Интерактивное общение — это взаимодействие собеседников, обмен в процессе общения не только информацией, выражающейся в речевой деятельности, но и действиями, поступками.
Такое общение больше похоже на совместную деятельность, направленную на реализацию общих для группы целей, достижение конкретного результата.
Интерактивное общение — это взаимное влияние друг на друга участвующих в процессе общения людей для достижения конкретного результата.
Только в процессе совместной деятельности нескольких людей формируется становление личности. Человек видит себя и свои поступки в других как в зеркальном отражении, развивает в себе новые качества, борется с недостатками.
Интерактивное общение — это результативный процесс, в котором развиваются личностные качества при выполнении какой-либо деятельности: работа, учеба, культурно-массовые и спортивные мероприятия, организация и проведение досуга.
Для чего нужно такое общение, и как оно должно строиться для достижения желаемого результата, следует знать больше.
Интеракция в психологии
Человек может общаться линейно, не вступая во взаимоотношения с другими людьми. Чаще приходится прибегать к двустороннему контакту, без которого невозможно выполнять большинство своих функций.
В психологии интерактивное общение обозначают как взаимодействие словами и поступками. Совместное влияние участников процесса помогает развиваться личностным качествам субъектов, объединенных общими задачами, целями в достижении конечного результата.
Дополнительная информация. Такое понятие, как интеракция, предполагает главный смысл общения в совместной организованной деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, навыками, знаниями.
Семья, педагогический (ученический) и трудовой коллективы, сервисная сфера, досуг – везде человеку приходится проявлять обмен действиями и словами, так как люди зависимы друг от друга. Окажется общение дружественным или нет, зависит от позиций участников процесса, их настроений и создавшейся ситуации.
Вариант интерактивного общения
Чтобы интеракция осуществилась, необходима совокупность 3-х составляющих:
- наличие субъектов общения, это могут быть как 2 собеседника, так и целый коллектив;
- предмет действия, по поводу которого осуществляется взаимная связь;
- механизм регулирования отношений.
Взаимодействие можно обозначить эффективным, если позиции общающихся совпадают и направлены к достижению одной цели. При этом участники акции должны адекватно оценивать ситуацию и стили поведения.
Общение: структура, функции, основные понятия
Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик − коммуникативная, интерактивной и перцептивной. Мы уже рассмотрели их более подробно.
Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации.
Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.
Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.
В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение − важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Рефлексия в проблеме понимания друг друга − это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция − это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.
Проявление интерактивного аспекта общения
Перцептивная сторона общения в психологии
Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.
Сферы общения
Вид общения | Особенности |
Трудовая сфера | Наиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи |
Обучение | Посещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени |
Семейные отношения | Самый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.) |
Досуг | Свободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях |
Отдых в кругу друзей
Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:
- продуктивное;
- непродуктивное.
Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.
Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение.
Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:
- физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
- психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
- психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
- социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.
Основное внимание уделяется психологической совместимости. Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения.
Формы и примеры
Обычно выделяют три формы интерактивного взаимодействия:
- Позитивное (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация). В первом случае выражается в организации совместной деятельности, направленной на достижение желаемого для всех участников процесса результата. При кооперации некоторое число людей объединяется в общую группу для достижения единой цели. Согласие означает, что человек выражает свое одобрение позиции большинства, при этом необязательно сам участвуя в активной деятельности. Приспособление подразумевает, что человек подстраивается под предлагаемые обстоятельства. Ассоциация — наличие тесной связи между участниками процесса, которые схожи между собой.
- Состязательное (конкуренция, соперничество). Здесь на первое место выходит соревновательный момент.
При конкуренции происходит столкновение интересов субъектов, которые одновременно претендуют на одни те же блага или достижения. Причем подобный социальный процесс носит как положительный, так и отрицательный характер.С одной стороны, участники конкурентной борьбы стараются приложить максимум усилий, совершенствуют навыки, разрабатывают эффективные стратегии. С другой стороны, они находятся в состоянии постоянно эмоционального напряжения и могут прибегать к запрещенным приемам ради получения желаемого. Соперничество подразумевает проявление стремления одержать верх над равным по силе оппонентом. Оно может проявляться открыто или скрыто. Соперники находятся в состоянии активной борьбы за власть, престиж, реализацию, признание и т.д. Они осознают, что кто-то один станет победителем, а другой — проигравшим, что стимулирует их к отстаиванию собственных интересов.
- Негативное (конфликт, оппозиция, диссоциация). В чем заключается? Во время совместной деятельности возникают серьезные препятствия для эффективного взаимодействия.
Конфликт является наиболее негативным вариантом интерактивного взаимодействия, при котором между участниками возникают серьезные разногласия и споры.Оппозиция — проявление отрицательной реакции на предлагаемые действия, модель поведения или стратегию. Диссоциацией называют психический процесс, при котором человек защищает себя от неприятной ситуации при помощи отстранения от нее. Он представляет, что все происходящее имеет отношение к кому-то другому, а не к нему.
Позитивное интерактивное взаимодействие наблюдается во время любой эффективной совместной деятельности. Это может быть процесс обучения, работа над проектами, проведение культурно-массовых мероприятий, совместный досуг и многое другое.
Например, позитивной интеракцией можно назвать ситуацию, когда во время субботника коллектив организации совместными усилиями приводит в порядок территорию перед своим зданием.
Другой пример — совместные действия детей по уборке квартиры к приезду мамы.
Состязательная форма интеракции характерна для бизнеса, профессиональной деятельности.
Именно здесь происходит столкновение ключевых интересов людей, которые стремятся достичь карьерных успехов, реализовать амбиции, обеспечить себе материальное благополучие.
Занимающие одну позицию в компании сотрудники могут соперничать между собой во время выполнения проектов, поскольку каждый будет стремиться обратить на себя внимание начальства.
Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности.
Находящиеся в состоянии неприятия друг друга стороны не могут объединить усилия для достижения цели.
Так, конфликт между супругами, возникший при выборе новой мебели для квартиры, приведет к потере времени, появлению раздражения у обеих сторон, нежеланию прилагать усилия для поиска компромисса.
Что влияет на результат интерактивного общения
Средства общения человека в психологии
Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.
Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.
Слаженное взаимодействие
Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:
- у человека высокая потребность во взаимодействии;
- люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
- неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
- в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.
Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат.
Структура общения
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона − в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения − процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1. Язык − система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, − это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Факторы и основные стили поведения
Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции
Взаимодействие будет эффективным, если субъекты не только правильно понимают ситуацию, но и адекватно в ней себя проявляют. У каждого человека своя манера поведения, она влияет на самоподачу.
Стили взаимодействия
Наименование | Особенности |
Ритуальный | Состоит из приветствий, вежливых вопросов, праздничного общения (юбилеи, свадьбы, корпоративы и т.п.). Стиль задается общепринятой культурой и нацелен на взаимодействие в социуме |
Манипулятивный | Заключается в желании подчинять и контролировать других субъектов, относясь к ним как к средству достижения цели |
Гуманистический | В основе лежат доверительные, честные отношения, терпимость к окружающим, осознание себя как личности |
В результативной взаимодеятельности важен не только стиль поведения, но и вклад каждого участника в общее дело. Здесь можно выделить 3 модели совместного общения:
- индивидуальная деятельность, когда субъект выполняет свою часть функций, независимо от того, как с этим справляются другие члены коллектива;
- последовательная, когда люди вовлечены в конвейер; общая задача решается поочередно каждым из участников;
- взаимодействующая, при которой цель достигается только одновременными совместными усилиями.
Соотношение индивидуальных вкладов определяет форму взаимодействия. В интерактивной стороне общения это проявляется 2-мя типами.
Основные виды интеракции
Способ взаимодействия | Описание |
Кооперация | Определяется объединенными усилиями участников, нацеленных на решение одной задачи. Между членами коллектива органично распределены обязанности и функции, что приводит к плодотворному сотрудничеству. Кооперации присущи такие черты деятельности: • распределение процесса между всеми участниками; • изменение действий субъектов, если деятельность не дает удовлетворения личностных потребностей. Лучшая кооперация – та, что основана на совместно-взаимодействующем общении. |
Конкуренция | Выражается как противостояние участников. При противоборстве для субъекта имеют значение личные цели, которые обычно идут в разрез с задачами партнеров. |
Наиболее яркий вариант проявления конкуренции – конфликт, расшатывающий совместную деятельность.
Конфликт интересов
Типы поведения во время конфликтов
Вариант поведения | Содержание |
Уклонение | Субъект не стремится отстаивать свои права, не высказывает собственную точку зрения, уходит от принятия ответственных решений. Это вызвано сложностью задачи либо отсутствием ее важности |
Соперничество | Активное отстаивание собственных интересов любыми доступными средствами. Жесткая позиция в отношении несогласных участников взаимодействия говорит о большой важности ситуации для субъекта |
Приспособление | Действуя по обстоятельствам, индивид стремится наладить и сохранить благоприятные для себя отношения. Постоянное соглашение с точкой зрения собеседника тормозит личное развитие |
Сотрудничество | Для варианта характерны заинтересованность всех участников интеракции и открытый обмен мнениями. При этом индивид учитывает и собственные интересы |
Компромисс | Краткое определение термина можно представить как взаимодействие, нацеленное на поиск решений, удовлетворяющих каждого участника |
Современная наука конфликтология проводит анализ всех ситуаций и помогает участникам выбрать наиболее приемлемый стиль поведения, используя тесты и тренинги.
Умение пойти навстречу
Поведенческие стили
Вырабатываются в результате возникновения конфликта. Их виды:
- Уклонение. Исход конфликтной ситуации для человека не имеет значения либо нет сил, возможностей решать проблему. Он начинает всячески игнорировать общение, у него отсутствует желание отстаивать интересы, доказывать правоту, сотрудничать для достижения общей цели.
- Противоборство, конкуренция. Активная борьба участников, отстаивание позиций, мнений, интересов. Применяются доступные способы для решения проблемы с пользой в свою сторону. Используется давление или принуждение. Участники стремятся к победе любыми методами и способами.
- Уступчивость, приспособление. Действия участников направлены на создание и сохранение тандема, идиллии в отношениях. Наблюдается сглаживание разногласий путем ущемления собственных интересов. Эта модель поведения используется, если важна не ситуация, а сохранение отношений.
- Сотрудничество. Участники находят альтернативные варианты, удобные пути решения. Происходит удовлетворение потребностей и интересов партнеров не в ущерб собственным стремлениям. Для этой модели поведения присущ компромисс, когда любая проблема решается путем обсуждения и принятия совместного решения.
Поведенческий стиль вырабатывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Зависит от субъективных и объективных обстоятельств.
Факторы, влияющие на процесс контакта
Чтобы взаимодействие получилось продуктивным, нужны определенные обстоятельства. Основные предпосылки включают в себя:
- осознание человеческих потребностей (собственных и участников интеракции);
- умение создавать мотивы, усиливать их, побуждая участников к активному действию в нужном направлении;
- использование различных стимулов, помогающих усилить мотивацию.
Факторы, подкрепленные нравственными нормами, общечеловеческими правилами, помогут избежать конфликтов в процессе контакта и поднимут интерактивное общение на максимальный уровень.
Функция
Данная функция связана с разработкой стратегии, принципа взаимодействия людей.
В итоге организуется совместная деятельность, направленная на получение результата.
Оппоненты получают возможность выстроить общение, наладить сотрудничество и в итоге достигнуть общих целей. Интеракция позволяет сторонам обменяться информацией, совершить конкретные действия.
Подобная функция общения имеет как социальное, так и психологическое значение. С социальной точки зрения происходит налаживание взаимосвязей между членами общества.
Люди выполняют социальные роли, которые соответствуют их положению, и в результате достигают поставленных задач.
Психологическое значение проявляется во взаимном влиянии индивидов друг на друга, в развитии во время совместной деятельности новых умений и черт характера, в установлении межличностных связей.
Процесс коммуникации
Во-первых, он состоит непосредственно из фактического акта коммуникации, в который вовлечены сами коммуникаторы (коммуникаторы). И обычно их должно быть как минимум двое.
Во-вторых, коммуникаторы должны выполнять то самое действие, которое мы называем коммуникацией, т.е. делать что-то (говорить, жестикулировать, иметь определенное выражение лица, «читать» им, указывающее, например, на эмоции, испытываемые в связи с тем, что передается).
В-третьих, необходимо также определять канал коммуникации в каждом конкретном коммуникативном акте. В телефонном разговоре этот канал является органом речи и слуха, в данном случае речь идет об аудио-речевом (аудио-речевом) канале, проще говоря, об слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимается по визуальному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — это способ передать дружеское приветствие по кинезио-тактильному (моторно-тактильному) каналу. Если мы узнаем через костюм, что наш собеседник, скажем, узбек, то сообщение о его национальности пришло к нам по зрительному (визуальному) каналу, но не по зрительно-вербальному, потому что никто ничего не сообщал устно (вербально).
Основная литература
- Андреева Г.М.
Социальная психология: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. «Психология». — Изд. 5-е, испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2010 ; 2008.
- Андриенко Е.В.
Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. — М.: Академия, 2008.
- Богомолова Н. Н.
Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. и направл. «Психология». — М.: Аспект-Пресс, 2010.
- Горянина В.А.
Психология общения: учеб. пособие для студ. фак. соц.. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2007.
- Ковальчук А.С.
Основы делового общения: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Дашков и К, 2007.
- Крысько В.Г.
Социальная психология в схемах и комментариях. — СПб., 2003.
- Крысько В.Г.
Социальная психология: Курс лекций.- 3-е изд. — М.:Омега, 2006.
- Леонтьев А.А.
Психология общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология». — Изд. 3-е. — М.: Смысл: Академия, 2005.
- Майерс Д. Социальная психология. — СПб: Питер, 2003.
- Немов Р.С., Алтунина И.Р.
Социальная психология. — СПб.: Питер, 2009.
- Почебут Л.Г.
Кросс-культурная и этническая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. — СПб.: Питер, 2012.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л.
Социальная педагогическая психология. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб., 2008.
- Социальная психолингвистика:
хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. — М.: Лабиринт, 2007.
- Социальная психология
: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. — М.: Академия, 2007.
- Социальная психология
: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2003.
Виды взаимодействия
В настоящее время, особенностью которого является бурное развитие технологий и науки, у людей стало больше возможностей для реализации интерактивного общения.
Этот процесс подразделяют на следующие виды:
- Деятельность трудовых коллективов. Решение поставленных перед всеми участниками задач и общая работа для достижения результата объединяет сотрудников. Реальные беседы и совещания могут теперь проводиться прямо на рабочих местах. С помощью компьютерных программ или мессенджеров, действующих в режиме реального времени, общающиеся могут не только проводить переговоры, но и обмениваться информацией (файлами).
- Обучение. Занятия в школах или университетах также являются интерактивным общением. Оправдывают себя возможности дистанционного обучения, при котором качество учебного процесса не ухудшается.
- Досуг. Организаторы и исполнители любого общественного мероприятия используют для своего взаимодействия интерактивные стороны общения.
Современные телевизионные программы, которые проводятся в прямом эфире, часто используют обратную связь со зрителями в виде звонков или сообщений.
Такие интерактивные способы общения позволяют демонстрировать в ходе передачи отношение населения к обсуждаемым вопросам, а также проводить прямые линии с первыми лицами государства.