Психоанализ — классический и современный, его теория и методы

Изучение человеческой психики интригует общество уже ни одну сотню лет. Впрочем, на многие вопросы о своей личности большинство людей и сейчас не может найти ответ. На некоторые из них сможет пролить свет детальный психоанализ. Как он действует, какова его история? Что нас заставляет совершать одинаковые ошибки? Как события детства могут влиять на наше настоящее? Ответы вы найдете в статье.

Что такое психоанализ

Психоанализ

– это теория, основателем которой стал Зигмунд Фрейд, а также метод устранения проблем психологического характера.

При разработке теории известный австрийский психотерапевт применил многолетний опыт, обретенный ним во время врачебной практики.

Итак, о чем говорят основные положения психоанализа

:

  • Конфликты сознательного и бессознательного могут привести к неврозам, страхам, депрессиям и прочим нарушениям психики.
  • Опыт, знания и поведение человека формируются на базе его иррациональных бессознательных влечений.
  • Индивид, пытающийся осознать эти влечения, «включает» механизмы защиты, мешающие процессу осознания.
  • Влияние бессознательного можно нейтрализовать через его осознание. Психоанализ – это терапия, предполагающая решение проблемы.

Ключевая идея психоанализа сводится к утверждению, что человек не осознает собственные мотивы поведения – им необходима интерпретация. Согласно классическому психоанализу Фрейда, пациенту следует озвучить все свои мысли, ассоциации, сны. Задача психоаналитика – проанализировать услышанное.

Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?

Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.

Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.

У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. Как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «Я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей.

Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.

С точки зрения фантазии, подчеркивает Фрейд, все варианты равнозначны, потому что у нее нет представления о препятствиях. Учет препятствий — дело принципа реальности. Принцип реальности должен отсеять те варианты, которые покажутся неприемлемыми (например, пойти в дорогой ресторан или сделать вредный бутерброд). Уже на сознательном уровне «Я» может некоторое время колебаться между несколькими приемлемыми вариантами, но затем оно принимает решение и переводит его на уровень программы действий.

История психоанализа

История психоанализа берет свое начало в 1880 году, в дни, когда венский врач Й. Брейер поделился с товарищем З. Фрейдом примечательной историей о пациентке, излечившейся от симптомов истерии после сеанса гипноза. На приеме она смогла озвучить глубоко травмирующее событие, произошедшее с ней. Итогом стала сильнейшая эмоциональная реакция. Катарсис привел к значительному смягчению симптомов. Когда пациентка вышла из состояния гипноза, она не помнила о своих признаниях.

Фрейд решил применить методику со своими пациентами – результаты Брейера подтвердились. Партнеры поделились выводами в общей публикации «Исследования истерии», утверждая, что симптомы истерии вызваны подавленными воспоминаниями о неких травмирующих событиях. Тяжелая ситуация вытесняется из сознания, но продолжает оказывать на пациента влияние.

Личные причины побудили Брейера отойти от исследований и Фрейд приступил к независимой работе. Ему удалось обнаружить, что похожий результат достигается не только при истерии, но и при навязчивых состояниях сексуальной природы, зачастую возникающих еще в детские годы.

Психоаналитик изначально считал ключевой причиной неврозов Эдипов комплекс. Симптом начинает формирование в моменты, когда бессознательные влечения ребенка грозят прорвать барьер, поставленный вытеснением, что оказывается неприемлемым для прочих частей психики из-за страха наказания и по соображениям морали.

Основы психоанализа

Психоанализ – это терапия, базирующаяся на нескольких незыблемых принципах

:

  • В первую очередь, подразумевается принцип детерминизма. Согласно идеям психоанализа, ни одно проявление психики нельзя назвать случайным, ни с чем не связанным, непроизвольным. Осознаваемые чувства, мысли, импульсы следует рассматривать, как события причинно-следственных взаимодействий, определенных ранним детским опытом. Специальные методы исследования (преимущественно через анализ сновидений и ассоциации) выявляет связь между ситуациями из прошлого и нынешним психологическим опытом.
  • Основой второго принципа стал топографический подход. Все психические элементы оценены по критериям их доступности. Вытеснения, обеспечивающее удаление из сознания некоторые психологические элементы, говорят о том, что некая часть психики прикладывает усилия, не желая их осознавать.
  • В основе третьего динамического принципа, теория о том, что психика побуждается к действию импульсами агрессии и сексуальности, являющиеся элементами общего биологического наследия. Они имеют существенные отличия от инстинктивного поведения животных. В животном мире обычно фиксируется стереотипный ответ, провоцируемый особыми стимулами в определенных ситуациях и направленный на выживание. Психоанализ рассматривает влечение, как состояние нервного возбуждения, являющегося ответом на стимулы, направляющие психику к действию, снятию напряжения.
  • Четвертый принцип – генетический подход. Черты личности взрослого человека, характеризующие его конфликты, невротические симптомы, в общем связаны с фантазиями и желаниями детства. Считается, что какие бы пути не открылись перед человеком, ему не удастся уйти от собственных детских переживаний – они в любом случае будут преследовать его на протяжении всей жизни.

Что входит в основу

Сознание — что это в психологии

Кратко психоанализ можно представить, как метод исследования психологических процессов, находящихся за гранью сознания. Теория учитывает взаимосвязь всех гипотез о функциях и строении психического аппарата и рассматривает их в целом.

В основе современного психоанализа лежат такие направления:

  • Теория, дающая определения поведению и развитию индивида;
  • Исследования мотивов через свободные ассоциации, толкование сновидений. Это позволяет извлечь наружу скрытые предпосылки, приведшие к расстройству психики;
  • Методика лечения, включающая:
  1. анализ переноса и сопротивления;
  2. толкование источника конфликтов (интерпретацию);
  3. проработку, как заключительный этап, приводящую к перестройке психики.

Основная цель аналитика – избавление психики исследуемого от скрытых механизмов, породивших конфликтные ситуации. Это позволяет перенаправить пациента на реализацию позитивных желаний и помочь ему адаптироваться в обществе.


Что скрыто за гранью сознания

Дополнительная информация. В ходе психодинамического подхода специалист старается добиться от пациента осознания существования бессознательных конфликтов, благодаря чему повлиять на поведение и персональные отношения.

Методы психоанализа

Рассмотрим детально основные методы, применимые в сфере психоанализа: метод толкования снов, метод свободных ассоциаций, метод интерпретации. Опишем каждый по отдельности.

Метод свободных ассоциаций

На чем базируется этот знаменитый метод? На применении феномена ассоциативности мышления с целью исследования глубинных психических явлений и процессов (зачастую они бессознательны). Полученные данные применяются для лечения и коррекции функциональных психических расстройств, с помощью осознания пациентом характера и источника проблем.

В чем особенность метода свободных ассоциаций? В осознанном совместном и целенаправленном противостоянии терапевта и пациента с состоянием психологического дискомфорта. Действуя сообща, психоаналитик и пациент справляются с проблемой.

Методом свободных ассоциаций можно назвать метод исследования психического состояния больного. Он рассказывает о любых мыслях, пришедших ему в голову, какими бы абсурдными или неуместными те не казались. Они могут звучать фантастично, обыденно, непристойно. Терапевту предстоит сделать вывод из этих откровений или несвязных обрывком мыслей.

В «Словаре по психоанализу» (Ж.Б.Понталис, Ж.Лапланш) отмечается, что свободными ассоциациями можно назвать высказывание всех без разбора идей и мыслей, возникающих в сознании – самопроизвольно или отталкиваясь от какого-либо элемента (числа, слова, образа из сновидения).

Фрейд призывал отказаться от роли контролируемого сознания, приступая к осознанию психических процессов. Он заявлял, что сознание пытается устранить появляющиеся на периферии образы и мысли до того, как на них сфокусируется внимание анализирующего объекта. При этом при анализе психического состояния именно эти образы и мысли могут нести особое значение.

Именно Фрейд впервые начал активно применять метод свободных ассоциаций. Психоаналитик предлагал своим пациентам лечь на кушетку и расслабиться, просто говоря все, что приходит им в голову, какими бы невероятными, абсурдными и непривычными не были эти мысли с точки зрения привычных моральных норм. Во время сеансов терапевт наблюдал, как мощные эмоциональные влечения несли бесконтрольное мышление к психическому конфликту. Знаменитый психотерапевт заявлял, что первый случайный образ и мысль подразумевает именно то, что необходимо для психоанализа. Случайная мысль может иметь связь с подавленным воспоминанием.

Метод толкования сновидений

Согласно теориям Зигмунда Фрейда, сновидения могут открыть присутствие интенсивной психической деятельности в глубинах сознания. В чем заключен анализ снов? Терапевту предстоит отыскать искаженную бессознательную правду, скрывающуюся в каждом сне. Фрейд был убежден: чем страннее сон и запутанней, тем больше в нем скрытого содержания. На языке психоанализа это явление называют сопротивлением – его проявления можно заметить даже тогда, когда человек, видевший сновидения, не соглашается на его толкование. Это говорит о его бессознательном сопротивлении, установленных барьеров для защиты собственной психики.

Сновидения отделяют бессознательное от реального мира. В них волнующие ситуации, вызывающие переживания, деформируются самым причудливым образом. Также сны могут поведать о тайных желаниях. В случае с детским психоанализом, различия между скрытыми и явными мыслями менее очевидны.

Скрытые мысли преобразуются в символы, проявляясь в форме, приемлемой для сознания. Это позволяет им обойти определенную «цензуру». Даже сегодня проявление бессознательного в форме сна остается одной из величайших тайн сознания.

Метод толкования сновидений очень важен – он позволяет выявлять суть возникающих во сне образов. Фрейд обрабатывал сны, позиционируя их как симптомы болезней. По его словам, для правильного использования этого метода, не рекомендуется рассматривать сны, как что-то единое – такой анализ не приведет ни к чему стоящему. Он был убежден: анализируя сновидения, необходимо кропотливо изучать его элементы по отдельности. Правило ассоциаций следует применять к отдельным фрагментам. Фрейд читал любые сновидения не только объектом, достойным научных исследований, но и способом познать свою глубинную сущность, обнаружить скрытые желания, которые не проявляются на поверхности.

Метод интерпретации

Интерпретация считается одним из важнейших инструментов любого аналитика. Даже в толковании снов и свободных ассоциаций терапевтом используются интерпретации. Что этот термин подразумевает под собой?

Интерпретацией называют главным аналитическим инструментом. В толкованиях сновидений и свободных ассоциациях, психоаналитик пытается использовать интерпретации. Речь идет о переводе значимой информации о пациенте из бессознательного уровня в сознательный. Вытеснения информации, вызывающее беспокойство и тревогу индивида, а также ее правильный анализ, смягчат симптомы невроза либо других психических проблем.

Защитные механизмы личности

Тревога — это своего рода предупреждение о том, что Эго в опасности. Фрейд выдвинул предположение, что Эго возводит своеобразную преграду против тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности.

Защитные механизмы (психологические защиты личности) — это определенные типы поведения, призванные защитить Эго (Я) от тревоги, порождаемой конфликтами в повседневной жизни.

1. Отрицание — это процесс устранения, игнорирования травмирующего восприятия внешней реальности. Например, смертельно больной человек отрицает неминуемость смерти.

2. Замещение — это переключение импульсов Ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект.

Например, замещение неприязни к босу на придирчивость по отношению к собственному ребенку. В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.

3. Проекция — это ситуация, когда вызывающий тревогу импульс приписывается кому-то другому. Чаще всего это неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира.

Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо.

Например, некто утверждает, что на самом деле это вовсе не он ненавидит своего профессора, а тот его недолюбливает. Или скупой, который, как правило, видит в других людях прежде всего жадность, а агрессивная личность всех вокруг считает жестокими.

4. Рационализация — это переформулирование поведения таким образом, что оно становится более понятным, более приемлемым, а потому и менее пугающим для окружающих. Функция рационализации в маскировке, сокрытии от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы.

Например, можно заявить, что работа, с которой вас только что уволили, на самом деле была не столь уж и хороша.

5. Реактивная формация — это подмена одного импульса Ид на другой, противополож­ный первому. Человек скрывает тревожащие его импуль­сы тем, что превращает их в нечто противоположное (как вариант, может замещать ненависть любовью). Например, некто, кого постоянно одолевает желание употребить алкоголь, может вдруг стать страстным борцом за принятие «сухого закона».

6. Регрессия — это психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

Появление у взрослого человека черт детского, зависи­мого поведения, ассоциирующимися со счастливыми временами.

7. Подавление (вытеснение) — это отрицание существования какого-то фактора или события, вызы­вающего тревогу. В результате действия данной защиты неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п. Например, невольное вытеснение из сознания некоторых воспоминаний или переживаний, вызывающих сильный дискомфорт.

8. Сублимация — это изменение или замещение некоторых импульсов Ид через переключе­ние энергии инстинкта на социально приемлемые цели. Происходит подмена тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосред­ственно, на социально приемлемые цели.

Например, перевод сексуальной энергии в сферу художественного творчества.

9. Идентификация — это защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами. Например, при использовании механизма идентификации человек подражает манерам какого-то иного человека, кем он восхищается и кто кажется ему менее уязвимым в тревожных ситуациях.

Психоанализ в психологии и философии

О психоанализе можно услышать множество общих суждений. Обычно отмечается, что психоанализ – это известное направление в психологии, пользу и значимость которого оценивают по-разному. У метода имеются и сторонники, и противники.

Если говорить о психоанализе в философском ключе, то замечено, что особенностью психоаналитических концепций стали их связь с психотерапевтической практикой. Она не сводится ни к экспериментальному познанию, ни к философскому умозрению, а прорастает из опыта общения и других аспектов. Настоящее постижение своего внутреннего мира осуществляется, через инсайт. Такое озарение вносит перемены в жизнь пациента – он начинает совершенно иначе осмыслять себя и свои убеждения.

Подобная философия в чем-то схожа с древними учениями, в которых сочеталась теория и практика дзен-буддизма, йоги и прочих видов психической саморегуляции.

Практика психоанализа периодически сравнивается с целительными действиями жрецов, шаманов. Обучение психоанализу приравнивают к инициации. Многие известные аналитики, практикующие психоанализ, неслучайно параллельно проявляют интерес к различным восточным учениям и даже магии.

Большинство приверженцев теорий Фрейда, как и раньше, придерживаются той модели человеческой психики, которая поддерживалась «отцом психоанализа». В основе их убеждений лежит то обстоятельство, что психоаналитики обычно получают психологическое или медицинское образование. Их задача заключается в приспособлении больного к окружающим обстоятельствам. По большей мере психоанализ распространен в Америке и наиболее развитых европейских странах.

В свое время Зигмунд Фрейд все же надеялся, что его теории психоанализа будут признаны научным сообществом. С этой целью он прибегал к аналогиям с археологией, гидравликой, экономикой и иным наукам. Постепенно в нем начало крепнуть убеждение, что этого все же не случится.

Первой причиной можно назвать разность подходов, а второй, то, что для ученых, формирование которых происходило в научных сферах девятнадцатого столетия, психоанализ является неприемлемым аспектом по личным причинам. Идеи терапии шли в разрез с нарциссическими иллюзиями о власти разума над природой и собой. В целом, то, с какой периодичностью многие представители науки и философии осуждали принципы психоанализа, говорит об их явной предвзятости. Постепенно эти убеждения начали меняться.

В наши дни научный статус психоанализа периодически продолжает оспариваться. Некоторые исследователи склоняются к мысли, что он все же научен, иные ставят это утверждение под сомнение, называя известную терапию псевдонаукой.

Тем не менее, в ХХ столетии психоанализ получил широкое распространение в гуманитарных науках, психологии, философии и прочих сферах.

Теория психоанализа Фрейда: кратко

Согласно теории Фрейда, психику человека можно «поделить» на такие составляющие: Эго, Ид и Суперэго.

Определение терминов

:

  • Ид
    – главный источник влечения и желания. В качестве аналогии можно привести обычную уличную собаку, где все ее действия, вроде спаривания, сна и прочего, являются результатом инстинктов, заложенных природой.
  • Эго
    – посредник, делящий социальные рамки и животные инстинкты. Часть личности, удовлетворяющий потребности Ид, беря во внимание ограничения внешнего мира.
  • Суперэго
    подразумевает под собой все социальные рамки, начинающиеся с периода родительского воспитания, когда закладываются основы того, что можно делать, а что недопустимо. Во взрослой жизни отображается во всех жизненных аспектах, вроде, нравственности, религии, закона.

Топическая модель психического аппарата включает в себя два элемента: бессознательное и сознательное.

Что они подразумевают

:

  • Бессознательное
    – психические силы, находящиеся за чертой сознания. Они определяют то, как человек себя ведет.
  • Сознательное
    – психический аспект, который индивид способен осознать. Сознательное оказывает непосредственное влияние на то, как индивид позиционирует себя в обществе. Психика автоматически поддается коррекции принципом удовольствия. Если баланс нарушается, то происходит сброс через бессознательную сферу.

Защитные механизмы реализуют конфликт Суперэго и Ид. Фрейд описал многие из них: изоляция, проекция, вытеснение, отрицание, замещение, регрессия и так далее.

Трёхкомпонентная структурная модель психики

В своих ранних работах З. Фрейд выделял лишь сознательные и бессознательные аспекты личности. Сознательная часть мала, как бы составляет лишь вершину айсберга, и по своей сути не имеет существенного значения. А вот бессознательная часть является обширной, занимая большую часть айсберга. Подсознание содержит инстинкты и движущие силы поведения человека.

Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на созна­тельное и бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов личности — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

1. Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного. Это наиболее примитивная и наименее доступная часть личности, она является исходной, первобытной структурой психики. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, вода, половое влечение и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека.

Стимулы Ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Они действуют в соответствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли. Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами снизить до нормального уровня. Например, если человек испытывает жажду, он должен удовлетворить свою потребность в воде. Это снизит напряжение, которое вызвала жажда.

Ид похож на маленького ребенка, который еще не понимает правил окружающего мира. Он активно пытается получить все, чтобы удовлетворить свои желания и потребности, не оценивая свои возможности и способности, возможные неудобства для себя и других, а также последствия своих действий. Для него существует только «хочу», поэтому Ид контролируется со стороны Эго.

2. Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.

Этот компонент психики ответственен за принятие решений, это та область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для общества способом).

Эго ориентируется на причинные связи и рациональ­ность, в отличии от Ид. Оно следует принципу реальности, сдерживая порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.

Эго не существует отдельно от Ид. Более того, Эго черпает свою силу в Ид. Само Эго существует, собственно, для того, чтобы помогать Ид.

3. Супер-Эго (Сверх-Я) — это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.

Супер-Эго представляет собой моральность. Из этого становится понятно, почему Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид, т.е. со структурой, которая не признает мораль или какие-либо нормы.В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается полностью подавить эти вожделения.

Человек не рождается с Супер-Эго. Оно формируется в процессе социализации — начиная с того периода, когда ребёнок впервые узнаёт, что «хорошо» и что «плохо», начинает различать «правильно» и «неправильно» (3-5 лет). Дети обретают Супер-Эго благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими фигурами».

В итоге, Эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневриро­вать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивос­тью и нетерпением Ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением Супер-Эго к совершенству. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Приступив к разработке нового подхода к лечению проблем психики, Фрейд инициировал собственные исследования и изучал данные прочих ученых. Ныне теория психоанализа считается поистине уникальной. От прочих ее отличает то, что она не берется изучать отдельные проблемы индивида. Психоанализ рассматривает все в комплексе. Предлагаем кратко ознакомиться с основными положениями терапии.

Классический психоанализ базируется на детерминизме биологической составляющей – на утверждении, будто потребности физиологии подавляют все прочие, и указывают их вектор. Психический детерминизм указывает на то, что любое происшествие в жизни человека имеет свои последствия. Каждый его поступок определен явным или скрытым мотивом, которому предшествовали определенные события.

Выделяется несколько аспектов психической жизни индивида: сознательное, предсознательное, бессознательное. В первом случае речь идет о переживаниях и текущих мыслях, во втором – о тайных желаниях и фантазиях, в третьем – о том, что выделяется из сознания, подавляясь внутренним цензором. Фрейд полагал, что психология должна детально интересоваться этим непростым механизмом.

Последователи Фрейда.

После Первой мировой войны психоанализ не только революционизировал всю психиатрию и психотерапию, но и внес много нового в исследования человека и его мотивационной сферы. Такие психоаналитические понятия, как «оговорки по Фрейду», «рационализация», «сублимация», «вытеснение», «амбивалентность» и «замещение», вошли даже в обыденный язык (см. также ПСИХОЛОГИЯ).

Некоторые из первых учеников Фрейда, прежде всего Карл Юнг (1875–1961) и Альфред Адлер (1870–1937), использовали психоанализ как отправную точку для развития собственных психологических концепций. Юнг во многом иначе, чем Фрейд, трактовал природу влечений. Кроме личных конфликтов индивида, имеют значение культурно обусловленные и бессознательно передающиеся символические представления основных «тем» человеческого существования. Согласно его концепции, в центре индивидуального опыта присутствуют постоянно появляющиеся мифологические темы, общие для всего человечества. В основе всех борющихся тенденций в жизни личности лежат архетипические (первичные) образы, конфликтующие между собой. Идея Юнга о передаче бессознательных фантазий через коллективное бессознательное, казалась Фрейду и его последователям чисто теоретической и даже мистической (см. ЮНГ, КАРЛ ГУСТАВ).

Альфред Адлер считал, что фрейдовский психоанализ недооценивает роль социальных факторов, подчеркивая первичность сексуальных влечений. Причины индивидуальных конфликтов он связывал с более поверхностно лежащими факторами, особенно с чувством неполноценности и ощущением неопределенности своего социального статуса, физических способностей или сексуальных возможностей. Многие из представлений Адлера внесли вклад в дальнейшее развитие концепций самооценки и особенно в анализ ее нарушений при т.н. нарциссических личностных расстройствах (см. АДЛЕР, АЛЬФРЕД).

Отто Ранк (1884–1939) был поражен открытиями, которые были сделаны в ходе исследования отрицательных последствий разлуки ребенка с матерью. Он развил гипотезу Фрейда о травме рождения как прототипе тревожной ситуации и предложил систему психотерапии, основанную на преодолении травмы разлуки. Ранк считал волю решающим фактором в отношениях между пациентом и психоаналитиком, и его система психотерапии известна как терапия воли (см. РАНК, ОТТО).

Психоанализ современности

Зигмунд Фрейд был убежден, что все наши поступки продиктованы подсознательными желаниями. Особенный акцент был сделан на то, что возникающие потребности основаны на физиологии и сексуальных желаниях. Психология современности уже не акцентирует на этом и не уделяет утверждению слишком много внимания.

Насколько психоанализ распространен ныне? Во многих странах он довольно развит, являясь вполне рядовым явлениям. Множество современных терапевтов пишут книги на эту тему, которые пользуются большой популярностью – то есть, это востребовано. Безусловно общество определенного типа долгое время сопротивлялось основам психоанализа, не принимая их. Это можно сказать о Германии в период национал-социализма и СССР до брежневского застоя. Эти примеры самые очевидные. И фашистский, и коммунистический режим противился учениям Фрейда, базируясь на идеологических соображениях. Немцы считали эти теории «еврейской наукой, унижающей достоинство человека», а Советский Союз – «апофеозом буржуазного индивидуализма».

Известны, как скрытые попытки вытеснения учения из жизни общества, так и очевидные репрессии против него. Стоит признать, что психоанализ также идет в разрез со многими религиозно-центрированными и теократическими обществами. Хотя известны случаи, когда он с успехом получал развитие в странах с авторитарными политическими режимами. Самым явным примером можно назвать Аргентину. По предположению аргентинского психотерапевта А. Бенджамина, причина в том, что именно кабинет психолога обычно становился для угнетенных граждан последним прибежищем, где не запрещалась свобода слова.

Если подвести итог, то напрашивается вывод, что основным условием успешного развития психоанализа в обществе считается свобода. Уточним, что при этом обществу следует разделять ценность свободы, оно должно демонстрировать реальное осуществление свобод (личности, слова, мысли). К слову, для полноценного развития психоанализа требуется свобода объединений, дающая возможность оформиться соответствующему сообществу.

В целом, в современном обществе психоанализ довольно распространен. Проводятся различные тренинги, функционируют терапевтические кабинеты, выпускается соответствующая литература.

Критика

Теория Фрейда сразу же привлекла внимание общественности. Но нельзя сказать, что оно было исключительно позитивным – нашлось немало критиков. И до сих пор учение Фрейда подвергается критическому анализу. Вот, за что его критикуют:

  • слишком большой акцент на сексуальности человека;
  • странное отношение к детской сексуальности (некоторым исследователям кажется дикой мысль об Эдиповом комплексе);
  • существует вероятность ухудшения состояния клиента в процессе психоанализа (в основе лежит исследование 1994 года, которое доказало, что поведенческая терапия эффективнее психоанализа);
  • сложно проверить теорию экспериментально, так как слишком много внимания уделено бессознательному человека;
  • слишком много субъективного в теории и психоанализе как прикладном методе психотерапии;
  • болезненное стремление Фрейда во всем искать психическую патологию (известны случаи, когда соматические проблемы пациентов Фрейд принимал за психические расстройства, например, пациентке с зубной болью он поставил диагноз «Истерический невроз»).

Некоторые психологи до сих пор считают психоанализ Зигмунда Фрейда лженаукой. Они сомневаются в ее обоснованности, достоверности и эффективности.

Интересно! Теория Фрейда вызывает восхищение или возмущение, но она никого не оставляет равнодушным.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]