Типы конфликтов и поведение в них: почему с разными людьми мы ведем себя по-разному – отвечает психолог

Тема конфликтов достаточно запутанная и тесно соприкасается с темой ожиданий и так называемых интроектов – навязанных установок, которые звучат как «должен», «должна», «могу» или «не имею права». Мы решили выяснить, какие существуют типы конфликтов, из-за чего они возникают и как вести себя в подобных ситуациях. Разобраться с этим вопросом нам помогла психолог-консультант Дарья Волкова.

Фото: Pexels.com

Что такое конфликт

Сам по себе конфликт отражает нестыковку интересов двух и более людей: это разность мнений, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Говоря о межличностных конфликтах, мы часто имеем дело со столкновением двух эго, двух вселенных со своими потребностями в признании, социальными установками. Какой-то общепринятой теории конфликтов, которая могла бы однозначно разъяснить природу их возникновения, не существует. Но многие авторы из области психологии часто делят конфликты на несколько типов.

Внутриличностные

Внутриличностные конфликты, как правило, отражают столкновение между собой разных личных потребностей, мотивов, чувств, ценностей. Это может быть ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином, человек должен вечера проводить дома, как предписывает ему роль, а положение руководителя может обязать задерживаться на работе. Возникает конфликт, когда одна роль не может реализоваться, потому что одновременно реализуется другая. Как решать внутриличностные конфликты? Через переоценку ценностей, через большую осознанность, через стремление к балансу – найти время и на работу, и на семью.

Фото: Pexels.com

Межличностные

Другой самый распространенный тип конфликтов – это межличностные конфликты. Этот тип совершенно не обязательно связан с несходством характеров оппонентов. Достаточно часто в основе таких конфликтов лежит борьба за ограниченные ресурсы. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он. Важно помнить, что такая борьба за ресурсы далеко не всегда объективна.

Фото: Pexels.com

Между личностью и группой

Конфликт между личностью и группой возникает, когда группа устанавливает некие нормы поведения, а один из участников выбивается и не соблюдает их. Вот такое отступление от принятых норм приводит к конфликту между личностью и группой.

Межгрупповые

Столкновение нескольких групп с разными интересами приводит к межгрупповому конфликту, где спор ведется уже на уровне интересов целой группы, отстаивается позиция команды, а не каждого человека в отдельности.

Основные принципы поведения

Если вам знакома типология конфликтных личностей, вы обладаете знаниями о специфике мышления и восприятия конфликтных людей, то будет намного проще действовать в ситуации конфликта:

  1. Демонстративному типу важно показать, что вы им восхищаетесь, сделать пару-тройку комплиментов, внимательно выслушать. Свою точку зрения озвучивайте таким образом, чтобы сложилось впечатление, что это его идея, и вы ее только поддерживаете.
  2. Для ригидного типа важна глубина понимания проблемы – поэтому вступайте в диалог с такими людьми, только вооружившись глубокими знаниями о сути обсуждаемого вопроса. В разговоре уделяйте внимание сложившимся стереотипам – «так принято», «этим пользовались еще предки», «проверено веками». Будьте искренними и не старайтесь обмануть – потом доказать чистоту своих помыслов будет практически нереально.
  3. В споре с человеком сверхточного типа, прежде всего, важна уверенность в себе и в своей идее, малейшую тревожность они чувствуют и впадают в панику. Преподносите свою точку зрения как нечто идеальное, минусы и шероховатости прячьте. Предлагайте оппоненту, прежде чем принять окончательное решение, попробовать вашу идею или продукт, не требуя от него быстрого и категоричного ответа да или нет.
  4. Наиболее сложным в конфликтном взаимодействии считается неуправляемый тип. Что от него ожидать, не могут знать даже самые близкие люди, поэтому, вступая в разногласия с такими людьми, держите наготове весь арсенал уловок, описанных выше.
  5. Как вести себя с последним типом личности – опираться на мнение большинства и авторитетов. Показывать стремление прийти к компромиссу, договориться.

И в заключение

Важно научиться правильно реагировать и минимизировать последствия, чтобы сохранить гармонию внутри себя и относится к столкновениям и спорам, как к естественному явлению жизни.

Помните, что конфликтом необходимо научиться управлять, тогда он не разрушает, а созидает.

Перечисленные выше типы конфликтных личностей – основные, выделяемые на сегодняшний день. Типов людей, склонных к конфликтам, на самом деле гораздо больше, полностью защитить себя от взаимодействия с такими людьми нет возможности. Важно в любой ситуации быть хозяином положения.

Поведение в конфликтной ситуации

Наше поведение в личных отношениях также варьируется в зависимости от того, с кем мы находимся в контакте: так, модель поведения в кругу семьи и в рабочем коллективе будет разной. Возникает вопрос, сколько ролей может одновременно исполнять один человек?

Далеко не каждому свойственно заниматься самонаблюдением и анализировать свои действия, испытываемые чувства и прогнозировать реакции окружения. Однако есть те, кто постоянно обдумывает последствия и прогнозирует возможные реакции. И вот второй типаж чаще выбирает модель поведения, которую считает более приемлемой для окружающих, то есть подстраивается под них.

Фото: Pexels.com

Стратегии выхода из конфликтной ситуации

Корректировать свое поведение в зависимости от обстановки и окружающих людей – это нормально. Вступая в контакт друг с другом, мы сталкиваемся личностными границами. А конфликтные ситуации фактически позволяют эти границы двигать и расширять сферу влияния. Оппонент может уступить часть своей территории в зависимости от того, на сколько высокой субъективной значимостью для него обладает человек, которому он уступает.

С другой стороны, все, что касается сдержанности и уступчивости, не всегда объясняется какой-то правильной причиной. Поэтому лучше выяснить для себя, что лежит в основе вашего поведения: это уступчивость из желания не стать изгоем, уступчивость из желания понравиться, заглушить внутренний голос, чтобы не выделяться, уступить, чтобы выиграть в будущем, или здесь какой-то другой мотив? Уметь анализировать себя в контакте с другими людьми и свои проявления – увлекательная работа, которая во многом позволяет переводить конфликты в поле осознанного восприятия.

Стратегии

В психологии принято выделять следующие стратегии:

  1. Соперничество. Победа важнее, чем разрешение конфликта. Такая стратегия предполагает полную победу одной из сторон.
  2. Уклонение. Участник занимает позицию жертвы, отказывается обсуждать что-либо, предпринимать какие-то действия. Окружающие помогают, жалеют жертву, но конфликт так и остается неразрешенным.
  3. Компромисс. Оба участника идут на уступки, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей друг друга. Однако конфликт все равно остается неразрешенным, недовольство сохраняется.
  4. Приспособление. Цель – сохранение хороших отношений. Человек готов пожертвовать чем-то, чтобы с ним продолжали дружить. При таком подходе мелкие конфликты могут разрешиться сами собой, но при серьезных противоречиях это только усугубит ситуацию.
  5. Сотрудничество. Цель – устранение причины конфликта, разрешение проблемы. Оба участника много общаются, выражают свои потребности и желания, выслушивают оппонента, заинтересованы в том, чтобы обоим было максимально хорошо.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Для разбора стратегий поведения и типов конфликтов рассмотрим сериал «Беспринципные» о быте и нравах жителей Москвы. Этот сериал вышел в прокат в октябре и был снят по мотивам рассказов писателя Александра Цыпкина.

Фото: Kinopoisk.ru

Главный рассказчик сериала, роль которого исполнил Павел Деревянко, – неисправимый плут, который часто сталкивается с конфликтными ситуациями из-за лжи. С одной стороны, ложь для него – способ коммуникации, который позволяет мягко обходить острые углы в отношениях с супругой и сохранять за собой статус семьянина, несмотря на бесконечную вереницу романов. А с другой стороны, придает ему легкости и шарма, которые делают его привлекательным для представительниц слабого пола. При этом от внутреннего конфликта герой не страдает, но зато мы видим картину внешнего конфликта с окружающими: когда ему приходится сдавать свою территорию оппоненту. Для того чтобы восстановить отношения с женой и усыпить бдительность – делать неожиданные и дорогие подарки; в случае наследства – соглашаться на невыгодную для себя сделку.

Фото: Kinopoisk.ru

Ближайший друг Славика – Костя в исполнении Максима Виторгана – пример другой модели поведения в конфликтных ситуациях. В семье он подстраивается под супругу, на работе выступает в роли руководителя. И в его случае роль подкаблучника – сознательный выбор, который позволяет делегировать домашние дела супруге, а тем временем на работе строить карьеру и достигать новых высот.

Фото: Kinopoisk.ru

Еще один герой, на которого стоит обратить внимание, – Роман, роль которого исполнил Юрий Колокольников. Он предстает в очень распространенном образе: состоятелен, одинок и в вечном поиске «той самой», какой ему и кажется в какой-то момент новая сотрудница – Вера. И в нем ярко выражен внутренний конфликт между поиском приключений и желанием обрести какой-то константный уют.

Все эти истории дают нам ценный вывод: каждый из нас выполняет в течение жизни множество социальных ролей, поэтому маски и костюмы подлежат обязательной смене в соответствии с декорациями.

Примеры разрешения конфликтных ситуаций

Чтобы лучше понять, как работает каждая из стратегий, рассмотрим их на конкретных примерах.

Компромисс

Данная стратегия подразумевает решение конфликтных ситуаций путем взаимных уступок обеих сторон. Каждый участник конфликта идет на уступки, жертвуя какими-то своими интересами взамен на уступки другого, чтобы в итоге прийти к общему решению, которое будет устраивать их обоих.

Стратегию компромисса обычно выбирают в ситуациях, когда есть цель договориться в конфликте, но так, чтобы каждая сторона хоть в чем-то выиграла, когда конфликтующие стороны признают интересы и ценности друг друга и хотят, чтобы исход конфликта был как можно более объективным.

Применение компромисса оправданно, если участники конфликта имеют взаимоисключающие интересы и находятся в равноправных условиях. Часто этот способ используют как последнюю возможность урегулировать спорную ситуацию, сохранив при этом отношения.

Пример: муж хочет, чтобы жена каждый день готовила ужин. А жена говорит, что она устает после работы, тем более, еще и посуду потом надо мыть. Тогда супруги находят компромиссное решение: жена готовит, а муж моет посуду.

Сотрудничество

Стратегия сотрудничества предполагает самую длительную по времени и детальную проработку спорного вопроса. Разрешение конфликтной ситуации здесь не является главной целью, самое важное – удовлетворение интересов каждого участника спора и выработка взаимовыгодного долгосрочного решения проблемы.

Сотрудничество будет оправданно и эффективно, если разрешение конфликта одинаково важно для всех его участников, они заинтересованы в сохранении хороших длительных отношений друг с другом и готовы четко сформулировать суть своих претензий и интересов, выслушать (главное – услышать) оппонента.

Стратегия сотрудничества идеальна для решения конфликтных ситуаций с близкими людьми и родственниками, так как предполагает длительные и неоднократные переговоры сторон.

Часто сотрудничество напоминает компромисс. Стратегии похожи, так как их применение возможно, только если обе стороны заинтересованы в том, чтобы разрешить конфликт и сохранить отношения. Ключевое различие стратегий в том, что компромисс достигается на поверхностном уровне и участники конфликта не обязательно находятся в длительных отношениях, а сотрудничество предполагает более глубокую проработку спорного вопроса, конфликтующие стороны, как правило, находятся в близких и длительных отношениях, поэтому заинтересованы в долгосрочном решении вопроса.

Например, семья с детьми приехала отдыхать на море. В один из дней отдыха муж и дети захотели активно провести время, поэтому предложили поехать в аквапарк. А жена наоборот, планировала полежать на пляже и позагорать. Тогда муж с женой обсуждают сложившуюся ситуацию и решают ехать в аквапарк всей семьей, ведь там есть и горки для активного отдыха, и шезлонги, чтобы полежать. В итоге вопрос решен, каждый участник конфликта удовлетворил свои интересы.

Приспособление

Такая модель выхода из конфликтной ситуации чаще всего формируется в раннем детству. Выявить ее можно с помощью онлайн теста «Как вас родители воспитывали в детстве».

Приспособление – это способ сглаживания или разрешения конфликта, когда один из его участников, жертвуя своими интересами и мнением, уступает другому участнику, принимая его вариант решения проблемы.

Данную стратегию используют когда:

· исход конфликта чрезвычайно важен для оппонента, но при этом уступающая сторона почти «ничего не теряет»;

· сохранение хороших отношений наиболее значимо, чем отстаивание своей правоты;

· уступающая сторона выбирает приспособление, чтобы в итоге обходным путем добиться решения конфликта в его пользу;

· во время спора уступающая сторона осознает, что правота действительно на стороне оппонента;

· у оппонента больше власти.

Приспособленческое поведение оправдано в случае, если конфликт не такой уж значительный, но возникшие разногласия могут испортить отношения. То есть, уступки, проигрыш в конфликте помогут сохранить взаимоотношения с оппонентом, что в конкретной ситуации гораздо важнее, чем отстоять свою позицию.

Если же конфликт серьезный и сильно нарушает личностные границы или влияет на ваши жизненные ценности, то приспособление будет неэффективно, ведь оппонент решит, что все в порядке и в следующий раз снова нарушит границы. Такая ситуация может в итоге вылиться в еще более серьезный конфликт, так как накопленное вами недовольство рано или поздно вырвется наружу, либо будет оставаться «при вас» в качестве пассивной агрессии.

Пример стратегии: у вас есть правило, что свою одежду вы никому не даете носить. Подруга заглянула в гости и случайно пролила на футболку кофе. Вы очень любите свою подругу и, конечно, выручите её и в виде исключения дадите ей надеть свою футболку.

Удобная женщина, кто она такая?

Соперничество

Человек, выбирающий стратегию соперничества в конфликтной ситуации, настроен одержать победу над оппонентом несмотря ни на что.

Обычно соперничество подразумевает открытый конфликт, когда его участники пытаются доказать друг другу свою правоту, прибегая к давлению, повышенным тонам, часто оскорблениям или даже применению физической силы.

Причинами такого способа разрешения конфликта могут быть: защита жизни и здоровья, отстаивание личностных границ, когда они нарушаются, постоянное стремление к лидерству во всем, невоспитанность, эгоцентризм.

Соперничество является неоправданным, когда вы пытаетесь доказать свою правоту независимо от ситуации и степени важности сохранения хороших отношений с оппонентом. В конфликтных ситуациях с близкими родственниками или друзьями, с детьми и супругами, которые очень значимы для нас, стратегия соперничества будет провальной.

В жизни случаются ситуации, когда соперничество является необходимой стратегией поведения. Её следует применять, если жизни и здоровью (вашему или близких людей) угрожает опасность, ваши личностные границы сильно нарушаются, либо оппонент, как говорится, просто «не понимает по-хорошему». Также стратегия оправдана в случае, когда необходимо оградить кого-то от физического или морального насилия, либо неоправданных опрометчивых поступков.

Хотите стать очевидцем конфликта из позиции соперничества? Нужно просто пойти в общественное место. Хотя, к сожалению, чаще всего именно в поликлиниках, магазинах и местах общественного питания такие конфликты неоправданны, и говорят о невоспитанности и эмоциональной распущенности конфликтующих.

Пример использования стратегии: соседи громко слушают музыку после 23-00, а вы готовитесь ко сну. В данной ситуации соседи нарушают ваши личностные границы, поэтому правильнее всего спуститься этажом ниже и напомнить о том, что наступила ночь. Зачастую этого бывает достаточно. Но иногда нарушители, кивнув головой, через 10 минут снова нарушают ночной покой соседей. В таком случае правильнее всего будет сначала предупредить, и если это не поможет, вызвать полицию.

Избегание

Эта стратегия подразумевает уход, самоустранение, вывод себя из конфликтной ситуации.

Избегание конфликта может выражаться как физически – уйти, убежать, положить трубку телефона, так и эмоционально – молчание, игнорирование темы разговора, попытки начать беседовать на другую тему.

Таким образом, человек не пытается приспособиться, прийти к общему решению, либо пойти на открытый конфликт. Причиной такого поведения может стать как неуверенность в себе, так и отсутствие мотивации, сил или времени на прояснение ситуации.

Если конфликтная ситуация напрямую затрагивает ваши интересы, то избегание – неподходящий способ решения проблемы. Да, вы сбережете свои нервные клетки и время, но тогда конфликт останется нерешенным и будет только усугубляться, либо решится, но без вашего участия, а значит, без учета вашего мнения.

Стратегия избегания хороша в тех ситуациях, когда конфликт в данный момент не затрагивает напрямую ваших интересов, разрешится он или нет, не имеет для вас большого значения.

В качестве примера также подойдет ситуация с соседями. Допустим, соседи включают музыку так поздно не первый раз, и вы знаете, что примерно через час её обычно выключают. И как раз в ближайший час вы спать не собираетесь, а шум не мешает заниматься делами. Оптимальным вариантом будет не растрачивать свои силы, и избежать возможного конфликта.

Как вести себя в конфликтных ситуациях

Вот несколько правил, о которых стоит помнить, взаимодействуя с другими людьми, в том числе и в конфликтах.

Правила адаптации

Мы все стремимся к адаптации, потому что люди – социальные существа. Мы вынуждены обращать внимание на правила и ценности, которые в существуют в каждой социальной группе. Аналогичная ситуация происходит с нами, когда мы встречаем нового человека: мы вынуждены адаптироваться друг к другу, если хотим сохранить и развить контакт.

Больше естественности

Окружение всегда влияет на нас. И адаптация, и сонастройка с окружением влияют на нас как на личность, поэтому вопрос выбора окружения требует внимания. Как выстраивается взаимодействие с окружением: приходится ли пересиливать себя, играть или нет? Как правило, самые прочные и естественные отношения мы способны выстраивать с теми, с кем ведем себя наиболее естественно. Чем больше наигранности и обмана, тем выше вероятность не договориться в случае конфликта.

Осознанный выбор окружения

Баланс между брать и давать. Не менее важный вопрос, насколько ваше окружение вдохновляет или опустошает вас. Мы все стремимся находиться в определенном окружении или в нескольких окружениях: по интересам, по работе, по самореализации, по духовному росту. Некоторые из них будут нас вдохновлять, развивать, стимулировать, продвигать и мотивировать. Другие – опустошать. Задача: минимизировать контакт с опустошающим окружением. Осознанный выбор даст возможность создать вокруг себя окружение, которое поможет нам расти и развиваться.

Фото: Pexels.com

Встреча с конфликтом лицом к лицу

Подстраиваться и адаптироваться к окружению – это нормально. Конфликтовать – тоже. Вопрос только в том, насколько мы сохраняем контакт с самими собой в этот момент? Конфликты в деловой и в повседневной жизни даны нам для того, чтобы выходить на другой уровень взаимоотношений. Через прояснение ценностей, через компромисс, через торг. А если не получится выйти на другой уровень сразу, то можно взять паузу и вернуться позже. Не стоит обходить конфликты стороной. Возникшая сама по себе идея конфликта – маркер того, что какая-то ситуация требует прояснения. И сдерживание здесь ничего не даст, кроме возможности отсрочить лишь на время то, что обязательно выйдет на поверхность в самый неподходящий момент.

Вам также могут понравиться эти материалы:

Формула успеха: как понять, своим ли делом мы занимаемся, – отрывок из книги Марины Мелии

Любовь к себе: 7 шагов, которые помогут ее развить, и почему это важно

Что такое бенчинг: как понять, что ты «запасной вариант» и партнер уже ищет тебе замену

Что такое чакры: учимся активировать энергетические центры человека

Медитация для начинающих: как правильно медитировать

Как правильно загадать желание: стакан воды, метод кулачка и другие волшебные способы

Тема 3. Поведение личности в конфликте

«Трудный характер» – распространенное выражение. Обычно под ним подразумеваются яркие и устойчивые проявления, связанные с акцентуациями личности и создающие сложности в коммуникации.

Акцентуации могут проявляться уже в детстве, достигая своего пика в подростковом возрасте. Затем постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных обстоятельствах закрепляются и становятся отличительной характеристикой взрослого человека. В этом случае мы встречаемся с личностью трудной, проблемной.

Особенность акцентуаций состоит в том, что они могут являться не только одной из причин формирования «трудного характера», но и источником разнообразных качеств, способствующих успеху в тех или иных сферах общения и деятельности. Акцентуации придают личности своеобразие, делают ее яркой, нестандартной. Благодаря специфическому сочетанию таких особенностей мы можем не только узнать человека и его возможности, но определить для себя пути эффективного взаимодействия с ним.

Данное учебное пособие может быть полезно тем, кто стремится к осознанию ресурсов собственной личности и людей, которые живут и работают рядом, кому небезразлично, как у него складываются взаимоотношения с окружающими. Обратившись к пособию, Вы сможете понять, какой тип акцентуации вероятнее всего присущ Вам или интересующему Вас человеку, какие обстоятельства усугубляют акцентуации его характера, каковы положительные и отталкивающие черты данной акцентуации, какие приемы взаимодействия с ним лучше использовать.

Понятие характера

«Характер»

– слово греческое, означает «царапать на твердом материале», или инструмент для клеймения, чеканки.

Истоки учения о характере восходят к III веку до н.э. и связаны с именем древнегреческого философа Феофраста – ученика Аристотеля. Предмет его исследования – частный человек, афинский обыватель. Феофраста не интересует отдельная личность, среди множества качеств человека он находит некую постоянную черту – «характер», по которой создается представление о человеческих переживаниях. «Характеры» по Феофрасту – сумма душевных свойств, выраженных через поступки и слова; серия зарисовок, изображающая типы носителей какого-либо недостатка. Например, льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник и др. Феофраст был уверен в том, что характеры бывают только отрицательными и обладают ими лишь слуги, рабы.

По мере развития общества, накопления научного знания и социального опыта учение о характере обогащалось новыми представлениями. Стало очевидным, что характером наделен любой человек, независимо от своей принадлежности к социальному слою. В разные возрастные периоды характер складывается под влиянием внешних и внутренних предпосылок, в него входят не только переживания, но и другие особенности – как отрицательные, так и положительные, с точки зрения соблюдения личностью этических норм, особенностей ее взаимодействия с окружающими и общей эффективности достижений.

Известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896–1934) определял характер, как целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, приобретенный помимо врожденных свойств нервной системы. Характер проявляется в отдельных психических актах и состояниях человека, его манерах и привычках, складе ума и эмоциональных переживаниях.

В более поздних определениях, помимо устойчивости и уникальности свойств характера подчеркивается его активное влияние на особенности деятельности и общения человека. Согласно этим определениям, характер представляет собой каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Таким образом, все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера.

Кроме того, достижения современной психологии позволяют утверждать, что характер формируется не только в процессе социализации личности, но и под воздействием врожденных предпосылок, составляющих основу темперамента.

Для дальнейшей работы предлагаем использовать следующее определение, сформулированное А.В. Либиным: Характер

(от греч. «character» – черта, признак, печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения [6].

Понятие акцентуации

Термин «акцентуация»

впервые был введен в 1964 году немецким психиатром и психологом, профессором неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карлом Леонгардом (1904–1988).

К. Леонгард разработал известную классификацию акцентуированных личностей. Кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного отечественного психиатра, основоположника подростковой психиатрии, профессора Александра Евгеньевича Личко (1926–1994). Несмотря на некоторые различия, и в том, и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях [1].

Понятие типа

В энциклопедическом словаре понятие «тип»

определяется как группа, разряд, категория предметов или явлений, которые имеют общие существенные признаки. Кроме того, тип может подразумевать отдельный предмет (объект), входящий в состав данной группы. Используется также понятие
«типизация»
, которое подразумевает группировку объектов по определенным характерным признакам.

В психологии тип – это группа людей, которые объединяются по психологическому (в ряде случаев – психофизиологическому) признаку или признакам. При этом признаки должны соответствовать ряду следующих критериев:

· своеобразие (уникальность для данной группы),

· «заостренность» (яркость, существенное отклонение от нормы),

· устойчивость (во времени и в разных ситуациях).

К особенностям психологических типов также относятся:

· сходство внутри группы, взаимозаменяемость представителей типа по выделенным признакам;

· значимое отличие представителей типа от других групп по выделенным признакам.

Выделение типов является результатом попыток классифицировать информацию о различиях между людьми с целью объяснить и спрогнозировать их поведение, а также определить наиболее адекватные области приложения их способностей. Для выделения типов в психологии используют два основных способа.

1. Согласно первому способу, тип выделяют в соответствии с наиболее ярко выраженным признаком

среди тех, которые использовались при измерении различий. Примером такой типологии, является классификация Е.П. Климова, разделяющая людей по принципу предпочитаемого объекта профессиональной деятельности (Человек, Техника, Природа, Знак или Художественный образ). Аналогичный подход использовали К. Леонгард и А.Е. Личко при разработке классификаций акцентуированных личностей.

2. Второй способ предполагает группировку людей, исходя из сочетания нескольких особенностей

, таких, например, которые используются при диагностике типа темперамента в методике Ганса Айзенка. Сочетание проявлений интроверсии/экстраверсии и высокого/низкого уровня нейротизма в этом случае позволяет отнести человека к одной из четырех соответствующих групп: сангвиники, флегматики, холерики, либо меланхолики.

Используя различные типологии, важно понимать ограничения подобных классификаций. Типологии – это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако их слабым местом является пренебрежение к специфическим проявлениям индивидуальности. Все то, что не относится к выделенному признаку или набору признаков, остается за рамками рассмотрения.

Таким образом, попытки отнести человека к определенному типу, может стереотипизировать, сужать представления о возможном поведенческом репертуаре, что неизбежно снижает уровень понимания индивидуальных особенностей субъекта [6].

Понятие черты

Эволюция психологических исследований привела ученых к убеждению, что типы являются не более чем крайними проявлениями определенной психологической характеристики. Люди в своем большинстве не относятся к крайним группам и все-таки отличаются друг от друга.

В связи с этим появилось понятие «черта»

– устойчивая психологическая характеристика, имеющая широкие индивидуальные различия. Сравнивая людей по каждой конкретной черте, можно определить, насколько широки индивидуальные различия (какие индивидуальные значения можно встретить в популяции), и насколько у одного человека черта выражена больше, чем у другого.

В отличие от типа, черта объединяет группы тесно связанных признаков (а не конкретных людей) и выступает как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков.

В качестве примера черты можно привести такую характеристику как экстраверсия. Экстраверсия проявляется в разных ситуациях – в способности легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, в большом количестве дружеских связей, в выборе занятий, связанных с общением с другими людьми, в склонности получать информацию от других людей, а не из книг и т.д. При этом одни люди оказываются более экстравертированными, чем другие. Эти различия являются устойчивыми – одни люди оказываются более экстравертированными, чем другие, в течение длительных периодов времени.

Как практик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье.

Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако если черта выражена в большой степени, то при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие «заостренных» черт накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная.

Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом» [5].

Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая – с отрицательными проявлениями.

О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом. Неверно было бы толковать акцентуацию как патологическое проявление личности; акцентуация – это крайний вариант нормы.

По данным К. Леонгарда, у 20…50% взрослых людей некоторые черты характера заострены (акцентуированы).

Модель личности, разработанная К. Леонгардом, содержит 12 типов акцентуаций, каждая из которых описана в его книге «Акцентуированные личности» (1975). Поскольку автор работал в психиатрической клинике и имел дело с патологическими личностями, его описания акцентуаций содержат крайние, ярко выраженные проявления, типичные для пациентов, но утрированные с точки зрения нормы. Этот факт необходимо учитывать при анализе акцентуаций психически здоровых людей с целью избежать «ярлыков», не имеющих под собой реального основания.

Модель А.Е. Личко

А. Е. Личко разделял позицию К. Леонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайних вариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. По мнению Личко, «именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографии Леонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других» [7].

А.Е. Личко обратил внимание на то, что чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы норм отклонения в поведении человека, граничащие с патологией, чаще всего наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте. Для лиц этого возраста была разработана классификация, близкая по своему содержанию к классификации К. Леонгарда (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление типов акцентуированной личности по К. Леонгарду

и типов акцентуации характера по А.Е. Личко

Тип акцентуированной личности К. ЛеонгардТип акцентуации характера А.Е. Личко
Застревающий
ДемонстративныйИстероидный
ПедантичныйПсихастенический
ВозбудимыйЭпилептоидный
ГипертимныйГипертимный
Дистимный
Аффективно-лабильныйЦиклоидный
Аффективно-экзальтированныйЛабильный
ЭмотивныйЛабильный
Тревожный (боязливый)Сенситивный
ЭкстравертированныйГипертимно-конформный
ИнтровертированныйШизоидный
Неустойчивый
Конформный
Астено-невротический

Как видно из таблицы, перечень акцентуаций по А.Е. Личко несколько отличается от перечня, предложенного К. Леонгардом. В частности, у Личко отсутствует описание дистимного

и
застревающего
типа
,
поскольку в подростковом возрасте они практически не встречаются. В то же время, в подростковом возрасте достаточно широко распространены
неустойчивый, конформный
и
астено-невротический
типы, которые вошли в классификацию А.Е. Личко, и отсутствуют в классификации К. Леонгарда.

Для полноты представлений об акцентуациях характера ниже приведено краткое описание трех указанных типов, а также лабильного типа,

объединяющего две акцентуации темперамента –
экзальтированность
и
эмотивность
.

Тема 3. Поведение личности в конфликте

Стратегии поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) (К. Томас). Конфликт и манипуляция (Р. Чалдини).

Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характеров (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.). Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа. Приемы общения с конфликтными личностями.

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. В настоящей теме рассматриваются некоторые теории, раскрывающие поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.

1Следующая ⇒

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]