Детерминизм как еще одно из учений, касающихся теории закономерности, причинно-следственных связей и их взаимодействия, как и всего, что происходит в окружающем нас мире. Это краткая трактовка, подробнее узнайте из статьи.
Само слово «термин» предполагает определение чего-либо. Отсюда и понятие «детерминизм», которое активно употребляется сегодня в самых разных отраслях, от философской до технической. Особенно популярен детерминизм в психологии, поскольку является способом лучшего понимания особенностей мышления. Латинское происхождение слова трактует его как «определять», и именно ним воспользовался основоположник учения греческий ученый и философ Демокрит, для которого всегда важным было определение причин всего, что происходит.
Как эволюционировала концепция детерминизма?
- Как и любое учение, концепция детерминизма прошла определенные этапы. Античность обозначила гилозоизм, учение, говорящее о том, что все, что есть на земле материального, является живым.
- Позже, с расширением биологических познаний человечества, ученые заговорили о том, что лишь живым существам присуща душа, при этом между биологией и психологией существует тесная связь.
Принципы
- После того, как в 4-м веке были опубликованы труды раннехристианского мыслителя Аврелия Августина, утверждавшего, что именно душа является источником всех знаний, ведущих к реализации цели, популярность получила его концепция, чтобы познать психологию людей, необходимо наличие и применение внутреннего опыта.
В чём состоит несостоятельность детерминизма?
Детерминизм отрицает возможность человека к свободному самоопределению, отвергает учение о наличии в нём свободы выбора. Учение о свободе человека определяться в выборе собственных действий детерминисты связывают с самообманом той части людей, которые отрицают детерминизм.
Человеком управляют мотивы, учат детерминисты. Они бывают обусловлены или его внутренними влечениями, или же внешними обстоятельствами. Поступок человека зависит не от его добровольного выбора, а от того, какой именно мотив преобладает над прочими в каждый конкретный момент.
Что можно на это сказать? В принятии человеком решений мотивы и действительно играют важную роль. Однако, вопреки мнению детерминистов, не сами мотивы, но именно человек, руководствуясь собственным разумом, пользуясь дарованной ему Богом свободой произволения, определяет, какие мотивы являются для него приоритетными и какими мотивами следует обусловливать свою деятельность.
Как правило, детерминист в практической жизни не руководствуется своей теорией, в противном случае он должен быть апатичен и любое событие воспринимать как должное: зло это или добро, приносит ли оно ему беду или радость.
Подтверждением ложности детерминизма могут служить угрызения совести и неразрывно связанные с этими угрызениями переживания, проявляющиеся в осознании человеком того, что в той-то и той-то ситуации он мог поступить по-другому, однако не поступил. С подобными угрызениями связано и знакомое каждому чувство раскаяния, чувство вины.
Детерминизм служит удобной основой для самооправдания: Я не виноват; а виноваты обстоятельства; виновато мое естество; виноваты гены; виноват весь мир — кто угодно, но только не Я.
С точки зрения науки, в отличие от классической механики, современная квантовая механика отрицает детерминизм. (Подробнее см. “Панентеистическая метафизика и квантовая парадигма”, Н.А. Соловьёв, С.В. Посадский).
Формы и представители детерминизма — лапласовский детерминизм
- Сегодня можно встретить трактовки детерминизма, относящиеся к античной, лапласовской, естественно-научной и современной (ее еще называют синергетической) формам.
- Древние трактовки упирались в причинность и необходимость. Эти учения развивал, кроме Демокрита, также Левкипп.
- Лапласовский детерминизм (это уже устоявшееся название) и сегодня зачастую лежит в основе точных наук физики или математики, а также философских учений. Теория Лапласа говорит о воздействии причин и внешних факторов изначально, в процессе развития, формируя и определяя его, а также на последствия.
Представитель
- Представителем механистического детерминизма, приравнивающего живое к автоматическому, выступал Томас Гоббс. Противостояло ему учение Рене Декарта, разделявшего дух и материю. Особо выделяется теория Бенедикта Спинозы, который считал первоначальной причину, а причинность – главным связующим звеном между всем, существующим и происходящим в мире.
- Современный детерминизм вобрал в себя все предыдущие учения, обобщив их. Сегодня он говорит об особой роли такой категории, как взаимосвязь и взаимодействие, поскольку видоизменяется абсолютно все – от материальных до психологических составляющих.
Детерминизм и индетерменизм в православном вероучении
Догматическое учение Православной Церкви включает в себя представление о Промысле Божием, который и определяет абсолютный детерминизм всего сущего. Абсолютность этого Божественного детерминизма парадоксальным образом включает в себя относительный индетерминизм. По мнению Церкви, индетерминизм существует не «параллельно» детерминизму, а «внутри» абсолютного детерминизма, то есть ему имманентен.
Индетерминизм проявляется на уровне законов природы, например, в хаотическом движении молекул идеального газа (или квазихаотическом – реального), в квантовых явлениях физики элементарных частиц. Математическим образом такого имманентного индетерминизма является статистический характер некоторых физических законов, а так же принцип неопределенности в квантовой механике.
Разумеется, в таком аспекте проблема детерминизма и индетерминизма является достоянием естествознания, но не православного богословия. Однако и православное богословие может многое сказать о соотношении индетерминизма свободной человеческой воли и детерминизма Промысла Божия. Священное Писание утверждает, что человек создается Богом по Его образу. Святые отцы (например, Макарий Египетский и Григорий Нисский) находили образ Божий в человеке, прежде всего в свободе человеческой личности. Быть созданным по образу Божию значит быть существом личным, то есть свободным и ответственным. Обладание личностью и духовной свободой не случайно, но является результатом действия Промысла.
Православный взгляд на свободу человека может быть выражен словами французского философа Ж.П. Сартра: «Человек не может быть то рабом, то свободным; он всегда и везде свободен, либо же его нет вообще». Бог бесконечно уважает личную свободу человека. Вся драма человеческой истории определяется этим уважением: древо познания добра и зла, змий в Эдеме, само существование сатаны — все это средства реализации личной свободы человека. Лучше всего об этом пишет выдающийся православный богослов XX столетия В.Н. Лосский: «Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. Бог призывает человека к обожению, и этот зов требует свободного ответа. Бог хочет, чтобы порыв этот был порывом любви. Соединение без любви было бы механическим, а любовь предполагает свободу, возможность выбора и отказа… Чтобы быть тем, чем должен быть любящий Бога, нужно допустить возможность обратного: надо допустить возможность бунта… Эта свобода от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца.» (В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М. 1991, стр. 242)
Личная свобода человека, со всеми ее фантастическими уклонениями, тем не менее, всегда находится в русле Божественного Промысла. Это означает, что бесконечность Промысла Божия имеет большую мощность, нежели бесконечность человеческой свободы. Математическим образом такого соотношения двух бесконечностей является теория трансфинитных чисел Г. Кантора. На языке богословия об этом также говорит В.Н. Лосский: «Промысл есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари. Эта воля — воля всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий, если только человек умеет ее познавать. Можно сказать с некоторой извинительной неточностью, что Бог нисходит в Своей промыслительной деятельности к свободе людей, действует в соответствии с этой свободой, согласует Свои действия с действием существ тварных, чтобы, выполняя Свою волю, управлять падшим миром, не нарушая их тварной свободы.» (Лосский В.Н. Указ. соч., стр.105).
Нравственный аспект антиномии детерминизма Промысла Божия и индетерминизма личной свободы человека раскрывается в понятии Божественного попущения. Святые отцы (например, Немезий Емесский) считают, что Промысл Божий действует как благоизволение и как попущение Божие. По благоизволению происходит то, что является безусловным благом. По попущению – то, что может оказаться несчастьем и злом, но при должном к нему отношении способно привести ко благу. Так болезни, нищета, любое страдание, которое по попущению Божиему коснется человека, может помочь ему изжить гордыню, научиться состраданию, увидеть и полюбить истинные ценности. Физическая слепота, постигшая апостола Павла на пути в Дамаск, привела его к духовному прозрению, а некое жало в плоть и ангел сатаны, на которого он горько жаловался коринфянам во Втором послании к ним, помогало апостолу языков побеждать в себе присущую любому человеку гордость.
«Иногда Бог попускает человеку совершить постыдное деяние для исправления другой еще худшей страсти. Так, допустим, что кто-либо превозносится своими добродетелями и праведностью; Бог попускает такому человеку впасть в блуд, дабы он через это пришел к сознанию своей слабости, смирился и, пришед, исповедовался Господу» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры. 2,29.)
Иногда страдания невиновного человека могут послужить для блага другого. Евангельский слепорожденный, в несчастии которого не были виноваты даже его родители, послужил к прославлению Самого Спасителя и к укреплению веры в тех, кто оказался свидетелями чудесного исцеления.
Промысл Божий может осуществляться через спасительное и вразумляющее попущение. Но не каждое попущение Божие является выражением Его Промысла.
Такое не спасительное попущение является совершенным отвержением того человека, который, несмотря на все сделанное для его спасения Богом, остается бесчувственным и не исцеленным. Впрочем, и для такого окаменевшего сердцем грешника, пока он жив, остается возможность спасительного покаяния.
Священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска.
Источник: “Православие и современность”
В чем суть принципа детерминизма?
- Чтобы более полно понять, что происходит с нами и вокруг нас, ученые используют несколько критериев, рассматривая соответствие происходящего, дополнительность и, в том числе, детерминизм. По сути он является учением, дающим подтверждение тому, что случайностей в нашей жизни не бывает.
Описание
- Эти подтверждения ученые выводят, исходя из особенностей поведения всего живого. Детерминизм не только изучает, по каким причинам и в соответствии с какими факторами формируется наше мышление, но и доказывает, что эти факторы влияют на нас совокупно. Под их влиянием меняется наше поведение и развиваются психические особенности.
Что о детерминизме думает современная наука
В науке детерминизм переживал периоды подъёма и упадка. С XVII века учёные противопоставляли теорию мистике и вере в волю случая. Они считали, что всё во Вселенной можно предсказать путём сложных вычислений. Однако в первой половине XX века открытие принципов относительности и неопределённости пошатнуло эти представления.
Вновь интерес к детерминизму у учёных появился в 1960‑е годы из‑за развития нейронаук. Результаты1. Kornhumer H., Deecke L. Changes in the Brain Potential in Voluntary Movements and Passive Movements in Man: Readiness Potential and Reafferent Potentials / Pflügers Archiv für die gesamte Physiologie des Menschen und der Tiere 2. Marcu G. To What Extent Is Free Will Actually Free? The Answer of Neurosciences Time of conscious intention to act in relation to onset of cerebral activity (readiness‑potential). The unconscious initiation of a freely voluntary act / Brain 3. Volition and Action in the Human Brain: Processes, Pathologies, and Reasons / The Journal of Neuroscience 4. Unconscious determinants of free decisions in the human brain / Nature Neuroscience экспериментов по изучению активности мозга заставили исследователей сомневаться в реальности свободы воли. Оказалось, что при принятии решения наши действия могут опережать мозг на несколько секунд. Например, когда из двух кнопок надо выбрать одну и нажать на неё. Поэтому некоторые современные учёные полагаютSub‑second Dopamine and Serotonin Signaling in Human Striatum during Perceptual Decision‑Making / Neuron, что наше поведение зависит от колебаний уровня гормонов серотонина и дофамина.
Однако не все разделяют эту точку зрения. Критики считаютPapanicolaou A.C. The myth of the neuroscience of will / Psychology of Consciousness: Theory, Research, and Practice, что подобные опыты никак не относятся к процессу принятия решений, а лишь фиксируют спонтанные движения. Также есть мнениеFuster J.M. The Neuroscience of Freedom and Creativity: Our Predictive Brain. Cambridge University Press, что опережающая активность связана с особенностями работы мозга. У него бывают пиковые моменты, когда человек соображает очень быстро, если это требуется.
Наконец, экспериментыNeural precursors of decisions that matter‑an ERP study of deliberate and arbitrary choice / eLife вообще не фиксируют опережающих действий при принятии более сложных решений. Например, когда испытуемым предлагают пожертвовать деньги.
Категории детерминизма
Впервые классифицировать принцип детерминизма стали только в прошлом веке, и одну из систем классификаций предложил аргентинский философ и физик Марио Бунге.
Он выделил следующие категории детерминизма:
- Статистический
- Количественный
- Структурный
- Механический
- Диалектический
- Теологический
И еще одну категорию отметил этот ученый – речь идет о детерминированности при контакте нескольких человек. Если рассмотреть еще подробнее каждую из вышеперечисленных категорий, можно выделить также такие понятия, как связь, причина и следствие, взаимодействие и вероятность, связь состояний и корреляция, условия и необходимость, предвидение и еще множество составляющих.
Причина следствие
Классификация детерминизма
Данное понятие в философии имеет свои категории. Можно рассматривать такие виды детерминизма, имеющие свои теории и особенности:
- философский детерминизм;
- естественно-научный, который включает в себя такие понятия, как телеология и телеономия;
- технологический и технический, этот вид детерминизма опирается на опыт в технологической сфере;
- социальный — такой вид определяет отношения в человеческом обществе.
Какие существуют виды детерминизма?
Если существует классификация в отношении категорий, то, безусловно, задачей ученых стало разбить детерминизм по видам.
В результате на сегодня выделяют:
- Множественный (мульти) детерминизмтерминизм, говорящий о влиянии множества факторов на все происходящее.
- Психологический детерминизм особенно подчеркивал великий Зигмунд Фрейд, утверждавший, что ничего случайного нет и мельчайшее событие является значимым.
- Культурный детерминизм основывается на воспитании человека, заложенном в детстве и влияющем на все последующие эмоциональные состояния и поступки.
- Взаимный детерминизм понимается как составляющие цельный комплекс психологического типа человека: мышление, познавательные способности, активность, воздействие внешних факторов.
Далее подробно рассмотрим указанные и другие виды детерминизма:
Множественный детерминизм
- Этот термин используется, когда речь идет о нескольких факторах, которыми вызвано то или иное поведение или событие, а также о нескольких целях, для которых они служат. Подобное направление использовал в своих учениях Фрейд, называя это сверхдетерминацией.
- Продолжая развивать эту концепцию, Роберт Вельдер пришел к выводу, что любое из психических действий концентрирует комплекс усилий психики, факторов, определяемых внешней средой и т.д. Таким образом, даже решение одного вопроса становится одновременно попыткой разрешения другого.
Культурный детерминизм
- Здесь речь идет о главенствующей роли культуры в судьбе каждого из нас. С младенчества человек становится составляющей частью определенной культуры, которая диктует возможности и определяет ограничения, регламентирующие все течение жизни. И, соответственно, при выборе решения главенствующую роль играет культура, в которой воспитан человек.
- Таким образом, учение культурного детерминизма практически лишает человека самостоятельного, независимого выбора. Он останавливается на том решении, которое соответствует понятиям, принятым в свойственной ему культурной среде. При этом многие исследователи подчеркивают, что культурное влияние дополняется биологическим, социальным и т.д.
Взаимный детерминизм
- Это учение говорит о влиянии на личность и ее поведение сразу трех аспектов: самой личности, ее поведения и окружающей среды. Под последним фактором понимается окружение человека, близкие, знакомые и незнакомые люди, которые находятся вокруг и с которыми он вынужден взаимодействовать.
- Личность проявляется в чертах характера, взглядах, интересах и, конечно, в поведении. А вот само поведение подкрепляет либо же становится несвойственным данному человеку.
Характеристика
- Другими словами, наши мысли, взгляды, вкусы способны определить выбираемую нами среду и характер нашего поведения. В свою очередь, поведение способно изменить как окружающий мир, так и наши мысли. Именно такое взаимодействие теоретики определяют как взаимный детерминизм.
Технологический детерминизм
- Еще одна разновидность учения детерминизма, которая во главу всего развития общества и формирования его структуры ставит развитие науки и техники. Всю историю человечества данное направление определяет как взаимоотношения с природой, умение приспособиться к ее условиям и даже покорить.
О технологическом
- Именно такому критерию соответствуют характеристики «развитости» и «отсталости» государств, основывающиеся на уровне технического прогресса и исключающие духовное и культурное развитие. Так, по данной теории, общество следует в своем развитии от доиндустриального (здесь главенствуют институты церкви и армии), через индустриальное (свободная торговля, фабричная организация труда, единая хозяйственная система) к постиндустриальному, где на первый план уже выходит информационная составляющая и уровень знаний.
Биологический детерминизм
- Определяется как влияние биологических законов на общее восприятие существования. Возникшее в 19-м веке, во время бурного развития науки, множества открытий и достижений в ней, оно имело несколько школ, от социального дарвинизма с его естественным отбором и борьбой за выживание, до расизма, говорящего о расовых различиях и их определяющей роли в истории и культуре.
- К биологическому детерминизму во многом можно отнести и учение Фрейда, базирующееся на главенстве инстинктов и подсознания. Сюда же относят и мальтузианскую школу, как и неомальтузианство.
Об организмах
Исторический детерминизм
- Подобному направлению свойственно утверждение о том, что следствие порождается причиной. При всех оговорках и исключениях закономерность последователи исторического детерминизма отрицают, что ход истории предопределен заранее.
- Поскольку существование личности происходит на множестве уровней (психология, биология, культура, социальное положение, экономика, политика и т.д.), то каждому из них свойственно в тот или иной период быть приоритетным.
- Учитывая не только объективный ход развития, но и субъективные факторы, предположить, что и в какой период станет составлять основу общественного состояния, вряд ли возможно.
- При этом исторический детерминизм не отвергает объективности познания прошлого, а познает его именно в соответствии с присущими ему условиями и факторами.
Механический детерминизм
- В этом направлении учения детерминизма утверждается, что причинам присуще влиять на то, каким станет эффект от их воздействия. Принято считать, что данная трактовка не учитывает влияние внешних факторов и условий, в которых существует личность, рассматривая ее по сути изолированной от внешнего мира.
Описание
- Так, в качестве примера можно привести такое действие, как движение. По теории механического детерминизма оно должно быть бесконечным, поскольку вызвано определенной причиной (усилием). Но в действительности во взаимосвязь вступают внешние факторы – то же ускорение, трение, инерция.
- Именно подобный комплекс воздействий и определяет траекторию, расстояние, время движения и даже корректирует его направление.
Географический детерминизм
- Подобная концепция рассматривает определяющее влияние сил природы на процесс развития общества. Таким образом, на первый план выходят понятия флоры и фауны, климата, рельефа и т.п. факторов, свойственных данной территории.
- Именно они, как считают представители географического детерминизма, «диктуют» условия для формирования общества, экономики, вплоть до физических особенностей и психики.
Географический
- Учение берет начало еще со времен античности как противостоящее мифологии и религии. Особое развитие оно получило в 18-м веке, в трудах Монтескье. Наиболее радикальные последователи теории даже человека относили к «продукту» земной поверхности. Среди российских ученых, в той или иной мере соглашавшихся с подобной трактовкой, — Мечников и Гумилев.
Социальный детерминизм
- Определяющая роль в этом направлении детерминизма отводится силам, движущим общественным развитием. В разных трактовках теоретиков можно встретить различные силы: от тех же географических и материальных до сверхъестественных и даже идей.
- Практически каждый из ученых и философов, изучающих и развивающих детерминизм, так или иначе соотносится с социальным фактором — Монтескье, и Гегель, и Маркс. Разнятся лишь движущие силы, которые они определяли как главенствующие.
- На сегодня принят подход, говорящий о том, что различные сферы общественной жизни в тот или иной период могут стать доминирующими. Кроме того, между ними происходит постоянное взаимодействие.
Практическое применение принципа детерминизма
Детерминизм в психологии – это такой подход к пониманию психических процессов, который является фундаментальным в понимании принципов работы психики, предполагающий всестороннее исследование всех граней жизнедеятельности человека для понимания его поведения.
Важнейшим этапом практического применения детерминизма в психологии стало развитие культурно-исторической теории Л.С. Выготского, советского психолога и основателя марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций человека. Данная теория была разработана в 20-30 гг. XX века и рассматривала социальную среду как главный источник развития личности.
Еще в начале развития ребенок формируется под воздействием, как естественных процессов созревания, так и культурных, а также формирующих мышление и поведение.
Психолог считал, что развитие мышления и других функций психики может протекать в совокупности с внешней деятельностью с помощью культурных средств и социальных факторов. Благодаря данной теории, стало известно, что источник развития ребенка заключается в сотрудничестве и создании диалога со взрослым.
Формы детерминистского подхода
Детерминизм основывается на том, что все события так или иначе взаимосвязаны. Но тем не менее, он допускает, что причинность не всегда лежит в основе действий человека.
Существует еще несколько форм детерминистского подхода к объяснению действий:
- Системная, т.е. рассматривающая целое как определяющее понятие для его составных частей.
- Статистическая, говорящая о том, что последствия действий одной личности могут быть разными, несмотря на то, что факторы, стимулировавшие их, одинаковы.
- Обратная связь подразумевает, что вызванные причиной последствия могут в свою очередь влиять на нее.
- Целевая форма говорит о реализации намеченной цели в результате деятельности.
- Селф-детерминизму свойственно управление человеком поступками и действиями соответственно реальным потребностям.
Взаимодействия в теории детерминизма
Временное соотношение между причинами и следствием имеет три версии происхождения:
- причина – это первичное явление, а за ней следует следствие;
- при близкодействии и конечной скорости отношений причины и следствия существует промежуток;
- причина и следствие – это одновременные явления, причина зарождается и тут же провоцирует следствие, сама же причина впоследствии затухает.
В теории науки детерминизма есть острый вопрос, который касается понятия случайности, а также ее связи с причинностью и необходимостью. Однако практически ни у кого нет споров на тему определения необходимости в качестве непреложности. Это было обусловлено развитием детерминизма до этого.
А вот случайное можно рассматривать как то, что не является следствием внутренней закономерности, оно это следствие из внешних связей и отношений, которые имеют малую длительность и неустойчивость.
Связи состояний – это важные категории, благодаря изучению состояний можно выяснить, не именно то, почему случилось то или иное событие, а как протекает процесс его происхождения от начала и до конца. Это качественно-количественная мера реализации бытия чего-либо в определенный отрезок времени, в науке это имеет совокупность параметров конкретного объекта. В широком смысле связь состояний может быть и безотносительной по отношению к непричинной связи, как это бывает в функциональной связи.
Что же такое функциональная связь? Такое понятие означает функцию, как более общую форму описания последовательностей, все безотносительно к содержанию между объектами. Такие отношения отображены в законе Бойля-Мариотта, где давление и объем – это не причины друг друга, несмотря на то, что они функционально связаны друг с другом.
А вот корреляционная связь – это выражение количественного конкретного соотнесения объектов, состояний и прочего. А также берется во внимание их соответствие друг другу на фоне изменений, а также параллельность на фоне слабой связи, которая может быть вызвана наличием большого временного промежутка или промежуточных объектов.
Наиболее развитой категорией детерминизма является научная телеология при условии достаточного развития.
Что такое детерминация поведения и психологический детерминизм?
- Поскольку взаимосвязи в мире очень значительны, они проявляются не только во влиянии человека на близкий круг друзей, знакомых, родных, но и на общество в широком его понимании. Так происходит формирование определенных норм: культурных, социальных, политических, принятых в определенном кругу.
- Мы считаем обычным такое соответствие стереотипу гражданина, но при этом каждый из нас в той или иной мере порой обнаруживает, что его личностные качества, характер, нрав противоречит каким-либо явлениям.
- Именно такое явление объясняет психологический детерминизм, говорящий о том, что культурные и социальные нормы влияют на поведение личности, определяя выражение его эмоций и поведенческую манеру. Таким образом, формируясь под влиянием окружающих его взрослых, ребенок тем самым дополняет внешними факторами те качества, которые были в нем заложены от рождения.
О влиянии на человека
- Это подтверждает теория детерминизма, говорящая о влиянии природного, социального и биологического факторов на психическое состояние человека.
Что такое детерминизм
Детерминизм — этоDeterminism / Merriam‑Webster теория о взаимосвязи и взаимообусловленности. Согласно ей, поступки человека, природные и социальные явления можно объяснить предшествующими событиями и законами природы. Ещё так называют веру в предопределённость всего происходящего.
Обычно считается, что детерминизм полностью исключает свободу воли. Однако не стоитCausal Determinism / Stanford Encyclopedia of Philosophy путать его с понятиями предсказуемости и судьбы и приравнивать к фатализму. Последний основан на мистической убеждённости в неотвратимости событий. Детерминизм же объясняет предопределённость будущего законами природы.
Какими детерминантами определяется психологическое развитие?
Таких детерминантов несколько, и все они представляют собой факторы, которые оказывают влияние на то, как развивается личность, какие манеры она приобретает.
Выделяют следующие детерминанты:
- Генетическая предрасположенность, которая заключается не только в наследственных заболеваниях, в первую очередь психических, но и в повторе действий, сходных с теми, которые осуществляют близкие люди.
- Окружающая среда, также влияющая на формирование человека посредством условий, в которых он пребывает.
- Противостояние среде – это отход от общепринятых норм и стереотипов, обусловленный волевыми качествами и проявляющийся в произвольных действиях.
- Развитие психологической составляющей личности проявляется, когда достигнут такой уровень развития (это относится к познаниям, навыкам, талантам), который начинает противоречить действительности.
Принцип детерминизма в психологии
Детерминизм, применяющийся в психологии, определяет зависимость психических явлений человека от группы факторов, которые могут выражаться в наследственности, а также микросоциальных отношениях, предшествующем опыте субъекта. При этом детерминизм может выражаться в различных формах, что обусловлено многообразием взглядов на явление и его длительную эволюцию.
Принцип детерминизма в психологии заключается в следующих положениях:
- психические явления обусловлены объективной действительностью;
- основное влияние на психику формирует деятельность мозга человека;
- у каждого психического явления есть своя причина, следовательно, при изучении процессов психики необходимо установить причины, их вызвавшие;
- психика также определяется образом жизни и социальными связями.
Кого называют детерминистами?
- Речь идет о людях, которые являются адептами того или иного направления данного учения. Они подчеркивают, что у человека по сути отсутствует свободный выбор, поскольку его действия определяются причинностью явлений. Иными словами, любое действие продиктовано мотивацией, довлеющей над психикой, а не чертами характера или внутренними побуждениями.
Учение
- Но реально ли оставаться безынициативным сегодня? Вряд ли. Так и детерминисты всего лишь находят в этом термине оправдание тому или иному поступку, указывая на взаимосвязь факторов, повлиявших на него.
Детерминизм и психология
Детерминизм – категория, присутствующая не только философии, но и психологии. В этом отношении детерминизм помогает понять особенности формирования психики человека. Согласно данной теории, поведение человека определяется на основании взаимодействия разных факторов:
- социальных;
- природных;
- биологических.
Рассматриваемое понятие, которое относится как к философии, так и психологии, активно используется в качестве обоснований для объяснения определенных научных явлений.
Что такое индетерминизм?
- Индетерминизм, как следует из названия, учение, отрицающее причинность. Подобные идеи встречаются в богословских трактатах, в учениях Кантах, говорил об этом и Юм. В противоположность детерминизму речь идет о субъективном характере причины и следствия.
- Проще говоря, подразумевается, что, делая тот или иной вывод, человеку в действительности совершенно неясна степень его соответствия истинному положению вещей.
Разница
Термин индетерминизм появился как научное течение вместе с развитием статистической отрасли и считается противоположностью детерминизму.
Непричинные виды детерминации
Беспричинных явлений не существует. Но это не означает, что все связи между явлениями в окружающем мире относятся к причинно-следственным. Как подчеркивалось выше, каузальность — самый существенный и всеобщий, но отнюдь не единственный тип детерминации. Наряду с каузальностью (и в относительном единстве с нею) обнаруживаются и такие весьма значимые типы детерминации, как функциональная связь, коррелятивная связь, связь состояний.
Рассмотрение указанных типов детерминации характерно лишь для постклассической науки и постклассической философии. Понятно почему: ведь в классической науке (и соответственно в философии) господствовал лапласовский детерминизм с его абсолютизацией динамической однозначной причины.
3.1. Функциональная связь
Большой заслугой постклассической науки и философии является, в частности, их пристальное внимание к функциональному типу детерминации. При этом функциональная связь
понимается как такое отношение между объектами, при котором изменения каждого из них сопутствуют друг другу.
Именно «сопутствуют», а не «причиняются» друг другу. Как правило, объекты, находящиеся между собой в функциональном взаимодействии, связаны генетически (каузально) лишь в том смысле, что являются производными одного и того же основания. В самой же функциональной связи объектов отсутствуют главные признаки причинно-следственной связи — производительность (объекты не производят друг друга), ассиметричность во времени (они сосуществуют, одно из них не предшествует другому), необратимость.
Разницу между каузальной и функциональной связью попытаемся проиллюстрировать на таком примере. Некоторые философские школы, желая объяснить трагедии двадцатого века (две мировые войны, кровопролитные революции), связывают их с выходом в конце XIX, и особенно в двадцатом веке, на авансцену истории радикально настроенных, но недостаточно культурных народных масс. Спору нет, выход масс в сферу активного исторического творчества сопровождается значительными и долгосрочными социокультурными издержками, хотя в целом и представляет собой явление прогрессивное. Но нельзя рассматривать активную деятельность масс как причину указанных трагедий: сам этот выход масс на авансцену истории был следствием неприемлемого для них антигуманного хода общественного развития. Следовательно, между этими трагедиями и невиданной доселе активностью масс связь не причинно-следственная, а функциональная.
3.2. Коррелятивная связь
Во многих отношениях с функциональной связью сходна коррелятивная связь
— взаимная зависимость явлений, обнаруживающаяся в их соотнесенности, в их соответствии друг другу.
Так же как и функциональные, коррелятивные связи суть связи сосуществования, одновременности; так же как и функциональные, они, не будучи причинно-следственными, в то же время предполагают «впереди себя» какую-то общую причину, приводящую к такой соотнесенности, соответствию. Но если функциональная связь обычно бывает более или менее прозрачной, и ее основание выявляется без особых трудностей, то при коррелятивных связях такое «прояснение» осложняется наличием между соотнесенными явлениями целого ряда промежуточных, опосредующих факторов. Так, уже давно было замечено, что совершенно белые кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются глухими, но объяснить подобную соотнесенность стало возможным только сегодня, исходя из законов генетики.
Коррелятивные связи вообще сначала были открыты в биологии — Ж. Кювье, а затем Ч. Дарвиным. Свой «закон соотношения роста» Дарвин интерпретировал как закон, согласно которому известные формы отдельных частей органического существа всегда связаны с определенными формами других частей, не находящихся, казалось бы, ни в какой связи с первыми. «Казалось бы» — ибо на самом деле находятся, но связь эта завуалирована, еще должна быть выявлена.
Сегодня коррелятивные, соотносительные связи изучаются многими науками, и знание о них имеет не только сугубо теоретическое, но и большое прикладное значение (в том числе используется в технике).
3.3. Связь состояний
У каждого объекта существует, по крайней мере, два типа отношений: взаимодействие данного объекта с другими объектами и отношение разных состояний одного и того же объекта[6]. Это разные отношения. Взаимодействие объекта с другими телами носит динамический (силовой) характер, вызывает его изменения и потому является причиной. Состояние же тела в данный момент хотя и влияет на состояние этого тела в последующий момент времени, не носит причинного характера.
Какой же элемент детерминации выражает собой в таком случае предшествующее состояние объекта по отношению к его нынешнему состоянию? Очевидно, таким элементом, выражающим сущность связи состояний, выступает условие, о
роли которого в детерминационном комплексе уже шла речь. Такой вывод ни в коей мере не является уступкой так называемому
кондиционализму —
учению, которое смешивает условия с причиной, отождествляет их, а в некоторых своих вариантах даже попросту подменяет условиями причину.
Итак, предшествующее состояние выступает как фактор, определяющий собой не только само порождение конкретными причинами последующего состояния объекта, но и многие характеристики этого состояния (его форму, масштабы, временные параметры и т.д.).
Закономерную связь состояний мы ощущаем сегодня, являясь невольными свидетелями (а многие и активными участниками) происходящих в России изменений. Доперестроечное состояние общества не кануло в лету, оно во многом обусловливает пределы возможных сегодня реформации. Во-первых, сохраняется тип массового сознания, характерный для предыдущего состояния общества. Во-вторых, не в пользу начавшихся реформ срабатывает сравнение двух состояний — предыдущего и настоящего — по многим важным бытийным характеристикам (уверенность в завтрашнем дне, уровень материального благосостояния большинства, степень социальной защищенности и т.д.). Если же брать еще шире, то все, наработанное в предшествующих состояниях российской истории, все наше социокультурное достояние обусловливает имидж сегодняшних изменений.
Происхождение термина «детерминизм»
Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали.
Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл — обусловленность. В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма. С этого периода, понятие используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов.
Существует другая точка зрения — противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе. Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, и другие.
Описание вероятностного детерминизма
После однозначного детерминизма появилась теория о вероятностной причинности явлений. Ее появление приходится на пик развития теорий о термодинамике, статистической физике. Концепция жесткой причинности, со временем, показала свое несовершенство, особенно когда появились теоретико-вероятностные методы и теории исследования. Первичными были статистические закономерности, они стали началом моделей вероятностного мира. Вероятностный метод изучения подрывает авторитет однозначной причинности, основная идея которой гласит: внешние причины всевластны.
Формирование детерминистского взгляда в античный период
Понимание причинности некоторых явлений появилось в античный период у древних народов. Этому способствовало развитие политической, публичной жизни, особенно в Древней Греции. Взгляды о причинности были выражены Демокритом и Левкиппом.
В Древней Индии, идеи взаимосвязи причины и следствий находятся в тесной связи с кармой и перерождением. Здесь, можно наблюдать взаимосвязь поведения человека и его качества перерождения в будущей жизни.
В Древнем Китае, особенно тщательно изучал детерминистические процессы Лао-цзы. Он этот процесс называл «дао». Оно существует постоянно, во всем и везде. Дао представляет собой бездействие, не зависит от времени, создает универсальное единство мира.
Формирование детерминистского направления берет начало в Древней Греции. Древние философы, в своих работах, подробно рассматривали закономерности мира. Называлось это по-разному: «нике», «логос», «гомеомерия», «нус», «атомы», «случайностью», «вихрем», четыре вида причины по Аристотелю.
Основы современного детерминизма
Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании. В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации. Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия:
- первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность — это классическая модель;
- между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью;
- одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием.