Психология развития: Детский эгоцентризм и ролевые модели

Детский эгоцентризм — это часть развития малыша. Заключается он в том, что ребенок, видя постоянную заботу и внимание со стороны окружающих, начинает принимать это как что то само собой разумеющееся, и болезненно реагирует на любые перемены по отношению к собственной персоне.

Эгоцентризм как характеристика индивида является неотъемлемой частью развития ребенка.

ребенок эгоцентрик
Во-первых, у большинства детей эгоцентрическая речь, потому что они часто разговаривают сами с собой. Концепция детского эгоцентризма, занимает центральное место в раскрытии внутренней речи и всего внутреннего мира ребенка. Иногда проявляется агрессивное поведение детей.

Поведенческие характеристики

Эгоцентрическая речь — это предварительная стадия, которая приводит к фактической социализированной речи, такой, как используют взрослые. Детям трудно справиться с собственным мыслительным процессом; они не могут оперировать символическими и абстрактными операциями так, как это делают взрослые. Эгоцентрическая речь напоминает монолог, адресованный никому. Каждый в детстве использует эту речь, чтобы сопровождать свои действия. Это делает его вспомогательным механизмом для повседневной деятельности ребенка. Согласно научным исследованиям, количество эгоцентрической речи в дошкольном возрасте чрезвычайно велико. Примерно половина речевых моделей 6-7-летних детей эго src=»https://margoritka.ru/wp-content/uploads/2019/10/child-self-regulation.jpg» class=»aligncenter» width=»550″ height=»287″[/img]

Таким образом, эгоцентризм и его поведенческие характеристики преобладают в детском возрасте.

Излишне говорить, что взрослые тоже могут быть эгоцентричными. Эгоцентризм в зрелом возрасте — это черта личности и часть структуры характера. Социальная среда, окружающая эгоцентричного человека, не представляет для него особого интереса. Единственные заботы этих взрослых — их внутренние и внешние чувства, желания и поступки. Понятно, что первоочередной задачей для людей могут стать они сами.

Эгоцентризм считается нормальным, когда он не граничит с патологией. Патологический эгоцентризм содержит в себе черты эгоизма и может служить негативным фактором в социальных взаимодействиях человека. Крайне выраженный эгоизм может быть симптомом психического заболевания.

Из моих собственных детских воспоминаний:

Я помню очередь в магазине, и я плакал и умолял маму купить мне «эту вкусную розовую жевательную резинку». Я также помню, как моя мать терпеливо объясняла мне, что целью нашего визита была не жвачка, а другие продукты, необходимые для нашего существования. У нас не хватало денег на еду, что было выше моего детского и эгоистичного понимания. Моя мама наконец сдалась и купила мне жвачку, которую я тут же бросил обратно на стол обслуживания клиентов, крича: “Я хочу еще одну! Этот тонкая, а мне нужен толстая!- Говоря это, я имел в виду, что мне нужна вся коробка, а не только одна.

Сейчас я вспоминаю об этом инциденте с явным чувством стыда. Когда произошла эта ситуация, я вообще не почувствовал никаких укусов совести. Я считаю это детским эгоцентризмом и, возможно, отсутствием воспитания.

Ученые доказали, что чрезмерный эгоцентризм вреден для межличностных отношений в зрелом возрасте. Как было сказано выше, детский эгоцентризм-это научно обоснованное явление, которое считается нормальным и необходимым для процесса развития.

С точки зрения взрослых, эгоцентризм — это позиция, в которую человек сознательно ставит себя. Это характеризуется концентрацией на своих чувствах, переживаниях и интересах, а также неспособностью получать и рассматривать информацию, которая противоречит этим переживаниям. Это особенно важно, когда противоречивая информация поступает от кого-то другого. В психологии эгоцентризм описывается в терминах различных аспектов психической деятельности. Это когнитивный эгоцентризм, характеризующий преимущественно процессы восприятия и мышления, нравственный эгоцентризм, значение которого заключается в неспособности понять нравственные основы поведения других людей, коммуникативный эгоцентризм, например. Вообще говоря, эгоцентризм связан с познавательными процессами.

Общение с ребенком эгоцентриком — дело нелегкое, ведь он привык иметь единственное правильное мнение — свое. И это во многом следствие ошибок в воспитании. Вспомните всем известную Марфушеньку-Душеньку из сказки «Морозко», мама постоянно балует уже взрослую девушку, оберегает от любых домашних забот, умиляется на любую выходку дочери, ей позволено безнаказанно обижать свою сестру, отец в семье не имеет веса, и не в состоянии окоротить взбалмошную девицу. В итоге Марфушенька — «царь и бог», а все остальные находятся у нее в прямом подчинении.

детский эгоцентризм
Это и есть самый верный способ, как воспитать ребенка эгоцентрика. Очень запоминающаяся фраза есть в сказке «Снежная королева» — «Балуйте детей, и тогда из них вырастают настоящие разбойники».

Теперь нам известно, как формируется характер у эгоцентриков. Поняли свои ошибки, сделали выводы, но как же теперь выправить ситуацию, чтобы эгоцентризм не перешел в «хроническую» стадию. Восстановить авторитет родителей нелегко, но начать можно с того, чтобы научиться говорить твердое «нет» на очередной каприз, вспомнить о своих собственных увлечениях, чтобы родительское внимание и опека не были навязчивыми, не позволяйте ребенку обижать других людей, воспитывайте в нем уважение к окружающим, умение делиться со сверстниками, не кидайтесь к ребенку если он несерьезно упал, жалеть тоже надо в меру. Постепенно меняя отношение к малышу, вы заметите в нем больше самостоятельности и другие положительные сдвиги. Не спешите, со временем вы добьетесь результатов.

Понятие и теория детского эгоцентризма

Психологические особенности младшего школьника Читать далее: Программа обследования учащихся начальной школы (интеллектуальное развитие)

1.4 Понятие и теория детского эгоцентризма

При обследовании психологических особенностей одаренных детей представляется важным сравнительное с нормой изучение выраженности их эгоцентрической позиции. Данная проблема актуальна ввиду часто встречающейся отчужденности таких детей от остального мира.

У чрезвычайно одарённого у ребенка складывается устойчивая положительная самооценка, высокая и даже завышенная. Он довольно тщательно выбирает среди сверстников, с кем ему дружить, общаться. Из-за этого у него не всегда формируются достаточные навыки общения со сверстниками, результатом чего являются замкнутость, отгороженность от людей.

Отправной точкой исследования послужили представления Жана Пиаже об эгоцентризме и их анализ в современных исследованиях зарубежных и отечественных авторов.

Природа и возрастная динамика феномена эгоцентризма многозначно понимается в разных психологических направлениях — когнитивной психологии, психоанализе, теории деятельности и др.

В научной психологии ХХ в. проблема эгоцентризма была поставлена Ж. Пиаже. Эгоцентризм Ж. Пиаже описывал как умственную позицию, которую занимает ребенок в процессе познания самого себя и окружающего мира на протяжении ряда стадий интеллектуального развития. Ж. Пиаже сосредоточил внимание на интеллектуальном развитии ребенка, оставляя без экспериментального анализа специфику развития аффективной сферы личности. Последователи Ж. Пиаже полагали, что феномен эгоцентризма целесообразно рассматривать не только в связи с развитием когнитивной сферы, но и в связи с аффективным опытом личности (H. Hoffman, R. Selman, Г. Дюпон). В исследованиях феномена эгоцентризма (понимаемого в традиции Ж. Пиаже) отмечается, что он проявляется как в интеллектуальной, так и в мотивационно-потребностной сфере личности. Представления о явлениях эгоцентризма в личностно-аффективной сфере, в свою очередь, также не согласованы между собой. В ряде исследований указывается на то, что между эгоцентризмом в познавательной и в личностно-аффективной сфере существуют генетические взаимосвязи, однако теоретически предполагаемые взаимосвязи не обнаруживаются в эмпирических исследованиях (D. Elkind, R. Enright et.al. и др.).

Термин «эгоцентризм» вызвал ряд недоразумений. Пиаже признал неудачность выбора слова, но, поскольку этот термин уже стал широко распространенным, он попытался уточнить его смысл. Эгоцентризм, по Пиаже, — фактор познания. Это определенная совокупность докритических и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм — разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и реципрокность. Поэтому более удачным термином позже Пиаже считал термин «центрация» (Обухова, 1981).

Ж. Пиаже описал три формы эгоцентризма в соответствии с тремя основными периодами развития интеллекта (Обухова, 1981). Это эгоцентризм в период становления сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет), эгоцентризм на стадии дооперационального мышления (от 2 до 7 лет) и эгоцентризм в период формирования понятийного мышления (от 11 до 15 лет). Приобретаемая в 12-15 лет способность строить умозаключения, следуя правилам комбинаторики и формальной логики, позволяет ребенку выдвигать гипотезы, делать из них выводы и экспериментально проверять их истинность. При этом ребенок может строить идеализированные представления, которые не всегда поддаются проверке и часто противоречат реальным фактам. Подростковую форму когнитивного эгоцентризма Ж. Пиаже назвал «наивным идеализмом» подростка, стремящегося к переустройству мира, приписывающего своему мышлению неограниченную силу. Интеллектуальная децентрация ведет к тому, что подросток начинает принимать во внимание внешние обстоятельства, становясь реальным и активным деятелем. У взрослых также возможно проявление центрации субъекта на себе в процессе познания. Согласно Ж. Пиаже, эгоцентризм имеет тенденцию усиливаться всякий раз, когда в ходе развития приходится соприкасаться с чем-то новым, незнакомой прежде сферой познавательной деятельности. «Взрыв» эгоцентризма постепенно затухает по мере того, как человек осваивается в новой области.

Именно, исходя из этой общей цели, он сначала выделил и исследовал частную проблему — изучил скрытые умственные тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены. С помощью клинического метода Пиаже установил новые факты в области детского развития. Важнейшие из них — открытие эгоцентрического характера детской речи, качественных особенностей детской логики, своеобразных по своему содержанию представлений ребенка о мире. Однако, основное достижение Пиаже, сделавшее его всемирно известным ученым, — открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм — это основная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире — лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции. Вербальный эгоцентризм служит внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом (Обухова, 1981). Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная.

Ребенок еще не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.

С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного «Я» и собственной перспективы вещам и другим людям. Изначальный эгоцентризм познания — это не гипертрофия осознания «Я». Это, напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя «Я», не может выйти из «Я», чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей.

Если в развитии происходит смена умственных позиций, их трансформация, то, что же движет этим процессом? Пиаже считал, что к этому может привести только качественное развитие детского ума, то есть прогрессивно развивающееся осознание своего «Я». Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое — осознать свое «Я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе — координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.

Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия (Обухова, 1981). Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации.

Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера. Этот тип отношений характеризует, по Пиаже, общество, особенно в сфере отношений ребенка и окружающих его взрослых. Отношения принуждения не способствуют смене умственной позиции. Напротив, вследствие принуждения возникает «реализм» моральный и интеллектуальный, чисто внешние представления о правилах. Когда законы навязываются ребенку взрослым, неизбежны суждения по внешнему впечатлению. Реальное столкновение между мышлением ребенка и окружающими его взрослыми выражается в систематическом искажении ребенком информации, сообщаемой ему взрослыми. Когда ребенок конструирует новое понятие, пользуясь языком взрослых, то это понятие остается всецело детским, так как ребенок изменяет и ассимилирует его соответственно своей умственной структуре. Социальные отношения между взрослыми и ребенком, особенно, если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности. Для того чтобы осознать свое «Я», необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. Это взаимодействие сначала невозможно между ребенком и взрослым, потому что неравенство слишком велико. Ребенок старается подражать взрослому и в то же время защищать себя от него, а не обмениваться мнениями. Только индивиды, считающие друг друга равными, могут осуществлять «развивающий» взаимный контроль. Такие отношения появляются с момента установления кооперации среди детей.

При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения. Вследствие этого формируются рациональные элементы в логике и этике. Пиаже считал установление этих отношений необычайно важным фактом. По его мнению, социальная жизнь создает необходимость логических норм.

Одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Пиаже — понятие социализации (Обухова, 1981). По его мнению, термин «социальный» имеет два разных смысла. Существуют социальные отношения между ребенком и взрослым. Взрослый для ребенка — источник воспитательных воздействий, он передает ему культуру общества. Ребенок воспринимает взрослого как источник специфически человеческих чувств. При таком понимании термина — ребенок социален с самого начала.

Кроме этих отношений существуют социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения), которые Пиаже называет социализацией (Обухова, 1981). Будучи с самого начала существом социальным, ребенок социализируется только постепенно. Согласно Пиаже, процесс социализации не регрессирует, а, наоборот, прогрессирует. Социальные отношения детей от 2-х до 7-ми лет представляют собой минимум социализации. У ребенка еще не сформированы орудия социализации, он не осознает свое «Я», не координирует точки зрения других людей со своей собственной. Для этого еще не сформирован соответствующий интеллектуальный аппарат.

Характеризуя особенности мышления ребенка в младшем школьном возрасте, Л.С. Выготский отмечал, что ребенок «еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и поэтому не может в полной мере овладеть ими. Он еще мало способен к внутреннему наблюдению, к интроспекции. Только под давлением спора и возражений ребенок начинает пытаться оправдать свою мысль в глазах других и начинает наблюдать собственное мышление, т.е. искать и различать с помощью интроспекции мотивы, которые его ведут, и направление, которому он следует. Стараясь подтвердить свою мысль в глазах других, он начинает подтверждать ее и для самого себя.» (Выготский Л.С.,1984, т. 4, с. 88)

Таким образом, разведение интеллектуального и морального эгоцентризма позволяет лучше понять природу этого феномена и изучить его возрастную динамику.

Глава II Экспериментальное изучение морального эгоцентризма у младших школьников

Психологические особенности младшего школьника Читать далее: Программа обследования учащихся начальной школы (интеллектуальное развитие)

Информация о работе «Особенности эгоцентризма у одаренных детей младшего школьного возраста»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 104927 Количество таблиц: 9 Количество изображений: 0

Похожие работы

Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста

90975

4

13

… их увидеть. Тексты сказок прилагаются (см. Приложение №3) их этических соображений фамилии авторов не указываются. Заключение Раскрытие проблем одаренных детей младшего школьного возраста происходит через взаимосвязь их со сверстниками и взрослыми. Как выяснилось, дети имеют проблемы. В курсовой работе были упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи. В настоящее время …

Особенности развития самооценки у заикающихся детей младшего школьного возраста

67621

0

0

… , учителей, родителей. От этого зависит, как будет развиваться его самооценка. Очень часто она может быть завышенной или заниженной. Разная самооценка встречается и у заикающихся детей младшего школьного возраста. 3. Заикание Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание, как одно из выраженных речевых …

Социально-психологические условия развития мотивации достижения у детей младшего школьного возраста

114334

2

2

… успехи; • в учениках развивается убеждение, что легкий успех не доставляет истинного удовлетворения, потребность в постановке все более сложных задач перед собой. Реализацию социально-психологических условий развития мотивации достижений младших школьников мы разделили на две части: развитие индивидуальной мотивации достижений и развитие коллективной мотивации достижений. Для развития …

Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями

61133

2

14

… явления, выражающиеся в низкой интеллектуальной работоспособности, а также инертность психической деятельности. Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями 2.1 Задачи, методы и организация исследования Практическая часть состояла в организации и проведении экспериментального исследования по выявлению …

Детский эгоизм и эгоцентризм

Не нужно путать детский эгоизм с эгоцентризмом. Эгоцентрики считают себя центром вселенной, а эгоисты ставят свои интересы выше других.

Что же делать с детским эгоизмом? Порой достаточно отпустить ребенка в среду сверстников, в садик или на улицу, а там нужно уметь дружить, делиться и уступать, но если ребенок упорно проявляет эгоистические качества, лучше посоветоваться с детским психологом, он наметит постепенные шаги избавления от этого «недуга».

Эгоцентричный ребенок — это не всегда приговор, а чаще очередная ступень развития. Главное для родителей, чтобы их чадо благополучно ее преодолело.

Но порой детский эгоцентризм выходит за положенные рамок, и становится чертой характера, которая сгладится только к моменту, когда малыш повзрослеет и будет уже разумно смотреть на положение вещей. C возрастом способность детей к восприятию социальной перспективы возрастает, и их предположения о сходстве с другими (эгоцентрическая проекция) и их межгрупповая предвзятость должны уменьшаться. Это гипотеза детского эгоцентризма, если не произойдет задержка психического развития. Некоторые проносят эту черту через всю жизнь. Окружающие люди, как правило, начинают принимать такого человека со всеми недостатками, привыкая или игнорируя его.

Какие выводы сделал Жан Пиаже

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Ноябрь\СТАТЬИ НЦРДО\41 Эгоцентрическая речь - что это в психологии\3.jpg

Швейцарский психолог Жан Пиаже посвятил исследованию детской речи много лет, пытаясь понять, для чего детям нужны такие разговоры. С точки зрения исследователя, при помощи эгоцентрической речи можно определить, как ребенок развивается, каково его мышление. Эту гипотезу многие психологи не поддержали, и явление эгоцентрической речи стали изучать активнее.

По мнению Ж. Пиаже и детская, и взрослая речь имеет множество функций. Донести свои мысли до собеседника – это лишь одна из многих функций. Психолог наблюдал за детьми в «Доме малюток» и выяснил, что у детей есть 2 вида речи: эгоцентрическая (чтобы общаться с самим собой) и социализированная (чтобы общаться с социумом).

Какие бывают виды эгоцентрической речи

C:\Users\Инна\Desktop\Академия ДОП\Ноябрь\СТАТЬИ НЦРДО\41 Эгоцентрическая речь - что это в психологии\4.jpg

Согласно гипотезе Ж. Пиаже, в раннем и дошкольном возрасте ребенок мыслит эгоцентрично и не стремится к тому, чтобы его речь была понятна кому-то еще.

Эгоцентрическую речь психолог поделил на три категории:

  1. «Эхолалия». В возрасте двух лет кроха повторяет слова и звуки, которые где-то услышал, не понимая их смысла и ни к кому не обращаясь.
  2. «Монолог». Малыш сопровождает свою деятельность словами и при этом не нуждается в собеседниках. Например, раскрашивая картинку, приговаривает: «Теперь возьму оранжевый карандаш и раскрашу лисичке хвост».
  3. «Коллективный монолог». Это наиболее социализированный вариант речевого эгоцентризма, то есть, такой монолог на двоих возникает, когда двое детей пытаются наладить диалог, приобщить к своей мысли другого, но при этом ничего не предпринимают, не пытаются быть услышанными, слова по-прежнему проговариваются для себя.

По результатам своего исследования Жан Пиаже сделал выводы:

  • речь малыша не похожа на речь взрослого человека, потому что не является средством общения, а имеет своей задачей подражать или помогать себе действовать;
  • мышление ребенка эгоцентрично, то есть он разговаривает для себя, и ему все равно, поймет ли его собеседник или нет.

Впоследствии эти выводы опроверг советский психолог Лев Выготский.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]