10 лучших книг по детской психологии для родителей


Дети всегда будут капризничать и не слушаться. У них на это есть причины. Как же понять их и сохранить свои нервы? Об этом задумывается большинство мам и многие папы. Ответ прост: надо учитывать особенности ребенка. Возрастные, психологические, индивидуальные.

Сейчас для этого не нужно идти к специалистам или быть психологом. И даже не придется читать заумные фолианты. Для современных родителей есть интересные книги по воспитанию детей, написанные простым языком, с примерами и даже юмором.

Мы составили свой топ-10 произведений. Это книги по детской психологии, которые стоит прочитать. Они помогут вам найти общий язык с детьми, понять их и принять себя как родителя.

Л.С. Выготский «Вопросы детской психологии»

Это, пожалуй, самая сложная для прочтения книга из нашего списка.

Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) – выдающийся советский ученый, психолог. Основным направлением его работы была именно детская психология, которая, благодаря ему, стала отдельной наукой. Он один из первых заговорил о возрастных кризисах, как переходе на новую, высшую ступень развития. А также ввел понятие «Зоны ближайшего и актуального развития».

Эта книга по детской психологии для педагогов и психологов. Но читается довольно легко, и родителям будет не менее полезна. Тут собраны базовые знания, на которые опираются сейчас большинство специалистов, работающих с семьями и авторов следующих в списке книг. Читая эту книгу, вы узнаете:

  • все о психологии детей и подростков от рождения до 18-ти лет;
  • о том, как развивать малыша без вреда для него;
  • об особенностях каждого возраста;
  • когда, как и почему случаются возрастные кризисы;
  • как помочь ребенку пережить трудности этих периодов с наименьшими потерями.

Разве не этого хочет каждый родитель?

Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.

Основы психологии детей

Детство является периодом самого интенсивного и бурного развития в жизни человека. Малыш познает мир, активно впитывает знания и формируется как личность. Все это происходит на фоне бурного физического роста, развития органов и гормональных перестроек. Несмотря на такую нагрузку, дети умудряются ловко манипулировать взрослыми. Настолько ловко, что не все взрослые в состоянии это осознать. Как им это удается? Дети действуют интуитивно. Ежедневно они устраивают взрослым множество проверок, выясняя границы дозволенного. Где можно добиться желаемого, а где получить серьезный отпор. В процессе таких исследований они определяют, каким способом легче получить свое и кто из взрослых чаще дает слабину. Потрясающей психологической интуицией обладают еще совсем маленькие дети. Они могут еще не уметь говорить, но уже безошибочно чувствуют, как можно управлять родителями. Истерики в магазине — один из способов манипулирования.

Часто воспитатели и педагоги перенимают тактику детей. Они экспериментируют, подбирая к каждому из малышей ключик. Затем внимательно следят за реакцией и зорко подмечают все положительные результаты.

Детская психология опирается на житейский опыт большого количества педагогов и родителей. Изучение поведения детей происходит в процессе систематических наблюдений, бесед, сбора и анализа продуктов деятельности малышей: лепки, рисунков, конструирования. Психологами проводятся «продольные срезы» — исследования процессов развития одного и того же малыша на протяжении длительного периода. Или «поперечные срезы», когда в короткий промежуток времени изучаются с помощью экспериментов различные группы детей.

Детская возрастная психология часто является для родителей загадкой.

В разном возрасте дети ведут себя по-разному, сбивая родителей с толку. Рассматривают несколько периодов психического развития детей.

Читать далее: Взрослая жизнь при родителях

Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Юлия Борисовна Гиппенрейтер (25 марта 1930) – советский и российский психолог, профессор, доктор психологических наук. Специалист в области экспериментальной и детской психологии, детско-родительских отношений.

Ее книга «Общаться с ребенком. Как?» впервые вышла в 1995 году и сразу стала бестселлером. С тех пор много раз переиздавалась, а в 2008 году вышла вторая часть этой серии «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Сейчас обе книги объединены с еще одной в сборнике «Самая важная книга для родителей».

И все-таки именно первая книга особенно важна. Ведь она запустила гуманистический подход в воспитании, когда в большинстве семей преобладал авторитарный стиль. Книга поделена на уроки. Научная основа сдобрена яркими примерами, что упрощает восприятие материала. В этой книге вы найдете:

  • важные ключи к пониманию детей;
  • советы, как говорить о своих чувствах;
  • узнаете, как помогать ребенку, но не жить за него;
  • как приучать дитя к ответственности и самостоятельности;
  • поймете, что любые ошибки еще не поздно исправить.

Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.

В. Леви «Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок»

Владимир Леви (18 ноября 1938) — известный психиатр, психотерапевт, автор книг для широкого круга читателей, член Союза писателей. Его научно-популярные книги по психологии написаны для широкого круга читателей, переведены на разные языки.

«Новый нестандартный ребенок» книга по психологии воспитания для родителей. Но читать ее полезно и нужно всем, кто имеет дело с детьми. Тем более, воспринимается она не как сборник советов по воспитанию, а как художественная литература. Сюжеты из жизни, стихи, яркие примеры и смешные истории автор гармонично переплетает между собой. В книге вы прочтете о том, как:

  • и для чего нам посылаются дети;
  • воспитать себя как родителя и взрослого;
  • уважать своего ребенка как личность, принимая его таким, какой есть;
  • вырастить ребенка счастливым и уверенным в себе;
  • любить своего ребенка, не зря автор все время отсылает читателя к книге Януша Корчака «Как любить детей»

Подростковый возраст

Это переломный возраст, когда происходит половое созревание. Его еще называют критическим, поскольку ребенок может стать неуправляемым.
Читать далее: Психология межличностных отношений

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер считал этот возраст периодом врастания в культуру. Он разделил протекание подросткового периода на три категории.

Первый тип — бурный, резкий и бунтующий. Происходит своего рода перерождение, и из подростка вырастает совершенно другой взрослый человек с другими качествами.

Второй тип протекает плавно. Ребенок постепенно приобщается к взрослой жизни, приобретая черты взрослого человека без кардинальных личностных изменений.

Третий тип представляют собой подростки, которые активно занимаются самовоспитанием. Они самостоятельно справляются с трудностями перехода во взрослую жизнь, проявляя железную волю.

В переходном возрасте происходит осознание подростком себя как личности.

Половое созревание накладывает свой отпечаток на этот процесс. Дети становятся чрезмерно чувствительными и ранимыми, возбудимыми и даже агрессивными. Они могут ненавидеть себя и весь окружающий мир, тянуться к таинственному и непонятному. Особой притягательной силой для них обладают все запретные вещи.

Этот неустойчивый период скоро заканчивается и ребенок загорается оптимизмом. Меланхолия может смениться повышенной тягой к знаниям и работоспособностью. Подростки строят глобальные планы и берутся решать непосильные задачи. Психология детская вытесняется естественным образом.

Януш Корчак «Как любить детей»

Автор знаменитой повести «Король Матиуш Первый» Януш Корчак (1878-1942) не только писатель. Он великий польский педагог и врач, воспитатель и защитник детей. Корчак создал «Дом сирот» и до самой смерти возглавлял этот приют. Он погиб со своими воспитанниками в газовой камере концлагеря.

Сам никогда не был отцом, но всю жизнь посвятил детству. «Сыном мне стала идея служения детям». С этих слов мы будем читать лучший учебник для всех, кто заботится о детях. Эту небольшую книгу еще называют Библией по воспитанию. В ней отражены основные педагогические взгляды автора:

  • ребенок это отдельная личность с самого рождения;
  • он отличается от взрослых лишь отсутствием жизненного опыта;
  • все дети уникальны, нельзя их сравнивать и загонять под стандарты;
  • у ребенка есть права, и одно из них – право быть таким, какой есть;
  • детей надо любить и уважать, воспитывая своим примером.

Ирина Млодик «Книга для неидеальных родителей или Жизнь на свободную тему»

До этого мы говорили о книгах, которые призваны защищать наших малышей. Здесь же через призму детского поведения особое внимание уделяется родителям. Ведь именно от них будет зависеть жизнь ребенка.

Ирина Млодик (6 ноября 1966) – психолог, психотерапевт, гештальт-терапевт, автор книг по детской и взрослой психологии. Все ее книги написаны простым, понятным языком. Читать их легко и интересно. Но в них затрагиваются важные темы детско-родительских отношений и принятия себя. Вот и в данной книге основная идея, что мы сами дети неидеальных родителей. Как родители мы тоже неидеальны. И это нормально. Об этом автор и попробует поразмышлять. Книга будет полезна тем, кто:

  • сомневается, что он хороший родитель;
  • испытывает чрезмерную тревогу за детей;
  • стыдится себя или своего малыша;
  • пытается изменить стиль воспитания, который заложили в детстве;
  • хочет лучше понимать своих детей.

Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.

Период раннего детства и стадия младенчества

Психоаналитики считают, что период новорожденности накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь человека. Процесс появления на свет и первая реакция на окружающий мир наносят новорожденному сильную травму. Это период, когда малыш полностью зависит от матери. Но психологическое единство с нею еще только должно появиться. Комплекс оживленности при виде лица мамы свидетельствует о том, что психическое развитие младенца успешно началось. До этого все движения новорожденного были хаотичными. Первая улыбка на личике малыша — это первая попытка общения. Контакт матери и младенца должен быть эмоционально положительным. Это дает малышу позитивный заряд для дальнейшего успешного физического и психического развития. Тогда как игнорирование мамой малыша воспринимается негативно и отрицательно сказывается на его здоровье.
Отлучение младенца от матери в этот период может серьезно подорвать его здоровье. Такие дети имеют отставание в психическом и физическом развитии в старшем возрасте. Событие может наложить отпечаток на всю жизнь человека. Способность человека любить зависит от того, сколько любви он получил в детстве.

Людмила Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»

Педагог, психолог и публицист, Людмила Владимировна Петрановская (20 апреля 1967) известна многим по книгам для детей. Например, серия «Что делать, если». На протяжении многих лет занимается проблемами усыновления, сиротства, помощи приемным семьям.

Особую роль в жизни ребенка она отводит привязанности, развивая и популяризируя эту теорию в своих книгах. В том числе в «Тайной опоре». Эта книга по детской психологии для родителей, прежде всего для мам. Но и мужчинам, будущим отцам, важно понимать, что такое привязанность и какое значение она имеет для развития крохи. Автор затрагивает такие важные в воспитании темы, как:

  • выстроить гармоничные отношения с ребенком;
  • значимость «своего» взрослого для малыша;
  • научить доверять окружающему миру;
  • проживать трудности возраста;
  • быть опорой и защитой для своих детей.

И многие другие вопросы, на которые нам, родителям, так не хватает ответов. В конце каждой части даны практические советы.

Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.

Принципы воспитания

Раньше считалось, что малыш рождается чистым, без определенных качеств, словно белый лист бумаги. И задача родителей — сформировать их в ребенке, создать стержень, необходимый для жизни. Часто близкие применяют принципы, которые не подходят для воспитания детей. Но они не помогают решить психологические проблемы и наладить отношения с ребенком, а только усугубляют ситуацию.

По давней ведической концепции маленький человек рождается со своим внутренним миром, с особенной кармой и уже со сформированными индивидуальными качествами, положительными и отрицательными чертами. Его уже надо воспринимать как личность. Задача родителей — дать проявиться положительным качествам ребенка, воспитать маленького человека достойным членом общества, в котором ему будет комфортно и понятно жить в будущем.

При этом процесс общения с ребенком, как и его воспитание, должен приносить радость и удовольствия, и строиться на любви и защите. Надо уметь правильно выстраивать свою любовь к нему. Давать определенные знания и навыки, воспитывая выносливость и трудолюбие. Дети не должны быть предоставлены сами себе, расти, как трава на обочине.

Принципы воспитания счастливых детей

  • воспитывать ребенка надо с любовью;
  • адекватно воспринимать сложившуюся ситуацию и спокойно найти выход;
  • быть самыми позитивными и счастливыми родителями;
  • воспитывая детей, надо воспитывать и себя;
  • родители должны быть хорошим примером для детей;
  • хвалить за достижения;
  • ограждать от опасных ситуаций до пяти лет и не наказывать, бить и морально угнетать;
  • не нагружать малыша раньше времени знаниями и «учить жизни»;
  • чаще ребенку говорить о любви к нему;
  • помочь ребенку понять свои ошибки (с любовью, спокойно и тактично),
  • отвлекать ребенка от ненужных ему вещей и направлять в нужное русло (на то, что надо выполнять);
  • давать правдивую информацию;
  • обучать детей через игру (ребенок живет в игровом процессе).

Важно! На родителях лежит большая ответственность за все периоды в воспитании детей. В первую очередь от них зависит, каким врастет их ребенок.

Трудно бывает найти взаимопонимание между близкими людьми, понять своих детей. Сегодня существует много литературы по вопросам воспитания подрастающего поколения. И каждый любознательный, думающий и анализирующий человек найдет для себя много полезной информации.

Заряна и Нина Некрасовы «Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти»

Заряна и Нина Некрасовы – мать и дочь, авторы популярных книг для родителей о НЕвоспитании детей. Нина Некрасова (1 февраля 1952) педагог, методист, стаж работы с детьми всех возрастов более 35 лет. Заряна Некрасова (28 августа 1974) журналист, редактор, педагог.

В их книгах мы увидим сразу две точки зрения: и родителя и ребенка. В совместной работе мамы и дочки учитываются сразу оба мнения, порой совсем непримиримых. Книга поделена на три части. Первая часть о любви к ребенку, что это такое и как с ней быть. Во второй описаны проблемы родителей, которые мешают понимать своих деток. Третья часть о возрастных особенностях и трудностях каждого периода. В книге вы найдете:

  • необычные и оригинальные советы;
  • практикумы;
  • тесты;
  • игры;
  • интересные и поучительные истории.

Критический возраст трех лет

Трехлетний малыш активно сопротивляется взрослым. Он подчеркивает свою самостоятельность и свою собственность. Это время бунта с родителями. Единственный ребенок в семье может стать деспотичным. Он всеми способами пытается подчинить себе взрослых и требует неукоснительного выполнения своих желаний.
Этот период характеризуется ломкой отношений между малышом и родителями. Признаками отделения детей от взрослых являются своеволие, упрямство, негативизм, строптивость и обесценивание взрослых. Все эти признаки свидетельствуют о том, что малыш хочет проявить свою индивидуальность. Он уже осознает свои желания и разделяет их с желаниями взрослых. Кроха пытается подражать взрослым, которые поступают самостоятельно. Он тоже хочет реализовывать свои желания. На этом этапе у него активно формируется речь.

Читать далее: Как разлюбить человека

Психолог Дмитрий Карпачев о особенностях трехлетнего возраста в видео:

Фабер Адель, Мазлиш Элейн «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»

Книги этих авторов известны по всему миру. Их первая книга вышла в 1974 году. С тех пор они работают в тандеме. Обе женщины имеют педагогическое и психологическое образование, огромный опыт работы с семьями. У каждой трое детей, поэтому многие истории описаны из личного опыта.

Книга «Как говорить, чтобы дети слушали…» уже около 20 лет на российском рынке. Многие сравнивают ее с книгами Гиппенрейтер. Многим она не нравится за примитивизм рисунков и примеров, за американскую манеру и идеологию. Но подавляющее большинство родителей считают эту книгу настольной. Ведь она помогает:

  • лучше узнать психологию детей от дошкольного возраста до подросткового;
  • понять, почему они так ведут и что сделать, чтобы исправить ситуацию;
  • принять чувства — свои и своего ребенка, уметь отражать их;
  • научиться слушать и слышать, что говорит и что хочет сказать сын или дочь;
  • улучшить взаимоотношения с детьми и в семье в целом.

Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.

Фабер Адель, Мазлиш Элейн «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно»

Еще одна работа этих писательниц. Про взаимоотношение детей и родителей написана масса книг. Про понимание между братьями и сестрами очень мало. А ведь часто в семьях конфликты происходят именно из-за непонимания между старшими и младшими детьми. Детские ссоры порой превращают жизнь всех домочадцев в кошмар, а у взрослых не остается сил на нужные слова и поступки. Здесь и пригодятся советы из этой книги.

Да, скажут многие, и здесь не обошлось без западного уклона. Тренинги для родителей чужды сознанию россиян. Но если отвлечься от подачи материала, а вникать в его суть, то все встанет на свои места. Как и предыдущая, данная книга снабжена большим количеством картинок, историй, примеров. Она поможет вам:

  • наладить отношения между детьми;
  • не отрицать чувства ребенка, даже если они вам не нравятся;
  • правильно реагировать, если дети дерутся;
  • не навязывать роли;
  • воспринимать конкуренцию между детьми спокойно.

Прочитать описание и приобрести книгу можно здесь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]