Психоанализ: как работает психоаналитик и как это помогает

психоаналитик

  • Идея психоанализа.
  • Свободные ассоциации.
  • Толкование сновидений.
  • Интерпретация, сопротивление и перенос.
  • Стадии психоанализа.

Данная статья не претендует на исчерпывающее изложение темы и предназначена для студентов, изучающих психологию в рамках переквалификации, на базе первичного высшего образования, а также для тех, кто только интересуется идеями психоанализа.

Психоанализ, как психологическая практика работы с клиентом, базируется на идеях его отца -основателя Зигмунда Фрейда. Подробно о зарождении метода, а также о теории личности, которая легла в основу психоанализа, написано в соответствующих статьях. Поэтому, для исчерпывающего понимания этой статьи, необходимо ознакомится с предыдущими.

На чем основана идея метода психоанализа

По мнению Фрейда, вследствие противоречия между разными структурами личности возникает неизбежное напряжение, которое проявляется в форме невротических состояний, невротического поведения или (и) расстройств психики. Основное противоречие, в рамках такой структуры личности, можно усмотреть между природными желаниями (и происходящими из них устремлениями ИД) и Супер Эго, ограничивающим эти устремления. Что же при этом происходит?

Естественные природные устремления личности вступают в противоречие с социальными и личными установками, исток которых превосходно осознает ЭГО (Я), в отличие от первых (ИД), находящихся в подсознании. Природные позывы ИД в большинстве случаев (но не всегда) рассматриваются ЭГО, как неприемлемые и угрожающие идеалам Супер Эго, а вместе с этим и социальным нормам.

*Эти утверждения не в полной мере относятся к обществам, где желания ИД рассматриваются как социально приемлемые и естественные, это, отчасти, касается положения, в так называемых, примитивных сообществах.

Задача Эго состоит в том, чтобы снизить психологическое напряжение (невроз), не вступая в конфликт с личностными идеалами и моралью. В случаях, когда напрямую, через удовлетворение этих желаний этого сделать нельзя, то фрустрации от невыполнения проблемных стремлений отчасти нивелируются психологическими защитами.

По Фрейду, неудовлетворенные импульсы в большинстве своем подавляются и вытесняются в область бессознательного, где, тем не менее, продолжают свое существование, в не осознаваемой личностью форме. Вытесненные стремления проявляются в виде психологического напряжения (невроза), что естественно, причиняет страдания личности.

В результате своей работы с пациентами страдающими от неврозов, Фрейд выяснил, что некоторое облегчение приносил факт вспоминания и осознания травмирующего содержимого, когда оно, по тем или иным причинам, всплывало (вспоминалось) из подсознания. Но для этого терапевтического эффекта требовалось выполнение несколько условий.

Для начала, нужно было вспомнить обстоятельства развития травмирующей ситуации, во-вторых нужно было осознать, ее изначальный смысл.

Один из постулатов Фрейда говорит о том, что вытесненный материал всегда стремится вернуться в сознание, однако, блокируется психологическими защитами. Именно эти блокировки и представляли из себя проблему, потому что мешали воспоминаниям. Кроме того, даже если содержимое подсознания и проявлялось в сознании пациента, то отнюдь не в явном виде, а чаще в завуалированной, закодированной форме, в виде тех или иных символов.

Способы «извлечения» из бессознательного воспоминаний о травмирующих событиях и их последующая интерпретация, являются одними из основных методов психоанализа, этот процесс занимает довольно продолжительное время. В классическом психоанализе Фрейда используется следующий материал, источником которого является анализант (клиент) — свободные ассоциации, перенос, сновидения и их истолкования, оговорки, забывания, анализ сопротивления, а также, метод интерпретаций.

«Место психоанализа в современной психотерапии.»

«Место психоанализа в современной психотерапии»

Психоанализ — это психотерапевтический метод, разработанный

в конце XIX начале XX вв. австрийским врачом З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.

Психоанализ объединяет теории общего психического развития, психологическое происхождение неврозов, психоаналитические терапии. Вследствие чего психоанализ является законченной целостной системой.

Психоанализ — это метод психотерапии и психологическое учение, которое ставит главным бессознательные психические процессы и мотивации.

Психоанализ — старейший из видов психотерапии и выгодно отличается от многих других тем, что его действие направлено не только на устранение симптомов — как психологических, так и соматических, которые сопровождают любое невротическое расстройство, но и на определение причин, вызвавших то или иное нервное расстройство. Таким образом, человек в силах осознавать причины расстройств и самостоятельно изменить жизненные обстоятельства, усугубившие эти причины. Психоанализ — не таблетка от невроза и не магическое решение проблем человека кем-то другим — такие методы в лучшем случае только временно облегчают состояние. Психоанализ — способ эффективного лечения невротических расстройств через мобилизацию собственных сил человека, приводящий к нормальной и удовлетворяющей жизнедеятельности.

История психоанализа

Техника психоанализа постепенно эволюционировала по мере того, как Фрейд искал методы эффективной помощи невротическим пациентам.

К открытию психоанализа его привело именно извлечение как цель несмотря на то, что он отрицал восторженность по поводу самой терапии.

Фрейд увидел, что является главным в последовательностях клинических событий, которые являются последствиями технических процедур, применяемые им. Он имел хорошее воображение и умение теоретического осмысления, что вследствие их объединения приводило к формулированию гипотезы соответствия техники клиническим проявлениям и терапевтическим процессам. Фрейд был уверен в успехе и способен изучать новые области мышления энергично и творчески, благодаря своему темпераменту и характеру. В те моменты, когда что-то оказывалось неверным, он менял и технику, и теорию.

Изменения в технике Фрейда были не резкими и незавершенными. Можно увидеть изменения в расстановке акцентов или в порядке значимости, отмеченном для данной процедуры или терапевтического процесса.

Вместе с тем можно описать различные фазы в развитии технических процедур (отреагирование, восстановление памяти, инсайт) и в теории терапевтического процесса.

Фрейд на протяжении почти 20 месяцев применял электростимуляцию, водолечение, массаж и т. д. В итоге он остался не удовлетворен полученными результатами, поэтому в дальнейшем с декабря 1887 года использовал гипноз, при помощи которого пытался подавить симптомы пациента.

В 1889 году Фрейд использовал гипноз в случае Эммы фон Н.

Его система работы состояла в следующем: пациентка подвергалась гипнозу, во время которого Фрейд приказывал рассказывать ей о происхождении каждого ее симптома.

Он требовал рассказывать, что пугало и тревожило ее, что вызывало рвоту или расстраивало ее, когда происходили те или иные события. Пациентка отвечала, описывая свои воспоминания, которые сопровождались сильными аффектами. В конце сеанса Фрейд внушал пациентке, чтобы она забыла эти воспоминания.

К 1892 году Фрейд осознал, что его способность гипнотизировать пациентов небезгранична. По этой причине он встал перед выбором: либо отказаться от катартического лечения вообще, либо попытаться лечить, минуя сомнамбулическую стадию, которая состоит из подчинении психологических сил одной идеи или чувству, например возможность вызывать полную амнезию. Фрейд объяснял свой подход тем, что пациентов возможно было заставить вспомнить события просто путем внушения.

Фрейд, следовательно, пришел к предположению, что пациенты знают все, что имеет для них патогенное значение, и необходимо заставить их сообщить это. Он просил пациентов лечь, закрыть глаза и сконцентрироваться. Он надавливал на лоб и настойчиво говорил, что воспоминания должны появиться.

Фрейд объяснял, что при отказе от гипноза и внушения исчезает доступ к вытесненному материалу и, следовательно, возможность получить патогенные воспоминания и фантазии.

Свободная ассоциация — совершенно достаточный заменитель, позволяющий непроизвольным мыслям пациента проявиться в терапевтической ситуации.

Фрейд описывал этот метод следующим образом:

Специалист предлагает пациенту удобнее лечь, при этом не нужно оказывать какого-либо давления. Сам же аналитик должен сидеть на стуле позади пациента, чтобы быть вне его поля зрения. Можно не просить закрыть глаза, но следует избегать любых прикосновений.

Данный сеанс проходит как беседа между двумя людьми, которые находятся в одинаковой степени бодрствования.

При этом один из них воздерживается от любых мускульных усилий и любых отвлекающих ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной умственной деятельности. Аналитик просит «разрешение войти» в то же состояние для овладения идеями и ассоциациями пациента посредствам разговора.

Процедура свободной ассоциации стала известна как фундаментальное, основное правило психоанализа. Интерпретация же остается основным, наиболее важным инструментом аналитика. Данные технические процедуры придают психоаналитической терапии отличительную черту. Существуют другие методы и способы общения, которые встречаются во время терапии, но они являются подготовительными или побочными, не характерные для психоаналитических курсов.

Фрейд выделял, что значимым является личное влияние врача, поэтому предлагал специалисту действовать как просветителю, учителю, духовному отцу. Параллельно с тем он понимал, что наихудшее препятствие на пути психоанализа является «расстроенные» отношения пациента к врачу, которые возникают при определенных условиях. Данный фактор является помехой для работы.

Главной целью было — достигнуть аффективного реагирования и восстановить травматические воспоминания. Реакции переноса и сопротивления должны были быть обойдены или преодолены.

Фрейд констатировал, что психоаналитическая техника полностью революционизирована. Он более не стремился прояснить каждый симптом, один за другим. Он выяснил, что данный метод не эффективен в случаях комплексного невроза.

Теперь Фрейд предлагал пациенту самому подобрать субъективный материал к сеансу, а сам начинал работу с подсознательными мыслями пациента, которые проявлялись в данный момент.

Акценты теперь делались на бессознательном устранении амнезии, восстановлении памяти.

Сопротивление стало краеугольным камнем психоаналитической теории, было соотнесено с теми силами, которые вызывают регрессию. Аналитик использует интерпретацию для того, чтобы убрать сопротивление.

В 1905 году Фрейд впервые подчеркнул решающую роль переноса. «Перенос, которому, кажется, предписано быть самой большой помехой психоанализу, становится его наиболее могучим союзником, если каждый раз его присутствие может быть определено и объяснено пациенту». К этому случаю Фрейд описывает случай, когда пациент внезапно прекратил лечение потому, что ему не удалось проанализировать множественные элементы переноса, которые докучали при лечении.

С 1912 года и далее последовательный анализ переноса и сопротивления становится главной частью терапевтического процесса. В своей работе «Воспоминание, повторение и тщательная проработка», Фрейд описывает, как нужно вести себя по отношению к переносу и сопротивлению, и связывает это с навязчивым повторением.

Он использует термин «невроз переноса» для обозначения того, что во время психоанализа пациент замещает свой обычный невроз этим неврозом, вовлекая аналитика.

В 1923 году Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации.

Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основных структуры психики: «Оно» (или «Ид»), «Я» (или «Эго»), и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»).

«Я» выполняет функцию ознакомления человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, при этом действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности.

«Оно» включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов.

«Сверх-Я» отвечает за «удаление» нежелательного. Обычно его соотносят с совестью, являющейся наследственными моральными представлениями, которые получены в раннем детстве, а также продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида.

Психоанализ — инструмент, дающий возможность Я достичь, добиваться прогрессирующей победы над Оно.

В 1933 г., Фрейд писал, что в психоанализе основные усилия направлены на то, чтобы «усилить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить сферу действия перцепции и укрепить его организацию так, чтобы оно могло присвоить свежую порцию Оно. Где было Оно, там будет Я». И снова в работе «Анализ конечный и бесконечный» Фрейд утверждает: «Дело анализа — обеспечивать, насколько это возможно, хорошие условия для функционирования Я, только в этом случае он выполнит свою задачу».

После Первой мировой войны психоанализ не только революционизировал всю психиатрию и психотерапию, но и внес много нового в исследования человека и его мотивационной сферы. Такие психоаналитические понятия, как «оговорки по Фрейду», «рационализация», «сублимация», «вытеснение», «амбивалентность» и «замещение», вошли даже в обыденный язык.

Основные принципы психоанализа

Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый называется принцип детерминизма. Данный принцип стоится на том, что любое событие в психической жизни не может быть случайным или произвольным и ни с чем не связанным. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. Через специальные методы исследования такие как метод свободных ассоциаций и анализ сновидений, можно выяснить взаимосвязь между произошедшими событиями в прошлом и настоящим психическим опытом.

Второй принцип называется топографический подход.

Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы уходят из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать.

Третий принцип — это принцип динамичности.

Он характеризуется тем, что психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, являющимися частью общего биологического наследия.

Но следует учитывать, что данные импульсы отличаются от инстинктивного поведения животных.

В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения.

Четвертый принцип имеет название генетического подхода. Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства.

По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход — не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть выражается так: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства.

Психоанализ современности

Одна из современных моделей психоанализа называется интерсубъективный подход. Подход развивается с конца 1970-х группой психоаналитиков-соавторов из США во главе с Робертом Столороу. Создатели данного метода пытаются найти новый язык психоанализа, путем переосмысления основных психоаналитических концепций. По их мнению, психоанализ — это наука об интерсубъективности, центром которой является взаимодействие наблюдателя и объекта наблюдения, а единственной реальностью доступной для психоаналитического исследования (т.е. эмпатии и интроспекции), является субъективная реальность пациента, субъективная реальность аналитика, а также результат их взаимодействия. При этом они заменяют теорию «оптимальной фрустрации» Фрейда концепцией «оптимальной эмпатии», «оптимальной откликаемости», или аффективной настройки, считая, что «неустанная абстиненция со стороны аналитика может серьезно исказить терапевтический диалог, провоцируя бурные конфликты, которые являются в большей степени артефактом позиции терапевта, чем подлинной манифестацией изначальной психопатологии пациента».

Авторы интерсубъективного подхода отказываются и от моделей Фрейда, представляющие технику раскрытия бессознательного и разъяснения его уровней. Аналитики, которые следовали учениям Фрейда, анализировали свою работу в основном как изменения того, что когда-то было, а затем исчезло при помощи вытеснения. А авторы интерсубъективного подхода считают, что перенос — это не защитный механизм к предыдущей стадии, не изменение из прошлого, но это точно влияние различных принципов и образов, которые образовались из ранее появившихся переживаний того или иного пациента. Поэтому перенос рассматривается не как явление повторения прошлого, а как появление индивидуального психологического влечения организовывать опыт и обдумывать смыслы.

Говоря о смене взглядов и представлений о психоанализе, на этапе современного развития нужно привести размышления выдающегося американского психоаналитика Хаймона Спотница.

Некоторые психоаналитики того времени под влиянием формулировок и выводов Фрейда при описании шизофрении стали интересоваться феноменологией и абстрактными догмами, которые касались любви к себе, а также проблемами сексуального характера, взамен того, чтобы изучать каждый случай отдельно в межличностных взаимоотношениях и проводить свои собственные исследования.

Шизофрения, по мнению Спотница, характеризуется психологической организованной ситуацией, которая по структуре является сложной, но также неуспешной психологической защитой от деструктивного поведения. Начальным этапом данного поведения является агрессия, защита объекта и принесение себя в жертву. Другими словами, проблема в неразряженной энергии.

Например, если ребенок во взаимоотношениях с матерью испытывает чрезмерную фрустрацию, одновременно с этим он считает ухаживающую мать безумно ценной. Именно поэтому делает все, что в его силах, чтобы сдерживать агрессию, направленную на родителя. Но накопление сдерживающих факторов в себе приводит к формированию психологического состояния, которое приводит к развитию шизофренической реакции. Следственно, Спотница считал, что в основе шизофрении лежит сильное желание разрушить (уничтожить) фрустрирующий объект. Данное мнение идет в разрез с определением Фрейда о том, что к шизофрении приводит регрессия к стадии нарциссизма.

Необходимо отметить точку зрения одного из создателей генетической теории развития аффектов Генри Кристалла. Он считает, что задержание на 50 лет открытия регрессии у аффектов по сравнению с фантазиями шла вместе с провалом психоаналитиков заметить эпигенетическую историю развития аффектов.

Г.Кристалл пришел к выводу, что каждая стадия развития аффектов, может стать отправной точкой для дальнейших определений проблем, которые связаны с аффектом. По мнению Г.Кристалла, по причине ошибочной идеи Фрейда (1915) о том, что аффекты по природе своей сознательны, образовалось препятствие для понимания переживания аффектов. Исследователь также говорит, что психоаналитикам нужно отказаться от точки зрения Фрейда, высказанной в 1900 году, о том, что аффекты всегда связаны с идеями или символическими репрезентациями следов памяти или с восприятиями. Все больше данных говорит в пользу точки зрения о том, что аффект может обеспечивать дологическую, нелогическую, несимволическую, не когнитивную (компьютероподобную) оценку и регистрацию в психике. Кроме этого, Г. Кристалла считал, что представление, которое использовал Фрейд и многие последующие аналитики, что тревога — это прототипический аффект, служащий в качестве модели для всех других эмоций, является ошибочным.

Намного более правильным будет считать, что любовь или любовь и ненависть служат модельными аффектами.

Заключение

Главная тема современных психоаналитических исследований – это значение привязанности младенца к матери. Проблемы, которые могут возникнуть на этой стадии зависят от отношения матери. Холодность и безразличие могут сыграть решающую роль в возникновении тяжелых личностных расстройств. Взаимоотношения матери и ребенка является основополагающим для развития личности и формирования самооценки.

Психоанализ делает упор на «критические события», в особенности на последствия событий, происходивших в детстве, но при этом не отрицает возможного влияния наследственных биологических факторов. На способностях и личностной структуре ребенка главным образом отразится то, что он испытывал, будь это болезнь, несчастный случай, потеря, жестокое обращение или же будь он покинутый всеми.

Любые психоаналитические идеи должны восприниматься критически, что является развивающим фактором и составляет научный подход. Также в исследованиях нужен комбинированный и системный подход.

А.М. Руткевич считает, что даже если психоанализ сохранит свою значимость лишь как искусство сценического понимания, этого будет достаточно для того, чтобы психоанализ мог играть свою роль эффективной психотерапии, то есть выполнять свою главную функцию, не претендуя ни на роль строгой науки, ни на роль оригинальной философской антропологии.

Список литературы

  1. Руткевич А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. — М., 1997
  2. Руткевич А. М. Психоанализ, история, травмированная «память» // Феномен прошлого / Ред. И. М. Савельева, А. В. Полетаев. — М.: ГУ-ВШЭ, 2005. — С. 221-250
  3. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного // Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004.
  4. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход, — М., Когито-Центр, 1999.
  5. Фрейд З. Введение в психоанализ, — М: Фирма СТД, 2003. — 624 с.

Метод свободных ассоциаций

Суть метода заключается в том, что пациент сообщает психотерапевту все, что на данный момент ему приходит на ум, нисколько не заботясь о содержании своего словесного потока, даже если оно совершенно неприемлемо для самого пациента. Исходным понятием (темой) может быть что угодно — предмет, цифры, образ, слово и т.п., или же вовсе отсутствие какой-либо темы.

Как получается, что подавленный материал, тем не менее, может выйти в сознание? При использовании метода свободных ассоциаций (когда элементы выдаваемого материала не связаны рационально), частично блокируется контролирующая функция сознания, а значит, психологические защиты работают не столь эффективно, что позволяет вытесненному материалу вырваться наружу, в явном, а чаще, зашифрованном виде.

При проведении такого сеанса, длительность которого, как правило, около часа, пациент расслабленно лежит на кушетке и не видит психоаналитика, это важно потому, что чем более расслаблен пациент, тем меньше с его стороны сопротивление терапии.

Бессвязный монолог клиента, в компании наблюдающего его аналитика, дает ценнейший материал для последующей работы, ведь каким бы абсурдным не казался этот поток слов, все равно, наше мышление изначально движется в направлении значимых для нас понятий, которые, рано или поздно, дают о себе знать. При исследовании имеют значение следующие факты — содержание высказываний клиента, их последовательность. Особенное значение имеет тот материал, что вызывает трудности или внутреннее сопротивление.

Последующее выделение значимого материала и его интерпретация — важная задача психоаналитика, поскольку достоверность этой интерпретации, определяет успех всей терапии в целом.

А что делает психоаналитик?

Психоаналитик слушает, стараясь не мешать пациенту говорить о том, что для него важно. Только пациент знает, что и где у него болит. Только слушая, можно понять, что и о чем тебе говорят.

Важно, конечно, и то, что говорить оказывается возможным, потому что Вас слушают

. Но психоаналитик – не только собака, которая внимательно слушает, он сообщает пациенту о своем понимании и проверяет у него, насколько правильно он его понял, а также
интерпретирует
, выражая этим свое видение ситуации пациента с точки зрения психоанализа – это
основная составляющая техники психоанализа
.

Психоанализ

– это научно-философская концепция описания причинно-следственных связей и законов психического развития человека.

Психоанализ

– это объяснительная психотерапия.

В процессе слушания у психоаналитика возникают объяснительные гипотезы, основанные на психоаналитическом понимании того, что происходило или происходит с пациентом, и почему это происходило или происходит.

Такие гипотезы отвечают на вопросы:

Что происходит?
Почему это происходит?
Эти гипотезы обсуждаются психоаналитиком с пациентом, в результате чего они уточняются или отвергаются. Если гипотеза верная – чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания.

В процессе психоанализа пациент приобретает возможность самому строить такие гипотезы и предлагать их психоаналитику для обсуждения – это и есть основная задача психоанализа

.

В процессе обсуждения этих гипотез, благодаря тому, что пациент начинает понимать, что происходит

и
почему это происходит
, ему становится возможным лучше понимать самого себя и других людей и ответить себе на вопрос:

Что делать?

Психоаналитик старается не вмешиваться в выбор пациентом ответа на вопрос: Что делать?

Это должно быть свободным решением пациента.

Интерпретации

Единственным способом, которым психоаналитик воздействует на пациента – являются интерпретации

. Психоаналитик использует весь свой опыт многолетнего обучения психоанализу и своей психотерапевтической практики для того, чтобы строить объяснительные гипотезы того, что происходит с пациентом, почему ему что-то не удается в жизни, почему его преследуют роковые неудачи, как возникают его невротические симптомы или почему его переживания носят депрессивный характер. Когда эти гипотезы ему кажутся достаточно сформированными – он предлагает их на рассмотрение пациенту, т.е. делает
интерпретацию
.

Интерпретации бывают трех уровней

На первом уровне

ищутся связи между осознаваемыми мыслями и чувствами пациента с их скрытым бессознательным содержимым. Это называется
анализомпсихологических защит
. На этом уровне находят ответ на вопрос:
Что происходит?
На втором уровне

ищутся связи с детскими переживаниями и травмами, которым не придавали должного значения, которые были забыты или никогда не осознавались – это называется
генетическими реконструкциями
. На этом уровне находят ответ на вопрос:
Почему это происходит?
(Подробнее о реконструкциях см. в примере
лечения депрессии
.)

На третьем уровне

обнаруживаются параллели между тем, что пациент думает и чувствует в адрес своего психоаналитика (что
переносится
на его фигуру), и тем, что он думал и чувствовал в адрес своих родителей или близких родственников – это называется
анализом переноса
. Это позволяет пациенту лучше понять, что с ним происходит в данный момент, как он взаимодействует с людьми сегодня и как это связано с его прошлым. Таким образом находится наглядная связь между вопросами:
Что происходит?
и
Почему это происходит?
(См. также
Отыгрывания в переносе
,
Принцип анонимности
,
Инцест в переносе
,
Невроз переноса
и
Негативный перенос
)

Если психоаналитику в одной интерпретации удается выразить взаимосвязь между прошлыми травмами пациента и тем, что происходит с пациентом сейчас, а также как это проявляется в отношениях с психоаналитиком – это называется полной интерпретацией

.

Интерпретации никогда не создаются только психоаналитиком. Интерпретации являются плодом совместной работы психоаналитика и пациента, благодаря сформированному ими рабочему альянсу

(Гринсон). Сначала психоаналитик слушает пациента, а когда у него возникают идеи – он делится ими с пациентом. Пациент подтверждает гипотезу психоаналитика или опровергает ее, предлагая свой вариант. Обычно пациенты очень быстро улавливают суть психоаналитического мышления и с помощью психоаналитика учатся формировать свои собственные психоаналитические интерпретации.
Полная интерпретация
является плодом длительной совместной работы психоаналитика и пациента. Умение пациента строить самостоятельно свои собственные психоаналитические интерпретации – является
основной задачей психоанализа
.

Толкование сновидений

толкование сновидений в психоанализе

В основе работы со сновидениями лежит идея, что они, даже в большей степени, чем свободные ассоциации, являются источником подсознательного материала.

Чем более травматична информация, тем лучше она защищена и зашифрована и, соответственно, тем больше ее значение для клиента.

Иногда сновидения сообщают нам о наших устремлениях вполне очевидным образом, обычно такое происходит в тех случаях, когда желаемое не является запретным с точки зрения морали и идеалов. В большинстве же случаев содержимое сновидения приходится интерпретировать, а оно выражает наши тайные устремления и подавленный, неприемлемый материал, в символической форме.

Задача интерпретации сновидений весьма сложна и требует от психолога немалого опыта и интуиции, ведь некоторые символы могут иметь для пациента особое значение, другие же, несмотря на их кажущуюся значимость нет. По этой причине, даже общепринятые значения, часто требуют тщательной проверки через работу с клиентом.

Теория личности З.Фрейда

Фрейд проявил радикальный подход к изучению людей. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, он сравнил его с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды, остальная, большая часть айсберга есть бессознательная.

С представленной моделью психики Фрейд связывает структуру личности. Структура личности включает три компонента:

— супер-эго (сверх – я);

— эго (я);

— ид (оно).

«Супер-эго» – сознательная часть, представляет собой систему ценностей, норм и этики, приобретенную в процессе социализации личности. В узком значении можно сказать, что «супер-эго» это мораль и совесть человека. Появляется в возрасте 3-5 лет. «Супер-эго» конфликтует с компонентом «ид».

«Эго» — является посредником между «супер-эго» и «ид». «Эго» стремится выразить и удовлетворить желания, идущие с «ид» в соответствии с нормами и требованиями «сверх-я». Таким образом «эго» разрешает конфликт между этими структурами и вносит в поведение человека разумность. При этом «Эго» руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до подходящего момента, приемлемого для «супер-эго». Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, постепенно давать выход энергии «ид» в рамках социальных ограничений и совести человека, выпускает энергию бессознательных инстинктов косвенно, искажая их до неузнаваемости для сознания .

Эго включает механизмы психических защит, которые помогают человеку спасаться от тревоги и боли.

«Ид» — целиком бессознательная часть личности, представляет собой инстинктивные и врожденные аспекты личности. Эти биологически обусловленные побуждения (проистекают из биологических потребностей) наполняют наше поведение энергией. Энергия «ид» ищет разрядку по принципу удовольствия, стремиться разрядиться немедленно. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии (инстинкты), производимой телесными потребностями.

8. Почему так важны для психоанализа сновидения? Что такое работа сновидения (искажение, сгущение и смещение), каково отношение скрытого и явного содержания сновидений?

9. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Психотипы и основные психические функции по К. Г. Юнгу.

Метод интерпретации

Как уже было сказано ранее, интерпретация важнейший инструмент психоаналитика при работе с свободными ассоциациями и сновидениями. Ведь одно дело получить материал, и совсем другое, истолковать его правильно. При интерпретации происходит рационализация полученного бессознательного материала — осознание вместе с клиентом истинных причин невротических симптомов, а также подлинного смысла стремлений клиента. Именно интерпретация может привести к терапевтическому результату, естественно, лишь при условии правильного истолкования.

Анализ переноса

В психоанализе аналитик занимает позицию некой закрытости и отстраненности от клиента. Это приводит к тому, что он, чаще всего, воспринимается клиентом, как абстрактная символическая фигура. Считается, что именно по этой причине и происходит, так называемый перенос, который означает, что клиент бессознательно наделяет психолога чертами значимой для него личности, перенося свое эмоциональное отношение к этой личности на фигуру аналитика. Происходит как бы наполнение пустого содержимого новыми смыслами. Это могут быть, например, черты отца или матери (в зависимости от половой принадлежности аналитика) или черты другой значимой фигуры. Через последующий анализ возникающих фантомных отношений между клиентом и образом значимого человека, выявляются аспекты полученных (чаще всего в детстве) травматических переживаний.

Симптом — Основные понятия психоанализа.

В узком смысле симптом — это проявление заболевания, выраженное в жалобах пациента. В психоанализе речь идет, как правило, о психических, психогенных симптомах. 3. Фрейд уделял значительное внимание рассмотрению природы психических симптомов и механизмам их образования и главный вред симптомов видел в душевных затратах, которые имеют место у психически больного человека и которые впоследствии приходится осуществлять для их преодоления. С его точки зрения, симптомы — это производное бессознательных процессов, в которых значительную роль играют подавленные, вытесненные сексуальные влечения и желания человека.

В различных работах Фрейда рассматриваются разные пути образования невротических симтомов — они могут представлять собой специфическое выражение перверсных влечений, проявляющихся в воображаемых намерениях и поступках; быть осадками аффективных переживаний, тех психических травм, которые больные пережили в детстве; это своего рода компромисс между несогласованными психическими процессами — он повторяет вид инфантильного удовлетворения, но искаженного и вызывающего ощущение страдания. Важное значение в процессе образования симптомов принадлежит фантазии. Несмотря на общую картину, формирование симптомов зависит от характера психического заболевания. Конкретные механизмы образования симптомов различны при истерии, неврозе навязчивых состояний и иных психических заболеваниях.

13 стр., 6368 слов

Личность человека в компьютеризированном мире

… породнились с ними. И хотя компьютер нуждается в человеке, но и человек сейчас напрямую “связан” с компьютером. Компьютерная и … люди которые сами не сталкивались с данной проблемой только по наслышке (по фильмам, книгам и таким же статьям), как бы описывают “личность … отдельно. Хакеры или “хацкеры”? Сайт fbi.gov хакнули сразу: Супер кулхацкер послал им заразу. Жаль, не создал он дискету-бутявку …

При аналитической терапии работа включает в себя два этапа. На первом этапе либидо оттесняется от симптомов и находит свое выражение в переносе, концентрируясь на аналитике. На втором — усилия аналитика сосредоточиваются на новом симптоме (неврозе переноса) с целью освобождения либидо от него.

7. Какова структура личности по Фрейду (две модели).

Третья модель психики (Ж. Лакан)

Стадии психоанализа

Подводя итог, рассмотрим последовательность работы аналитика с клиентом, которая состоит из нескольких условных этапов.

Первый этап — поиск травмирующего события в прошлом клиента. Это работа со сновидениями, с оговорками, использование метода свободных ассоциаций, проведение бесед.

Второй этап — очень условно, начинается с того момента, когда травма обнаружена и идентифицирована самим клиентом, как травматическое переживание. Клиент выражает себя посредством переживания вновь обнаруженного события, а также его рационализации, то есть понимания, как именно оно привело к проблемам. Это весьма болезненный этап, именно на нем формируется то, что мы назвали выше переносом или проекцией. Чаще всего это выражается в довольно таки негативном отношении к аналитику со стороны пациента.

Третий этап — выражается в переоценке травмирующих событий и снижении их значимости, вплоть до безразличия и равнодушного отношения. На этом этапе важно понять, что видимый результат не является очередной защитой или имитацией спокойного отношения клиента к проблеме.

Разумеется, границы всех этих этапов весьма условны. Это связано с тем, что проблемы не приходят поодиночке и видимое решение какой то одной из них вовсе не означает окончания работы, которая может продолжаться одновременно на нескольких стадиях.

Фрейд, клиника и «анализабельность»

Психоанализ Фрейда, как он сам замечает, может

вылечить симптомы невроза. Более того, аналитический опыт может предотвратить повторение симптомов и даже позволить человеку наслаждаться жизнью — в работе и любви, — но это совсем не означает счастья в его общем понимании счастья для всех, даром и пусть никто не уйдет обиженным…

Но применять ли анализ ко всем? Как насчет того, что некоторые субъекты, выражаясь аналитическим языком, «неанализабельны»? Человек, алчущий излечения в анализе, выходящем далеко за рамки простой терапии симптомов (так как психоаналитик, к счастью, не выписывает лекарства и не говорит, что вам делать), может пройти анализ так, что любое удовлетворение останется за горизонтом. Это то, что Фрейд называл сопротивлением. Исцелить страдающего неврозом с точки зрения психоанализа — значит преодолеть сопротивление. И это интересует Фрейда больше, чем исцеление, — то, что мешает исцелению.

Может быть интересно

Реальная смерть, символическая конспирология и воображаемое государство. Психоанализ пандемии от Александра Дугина и Жака Лакана

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]