Наша психика – это сложноорганизованная структура. Не до конца изученная, она порой выдает нам не очень приятные сюрпризы в виде различных нарушений и сбоев. Они дезорганизуют нашу личность, поведение и эмоциональное состояние, внося в жизнь немалые трудности. Поэтому лечение психики – важный и сложный путь к восстановлению нашего «Я», требующий комплексного и длительного подхода.
Основы психики
Психика – это способность нашего мозга отражать объективную реальность для взаимодействия с внешней средой. Она состоит из нескольких предшествующих друг другу структур: свойств, процессов, качеств и состояний.
К психическим свойствам можно отнести такие понятия, как сила, спокойствие, уравновешенность. Под понятием психических процессов понимают эмоции, память, чувства, ощущения. Среди качеств психики выделяют интеллект, характер, темперамент, способности. К психическим состояниям относят, например, настроение.
Любые изменения в этих системах, не соответствующие нормальному адекватному реагированию, приводят к нарушениям психики и развитию психических расстройств.
Условно такие нарушения делят на синдромы. Основываясь на них, в дальнейшем диагностируется и строится лечение психического заболевания.
Различают следующие синдромы:
- астения. Сопровождается быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью, лабильностью настроения. Такие люди крайне впечатлительны, отличаются сентиментальностью и раздражительностью. Для данного синдрома характерны частые головные боли и расстройство сна. В общем, астения сопровождается упадком сил, равнодушием к происходящему вокруг. Она не является патогномоничным симптомом, так как может сопровождать различные заболевания;
- обсессии и компульсии. Главный критерий этих расстройств – навязчивость. Навязчивые мысли и действия сопровождают человека постоянно, нарушая его уклад жизни. Примером такого состояния является чрезмерная озабоченность чистотой. Человека постоянно посещают мысли о том, что все предметы вокруг просто кишат бактериями. Из-за этого у него развивается навязчивое желание и действие – постоянно мыть руки, иначе вирусы атакуют организм и вызовут смертельно опасную болезнь. К подобным нарушениям относят всевозможные назойливые страхи: темноты, пауков, большой высоты и т.д.;
- аффекты. Самая распространенная группа психических нарушений. Аффективные расстройства сопровождаются сменой настроения в ту или иную сторону, его ухудшением или резким подъемом. Среди часто встречающихся нарушений этой сферы выделяют депрессии и мании;
- сенестопатии. Это непривычные ощущения внутри и на поверхности тела, не связанные с каким-либо органным заболеванием. Проявляются в виде колющих, стягивающих, зудящих ощущений, чувства жжения, распирания, бульканья и т.д. Они имеют неопределенный характер. И часто больные используют собственные характеристики, чтобы обрисовать картину: чешется в голове, хлюпает в груди;
- ипохондрия. Упорное убеждение в том, что у человека развивается какое-либо заболевание. Ни обследования, ни доводы врачей не могут его разубедить в этой уверенности;
- иллюзии. Это искаженное восприятие реально существующих объектов. Они могут возникать и у здоровых людей. Разница между здоровыми и патологическими иллюзиями заключается в том, что последние появляются под действием сильных чувств. Чаще всего тревоги и страхи таковы: восприятие тени на стене, как ужасного чудовища, изображения на обоях – клубком змей;
- галлюцинации. Восприятие того, чего нет в реальности;
- бред. Основой бредового расстройства являются неадекватные суждения. Но они настолько стойкие и значимые для больного, что разуверить его в них не удается никаким способом;
- кататония. Это двигательные нарушения, проявляющиеся возбуждением или неподвижностью, застыванием в одной позе;
- изменение сознания. Включает в себя несколько видов нарушения: ориентировки в местности, во времени, в своей личности; мышления; памяти. Происходит потеря связи с реальностью, больные не могут дать объяснения происходящему;
- слабоумие. Сопровождается снижением интеллектуальной деятельности, психических процессов в целом. Отсутствует возможность усваивать новую информацию, применять на практике уже имеющиеся знания.
Для специалиста очень важно уметь распознать подобные симптомы у больного. Ведь на их основе будет назначено специфическое лечение психических расстройств, причем для каждого синдрома существует индивидуальный подход.
Подходы в изучении психики
Психика — система достаточно сложная. Ее исследование велось на стыке мифологии, религии, философии, медицины, психологии. Можно выделить два основных подхода к изучению психики: идеалистический и материалистический. Первый подход раскрывал душу как явление вне времени и пространства, как активное начало не только при жизни человека, но и после его смерти. Сторонники второго подхода понимали психику с точки зрения естествознания, они считали: психика — это часть головного мозга. Можно сказать, что наука психология появилась на стыке этих позиций и рассматривает психику и с точки зрения медицины, и как внутренний мир человека. Однако даже в современном мире психология занимает особое место среди всех наук — уж слишком сложна для исследования психика человека. Главная сложность в рассмотрении психических процессов состоит в том, что, хоть и доказана связь психики с деятельностью головного мозга, изучить психику невозможно теми же методами, какими изучаются нейроны или кровь. Не получится зафиксировать и описать мысль или чувство. Кроме этого, психику человека изучает тоже человек. И отделиться от своей психики ученый не может. А у пациента совсем другая психика. Ни сравнить их, ни объяснить, используя четкие однозначные термины, невозможно. Вопросом соотношения материального и идеального в нашем организме занимается психофизиология.
Классификация психических расстройств
Психика человека требует коррекции и лечения в том случае, когда её состояние отличается от нормального. При этом говорят о психическом расстройстве.
Согласно МКБ 10 различают такие заболевания психики:
- Органические психические расстройства. Это нарушения психики, связанные с поражением тканей головного мозга. К его симптомам относят аффекты, снижение когнитивных функций, слабоумие, бред и галлюцинации, кататонии, нарушение эмоционального фона.
- Шизофрения и шизотипические расстройства. Для этих состояний характерны продуктивные и негативные симптомы. К продуктивным относят бред, галлюцинации, расстройства мыслительной деятельности. Из негативных проявлений выделяют скудность эмоций, бедность речи, отсутствие воли, удовольствия, мотивации и желания.
- Нарушения аффекта. Аффект – это проявление человеком его эмоций и чувств. Самое частое нарушение аффективной сферы – это депрессия. Она сопровождается пониженным настроением и неспособностью получить удовольствие. Различают послеродовую, алкогольную, сезонную, меланхолическую, острую, малую ее формы. К другим аффективным расстройствам относят дистимию (нарушение настроения), маниакально-депрессивный синдром.
- Маниакально-депрессивный синдром сопровождается чередованием вспышек депрессии и мании. Мания является обратно противоположным состоянием депрессии. Она проявляется выраженным повышением настроения, двигательным возбуждением и ускоренной психической деятельностью. Маниакальный синдром выделяют также как отдельную патологию.
- Невротические расстройства. Обратимые изменения психики, сопровождающиеся астеническим, навязчивым синдромами, истериями, а также снижением умственной и физической деятельности. Сюда относят неврозы, неврастении, обсессивно-компульсивные и тревожные расстройства.
- Расстройства поведения. Эта группа заболеваний включает в себя нарушения со стороны питания – анорексия, булимия, сексуальные расстройства, нарушения влечений.
- Патологические изменения личности и поведения в зрелом возрасте. Сюда относятся параноидные, шизоидные, диссоциальные, эмоционально неустойчивые, смешанные нарушения. Стойкое нарушение личности, патологии привычек, стремление к поджогам и воровству, нарушение половой идентификации и полового предпочтения.
- Умственная отсталость. Характеризуется снижением когнитивных функций и проявляется в легкой, средней и тяжелой степени.
- Нарушения психического развития. Проявляется в отставании речевого развития, навыков счета, письма и чтения, двигательных и психомоторных функций.
- Эмоциональные и поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.
Психика и нервная система
Как известно, нервная система управляет деятельностью всего организма. Она занимается передачей и переработкой информации, а после формирует ответную реакцию. Нервная система состоит из двух больших частей: центральная нервная система (головной и спинной мозг) и периферическая (нервы, которые проходят через все тело). Если какая-то часть этого сложного механизма нарушена, то страдает весь организм и психика. Нервная система так же уязвима, как и другие органы. Все слышали такую фразу: «нервные клетки не восстанавливаются». Действительно, начиная примерно с 25-летнего возраста нервные клетки коры головного мозга начинают отмирать. Вначале это не слишком заметно, поскольку таких клеток очень много. Но со временем ухудшается память, рассеивается внимание, снижается скорость реакции. Своевременное лечение заболеваний нервной системы позволит сохранить в порядке и психику.
С чего начать лечение
При подозрении на развитие психического расстройства требуется помощь психиатра. На приеме, после тщательного обследования, врач выбирает, каким образом больной будет получать лечение:
- амбулаторно;
- в стационаре;
- диспансерный учет.
Согласно Статье 29 УК РФ, пациент может быть госпитализирован без согласия его и родственников в стационар, если его состояние обуславливает:
- нанесение вреда себе и окружающим;
- отсутствие возможности осуществлять элементарные действия самообслуживания;
- ухудшение состояния, если больной не будет госпитализирован.
Раньше лечение душевнобольных не отличалось гуманизмом и деликатностью. Например, в 1936 году португальский врач Эгаш Мониш предложил способ лоботомии. То есть удаление некоторых частей мозга. После 20 проведенных операций, он огласил результаты. семь подопытных полностью излечились от душевного недуга, еще семь показали заметные улучшения. У остальных состояние осталось на прежнем уровне.
Удивительно, но этот метод приобрел большую популярность, а ее автор даже был награжден Нобелевской премией в области медицины.
В настоящее время терапия душевнобольных проводится в нескольких направлениях и имеет более щадящий подход:
- фармакотерапия;
- психотерапия;
- социальная реабилитация.
Шизофрения
Шизофрения — это комплекс психических расстройств, при котором происходит распад эмоциональных реакций и мыслительных процессов. Проще говоря, нарушается связь между мышлением, эмоциями и моторикой. Проявляться шизофрения может по-разному. Как правило, на начальном этапе у человека снижается эмоциональная восприимчивость окружающего. Затем могут возникать галлюцинации, неадекватные действия (часто нарушающие общепринятые нормы поведения), грандиозные идеи. Также для людей с шизофренией характерны резкие эмоциональные перепады, нарушение моторики и отрешенность от внешнего мира.
Среди причин шизофрении называют наследственную предрасположенность, которая проявляется в результате стрессов, болезней, психологических трудностей. Если у человека в семье или у его близких родственников было это заболевание, ему нужно особо тщательно контролировать свое здоровье и состояние. При малейших колебаниях в поведении незамедлительно обращаться к врачу. Шизофрения не лечится, но чем раньше пациент начнет получать профессиональную помощь, тем больше у него шансов на полноценную социальную жизнь.
Общие принципы медикаментозной терапии
Медикаментозная терапия – основной и наиболее эффективный метод лечения психических расстройств. И является приоритетным способом терапии в период обострения психического заболевания.
Ее успех основан на правильном выборе психофармакологических веществ, способе их введения, а также изменении терапии в зависимости от проявлений болезни. Каждый случай ее назначения должен быть клинически обоснован и опираться на индивидуальные особенности пациента и на симптоматику расстройства.
Следует понимать, что психотропные средства действуют постепенно, по накопительной. То есть, не стоит ждать моментального эффекта с первых дней лечения.
Очень важно строго придерживаться дозировки и курса приема препаратов, назначенных врачом. При самостоятельном снижении дозы или внезапной его отмене наблюдаются психические нарушения в виде выраженной тревожности, плохого сна, галлюцинаторных обострений, а также соматические расстройства, связанные с вегетативной дисфункцией. Возможно также развитие синдрома отмены и резистентности к препарату. Поэтому по достижении стойкого положительного результата, дозу медикамента следует уменьшать постепенно.
Только в случае безрезультатного длительного медикаментозного лечения практикуют резкую отмену лекарства, вводимого в повышенных дозах. Через небольшой промежуток времени терапию возобновляют с применением метода зигзага – быстрого увеличения дозы.
Уделяется внимание и безопасности лекарственного средства. Дело в том, что многие психотические препараты выдают побочные реакции. Наиболее частые из них – упадок сил, отсутствие побуждения к действию, апатия, заторможенность, снижение двигательной активности. Все это носит название «поведенческая токсичность». К тому же существуют такие средства, которые несовместимы с другими медикаментами, применяемыми для лечения соматических заболеваний. Поэтому врач стремится назначать средства, максимально безопасные для здоровья пациента. Исключая также риск передозировки.
Метод введения препаратов зависит от состояния больного. Они могут быть назначены перорально (таблетки, сиропы, суспензии) или парентерально (внутримышечно). В период обострения прибегают к непрерывному их введению. В этом случае хороший эффект дают внутривенные или внутривенные капельные инъекции.
Классификация психофармакологических средств
Выбор препарата для лечения психических расстройств зависит от его симптоматики. Различают следующие группы психотических средств:
Название группы | Действие | Показания |
Нейролептики | Антипсихотическое воздействие, седативный эффект, снижение выраженности психомоторных реакций, купирование чувства страха, | Психозы, тяжелые психические расстройства |
Антидепрессанты | Антидепрессивный и стимулирующий эффект, снимают тревожность и раздражительность. Устраняют апатию, повышают настроение. Нормализуют сон и аппетит. | Депрессии, биполярное расстройство, навязчивые состояния, невроз, коррекция сна. |
Транквилизаторы или анксиолитики | Устраняют тревожность и страх, проявляют успокаивающий и расслабляющий эффект, снотворное и противосудорожное действие | Тревожные расстройства |
Нормотимики | Стабилизация настроения | Биполярное расстройство, депрессия, дистимия, шизотипическое расстройство |
Снотворные | Снотворное, успокаивающее, расслабляющее | Расстройства сна |
Ноотропы | Нормализуют метаболизм в тканях головного мозга. Улучшают умственную деятельность. Возобновляют когнитивные функции | Приобретенное слабоумие, невротические расстройства |
Психостимулирующие средства | Активизация психической активности. Ускоряют мыслительные процессы, устраняют вялость и сонливость. Улучшают работоспособность, настроение. | Астенический синдром при различных психопатологиях |
Депрессия
Депрессия связана прежде всего с расстройством эмоциональной сферы. Основным симптомом депрессии является, с одной стороны, чувство вины и неудовлетворенности жизнью, но при этом отсутствие мотивации, сил и желания к изменениям этой тягостной ситуации. Человек в депрессии часто не чувствует никаких эмоций, в том числе утрачивает способности получать удовольствие. Он становится вялым, апатичным, не испытывает потребности в развлечениях и делах. Обычно депрессия влияет и на физическое состояние — может появиться бессонница, упадок сил, быстрая утомляемость, нарушение пищеварения.
Причины депрессии могут быть как физиологическими (нехватка серотонина), так и психологическими (проблемы в отношениях с близкими людьми, кризис самооценки, резкая смена образа жизни). Лечат депрессию чаще всего комбинированными методами — с помощью лекарств и психотерапии.
Психотерапия
На этапе выздоровления, снижения выраженности симптоматики и становления ремиссии наиболее эффективным методом коррекции психического состояния больного является психотерапия.
Выделяют несколько ее видов:
- индивидуальная;
- групповая;
- семейная.
На первых этапах работы с пациентом более действенной считается индивидуальная терапия. Она поможет наладить контакт с больным и снизить негативное отношение, если таковое имеется. На ее сеансах устанавливается интимная атмосфера и налаживаются доверительные отношения. Она дает возможность раскрыться пациенту, обсудить свою проблему со всех сторон.
Целью индивидуальной психотерапии является помочь человеку осознать свои планы на будущее, как можно быстрее их реализовать. Кроме этого, она позволяет скорректировать поведение пациента и обучить его новым поведенческим реакциям.
Существует множество разновидностей этого рода терапии:
- когнитивно-поведенческая;
- психоанализ;
- суггестивная;
- экзистенциальная;
- телесная;
- рациональная и т.д.
Особо выделяют когнитивно-поведенческую терапию, применяемую при множестве психических заболеваний. В ее основе лежит мнение о том, что психологические дисфункции человека связаны с его неправильными убеждениями и мыслями, а также стереотипным мышлением, которые отражаются на поведении больного. Но его можно скорректировать, благодаря поощрению желательных действий и игнорированием нежелательных.
Данный метод объединяет в себе 2 вида психической терапии: когнитивную и бихевиоральную. Его целью является донести до клиента ошибки его мышления и поведения, являющиеся причиной всех его бед.
Когда применяется:
- расстройства личности;
- аффективные расстройства;
- гипомания;
- невротические нарушения.
Применяется терапия и при обсессивно-компульсивных расстройствах. Как видно, такой метод лечения довольно деликатен, и позволяет решать проблему постепенно и осознанно.
Но не все идут подобным путем. Так, один американец, 19-ти лет от роду, имел навязчивую идею постоянно мыться. Однажды, не в силах больше терпеть своего поведения, решил вопрос кардинально: выстрелил себе в голову. Однако ожидаемого эффекта это не принесло. Парень не умер, а только лишь задел ту часть мозга, которая была в ответе за его навязчивость. После этого жизнь юноши полностью нормализовалась, а патология больше не возвращалась.
Примечание: такой метод лечения патологии является совершенной случайностью. Повторять не рекомендуется!
Резюме
Расстройства психики подростков и взрослых похожи. Но дети в данном случае требуют особо пристального внимания и чуткости. Подростки часто скрывают свое состояние, поэтому родителям приходится самим разгадывать их крики и психи. На психику мальчиков и девочек влияет множество факторов: ситуация в семье, формирование отношений в обществе, стрессы, сложности в учебе, физиологические особенности роста. Следует также учесть, что для диагностики и лечения заболеваний психики у подрастающего поколения очень важен возраст: например, регулярные истерики перед родителями для ребенка в 2-3 года являются обычным делом, не патологией. А вот для подросткового возраста это уже отклонение от нормы. Для определения расстройств у детей используются специальные тесты на психику. «Психом» после визита к специалисту никто ребенка не назовет, а вот проверить его внутреннее состояние очень важно. Стереотип о том, что к психологу и психотерапевту ходят только сумасшедшие, уходит в прошлое. Внимание к своему здоровью, в том числе душевному, может существенно улучшить жизнь и взрослому, и ребенку.
Семейная и групповая психотерапия
Групповая терапия подразумевает образование группы людей, которая находится под контролем психотерапевта. Участники группы общаются между собой о самом сокровенном, о чем не решались сказать ранее никому. Участники беседы рассказывают о своих проблемах, чувствах и переживаниях. Раскрываясь перед другими, они познают себя, свой мир, ищут решения своих проблем. Основа успешной групповой терапии – это искренность в высказываниях.
Семейная терапия основывается на мнении, что семья – это целостная структура, которая живет по своим законам. Взаимоотношения ее членов между собой играют особенную роль в динамике психического расстройства одного из них.
Семейная психотерапия позволяет проанализировать отношения в семье и выяснить, что именно накладывает отрицательный отпечаток на пациента, и заставляет его включать компенсаторные механизмы, чтобы пережить конфликтность в семье.
Установлено, что самая частая проблема семейных отношений – копирование супругами моделей поведения их родителей. Они перекладывают на супруга и детей те же действия, которые осуществляли их матери или отцы. То есть, это своего рода перенос. И партнер по браку или ребенок воспринимается в особом, в основном, не лестном свете (капризный, требовательный, тиран и т.д.). Из-за этого потом появляются трудности в семейных отношениях, накладывающие деструктивный отпечаток на психику одного из ее членов.
Наряду с психотерапией, пациентов с психическими расстройствами в стадии ремиссии подвергают социальной реабилитации. Она дает им возможность выработать элементарные навыки поведения. Например, уход за своим внешним видом, уборка в квартире, поход в магазин, поездки в транспорте, а также получение знаний, которые помогут пациентам окончить школу или получить профессию.
Люди с нарушением психики
Как уже было сказано, заболеваниям психического характера в разной мере подвержен каждый человек. К сожалению, не всегда правильный здоровый образ жизни и бережное отношение к нервной системе могут гарантировать эффект «вакцинации» от подобных заболеваний. Люди с нарушением психики – это не всегда те, кого можно часто наблюдать в фильмах. Не все носят белые смирительные рубашки, слышат голоса и видят то, чего не замечают остальные. Большинство людей, страдающих расстройствами психики – обыкновенные прохожие, которых можно встретить по пути на работу, соседи за ближайшим столиком в кофейне и даже друзья и родные. Однако есть и более серьезные формы заболеваний.
Нарушение психики у детей
Проходя определенные этапы своей жизни, каждый ребенок сталкивается с большим количеством проблем и испытаний. Некоторые стойко переносят все тяжелые периоды, но есть и те, кто оказывается не готовым к подобным условиям. Нарушение психики у детей может начаться под давлением различных факторов.
- Процесс формирования часто сопровождается неприятиям ребенком самого себя и собственного тела. Это вызывает различные поведенческие реакции, как например, переедание или наоборот отказ от еды. Такое расстройство пищевого поведения может привести к анорексии или булимии.
- Травля сверстников. Стоит кому-то одному выделиться, и он становится мишенью для остальных. Школьная травля вызывает нервозы, психозы, депрессию. Могут появиться суицидальные мысли.
- Напряженная ситуация в семье. Очень частой причиной нарушения психики детей становится нездоровая обстановка. Если на глазах ребенка происходит постоянное насилие, то психическое расстройство гарантировано и в последующем может служить причиной развития шизофрении. В попытках убежать от реальности, дети придумывают себе другую жизнь, и остановить этот процесс, особенно в запущенной стадии. Бывает крайне сложно.
- Врожденные психические расстройства детей могут быть вызваны генетической предрасположенностью, а также недопустимым поведением родителей в момент вынашивания малыша.