Детерминизм – что это такое, в чем суть принципа детерминизма, категории и виды детерминизма. Что такое индетерминизм?

Детерминизм как еще одно из учений, касающихся теории закономерности, причинно-следственных связей и их взаимодействия, как и всего, что происходит в окружающем нас мире. Это краткая трактовка, подробнее узнайте из статьи.

Само слово «термин» предполагает определение чего-либо. Отсюда и понятие «детерминизм», которое активно употребляется сегодня в самых разных отраслях, от философской до технической. Особенно популярен детерминизм в психологии, поскольку является способом лучшего понимания особенностей мышления. Латинское происхождение слова трактует его как «определять», и именно ним воспользовался основоположник учения греческий ученый и философ Демокрит, для которого всегда важным было определение причин всего, что происходит.

Как эволюционировала концепция детерминизма?

  • Как и любое учение, концепция детерминизма прошла определенные этапы. Античность обозначила гилозоизм, учение, говорящее о том, что все, что есть на земле материального, является живым.
  • Позже, с расширением биологических познаний человечества, ученые заговорили о том, что лишь живым существам присуща душа, при этом между биологией и психологией существует тесная связь.


Принципы

  • После того, как в 4-м веке были опубликованы труды раннехристианского мыслителя Аврелия Августина, утверждавшего, что именно душа является источником всех знаний, ведущих к реализации цели, популярность получила его концепция, чтобы познать психологию людей, необходимо наличие и применение внутреннего опыта.

В чём состоит несо­сто­я­тель­ность детер­ми­низма?

Детер­ми­низм отри­цает воз­мож­ность чело­века к сво­бод­ному само­опре­де­ле­нию, отвер­гает учение о нали­чии в нём сво­боды выбора. Учение о сво­боде чело­века опре­де­ляться в выборе соб­ствен­ных дей­ствий детер­ми­ни­сты свя­зы­вают с само­об­ма­ном той части людей, кото­рые отри­цают детер­ми­низм.

Чело­ве­ком управ­ляют мотивы, учат детер­ми­ни­сты. Они бывают обу­слов­лены или его внут­рен­ними вле­че­ни­ями, или же внеш­ними обсто­я­тель­ствами. Посту­пок чело­века зави­сит не от его доб­ро­воль­ного выбора, а от того, какой именно мотив пре­об­ла­дает над про­чими в каждый кон­крет­ный момент.

Что можно на это ска­зать? В при­ня­тии чело­ве­ком реше­ний мотивы и дей­стви­тельно играют важную роль. Однако, вопреки мнению детер­ми­ни­стов, не сами мотивы, но именно чело­век, руко­вод­ству­ясь соб­ствен­ным разу­мом, поль­зу­ясь даро­ван­ной ему Богом сво­бо­дой про­из­во­ле­ния, опре­де­ляет, какие мотивы явля­ются для него при­о­ри­тет­ными и какими моти­вами сле­дует обу­слов­ли­вать свою дея­тель­ность.

Как пра­вило, детер­ми­нист в прак­ти­че­ской жизни не руко­вод­ству­ется своей тео­рией, в про­тив­ном случае он должен быть апа­ти­чен и любое собы­тие вос­при­ни­мать как долж­ное: зло это или добро, при­но­сит ли оно ему беду или радость.

Под­твер­жде­нием лож­но­сти детер­ми­низма могут слу­жить угры­зе­ния сове­сти и нераз­рывно свя­зан­ные с этими угры­зе­ни­ями пере­жи­ва­ния, про­яв­ля­ю­щи­еся в осо­зна­нии чело­ве­ком того, что в той-то и той-то ситу­а­ции он мог посту­пить по-дру­гому, однако не посту­пил. С подоб­ными угры­зе­ни­ями свя­зано и зна­ко­мое каж­дому чув­ство рас­ка­я­ния, чув­ство вины.

Детер­ми­низм служит удоб­ной осно­вой для само­оправ­да­ния: Я не вино­ват; а вино­ваты обсто­я­тель­ства; вино­вато мое есте­ство; вино­ваты гены; вино­ват весь мир — кто угодно, но только не Я.

С точки зрения науки, в отли­чие от клас­си­че­ской меха­ники, совре­мен­ная кван­то­вая меха­ника отри­цает детер­ми­низм. (Подроб­нее см. “Панен­те­и­сти­че­ская мета­фи­зика и кван­то­вая пара­дигма”, Н.А. Соло­вьёв, С.В. Посад­ский).

Формы и представители детерминизма — лапласовский детерминизм

  • Сегодня можно встретить трактовки детерминизма, относящиеся к античной, лапласовской, естественно-научной и современной (ее еще называют синергетической) формам.
  • Древние трактовки упирались в причинность и необходимость. Эти учения развивал, кроме Демокрита, также Левкипп.
  • Лапласовский детерминизм (это уже устоявшееся название) и сегодня зачастую лежит в основе точных наук физики или математики, а также философских учений. Теория Лапласа говорит о воздействии причин и внешних факторов изначально, в процессе развития, формируя и определяя его, а также на последствия.


Представитель

  • Представителем механистического детерминизма, приравнивающего живое к автоматическому, выступал Томас Гоббс. Противостояло ему учение Рене Декарта, разделявшего дух и материю. Особо выделяется теория Бенедикта Спинозы, который считал первоначальной причину, а причинность – главным связующим звеном между всем, существующим и происходящим в мире.
  • Современный детерминизм вобрал в себя все предыдущие учения, обобщив их. Сегодня он говорит об особой роли такой категории, как взаимосвязь и взаимодействие, поскольку видоизменяется абсолютно все – от материальных до психологических составляющих.

Детер­ми­низм и инде­тер­ме­низм в пра­во­слав­ном веро­уче­нии

Дог­ма­ти­че­ское учение Пра­во­слав­ной Церкви вклю­чает в себя пред­став­ле­ние о Про­мысле Божием, кото­рый и опре­де­ляет абсо­лют­ный детер­ми­низм всего сущего. Абсо­лют­ность этого Боже­ствен­ного детер­ми­низма пара­док­саль­ным обра­зом вклю­чает в себя отно­си­тель­ный инде­тер­ми­низм. По мнению Церкви, инде­тер­ми­низм суще­ствует не «парал­лельно» детер­ми­низму, а «внутри» абсо­лют­ного детер­ми­низма, то есть ему имма­нен­тен.

Инде­тер­ми­низм про­яв­ля­ется на уровне зако­нов при­роды, напри­мер, в хао­ти­че­ском дви­же­нии моле­кул иде­аль­ного газа (или ква­зи­ха­о­ти­че­ском – реаль­ного), в кван­то­вых явле­ниях физики эле­мен­тар­ных частиц. Мате­ма­ти­че­ским обра­зом такого имма­нент­ного инде­тер­ми­низма явля­ется ста­ти­сти­че­ский харак­тер неко­то­рых физи­че­ских зако­нов, а так же прин­цип неопре­де­лен­но­сти в кван­то­вой меха­нике.

Разу­ме­ется, в таком аспекте про­блема детер­ми­низма и инде­тер­ми­низма явля­ется досто­я­нием есте­ство­зна­ния, но не пра­во­слав­ного бого­сло­вия. Однако и пра­во­слав­ное бого­сло­вие может многое ска­зать о соот­но­ше­нии инде­тер­ми­низма сво­бод­ной чело­ве­че­ской воли и детер­ми­низма Про­мысла Божия. Свя­щен­ное Писа­ние утвер­ждает, что чело­век созда­ется Богом по Его образу. Святые отцы (напри­мер, Мака­рий Еги­пет­ский и Гри­го­рий Нис­ский) нахо­дили образ Божий в чело­веке, прежде всего в сво­боде чело­ве­че­ской лич­но­сти. Быть создан­ным по образу Божию значит быть суще­ством личным, то есть сво­бод­ным и ответ­ствен­ным. Обла­да­ние лич­но­стью и духов­ной сво­бо­дой не слу­чайно, но явля­ется резуль­та­том дей­ствия Про­мысла.

Пра­во­слав­ный взгляд на сво­боду чело­века может быть выра­жен сло­вами фран­цуз­ского фило­софа Ж.П. Сартра: «Чело­век не может быть то рабом, то сво­бод­ным; он всегда и везде сво­бо­ден, либо же его нет вообще». Бог бес­ко­нечно ува­жает личную сво­боду чело­века. Вся драма чело­ве­че­ской исто­рии опре­де­ля­ется этим ува­же­нием: древо позна­ния добра и зла, змий в Эдеме, само суще­ство­ва­ние сатаны — все это сред­ства реа­ли­за­ции личной сво­боды чело­века. Лучше всего об этом пишет выда­ю­щийся пра­во­слав­ный бого­слов XX сто­ле­тия В.Н. Лос­ский: «Бог создает чело­века сво­бод­ным, чтобы при­звать его к соеди­не­нию с Собой. Бог при­зы­вает чело­века к обо­же­нию, и этот зов тре­бует сво­бод­ного ответа. Бог хочет, чтобы порыв этот был поры­вом любви. Соеди­не­ние без любви было бы меха­ни­че­ским, а любовь пред­по­ла­гает сво­боду, воз­мож­ность выбора и отказа… Чтобы быть тем, чем должен быть любя­щий Бога, нужно допу­стить воз­мож­ность обрат­ного: надо допу­стить воз­мож­ность бунта… Эта сво­бода ­ от Бога: сво­бода есть печать нашей при­част­но­сти Боже­ству, совер­шен­ней­шее созда­ние Бога, шедевр Творца.» (В. Н. Лос­ский. Очерк мисти­че­ского бого­сло­вия Восточ­ной Церкви. М. 1991, стр. 242)

Личная сво­бода чело­века, со всеми ее фан­та­сти­че­скими укло­не­ни­ями, тем не менее, всегда нахо­дится в русле Боже­ствен­ного Про­мысла. Это озна­чает, что бес­ко­неч­ность Про­мысла Божия имеет боль­шую мощ­ность, нежели бес­ко­неч­ность чело­ве­че­ской сво­боды. Мате­ма­ти­че­ским обра­зом такого соот­но­ше­ния двух бес­ко­неч­но­стей явля­ется теория транс­фи­нит­ных чисел Г. Кан­тора. На языке бого­сло­вия об этом также гово­рит В.Н. Лос­ский: «Про­мысл есть опре­де­ле­ние Боже­ствен­ной воли в соот­вет­ствии с чело­ве­че­ской сво­бо­дой, в пред­ви­де­нии сво­бод­ных дей­ствий твари. Эта воля — воля всегда спа­си­тель­ная, кото­рая может созда­вать полез­ное людям во всех пре­врат­но­стях их блуж­да­ний, если только чело­век умеет ее позна­вать. Можно ска­зать с неко­то­рой изви­ни­тель­ной неточ­но­стью, что Бог нис­хо­дит в Своей про­мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти к сво­боде людей, дей­ствует в соот­вет­ствии с этой сво­бо­дой, согла­сует Свои дей­ствия с дей­ствием существ твар­ных, чтобы, выпол­няя Свою волю, управ­лять падшим миром, не нару­шая их твар­ной сво­боды.» (Лос­ский В.Н. Указ. соч., стр.105).

Нрав­ствен­ный аспект анти­но­мии детер­ми­низма Про­мысла Божия и инде­тер­ми­низма личной сво­боды чело­века рас­кры­ва­ется в поня­тии Боже­ствен­ного попу­ще­ния. Святые отцы (напри­мер, Неме­зий Емес­ский) счи­тают, что Про­мысл Божий дей­ствует как бла­го­из­во­ле­ние и как попу­ще­ние Божие. По бла­го­из­во­ле­нию про­ис­хо­дит то, что явля­ется без­услов­ным благом. По попу­ще­нию – то, что может ока­заться несча­стьем и злом, но при долж­ном к нему отно­ше­нии спо­собно при­ве­сти ко благу. Так болезни, нищета, любое стра­да­ние, кото­рое по попу­ще­нию Божи­ему кос­нется чело­века, может помочь ему изжить гор­дыню, научиться состра­да­нию, уви­деть и полю­бить истин­ные цен­но­сти. Физи­че­ская сле­пота, постиг­шая апо­стола Павла на пути в Дамаск, при­вела его к духов­ному про­зре­нию, а некое жало в плоть и ангел сатаны, на кото­рого он горько жало­вался корин­фя­нам во Втором посла­нии к ним, помо­гало апо­столу языков побеж­дать в себе при­су­щую любому чело­веку гор­дость.

«Иногда Бог попус­кает чело­веку совер­шить постыд­ное деяние для исправ­ле­ния другой еще худшей стра­сти. Так, допу­стим, что кто-либо пре­воз­но­сится своими доб­ро­де­те­лями и пра­вед­но­стью; Бог попус­кает такому чело­веку впасть в блуд, дабы он через это пришел к созна­нию своей сла­бо­сти, сми­рился и, пришед, испо­ве­до­вался Гос­поду» (Св. Иоанн Дамас­кин. Точное испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной веры. 2,29.)

Иногда стра­да­ния неви­нов­ного чело­века могут послу­жить для блага дру­гого. Еван­гель­ский сле­по­рож­ден­ный, в несча­стии кото­рого не были вино­ваты даже его роди­тели, послу­жил к про­слав­ле­нию Самого Спа­си­теля и к укреп­ле­нию веры в тех, кто ока­зался сви­де­те­лями чудес­ного исце­ле­ния.

Про­мысл Божий может осу­ществ­ляться через спа­си­тель­ное и вра­зум­ля­ю­щее попу­ще­ние. Но не каждое попу­ще­ние Божие явля­ется выра­же­нием Его Про­мысла.

Такое не спа­си­тель­ное попу­ще­ние явля­ется совер­шен­ным отвер­же­нием того чело­века, кото­рый, несмотря на все сде­лан­ное для его спа­се­ния Богом, оста­ется бес­чув­ствен­ным и не исце­лен­ным. Впро­чем, и для такого ока­ме­нев­шего серд­цем греш­ника, пока он жив, оста­ется воз­мож­ность спа­си­тель­ного пока­я­ния.

Свя­щен­ник Михаил Воро­бьев, насто­я­тель храма в честь Воз­дви­же­ния Чест­ного Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня г. Воль­ска.

Источ­ник: “Пра­во­сла­вие и совре­мен­ность”

В чем суть принципа детерминизма?

  • Чтобы более полно понять, что происходит с нами и вокруг нас, ученые используют несколько критериев, рассматривая соответствие происходящего, дополнительность и, в том числе, детерминизм. По сути он является учением, дающим подтверждение тому, что случайностей в нашей жизни не бывает.


Описание

  • Эти подтверждения ученые выводят, исходя из особенностей поведения всего живого. Детерминизм не только изучает, по каким причинам и в соответствии с какими факторами формируется наше мышление, но и доказывает, что эти факторы влияют на нас совокупно. Под их влиянием меняется наше поведение и развиваются психические особенности.

Что о детерминизме думает современная наука

В науке детерминизм переживал периоды подъёма и упадка. С XVII века учёные противопоставляли теорию мистике и вере в волю случая. Они считали, что всё во Вселенной можно предсказать путём сложных вычислений. Однако в первой половине XX века открытие принципов относительности и неопределённости пошатнуло эти представления.

Вновь интерес к детерминизму у учёных появился в 1960‑е годы из‑за развития нейронаук. Результаты1. Kornhumer H., Deecke L. Changes in the Brain Potential in Voluntary Movements and Passive Movements in Man: Readiness Potential and Reafferent Potentials / Pflügers Archiv für die gesamte Physiologie des Menschen und der Tiere 2. Marcu G. To What Extent Is Free Will Actually Free? The Answer of Neurosciences Time of conscious intention to act in relation to onset of cerebral activity (readiness‑potential). The unconscious initiation of a freely voluntary act / Brain 3. Volition and Action in the Human Brain: Processes, Pathologies, and Reasons / The Journal of Neuroscience 4. Unconscious determinants of free decisions in the human brain / Nature Neuroscience экспериментов по изучению активности мозга заставили исследователей сомневаться в реальности свободы воли. Оказалось, что при принятии решения наши действия могут опережать мозг на несколько секунд. Например, когда из двух кнопок надо выбрать одну и нажать на неё. Поэтому некоторые современные учёные полагаютSub‑second Dopamine and Serotonin Signaling in Human Striatum during Perceptual Decision‑Making / Neuron, что наше поведение зависит от колебаний уровня гормонов серотонина и дофамина.

Однако не все разделяют эту точку зрения. Критики считаютPapanicolaou A.C. The myth of the neuroscience of will / Psychology of Consciousness: Theory, Research, and Practice, что подобные опыты никак не относятся к процессу принятия решений, а лишь фиксируют спонтанные движения. Также есть мнениеFuster J.M. The Neuroscience of Freedom and Creativity: Our Predictive Brain. Cambridge University Press, что опережающая активность связана с особенностями работы мозга. У него бывают пиковые моменты, когда человек соображает очень быстро, если это требуется.

Наконец, экспериментыNeural precursors of decisions that matter‑an ERP study of deliberate and arbitrary choice / eLife вообще не фиксируют опережающих действий при принятии более сложных решений. Например, когда испытуемым предлагают пожертвовать деньги.

Категории детерминизма

Впервые классифицировать принцип детерминизма стали только в прошлом веке, и одну из систем классификаций предложил аргентинский философ и физик Марио Бунге.

Он выделил следующие категории детерминизма:

  • Статистический
  • Количественный
  • Структурный
  • Механический
  • Диалектический
  • Теологический

И еще одну категорию отметил этот ученый – речь идет о детерминированности при контакте нескольких человек. Если рассмотреть еще подробнее каждую из вышеперечисленных категорий, можно выделить также такие понятия, как связь, причина и следствие, взаимодействие и вероятность, связь состояний и корреляция, условия и необходимость, предвидение и еще множество составляющих.


Причина следствие

Классификация детерминизма

Данное понятие в философии имеет свои категории. Можно рассматривать такие виды детерминизма, имеющие свои теории и особенности:

  • философский детерминизм;
  • естественно-научный, который включает в себя такие понятия, как телеология и телеономия;
  • технологический и технический, этот вид детерминизма опирается на опыт в технологической сфере;
  • социальный — такой вид определяет отношения в человеческом обществе.

Какие существуют виды детерминизма?

Если существует классификация в отношении категорий, то, безусловно, задачей ученых стало разбить детерминизм по видам.

В результате на сегодня выделяют:

  1. Множественный (мульти) детерминизмтерминизм, говорящий о влиянии множества факторов на все происходящее.
  2. Психологический детерминизм особенно подчеркивал великий Зигмунд Фрейд, утверждавший, что ничего случайного нет и мельчайшее событие является значимым.
  3. Культурный детерминизм основывается на воспитании человека, заложенном в детстве и влияющем на все последующие эмоциональные состояния и поступки.
  4. Взаимный детерминизм понимается как составляющие цельный комплекс психологического типа человека: мышление, познавательные способности, активность, воздействие внешних факторов.

Далее подробно рассмотрим указанные и другие виды детерминизма:

Множественный детерминизм

  • Этот термин используется, когда речь идет о нескольких факторах, которыми вызвано то или иное поведение или событие, а также о нескольких целях, для которых они служат. Подобное направление использовал в своих учениях Фрейд, называя это сверхдетерминацией.
  • Продолжая развивать эту концепцию, Роберт Вельдер пришел к выводу, что любое из психических действий концентрирует комплекс усилий психики, факторов, определяемых внешней средой и т.д. Таким образом, даже решение одного вопроса становится одновременно попыткой разрешения другого.

Культурный детерминизм

  • Здесь речь идет о главенствующей роли культуры в судьбе каждого из нас. С младенчества человек становится составляющей частью определенной культуры, которая диктует возможности и определяет ограничения, регламентирующие все течение жизни. И, соответственно, при выборе решения главенствующую роль играет культура, в которой воспитан человек.
  • Таким образом, учение культурного детерминизма практически лишает человека самостоятельного, независимого выбора. Он останавливается на том решении, которое соответствует понятиям, принятым в свойственной ему культурной среде. При этом многие исследователи подчеркивают, что культурное влияние дополняется биологическим, социальным и т.д.

Взаимный детерминизм

  • Это учение говорит о влиянии на личность и ее поведение сразу трех аспектов: самой личности, ее поведения и окружающей среды. Под последним фактором понимается окружение человека, близкие, знакомые и незнакомые люди, которые находятся вокруг и с которыми он вынужден взаимодействовать.
  • Личность проявляется в чертах характера, взглядах, интересах и, конечно, в поведении. А вот само поведение подкрепляет либо же становится несвойственным данному человеку.


Характеристика

  • Другими словами, наши мысли, взгляды, вкусы способны определить выбираемую нами среду и характер нашего поведения. В свою очередь, поведение способно изменить как окружающий мир, так и наши мысли. Именно такое взаимодействие теоретики определяют как взаимный детерминизм.

Технологический детерминизм

  • Еще одна разновидность учения детерминизма, которая во главу всего развития общества и формирования его структуры ставит развитие науки и техники. Всю историю человечества данное направление определяет как взаимоотношения с природой, умение приспособиться к ее условиям и даже покорить.


О технологическом

  • Именно такому критерию соответствуют характеристики «развитости» и «отсталости» государств, основывающиеся на уровне технического прогресса и исключающие духовное и культурное развитие. Так, по данной теории, общество следует в своем развитии от доиндустриального (здесь главенствуют институты церкви и армии), через индустриальное (свободная торговля, фабричная организация труда, единая хозяйственная система) к постиндустриальному, где на первый план уже выходит информационная составляющая и уровень знаний.

Биологический детерминизм

  • Определяется как влияние биологических законов на общее восприятие существования. Возникшее в 19-м веке, во время бурного развития науки, множества открытий и достижений в ней, оно имело несколько школ, от социального дарвинизма с его естественным отбором и борьбой за выживание, до расизма, говорящего о расовых различиях и их определяющей роли в истории и культуре.
  • К биологическому детерминизму во многом можно отнести и учение Фрейда, базирующееся на главенстве инстинктов и подсознания. Сюда же относят и мальтузианскую школу, как и неомальтузианство.


Об организмах
Исторический детерминизм

  • Подобному направлению свойственно утверждение о том, что следствие порождается причиной. При всех оговорках и исключениях закономерность последователи исторического детерминизма отрицают, что ход истории предопределен заранее.
  • Поскольку существование личности происходит на множестве уровней (психология, биология, культура, социальное положение, экономика, политика и т.д.), то каждому из них свойственно в тот или иной период быть приоритетным.
  • Учитывая не только объективный ход развития, но и субъективные факторы, предположить, что и в какой период станет составлять основу общественного состояния, вряд ли возможно.
  • При этом исторический детерминизм не отвергает объективности познания прошлого, а познает его именно в соответствии с присущими ему условиями и факторами.

Механический детерминизм

  • В этом направлении учения детерминизма утверждается, что причинам присуще влиять на то, каким станет эффект от их воздействия. Принято считать, что данная трактовка не учитывает влияние внешних факторов и условий, в которых существует личность, рассматривая ее по сути изолированной от внешнего мира.

Описание

  • Так, в качестве примера можно привести такое действие, как движение. По теории механического детерминизма оно должно быть бесконечным, поскольку вызвано определенной причиной (усилием). Но в действительности во взаимосвязь вступают внешние факторы – то же ускорение, трение, инерция.
  • Именно подобный комплекс воздействий и определяет траекторию, расстояние, время движения и даже корректирует его направление.

Географический детерминизм

  • Подобная концепция рассматривает определяющее влияние сил природы на процесс развития общества. Таким образом, на первый план выходят понятия флоры и фауны, климата, рельефа и т.п. факторов, свойственных данной территории.
  • Именно они, как считают представители географического детерминизма, «диктуют» условия для формирования общества, экономики, вплоть до физических особенностей и психики.


Географический

  • Учение берет начало еще со времен античности как противостоящее мифологии и религии. Особое развитие оно получило в 18-м веке, в трудах Монтескье. Наиболее радикальные последователи теории даже человека относили к «продукту» земной поверхности. Среди российских ученых, в той или иной мере соглашавшихся с подобной трактовкой, — Мечников и Гумилев.

Социальный детерминизм

  • Определяющая роль в этом направлении детерминизма отводится силам, движущим общественным развитием. В разных трактовках теоретиков можно встретить различные силы: от тех же географических и материальных до сверхъестественных и даже идей.
  • Практически каждый из ученых и философов, изучающих и развивающих детерминизм, так или иначе соотносится с социальным фактором — Монтескье, и Гегель, и Маркс. Разнятся лишь движущие силы, которые они определяли как главенствующие.
  • На сегодня принят подход, говорящий о том, что различные сферы общественной жизни в тот или иной период могут стать доминирующими. Кроме того, между ними происходит постоянное взаимодействие.

Практическое применение принципа детерминизма

Детерминизм в психологии – это такой подход к пониманию психических процессов, который является фундаментальным в понимании принципов работы психики, предполагающий всестороннее исследование всех граней жизнедеятельности человека для понимания его поведения.

Важнейшим этапом практического применения детерминизма в психологии стало развитие культурно-исторической теории Л.С. Выготского, советского психолога и основателя марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций человека. Данная теория была разработана в 20-30 гг. XX века и рассматривала социальную среду как главный источник развития личности.

Еще в начале развития ребенок формируется под воздействием, как естественных процессов созревания, так и культурных, а также формирующих мышление и поведение.

Психолог считал, что развитие мышления и других функций психики может протекать в совокупности с внешней деятельностью с помощью культурных средств и социальных факторов. Благодаря данной теории, стало известно, что источник развития ребенка заключается в сотрудничестве и создании диалога со взрослым.

Формы детерминистского подхода

Детерминизм основывается на том, что все события так или иначе взаимосвязаны. Но тем не менее, он допускает, что причинность не всегда лежит в основе действий человека.

Существует еще несколько форм детерминистского подхода к объяснению действий:

  • Системная, т.е. рассматривающая целое как определяющее понятие для его составных частей.
  • Статистическая, говорящая о том, что последствия действий одной личности могут быть разными, несмотря на то, что факторы, стимулировавшие их, одинаковы.
  • Обратная связь подразумевает, что вызванные причиной последствия могут в свою очередь влиять на нее.
  • Целевая форма говорит о реализации намеченной цели в результате деятельности.
  • Селф-детерминизму свойственно управление человеком поступками и действиями соответственно реальным потребностям.

Взаимодействия в теории детерминизма

Временное соотношение между причинами и следствием имеет три версии происхождения:

  • причина – это первичное явление, а за ней следует следствие;
  • при близкодействии и конечной скорости отношений причины и следствия существует промежуток;
  • причина и следствие – это одновременные явления, причина зарождается и тут же провоцирует следствие, сама же причина впоследствии затухает.

В теории науки детерминизма есть острый вопрос, который касается понятия случайности, а также ее связи с причинностью и необходимостью. Однако практически ни у кого нет споров на тему определения необходимости в качестве непреложности. Это было обусловлено развитием детерминизма до этого.

А вот случайное можно рассматривать как то, что не является следствием внутренней закономерности, оно это следствие из внешних связей и отношений, которые имеют малую длительность и неустойчивость.

Связи состояний – это важные категории, благодаря изучению состояний можно выяснить, не именно то, почему случилось то или иное событие, а как протекает процесс его происхождения от начала и до конца. Это качественно-количественная мера реализации бытия чего-либо в определенный отрезок времени, в науке это имеет совокупность параметров конкретного объекта. В широком смысле связь состояний может быть и безотносительной по отношению к непричинной связи, как это бывает в функциональной связи.

Что же такое функциональная связь? Такое понятие означает функцию, как более общую форму описания последовательностей, все безотносительно к содержанию между объектами. Такие отношения отображены в законе Бойля-Мариотта, где давление и объем – это не причины друг друга, несмотря на то, что они функционально связаны друг с другом.

А вот корреляционная связь – это выражение количественного конкретного соотнесения объектов, состояний и прочего. А также берется во внимание их соответствие друг другу на фоне изменений, а также параллельность на фоне слабой связи, которая может быть вызвана наличием большого временного промежутка или промежуточных объектов.

Наиболее развитой категорией детерминизма является научная телеология при условии достаточного развития.

Что такое детерминация поведения и психологический детерминизм?

  • Поскольку взаимосвязи в мире очень значительны, они проявляются не только во влиянии человека на близкий круг друзей, знакомых, родных, но и на общество в широком его понимании. Так происходит формирование определенных норм: культурных, социальных, политических, принятых в определенном кругу.
  • Мы считаем обычным такое соответствие стереотипу гражданина, но при этом каждый из нас в той или иной мере порой обнаруживает, что его личностные качества, характер, нрав противоречит каким-либо явлениям.
  • Именно такое явление объясняет психологический детерминизм, говорящий о том, что культурные и социальные нормы влияют на поведение личности, определяя выражение его эмоций и поведенческую манеру. Таким образом, формируясь под влиянием окружающих его взрослых, ребенок тем самым дополняет внешними факторами те качества, которые были в нем заложены от рождения.


О влиянии на человека

  • Это подтверждает теория детерминизма, говорящая о влиянии природного, социального и биологического факторов на психическое состояние человека.

Что такое детерминизм

Детерминизм — этоDeterminism / Merriam‑Webster теория о взаимосвязи и взаимообусловленности. Согласно ей, поступки человека, природные и социальные явления можно объяснить предшествующими событиями и законами природы. Ещё так называют веру в предопределённость всего происходящего.
Обычно считается, что детерминизм полностью исключает свободу воли. Однако не стоитCausal Determinism / Stanford Encyclopedia of Philosophy путать его с понятиями предсказуемости и судьбы и приравнивать к фатализму. Последний основан на мистической убеждённости в неотвратимости событий. Детерминизм же объясняет предопределённость будущего законами природы.

Какими детерминантами определяется психологическое развитие?

Таких детерминантов несколько, и все они представляют собой факторы, которые оказывают влияние на то, как развивается личность, какие манеры она приобретает.

Выделяют следующие детерминанты:

  1. Генетическая предрасположенность, которая заключается не только в наследственных заболеваниях, в первую очередь психических, но и в повторе действий, сходных с теми, которые осуществляют близкие люди.
  2. Окружающая среда, также влияющая на формирование человека посредством условий, в которых он пребывает.
  3. Противостояние среде – это отход от общепринятых норм и стереотипов, обусловленный волевыми качествами и проявляющийся в произвольных действиях.
  4. Развитие психологической составляющей личности проявляется, когда достигнут такой уровень развития (это относится к познаниям, навыкам, талантам), который начинает противоречить действительности.

Принцип детерминизма в психологии

Детерминизм, применяющийся в психологии, определяет зависимость психических явлений человека от группы факторов, которые могут выражаться в наследственности, а также микросоциальных отношениях, предшествующем опыте субъекта. При этом детерминизм может выражаться в различных формах, что обусловлено многообразием взглядов на явление и его длительную эволюцию.

Принцип детерминизма в психологии заключается в следующих положениях:

  • психические явления обусловлены объективной действительностью;
  • основное влияние на психику формирует деятельность мозга человека;
  • у каждого психического явления есть своя причина, следовательно, при изучении процессов психики необходимо установить причины, их вызвавшие;
  • психика также определяется образом жизни и социальными связями.

Кого называют детерминистами?

  • Речь идет о людях, которые являются адептами того или иного направления данного учения. Они подчеркивают, что у человека по сути отсутствует свободный выбор, поскольку его действия определяются причинностью явлений. Иными словами, любое действие продиктовано мотивацией, довлеющей над психикой, а не чертами характера или внутренними побуждениями.


Учение

  • Но реально ли оставаться безынициативным сегодня? Вряд ли. Так и детерминисты всего лишь находят в этом термине оправдание тому или иному поступку, указывая на взаимосвязь факторов, повлиявших на него.

Детерминизм и психология

Детерминизм – категория, присутствующая не только философии, но и психологии. В этом отношении детерминизм помогает понять особенности формирования психики человека. Согласно данной теории, поведение человека определяется на основании взаимодействия разных факторов:

  • социальных;
  • природных;
  • биологических.

Рассматриваемое понятие, которое относится как к философии, так и психологии, активно используется в качестве обоснований для объяснения определенных научных явлений.

Что такое индетерминизм?

  • Индетерминизм, как следует из названия, учение, отрицающее причинность. Подобные идеи встречаются в богословских трактатах, в учениях Кантах, говорил об этом и Юм. В противоположность детерминизму речь идет о субъективном характере причины и следствия.
  • Проще говоря, подразумевается, что, делая тот или иной вывод, человеку в действительности совершенно неясна степень его соответствия истинному положению вещей.


Разница
Термин индетерминизм появился как научное течение вместе с развитием статистической отрасли и считается противоположностью детерминизму.

Непричинные виды детерминации

Беспричинных явлений не существует. Но это не означает, что все связи между явлениями в окружающем мире относятся к причинно-следственным. Как подчеркивалось выше, каузаль­ность — самый существенный и всеобщий, но отнюдь не един­ственный тип детерминации. Наряду с каузальностью (и в отно­сительном единстве с нею) обнаруживаются и такие весьма зна­чимые типы детерминации, как функциональная связь, корре­лятивная связь, связь состояний.

Рассмотрение указанных типов детерминации характерно лишь для постклассической науки и постклассической филосо­фии. Понятно почему: ведь в классической науке (и соответст­венно в философии) господствовал лапласовский детерминизм с его абсолютизацией динамической однозначной причины.

3.1. Функциональная связь

Большой заслугой постклассической науки и философии является, в частности, их пристальное внимание к функционально­му типу детерминации. При этом функциональная связь
понимается как такое отношение между объек­тами, при котором изменения каждого из них сопутствуют друг другу.
Именно «сопутствуют», а не «причиняются» друг другу. Как правило, объекты, находящиеся между собой в функцио­нальном взаимодействии, связаны генетически (каузально) лишь в том смысле, что являются производными одного и того же основания. В самой же функциональной связи объектов от­сутствуют главные признаки причинно-следственной связи — производительность (объекты не производят друг друга), ассиметричность во времени (они сосуществуют, одно из них не предшествует другому), необратимость.

Разницу между каузальной и функциональной связью по­пытаемся проиллюстрировать на таком примере. Некоторые философские школы, желая объяснить трагедии двадцатого века (две мировые войны, кровопролитные революции), связывают их с выходом в конце XIX, и особенно в двадцатом веке, на авансцену истории радикально настроенных, но недостаточно культурных народных масс. Спору нет, выход масс в сферу ак­тивного исторического творчества сопровождается значитель­ными и долгосрочными социокультурными издержками, хотя в целом и представляет собой явление прогрессивное. Но нельзя рассматривать активную деятельность масс как причину указан­ных трагедий: сам этот выход масс на авансцену истории был следствием неприемлемого для них антигуманного хода общест­венного развития. Следовательно, между этими трагедиями и невиданной доселе активностью масс связь не причинно-следственная, а функциональная.

3.2. Коррелятивная связь

Во многих отношениях с функциональной связью сходна коррелятивная связь
— вза­имная зависимость явлений, обнаруживаю­щаяся в их соотнесенности, в их соответ­ствии друг другу.
Так же как и функциональные, коррелятивные связи суть связи сосуществования, одновременности; так же как и функциональные, они, не будучи причинно-следственными, в то же время предполагают «впереди себя» какую-то общую при­чину, приводящую к такой соотнесенности, соответствию. Но если функциональная связь обычно бывает более или менее прозрачной, и ее основание выявляется без особых трудностей, то при коррелятивных связях такое «прояснение» осложняется наличием между соотнесенными явлениями целого ряда проме­жуточных, опосредующих факторов. Так, уже давно было заме­чено, что совершенно белые кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются глухими, но объяснить подобную соотнесенность стало возможным только сегодня, исходя из за­конов генетики.

Коррелятивные связи вообще сначала были открыты в биологии — Ж. Кювье, а затем Ч. Дарвиным. Свой «закон со­отношения роста» Дарвин интерпретировал как закон, согласно которому известные формы отдельных частей органического существа всегда связаны с определенными формами других час­тей, не находящихся, казалось бы, ни в какой связи с первыми. «Казалось бы» — ибо на самом деле находятся, но связь эта за­вуалирована, еще должна быть выявлена.

Сегодня коррелятивные, соотносительные связи изучаются многими науками, и знание о них имеет не только сугубо теоре­тическое, но и большое прикладное значение (в том числе ис­пользуется в технике).

3.3. Связь состояний

У каждого объекта существует, по крайней мере, два типа отношений: взаимодейст­вие данного объекта с другими объектами и отношение разных состояний одного и того же объекта[6]. Это разные отношения. Взаимодействие объекта с другими телами носит динамический (силовой) характер, вызывает его изменения и потому является причиной. Состояние же тела в данный момент хотя и влияет на состояние этого тела в последующий момент времени, не носит причинного ха­рактера.

Какой же элемент детерминации выражает собой в таком случае предшествующее состояние объекта по отношению к его нынешнему состоянию? Очевидно, таким элементом, выра­жающим сущность связи состояний, выступает условие, о

роли которого в детерминационном комплексе уже шла речь. Такой вывод ни в коей мере не является уступкой так называемому
кондиционализму —
учению, которое смешивает условия с при­чиной, отождествляет их, а в некоторых своих вариантах даже попросту подменяет условиями причину.

Итак, предшествующее состояние выступает как фактор, определяющий собой не только само порождение конкретными причинами последующего состояния объекта, но и многие ха­рактеристики этого состояния (его форму, масштабы, времен­ные параметры и т.д.).

Закономерную связь состояний мы ощущаем сегодня, яв­ляясь невольными свидетелями (а многие и активными участ­никами) происходящих в России изменений. Доперестроечное состояние общества не кануло в лету, оно во многом обуслов­ливает пределы возможных сегодня реформации. Во-первых, сохраняется тип массового сознания, характерный для преды­дущего состояния общества. Во-вторых, не в пользу начавшихся реформ срабатывает сравнение двух состояний — предыдущего и настоящего — по многим важным бытийным характеристикам (уверенность в завтрашнем дне, уровень материального благо­состояния большинства, степень социальной защищенности и т.д.). Если же брать еще шире, то все, наработанное в предше­ствующих состояниях российской истории, все наше социокультурное достояние обусловливает имидж сегодняшних измене­ний.

Происхождение термина «детерминизм»

Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали.

Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл — обусловленность. В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма. С этого периода, понятие используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов.

Существует другая точка зрения — противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе. Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, и другие.

Описание вероятностного детерминизма

После однозначного детерминизма появилась теория о вероятностной причинности явлений. Ее появление приходится на пик развития теорий о термодинамике, статистической физике. Концепция жесткой причинности, со временем, показала свое несовершенство, особенно когда появились теоретико-вероятностные методы и теории исследования. Первичными были статистические закономерности, они стали началом моделей вероятностного мира. Вероятностный метод изучения подрывает авторитет однозначной причинности, основная идея которой гласит: внешние причины всевластны.

Формирование детерминистского взгляда в античный период

Понимание причинности некоторых явлений появилось в античный период у древних народов. Этому способствовало развитие политической, публичной жизни, особенно в Древней Греции. Взгляды о причинности были выражены Демокритом и Левкиппом.

В Древней Индии, идеи взаимосвязи причины и следствий находятся в тесной связи с кармой и перерождением. Здесь, можно наблюдать взаимосвязь поведения человека и его качества перерождения в будущей жизни.

В Древнем Китае, особенно тщательно изучал детерминистические процессы Лао-цзы. Он этот процесс называл «дао». Оно существует постоянно, во всем и везде. Дао представляет собой бездействие, не зависит от времени, создает универсальное единство мира.

Формирование детерминистского направления берет начало в Древней Греции. Древние философы, в своих работах, подробно рассматривали закономерности мира. Называлось это по-разному: «нике», «логос», «гомеомерия», «нус», «атомы», «случайностью», «вихрем», четыре вида причины по Аристотелю.

Основы современного детерминизма

Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании. В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации. Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия:

  • первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность — это классическая модель;
  • между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью;
  • одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]