уровни и параметры психологического состояния при сопоставлении устойчивых черт личности и характера и психических процессов. Оценивается готовность кратковременного параметра переходить в стадию стабильного показателя.
В случае выявления долговременного нарушения уровней на любом этапе может быть рекомендовано обращение к психотерапевту для корректировки восприятия окружающей действительности и выявления возможного наличия психологических заболеваний.
Признаки эмоционального напряжения
Понятие эмоционального стресса впервые ввёл физиолог Ганс Селье в 1936 г. Под этим он подразумевал несвойственную специфическую организму реакцию в ответ на какое-либо неблагоприятное воздействие как способ адаптации к изменившимся условиям. Из-за влияния раздражителей (стрессоров) адаптационные механизмы организма пребывают в напряжении. Сам процесс адаптации имеет три основных этапа развития – тревога, резистентность и истощение.
Признаками эмоционального напряжения будут появляться у разных людей в разной степени выраженности
- Повышенная раздражительность
- Слезливость
- Учащение пульса
- Изменение частоты дыхания
- Потеря контроля над своими реакциями и поведение
- Тревожность
- Нарушения памяти и способности к концентрации
- Резкие скачки артериального давления
- Чувство страха, ощущение отчаяния
- Слабость
- Повышенная потливость
- Напряжение (зажимы) мышц
- Чувство нехватки воздух
- Постоянное чувство усталости
- Головная и мышечная боль
- Повышение или же, наоборот, снижение температуры тела
- Изменения в режиме сна — сонливость или бессонница
- Изменения аппетита
- Деперсонализация — чувство, что находишься вне тела
Факторы психологических состояний
Ведущим фактором психологического состояния человека в первую очередь становится состояние его здоровья. Параметры определяются при учете уровня стрессогенной среды на повседневную жизнедеятельность.
Кроме здоровья к таким факторам относится удовлетворение личной жизнью, межличностными отношениями, финансовым положением и иными моментами, показывающими степень удовлетворенности окружающей действительностью.
Сочетание нескольких отрицательных факторов или длительное негативное влияние одного из них приводит к ухудшению психологического состояния. В случае, когда такое восприятие происходящего длится продолжительный период или является избыточно волнующим, рекомендуется обращение к специалисту.
В ходе индивидуальных или групповых сеансов психотерапии, психотренингов психологи и, при необходимости, психиатры, формируют готовность к преодолению уровня влияния неблагоприятных состояний, оказывают помощь в активации необходимых волевых качеств, позволяющих преодолевать сложные периоды и устранять проблемы с минимальными психологическими нарушениями состояния. Формируется:
- фокус контроля;
- адекватная высокая самооценка;
- психологическая активность;
- доминирование позитивных эмоций без ажитации.
Люди, отличающиеся высокой силой нервной системы, легче переносят неизбежные жизненные трудности, чем лица со слабой волей.
Что такое состояние эмоционального стресса и как это влияет на ваше здоровье?
Когда вы находитесь в состоянии постоянного эмоционального накала — это может быть особенно болезненным и сложным, и может нести более тяжелые последствия, чем другие формы стресса. Отчасти причина заключается в том, что обычные меры борьбы со стрессом, например тщательные размышления о причинах, приведших к неконтролируемой эмоциональной реакции могут только усугубить ситуацию, тогда как при «обычном» состоянии стресса это может отлично сработать. Лучше всего для преодоления такого периода подходит профессиональный психолог. Но в этой статье поговорим также и о том, что вы можете сделать самостоятельно для работы с последствиями и профилактикой.
Важно Стресс оставляет тяжелый отпечаток на нашей повседневной жизни и создает сильные эмоциональные реакции, потому что наши отношения с другими (которые могут являться триггером состояния эмоционального стресса) напрямую влияют на нашу жизнь — к лучшему или к худшему. Здоровые отношения это не только радость в хорошие времена, но и ресурсы помощь во времена нужды, дополнительная устойчивость во времена тревоги, и даже долголетие и хорошее здоровье в старости.
Однако конфликтные отношения и «недруги» ухудшают напряжение и даже могут привести к тяжелым физическим последствиям. Однако отношения — не единственный фактор стресса. Финансовые кризисы, неприятная рабочая обстановка, состояние здоровья или множество других стрессоров могут вызвать такой психологический удар, который иногда бросает нас к нездоровому поведению, чтобы преодолеть потрясение и как то справиться с последствиями, особенно когда всё кажется безнадежным.
Возможно, одним из наиболее сложных аспектов преодоления стресса является ощущение неспособности контролировать происходящее. Чувство потери контроля — одно из самых тяжелых и трудно-принимаемых человеком, и само по себе является источником сильнейшего стресса. Но, если нам трудно или невозможно изменить/устранить причину стресса, мы всегда можем работать над своим отношением и реакцией на нее, и получить при необходимости помощь на этом пути.
Вот некоторые стратегии, которые вы можете применить чтобы помочь себе а преодолении негативных последствий.
Характеристика психологического состояния
Используется для оценки психической деятельности конкретного индивида. Она обычно рассматривается за определенный период времени. Предпочтение отдается длительной продолжительности проводимого исследования, занимающего минимум несколько дней.
На результаты краткосрочного анализа слишком значительное влияние способны оказывать временные факторы. Включая мелкие неприятности, просто плохое самочувствие, неуверенность от выполнения нового направления деятельности. Пролонгированное наблюдение позволяет оценивать склонность индивида к радости или грусти, апатии и активности. В этой ситуации проще учитывать обязательное сочетание индивидуальных особенностей человека и факторов среды, которая его окружает. Точное определение возможно только при адекватном сопоставлении указанных факторов.
После тщательного анализа определяют довлеющие характеристики психологического состояния. Учитываются изменения, захватывающие психологические, эмоциональные и физические параметры. Длительный период проведения наблюдений позволяет определить основные характеристики, свойственные конкретному индивиду. Например, преобладание склонности к доминированию и интенсивности положительных и отрицательных эмоций, печали или радости.
За счет этого может быть сформирован психотип конкретного персонажа. Это может использоваться при наличии или подозрении на присутствии определенных психологических заболеваний в разработке курса терапии. Также психотип может учитываться при определении соответствия к той или мной профессиональной деятельности, соответствия характера требованиям, предъявляемым к занимаемой должности. Это особенно важно ля военнослужащих, педагогов, медиков, сотрудников социальных служб.
Классификация
Нарушения эмоциональной сферы могут быть самостоятельными расстройствами или компонентами других психических заболеваний. Патологическое усиление эмоций проявляется увеличением их интенсивности при сохранении адекватного содержания. К этой группе расстройств относятся:
- Депрессия.
В структуре депрессивных состояний доминирует пониженное настроение, подавленность. Больные ощущают тревогу, чувство неполноценности. Повседневные трудности воспринимаются ими как непреодолимые, провоцируют плач, уныние, нежелание что-либо делать. - Мания.
Маниакальные состояния проявляются повышенным настроением, ускоренным темпом психической деятельности, усилением физической активности. Человек становится гиперактивным, суетливым, стремится к достижениям, к познанию нового, но ему не хватает концентрации внимания и целенаправленности. - Эйфория.
В эйфории у людей преобладает беспечность, повышенное настроение, инфантильность. Снижаются критические способности и серьезное отношение к ситуациям. Пассивность и чрезмерное благодушие не позволяют выполнять ежедневные обязанности.
Другим вариантом психоэмоциональных нарушений является ослабление эмоций. Вне зависимости от происходящих событий – радостных, печальных, провоцирующих агрессию – люди остаются равнодушными или испытывают слабые переживания, не соответствующие значимости ситуации. Примеры таких расстройств:
- Эмоциональное уплощение.
При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении происходит обеднение эмоций – они становятся однообразными, примитивными, слабовыраженными. При тяжелых вариантах сохраняется лишь некоторое проявление недовольства в ситуациях дискомфорта. Остальные события – встречи с родственниками, утрата близкого человека – не вызывают никаких эмоций. - Апатия.
Состояние апатии характерно для больных депрессией. Отмечается общее снижение всех эмоциональных реакций. Пациент безразличен к происходящему, неспособен испытывать радость, грусть, страх, злость. Часто апатия сочетается со снижением двигательной активности и абулией – патологическим безволием, невозможностью начать какое-либо действие.
При нарушениях подвижности эмоций изменяется способность человека контролировать продолжительность переживания. Это проявляется застреванием, внезапностью или быстрой неконтролируемой сменой эмоциональных состояний. Различают несколько вариантов расстройства динамического аспекта:
- Эмоциональная лабильность.
При аффективной лабильности эмоции легко возникают, быстро сменяют друг друга, зависят от мимолетных внешних событий или случайных воспоминаний. Такие состояния считаются нормой в раннем детстве, когда слезы ребенка внезапно сменяются смехом, но у взрослых являются признаком эмоционального нарушения. - Эксплозивность.
Данным термином обозначают эмоциональную взрывчатость. После периода спокойствия человек внезапно демонстрирует гнев, раздражение, злость, а затем так же быстро возвращается в состояние равновесия. Во время эксплозивных вспышек возможно проявление агрессии, провокация конфликтов. - Инертность.
Синонимы инертности – застреваемость, тугоподвижность. Такие люди подолгу переживают одну эмоцию, не могут отвлечься и произвольно сменить ее, пребывают в состоянии раздражительности, тоски, озлобленности.
Наиболее яркими психоэмоциональными расстройствами являются нарушения адекватности. Неадекватные эмоциональные проявления отнесены к патологическим по содержательному критерию: то, что чувствует человек, не имеет связи с его мыслями или внешними событиями. В данную группу входят:
- Неадекватность.
При эмоциональной неадекватности человек переживает и демонстрирует эмоции, которые совершенно не подходят к ситуации. Например, возникает смех в ответ на известие о гибели людей, вспышки злости при встрече с близким человеком (матерью, другом). - Амбивалентность.
У лиц с шизофренией нередко наблюдается амбивалентность переживаний – одновременное существование противоположных эмоций. Такое состояние трудно понять здоровому человеку. Внешне оно проявляется как постоянная, ничем не обусловленная смена радости и тоски, нежности и злобы, гневливости и слезливого слабодушия. - Эмоциональная напряженность.
К неадекватным переживаниям может быть отнесен беспредметный страх, немотивированная тревога, необъяснимое чувство озлобленности или недовольства собой. При таких состояниях люди находятся в эмоциональном напряжении, но не могут определить, чем оно обусловлено. Обычно они говорят: «неспокойно на душе», «внезапно душа в